Руководитель отдела информационных технологий организует работу ИТ-подразделения, решая разнообразные технологические и кадровые вопросы, принимая тактические решения и осуществляя стратегическое планирование. Эту должность занимает опытный IT-специалист, который получает запросы на цифровое обслуживание от всех сотрудников, определяет схему их удовлетворения, отдает приказы исполнителям и контролирует конечные результаты.
В некоторых фирмах руководитель службы ИТ находится в подчинении у заместителя генерального директора по IT или у другого топ-менеджера. А порой один и тот же человек может совмещать руководство ИТ-департаментом и статус заместителя гендиректора. До недавних пор целью работы ИТ-специалистов являлось внедрение цифровых технологий на предприятии, ранее работавшем фактически без использования компьютеров. Сейчас IT-отдел чаще занимается поддержанием существующей системы, ее регулярным совершенствованием, а также управлением ИТ-услугами.
Квалификационные требования
Руководитель ИТ отдела чаще всего имеет высшее образование в сфере информационных технологий. Но иногда в его дипломе указана иная техническая специальность (например, инженерная), дополняемая солидным карьерным опытом в IT-сфере. Опыт для занятия руководящей позиции требуется в любом случае – возглавить службу можно лишь после нескольких лет, проведенных на менее ответственных постах – таких как системный администратор.
Квалификационные требования к должности руководитель ИТ отдела определены в профессиональном стандарте Менеджер по информационным технологиям (Утвержден Приказом Минтруда России №716н от 13.10.2014).
Руководитель направления информационных технологий владеет знаниями в следующих областях:
- Современное компьютерное и сетевое оборудование;
- Различные виды программного обеспечения;
- Программирование;
- Способы автоматической обработки и хранения информации;
- Средства коммуникации, интернет-среда;
- Стандарты технической документации;
- Базовые сведения о ведении бизнеса;
- Трудовое законодательство;
- Управление персоналом;
- Основы экономики.
В каждой организации этот перечень конкретизируется, ключевые моменты формулируются в описании вакансии и должностной инструкции. Сегодня уже невозможно отлично ориентироваться во всем существующем ПО. У каждого человека есть своя специализация, которую он описывает в резюме. Руководитель ИТ инфраструктуры обязан соответствовать потребностям фирмы-работодателя. Начальник ИТ департамента учебного заведения – это не то же самое, что глава службы информационных технологий интернет-провайдера.
Функциональные обязанности
Руководитель направления информационных технологий повседневно планирует текущую работу и прогнозирует долгосрочные перспективы развития. Он участвует в подборе персонала – обычно это выражается в проведении финальных собеседований с кандидатами, предварительно отобранными кадровиками. Начальник отдела определяет полномочия всех специалистов, распределяет обязанности, отдает приказания и проверяет их исполнение. Если нужно, глава департамента инициирует переобучение работников. Также он пишет отчеты о деятельности подразделения и составляет аналитические записки.
Руководитель службы ИТ рассматривает предложения по совершенствованию инфраструктуры, поступающие как от топ-менеджеров, так и от подчиненных. Он обязан квалифицированно оценивать все идеи и прогнозировать возможные последствия их реализации. Кроме того, ему самому надо следить за новостями науки и рынка, чтобы вовремя реагировать на происходящие изменения.
Профессиональные навыки
Глава ИТ департамента создает техническую и программную архитектуру компании, поддерживает в рабочем состоянии информационную систему, которая удовлетворяет потребности всех штатных единиц и приносит успех бизнесу. При этом он отчетливо представляет, на какой бюджет можно рассчитывать при закупке техники или найме ИТ-специалистов, как сократить расходы и в каких случаях экономия нежелательна ради сохранения качества.
Нередко начальника IT-подразделения привлекают к руководству проектами. В таком случае ему приходится в течение определенного срока уделять первостепенное внимание реализации некоей конкретной задачи.
Кроме того, руководитель информационной службы обладает способностями лидера и способен правильно обустроить общий трудовой процесс. Он располагает достаточными данными о способностях каждого профессионала, чтобы понимать – кому оптимальнее всего дать то или иное задание.
Чтобы управлять IT-подразделением, необходимо разбираться во всех нюансах его деятельности. Теоретические знания и практические умения начальника позволяют ему при необходимости самостоятельно выполнить большинство действий, которыми он руководит. Благодаря этому он может давать исполнителям ценные советы и устанавливать разумные временные рамки.
При взаимодействии с топ-менеджерами глава ИТ-направления может четко ответить на все вопросы, связанные с информационной структурой бизнеса. Он понятно формулирует суть возникших проблем и может потребовать выдачи дополнительных ресурсов или изменения неких процессов в деятельности организации.
Наконец, начальник умеет составлять документы, грамотные как с технической, так и с юридической точки зрения.
Сфера IT развивается очень динамично, карьера в постоянно меняющейся обстановке подразумевает непрерывное самообразование и повышение квалификации. Как отмечают эксперты, знания в IT устаревают в течение 3-4-х лет.
Возможность повысить квалификацию для руководителей отдела информационных технологий, подтвержденную дипломом Высшей Школы Экономики, реализована в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Управление ИТ и ИТ-проектами» или программе МВА-CIO.
ТИПОВАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
руководителя (должность указывается в соответствии
со штатным расписанием и реестром государственной службы субъекта
Российской Федерации) информационного центра избирательной
комиссии субъекта Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Настоящая Типовая должностная инструкция разработана в соответствии с Типовым положением об информационном центре избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (далее – Центр).
1.2. Руководитель Центра (далее – руководитель) организует работу Центра и руководит эксплуатацией регионального фрагмента Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы” (ГАС “Выборы”) и работами по его развитию.
1.3. Руководитель Центра назначается на должность и освобождается от должности распоряжением председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (далее – Комиссия) в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными руководителем Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – ФЦИ).
Руководитель непосредственно подчиняется председателю Комиссии, оперативно (по вопросам эксплуатации и функционирования ГАС “Выборы”) – руководителю ФЦИ.
1.4. Руководителем Центра может быть специалист, имеющий высшее профессиональное образование по специальностям “Информатика и вычислительная техника”, “Автоматизированные системы обработки информации и управления” и иным специальностям, опыт и знания по которым необходимы для выполнения должностных обязанностей по занимаемой должности, а также стаж работы по специальности не менее трех лет.
1.5. В своей работе руководитель Центра руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, постановлениями, инструкциями и иными нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, распоряжениями Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, нормативными документами ЦИК России и ФЦИ по вопросам эксплуатации и развития ГАС “Выборы”, нормативными актами Комиссии, распоряжениями и указаниями ее председателя, положением об аппарате Комиссии, положением о Центре и настоящей должностной инструкцией.
В обязанности поста руководителя Центра входит:
2.1. Организационно-методическое руководство деятельностью работников Центра, входящих в штат аппарата Комиссии, и системных администраторов комплексов средств автоматизации (далее – КСА) окружных избирательных комиссий, привлекаемых к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, по гражданско-правовым договорам.
2.2. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты и режима в помещениях Центра.
2.3. Организация работы по учету и хранению программно-технических средств (далее – ПТС) КСА Комиссии, окружных избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий и постановке их на забалансовый учет в Комиссии.
2.4. Обеспечение функционирования КСА избирательных комиссий всех уровней во всех режимах работы системы в соответствии с установленным регламентом, в том числе:
обеспечение эксплуатации и технического сопровождения информационно-коммуникационных ресурсов регионального фрагмента ГАС “Выборы”;
организация работ по техническому обслуживания КСА в соответствии с эксплуатационной документацией;
взаимодействие с сервисными организациями по вопросам согласования объемов и сроков проведения в регионе работ в гарантийный и послегарантийный периоды и контроль за их исполнением;
организация обеспечения КСА расходными материалами и учета их расходования;
организация устранения в соответствии с эксплуатационной документацией аварийных ситуаций в работе КСА;
контроль за использованием средств защиты КСА регионального фрагмента ГАС “Выборы” от несанкционированного доступа и средств антивирусной защиты;
организация сбора, накопления и анализа информации о состоянии и использовании КСА, развернутых в регионе, об использовании информационных и связных ресурсов регионального фрагмента ГАС “Выборы”, о качестве проведения сервисного обслуживания КСА, о работе системных администраторов и представление этой информации Комиссии и, по требованию, в ФЦИ.
2.5. Организация функционирования регионального фрагмента ГАС “Выборы”, в том числе:
обеспечение эксплуатации фрагмента ГАС “Выборы” при проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов, референдумов;
осуществление методического руководства и контроля за использованием ПТС ГАС “Выборы” при проведении региональных и муниципальных выборов, референдумов;
осуществление технического и методического руководства процессом использования специального программного обеспечения ГАС “Выборы” и ведения баз данных на КСА территориальных и окружных избирательных комиссий;
решение совместно с ФЦИ вопросов использования ресурсов ГАС “Выборы” в работе государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, других заинтересованных органов и организаций;
решение совместно с руководством Комиссии вопросов подбора и допуска к работе вновь принятых работников Центра и системных администраторов КСА окружных избирательных комиссий, оценка уровня их квалификации и участие в организации их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, взаимодействие с сервисными организациями и ФЦИ по вопросам их обучения и аттестации, организация контроля трудовой дисциплины, а также учета рабочего времени работников Центра и системных администраторов КСА окружных избирательных комиссий;
обеспечение приема, передачи и хранения информации о ходе избирательных кампаний, кампаний референдума;
контроль за соблюдением регламентов передачи информации в рамках ГАС “Выборы”;
формирование и сопровождение совместно с членами Комиссии и работниками ее аппарата информационных массивов и баз данных;
участие в организации применения технических средств подсчета голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях в случае их использования при проведении голосования;
подготовка по поручению председателя Комиссии представления в СМИ и в сети Интернет информации о ходе избирательных кампаний, референдумов, об итогах выборов, референдумов, организация контроля за ее представлением.
2.6. Организация плановых проверок качества каналов связи, закрепленных за всеми КСА регионального фрагмента ГАС “Выборы”, и участие в них, контроль за проведением организационно-технических мероприятий по поддержанию качества каналов связи.
2.7. Организация выполнения оперативных указаний ФЦИ по вопросам управления региональным фрагментом ГАС “Выборы”.
2.8. Организация и контроль исполнения работ, выполняемых Центром в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) между Комиссией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также между ФЦИ и федеральными органами государственной власти о совместном использовании ресурсов ГАС “Выборы”.
2.9. Обеспечение оперативного управления КСА ГАС “Выборы” нижестоящих избирательных комиссий.
2.10. Контроль информационной поддержки официального сервера (сайта) в сети Интернет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
2.11. Обеспечение соответствия решений, принимаемых Комиссией, инструктивным материалам и нормативным документам по использованию КСА ГАС ”Выборы”.
2.12. Поддержание уровня квалификации, необходимого для исполнения своих должностных обязанностей.
2.13. Оказание методической помощи сотрудникам Центра в использовании ресурсов ГАС “Выборы”.
2.14. Планирование работы Центра с учетом планов работ Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, ФЦИ и Комиссии, осуществление контроля за выполнением этих планов.
2.15. Использование документов и информации, получаемых в ходе служебной деятельности, строго по назначению, без передачи другим лицам и сторонним организациям, учреждениям.
Руководитель Центра имеет право:
3.1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности.
3.2. Получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей и поручений.
3.3. Присутствовать на заседаниях Комиссии, участвовать в обсуждении и подготовке материалов и постановлений по вопросам, касающимся информационных технологий и использования КСА ГАС “Выборы”.
3.4. Участвовать в подготовке и проведении совещаний, семинаров, конференций и других мероприятий, проводимых Комиссией с организаторами и участниками избирательного процесса.
3.5. Требовать от подчиненных ему работников Центра и системных администраторов КСА окружных избирательных комиссий выполнения работ в соответствии с утвержденными планами.
3.6. Проверять выполнение правил хранения и эксплуатации КСА нижестоящих уровней ГАС “Выборы”, осуществлять контроль за их использованием по назначению.
3.7. Вносить на рассмотрение ФЦИ по согласованию с председателем Комиссии замечания и предложения, касающиеся модернизации и совершенствования ГАС “Выборы”.
3.8. Вносить на рассмотрение председателя Комиссии предложения об изменениях и дополнениях в должностные инструкции работников Центра с учетом особенностей субъекта Российской Федерации.
3.9. По согласованию с председателем Комиссии взаимодействовать с информационными службами органов государственной власти Российской Федерации, муниципальных образований, органами местного самоуправления, другими органами и организациями по вопросам использования ресурсов ГАС “Выборы”.
3.10. Вносить на рассмотрение председателя Комиссии, председателей окружных и территориальных избирательных комиссий предложения о поощрении системных администраторов нижестоящих избирательных комиссий и наложении на них взысканий.
3.11. Представлять предложения для включения в планы работы ФЦИ и Комиссии.
3.12. Руководитель Центра имеет иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законами субъекта Российской Федерации.
Руководитель Центра несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей в соответствии с федеральным законодательством и законами субъекта Российской Федерации.