Основные виды производственных травм и причины несчастных случаев на производстве изложены в Приложении к форме N 7 – травматизм «Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев», утвержденном приказом Росстата от 10.08.2018 N 493 (Приложение 6).
К основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю на производстве, следует относить:
- дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
- падение с высоты;
- падение, обрушения, обвалы предметов, материалов, земли;
- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей;
- поражение электрическим током;
- воздействие экстремальных температур;
- воздействие вредных веществ;
- воздействие ионизирующих излучений;
- физические перегрузки;
- повреждения в результате контакта с животными, насекомыми и пресмыкающимися;
- утопление;
- убийство;
- повреждение при стихийных бедствиях и пр.
Возможность возникновения конкретной производственной травмы (несчастного случая на производстве) зависит от характера рабочего места, характера труда, характера работника и сочетания целого ряда других конкретных условий труда. Общепринятой классификации причин производственного травматизма в настоящее время нет.
Основными причинами производственного травматизма можно назвать следующие:
- конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования;
- эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования;
- несовершенство технологического процесса;
- нарушение технологического процесса;
- нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств;
- нарушение правил дорожного движения;
- неудовлетворительная организация производства работ;
- неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест;
- неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территорий;
- недостатки в обучении безопасным приемам труда;
- неприменение средств индивидуальной защиты;
- неприменение средств коллективной защиты;
- нарушение трудовой и производственной дисциплины;
- использование рабочего не по специальности и пр.
Все перечисленные выше причины производственного травматизма можно разделить на три типа:
- Технические;
- Организационные;
- Личностные (психофизиологические).
1. Технические причины производственного травматизма
Технические причины производственного травматизма можно охарактеризовать как причины, зависящие от «несовершенства» технологических процессов, конструктивных недостатков и технического состояния оборудования, зданий и сооружений, инструмента и средств коллективной и индивидуальной защиты, недостаточной механизации тяжелых работ, в том числе несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировок, наличие прочностных дефектов материалов и износа конструкций; неизвестные ранее опасные свойства используемых веществ и пр. Эти причины еще называют конструкторскими или инженерными.
К ним тесно примыкают, образуя своеобразную подгруппу, нарушения санитарно-гигиенических норм, к которым можно отнести повышенное (выше ПДК) содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, недостаточное или нерациональное освещение, повышенные уровни шума, вибраций, неблагоприятные метеорологические условия; наличие различных излучений выше допустимых значений и пр.
2. Организационные причины производственного травматизма
Организационные причины производственного травматизма целиком зависят от уровня организации труда на рабочем месте и на предприятии в целом. К ним относятся: недостатки в содержании территории, проездов, проходов; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента; недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда; недостатки в организации групповых работ; слабый технический надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и инструмента не по назначению; отсутствие или несовершенство ограждений мест работы; отсутствие, неисправность или неприменение средств индивидуальной защиты и пр.
3. Личностные (психофизиологические) причины производственного травматизма
К личностным (психофизиологическим) причинам производственного травматизма условно можно отнести физические и нервно-психические перегрузки работника, приводящие к его ошибочным действиям. Человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими (статическими и динамическими) перегрузками, умственным перенапряжением, перенапряжением анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), монотонностью труда, стрессовыми ситуациями, болезненным состоянием.
К травме может привести несоответствие анатомо-физиологических и психических особенностей организма человека характеру выполняемой работы. Заметим, что во многих технических системах, в конструкциях машин, приборов и систем управления еще недостаточно учитываются физиологические, психофизиологические, психологические и антропометрические особенности и возможности человека.
Практически все несчастные случаи вызываются множественными причинами и случайным совпадением событий, но в первую очередь допущенными нарушениями требований охраны труда.
В современном сложном и опасном для человека производстве сочетание безопасных по отдельности факторов вместе может в определенных условиях привести к возникновению опасности, а связующим звеном такого сочетания являются, как правило, работники, поведение которых меняется в зависимости от ситуации и условий труда.
Важно различать факторы:
- связанные с так называемым «человеческим фактором» (действиями непосредственного исполнителя);
- организацией работ (действиями совокупного исполнителя – работников работодателя);
- техническими проблемами (неустойчивым технологическим процессом, экстремальными изменениями рабочей среды, отказами и дефектами оборудования).
Но в любом случае основным виновником происшествия оказывается человек, поскольку именно он чего-то не сделал или сделал не то или не так. Строго говоря, чисто технических причин несчастного случая просто не существует, ибо они лишь промежуточные этапы между неправильными действиями и их последствиями. Вместе с тем, формальное разделение причин на технические, организационные и личностные позволяет выявить причины происшедшего несчастного случая и принять необходимые меры по исправлению ситуации.
Анализ показывает, что в последние годы все чаще на первый план выходят проблемы психологического и физиологического напряжения работника, оттесняя совершенствование традиционных условий труда, связанных с физическими факторами окружающей среды (температура, влажность, свет, шум, вибрация и загрязненная атмосфера). Это вызвано относительным снижением физических нагрузок одновременно с ростом психологических и физиологических нагрузок на человека, результатом чего может является хроническая усталость, умственное перенапряжение, обострение отношений с другими работниками и с руководителями. При этом физиологическое и психологическое утомление сопровождается ухудшением качества работы, болезнями, потерей концентрации внимания и координации движений, утратой осторожности и осмотрительности. Все это существенно повышает риск травмирования в одних и тех же физических условиях рабочего места.
Кроме того, нельзя забывать, что безопасный труд предполагает физическую и психологическую готовность работников работать по правилам и выполнять свои функции в соответствии с требованиями охраны труда, располагая достаточным уровнем профессиональной грамотности и осознанной мотивации.
Кроме того, необходимо различать «технические» ошибки типа случайных промахов или неумышленных действий, которые чаще всего встречаются в неоднократно повторяющихся (привычных, стандартных) производственных ситуациях и случайно возникают (например, из-за потери внимания) при многократно отработанных или автоматических по природе действиях, от «интеллектуальных» ошибок типа неправильных действий, которые чаще всего встречаются в нестандартных (непривычных, неординарных) ситуациях, например, при ремонтных или наладочных работах.
«Интеллектуальные» ошибки связаны, в основном, с недостаточными знаниями работника, когда он неправильно оценивает (с позиции безопасности) производственную ситуацию либо неправильно для данной ситуации применяет известное ему правило безопасности либо плохо знает или совсем не знает необходимые для обеспечения реальной безопасности правила. Более того, нередко оказывается, что действующие правила (инструкции) не предусматривали вдруг сложившуюся опасную ситуацию.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА
Травматизм – совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Понятие травматизм всегда предполагает определенную взаимозависимость, причинную связь между данным происшествием (травмой) и внешней обстановкой или внутренним состоянием организма пострадавшего. Эта причинная связь выявляется путем систематического изучения условий и обстоятельств возникновения травмы, анализа внутренних причин и факторов, обуславливающих их повторяемость. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20–49лет, а у женщин – 30–59лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин.
Травматизм является одной из важнейших медико-социальных проблем современности для большинства стран мира. На протяжении всего XXв. актуальность проблемы травматизма росла, при этом отмечается рост травматизма со смертельным исходом, с переходом на инвалидность, с временной утратой трудоспособности. Сегодня в экономическиразвитых странах мира травмы занимают третье место среди причин смерти населения, причем трудоспособного возраста.
Эпидемиологическая ситуация с травматизмом в России крайне напряженная. Ежегодно в стране регистрируется более 12млн.случаев травм и отравлений, из них травмы составляют 93 %, отравления – 1 %, другие несчастные случаи – 6 %. Средний уровень травматизма составляет 120–130случаев на 1000населения. Травматизм у мужчин в 1,5–2раза выше, чем у женщин. Травмы и отравления встречаются в любом возрасте, но чаще – трудоспособном.
Есть два обстоятельства, которые выделяют травмы среди других патологических состояний человек:
1 – связано с внезапностью травм;
2 – связано с тем, что этот фактор неблагоприятного воздействия на организм человека, как правило, становится ясным сразу.
В зависимости от характера внешнего фактора, вызывающего повреждение, приняторазличать механическое, физическое, химическое, биологическое и психическое повреждение.
Механическое повреждение вызывается воздействием на живую ткань механической силы. Характер этих повреждения во многом зависит от вида повреждающего фактора (тупой, острый предмет) и механизма повреждения (ушибы, резаные и колотые раны).
Физические повреждения являются следствием воздействие на ткани организма высоких или низких температур (ожоги, отморожения), электрического тока,различных специфических излучений (рентгеновских).
Химические повреждения связаны с воздействием на ткани химических агентов (кислот, щелочей), отравляющих веществ, продуктов физиологических и патологических выделений организма (желудочный сок, моча).
Биологические повреждения вызываются действием на организм бактериальных токсинов.
Психические повреждения являются следствием воздействия внешнего фактора на элементы центральной нервной системы человека (испуг, страх, возникновение нарушений психики человека).
В клинической практикеразличают следующие виды травматизма: промышленный, сельскохозяйственный, уличный, бытовой, детский, спортивный, авиационный, транспортный, травматизм военного времени.
Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детейразного возраста. Впоследние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во многораз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой. Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физическогоразвития ребенка. Ввозникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственноеразвитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности.
В зависимости от возрастной группы травматизмразделяется на:
●грудной (с момента рождения до 1года);
●преддошкольный (от 1года до 3лет);
●дошкольный (от 3лет до 7лет);
●школьный (от 7лет до 16лет).
На первом году жизни у ребенка быстроразвивается нервная система, формируются нервные рефлексы, и потому влияние окружающей среды отражается на работе коры головного мозга. Вэто время ребенок старается познать окружающий мир и с большим любопытством знакомится со всем новым, что окружает его.
У детей от 1 до 3лет быстроразвивается опорно-двигательный аппарат, малыши учатся ходить, бегать, прыгать, пытаются усовершенствоватьловкость всех видов движений. Вэтом возрасте чаще всего возникают травмы, связанные с падением ребенка и нарушением функции костно-мышечной системы.
У детей от 3 до 12лет появляются новые интересы, формируется свое «я». Любознательность с отсутствием необходимого жизненного опыта и навыков, неумение реально оценить опасность, стремление быстро все сделать нередко приводят к несчастным случаям.
Основные причины детского травматизма:
*халатность взрослых – невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей;
*несчастные случаи – происшествия, вызванные факторами, находящимися вне человеческого контроля, или непредвиденные;
Классификация,разделяющая все случаи детского травматизма в зависимости от места получения травмы:
*бытовой, или домашний травматизм;
*школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в спортзале на уроках физической культуры, учебном классе на переменах и на уроках;
Виды детского травматизма
Характер травмы
Причины травматизма
Бытовой
–ожоги
–переломы
–повреждения связочного аппарата
–ушибы
–падения
–повреждения острыми предметами
–термическое воздействие
–укусы животных
–неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
–отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев;
–недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках;
–употребление табака и алкоголя родителями;
–применение пиротехнических средств;
–дефекты воспитания дома и отсутствие навыков правильного поведения;
–бесконтрольное использование, бытовых приборов;
–ненадлежащий контроль со стороны родителей за времяпровождением детей
Уличный, связанный с транспортом
переломы, ушибы, тяжелые ожоги
–нарушение правил дорожного движения (переход улицы в неположенном месте);
–езда на мотоциклах, мопедах
Уличный (нетранспортный)
падения, переломы, ушибы, растяжения, ранения мягких тканей конечностей
–нарушение учащимися правил уличного движения;
–узкие улицы с интенсивным движением;
–недостаточная освещенность;
–неисправное состояние уличных покрытий, гололед;
Школьный
падения, ушибы, переломы, ожоги, растяжения
–нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, в столовой, при проведении внеклассных мероприятий;
–нарушение требований техники безопасности на уроках физики, химии, биологии, информатики;
–нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий в начальной школе.
Спортивный
ушибы, вывихи, повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей;
–переломы костей;
–травмы головы туловища и конечностей
–нарушения в организации учебно-тренировочных занятий, соревнований;
–неудовлетворительное состояния спортивного инвентаря и оборудования;
–незнание учителем физкультуры группы здоровья обучающихся;
–слабая физическая подготовленность учащихся;
–нарушение дисциплины во время учебного процесса;
–невыполнение требований техники безопасности на уроках физической культуры.
Профилактика детского травматизма
Профилактику детских травм следует осуществлять на трех уровнях:
Общие меры профилактики:
*обучение и выработка соответствующих навыков;
*пропаганда использования средств безопасности;
*коррекция условий окружающей среды;
*повышение безопасности предметов потребления;
*законодательные и административные меры, а также контроль за их исполнением;
*экспериментальные программы на уровне местных сообществ.
Одним из путей предупреждения травм является систематическое формирование у детей полезных навыков, правильного поведения, а такжеразумное управление их действиями с учетом естественного стремления к познанию окружающего мира.
Существующая система гигиенического воспитания учащихся предусматривает освоение темы профилактики травм в процессе программного обучения, внеклассной работы с использованием всех форм санитарного просвещения: устного и печатного слова, наглядных пособий, радио, кино, телевидения.
Важной предпосылкой профилактики повреждений является изучение причин травм.
При профилактике уличного и дорожно-транспортного детского травматизма необходимо:
1.Воспитывать в детях осторожность и сознание опасности игр на улицах, крышах, заборах и т.д. Преподавать им в школе совместно с органами ГИБДД правил уличного движения и поведения на улице. При групповых экскурсиях по городу на практике обучать детей этим правилам.
2.Организовать широкую сеть детских площадок, парков, катков, комнат для отдыха.
3.При перевозке детей использовать специальные кресла.
4.Места переходов улиц оформить яркими указателями.
5.Оградить крыши, заборы, пожарные лестницы.
6.Приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек.
7.Уборка улиц, особенно в период гололеда и листопада.
Медицинские работники школ являются консультантами и помощниками учителей в процессе программного обучения профилактики травматизма. Ввопросах профилактики травматизма родителям нужно оказывать всестороннюю помощь. Поэтому необходимо всемерно повышать педагогическую компетентность и ответственность родителей за воспитание детей. Осуществление и претворение в жизнь многообразных форм профилактики травм среди учащихся в значительной мере зависит от взаимодействия семьи и школы.
Дорожно-транспортными травмами являются травмы, нанесенныеразличного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход).
Одной из ведущих причин смерти от травм являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП).
По данным ВОЗ на них приходится около 25 % всех случаев смерти от внешних причин, из которых более половины погибших в автокатастрофах – это люди в возрасте 15–44лет. Среди детей в возрасте 5–14лет и молодежи 15–29лет дорожно-транспортный травматизм – вторая по значимости причина смерти во всем мире.
В дорожных авариях ежегодно в мире гибнет около 1,3млн.человек, а от 20 до 50млн. получают травмы или становятся инвалидами. Эти цифры могут значительно увеличиться в ближайшие годы, в результате чего дорожно-транспортный травматизм может занять третье место в структуре глобального бремени болезней, уступая лишь ИБС и депрессивным состояниям.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдаетсялетом и впервые месяцы осени. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. Вгородах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. Всельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.
На тяжесть травматизма большое влияние оказывают такие факторы, как скорость, нахождение водителя в нетрезвом состоянии, состояние и категория дороги, тип населенного пункта, погодные условия, а также время года и часы суток. Безответственность взрослых: употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, особенно, скоростного режима, оставление детей без присмотра – часто стоят детям не только здоровья, но порой и жизни.
В структуре дорожно-транспортного травматизма значительно выше удельный вес множественных и сочетанных повреждений и достигает 10 %. Вследствие чего этот вид травматизма характеризуется высокой степенью тяжести по сравнению с другими травмами: смертность при нем выше в 12раз, инвалидизация – в 6раз, а потребность в госпитализации – в 7раз.
Из числа пострадавших в ДТП около 70 % нуждаются в стационарном лечении, а летальность составляет 15–20 %, причем в 50–55 % случаев смерть наступает на месте происшествия, в 2,5 % случаев – в процессе транспортировки, в 6 % случаев – в приемных отделениях и в30–40 % случаев – в других отделениях стационаров. Госпитальнаялетальность пострадавших в ДТП пациентов в 4,5раза выше, чем при других заболеваниях. Это объясняется тем, что основными повреждениями являются переломы костей (30 %), множественные и сочетанные повреждения (30 %), травмы головного мозга (25 %). Следует особо отметить высокую частоту травм головы, которые отмечены более чем у 50 % пострадавших в ДТП.
Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение к соблюдению правил дорожного движения:
*проезд на красный цвет;
*вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
*непристегнутый ремень безопасности;
*переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.
Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями – одна из наиболее острых проблем современности. ВОЗ и сотрудничество в рамках ООН в области безопасности дорожного движения призывают правительства и неправительственные организации во всем мире привлекать внимание общественности к ДТП, их последствиям, а также к мерам, которые можно принять для их предупреждения. Успешное решение проблемы по снижению травматизма и смертности от внешних причин возможно только при условии совместных действий государственных структур на межведомственном уровне, поддержке проводимых мероприятий (по формированию здорового и безопасного образа жизни) общественными организациями и, что очень важно, широкими массами населения.
За последние несколько десятилетий травматизм был признан проблемой, которую можно предотвратить с помощью скоординированных действий общественного здравоохранения. Мнения изменились, и теперь профилактика травматизма воспринимается как обязанность общества, и признается, что системная профилактика на доказательной основе является более эффективной мерой, чем трактовка травматизма как случайных и неизбежных несчастных случаев, которые можно смягчить посредством просвещения. Сектору здравоохранения в этом новом подходе отводится центральная роль, документально фиксируя бремя, отбирая данные о том, что дает наибольший эффект, устанавливая приоритеты и привлекая к участию другие сектора для выработки планов профилактики.
В предотвращении ДТП заинтересованы все, кто участвует в уличном и дорожном движении. Для безопасности дорожного движения наиболее эффективными и малозатратными методами, снижающими риск дорожно-транспортных происшествий, согласно «Концепции профилактики неинфекционных заболеваний» являются:
*минимизация повреждений, связанных с обстоятельствами высокого риска (например, увеличение легального возраста вождения мотоцикла);
*строительство безопасных дорог (установка ограничителей скорости);
*рациональная организация и регулирование уличного движения;
*строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
*обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность;
*надзор за детьми и их досугом;
*побуждение и поддержка населения в отношении безопасного поведения на дороге (усиление законов по соблюдению скоростного режима, широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением – печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.);
*осуществление контроля за содержанием алкоголя в крови;
*обеспечение и использование ремней безопасности;
*помощь всеми участниками дорожного движения, т.е. лицами «первого контакта умение оказать первую».
Производственный травматизм – совокупность повреждений, встречающихся у людей в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей. Взависимости от вида производственной деятельности выделяют промышленный травматизм и сельскохозяйственный травматизм. Для каждой из ведущих отраслей промышленности характерен определенный вид травмы, зависящий отразличий технологического процесса. Втесной связи с промышленным травматизмом находится профессиональный травматизм, под которым понимается совокупность факторов и условий, вызывающих хроническую травму и связанные с ней патологические процессы. Ксельскохозяйственному травматизму относятся травмы, связанные с выполнением сельскохозяйственных работ. При этом повреждения, возникающие при сельскохозяйственных работах, нередко совпадают с производственными травмами (ушибы, раны и пр.), обусловленными механизаций сельского труда.
ВРоссийской Федерации в результате несчастных случаев на производстве ежегодно погибает более 3,5тыс. человек, около 12тыс. получают тяжелые травмы, около 75тыс. – легкие травмы; ежегодно регистрируется порядка 7–8тыс. случаев профессиональных заболеваний. Все это сопровождается значительными социальными и экономическими потерями. По расчетам Минздравсоцразвития России, эти потери практически равны планируемому Правительством РФ ежегодному приросту объема производства. Несмотря на это, в стране пока не созданы эффективные законодательные и экономические механизмы заинтересованности работодателя в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, сохранении и укреплении здоровья работников.
Основные причины производственного травматизма:
*технические причины – не зависящие от уровня организации труда на предприятии. Например: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования, недостаточная механизация тяжелых работ, несовершенство предохранительных устройств и т.п.;
*организационные причины, которые зависят от уровня организации труда на предприятии. Например: недостатки в содержании территории, нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; и т.п.;
*санитарно-гигиенические причины. Например: содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, превышающих ПДК; недостаточное или нерациональное освещение; повышенные уровни шума, вибрации; наличиеразличных излучений выше допустимых значений и т.п.;
*личностные (психофизиологические) причины, к которым относят физические и нервно-психические перегрузки работающего:
●заболевание или утомление рабочего,
●неудовлетворительные бытовые условия,
Профилактика производственного травматизма
Организация здравоохранения (ВОЗ) на LXсессии Всемирной Ассамблеи Здравоохране ния одобрила и приняла Глобальный план действий по охране здоровья работаю щих на 2008–2017гг., в котором подчеркивается, что трудящиеся представляют собой половину общей численности населения всего мира и вносят основной вклад в экономическое и социальноеразвитие. Вдокументе выражена озабоченность состоянием здоровья работающих во многих странах мира и степенью их подверженности профессиональным рискам.
Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008–2017гг. в полной мере согласуется с положениями конвенции МОТ №187, а также Целевой программы МОТ по охране труда и производственной среды «За безопасный труд». Основные направления названной программы – это:
–разработка политики и программ профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе эффективного управления профессиональными рисками на рабочих местах;
–расширение мер эффективной защиты жизни и здоровья наиболее уязвимых групп работников, подверженных профессиональным рискам;
–активное содействие органам государственной власти, объединениям работодателей и работников в области охраны труда.
Несомненно, приоритет должен отдаваться первичной профилактике профессиональных рисков для здоровья. При этом работники имеют право на полную информированность о потенциальных рисках на рабочих местах и должны быть обучены безопасным с точки зрения гигиены труда приемам ведения работы. Это важно для участия их в оценке и управлении рисками.
Таким образом, охрана и укрепление здоровья работников предполагают, прежде всего,разработку мероприятий по оценке, учету и управлению рисками на рабочем месте. Важнейшее значение в предупреждении профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний имеют обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работающих. Основная задача периодических медицинских осмотров – выявить наиболее ранние признаки воздействия неблагоприятных производственных факторов, а также общие заболевания, являющиеся противопоказанием для продолжения данной профессиональной деятельности.
Возрастает роль системы мониторинга за состоянием производственной среды и здоровьем работающих как составной части социально гигиенического мониторинга. Повышается значимость аттестации ра бочих мест по условиям труда.
В рамках Программы сотрудничества России – ЕС реализован проект сближения Российского законодательства с законодательством Европейского союза и другими документами, принятыми международными организациями (ВОЗ, МОТ) по охране здоровья работников и их безопасности.
В стране уделяется большое внимание научно-методическому обеспечению профилактики профессиональных и производственно обусловленных заболеваний (ПОЗ) населения трудоспособного возраста. За последние годы сотрудниками ГУ НИИ медицины труда РАМН совместно со специалистами учреждений, сотрудничающих в рамках Научного совета «Медико-экологические проблемы здоровья работающих», разработано и внедрено в практику более 150нормативных и методических документов поразличным аспектам профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.
В задачи национальной системы медицины труда входят анализ и оценка профессиональных рисков, обеспечение первичной профилактики профессиональных, производственно обусловленных и общих заболеваний, диспансеризация работающего населения, оказание первичной и специализированной профпатологической помощи,разработка образовательных программ по реализации здорового образа жизни.
В основе структуры национальной системы медицины труда должен стоять Российский национальный центр медицины труда, функционирующий под управлением РАМН и Министерства здравоохранения РФ, его служб и агентств, в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государственными, негосударственными, общественными организациями и работодателями.
Представляется целесообразным создать Российский национальный центр медицины труда (РНЦМТ) на базе ГУ НИИ медицины труда РАМН, который является сотрудничающим центром ВОЗ и головной организацией по медико – экологическим проблемам здоровья работающих в стране.
Основные мероприятия по предупреждению производственного травматизма связаны с предотвращением основных типов причин травматизма: технические, организационные, медико-гигиенические, личностные.
Организационно-административные мероприятия. Выделение необходимых средств на улучшение условий труда и технику безопасности, улучшение технических и санитарно-гигиенических условий на всех рабочих местах, строгий контроль за соблюдением правил техники безопасности, рациональное распределение трудовых заданий с учетом индивидуальной подготовленности, стажа работы, возраста, постоянная технизация и автоматизация производства, замена морально устаревшего и неисправного оборудования на новое, более совершенное, снижение удельного веса ручного труда.
Технические мероприятия. Устранение технических причин связано с совершенствованием технологических процессов, заменой оборудования, имеющего конструктивные недостатки и большую изношенность, постоянным мониторингом (диагностикой) технического состояния оборудования, зданий и сооружений, инструмента и средств коллективной и индивидуальной защиты. Эффективными и чисто техническими мерами безопасности являются инженерные меры защиты людей от источников вредного воздействия посредством изоляции опасных элементов, а также установки барьеров между работниками и потенциальными источниками травмы. Кним относятся (но ими не исчерпываются) автоматизация, дистанционное управление, применение вспомогательного оборудования и автоматической защиты. Большую роль играет и нормализация условий труда: качественная атмосфера, хорошее освещение, отсутствие шума и вибраций, нормальный микроклимат и т.п.
Медико-социальные мероприятия. Систематическое изучение причин производственного травматизма, выработка конкретных рекомендаций и контроль за их реализацией. Постоянный контроль за состоянием здоровья всех работающих и организация плановых лечебно-оздоровительных мероприятий, своевременные переводы на другие виды производственной деятельности с учетом физических возможностей и состояния здоровья, систематическое улучшение условий труда и быта, повышение санитарной грамотности работающих. Участие врача (фельдшера) здравпункта совместно с представителями служб охраны труда и техники безопасности, администрации, профсоюзной организации в изучении обстоятельств, при которых была получена производственная травма, позволяет более объективно установить ее причины, определить конкретные пути профилактики травматизма. Среди основных медицинских аспектов борьбы с травматизмом важное значение имеют учет и регистрация травм. Учет производственных травм должен проводиться на всех этапах оказания помощи пострадавшим: санитарным постом, здравпунктом, поликлиникой, травматологическим (хирургическим) отделением стационара. Наиболее простой является форма учета травматизма на здравпунктах, где в журнал регистрации амбулаторных больных заносятся самые необходимые сведения. Правильная организация медицинского обслуживания пострадавших при производственных травмах преследует цель максимально ускорить восстановление их здоровья и трудоспособности и предупредить осложнения и инвалидность.
Предотвращение личностных (психологических и психофизиологических) причин травмирования связано с подбором кадров, а также с постоянным его обучением, инструктированием и воспитанием, которые стимулируют безопасное поведение работников.
К эффективным мероприятиям относятся квалифицированное проведение вводного, первичного (на рабочем месте), периодического (повторный), внепланового и текущего инструктажей работников по технике безопасности.
Вводный инструктаж должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.
Инструктаж на рабочем месте (первичный) должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственную практику. Этот инструктаж знакомит с правилами техники безопасности непосредственно на рабочем месте, а также с индивидуальными защитными средствами.
Периодический (повторный) инструктаж проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны проходить работники торговли и общественного питания (не реже одногораза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одногораза в три месяца).
Внеплановый инструктаж проводится на рабочем месте при замене оборудования, изменении технологического процесса или после несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа.
Текущий инструктаж проводится после выявления нарушений правил и инструкций по технике безопасности или при выполнении работ по допуску – наряду.
Специальное курсовое обучение по технике безопасности организуется для лиц, которые по условиям работы подвергаются повышенной опасности.
Для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятиях оборудуются кабинеты или уголки по технике безопасности, гдеразмещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности, индивидуальные средства защиты, приборы для измерения шума, света, вибрации и так далее. Систематическое проведение лекций, бесед, инструктажей с использованием наглядных пособий, кинофильмов и телевизионных передач, является действенным способом пропаганды техники безопасности на производстве. Чтобы работники имели необходимые представления обо всех видах риска, потенциальных опасностях и опасных элементах оборудования, которые присутствуют на рабочем месте, и могли знать, когда они подвергаются той или иной опасности и каковы могут быть последствия их действий, требуются соответствующее образование, подготовка (обучение и тренировка) и опыт работы.
К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68–70 % случаев, ушибы и растяжения в 20–22 %, ранения мягких тканей в 4–6 %. Главным образом повреждаются конечности (83–85 %).
Причинами уличного травматизма являются:
*административно-хозяйственные нарушения (недостаточная освещенность и сигнализация; неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п);
*употребление психоактивных веществ.
Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:
*рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т.д.);
*освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
*широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.);
*борьба с употреблением психоактивных веществ, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии опьянения.
Бытовой травматизм – к нему относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего: в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т.д. (падение с высоты, травма во время уборки квартиры, ожоги во время приготовления пищи и пр.). Многообразие моментов, лежащих в основе бытовой травмы, обуславливает и различную степень тяжести этих повреждений. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т.д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3–4раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18–25лет они возникают в 4–5раз чаще, чем у людей 45–50лет.
Профилактика бытовых травм включает:
*улучшение условий быта;
*расширение коммунальных услуг населению;
*рациональную организацию досуга;
*проведениеразнообразных культурно-массовых мероприятий;
*широкую антиалкогольную пропаганду;
*целенаправленную работу по созданию здорового быта;
*организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
*широкое привлечение общественности.
Спортивный травматизм наблюдается у людей, занимающихся спортом, во время тренировок или спортивных состязаний. Спортивный травматизм редко приводит к летальным исходам, однако спортивные травмы оказывают существенное влияние на здоровье спортсменов, как непосредственно после травмы, так и вотдаленном будущем. Среди всех заболеваний спортсменов около 45 % приходится на травмы и травматические заболевания опорно-двигательного аппарата. Вспорте наибольшее количество травм обусловлено воздействием физических (механических и температурных) факторов, а среди них наиболее часто встречаются именно механические.
Все причины спортивного травматизма можноразделить на следующие группы:
*причины организационного характера;
*причины, обусловленные индивидуальными особенностями спортсмена;
*недостаточная физическая и техническая подготовка спортсмена;
*плохая психологическая подготовка спортсмена;
*нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований.
Основные мероприятия по профилактике:
*контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма важна, так называемая, страховка и помощь на занятиях;
*технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обуви и снаряжения спортсмена;
*использование специальных защитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники, напульсники и т.д.);
*защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т.д.);
*медицинский контроль за занимающимися спортом. Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, перед возобновлением занятий после перерыва;
*воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности;
*обязательный анализ спортивных травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.
Военный травматизм – совокупность повреждений у лиц, находящихся на воинской службе и участвующих в военных действиях.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Укажите один верный вариант ответа.
1.Профилактика дорожно-транспортного травматизма у детей это:
а)обучение правилам поведения на дороге
б)обучение правилам поведения в транспорте
в)использование кресла для перевозки детей
г)строительство детских площадок вдали дороги
2.Вобязанности врачей медико-санитарной части предприятия не входит:
а)оказание квалифицированной медицинской помощи
б)профилактическое наблюдение за состоянием здоровья работающих
в)надзор за соблюдением правил техники безопасности
г)внедрение новых технологий производства
3.Профилактика спортивного травматизма включает:
а)правильное планирование учебно-тренировочного процесса
б)разработка индивидуальных планов спортсменов
в)обеспечение надежной страховки спортсменов
г)обязательное проведение врачебного контроля;
БольнаяШ., 30лет, бухгалтер, поступила в приемное отделение травматологической больницы с жалобами на боли в нижней трети правого предплечья, невозможность движений в правом лучезапястном суставе.
Из анамнеза: Травма получена 1час тому назад при падении на улице на льду, с упором на правую верхнюю конечность – на ладонь. Самостоятельно обратилась в травматологическое отделение.
Объективно: состояние удовлетворительное. Положение конечности вынужденное. Больная фиксирует поврежденную конечность здоровой. Определяется патологическая подвижность и крепитация в нижней трети правого предплечья. Активные и пассивные движения невозможны из-за боли. Неврологических симптомов
1.Определите вид травмы.
2.Возможная причина травмы.
3.Мероприятия по профилактике полученной пациенткой вида травмы.
Травматизм
Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм – часть общей заболеваемости населения.
В нашей стране травмы подразделяют на:
- промышленные,
- сельскохозяйственные,
- строительные,
- на транспорте и др.
- бытовые,
- уличные,
- дорожно-транспортные,
- спортивные,
- школьные,
- детские и пр.
Производственный травматизм.
Производственная травма – травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.
Причины производственных травм разделяются на:
- недостатки в организации и содержании рабочего места,
- применение неправильных приемов работы,
- недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности,
- допуск к работе неподготовленных рабочих,
- плохая организация трудового процесса,
- отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.
- отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты,
- неправильное освещение рабочих мест,
- чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль,
- недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
- заболевание или утомление рабочего,
- недостаточная квалификация,
- неудовлетворительные бытовые условия,
- алкогольное опьянение.
Травматизм бытовой.
Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в доме, квартире, во дворе и т.д. К нему относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы – приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.
- улучшение условий быта;
- расширение коммунальных услуг населению;
- рациональную организацию досуга;
- проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
- широкую антиалкогольную пропаганду;
- целенаправленную работу по созданию здорового быта;
- организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
- широкое привлечение общественности.
Дорожно-транспортный травматизм.
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.
Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:
- превышение скорости;
- проезд на красный цвет;
- вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
- непристегнутый ремень безопасности;
- переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.
Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями – одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.
Уличный травматизм.
К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).
- плохая организация уличного движения,
- узкие улицы с интенсивным движением,
- недостаточная освещенность и сигнализация;
- нарушение пешеходами правил уличного движения;
- неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.
- рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
- рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
- обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и т. п.);
- надзор за детьми и их досугом;
- широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).
Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.