Области профессионализма

Введение

Каждый день миллионы
людей спешат на работу. Чем они занимаются?
Любят ли свою работу? Стали бы они
работать, имея достаточно средств к
существованию? Как выбирали они род
занятий, повторили бы они вновь свой
профессиональный путь или предпочли
бы иной вид деятельности?

Выбор
профессии относится к одному из самых
важных жизненных решений. Мы определяем
для себя не только основное занятие, но
и круг общения, стиль жизни, а иногда и
судьбу.

Как
и любой путь, профессиональный начинается
с выбора направления. А ведь нужно еще
освоить избранную специальность, найти
применение своим знаниям и способностям.
На всем этом пути придется искать работу,
общаться с работодателем, входить в
новый коллектив. Профессиональная
принадлежность – одна из значимых
характеристик любого человека. Работа
и все, что с ней связано, занимает половину
нашей жизни. Найти себя в этом мире –
означает возможность достойно жить,
чувствовать себя нужным людям, получать
радость от работы, максимально проявлять
свои способности, а значит, на долгие
годы оставаться «в форме», сохраняя
физическое и психическое здоровье.

Огромное
многообразие мира профессий – следствие
того, что один человек не в состоянии
делать все нужное для жизни. Поэтому
кто-то занят одним делом, кто-то другим,
причем тем, что получается у него лучше.

О
профессионализме надо знать каждому
трудящемуся человеку, хотя эта
необходимость и не всегда осознается.
Пока работник трудится только для
добывания хлеба насущного, он обычно
не задумывается над теоретическими
вопросами. Но как только человек начинает
ставить перед собой задачи самореализации
своей личности в труде, он неизбежно
обращается к самоосознанию себя как
профессионала, начинает рефлексировать
по поводу своего вклада в опыт профессии.
Здесь без знаний в области психологии
профессионализма ему не обойтись.
Профессиональная рефлексия в процессе
труда необходима как начинающему
работнику, так и специалисту на вершине
профессиональной зрелости. Каждому из
них, хотя и в разных формах, надо уметь
оценивать свои профессиональные планы
и устремления, выявлять имеющиеся
профессиональные способности и резервы
личности, изучать опыт своего
профессионального прошлого и настоящего,
«просчитывать» профессиональное
будущее, соотносить стороны своей
компетентности с меняющимися запросами
общества и т.д. Это профессиональное
самоизучение требует опоры на знания
о профессионализме, где содержатся
определенные эталоны для самоанализа
и самооценивания.

  • Правовые ресурсы
  • “Горячие” документы
  • Приказ МЧС России от 15.11.2022 N 1156 “Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений” (вместе с “Типовой дополнительной профессиональной программой профессиональной переподготовки “Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию”, “Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации “Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры”, “Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации “Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений”) (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2022 N 71153)

Приказ МЧС России от 15.11.2022 N 1156 “Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений” (вместе с “Типовой дополнительной профессиональной программой профессиональной переподготовки “Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию”, “Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации “Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры”, “Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации “Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений”) (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2022 N 71153)

Утверждены программы повышения квалификации “Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры”, “Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений” и программа профессиональной переподготовки “Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию”.

Программы включают, в том числе цели и задачи обучения, типовой учебный план, планируемые результаты освоения программ, оценку качества освоения программ.

Перейти в текст документа »

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам – в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 30.11.2022

  • Преподаватели и сотрудники НИУ «МЭИ» подтвердили высокий уровень профессионализма в области управления проектами 19 апреля прошло торжественное вручение международных сертификатов по управлению проектами сотрудникам и преподавателям НИУ «МЭИ». На протяжение 3 месяцев преподаватели и сотрудники НИУ «МЭИ» проходили обучение по программе «Управление проектами в системе IPMA», реализованной на базе Института дистанционного и дополнительного образования.Слушателям, успешно окончившим курс, была предоставлена возможность пройти независимую международную сертификацию по модели IPMA -СОВНЕТ, сдать квалификационный экзамен и подтвердить соответствие профессиональных знаний, опыта, навыков и поведения кандидата международным и национальным требованиям к компетентности специалиста по управлению проектами.Органом по сертификации выступил СОВНЕТ-СЕРТ — Ассоциация специалистов и организаций в области управления проектами «Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ». Сертификаты IPMA — СОВНЕТ признаются и дают возможность руководить и принимать участие в проектах на профессиональном уровне в 73 странах мира, являются знаком качества специалистов по управлению проектами. Проведение сертификации основано на стандартах:

    IPMA .Правила по международной сертификации. Версия 4.0 ( IPMA ICR ) Требования IPMA к компетенциям профессионалов в области управления проектами, программами и портфелями проектов. Версия 4.0 ( IPMA ICB ) IPMA ICB4 — это авторитетный международный стандарт, определяющий элементы компетентности, которыми должны обладать профессионалы в сфере управления проектами, программами и портфелями проектов. Стандарт затрагивает три сферы компетентности: контекст, практики и люди, детально описывает компетентности, которыми должны обладать профессионалы в области проектного менеджмента. По результатам сдачи экзамена  статус Сертифицированных специалистов по управлению проектами IMPA уровня D (Certified Project Management Associate IPMA Level D®) и Сертифицированных профессионалов по управлению проектами уровня C (Certified Project Manager — IPMA Level C®) получили представители кафедры математического и компьютерного моделирования, кафедры менеджмента в энергетике и промышленности,  кафедры экономики в энергетике и промышленности, кафедры р екламы, связей с общественностью и лингвистики , дирекции Института дополнительного и дистанционного образования. Присвоение уровня D подтверждает наличие достаточного уровня знаний во всех областях управления проектами, сертифицированный специалист может чтобы выступать в качестве члена команды управления проектом, администратора проекта. Более высоким уровнем является сертификация по уровню C — он присваивается профессиональным менеджерам проектов, имеющих опыт работы на руководящих позициях в проектах. Проектный подход активно внедряется в систему высшего образования. Развитие компетенции в области управления проектами важно, как с позиции эффективной реализации проектов, так и с позиции изучения лучших практик проектного менеджмента для использования в преподавании учебных дисциплин. Сертификаты присвоения квалификации о соответствии требованиям к компетентности вручил Медведев Дмитрий Викторович, директор СОВНЕТ-СЕРТ, прокомментировал результаты и пожелал успехов в применении проектного подхода в профессиональной деятельности. ​

  • IPMA .Правила по международной сертификации. Версия 4.0 ( IPMA ICR )
  • Требования IPMA к компетенциям профессионалов в области управления проектами, программами и портфелями проектов. Версия 4.0 ( IPMA ICB )

Общая характеристика понятия профессионализм

Профессионализм —
особое свойство людей систематически,
эффективно и надёжно выполнять сложную
(профессиональную) деятельность в самых
разнообразных условиях.

При
этом под профессиональной деятельностью
понимается сложная деятельность. которая
предстает перед человеком как
конституированный способ выполнения
чего-либо, имеющий нормативно установленный
характер. Профессиональная деятельность
является объективно сложной, поэтому
она трудна для освоения. Требует
длительного периода теоретического и
практического обучения.

В
понятии «профессионализм» отражается
такая степень овладения человеком
психологической структурой профессиональной
деятельности, которая соответствует
существующим в обществе стандартам и
объективным требованиям. Профессионализм
рассматривается в качестве интегральной
характеристики человека-профессионала
(как индивида,
личности,
субъекта
деятельности и индивидуальности),
проявляющаяся в деятельности и общении.
Профессионализм человека — это не
только достижение им высоких
производственных показателей, но и
особенности его профессиональной
мотивации, система его устремлений,
ценностных ориентаций, смысла труда
для самого человека.

Под
профессиональной готовностью понимают
интегративное личностное образование,
включающее профессиональную направленность,
ПВК, знания и умения. При этом, выделяют
в профессиональной готовности следующие
компоненты: мотивационный, ориентационный,
эмоционально-волевой, личностно-операциональный
и оценочно-рефлективный.

Профессиональной
направленностью называют целостное и
многогранное свойство личности,
включающее два компонента: праксический
(поведенческий) и эмоционально-когнитивный.

Профессиональную
компетентность определяют как
интегративное качество специалиста,
включающее уровень овладения им знаниями,
умениями, навыками. В тоже время,
профессиональной компетентностью
называют индивидуально-психологическое
образование, включающее опыт, знания,
умения, ПВК, психологическую готовность.

Профессионалом
можно считать человека, который овладел
нормами профессиональной деятельности,
профессионального общения и осуществляет
их на высоком уровне, добиваясь
профессионального мастерства, соблюдая
профессиональную этику, следуя
профессиональным ценностным ориентациям;
который изменяет и развивает свою
личность и индивидуальности средствами
профессии; который стремится внести
творческий вклад в профессию, обогащая
опыт профессии; который стремится и
умеет вызвать интерес общества к
результатам своей профессиональной
деятельности, способствует повышению
веса и престижа своей профессии в
обществе, гибко учитывает новые запросы
общества к своей профессии. Профессионализм
характеризуется наличием у специалиста
знаний, умений и навыков, позволяющих
ему осуществлять свою деятельность на
уровне современных требований науки и
техники.

Профессионализм
– это интегральная личностная характеристика
человека, который на высоком уровне
овладел нормами профессиональной
деятельности и профессионального
общения; следует профессиональным
ценностным ориентациям, соблюдает
профессиональную этику; развивает свою
личность средствами профессии; обогащает
опыт профессии; стремится вызвать
интерес общества к результатам своей
профессии, гибко учитывает новые запросы
общества к профессии.

Профессионализм личности
– это качественная хар-ка субъектов
труда, отражающая высокий уровень
проф-но важных и личностно-деловых
качеств, адекватный уровень притязаний,
ценностные ориентации, направленные
на прогрессивное развитие человека.

Уровни профессионализма:
1.допрефессионализм, т.е. человек уже
работает, но не обладает набором качеств
профессионала; 2. Проф-м – человек
работает на стабильном, эффективном
уровне; 3. Супер-проф-зм – вершина проф-х,
творческих и личностных достижений; 4.
Псевдорепроф-зм – внешняя активная
деят-ть, низкая эф-ть про-ва и личностная
деградация; 5. Послепроф-зм – человек
может оказаться «проф-ом в прошлом» и
выступать в роли советчика, учителя.

Процесс профессионализма
– это длительный путь становления
профессионала, который включает в себя
выбор человека в своей профессии с
учетом возможностей освоения правил и
норм профессии, формирование и осознание
себя, как профессионала, развитие
личности средствами профессии.

Профессионализм
личности – это качественная хар-ка
субъектов труда, отражающая высокий
уровень проф-но важных и личностно-деловых
качеств, адекватный уровень притязаний,
ценностные ориентации, направленные
на прогрессивное развитие человека.

Профессионализм
деятельности – качественная характеристика
субъектов труда, отражающая высокую
профессиональную квалификацию и
компетентность, разнообразие эффективных
навыков, в том числе основанных на
творческих решениях, владении современными
алгоритмами и способностями решения
современных задач.

Характеристики профи:
1. Сила личности; 2. Умение предвосхищать
развитие ситуаций, развитая интуиция;3.
Высокий уровень саморегуляции,
стрессоустойчивость, высокая
работоспособность и способ-ть
мобилизировать ресурсы в экстренной
ситуации; 4. Умение принимать адекватные
и надежные решения своевременно, а также
нестандартно и эффективно; 5. Креативность,
проявляющаяся не только в высоком
творческом потенциале, но и в умении
нестандартно решать проф.задачи; 6.
Высокая и адекватная мотивация достижений.

Компетентность
– это сочетание психических качеств и
особое психическое состояние, позволяющее
действовать самостоятельно и ответственно,
способ-ть и умение выполнять определенные
труд.функции. Это самостоятельное
качество, которое нельзя отнести к
старанию или образованности человека.

Виды
компетентности: 1. Специальная: владение
проф.деятельностью в конкретной области
и способ-ть планировать собств.развитие
в рамках проф.специализации; 2. Соц-ая:
владение принятыми в данной профессии
приёмами проф.взаимодействия,готовность
к сотрудничеству, соц.ответ-ть за
результаты своего труда; 3. Личностная:
владение приёмами личностного
самовыражения и саморазвития, а также
способ-ть противостоять проф.деформациям
личности; 4. Индивидуальная: владение
приёмами самореализации и развития
индивидуальности в рамках своей
профессии, готовность к проф.росту,
умение рационально организовать свой
труд и устойчивость к проф. старению.

Составляющие
профессионализма – это черты, которые
отражают специфику конкретного вида
проф.деятельности. Н-р, для профессии
класса «человек-человек» особенными
составляющими профессионала является
проницательность, коммуникабельность
и общая социальная перцептивная
компетентность. У профессионалов
высокого уровня независимо от вида и
специфики деятельности составляющие
профессионализма работают наиболее
согласованно на достижение высоких
результатов работы.

Области профессионализма

Главный врач, врач-профпатолог, к.м.н. – Балунов Владимир Дмитриевич

Приветствую вас на сайте государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области «Центр профессиональной патологии» (ГБУЗ ЛО «Центр профпатологии»)!

ГБУЗ ЛО «Центр профпатологии» образовано в конце 2003 года по распоряжению Правительства Ленинградской области от 13.10.2003 № 590‑р (в рамках реализации региональной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области» на 2001–2005 годы) в целях оказания населению квалифицированной специализированной профпатологической помощи.

Основные направления деятельности ГБУЗ ЛО «Центр профпатологии»:

• экспертиза профессиональной пригодности,• экспертиза связи заболевания с профессией,• проведение медицинских осмотров работников,• динамическое наблюдение больных с профессиональной патологией и лиц с риском развития профессиональной патологии,• организационно-методическое руководство и практическая помощь учреждениям здравоохранения по вопросам профпатологии,• координация взаимодействия профпатологической службы Ленинградской области с заинтересованными ведомствами.

В состав ГБУЗ ЛО «Центр профпатологии» входят:

• консультативно-диагностическое отделение;• отделение профилактики;• организационно-методический отдел;• клинико-диагностическая лаборатория.

ГБУЗ ЛО «Центр профпатологии» оснащено современным медицинским оборудованием, необходимым для осуществления медицинских осмотров и проведения специфических исследований при диагностике профессиональных заболеваний.

ГБУЗ ЛО «Центр профпатологии» работает ежедневно по рабочим дням с 9–00 до 17–30. Прием пациентов производится только по предварительной записи, телефон регистратуры – (812) 458–38-36.

Телефон дежурного администратора (Глеза Ольга Геннадьевна) – (812) 458–38-36

Вышестоящие и контролирующие органы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Телефон горячей линии Комитета по здравоохранению по коронавирусу

191124, Санкт-Петербург, Лафонская, д.6, лит.А

Руководитель: Вылегжанин Сергей Валентинович http://health.lenobl.ru

Горячая линия” по вопросам организации медицинской и лекарственной помощи населению; “Горячая линия” для работников сферы здравоохранения по вопросам оплаты труда: 8 ( 812 ) 679–60-04

Управление федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

190068, г. Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова 88–90, каб. 306 (3 этаж)

Руководитель: Кулев Андрей Геннадьевич

Телефон горячей линии Росздравнадзора —

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области

г Санкт-Петербург, Невский р‑н, улица Ольминского, д 27

Руководитель: Историк Ольга Александровна http://47.rospotrebnadzor.ru/

Телефон: +7 (812) 365–18-00

Факс: (812) 365–18-00

Горячая линия: 8–812-448–04-00

Мы открыты для сотрудничества и рады оказать вам квалифицированную медицинскую помощь в области профпатологии, помочь организовать и провести обязательные медицинские осмотры, ответить на любые вопросы, связанные с деятельностью нашего Центра.

Формирование высокопрофессионального, компетентного и нравственного корпуса управленцев, способных адекватно отвечать на вызовы современности, быть лидерами изменений, сегодня является одной из приоритетных задач кадровой политики правительства Воронежской области. Поэтому для руководителей органов государственной власти региона и их заместителей на системной основе проводятся мероприятия, направленные на развитие их профессионального уровня.

Так, в декабре 2022 года завершилась программа повышения квалификации «Эффективный руководитель в системе государственного и муниципального управления: высший уровень». Образовательный проект реализован Корпоративным университетом правительства Воронежской области для заместителей руководителей исполнительных органов Воронежской области, назначенных на должности в 2021—2022 годах.

Среди основных целей образовательной программы было сформировать целостное представление развитии Воронежской области, стратегических приоритетах губернатора и правительства региона и развить личностные компетенции и профессиональные управленческие навыки слушателей.

В качестве спикеров выступили руководители исполнительных органов Воронежской области как специалисты, обладающие высокой квалификацией, владеющие проблематикой и стратегией развития приоритетных отраслей экономики региона, а также эксперты, имеющие опыт проведения тренингов по развитию управленческих компетенций органов государственной власти.

Обучение проходило в нескольких форматах: слушатели посещали экспертные лекции, консультации, тренинги, круглые столы.

Каждый приглашенный эксперт был открыт к диалогу, и участники активно пользовались этой возможностью.

На закрытии дополнительной профессиональной программы слушатели поделились своими впечатлениями о пройденном обучении:

Как отметил один из слушателей программы, заместитель руководителя управления делами Воронежской области Артем Токарчук, содержание программы, сочетающее встречи с руководителями исполнительных органов и тренинги, — современный, интересный и актуальный образовательный формат, который полностью погружает в процесс профессионального развития и расширяет горизонты.

Заместитель руководителя департамента образования области Оксана Кузнецова в свою очередь отметила, что приглашение эффективных руководителей в качестве спикеров для освещения лучших региональных практик, современных подходов к управлению, а также для обсуждения и формирования оригинального личного стиля руководства, — полезный и нужный опыт.

Отдельное спасибо за тренерский состав выразила заместитель руководителя управления государственной службы и кадров правительства Воронежской области Кира Терещенко. По ее словам, команда тренеров в доступном и интересном формате дала слушателям эффективные инструменты управления подчиненными, адаптированные под специфику государственной службы. Каждый смог увидеть и проработать собственные сильные и слабые стороны. А постоянная обратная связь, которую тренеры запрашивали в конце каждого занятия, включала в образовательный процесс до последней минуты.

Для формирования профессиональной культуры, основанной на единой системе ценностей, заместитель руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области Ольга Яковлева предложила провести такое обучение провести для всех заместителей руководителей исполнительных органов власти.

Все слушатели были единодушны в том, что программа была очень полезна, интересна и имела высокую практическую значимость.

Подводя итоги обучения, заместитель руководителя управления государственной службы и кадров правительства Воронежской области Светлана Кореневская поблагодарила всех участников за активную позицию на занятиях, живой отклик и позитивную обратную связь. Она также отметила, что динамично меняющийся мир, в котором мы живем и работаем, требует соответствовать вызовам времени, а значит, нужно постоянно набираться знаний и совершенствовать навыки, уметь управлять собой и наводить порядок в убеждениях.

Однако этого не всегда бывает достаточно, поэтому госслужащим, прошедшим обучение по этой программе, в марте 2023 года было предложено провести новую встречу, чтобы каждый смог поделиться профессиональными и личными достижениями, успешным опытом и оказать поддержку тем, кому она будет необходима.

Фото управления государственной службы и кадров Правительства Воронежской области.

Профессионализм – что это сегодня?

Если мы зададимся вопросом, что же такое профессионализм, то столкнемся с тем, что в нашей культуре это понятие понимается как достаточно узкая компетентность, как правило, функциональная.

Профессионалами не рождаются, ими становятся. Но кто они, эти профессионалы и что такое профессионализм?

Понятие профессионализм довольно широкое. Его невозможно определить однозначно. Надо взглянуть на профессионалов с разных сторон.

Области профессионализма

Жан Поль Бельмондо в главной роли в фильме «Профессионал» (1981)

Стоит разделить профессионализм в нескольких сферах.

Профессионал может быть технарем в технической сфере деятельности, естествоиспытателем в естественно-научной сфере и гуманитарием в гуманитарной сфере.

Примерно так же делятся науки: технические, естественно-научные и гуманитарные.

Технический профессионализм

Области профессионализма

Кирилл Лавров в роли главного конструктора из фильма «Укрощение огня» (1972)

Профессионализм в технической сфере предполагает глубокие профессиональные знания и опыт того, что работает точно и на основе ясных правил и законов.

Любая техника, машины, механизмы – все это техническая область знаний и навыков. Кроме того, к точным областям знаний относят, разумеется, математику со всеми ее разделами, физику, отчасти химию и биологию, а также информатику.

В технических, точных областях знаний господствуют количественные закономерности, и работает система проверки гипотез, когда то или иное мысленное предположение должно быть обязательно подтверждено на практике.

Это значит, что профессионал в той или иной области точных наук умеет создавать изделия, оборудование, приборы, системы. Профессионал в технических областях создает то, что работает ровно так, как задумано. Разрабатывает ли он какой-то механизм, например, летательный аппарат. Пишет ли он ту или иную программу для компьютеров – в результате получается работающее изделие или программа.

Профессионал в технической области – это «рукастый» человек, умеющий пользоваться инструментами, приспособлениями, может сам создавать новые машины, механизмы, программы для компьютеров. Вот почему хороших программистов мы также можем отнести к разряду профессионалов в технических, в точных областях знаний.

Если за дело взялся технический профессионал, то сломанная машина будет отремонтирована, неработающая программа будет успешно настроена и запущена, новый механизм удивит нас своей необычной конструкцией и принципами работы.

Кого можно считать профессионалом в технической области

К техническим профессионалам смело можно относить знаменитых физиков, как практиков, так и теоретиков. Последние могли делать удивительные открытия «на кончике пера», силой своей мысли, логики и отличного знания математических закономерностей. Профессиональные физики практики умеют сооружать колоссальные установки. Например, это современные ускорители элементарных частиц, включая знаменитый Андронный коллайдер.

Также совершенно необычной является создаваемая международная установка по управляемому термоядерному синтезу. Это самая большая установка в мире по числу входящих в нее комплектующих изделий, там миллионы и миллионы деталей.

Математики, открывающие новые законы или доказывающие знаменитые теоремы – тоже профессионалы с большой буквы. Например, доказана теорема Ферма, которая раньше считалась чуть ли не вершиной математического анализа. Профессиональный математик Григорий Перельман отказался от положенной ему за это доказательство Нобелевской премии. Отказник сослался на недооцененные заслуги других математиков – профессионалов, чьи результаты им были использованы в ходе доказательства.

Профессионализм в технической сфере очень трудно подвергнуть сомнению. Результат работы профессионала в точных областях деятельности всегда (или почти всегда) виден наглядно. Отрицать что-либо, сделанное профессионалом, скажем, инженером непросто. Тут можно только пытаться доказать отсутствие первенства в том или ином открытии. Как, скажем, произошло с открытием радио профессором Поповым.

Однако, профессионализм – это не спорт, где надо быть первым. Профессионализм – это результативность, независимо от занимаемого места в рейтингах. Даже не первый, но результативный – это профессионал в технических областях.

Профессионалы в естественно-научных сферах

Области профессионализма

Профессиональный географ Жак Паганель за работой.Кадр из фильма «Дети капитана Гранта» (1935).

Профессионализм в естественно-научной сфере предполагает знание таких предметов, которые невозможно вычислить с помощью тех или иных формул и закономерностей. Естественно-научная сфера предполагает применение различных экспериментальных подходов. Что будет, если смешать одно с другим? Как поведет себя растение на новой почве в непривычном климате? Надо экспериментировать, пробовать. Просто так, взять и рассчитать, найти решение на кончике пера – недостижимо для естественно-научной сферы.

Грань между точными науками и естественными науками очень тонкая и прозрачная. Естественные науки изучают природу. Поэтому к естественно-научным знаниям относятся и перечисленные выше в ряду точных наук физика, химия, биология. Целый ряд положений этих наук не базируется на строгих математических теориях и выкладках. Значит, тут огромное поле для экспериментов и разного рода практических выводов.

Медицина тоже относится к естественно-научным дисциплинам. Мы не понаслышке знаем, кто такие профессиональные врачи или средний и младший медицинский персонал. Врачи профессионалы – это отличные диагносты, замечательные хирурги, разработчики новейших методов профилактики и лечения заболеваний. Медицинские сестры, сиделки, нянечки, санитарки или мужчины аналогичных профессий словом, руками, приборами и препаратами способны облегчить страдания пациентов, снять синдромы, вылечить, поставить на ноги.

К естественно-научной сфере относят и географию с астрономией. Помним из детской книги про Жака Паганеля – рассеянного географа, образ которого сочинил Жюль Верн в «Детях капитана Гранта». Паганель имел ответ на любые неясные вопросы, его участие в почти кругосветной экспедиции обеспечило выполнение миссии по поиску пропавшего капитана. Профессионализм – налицо.

С астрономией все выглядит более закрыто и непонятно. Обычно знаменитые профессионалы астрономы малоизвестны в широких кругах. Тем не менее, это не делает их меньшими профессионалами. Просто пока еще человечество лишь прочно обосновалось на своей родной планете. Как только люди начнут массовое освоение ближнего и дальнего космоса, мы еще много раз услышим о профессиональных астрономах.

Что умеет профессионал естествоиспытатель

Области профессионализма

Образ Жака Паганеля в фильме «В поисках капитана Гранта» (1985)

Профессионал в естественно-научных областях знания обладает очень широким кругозором и прекрасно структурированными знаниями. Там, где обычный человек видит лишь набор не связанных друг с другом фактов и явлений, профессионал видит глубокие связи между разрозненными частями, как потом выясняется, единого целого.

Профессионал в естественных областях знает, что, зачем и почему, и куда все это нас ведет. Поднялась температура у больного, а профессиональный врач уже понимает, что надо делать. Подул северный ветер, и профессиональный географ понимает, что будет происходить через пару часов.

Профессионал естественник – это своего рода предсказатель на ближайшее и отдаленное будущее. Но его предсказание основывается не на оккультизме или догадках, а на точном знания того, что нам следует ждать.

Профессионалы гуманитарии

В гуманитарной сфере все намного сложнее и разнообразнее, чем в точных и естественных областях деятельности. Гуманитарные области – это в первую очередь философия и все остальное, что образовалось из нее впоследствии. Это науки о человеке и его месте в мире. Литература и искусство, история и религия, культурология и психология, филология и лингвистика и прочее, и прочее, и прочее.

Как отличить профессионала в гуманитарной области от дилетанта? По его ученому званию? Скажем, перед нами доктор исторических наук. Значит ли это, что мы можем доверять ему абсолютно все вопросы современной или более древней истории? Вряд ли, поскольку любое научное звание дается не за энциклопедические успехи, а за глубокое изучение и анализ какой-то отдельной области знаний.

Литератор – это профессионал? В недавнем прошлом с литераторами было просто: член Союза писателей – это писатель, а вот не член Союза писателей, но пишущий – он кто? Сейчас же в интернете не пишет, разве что, только ленивый. Все они писатели? Профессионалы?

Вопросов к определению профессионализма в гуманитарных сферах бесконечное число. В теории, профессионалом считается тот, кто включен в те или иные, так называемые, корпоративные списки: член Академии, член Общества, член Ассоциации. Официально признанный профессионал, как правило, хорошо учился в школе, закончил ВУЗ, аспирантуру, защитил диссертацию, имеет научные труды, отмечен наградами.

Каковы отличия дилетанта от профессионала в гуманитарных областях

Области профессионализма

Профессионал за работой — Жак Паганель среди индейского племени. Кадр из фильма «В поисках капитана Гранта»,  (1985)

Дилетант в гуманитарной сфере не известен никому, кроме узкого круга своих знакомых. Или он блистает в социальных сетях – это уже покрупнее сообщество, где лайками и перепостами можно заслужить некоторое признание и известность. Но все равно с официальной точки зрения – перед нами дилетант.

И вдруг этот самый никому неизвестный дилетант пишет книгу, которая облетает весь мир. Становится известным писателем! Например, в одном из своих предисловий писатель Пауло Коэльо записал благодарность тем, кто уволил его из компании, где он некогда успешно работал. Тот самый работодатель оставил его без средств к существованию, и тем самым побудил писать книги, а впоследствии стать известным на весь мир автором бестселлеров.

В официальном представлении профессионализма в гуманитарных областях присутствует много сложной, можно сказать, кулуарной терминологии. Иногда кажется, что официальным профессионалам важно написать так, чтобы их никто не понял, кроме избранных. Как когда-то письменный русский язык (до Пушкина) был совершенно непонятным для простых русских людей. То есть, даже через язык и терминологию может проявляться официальный профессионализм в науках о человеке и обществе.

В то же время сильный дилетант, разобравшийся в какой-то части литературы, искусства, музыки, кино, истории, философии и тому подобное – возьмет и на совершенно простом языке разложит по полочкам то, что профессионалы писали в многотомных непроходимых сочинениях! Поэтому, пожалуй, нам, простым людям, не разбирающимся в официальных правилах профессионального роста гуманитариев, важны не звания, регалия или научный слог автора, а то, как и что он пишет. Чем понятнее написано, тем профессиональнее будет нам казаться автор.

Вышесказанное касается эпистолярного жанра. Но есть еще видео, аудио и другие форматы представления информации. Опять же музыка, кино и прочие способы донесения до людей своих мыслей о людях и их отношениях. Все эти жанры рождают своих профессионалов, как удостоенных званий, наград и официального признания, так и просто доказавших свой профессионализм на деле.

Общество, надо сказать, постепенно гуманизируется. Мы становимся больше гуманитариями, чем технарями, как это было еще недавно. В основном, большинство людей теперь потребляют информацию, а также ее порождают и распространяют. Это чисто гуманитарная сфера, где раз за разом рождаются профессионалы. Мы их безошибочно вычисляем и определяем, достаточно открыть книгу, статью, пост, видео, послушать аудио.

Гуманитарная сфера сегодня – это как открытая книга, куда каждый может вписать свое имя в истории. История может быть как в глобальном смысле, так и совсем маленькая, допустим, местного значения.

Собирательные образы профессионалов и профессионализма

Области профессионализма

Жан Поль Бельмондо в фильме «Профессионал» (1981)

Напоследок, можно отметить такую область профессионализма, как собирательную. В книгах, в фильмах часто можно видеть одиночек или групп профессионалов в борьбе за справедливость, против сил зла, за счастье и тому подобное. В книгах и фильмах супер герои одним махом делают то, что недоступно простым людям. Их поступки восхищают, вызывают желание подражать, достигать высоких ступеней личного профессионализма.

Надо помнить, что речь все-таки идет о вымышленных персонажах, о собирательных героях. Это не означает, что в реальной жизни не может быть подобного, за исключением, конечно, совсем фантастических жанров.

Но все-таки нарисованные супер герои, побеждающие зло, или, наоборот, профессиональные злодеи – это вымышленные персонажи. Они созданы воображением авторов с тем, чтобы донести до читателей и зрителей те или иные аспекты гуманитарной сферы. Чтобы показать нашу жизнь с той или иной точки зрения. Поднять различные проблемы, постараться дать им оценку и представить способы решения.

Выходит, что профессионализм в книгах и в кино вымышленный? Конечно, нет. Написанные профессионалы – это прежде всего профессионализм тех, кто их описал или снял в кино! Мы таким образом видим настоящий профессионализм тех, кто сумел вовлечь нас в сюжет книги или фильма так, что мы даже забыли об авторе.

Именно автор является настоящим профессионалом, если нам кажется профессиональным созданный им герой! Это и есть яркое проявление профессионализма в гуманитарной сфере, которое невозможно опровергнуть никакими канонами или официальными мерками профессионализма.

Профессионал – он кто?

Итак, кто такой профессионал?

  • Тот, кто видится нам профессионалом в гуманитарной области. Это в большой степени наша субъективная оценка, хотя и не исключает официальные системы признания гуманитарного профессионализма.
  • Тот, кто обладает широчайшими знаниями в естественных областях и умеет применять эти знания на практике. Это уже мало зависит от нашей личной оценки профессионализма. Определить профессионалов в области естествознания можно довольно объективно.
  • Тот, кто умеет логически мыслить и силою мысли и своими действиями создает новые машины, механизмы и программы в точных областях знаний. Тут мы почти бессильны противопоставить свое субъективное видение профессионализму технарей. Профессионал в технической области – он и в Африке профессионал, с какой стороны на это не посмотри!

Ну, а профессионалы, которые выдуманы писателями, поэтами, художниками, режиссерами и иными творческими людьми – это призыв к нам становиться профессионалами в своем деле или в хобби. Порой, именно выдуманные персонажи способствуют тому, чтобы вовлечь каждого из нас в работу над собой с целью развития собственных профессиональных навыков.

Ростехнадзор разработал проект Типовой дополнительной профессиональной программы в области промбезопасности “Маркшейдерское дело”

25 октября 2022

Ростехнадзором предложен проект Типовой дополнительной профессиональной программы (программы профессиональной переподготовки) в области промышленной безопасности “Маркшейдерское дело” (Проект Приказа Ростехнадзора (ID 02/08/09-22/00131863, подготовлен 7 октября 2022 г.).

Напомним, что согласно подп. “а”, “б” п. 4 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, для получения соответствующей лицензии необходимо наличие в штате юрлица специалиста (работника) на должности главного маркшейдера организации, а также наличие у ИП высшего образование по специальности “маркшейдерское дело” и необходимый стаж работы или имеющего высшее техническое образование, прошедшего профессиональную переподготовку в области промышленной безопасности по типовой дополнительной программе профессиональной переподготовки по специальности “маркшейдерское дело” и имеющего необходимый стаж.

Предполагается, что новая программа будет применяться с 1 марта 2023 года до 1 марта 2029 года.

Документы по теме:

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”

Области профессионализма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *