Система и отрасли права: частное, публичное, материальное
- 30.05.2024
Сборник необходимой теории по теме кодификатора 5.3 “Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и процессуальное право, национальное и международное право. Система российского правадля подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
представляет собой систему, состоящую из взаимодействующих и взаимодействующих частей (элементов).
это обусловлено в системе традиционного счета общественными отношениями строение прав, выраженное в разделении всей структуры проникнутых единства и согласия юридических норм в области отраслевых прав, подотрасли прав и правовых институтов.
вся совокупность норм прав данной страны.
Система прав в правовую систему входит в ее состав и определяется типом судебной системы. В отличие от запрета системы системы прав – правая категория, означающая технологии построения прав, его внутренняя структура.
Система прав включает в себя: институтские права, права на подотрасль, права на отрасли.
Система прав, то есть его структура, обусловленная национальными, культурными, историческими положениями и особенностями отдельных стран, рассматривает юридические дела меняющиеся на протяжении столетий.
Система прав основана на основе
1. Во-первых, существующие виды общественных отношений (имущественные отношения регулируют гражданское право, управленческие административные права, отношения по защите жизни, здоровья, безопасности людей, общества и государства – уголовное право, трудовые отношения – – трудовое право, семейные семейные права и т. д.) . д.).
2. Во-вторых, юридический способ (метод) регулирования поведения людей. Одними отраслями (уголовное, административное право) присущ метод регулирования в виде властного приказа государства о запрете, влекущем за собой те или иные действия с установлением юридических прав и ответственности граждан и ответственности лиц
. Права других областей (гражданское право, предпринимательское право и другие) используют метод общих дозволений – предоставляют участникам общественных отношений возможность самостоятельного выбора стандартов поведения (заключение государственного правового соглашения), включая определение взаимных прав и прав.
В российском праве имеются базовые отрасли – конституционное, гражданское, административное и уголовное право, в императивном методе (властный приказ)
), как правило, строго разграничены, В остальных отраслях права эти методы могут сочетаться в различных вариантах (трудовое). , семейное, производственное и иные области права).
Нормы права являются первоначальным элементом системы прав. Из норм, как из кирпичиков, складывается всё здание права — его система. – это отдельное правило поведения, которое устанавливается и обеспечивает соблюдение принципа и обязательно к его выполнению.
Нормы права объединяются в институтах. – небольшая обоснованность норм, предусматривающая обособленную часть отраслевых прав и регулирующих определенный вид однородных
отношений. Правовой институт обособлен в законодательстве в виде отдельного главы или разделов нормативного правового акта. Например, институт купли-продажи, институт дарения в гражданском праве; институт рабочего времени и времени отдыха, трудовой договор в трудовом праве.
Самая крупная составляющая системы прав представляет интересы сторон. – это совокупность правовых норм, содержащая самостоятельную часть системы прав и регулирующих конкретную сферу, область общественных отношений. Например: конституционное, гражданское, административное, уголовное, трудовое, процессуальное, семейное право. Это самое крупное подразделение российской системы прав. Нормы ведущих представлений о правах выражаются, как правило, в форме отдельного систематизированного правового акта — кодекса.
Система прав Российской Федерации включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палаты Федерального собрания РФ, указы Президента РФ и постановления правительства РФ.
Основные области права в РФ (российском праве)
В российской системе прав действуют около 30 отраслей, наиболее важными из которых являются следующие:
1. Материальное право — регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливают права и обязанности субъектов.
- конституционное право с учетом юридических норм и институтов, устанавливающих основы общественного и государственного строя, основные права свободы граждан, систему государственных органов; основы национального самоуправления граждан;
- регулирует отношения в сфере государственного управления, исполнительной власти, обеспечения общественного порядка;
- гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (защита чести, достоинства человека);
- – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере графического судопроизводства;
- арбитражное процессуальное право определяет порядок разрешения экономических споров в арбитражных судах;
- определяет круг общественных действий за деяния, а также наказаний за их совершение;
- регулирует отношения, возникшие в ходе возбуждения, предварительного расследования и рассмотрения в суде уголовных дел;
- регулирует отношения, меняющиеся при исполнении уголовных мер наказания (лишение свободы, ссылка, высылка), устанавливает порядок деятельности учреждений,
- регулирует отношения, которые возникают между работником и работодателем в процессе трудовой деятельности;
- регулирует семейно-брачные отношения;
- регулирует отношения, возникающие в ходе поступления и распределения денежных средств;
- регулирует отношения в области реализации прав собственности на землю, пользование и охрану земель;
- пенсионное право обеспечение правового регулирования пенсионных отношений граждан по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях;
- регулирует общественные отношения в сфере освоения, использования и охраны окружающей среды, всеми субъектами прав природной среды.
— регулирует процедурные и организационные вопросы обеспечения норм материального права, разрешений юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений.
1. Уголовно-процессуальное право – юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.
2. Гражданско-процессуальное право – регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам.
3. Арбитражный процесс – процесс рассмотрения дел в арбитражных судах.
4. Административное судопроизводство – судопроизводство по разрешению оформления дела.
5. Конституционное судопроизводство – судопроизводство в Конституционном суде.
, которое не входит в систему прав ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе прав — это своего рода наднациональная сфера прав.
4. Частное и публичное право
— это область права, которая обеспечивает порядок деятельности органов государственной власти и управления. Предметом правового регулирования являются неимущественные отношения. Это международные публичное право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное и уголовно-процессуальное право.
— область права регулирует отношения деловых кругов. Предметом правового регулирования являются имущественные и неимущественные отношения. Это гражданское право, предпринимательское право, трудовое право и семейное право.
Частные и публичные интересы связаны, поэтому разделение – условное.
Нормативно-правовые акты – официальный письменный документ, закрепляющий правовые нормы, принятые государством. Нормы прав различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены.
Нормативный законодательный акт документ, изданный в особом процедурном порядке органом государственной власти, регулирующим общественные отношения.
Система российского права
Источник права в России – это Конституция, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) и законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, международные договоры и соглашения, ратифицированные в установленном порядке.
Иерархия системы нормативных правовых актов в РФ:
1. Конституция РФ
2. Федеральные законы:
федеральные конституционные законы регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя
текущие (обычные) федеральные законы регулируют всю массу остальных важнейших вопросов жизни общества (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.).
3. Указы Президента РФ
4. Постановления Правительства РФ
5. Нормативные правовые акты министерств и ведомств
1. Конституция (устав) субъекта РФ
2. Законы субъекта РФ
3. Акты высшего должностного лица субъекта РФ
4. Акты органов исполнительной власти субъекта РФ
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативные акты учреждений, организаций.
Система прав постоянно разрабатывается. Появляются новые отрасли. В настоящее время из финансового права в качестве подоотрасли доходы налоговое, бюджетное, банковское право. Как самостоятельные отрасли применяются таможенное, предпринимательское (торговое) право. Иногда говорят о выделении так называемых комплексных прав отраслей: космическое, природоохранное, информационное право.
План по теме “Система права” (Система российского права)
1. Признаки системы права
б) носит объективный характер;
в) наличие структурных элементов;
г) обеспечение принудительной силой государства и др.
2. Структура системы права
а) отрасли права;
б) институты права;
в) нормы права и т.д.
3. Признаки нормы права
а) формальная определенность;
б) регулирует общественные отношения;
г) многократность применения и др.
4. Классификация отраслей права
а) отрасли процессуального и материального права;
б) отрасли публичного и частного права;
в) национальное и международное право.
5. Некоторые отрасли российского права
а) гражданское право;
б) уголовное право;
в) конституционное право и т.д.
Тест по форме ЕГЭ «Понятие права. Система прав. Источники права» (ответы в конце)
1. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма».
1) установлена государством
2) имеет письменную форму
3) совокупность представлений о добре
4) содержит нормативно-правовые акты
5) исполняется в силу внутренних побуждений, привычки
6) охраняется и защищается государством
7) регулятор общественных отношений
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
2. Установите соответствие между примерами правоотношений и отраслями права, которые их регулируют:
А) работники начали законную забастовку
Б) суд назначил опекуна для 3-летнего ребёнка, оставшегося без попечения родителей
В) суд оправдал подсудимого
Г) работник был уволен за прогул
Д) директор кафе был оштрафован за нарушение санитарным норм
1) уголовное право
2) административное право
3) трудовое право
4) семейное право
3. Найдите в приведённом ниже списке отличительные признаки закона как правовой нормы:
1) носят общеобязательный характер
2) возникли в результате обобщения социального опыта
3) принимаются высшим представительным органом
4) нарушение норм обязательно влечёт различные санкции
5) соблюдение обеспечивается принудительной силой государства
4. Найдите в приведённом списке ситуации, в которых была нарушена правовая норма:
1) гражданин М. достиг совершеннолетия, в связи с чем над ним была прекращена опека
2) охранник школы С. заснул во время дежурства
3) семья М. самовольно заняла земельный участок
4) гражданка Ю. расторгла договор аренды квартиры
5) подростки умышленно повредили предвыборные плакаты кандидата на пост мэра
6) гражданин, вызванный свидетелем, не явился в суд
5. Установите соответствие между характерной чертой нормы и её видом:
1) мораль
2) право
А) устанавливаются государством
Б) представляют собой совокупность одобряемых обществом правил
В) появляются задолго до возникновения государства
Г) имеют общеобязательный характер
Д) основными понятиями являются понятия о добре и зле
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите цифру, под которой оно указано:
1) гипотеза
2) диспозиция
3) норма права
4) санкция
7. Установите соответствие между ситуациями и типом правоотношений (отраслями права):
А) гражданин Д. на принадлежащем ему джипе въехал на территорию зоны отдыха на берегу водохранилища
Б) менеджер фирмы вовремя не выехал из дома, попал в автомобильную пробку и опоздал на несколько часов на работу, сорвав рабочее место
В) супруги внесли в брачный контракт договор об имуществе, перешедший в собственность
Г) фирма в установленные договором сроки не смогла установиться в школа пластиковых стеклопакетов
8. Ученица 11 класса, сопоставляющая нормы прав, возникшие при развитии первобытного общества, и нормы обычные, сыгравшие в эпоху первобытности роль в обществе, назвала ряд оснований Учитывая нормы, отличающие ее от обычной нормы. Какие из основных принципов относятся только к правовым нормам?
1) являются регулятором общественных отношений
2) ограничения применяются меры государственного принуждения
3) содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты
4) возникшие противоречия разрешает суд
5) обнаруживаются авторитетом вождя
6) фиксируются в письменных источниках
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех основных понятий, представленных ниже рядов, и запишите цифру, под которой указано:
1) бобный прецедент
2) обычное право
3) источники права
4) нормативно-правовой акт
5) составляют правовые акты
10. Установите соответствие между проступками и расчетами юридической ответственности :
А) невыполнение условий договора займа
Б) опоздание на работу
Г) публичное оскорбление
Д) безбилетный проезд
У вас недостаточно прав для комментирования
Минприроды подготовило законопроект, призванный «урегулировать правовые отношения, связанные с охраной» краснокнижных грибов. Ведомство предлагает приравнять их к редким растениям, чтобы грибы получили аналогичную законодательную защиту. При этом законопроект разрешает «изымать» краснокнижные растения и грибы ради капитального строительства. В 2021 году ведомство уже предлагало схожую инициативу, но отказалось от нее после общественных обсуждений.
На прошлой неделе Минприроды разослало в научные организации проект поправок к ФЗ «Об охране окружающей среды» (документ есть в распоряжении «Ъ»). Ведомство предлагает дополнить федеральный закон новой статьей 60.1 «Особенности охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и грибов». В пояснительной записке уточняется, что сейчас эта тема затронута федеральным законодательством «фрагментарно». Чиновники предлагают распространить на грибы «нормы по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения растений». Тогда бизнес, планирующий «хозяйственную и иную деятельность на территориях и в акваториях, где обитают (произрастают) краснокнижные растения и грибы», обязан будет «разрабатывать и осуществлять мероприятия» по их охране. Более того, для сохранения таких растений и грибов «могут создаваться особо охраняемые природные территории».
Вместе с тем законопроект разрешает «добывание (сбор, изъятие)» краснокнижных растений и грибов «в исключительных случаях».
В основном это научно-исследовательская деятельность, например «мониторинг состояния популяции» или «искусственное разведение с последующим возвратом в природу». Однако в перечне «исключительных случаев» есть пункт «д» — он разрешает такое «добывание» для «осуществления хозяйственной и иной деятельности в отсутствие вариантов размещения объектов капитального строительства (включая линейные объекты) вне мест обитания (произрастания) растений и грибов, занесенных в Красную книгу». В пункте «е» указана схожая причина — «обеспечение безопасного функционирования уже существующих объектов капитального строительства».
«Добывание в исключительных случаях» должно осуществляться по разрешениям, порядок выдачи которых установит правительство РФ.
А оценку «возможного негативного воздействия планируемого добывания» и «допустимости такого добывания в планируемых объемах» должна провести комиссия по рассмотрению материалов на получение разрешительных документов в области сохранения биологического разнообразия. Законопроект предусматривает «обязательное проведение компенсационных мероприятий по восстановлению растений и грибов».
«Принятие законопроекта приведет к существенному ухудшению состояния наиболее редких и уязвимых объектов растительного мира, разрушению среды их обитания,— считает член экспертного совета по заповедному делу, специалист проекта «Земля касается каждого» Михаил Крейндлин.— Это может повлечь за собой уничтожение указанных видов или их популяций». Эксперт полагает, что включение в список пункта «д» «развяжет руки» тем, кто «давно хотел застроить, в том числе и в туристических целях, места произрастания краснокнижных видов».
Эколог настаивает, что прописанные в законодательстве компенсаторные мероприятия «чаще всего не могут не то что увеличить популяцию, а хотя бы восстановить уничтоженное строительством».
«Взаимодействие с исчезающими видами — очень сложный процесс. Нельзя просто так пересадить краснокнижные растения даже на схожую почву — это может привести к их полной гибели,— говорит господин Крейндлин.— Поэтому нужно всеми силами их сохранять. И находить варианты строительства, не мешающие их естественному росту».
В 2021 году, напомним, Минприроды уже анонсировало поправки к закону «О защите окружающей среды», призванные упорядочить вопросы «добывания» краснокнижных растений «для реализации ряда государственных и федеральных проектов развития транспортной и социальной инфраструктуры». В том законопроекте также фигурировал перечень «исключительных случаев», а полномочия по принятию решений предлагалось отдать Росприроднадзору. Но после общественного обсуждения чиновники больше не возвращались к инициативе. Позже координационный совет по экологическому благополучию при Общественной палате РФ заявил, что «добился отмены законопроекта об изъятии краснокнижных растений из естественной среды обитания».
Директор по развитию Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Алексей Ретеюм считает, что новый законопроект имеет ряд преимуществ, так как алгоритм изъятия краснокнижных растений и грибов в научных целях сейчас не прописан. «Зачастую ботаническим садам и питомникам приходится доказывать происхождение краснокнижных экземпляров растений и грибов документально — что они получены не от «черных копателей». Законопроект поможет упростить и упорядочить процесс изъятия, охраны и использования таких видов»,— полагает ботаник. Однако и он указывает, что пункт «д» противоречит существующему природоохранному законодательству. «От имени ВООП мы бы написали положительное заключение на законопроект и рекомендовали бы его к принятию, но только если этот пункт будет исключен из текста»,— сообщил «Ъ» господин Ретеюм.
Руководитель экологического направления юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин подтверждает наличие пробелов в законодательстве об обращении с краснокнижными видами. «Строители постоянно сталкиваются с такими проблемами, особенно в регионах, где территории в большом количестве покрыты лесом. Не хватает четкого кодификатора, с которым можно свериться и определить, что вот тут нельзя строить из-за охраняемых видов,— говорит юрист.— Сейчас на такие растения натыкаются уже в процессе, что удлиняет и удорожает строительство».
По словам господина Никитина, чаще всего это происходит при возведении инфраструктурных объектов, например электросетей. «На Камчатке такие кейсы происходят постоянно,— приводит он пример.— Тут нужен компромисс, как сделать наименее плохо для всех». Юрист подчеркивает, что в последнее время решения Росприроднадзора отличаются взвешенностью, «поэтому опасаться злоупотреблений и манипуляций излишне, а такая норма действительно могла бы упорядочить строительные процессы».
В Минприроды подтвердили «Ъ», что работа над законопроектом 2021 года была «признана нецелесообразной» после общественного обсуждения. Тем не менее от идеи поправок к ФЗ в ведомстве не отказались, поэтому «на данный момент совместно с научным сообществом прорабатываются изменения, которые конкретизируют нормы об особенностях охраны» краснокнижных растений. «После заключений научных организаций, имеющих опыт в изучении и сохранении редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, занесенных в Красную книгу России, законопроект будет доработан и размещен на официальном портале проектов нормативно-правовых актов,— сообщили в пресс-службе Минприроды.— Но говорить о его наполнении на данный момент преждевременно».