Минтруда разработало профессиональные стандарты для стоматолога, фельдшера, медицинской сестры, инструктора ЛФК и патологоанатома

Зарегистрировано в Минюсте России 2 июня 2016 г. N 42399

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Врач-стоматолог”.

Министр М.А. ТОПИЛИН

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 мая 2016 г. N 227н

(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Профилактика, диагностика и лечение заболеваний зубов, полости рта и челюстно-лицевой области

86.23 Стоматологическая практика

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации

A Оказание медицинской помощи при стоматологических заболеваниях 7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза A/01.7 7

3.1. Обобщенная трудовая функция

Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий Врач-стоматолог

Требования к образованию и обучению Высшее образование – специалитет

Требования к опыту практической работы –

Другие характеристики Профессиональное развитие специалиста Для профессионального роста и присвоения квалификационной категории требуется выполнение критериев, соответствующих специальности Основные пути повышения квалификации: – программы повышения квалификации; – программы профессиональной переподготовки; – стажировки; – тренинги в симуляционных центрах; – использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); – участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ 2261 Стоматологи

3.1.1. Трудовая функция

Наименование Проведение обследования пациента с целью установления диагноза Код A/01.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Трудовые действия Первичный осмотр пациентов

Повторный осмотр пациентов

Разработка алгоритма постановки предварительного диагноза

Установление предварительного диагноза

Направление пациентов на лабораторные исследования

Направление пациентов на инструментальные исследования

Направление пациентов на консультацию к врачам-специалистам

Разработка алгоритма постановки окончательного диагноза

Постановка окончательного диагноза

Интерпретация результатов сбора информации от пациентов (их родственников/законных представителей)

Интерпретация данных первичного осмотра пациентов

Интерпретация данных повторного осмотра пациентов

Интерпретация данных лабораторных исследований

Интерпретация данных инструментальных исследований

Интерпретация данных консультаций пациентов врачами-специалистами

Интерпретация данных дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях))

Получение информации от пациентов (их родственников/законных представителей)

Анкетирование пациентов на предмет общего состояния здоровья, выявление сопутствующих заболеваний

Выявление у пациентов зубочелюстных, лицевых аномалий, деформаций и предпосылок их развития, дефектов коронок зубов и зубных рядов; выявление факторов риска онкопатологии (в том числе различных фоновых процессов, предопухолевых состояний)

Необходимые умения Проводить физикальные исследования и интерпретировать их результаты

Выявлять общие и специфические признаки стоматологических заболеваний

Интерпретировать результаты первичного осмотра пациентов

Интерпретировать результаты повторного осмотра пациентов

Обосновывать необходимость и объем лабораторных исследований

Обосновывать необходимость и объем инструментальных исследований

Обосновывать необходимость и объем дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях))

Проводить общее клиническое обследование детей и взрослых

Обосновывать необходимость направления пациентов на консультацию к врачам-специалистам

Анализировать полученные результаты обследования

Обосновывать и планировать объем дополнительных исследований

Интерпретировать результаты сбора информации от пациентов (их родственников/законных представителей)

Выявлять клинические признаки острой и хронической черепно-лицевой боли соматического, нейрогенного и психогенного происхождения

Диагностировать кариес, болезни пульпы и периодонта, заболевания пародонта, слизистой рта

Интерпретировать данные лабораторных исследований

Диагностировать дефекты зубных рядов, патологии пародонта, полное отсутствие зубов

Интерпретировать данные инструментальных исследований

Интерпретировать данные консультаций пациентов врачами-специалистами

Интерпретировать данные дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях))

Диагностировать зубочелюстные деформации и аномалии зубов и челюстей; выявлять факторы риска онкопатологии (в том числе различные фоновые процессы, предопухолевые состояния)

Применять средства индивидуальной защиты

Необходимые знания Биологическая роль зубочелюстной области, биомеханика жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды

Основные принципы диагностики инфекционных заболеваний, медицинские показания к госпитализации пациентов с инфекционными заболеваниями

Топографическая анатомия головы, челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфатической системы, строение зубов, эмбриология зубочелюстной области, основные нарушения эмбриогенеза

Этиология, патогенез, диагностика часто встречающихся заболеваний

Взаимосвязь строения и функционирования зубочелюстной системы с нарушениями со стороны носоглотки, дыхательной и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата

Основные вопросы нормальной и патологической физиологии зубочелюстной системы, ее взаимосвязь с функциональным состоянием других систем организма и уровни их регуляции

Методы диагностики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез у детей и взрослых

Нормальное строение зубов, челюстей и нарушения строения при зубочелюстных, лицевых аномалиях

Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ

Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава

Клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения

Комплексная взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов

Нормальное функционирование зубочелюстной системы и нарушение ее функций при аномалиях прикуса

Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний слюнных желез, врожденных, приобретенных аномалий зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей, лица

Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их диагностика

Значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний

Медицинские показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов дополнительного обследования

Медицинские изделия, применяемые в стоматологии (Принципы устройства и правила эксплуатации)

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем

Порядок оказания медицинской помощи по профилям

Стандарты медицинской помощи по заболеваниям

Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи

Состояния, требующие медицинской помощи в экстренной и неотложной формах

Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях

Клинические проявления и течение часто встречающихся заболеваний, травм и состояний у пациентов пожилого и старческого возраста

Особенности врачебного обследования пациентов пожилого и старческого возраста

Структура заболеваемости в пожилом и старческом возрасте

Правила применения средств индивидуальной защиты

Другие характеристики Соблюдение врачебной тайны

Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами

3.1.2. Трудовая функция

Наименование Назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения Код A/02.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

Трудовые действия Оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при острых стоматологических заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента или без явных признаков угрозы жизни пациента

Подбор вида местной анестезии/обезболивания

Оценка возможных осложнений, вызванных применением местной анестезии

Выполнение физиотерапевтических процедур

Подбор лекарственных препаратов для лечения стоматологических заболеваний

Формирование плана лечения пациента при стоматологических заболеваниях

Лечение заболеваний зубов, пародонта, костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава, слюнных желез

Наблюдение за ходом лечения пациента

Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта, губ, за исключением специализированного приема по лечению предраков слизистой оболочки полости рта и губ

Оценка возможных побочных эффектов от приема лекарственных препаратов

Составление комплексного плана лечения

Специализированный прием по лечению кариеса, некариозных заболеваний зубов, пульпита, периодонтита, пародонтита, заболеваний слизистой оболочки полости рта, за исключением предраков

Уход за пациентами с повреждениями челюстно-лицевой области, лицами с ограниченными возможностями на дому

Консультирование пациента по методам лечения стоматологических заболеваний

Подбор медицинских изделий (в том числе стоматологических материалов) для лечения стоматологических заболеваний

Хирургическая помощь в пределах проведения операции удаления зуба (исключая ретенированные и дистопированные), вскрытие поднадкостничных абсцессов при периостите челюстей

Ортопедическое лечение лиц с дефектами зубов, зубных рядов в пределах временного протезирования, протезирования одиночных дефектов зубного ряда, протезов до трех единиц (исключая протезирование на зубных имплантантах)

Поэтапная санация полости рта (исключая санацию детей в условиях анестезиологического пособия)

Лечение молочных и постоянных зубов

Обоснование наиболее целесообразной тактики лечения

Ортопедическое лечение лиц с дефектами зубов, зубных рядов в пределах частичных и полных съемных пластиночных протезов

Оценка возможных осложнений, вызванных применением методики лечения

Направление пациентов на стационарное лечение при стоматологических заболеваниях в установленном порядке

Устранение очагов инфекции и интоксикации

Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта (исключая лечение детей с проявлениями вирусных, бактериальных, аллергических и других детских инфекций в полости рта)

Оказание квалифицированной медицинской помощи по специальности с использованием современных методов лечения, разрешенных для применения в медицинской практике

Оказание медицинской помощи пациентам при острых и хронических одонтогенных воспалительных процессах, обострении хронических заболеваний челюстно-лицевой области

Оказывать медицинскую помощь в экстренной и неотложной формах

Необходимые умения Назначать медикаментозную терапию при заболеваниях в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями, учитывая фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных средств

Назначать немедикаментозную терапию в соответствии с медицинскими показаниями

Оценивать эффективность и безопасность медикаментозных методов лечения

Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозных методов лечения

Анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологического воздействия

Анализировать действие немедикаментозных методов лечения по совокупности их свойств

Составлять рецептурные прописи лекарственных препаратов, выписывать рецепты при заболеваниях, патологических процессах и состояниях

Использовать лекарственные препараты, медицинские изделия (в том числе стоматологические материалы, инструменты)

Разрабатывать оптимальную тактику лечения стоматологической патологии у детей и взрослых с учетом общесоматического заболевания и дальнейшей реабилитации пациента

Определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов

Разрабатывать план лечения с учетом течения заболевания, подбирать, назначать лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения

Назначать лекарственные препараты для лечения стоматологических заболеваний

Формулировать медицинские показания к избранному методу лечения с учетом этиологии и патогенеза заболевания

Обосновывать схему, план и тактику ведения пациентов, медицинские показания и противопоказания к операции

Применять физиотерапевтические процедуры для лечения и восстановления поврежденных после лечения тканей

Проводить лечение заболеваний твердых тканей зубов, пульпы и периапикальных тканей, пародонта, слизистой оболочки рта

Определять необходимость направления пациента к соответствующим врачам-специалистам

Обосновывать фармакотерапию пациента при основных патологических синдромах и неотложных состояниях

Пользоваться методами лечения дефектов зубных рядов ортопедическими конструкциями в пределах временного протезирования, протезирования одиночных дефектов зубного ряда, протезов до трех единиц (исключая протезирование на зубных имплантатах)

Применять различные методики местной анестезии челюстно-лицевой области, блокады с применением препаратов для местной анестезии, определять медицинские показания к общей анестезии

Применять методы лечения дефектов зубных рядов ортопедическими конструкциями в пределах частичных и полных съемных пластиночных протезов

Обосновывать, планировать и применять основные методы лечения стоматологических заболеваний у детей и взрослых

Применять методы комплексного лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями с учетом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии

Определять объем и последовательность предполагаемых мероприятий по лечению

Необходимые знания Методы использования медицинских изделий, химических средств и лекарственных препаратов для контроля зубного налета

Особенности оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при стоматологических заболеваниях

Группы лекарственных препаратов, их фармакокинетика, фармакодинамика, совместимость лекарственных препаратов

Общие и функциональные методы лечения пациентов с челюстно-лицевой патологией

Основные принципы лечения пациентов с инфекционными заболеваниями

Клиническая картина, симптомы патологии в полости рта, медицинские показания к применению различных методов лечения

Основные методы вспомогательного хирургического лечения пациентов с зубочелюстными аномалиями

Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ

Морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом лечении

Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-нижнечелюстного сустава

Клиническая картина, основные методы ортопедического лечения патологии твердых тканей, заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава

Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний слюнных желез, врожденных, приобретенных аномалий зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей, лица

Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их лечение

Методы лечения зубочелюстных, лицевых аномалий у детей и взрослых

Принципы, приемы и методы анестезии в стоматологии

Принципы устройства и правила эксплуатации медицинских изделий (стоматологического оборудования)

Современные медицинские изделия (аппаратура, инструментарий и материалы), применяемые в стоматологии

Порядки оказания медицинской помощи при стоматологических заболеваниях

Стандарты медицинской помощи при стоматологических заболеваниях

Санитарно-эпидемиологические нормы и требования

Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов у пациентов пожилого, старческого возраста

Психологические, поведенческие особенности пациентов пожилого, старческого возраста

Особенности общей и специальной гигиены пациентов пожилого, старческого возраста

Методика выполнения реанимационных мероприятий

Другие характеристики Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами

3.1.3. Трудовая функция

Наименование Разработка, реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ Код A/03.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

Трудовые действия Составление индивидуального плана реабилитации пациента с заболеваниями челюстно-лицевой области

Наблюдение за ходом реабилитации пациента

Подбор лекарственных препаратов для реабилитации

Оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности с использованием современных методов реабилитации, разрешенных для применения в медицинской практике

Необходимые умения Разрабатывать план реабилитации пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области

Проводить реабилитационные мероприятия при заболеваниях челюстно-лицевой области

Применять методы комплексной реабилитации пациентов со стоматологическими заболеваниями с учетом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии

Необходимые знания Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях и патологических состояниях

Основные принципы реабилитации пациентов с инфекционными заболеваниями

Основные принципы реабилитации пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области

Принципы устройства и правила эксплуатации медицинских изделий в категории “Стоматологическое оборудование”

3.1.4. Трудовая функция

Наименование Проведение и контроль эффективности санитарно-противоэпидемических и иных профилактических мероприятий по охране здоровья населения Код A/04.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

Трудовые действия Проведение профилактических осмотров населения

Назначение профилактических процедур

Подбор лекарственных препаратов для профилактики стоматологических заболеваний

Формирование плана профилактической стоматологической помощи пациенту

Проведение мероприятий по снижению заболеваемости, включая инфекционные заболевания, инвалидизации, смертности, летальности

Выполнение профилактических процедур стоматологических заболеваний

Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта и губ, в том числе онкогигиеническая профилактика и вторичная профилактика онкологических новообразований, за исключением специализированного приема по лечению предраков слизистой оболочки полости рта и губ

Подбор медицинских изделий в категории “Стоматологические материалы” для профилактики стоматологических заболеваний

Оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности с использованием современных методов профилактики, разрешенных для применения в медицинской практике

Краткое профилактическое консультирование

Необходимые умения Проводить профилактические осмотры различных категорий граждан

Проводить профилактику заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ, костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава, слюнных желез

Выполнять предписанные действия при проведении противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях (подача экстренного извещения об очаге инфекции, выявление и наблюдение контактных лиц)

Использовать методы первичной и вторичной профилактики

Применять методы организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе

Необходимые знания Принципы диспансерного наблюдения в различных категориях пациентов и среди населения

Особенности специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний

Особенности профилактики онкопатологии

Этиология, патогенез, профилактика часто встречающихся заболеваний челюстно-лицевой области

Методы профилактики зубочелюстных, лицевых аномалий у детей и взрослых

Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их профилактика

Основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения

3.1.5. Трудовая функция

Наименование Ведение санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни Код A/05.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

Трудовые действия Формирование у пациентов (их родственников/законных представителей) мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек

Формирование у пациентов (их родственников/законных представителей) позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья

Необходимые умения Проводить санитарно-гигиеническое просвещение среди пациентов (их родственников/законных представителей) и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни

Оценивать физическое развитие и функциональное состояние организма пациента

Формировать у пациентов (их родственников/законных представителей) поведение, направленное на сохранение и повышение уровня здоровья

Необходимые знания Основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования

Социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий, токсикоманий, основные принципы их профилактики

Формы и методы санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников

Основные гигиенические мероприятия оздоровительного характера, способствующие укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний

3.1.6. Трудовая функция

Наименование Организационно-управленческая деятельность Код A/06.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

Трудовые действия Предоставление медико-статистических показателей в установленном порядке

Ведение медицинской документации

Контроль выполнения медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала, врачебных назначений

Контроль (оценка) качества оказания медицинской помощи

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов, нетрудоспособности по уходу за больным ребенком, определение медицинских показаний к трудоустройству, переводу на облегченные условия труда, санаторно-курортному лечению

Руководство медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала

Составление плана работы и отчета о своей работе

Анализ основных медико-статистических показателей (заболеваемости, инвалидности, смертности, летальности) населения обслуживаемой территории

Необходимые умения Анализировать качество оказания медицинской помощи

Анализировать показатели заболеваемости, инвалидности и смертности населения обслуживаемой территории

Заполнять медицинскую документацию и контролировать качество ведения медицинской документации

Оформлять документацию, необходимую для проведения медико-социальной экспертизы

Работать в информационно-аналитических системах (Единая государственная информационная система здравоохранения)

Составлять план работы и отчет о своей работе

Анализировать качество и эффективность ведения медицинской документации

Организовывать госпитализацию для лечения в стационарных условиях

Необходимые знания Правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность

Правила оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность

Принципы проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях

Критерии оценки качества медицинской помощи

Особенности ведения медицинской документации

Общие вопросы организации медицинской помощи населению

Стандарты и системы управления качеством медицинских (стоматологических) услуг

Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций

4.1. Ответственная организация-разработчик

Ассоциация общественных объединений “Стоматологическая Ассоциация России”, город Москва

Президент Садовский Владимир Викторович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1 ГБОУ ВПО “Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова” Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва

2 Министерство здравоохранения Российской Федерации, город Москва

Минтруд опубликовал проекты профстандартов сразу по пяти направлениям: «Врач-стоматолог», «Фельдшер», «Медицинская сестра/медицинский брат», «Специалист в области патологической анатомии» и «Инструктор по лечебной физкультуре». Планируется, что все приказы вступят в силу в 2023 году.

Минтруд предложил утвердить профстандарты «Медицинский статистик», «Специалист в области медико-профилактического дела», «Социальный работник» и «Помощник по уходу». Для двух последних профессий обязательным навыком будет умение оказывать первую помощь.

Минтруд разработал четыре новых профессиональных стандарта по профессиям «Медицинский статистик», «Специалист в области медико-профилактического дела», «Социальный работник» и «Помощник по уходу». Проекты приказов, которые должны вступить в силу с сентября 2023 года, опубликованы на портале regulation.gov.ru.

Согласно профстандарту, медстатистику надо получить среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Медико-профилактическое дело», «Лабораторная диагностика», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая». Кроме того, он должен пройти профессиональную переподготовку по специальности «Медицинская статистика».

Среди особых условий допуска к работе значатся только прохождение обязательных предварительных и периодических медосмотров и  отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью. Медстатистик должен вести всю медицинскую документацию, в том числе в электронном виде, пользоваться информационными системами в сфере здравоохранения, а также уметь использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, согласно статье о врачебной тайне.

Специалист в области медико-профилактического дела может иметь должность помощника врача по гигиене, врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача-энтомолога, а также должность лаборанта. Требуется среднее профессиональное образование по специальности «Медико-профилактическое дело» и прохождение программы повышения квалификации по специальности «Гигиена и санитария». Среди необходимых умений — оказание экстренной медпомощи, выявление причин массовых отравлений, обеспечение санитарно-противоэпидемического режима в лаборатории контроля биологического фактора и другие.

Социальный работник должен иметь один из вариантов образования: среднее профессиональное (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих) и профессиональной переподготовки, или общее образование с последующим краткосрочным обучением или инструктажем на рабочем месте. Среди особых условий — социальный работник должен научиться оказывать первую помощь, не иметь судимости.

Помощник по уходу должен пройти программу профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих. Среди особых условий — такому работнику, помимо навыков оказания первой медпомощи и прохождения медосмотров, необходимо будет также предоставлять сведения о вакцинации «согласно национальному календарю профилактических прививок».

Для каких 5 медицинских специальностей вступят в силу новые профстандарты в 2023 году?

Министерство труда опубликовало пять проектов профессиональных стандартов по следующим направлениям: «Медицинская сестра/медицинский брат», «Фельдшер», «Инструктор по лечебной физкультуре», «Врач-стоматолог» и «Специалист в области патологической анатомии».

В профстандартах 2023 года будут отражены новые трудовые функции и требования к образованию и обучению.

Минтруда разработало профессиональные стандарты для стоматолога, фельдшера, медицинской сестры, инструктора ЛФК и патологоанатома

Какие изменения будут ждать медиков после принятия новых профстандартов?

Приказы об их утверждении, которые вступят в силу в 2023 году, будут включать в себя комплекс изменений:

  • Функциональная карта профессиональной деятельности медсестер пополнилась восемью обобщенными трудовыми функциями. Помимо услуг по оказанию медицинской помощи населению по профилю «Сестринское дело», появились перечни работ для специалистов со средним медицинским образованием. Это коснется таких специальностей как «Сестринское дело в педиатрии», «Общая практика», «Диетология», «Физиотерапия», «Сестринское дело в косметологии», «Функциональная диагностика» и «Операционное дело».
  • В профессиональном стандарте для фельдшеров описывается трудовая функция «Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению» не только по профилю «Лечебное дело» (как это было ранее), а также по профилю «Наркология» на догоспитальном этапе. Это значит, что принятый документ будет регламентировать трудовые действия, знания и умения по:
    медицинским освидетельствованиям на состояние опьянения;оказанию медицинской помощи больным с психическими расстройствами, расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ;проведению мероприятий для предупреждения и раннего выявления наркологических расстройств и др.
  • медицинским освидетельствованиям на состояние опьянения;
  • оказанию медицинской помощи больным с психическими расстройствами, расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ;
  • проведению мероприятий для предупреждения и раннего выявления наркологических расстройств и др.
  • Профстандарт для инструкторов по лечебной физкультуре – один из долгожданных документов, на который в будущем смогут опираться специалисты со средним медобразованием и профпереподготовкой по специальности «Лечебная физкультура». В проекте приказа четко прописаны обязанности: инструкторы обследуют пациентов для составления индивидуального комплекса ЛФК, проводят занятия, реализовывают индивидуальный план медицинской реабилитации, контролируют эффективность лечебной физкультуры и организовывают безопасную медицинскую среду.
  • В профстандарте для врачей-стоматологов появятся трудовые функции для специальностей: «Стоматология общей практики», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология хирургическая», «Ортодонтия», «Стоматология терапевтическая» (взрослым пациентам), «Стоматология детская».
  • Предполагается, что профстандарт «Специалист в области патологической анатомии», придёт на смену профессионального стандарта «Врач-патологоанатом», который действует с 2018 года.
    В проекте отражены трудовые функции для следующих должностей: врач-патологоанатом, лаборант, медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант), медицинский технолог.
    На врача-патологоанатома возлагаются такие обязанности как:

    проведение прижизненных патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала, последов;проведение посмертных патологоанатомических исследований (патологоанатомических вскрытий);контроль качества диагностики и лечения на основе клинико-морфологических сопоставлений и др.Внесены и требования к образованию и обучению. К примеру, чтобы стать лаборантом или медицинским лабораторным техником, нужно получить среднее профессиональное образование по специальности «Лабораторная диагностика» и пройти профпереподготовку по специальности «Гистология». Для этих специалистов предусмотрены следующие трудовые задачи: проведение патологоанатомических исследований материала, приготовление гистологических препаратов и ведение медицинской документации.Согласно информации, изложенной в проекте, медицинский технолог в ходе работы осуществляет контроль качества патологоанатомических исследований и санитарно-противоэпидемического режима, а также должен уметь оказать медицинскую помощь в экстренной форме.

  • проведение прижизненных патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала, последов;
  • проведение посмертных патологоанатомических исследований (патологоанатомических вскрытий);
  • контроль качества диагностики и лечения на основе клинико-морфологических сопоставлений и др.

Новые стандарты утверждались и ранее. Так, недавно вступили в силу документы для помощников по уходу, социальных работников и медицинских статистиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *