20 октября 2022 года на четырех территориях нашей страны введено военное положение: Донецкой и Луганской Народных Республик (ДНР и ЛНР), Запорожской и Херсонской областях (Указ Президента России от 19.10.2022 № 756, далее – Указ ). Во исполнение этого решения издан Указ Президента России от 19.10.2022 . Перечень конкретных мер для реализации Указов принимают в постановлениях Правительства России.
Несмотря на отсутствие введенного военного положения, в остальных регионах страны также могут применяться требования, предусмотренные для военного времени (по Федеральному конституционному закону от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (далее – Закону ), п. 3 Указа № 756).
Рассмотрим, почему работодателю важно учитывать принятые требования, знать нормативные акты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, а также – исполнять обязанности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС на предприятии).
Задачи и обязанности гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций работодателя обсудим в статье
Уточните гарантии работникам при командировках на освобожденные территории для восстановления инфраструктуры и обеспечения жизнедеятельности населения.
Сведения об образовательной организации
- Структура и органы управления ОО
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Безопасность
- Безопасное поведение на объектах железнодорожного транспорта
- Грипп, коронавирусная инфекция и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)
СИДИМ ДОМА
План мероприятий на День открытых дверей
11 февраля 2023 года
Что собой представляет положение о наставничестве
Это локальный нормативный акт, которым регулируется весь механизм обучения, начиная с его целей и задач, заканчивая процедурой оценки достигнутых результатов. Вот что должно содержаться в положении о наставничестве, чтобы получилась полноценная структура (обязательные разделы):
- Цели и задачи.
- Перечень должностей, при назначении на которые работники попадают под наставничество.
- Требования к наставникам.
- Порядок назначения и изменения лиц, которые обучают.
- Особенности обучения (сколько стажеров может быть закреплено за одним наставником, как проводятся занятия, сколько времени они занимают, по каким программам занимаются).
- Права, обязанности и ответственность наставников и стажеров.
- Порядок оплаты труда наставников и лиц, которых они обучают.
- Проверка результатов работы наставника и его подопечных, в том числе кто и в какой форме занимается оценкой, какой документ ведет наставник для учета успеваемости и посещаемости, предоставляет ли стажер какую-то итоговую работу и т. п.
Не ограничивайтесь общими фразами, совместно с HR или иным работником подготовьте и утвердите в качестве приложения или дополнения к положению план мероприятий по наставничеству юридического отдела, производственного сектора, иных направлений. Так вы получите полноценный комплект документации, которым удобно пользоваться и руководству, и кураторам, и стажерам.
Пример положения о порядке организации наставничества в компании:
Закон не требует издавать специальный приказ об утверждении положения о наставничестве, достаточно использовать гриф утверждения (п. 5.16 ГОСТ Р 7.0.97-2016 с требованиями к оформлению документов). Но если в вашей организации так не принято, издавайте отдельное распоряжение.
Суть организации ГО и защиты от ЧС
Каждый работодатель должен исполнять обязанности организации в области гражданской обороны. Обязанности ГО и ЧС прежде всего включают инструктажи по ГО и ЧС в организации. Проводит их нужно не реже одного раза в год и в течение первого месяца после приема на работу. Программу вводного инструктажа можно составить на основе Письма МЧС России от 27.02.2020 № 11-7-605.
Обязанности ГО также включают курсовое обучение по гражданской обороне внутри организации для всех ее работников (пп. «г» п. 5 Положения, утвержденного ПП РФ от 02.11.2000 № 841, далее – Положение ).
Кроме того, организация ГО и ЧС на предприятии подразумевает создание учебно-материальной базы для проведения курсового обучения (пп. «г» п. 5 Положения № 841, Письмо МЧС России от 27.02.2020 № 11-7-604).
Определение ГО и обязанности работодателя в ее области узнайте
Какие документы понадобятся
Если руководство решило обучать вновь пришедших сотрудников путем назначения им наставников, задача кадровика — подготовить необходимые ЛНА для функционирования всего механизма обучения. Совместно с юристами и профсоюзом (если они имеются) разрабатывают следующие документы (минимальный список):
- положение о наставничестве на производственном предприятии;
- распоряжение о назначении куратора;
- допсоглашение к трудовому договору наставника.
Обратите внимание: в некоторых сферах законодательством прямо предусмотрена работа кураторов с новичками. Если для вас такой метод обучения обязателен, при разработке документов ориентируйтесь на специальные НПА. К примеру, для государственной гражданской службы разработано Постановление Правительства РФ № 1296 от 07.10.2019, которым регулируется эта сфера. Отдельные разъяснения и требования содержатся еще в Приказе МЧС РФ № 416 от 20.07.2009, Приказе СК РФ № 42 от 29.03.2011 и других документах.
Специалист по гражданской обороне
Для осуществления мероприятий по ГО работодатели назначают сотрудника (ответственного за ГО) или создают специальное подразделение (ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 ). Количество сотрудников, ответственных за ГО и ЧС, зависит от общей численности работников у работодателя и от его принадлежности к особым категориям: первой или второй (Правила, утвержденные ПП РФ от 16.08.2016 ). Категорию по ГО, в частности, присваивают при наличии высокой степени потенциальной опасности возникновения ЧС в военное и мирное время, уникального историко-культурного статуса, мобилизационного задания (заказа).
Требования к количеству ответственных за ГО и их обязанностям. Структурные подразделения (отдельных работников) с полномочиями по решению задач в области ГО обязательно создают (уполномочивают) в тех компаниях, которые отнесены к категории по ГО, независимо их от организационно-правовой формы (порядок установлен ПП РФ от 10.07.1999 , далее – Положение № 782). Это же подразделение (работник) отвечает и за действия организации при чрезвычайных ситуациях (пп. «в» п. 3 Положения № 782).
Количество работников в таком структурном подразделении зависит от общего числа сотрудников организации с учетом ее филиалов и представительств (п. 5.1.1 утвержденного Приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230, далее – Положения ).
Если работодателю присвоена категория, то до 501 сотрудника – назначают одного ответственного по ГО и ЧС, от 501 до 2000 включительно – двух-трех человек, от 2001 по 5000 – трех-четырех, свыше 5000 – пять-шесть сотрудников (п. 5.1.1 Положения № 230).
Работодатели без категорий по ГО могут назначить уполномоченного работника ГО и ЧС в организации по совместительству. Например, сотрудника кадровой службы (Письмо МЧС России от 22.06.2017 № 817-1-1-8).
Требования к квалификации ответственного. Специалист по ГО обязан пройти курсовое обучение и получить об этом справку (п. 2.4 Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденных МЧС России 02.12.2015 ). Сделать это возможно:
- в организациях, которые обучают по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС;
- в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов России;
- на курсах ГО муниципальных образований.
Основные нормативные акты с требованиями к квалификации лиц, ответственных за ГО ЧС:
- Приказ МЧС России от 23.05.2017 № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» (п. 9);
- ПП РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» (п. 5);
- Профессиональный стандарт «Специалист по гражданской обороне», утвержденный Приказом Минтруда России от 27.10.2020 № 748н.
Если в компании не решены вопросы о назначении ответственных лиц и их подготовке, то всю ответственность (в том числе и за не организацию работы) будет нести руководитель компании. Именно руководители несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения от ЧС (п. 4 Положения ).
Ответственность за невыполнение требований по ГО ЧС (ст. 20.7. КоАП РФ)
Как проводить обучение сотрудников
Сотрудники обязаны проходить инструктажи, самостоятельно изучать порядок действий в ЧС, а также принимать участие в ином обучении по ГО и ЧС в организации: например, в учениях и тренировках (п. 4 Положения, утвержденного ПП РФ от 18.09.2020 ).
Если численность работников организации до 200 человек, то работодателю необходимо иметь:
- комплект средств для проведения занятий, например плакаты, слайд-проектор, тренажер для оказания первой помощи;
- уголок по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (это информационно-справочный стенд с материалами по защите от опасностей).
Если же численность работников организации свыше 200 человек, то в каждой такой компании должен быть:
- многопрофильный учебный кабинет (класс);
- учебная площадка (то есть, специально оборудованная территория);
- по одному уголку в каждом административном и производственном здании.
Работодателю нужно разработать и утвердить программу курсового обучения с учетом особенностей деятельности организации на основе примерных программ МЧС России (пп. «г» п. 5 Положения , Примерная программа курсового обучения № 2-4-71-27-11).
Также работодателю важно иметь утвержденный журнала учета занятий по курсовому обучению. В таком журнале руководитель занятий отмечает посещаемость, итоги сдачи нормативов и др. (п. 2.10 Рекомендаций № 2-4-87-46-11). Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения (п. 3.2 Программы ). Форму журнала организация определяет самостоятельно (п. 3.2 Программы № 2-4-71-27-11). Можно воспользоваться формой, приведенной в Приложении 3 к Рекомендациям № 2-4-87-46-11).
О проведении такого обучения необходимо издать приказ. В нем определяют: состав преподавателей, инструкторов, списки учебных групп, расписание занятий, их руководителей (п. 2.9 Рекомендаций , п. 3.1 Программы № 2-4-71-27-11).
Занятия могут проводить:
- члены КЧС и ОПБ организации;
- руководители и сотрудники органов, уполномоченных на решение задач в области ЗНТЧС и (или) ГО.
К расписанию занятий по ГО специальных требований нет. Рекомендуется проводить их в течение года ежемесячно, кроме месяцев массовых отпусков. Кроме того, целесообразно проводить занятия в рабочее время в объеме не менее 12 часов в год (п. 3.1 Программы № 2-4-71-27-11).
Обязанности работодателя при подготовке населения в области ГО (п. 5 Положения № 841):
- разработка программ курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС;
- осуществление курсового обучения работников организаций в области ГО, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;
- создание и поддержание в рабочем состоянии необходимой учебно-материальной базы;
- разработка программы проведения вводного инструктажа по ГО с работниками организации;
- организация и проведение вводного инструктажа по ГО с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
- планирование и проведение учений и тренировок по ГО.
Узнайте, как организовать обучение и проверку знаний по по новым правилам.
Положение о наставничестве в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
1. Настоящее Положение о наставничестве в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее соответственно – Положение, МЧС России) определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в территориальных органах МЧС России, соединениях и воинских частях войск гражданской обороны и организациях МЧС России (далее – организации МЧС России).
2. Целью наставничества в системе МЧС России является оказание помощи сотрудникам Федеральной противопожарной службы, военнослужащим войск гражданской обороны, проходящим службу по контракту, федеральным государственным гражданским служащим и работникам МЧС России (далее – сотрудники) в приобретении ими необходимых профессиональных навыков и опыта работы, соблюдении служебной, воинской или трудовой дисциплины, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда.
3. Задачами наставничества являются:
оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников, в отношении которых осуществляется наставничество;
оказание помощи в адаптации сотрудников к условиям осуществления служебной или трудовой деятельности;
воспитание профессионально-значимых качеств личности сотрудников, ознакомление их с историей и традициями МЧС России;
содействие выработке навыков поведения сотрудников, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;
формирование активной гражданской и жизненной позиции сотрудников, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе, работе (далее – служба);
изучение с сотрудниками требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
реализация мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности сотрудников;
оказание моральной и психологической поддержки сотрудникам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных или трудовых обязанностей.
Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителей организаций МЧС России, наставников, сотрудников кадровых органов, органов психологического обеспечения, профессиональной подготовки, представителей общественных формирований и ветеранских организаций.
Организация наставничества
4. Наставничество устанавливается над лицами, впервые принятыми на службу в систему МЧС России, а также над сотрудниками, перемещенными по службе на другую должность, если выполнение ими функциональных обязанностей требует новых профессиональных знаний и практических навыков.
5. За лицами, указанными в пункте 4 настоящего Положения, наставник закрепляется не позднее одного месяца со дня назначения их на соответствующую должность.
6. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.
7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока действия в следующих случаях:
прекращение сотрудником, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность, служебно-трудовых отношений с МЧС России;
прекращение сотрудником, осуществляющим наставническую деятельность, служебно-трудовых отношений с МЧС России;
невыполнение наставником обязанностей, установленных настоящим Положением;
в других случаях, исключающих осуществление наставничества в соответствии с настоящим Положением.
8. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников организации МЧС России, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.
9. Руководитель организации МЧС России определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы. Максимальное число закрепленных за одним наставником лиц не может превышать трех человек.
10. Утверждение сотрудника в качестве наставника производится приказом руководителя организации МЧС России. Основанием для издания приказа является рапорт непосредственного начальника при обоюдном согласии наставника и сотрудника, в отношении которого будет проводиться наставническая работа.
11. По окончании срока наставничества наставник подготавливает заключение о результатах работы по наставничеству, которое утверждается руководителем организации МЧС России. При необходимости сотруднику, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
12. За наставническую деятельность, на основании отчета о проделанной работе, руководитель организации МЧС России рассматривает в установленном порядке вопрос о поощрении наставника.
13. Работа по наставничеству должна проводиться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МЧС России.
III. Обязанности наставника
14. Наставник обязан:
знать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудника, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки сотрудников;
разрабатывать совместно с руководителем структурного подразделения организации МЧС России индивидуальный план обучения и воспитания сотрудника с учетом уровня его интеллектуального развития, общеобразовательной и специальной подготовки с последующим представлением на утверждение руководителю организации МЧС России;
содействовать сотруднику в ознакомлении с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы в организации МЧС России;
требовать от сотрудника выполнения распоряжений и указаний, связанных с его служебной деятельностью;
оказывать сотруднику индивидуальную помощь в изучении законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
передавать сотруднику накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
всесторонне изучать деловые и моральные качества сотрудника, позитивно влиять на их укрепление и развитие, формировать ответственное отношение к службе, а также внимательное отношение к коллегам по службе;
личным примером развивать положительные качества сотрудника, корректировать его поведение на службе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
Обязанности сотрудника, в отношении которого проводится наставническая работа
15. Сотрудник, в отношении которого проводится наставническая работа, обязан:
изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудника, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки сотрудников;
выполнять в установленный срок индивидуальный план обучения, утвержденный руководителем структурного подразделения организации МЧС России;
знать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в организации МЧС России;
выполнять распоряжения и указания, связанные с его служебной деятельностью;
овладевать избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
ответственно относиться к службе, а также внимательно относиться к коллегам по работе;
развивать у себя положительные качества, участвовать в общественной жизни коллектива, развивать свой общекультурный и профессиональный кругозор.
Руководство наставничеством
16. Организация работы по развитию наставничества является одной из важнейших служебных обязанностей руководителей организаций МЧС России.
17. Руководитель структурного подразделения организации МЧС России, осуществляющий непосредственный контроль за деятельностью сотрудника, в отношении которого проводится наставническая работа, обязан:
представить назначенного на должность сотрудника коллективу структурного подразделения организации МЧС России, объявить приказ о закреплении наставника и ознакомить с ним соответствующих сотрудников;
создать необходимые условия для совместной работы наставника и сотрудника, в отношении которого проводится наставническая работа;
организовать планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, оказывать им методическую и практическую помощь;
осуществлять контроль за деятельностью наставника и закрепленного за ним сотрудника, вносить необходимые изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству;
изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества.
18. Методическое обеспечение деятельности наставников осуществляет совет наставников, создаваемый для оказания помощи руководству организации МЧС России в подборе, обучении, воспитании наставников на основании приказа руководителя организации МЧС России (далее – совет). В иных случаях методическое обеспечение деятельности наставников может возлагаться на соответствующие кадровые органы.
19. Совет создается в организациях МЧС России при наличии не менее десяти наставников и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с советом ветеранов и кадровыми органами.
В совет входят сотрудники, обладающие высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели в службе, богатый жизненный опыт и пользующиеся авторитетом в коллективе, из них избираются председатель и его заместители, которые распределяют обязанности между членами совета.
рекомендует руководителю структурного подразделения организации МЧС России кандидатуры наставников из числа наиболее профессионально подготовленных сотрудников, имеющих богатый жизненный опыт, стаж службы в системе МЧС России не менее двух лет, в том числе в занимаемой должности не менее одного года;
принимает участие в подборе и создании резерва наставников;
оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании сотрудников, в отношении которых проводится наставническая работа;
изучает, обобщает и распространяет передовой опыт работы наставников;
совместно с руководителем организации МЧС России заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и сотрудников, в отношении которых проводится наставническая работа, о проделанной работе.
Совет планирует работу на квартал и не реже одного раза в год отчитывается о своей деятельности на общем собрании наставников.
Кандидатуры наставников для закрепления за сотрудниками, в отношении которых будет проводиться наставническая работа, рассматриваются на заседаниях совета или кадровым органом.
Как назначить наставника
Обычно роль куратора выполняет сотрудник с опытом, который умеет и согласен его передавать. Чтобы у него появились необходимые полномочия, подготовьте два документа: допсоглашение и приказ.
В допсоглашении к трудовому договору пропишите новую обязанность работника с указанием периода ее исполнения и размером доплаты. Если в трудовую функцию уже включены обязанности по обучению и адаптации новых работников, допсоглашение не оформляют.
Приказ о назначении куратора издают в произвольной форме, не забыв уточнить персональные данные куратора и стажера, период наставничества и оплату за него. Кстати, вопрос об оплате работы кураторов решается руководством, и обычно это ежемесячная доплата к основной заработной плате. Фиксированная сумма или процент от оклада — работодатель вправе определить самостоятельно, если только в специальных НПА уже не оговорен этот момент.
Помимо финансового стимулирования, в некоторых компаниях прибегают и к нематериальным методам поощрения. Среди таковых — награждение грамотами особо выдающихся кураторов, доски почета с учетом утвержденного положения о стенде «Лучший наставник», дополнительные выходные или иного рода бонусы за достигнутые результаты.
Какие документы по ГО и ЧС в организации должны быть
Разделим рекомендуемые мероприятия в рамках ГО ЧС на пять групп. Таким образом будет проще определить необходимые документы. Их конкретный перечень зависит от рода деятельности организации. Определить его готовы помочь консультанты по трудовому праву и наши
Среди основных групп мероприятий по ГО выделяют обязанности:
1. По ведению и работников;
2. По организации мероприятий по ГО ЧС;
3. По обеспечению территориальной и информационной безопасности;
4. По подготовке к мобилизационным мероприятиям в области экономики;
5. По информированию и поддержке работников.
Действия работодателя по воинскому учету и бронированию включают:
- информирование военных комиссариатов обо всех военнообязанных работниках, в том числе не стоящих на воинском учете по месту пребывания;
- уведомление работников, не стоящих на воинском учете, о необходимости встать на такой учет;
- выявление (документальное оформление) перечня ключевых работников, необходимых для обеспечения жизнедеятельности организации;
- связь с территориальными органами бронирования;
- оформление брони (по возможности).
При этом работодателю важно исполнить функции по информированию и поддержке работников, а именно:
- уточнить контактные данные работника и способы с ним связи в случай форс-мажоров, возможных задержках на дороге, в связи с организацией дополнительного контроля;
- уведомить о возможных дополнительных мерах по пропуску на территорию организации, клиента и т.д.;
- известить о возможном вызове в военный комиссариат об актуализации данных о военнообязанном;
- выполнить другие функции в зависимости от мер, принимаемых в регионе, на территории организации работодателя и иных компаний, куда работник может направляться.
Таким образом, при организации мероприятий по ГО ЧС работодателю важно проверить (организовать):
- план по ГО и ЧС в организации;
- приказы по ГО ЧС предприятия: приказы ответственных ГО ЧС и их обучения;
- обучение работников в области гражданской обороны по программе, разработанной с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС (Программа );
- проведение с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне и его проведение с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы (пп. «г» п. 5 Положения );
- осуществление мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время, в частности создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- проведение учений и тренировки по гражданской обороне.
При этом для обеспечения территориальной и информационной безопасности работодателю важно принять дополнительные меры по:
- проходу на территорию организации;
- сохранности значимой для бизнеса информации и персональных данных.
Экономические меры работодателя по подготовке к мобилизационным мероприятиям
Подготовьтесь к проверке военкомата по ведения воинского учета в вашей организации с учетом последних
закона и рекомендаций нашего