ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПЕРАТИВНО ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 сентября 2022 г. N 894

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ

К ВЕДЕНИЮ И ХРАНЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ОПЕРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. Утвердить прилагаемые требования к ведению и хранению документации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативно-технологического управления.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

приказом Минэнерго России

I. Общие положения

1. Настоящие требования устанавливают:

общие требования к ведению (составлению и подписанию, ознакомлению работников субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии) и хранению, в том числе на рабочих местах диспетчерского и оперативного персонала, оперативного журнала, журнала распоряжений, документов по вопросам организации и проведения подготовки и подтверждения готовности работников субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к работе в сфере электроэнергетики, в том числе прохождения ими обязательных форм работы с персоналом и оформления их результатов, и иной технической, в том числе инструктивной и оперативной, документации, разрабатываемой, утверждаемой и (или) применяемой при организации и осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативно-технологического управления (далее – документация), включая способы ведения и хранения документации;

требования к ведению и хранению документации, дифференцированные для каждого способа ведения и хранения документации и применительно к отдельным видам документации.

2. Предусмотренные настоящими требованиями положения о хранении документации распространяются на случаи хранения, в том числе архивного, подлинников и копий документации, а также на использование документации субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, в том числе ее нахождение на рабочих местах диспетчерского персонала диспетчерских центров субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и оперативного персонала субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии, и обеспечение наличия у субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии документации, в том числе в архиве.

3. Настоящие требования распространяются на следующих субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии (далее – субъекты электроэнергетики):

системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах;

субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, входящими в состав Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;

потребителей электрической энергии – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими установками, функционирующими в составе Единой энергетической системы России или технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, за исключением потребителей электрической энергии – физических лиц, использующих электроустановки напряжением 1000 В или ниже для удовлетворения личных или бытовых нужд;

4. Ведение и хранение документации осуществляется субъектами электроэнергетики с применением одного или нескольких из следующих способов:

ведение и хранение документации на бумажных носителях;

ведение документации на бумажных носителях и хранение электронной копии такой документации с использованием программно-технических средств или программного обеспечения (далее – программно-технические средства);

Выбор способа ведения и хранения документации осуществляется субъектом электроэнергетики.

Определение способов и программно-технических средств по обеспечению информационной безопасности при ведении и хранении электронной копии документации и документации в электронном виде осуществляется субъектом электроэнергетики самостоятельно, за исключением случаев, когда требования к указанным способам и средствам в отношении определенной документации установлены законодательством Российской Федерации.

на бумажных носителях субъектом электроэнергетики должно быть обеспечено составление документации в соответствии с формой, установленной нормативным правовым актом Минэнерго России;

в электронном виде субъектом электроэнергетики должна быть обеспечена возможность формирования форм документации для печати или предоставления другим лицам в соответствии с формой, установленной нормативным правовым актом Минэнерго России, при этом требования нормативных правовых актов Минэнерго России на визуальное отображение документации для персонала на экранных формах программно-аппаратных средств, используемых субъектами электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики, не распространяются.

6. В случаях, установленных нормативными правовыми актами Минэнерго России, при ведении документации в электронном виде или на бумажном носителе субъектом электроэнергетики должно быть также обеспечено наличие документа в электронном виде в формате, который может редактироваться в прикладном программном обеспечении, используемом субъектом электроэнергетики для создания такой документации.

7. В случае, если нормативными правовыми актами Минэнерго России предусмотрено предоставление документации в установленном ими машиночитаемом формате для автоматического (автоматизированного) приема и обработки данных с использованием специализированного программного обеспечения, субъектом электроэнергетики должно быть обеспечено формирование документации в требуемом формате или возможность конвертации в требуемый формат, предусмотренный нормативными правовыми актами Минэнерго России.

8. В случае обязательного ознакомления работников субъекта электроэнергетики под подпись с документацией, ведение которой осуществляется на бумажных носителях или в электронном виде, такое ознакомление также может осуществляться в электронном виде с использованием программно-технических средств.

В указанном случае программно-технические средства, используемые для ознакомления работников с документацией, должны обеспечивать:

автоматическую фиксацию времени и даты ознакомления работника с документом (записью в журнале);

возможность идентификации лиц, ознакомившихся с документом (записью в журнале), посредством электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ.

9. При ведении и (или) хранении документации в электронном виде для идентификации лиц, осуществляющих подписание (согласование, утверждение) документа (записи), публикацию (размещение) документа, изменение электронной версии документа, ознакомление с документом (записью), должна использоваться простая или усиленная (неквалифицированная либо квалифицированная) электронная подпись в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ. Выбор вида электронной подписи, используемой для указанных в настоящем абзаце целей, осуществляется субъектом электроэнергетики.

Документ (запись) в электронной форме, подписанный (согласованный, утвержденный) в соответствии с настоящими требованиями простой или усиленной неквалифицированной электронной подписью, запись об ознакомлении с документом или его изменении, подтвержденная простой или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными документу (записи) на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Определение лица, подписывающего, согласовывающего, утверждающего, изменяющего документ (запись), осуществляющего ознакомление с документом (записью) (далее – лицо, подписывающее электронный документ), по его простой электронной подписи и проверка простой электронной подписи должны осуществляться на основании выполнения одного или нескольких из следующих условий:

соответствие учетных данных пользователя в системе распределения полномочий и прав доступа и (или) в автоматизированной системе, используемой субъектом электроэнергетики, данным лица, подписывающего электронный документ, определяемое в установленном субъектом электроэнергетики порядке;

соответствие учетных данных пользователя в автоматизированной системе данным лица, подписывающего электронный документ, определяемое согласно документации на такую автоматизированную систему одним из следующих способов:

по идентификатору лица, подписывающего электронный документ, – в случаях, если указанный идентификатор закреплен за ним в соответствии с правилами, установленными субъектом электроэнергетики, а при осуществлении информационного обмена документами между субъектами электроэнергетики – в соответствии с правилами, установленными по согласованию между такими субъектами электроэнергетики;

по адресу электронной почты отправителя – в случаях, если такой адрес определен как персональный адрес лица, подписывающего электронный документ.

Субъект электроэнергетики или уполномоченное им лицо, создающее ключ простой электронной подписи, и лицо, подписывающее электронный документ с использованием ключа простой электронной подписи, обязаны соблюдать его конфиденциальность.

11. Независимо от выбранного способа ведения и хранения документации субъектом электроэнергетики должно быть обеспечено хранение:

подписанных документов и записей журналов, указанных в пунктах 12, 13, 24, 25, 27 – 31 настоящих требований, – в течение не менее трех лет с даты подписания документа или регистрации (внесения, подписания) записи журнала (для журналов, ведение которых осуществляется на бумажных носителях, – в течение не менее трех лет с даты регистрации (внесения, подписания) последней записи в такой журнал);

документации, не указанной в абзаце втором настоящего пункта, – в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики и законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Субъект электроэнергетики должен определить сроки хранения им документации, в отношении которой такие сроки законодательством об архивном деле в Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики не определены.

Обеспечение хранения архивных документов должно осуществляться субъектом электроэнергетики в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

II. Требования к ведению и хранению документации

12. При ведении или ведении и хранении на бумажных носителях оперативного журнала, журнала дефектов и неполадок с оборудованием, журнала релейной защиты и автоматики, журнала телемеханики и связи, технологических защит и автоматики, технических средств автоматизированной системы управления, журнала регистрации (учета) инструктажей, журнала учета проверки знаний персонала субъекта электроэнергетики и (или) журнала регистрации обходов и осмотров рабочих мест страницы таких журналов должны быть прошиты и пронумерованы.

13. При ведении или ведении и хранении на бумажных носителях журнала распоряжений для оперативного или диспетчерского персонала должна быть обеспечена сквозная нумерация распоряжений в журнале. Допускается ведение субъектом электроэнергетики как одного журнала распоряжений, так и нескольких журналов распоряжений по отдельным функциональным направлениям деятельности структурных подразделений субъекта электроэнергетики.

14. При ведении или ведении и хранении на бумажных носителях диспетчерских или оперативных заявок должна быть обеспечена сквозная нумерация таких заявок в рамках диспетчерского центра, центра управления сетями, центра управления ветровыми (солнечными) электростанциями, структурного подразделения потребителя электрической энергии, осуществляющего функции оперативно-технологического управления, или объекта электроэнергетики.

15. При внесении исправлений в документ, составленный на бумажном носителе, внесенные исправления должны быть отмечены надписью “Исправлено” на полях напротив соответствующей строки документа и заверены подписью уполномоченного лица с указанием должности, фамилии, инициалов (отчество – при наличии) и даты исправления сведений. Внесение исправлений в виде подчисток (замазывания, стирания), а также путем замены страниц документа не допускается.

16. Субъектом электроэнергетики должен быть обеспечен учет всех изменений и дополнений, вносимых в документ в течение срока его действия после подписания документа, и доступность информации об актуальной редакции документа (внесенных в документ изменениях и дополнениях) для работников субъекта электроэнергетики, использующих документ в своей деятельности. Порядок учета изменений и дополнений, вносимых в документ, определяется субъектом электроэнергетики.

III. Общие требования к ведению и хранению документации

17. При хранении в электронном виде документации, ведение (документирование) которой осуществляется на бумажном носителе, должны быть соблюдены следующие требования:

наличие у субъекта электроэнергетики подписанных оригиналов документов на бумажном носителе (место хранения подписанных оригиналов документов определяется субъектом электроэнергетики);

обеспечение защиты от несанкционированного доступа к тексту (содержанию) документов и их несанкционированного изменения;

автоматическая фиксация даты и времени публикации (размещения) документа в электронном виде с использованием программно-технических средств;

обеспечение возможности идентификации лица, осуществившего публикацию (размещение) документа и (или) изменение электронной версии документа, посредством использования электронной подписи;

обеспечение резервного копирования электронных документов с периодичностью, установленной главой IV настоящих требований или в соответствии с пунктом 23 настоящих требований (далее – требуемая периодичность).

18. При хранении в электронном виде документации, полученной субъектом электроэнергетики в электронном виде от других лиц, осуществляющих ведение такой документации, должны быть соблюдены требования, предусмотренные абзацами третьим – шестым пункта 17 настоящих требований.

19. Хранение документации, ведение которой осуществляется субъектом электроэнергетики в электронном виде, может осуществляться посредством программно-технических средств, в том числе программно-технических средств, с использованием которых ведется такая документация.

Внутренними документами субъекта электроэнергетики должно быть определено программное обеспечение, используемое при ведении и (или) хранении документации в электронном виде, а при необходимости также виды применяемых для этого программно-технических средств.

При хранении в электронном виде документации, ведение которой осуществляется с использованием программно-технических средств, отличных от программно-технических средств, используемых при ведении документации в электронном виде, должны быть соблюдены следующие требования:

возможность идентификации лица, осуществившего публикацию (размещение) документа и (или) изменение электронной версии документа, посредством использования электронной подписи;

автоматическая фиксация даты и времени публикации (размещения) документа;

обеспечение резервного копирования электронных документов с требуемой периодичностью.

20. При ведении и хранении в электронном виде документации, подлежащей подписанию уполномоченным лицом субъекта электроэнергетики как единого документа, должны быть соблюдены следующие требования:

а) программно-технические средства, используемые для ведения документации в электронном виде, должны обеспечивать:

защиту от несанкционированного доступа к тексту (содержанию) документа и его несанкционированного изменения;

автоматическую фиксацию времени и даты подписания документа;

невозможность редактирования и удаления текста (содержания) подписанного документа, за исключением случаев, установленных настоящими требованиями;

возможность подписания документа и идентификации лица, подписавшего документ, посредством использования электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ;

б) должно быть обеспечено резервное копирование электронных документов с требуемой периодичностью.

21. При ведении и хранении в электронном виде журналов или документации, которая не подлежит подписанию как единый документ, но в которой по отдельности подписываются документы (записи), ее формирующие, должны быть соблюдены следующие требования:

защиту от несанкционированного доступа к тексту (содержанию) каждого документа (записи);

автоматическую фиксацию времени и даты подписания каждого документа (записи);

невозможность редактирования и удаления текста подписанных документов (записей), за исключением случаев, указанных в главе IV настоящих требований;

возможность подписания документов (записей) и идентификации лиц, подписавших документы (записи), формирующие документацию, посредством использования электронной подписи;

б) должно быть обеспечено резервное копирование электронных документов (записей) с требуемой периодичностью.

22. При ведении и хранении в электронном виде документации, которая подлежит подписанию как единый документ и в которой также подписываются по отдельности записи, должны быть соблюдены следующие требования:

защиту от несанкционированного доступа к тексту (содержанию) документа в целом и отдельных записей документа;

автоматическую фиксацию времени и даты подписания документа и отдельных записей документа;

невозможность редактирования и удаления текста (содержания) подписанного документа в целом и отдельных подписанных записей документа, за исключением случаев, установленных настоящими требованиями;

возможность подписания документов (записей) и идентификации лиц, подписавших документ (запись), посредством использования электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ;

соответствие записи и подписи, которой подписана такая запись;

23. Субъект электроэнергетики обязан определить периодичность резервного копирования электронных документов для каждого вида документации, ведение и (или) хранение которой осуществляется им в электронном виде. Для документов, указанных в пункте 21 настоящих требований, субъект электроэнергетики обязан также определить периодичность резервного копирования формирующих их записей.

Для документации, указанной в пунктах 24 – 33 настоящих требований, периодичность резервного копирования документов (записей) должна определяться в соответствии с указанными пунктами настоящих требований.

IV. Требования к ведению и хранению в электронном виде

отдельных видов документации

24. При ведении и хранении в электронном виде оперативного журнала должны быть соблюдены требования, предусмотренные пунктом 21 настоящих требований, а также следующие требования:

а) программно-технические средства, используемые для ведения журнала в электронном виде, должны обеспечивать:

автоматическую сквозную нумерацию записей журнала;

возможность отмены (изменения) записи при сохранении отмененной (измененной первоначальной редакции) записи в архиве с учетом срока хранения, установленного пунктом 11 настоящих требований, или в соответствии с ним (далее – требуемая глубина хранения);

б) должно быть обеспечено периодическое (не реже одного раза в сутки) резервное копирование всех записей журнала с учетом требуемой глубины хранения записей.

25. При ведении и хранении в электронном виде журнала распоряжений должны быть соблюдены требования, предусмотренные пунктами 8 и 21 настоящих требований, а также следующие требования:

а) программно-технические средства, используемые для ведения журнала распоряжений в электронном виде, должны обеспечивать:

автоматическую сквозную нумерацию распоряжений;

возможность отмены подписанного (утвержденного) распоряжения при формировании новой записи об отмене распоряжения и сохранении отменяемого распоряжения в архиве с учетом требуемой глубины хранения;

б) должно быть обеспечено периодическое (не реже одного раза в сутки) резервное копирование всех распоряжений с учетом требуемой глубины хранения записей.

26. При ведении и хранении в электронном виде диспетчерских или оперативных заявок (далее – заявка, заявки) должны быть соблюдены следующие требования:

а) программно-технические средства, используемые для ведения заявок в электронном виде, должны обеспечивать:

защиту от несанкционированного доступа к тексту (содержанию) заявки в целом и ее отдельных полей;

возможность подписания (согласования, утверждения) заявки и идентификации лиц, рассмотревших (согласовавших) или подписавших (утвердивших) заявку, посредством использования электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ;

автоматическую сквозную нумерацию заявок в течение календарного года в рамках диспетчерского центра, центра управления сетями, центра управления ветровыми (солнечными) электростанциями, структурного подразделения потребителя электрической энергии, осуществляющего функции оперативно-технологического управления, или объекта электроэнергетики соответственно;

автоматическую фиксацию (журналирование) всех действий по изменению содержания полей заявки;

автоматическую фиксацию даты и времени рассмотрения (согласования) и утверждения (подписания) заявки и ее отдельных полей;

возможность редактирования подписанной (утвержденной) заявки только при последующем обязательном подписании (утверждении) новой редакции заявки;

автоматическую фиксацию даты и времени автоматической рассылки и получения заявок – при наличии такой рассылки;

б) должно быть обеспечено периодическое (не реже одного раза в сутки) резервное копирование всех заявок с учетом требуемой глубины хранения.

27. При ведении и хранении в электронном виде журнала релейной защиты и автоматики, журнала телемеханики и связи, технологических защит и автоматики, технических средств автоматизированной системы управления должны быть соблюдены требования, предусмотренные пунктом 21 настоящих требований, а также следующие требования:

автоматическую сквозную нумерацию записей в журнале;

возможность редактирования зарегистрированных (подписанных) записей с фиксацией (журналированием) всех изменений и при последующем обязательном подписании новой редакции записи уполномоченным лицом субъекта электроэнергетики;

б) должно быть обеспечено периодическое (не реже одного раза в сутки) резервное копирование всех записей журнала с учетом требуемой глубины хранения.

28. При ведении и хранении в электронном виде журнала регистрации обходов и осмотров рабочих мест, журнала (картотеки) дефектов и неполадок с оборудованием должны быть соблюдены требования, предусмотренные пунктом 21 настоящих требований, а также следующие требования:

возможность отмены (изменения) записи журнала при сохранении отмененной (измененной первоначальной редакции) записи в архиве с учетом требуемой глубины хранения;

возможность редактирования (изменения) записи журнала, подписанной соответственно работником, выполнявшим обход (осмотр) рабочего места (для журнала регистрации обходов и осмотров рабочих мест), или работником, обнаружившим дефект и неполадки с оборудованием, работником, устранившим дефект и неполадки с оборудованием, и лицом, подтвердившим такое устранение (для журнала (картотеки) дефектов и неполадок с оборудованием), только при последующем обязательном подписании таким работником новой редакции записи;

29. При ведении и хранении в электронном виде журнала регистрации (учета) инструктажей должны быть соблюдены требования, предусмотренные пунктом 21 настоящих требований, а также следующие требования:

а) программно-технические средства, используемые для ведения журнала регистрации инструктажей в электронном виде, должны обеспечивать:

автоматическую фиксацию времени и даты подписания инструктирующим и инструктируемым работниками записи о проведении инструктажа;

возможность идентификации инструктирующего и инструктируемого работников посредством использования электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ;

автоматическую фиксацию времени и даты регистрации инструктажа в журнале;

невозможность редактирования записи после подписания записи инструктирующим и инструктируемым работниками;

возможность отмены подписанной записи журнала при сохранении ее в архиве с учетом требуемой глубины хранения;

30. При ведении и хранении в электронном виде журнала учета тренировок должны быть соблюдены требования, предусмотренные пунктом 21 настоящих требований, а также следующие требования:

автоматическую фиксацию времени и даты подписания руководителем тренировки и участниками тренировки записи о проведении тренировки;

возможность подписания записи и идентификации руководителя тренировки и участников тренировки, подписавших внесенную в журнал запись о проведении тренировки, посредством использования электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ;

возможность редактирования подписанных записей с автоматической фиксацией (журналированием) всех изменений и при последующем обязательном подписании новой редакции записи журнала руководителем тренировки, а также участниками тренировки в случае, если по результатам тренировки оформление протокола контрольной противоаварийной тренировки не требуется;

31. При ведении и хранении в электронном виде журнала учета проверки знаний, журнала учета работы релейной защиты и автоматики должны быть соблюдены требования, предусмотренные абзацами третьим – шестым пункта 17 настоящих требований, а также следующие требования:

а) программно-технические средства, используемые для ведения журнала в электронном виде, должны обеспечивать автоматическую сквозную нумерацию записей журнала;

32. При ведении и хранении в электронном виде протоколов заседания комиссии по проверке знаний работников организаций электроэнергетики, протоколов заседания аттестационных комиссий организаций электроэнергетики, оформляемых по результатам аттестации работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, протоколов проверки знаний по вопросам охраны труда, протоколов контрольных противоаварийных (противопожарных) тренировок (далее – протоколы) должны быть соблюдены требования, предусмотренные пунктами 8 и 20 настоящих требований, а также следующие требования:

а) программно-технические средства, используемые для ведения протоколов в электронном виде, должны обеспечивать:

автоматическую сквозную нумерацию протоколов;

возможность редактирования подписанного протокола с автоматической фиксацией (журналированием) всех изменений и при последующем обязательном подписании новой редакции протокола всеми лицами, подписи которых в протоколе предусмотрены его формой, утвержденной нормативными правовыми актами Минэнерго России в соответствии с законодательством Российской Федерации (для протокола заседания комиссии по проверке знаний – председателем и членами комиссии по проверке знаний, для протокола заседания аттестационной комиссии – председателем и членами аттестационной комиссии, для протокола контрольной противоаварийной тренировки – руководителем тренировки, контролирующими лицами);

б) должно быть обеспечено периодическое (не реже одного раза в сутки) резервное копирование всех протоколов с учетом требуемой глубины хранения.

33. При ведении и хранении в электронном виде программ специальной подготовки, подготовки по новой должности, стажировки (ознакомления с объектами электроэнергетики), дублирования (далее – программа) должны быть соблюдены требования, предусмотренные пунктами 8 и 22 настоящих требований, а также следующие требования:

программно-технические средства, используемые для ведения программ в электронном виде, должны обеспечивать возможность формирования отчета по результатам выполнения программы, форма и содержание которого определяются субъектом электроэнергетики;

должно быть обеспечено периодическое (не реже одного раза в сутки) резервное копирование программ с учетом требуемой глубины хранения.

ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ГРУППА И ЕЕ ФУНКЦИИ

2.1. Оперативное обслуживание электрических сетей 0,38-20 кВ должно осуществляться оперативно-диспетчерской группой (ОДГ) РЭС. О ДГ состоит из диспетчеров РЭС (дежурных по РЭС), осуществляющих руководство оперативными переключениями на находящихся в оперативном управлении или ведении электроустановках, и оперативно-выездной бригады (ОВБ).

2.2. Перечень оборудования, находящегося в оперативном управлении и (или) в ведении диспетчера РЭС, должен быть утвержден распоряжением по ПЭС.

2.3. В оперативном управлении диспетчера РЭС должны, как правило, находиться:

· линии электропередачи 6-20 кВ, за исключением указанных в п.2.4;

· электрооборудование 6-20 кВ.

2.4. Линии электропередачи 6-20 кВ, резервирование которых осуществлено за пределами РЭС, как правило, находятся в управлении диспетчера ПЭС.

При наличии средств прямой телефонной или радиосвязи между двумя смежными РЭС допускается передача таких линий в управление диспетчера одного из РЭС и одновременно в ведение диспетчера другого РЭС. Оба диспетчера в таких случаях должны иметь схемы по обеим взаимно резервирующим линиям. Аналогичным образом в управлении диспетчера одного ПЭС и в ведении диспетчера другого ПЭС должны находиться линии 6-20 кВ, резервирование которых осуществлено за пределами предприятия.

2.5. Местными инструкциями в зависимости от наличия связи, территориального расположения, схемы электросети и других условий должна быть установлена одна из следующих форм оперативного управления электросети 0,38 кВ:

· в управлении и ведении диспетчера РЭС (предпочтительная форма);

· в управлении мастера участка или дежурного электромонтера ОВБ и в ведении диспетчера РЭС;

· в управлении диспетчера РЭС и мастера участка и в ведении диспетчера РЭС. При этом распоряжения на производство переключении оперативно-ремонтному персоналу своего участка должен давать мастер участка с ведома диспетчера РЭС, а электромонтерам ОВБ и другому персоналу (см.п.2.9) – диспетчер РЭС. Указанную форму оперативного управления рекомендуется применять преимущественно для сети 0,38 кВ, эксплуатируемой удаленными участкам» распределительных сетей, размещенными отдельно от базы РЭС.

2.6. В обязанности диспетчера РЭС входит:

а) по электрическим сетям всех назначений и напряжений в обслуживаемой зоне:

· прием, оформление и согласование заявок на вывод в ремонт элементов электросетей. Согласование с потребителями отключений электроустановок удаленных участков допускается выполнять мастеру этого участка;

· ведение в установленном порядке оперативно-технической документации, оперативных схем, информационно-справочных документов;

· контроль за ликвидацией дефектов в элементах сети, подлежащих незамедлительному устранению.

б) по электросетям, находящимся в управлении диспетчера РЭС:

· руководство оперативными переключениями в нормальных и аварийных режимах;

· выдача разрешений на подготовку рабочего места и допуск бригад к работам;

· руководство локализацией и устранением повреждений и переключениями по восстановлению электроснабжения потребителей;

· контроль за режимом работы электросети, нагрузками ее элементов, уровнями напряжения у потребителей;

· поддержание нормальной схемы электросети, включая устройства релейной защиты, автоматики и телемеханики.

2.7. Дежурство диспетчеров РЭС и персонала ОВБ приказом (распоряжением) по ПЭС в зависимости от объема обслуживаемых электросетей, наличия потребителей первой категории по надежности и схемы их электроснабжения, размещения оперативного и руководящего персонала РЭС, наличия у него квартирных телефонов и других местных условий следует устанавливать:

· круглосуточное на рабочем месте;

· круглосуточное с правом отдыха;

· на дому.

Учет рабочего времени персонала, дежурящего с правом отдыха или на дому, должен проводиться в соответствии с действующим Положением о рабочем времени и времени отдыха работников предприятий электрических сетей и автоматизированных гидроэлектростанций Минэнерго СССР.

2.8. Рабочим местом ОДГ является диспетчерский пункт РЭС, который, как правило, должен размещаться на ремонтно-производственной базе РЭС. Если ремонтно-производственная база РЭС находится в непосредственной близости от подстанции 110

/6-20 кВ, функции диспетчера РЭС и дежурного подстанции могут выполняться одним лицом, кроме случаев, когда на подстанции в связи с ее сложностью требуется постоянное дежурство персонала.

2.9. К оперативному обслуживанию электрических сетей 0,38-20 кВ, кроме ОДГ, в соответствии с “Типовой инструкцией по переключениям в электроустановках” (М.: СПО Союзтехэнерго, 1985) и взаимосогласованными положениями о взаимоотношениях между ПЭС (РЭС) и смежными организациями (потребителями, владельцами источников питания электросети, другими ПЭС) может привлекаться также:

· оперативно-ремонтный персонал РЭС (электромонтеры, мастера и другой персонал, имеющий право производства оперативных переключений);

· оперативный и оперативно-ремонтный персонал других подразделений данного ПЭС;

· оперативный персонал других ПЭС и предприятий;

· оперативный персонал владельцев источников питания электросети;

· оперативный и оперативно-ремонтный персонал потребителей.

2.10. Подготовка и допуск к самостоятельной работе персонала ОДГ и персонала, указанного в п.2.9, должны осуществляться энергосистемой в соответствии с действующими “Руководящими указаниями по организации работы с персоналом на энергетических предприятиях и в организациях”.

2.11. Старшее должностное лицо ОДГ должно иметь V группу по электробезопасности. В административном и техническом отношении это лицо подчиняется руководству РЭС.

2.12. В оперативном отношении диспетчер РЭС подчиняется диспетчеру оперативно-диспетчерской службы ПЭС.

Поиск по сайту:

Оперативно-диспетчерская служба

ОДС осуществляет круглосуточное оперативно-диспетчерское управление оборудованием электрических сетей (линиями и подстанциями).

Положение об оперативно-диспетчерской службе (ОДС)

1. О БЩАЯ ЧАСТЬ.

1.1. ОДС   является   самостоятельным производственным   подразделением   предприятия.

1.2. О ДС осуществляет круглосуточное оперативно- диспетчерское управление оборудованием электрических сетей (линиями и под­станциями).

1.3. В своей работе ОДС руководствуется приказами руководителя предприятия, директивными и инструктивными ма­териалами вышестоящих организаций и действующим законодательством РФ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОДС.

Основные задачи решаемые ОДС:

3.1. Электроснабжение потребителей электроэнергией (с учётом степени категорийности).

3.2. Обеспечение надёжности работы электросети.

3.3.    Контроль качества и регулирование параметров электроэнергии          (в пределах имеющихся технических возможностей оборудования), удовлетворяющих установленным нормам и директивным документам.

3.4. Обеспечение экономичности работы электрической сети.

3.5. Организация работ, обеспечивающих безопасное производство работ в электроустановках.

4. Ф УНКЦИИ ОДС.

Для выполнения основных задач ОДС осуществляет следующие функции:

4.1. Разрабатывает совместно с ПТС режимы работы электросети, обеспечивающие их надежную и экономичную работу.

4.2. Создает для нормальных и ремонтных режимов наиболее надежную схему электросетей, обеспечивает резервирование питания потребителей.

4.3. Обеспечивает поддержание нормальных уровней напряжений на шинах электроустановок сети в пределах технических возможностей оборудования.

4.4. Осуществляет оперативное планирование  работы электросети на предстоящие сутки.

4.5. Рассматривает заявки и дает разрешение на вывод из работы

основного оборудования электросетей,

4.6. Согласовывает отключение оборудования сети согласно графиков ремонта.

4.7. Выводит в ремонт оборудование сети согласно заявок и графиков ремонта.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящее положение составлено в соответствии с типовым положением об оперативно-выездной бригаде (ОВБ) предприятия, района электрических сетей, Положением о районе электрических сетей предприятия электрических сетей, Положением об оперативно-диспетчерской группе (ОДГ) РЭС, правил технической эксплуатации и других директивных материалов.
1.2. Оперативно-выездные бригады (ОВБ) создаются при диспетчерских пунктах РЭС или участков и обеспечивают оперативное обслуживание электроустановок в закрепленной зоне, перечень которых утверждается главным инженером предприятия электрических сетей.
1.3. Количество персонала ОВБ дежурящих по графику на диспетчерских пунктах РЭС и зону их обслуживания устанавливают, исходя из полной загрузки персонала с учетом местных условий (плотности и сложности электрических сетей, категорий потребителей и др.).
1.4. Персонал ОВБ руководствуется в работе требованиями ПТЭ, ПБЭЭ, местных производственных инструкций, Положений и других директивных материалов. Персонал ОВБ должен иметь планшет с однолинейной схемой сети обслуживаемой зоны, на которой указаны коммутационные аппараты и точки токораздела нормального режима сети.
1.5. Прием на работу, перемещение по работе и увольнение работников ОВБ производится в соответствии с действующим законодательством по приказу директора предприятия по представлению начальника РЭС.
1.6. Персонал ОВБ допускается к работе после прохождения производственного обучения, проверки знаний, стажирования и дублирования на диспетчерском пункте в соответствии с требованиями ПТЭ, ПБЭЭ и Положения «Об обучении по вопросам охраны труда»(ДНАОП 0.00-4.12-99). Допуск к самостоятельной работе оформляется указанием по предприятия электрических сетей.
1.7. Для дежурства персонала ОВБ оборудуется специальное помещение оснащенное необходимым инвентарем, телефонной связью (резервированной радиосвязью), комплектами инструментов, приборов, приспособлений, защитных средств в здании производственной базы (РПБ) или в другом здании обслуживаемой зоны.
1.8. Для персонала ОВБ должны быть созданы благоприятные физиологические и санитарно-гигиенические условия труда.
1.9. Электромонтеры ОВБ должны быть обеспечены защитными средствами, удобной для работы летней и зимней спецодеждой в соответствии с действующими нормами.
1.10. За ОВБ круглосуточно закрепляется автомашина, оснащенная радиостанцией, обеспечивающей связь с диспетчером РЭС (участка электросетей) в пути следования и на объектах обслуживаемой зоны. Автомашина ОВБ в зимнее время должна быть оборудована обогревателем. Помещение ОВБ должно иметь прямую связь с диспетчером ОДГ РЭС.
1.11. Оперативно-выездные бригады, как правило, работают круглосуточно по графику, утвержденному руководством РЭС. В отдельных случаях в зависимости от объема работ может быть допущена односменная или двухсменная работа ОВБ.

Основные задачи ОВБ.

2.1. Оперативно-выездная бригада района электрических сетей обеспечивает оперативное обслуживание электрических сетей 0,4-10кВ с правом выполнения эксплуатационных и ремонтных работ в закрепленной за бригадой зоне.

2.2. Обеспечение бесперебойного электроснабжения потребителей.
2.3. Производство плановых переключений для изменения схемы сети, вызванных необходимостью проведения ремонтных и эксплуатационных работ и профилактических испытаний оборудования.
2.4. Подготовка рабочих мест, допуск персонала к работе, своевременный ввод в работу оборудования после окончания работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *