ОБЩИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯЕТ УЧЕБА

Профстандарт устанавливает требования к опыту и знаниям работника, описывает его обязанности с учетом квалификации и занимаемой должности. Критерии эти постоянно меняются. Поможем разобраться, каким требованиям должен соответствовать специалист по охране труда

Итоговый
государственный экзамен по специальности
«Связи с общественностью» представляет
собой профессионально ориентированный
междисциплинарный экзамен. Программа
итогового государственного экзамена
адресована студентам, завершающим
учебно-познавательную деятельность в
рамках высшего учебного заведения и
представляет собой систематизированный
комплекс изученных ранее дисциплин.

Содержание
программы государственного итогового
испытания сформировано на основе
требований государственного стандарта
к уровню подготовки выпускника. Программа
нацелена на формирование у выпускника
комплексного и целостного знания,
отвечающего заключительному этапу
подготовки выпускника по специальности
«Связи с общественностью».

В
программе учтены квалификационные
требования к уровню подготовки выпускника,
определяющие содержание итоговой
государственной аттестации, с указанием
дисциплин учебного плана, обеспечивающих
это соответствие. Фиксируемое программой
содержание не является всеобъемлющей
копией изучаемого материала в вузе;
содержание ориентирует процесс подготовки
к государственному экзамену на знание
наиболее существенных компонентов
содержания учебных дисциплин.

1. Требования к
итоговому государственному экзамену
по образовательному стандарту (из
государственного образовательного
стандарта высшего профессионального
образования)

Государственный
экзамен представляет собой итоговое
испытание по профессионально
ориентированным междисциплинарным
проблемам, который устанавливает
соответствие подготовленности выпускника
требованиям образовательного стандарта

Квалификация
специалиста по связям с общественностью
предусматривает овладение необходимыми
знаниями и навыками для выполнения
функций пресс-секретаря, менеджера
коммуникационной структуры, эксперта,
консультанта, референта в государственных
и общественных учреждениях и организациях,
коммерческих структурах по вопросам
массовой информации и деловой коммуникации,
общественных связей, гуманитарных
технологий, научных, культурных и
туристических обменов.

Профессиональная
деятельность выпускника направлена на
изучение и выработку соответствующих
рекомендаций по следующим аспектам:
процессы и явления внутриполитической
и международной жизни; межнациональные,
межэтнические и международные отношения;
социально-экономические проблемы
города, области, республики, страны и
современного мира в целом; общепланетарный,
общенациональный, региональный и местный
информационные потоки; научное и
культурное сотрудничество; информационное
обеспечение внутренней и внешней
политики; формирование общественного
мнения внутри страны и за рубежом;
создание единого международного
экономического, экологического,
культурного и информационного
пространства; процессы глобализации;
процессы, связанные с разоружением,
строительством безопасного мира.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Специалист в
области связей с общественностью по
своему профессиональному предназначению
должен:

– знать важнейшие
проблемы внутренней и внешней политики
России, современных международных
отношений; положения важнейших
международно-правовых документов ООН,
ЮНЕСКО, ОБСЕ и других международных
организаций, регламентирующих деятельность
в области международной информации,
гуманитарного и культурного сотрудничества;

– знать историю и
современную практику массовой коммуникации
и различные ее виды и формы;

– знать историю
возникновения и становления связей с
общественностью (“паблик рилейшнз”)
как сферы профессиональной деятельности;

– уметь устанавливать
и постоянно поддерживать необходимые
связи со средствами массовой информации,
информационными, рекламными, консалтинговыми
агентствами, агенствами по связям с
общественностью, издательствами,
заинтересованными фирмами, государственными
и общественными структурами, партиями
и движениями;

– владеть навыками
организации и управления пресс-центром,
пресс-службой, отделом печати, отделом
по связям с общественностью, центром
общественных связей;

– уметь устанавливать
связи с людьми и организациями,
располагающими важными сведениями,
источниками информации;

– знать основы
конфликтологии и социальной психологии
и владеть навыками работы в кризисных
ситуациях;

– постоянно изучать
аудиторию, учитывать ее настроение;

– уметь планировать
и организовывать рекламные, пропагандистские,
информационные кампании, владеть
навыками социального и политического
маркетинга, уметь организовать и вести
протокольно-деловые мероприятия;

– уметь использовать
методику и технику проведения опросов
общественного мнения;

– свободно владеть
риторикой, приемами и методами публичного
выступления (знать основы речи, ее виды,
правила речевого этикета и ведения
диалога, законы композиции и стиля,
приемы убеждения), владеть навыками
литературного редактирования, умением
создать собственное публицистическое
произведение, пресс-релиз;

– квалифицированно
пользоваться техническими,
телерадиоэлектронными средствами
массовой информации, уметь фотографировать,
владеть видео- и компьютерной техникой.

По общей
фундаментальной подготовленности
специалист в области связей с
общественностью отвечает следующим
требованиям:

– имеет целостное
представление о процессах и явлениях,
происходящих в современном мире, знаком
с принципиальными проблемами современного
естествознания, развития науки и техники,
понимает их социально-экономические и
политические последствия;

– знаком с основными
учениями в области политических, правовых
и социально-экономических наук, способен
научно анализировать социально значимые
проблемы и процессы, умеет использовать
методы этих наук в различных видах
профессиональной и социальной
деятельности;

– знает Конституцию
Российской Федерации, этические и
правовые нормы, регулирующие взаимоотношения
в обществе и между обществом и природной
средой, учитывает их в профессиональной
деятельности;

– знает основные
этапы истории России, ее политики, а
также истории других ведущих государств
и цивилизаций мира, понимает смысл и
механизмы исторической преемственности
и эволюции ;

– знает основные
проблемы массовой коммуникации и
современных СМИ, механизмы и закономерности
их формирования и развития, основные
теории и концепции, относящиеся к сфере
информации, коммуникации и формирования
общественного мнения, умеет применять
их выводы, методы и приемы исследования
для анализа проблем, возникающих в ходе
его профессиональной деятельности;

– знает основные
проблемы информационной политики,
национальной безопасности Российской
Федерации, владеет методами и приемами
их анализа;

– способен к
самообучению по завершении учебной
программы, к расширению своих знаний
на основе информационных и образовательных
технологий;

– способен приобретать
новые знания, методически и психологически
готов к изменению направления и характера
своей профессиональной деятельности;

– умеет на научной
основе организовать свой труд, владеет
приемами и методами сбора, хранения и
обработки информации, в том числе с
использованием электронно-вычислительной
техники, имеет навыки пользования ЭВМ
и прикладными компьютерными программами;

– владеет иностранным
языком (языками), способен выполнять
функции переводчика, переводчика-референта
и продолжать обучение и осуществлять
профессиональную деятельность в
иноязычной среде;

– владеет культурой
мышления и публичного выступления,
способен правильно и логично оформить
свои мысли в устной и письменной форме,
участвовать в дискуссиях по профессиональным
проблемам;

– владеет основами
научного анализа и прогнозирования
различных явлений и процессов, умеет
осуществлять их качественный и
количественный анализ, способен
определять цели специальных исследований
и использовать для их осуществления
методы изученных наук, готов к работе
над междисциплинарными проектами;

– готов к работе в
коллективе, знаком с методами управления,
способен находить и принимать
управленческие решения, знает основы
педагогической деятельности.

2. Т РЕБОВАНИЯ К
СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

ПО ОБЩИМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ
ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЭКЗАМЕНУ

2.1.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Определения
связей с общественностью. Проблема
перевода терминов «связи с общественностью»
и употребление их в других языках. Сферы
и направления деятельности связей с
общественностью. Базовые понятия связей
с общественностью и основные
терминологические понятия (организация,
общественность, коммуникация). Связи с
общественностью как система двусторонней
коммуникации. Отличие связей с
общественностью от рекламы, пропаганды,
маркетинга. Соотнесение понятий имидж
и репутация относительно организации.

Основные
принципы деятельности связей с
общественностью. Этические нормы
деятельности специалиста в сфере связей
с общественностью. Основные профессиональные
этические кодексы.

История
связей с общественностью. Современный
рынок связей с общественностью в России
и за рубежом. Профессиональные издания
в сфере связей с общественностью.
Профессиональные премии и сертификация
в связях с общественностью.

1.
Емельянов С. М. Теория и практика связей
с общественностью. Вводный курс. – СПб.:
Питер, 2005. – 240 с.

2.
Гундарин М. В. Книга руководителя отдела
PR
/ М. В. Гундарин. С Пб.: Питер, 2006. – 368 с.

3. Почекаев Р. Ю.
История связей с общественностью / Р. Ю.
Почекаев. С Пб.: Питер, 2007. – 288 с.

4.
Чумиков А. Н. Связи с общественностью:
теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П.
Бочаров. М.: Дело, 2004. – 496 с.

Общая
характеристика общественного мнения,
общественных групп и приоритетных групп
общественности. Выявление и анализ
причин возникновения проблем. Составление
стратегии решения проблем при управлении
общественным мнением. Роль специалиста
по связям с общественностью при управлении
общественным мнением.

Определение
восприятия и роль субъективного
восприятия в интерпретации полученной
информации личностью. Особенности
восприятия информации в различных
группах общественности. Процесс и стадии
формирования коллективного мнения по
конкретному вопросу. Способы управления
мнением общественности и изменение
мнений оппонентов. Способы измерения
общественного мнения.

Способы
определение целевой аудитории, стратегии
и тактики. Пути эффективного использования
результатов исследования. Определение
целей и задач. Основные характеристики
стратегического плана. Основные
характеристики тактического и оперативного
планов.

Методы
выявления общественных групп. Внешние
общественные группы и их характеристики.
Внутренние общественные группы и их
характеристики. Образ мышления
общественной группы и понимание
потенциальной реакции. Определение
приоритетных общественных групп и их
потребностей.

1.
Гавра Д. П. Общественное мнение как
социологическая категория и социальный
институт / Д. П. Гавра. С Пб.: Питер, 1995. –
280 с.

2.
Емельянов С. М. Теория и практика связей
с общественностью. Вводный курс. – СПб.:
Питер, 2005. – 240 с.

3.
Татаринова Г. Н. Управление общественными
отношениями / Г. Н. татаринова. С Пб.: Питер,
2004. – 315 с.

4.
Федотова Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное
мнение. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.

5.
Чумиков А. Н. Связи с общественностью:
теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П.
Бочаров. М.: Дело, 2004. – 496 с.

Основные
цели и задачи внутренних связей с
общественностью. Особенности HR-менеджмента
как современной технологии управления
персоналом. Роль и место управления
внутренними коммуникациями в кадровом
менеджменте. Мотивация персонала в
системе внутрикорпоративных коммуникаций.
Создание команд для повышения эффективности
деятельности организации. Организация
мероприятий по командообразованию:
принципы и основные форматы.

Этапы
эволюции принципа социальной
ответственности. Репутация компании,
ответственность перед общественными
группами, финансовая ответственность
в управлении репутацией. Миссия
организации, цели, задачи. Понятие
организационной / корпоративной культуры.
Функции организационной культуры.
Уровни организационной культуры.
Методики диагностики организационной
культуры. Управление организационной
культурой. Инструменты управления
организационной культурой. Модели
изменения организационной культуры.
Организационные и коммуникационные
средства культуральных изменений.

Внутреннее
информационное поле организации. Каналы
распространения информации внутри
компании. Инструменты внутренних
коммуникаций. Содержание информации в
рамках внутрикорпоративных коммуникаций.
Способы исследования системы внутренних
коммуникаций.

Корпоративные
издания. Типы корпоративных изданий.
Характеристики качественного
корпоративного издания. Задачи издания
B2P.
Менеджмент корпоративного издания.
Основные этапы создания корпоративного
СМИ. Организация материалов во
внтурикорпоративном СМИ. Методы
продвижения корпоративного издания.
Корпоративное издание как репутационный
проект.

1.
Бодуан Ж-П. Управление имиджем компании.
Паблик рилейшнз: предмет и мастерство
/ Ж-П Бодуан. М.: Инфра-М, 2001. – 240 с.

3.
Капитонов Э. А. Корпоративная культура
и PR
/ Э. А Капитонов. М.: ИКЦ “МарТ”, 2003.
416 с.

4.
Тарасов В. Внутрифирменные отношения
в вопросах и ответах / В. Тарасов. М.:
Политехника, 2003. – 92 с.

5.
Тульчинский Г. P R
фирмы: технология и эффективность / Г.
Тульчинский. М.: Алетейа, 2001. – 304 с.

6.
Чемякин Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты
эффективности / Ю. В. Чемякин. Екатеринбург,
2006. – 248 с.

Структура
и базовые понятия медиарилейшнз. Общая
характеристика СМИ и медиапланирование.
Общие принципы планирования и отношения
со СМИ как часть плана. Механизмы
мониторинга СМИ. Создание медийного
образа организации. Оптимальная
информационная среду субъекта, позитивное
общественное мнение о субъекте,
эффективное и регулярное паблисити как
результаты эффективной работы со СМИ.
Медиарилейшнз как управление информацией.

Обязательные
формы медиарилейшнз. Типология СМИ как
практическая задача медиарилейшнз.
Коммуникатор, аудитория, эффективность
масс-медиа. Современный медиарынок:
структура, принципы управления и
организации. Формальные и неформальные
принципы работы со СМИ. Массовые и
индивидуальные формы работы со СМИ и
их сотрудниками.

Место
и роль новости в отношениях со СМИ.
Информационный повод. Способы направления
информационных потоков. Создание
повестки дня. Методы борьбы с негативизмом
СМИ. Полулизм, стереотипизация, создание
идеалов, снятие защиты, смещение акцентов,
изменение масштабов, смягчение негативных
эмоций и их устранение, символизация
как приемы информационного воздействия
и управления в медиарилейшнз. Формирование
журналистского сообщества. Система
мероприятий для журналистов. Функции,
регламент, действующие лица и исполнители.

Медиапланирование:
основные понятия и методы. Принципы
выбора носителей информации, составление
медиаплана. Стратегии медиапланирования.
Виды документов, необходимые в
медиапланировании, требования к их
составлению. Расчет основных показателей
медиаплана. Медиамикс. Система
медиа-документов. Составление медиакарты.
Аналитические исследования и планирование
деятельности. P R-текст
как инструмент в медиарилейшнз.

Сущность,
виды корпоративных СМИ. Функции, тематика,
формат. Влияние внутренних коммуникаций
на внешнюю коммуникативную активность
организации. Медиарилейшнз в условиях
кризиса. Факторы, влияющие на эффективность
медиарилейшнз в кризисных ситуациях.
Приемы и технологии кризисных
медиарилейшнз.

1. Бузин В. Н. Основы
медиалпанирования / В. Н. Бузин. М.: 2002.

2.
Гундарин М. В. Теория и практика связей
с общественностью: основы медиарилейшнз
/ М. В. Гундарин. М.: 2007.

3.
Катлип С. М. Паблик рилейшнз. Теория и
практика / С. М. Катлип, А. Х. Сентер, Г. М.
Брум. М.: 2000.

4. Кочеткова А. В.
Медиапланирование / А. В. Кочеткова. М.:
2003.

5.
Кривоносов А. Д. P R-текст
в системе публичной коммуникации / А. Д.
Кривоносов. С Пб.: изд-во СПбГУ, 2002.

6.
Чумиков А. Н. Связи с общественностью:
теория и практика / А. Н. Чумиков, М. П.
Бочаров. М.: Дело, 2004. – 496 с.

Секторальное
деление: связи с общественностью в
государственном секторе, связи с
общественностью в бизнесе и связи с
общественностью в некоммерческих
организациях. Государственный сектор:
власть, закон, управление. Коммерческий
сектор: капитал, прибыль, информационные
технологии. Общественный сектор: люди,
интерес, образование. Взаимное влияние.
Взаимные ожидания.

Основные
характеристики некоммерческого сектора.
Определение некоммерческих
неправительственных организаций (НКО).
Классификация общественных и
благотворительных организаций.
Нормативно-правовые основы деятельности.
Миссия и стратегия НКО. Цели и задачи.
Структура НКО. Функциональная модель
НКО. Принципы построения некоммерческого
партнерства. Основные источники
финансирования НКО.

Финансирование
некоммерческого сектора. Методы
фандрайзинга. Характеристики НКО как
объекта финансирования. Имидж и репутация
НКО. Частные пожертвования как самый
распространенный способ финансирования
НКО. Благотворительность и спонсорство
как основа имиджа современной компании.
Государственная поддержка. Правовые
основы финансирования НКО. Гранты.

1. Векслер А. Связи
с общественностью для НКО: технология
успеха / А. Векслер. М.: 1998.

3.
Зельманов А. Б. Связи с общественностью
в социальной сфере: учеб. Пособие / А. Б.
Зельманов. С Пб.: Питер, 2008.

Основные подходы
к пониманию кризиса и способам управления
им в коммуникационном менеджменте.

Методы
прогнозирования кризисов/оценки рисков.
Маркетинговые и социологические
инструменты кризисной диагностики.
Технологии разработки планов кризисного
реагирования. Цели создания антикризисного
плана. Разделы руководства по антикризисным
коммуникациям.

Принципы организации
кризисных коммуникаций. Коммуникационные
стратегии и тактики в период кризиса.

1.
Афанасьев Г. Crisis
management
(краткий курс) / Г. Афанасьев // Советник.
1998. №8-12; 1999. № 1-5.

2.
Даулинг Гр. Репутация фирмы: создание,
управление и оценка эффективности /
Грэм даулинг. М.: 2003.

3. Зуб А. Т. Антикризисное
управление: учеб. Пособие для студентов
вузов / А. Т. Зуб. М.: 2005

4.
Ольшевский А. С. Антикризисный PR
и консалтинг / А. С. Ольшевский. С Пб.:
Питер, 2003.

Проблема
юридического определения связей с
общественностью. Определения связей с
общественностью в государственном
образовательном стандарте, профессиональной
отраслевой литературе, нормативных
актах.

Правовые
основы управления информацией. Основные
юридические понятия информационной
сферы. Общедозволительный тип правового
регулирования информационной сферы.
Юридическое содержание понятий:
информация, информационная сфера,
информационная безопасность. Информация
с ограниченным доступом: государственная
тайна и конфиденциальная информация.
Коммерческая тайна и ответственность
за ее разглашение. Частные случаи охраны
конфиденциальной информации в Гражданском
кодексе РФ. Отношения со СМИ в правовом
поле. Права и обязанности лица, отвечающего
за связи со СМИ.

Защита
репутации юридическими средствами.
Юридические понятия чести, достоинства
и деловой репутации. Нематериальные
блага различных правовых субъектов.
Защита чести, достоинства и деловой
репутации в гражданском законодательстве
РФ.

Связи
с общественностью в политике: право и
выборы. Юридическое понятие предвыборной
агитации. Основы регулирования
предвыборного процесса. Критерии
различения агитационной деятельности
и информирования. Ограничения свободы
предвыборной агитации. Основы регулирования
предвыборного процесса. Критерии
различения агитационной деятельности
информирования. Ограничение свободы
предвыборной агитации: по времени, по
форме, по содержанию, по субъектам.
Проблема правового регулирования
лоббирования в России.

Правовые
основы позиционирования. Позиционирование
с использованием государственного
наименования и символики. Фирменное
наименование как средство индивидуализации
объектов рынка и предмет маркетингового
права. Товарные знаки и знаки обслуживания.
Соотношение правовых понятий «бренд»,
«торговая марка», «товарный знак».
Порядок регистрации товарных знаков.
Права на нефирменные наименования и
эмблемы. Правовое обеспечение продвижения
имиджа. Правовое регулирование рекламной
деятельности. Спонсорство и
благотворительность. Организация
публичных конкурсов.

Авторское
право в маркетинговых коммуникациях.
Авторские и неимущественные права,
смежные права.

1.
Бачило И. Л. Информацонное право / И. Л.
бачило, В. Н. Лопатин, М. А. Федотов. С Пб.:
2001.

2. Дорский А. Ю.
Правовое обеспечение связей с
общественностью / А. Ю. Дорский. М.: 2004

3. Костюк В. Д.
Нематериальные блага. Защита чести,
достоинства и деловой репутации / В. Д.
Костьюк. М.: 2002

4.
Сергеев А. П. Право интеллектуальной
собственности в Российской Федерации
/ А. П. Сергеев. М.: 2001.

5. Нормативные акты
по отраслям права

Феномен массовой
информации и массовой коммуникации.
Субъекты и объекты информационной
деятельности. Информационные ресурсы
и их свойства.

Историческое
развитие массовой информации.
Информационное общество. Россия в
информационном процессе. Современное
медиапространство и типология СМИ.
Функционирование редакций, радио- и
телестудий как производственно-творческих
структур. Медиа-холдинги. Особенности
восприятия информации в печатных и
электронных средствах массовой
коммуникации. Информационные агентства.

Массовая
информация и фактор аудитории. Средства
массовой информации и общественное
мнение. Свобода массовой информации.
СМИ и власть. С МИ в системе рыночных
отношений. Государственная политика в
области СМИ.

Этический
аспект массовой информации. Журналистская
этика и информационная культура. Связи
с общественностью и СМИ.

Региональные
особенности информационного пространства
Омской области.

Основы
создания медиатекста. Создание медиатекста
как творческий акт. Методы и приемы
журналистского творчества. Использование
в СМИ научного, художественного,
публицистического типов творчества.

Источники
и методы сбора информации. Требования
к информации. Методы организации и
хранения информации. Жанровая
дифференциация медиатекстов. Информационные
жанры журналистики. Аналитические жанры
журналистики. Художественно-публицистические
жанры. Структурно-композиционные
особенности медиатекста. Специфика
текста телевизионного, радио и печатных
СМИ. Мастерство создания заголовка и
лида. Специфика текстов по связям с
общественностью в СМИ.

Основные
принципы и функции телерадиовещания.
Типология форм вещания в мире. Концепция
развития телерадиовещания в России на
период 2006-2015 гг. Типология форм вещания
в России. Особенности телевизионной и
радиопублицистики. Основные классификаторы
программ на ТВ. Игровые форматы.
Публицистические форматы.

История
российской радиожурналистики. Основные
типы радиопрограмм. Программный модуль.
Основные принципы программирования на
разговорном и музыкальном радио. Новости
на радио.

Исторические
этапы развития тележурналистики в
России. телевизионное вещание и его
типы. Профессии телевизионного журналиста.
Новости на ТВ. Языковые средства
телеэкрана. Формальные компоненты
экранного сценария новостного сюжета.
Сюжеты массовой культуры и масс-медиа.

Деловые издания
как сегмент информационного рынка.
Деловая пресса в России и в мире. Деловая
пресса в Омской области. Продвижение
деловых СМИ. Журналист как субъект
деятельности делового СМИ.

Источники
деловой информации и их виды. Новость
в деловом издании. Информационные
материалы в деловом издании. Аналитика
в деловой журналистике. Экономическая
публицистика. Политическая публицистика.
Жанры деловой журналистики.

1.
Ворошилов В. В. Теория и практика массовй
информации / В. В. Ворошилов. М.: 2006.

2. Грабельников
А. А. Русская журналистика на рубеже
тысячелетий / А. А. Грабельников. М.: 2001

3. Мельник Г. С.
Основы творческой деятельности журналиста
/ Г. С. мельник, А. Н. Тепляшина. С Пб.: 2008.

4.
Смирнов В. В. Формы вещания: функции,
типология, структура радиопрограмм /
В. В. Смирнов. М.: 2002.

5. Тертычный А.
Логическая культура журналиста / А.
Тертычный. М.: 2005

Теория
коммуникации как научная дисциплина.
Информация и информационная деятельность.
Социальная информация. Информационные
факторы в современном обществе.
Антропосоциогенез и социальная
коммуникация. Системообразующая роль
коммуникации в обществе. Коммуникативные
революции. Концепции и модели коммуникации.
Коммуникация и язык в механистической
(технократической) и деятельностной
(интеракционистской) научной парадигме.

Коммуникация как
процесс и структура. Функции коммуникации.
Средства коммуникации (семиотика).
Каналы коммуникации. Субъекты коммуникации.

Виды
коммуникации: вербальная и невербальная
коммуникация. Уровни коммуникации:межличностная,
групповая, массовая, межкультурная.
Специфика каждого уровня в процессуальном
и структурном аспектах. Сферы коммуникации:
политическая, рекламная, PR-коммуникация,
коммуникация в организациях.

Отдельные методы
исследования коммуникации.

1.
Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации:
учеб. Пособие / В. Б. Кашкин. Воронеж. 2000.

2. Общая теория
социальной коммуникации: Учеб. Пособие
/ А. В. Соколов. С Пб.: 2002

3. Основы теории
коммуникации: Учебник / Под ред. М.А.
Василика. М., 2005.

Сущность
социологического подхода к массовой
коммуникации. Социологический подход
в ряду других подходов к массовой
коммуникации. Определение и характерные
черты массовой коммуникации как объекта
социологического анализа.

Функционалистская
(тактическая) парадигма исследования
массовой коммуникации. История
возникновения, основные исследователи
и школы, являющиеся ее приверженцами.

Массовая коммуникация:
сущность, функции, средства. Массовое
общество как фактор формирования нового
коммуникативного пространства. Функции
СМК. Основные
теоретические подходы в социологии
массовых коммуникаций. Традиция критики
идеологии. Концепция гегемонии А. Грамши.
Теории технологического детерминизма.
Структурно-функциональный анализ
массовой коммуникации. Социальные
эффекты массовой коммуникации как
основной предмет СМК. Идеи Анненбергской
школы. Зависимость содержания массовой
коммуникации от характеристик канала
коммуникации. Концепция М. Маклюэна.
Понятие «формата». Феноменологическая
традиция в трактовке роли и функций
средств массовой коммуникации.
Конструирование социальных проблем.
Теория «установления повестки дня».

Средства массовой
коммуникации и государственная власть.
Нормативные модели взаимодействия СМИ
и государства. Информационное пространство
современной России. Эффективность
массовой коммуникации. Механзмы
взаимодействия аудитории с информацией
СМИ. Эффекты массовой коммуникации.
Факторы, влияющие на эффективность
восприятия информации. Манипулятивный
потенциал СМИ. С МИ как инструмент
политических манипуляций. Медиа как
рекламные носители. Особенности
политической рекламы. Общественное
мнение как объект деятельности связей
с общественностью.

Прикладные
исследования массовой коммуникации.
Измерение аудитории СМИ. Основные
исследовательские организации на рынке
теле- и раиометрии.

Исследование
эффектов массовой коммуникации.

1. Конецкая В. П.
Социология коммуникации / В. П. Конецкая.
М.: 1997.

2. Науменко.
Социология массовй коммуникации /
Науменкою СПб.: Питер

3. Федотова Л. Н.
Социология массовой коммуникации / Л. Н.
Федотова. С Пб.: Питер, 2003.

4. Филатова О.
Социология массовой коммуникации: Учеб.
пособие / О. Филатова. М.: Гардарики, 2006.
– 303 с.

На что ориентироваться работодателю

Если сравнить квалификационные справочники и профстандарты, то последние трактуют задачи работников более широко. К примеру, в них даются подробные представления о функциях сотрудника на той или иной должности.

Иногда возникает вопрос, каким документом руководствоваться в первую очередь: профстандартами или ЕКСД, ЕКС? К сожалению, ТК РФ напрямую на него не отвечает, зато точный ответ дает судебная практика, в том числе Конституционного и Верховного Судов.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29.11.2007 № 48, а также определения Верховного Суда РФ от 31.01.2013 № АКПИ12-1595, от 28.05.2012 № АКПИ12-507, от 23.05.2012 № АКПИ12-487 говорят, что если два акта обладают одинаковой юридической силой и изданы одним нормотворческим органом, то применяется более поздний документ. В нашем случае это профессиональный стандарт, несмотря на то что ЕТКС не отменен и продолжает действовать.

Обратите внимание: наименование должности должно быть таким, как в профстандарте, если с работой сотрудника связаны компенсации и льготы либо есть ограничения
(ст. 57 ТК РФ). Государство постоянно повышает требования к специалистам по охране труда. Работодателю следует определить уровень квалификации сотрудников и направить часть из них на переподготовку, если характеристика должности не соответствует профстандарту. Необученный работник может стать причиной штрафа для работодателя или несчастного случая из-за отсутствия должной подготовки.

Требования к квалификации, объему знаний руководителя и специалиста подразделения по охране труда установлены в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда» (Приказ Минтруда РФ от 22.04.2021 № 274н). Соблюдать их обязаны все работодатели.
В законодательстве прямо прописаны квалификационные требования, а значит, и специалист по охране труда должен им соответствовать.

Требования по общей фундаментальной подготовленности специалиста в области связей с общественностью определяет

Выберите один ответ:

. должностная инструкция специалиста

. приказ руководителя учреждения

. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

. директива отраслевого министерства

ПРЕДМЕТ: Введение в связи с общественностью и рекламу (1/1)

КУПЛЕНО РАЗ: 218

Как посмотреть ответ ИНСТРУКЦИЯ

Профпереподготовку по охране труда проводят однократно в течение трудовой деятельности, а на повышение квалификации необходимо направлять раз в пять лет. Как правило, в 256 часов курса профпереподготовки входят темы:

По программе профпереподготовки допускается дистанционное обучение (ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Это позволяет не тратить деньги на гостиницы, суточные, билеты и пр.

Квалификационные требования профстандарта

Приказ № 274н делит трудовые функции сотрудников на 4 группы по обобщенным функциям с кодами A, B, C, D и 16 подгрупп по конкретизированным функциям.

Все профессии имеют свой уровень квалификации в зависимости сложности выполняемых трудовых функций и ответственности за их исполнение по шкале от уровней от 1 до 9 (Приказ Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н). Специалист по охране труда должен соответствовать как минимум 6-му уровню квалификации, а при выполнении некоторых трудовых функций — 7-му (коды B, C) и 8-му уровням (код D).

Подробную разбивку по уровням вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Требования к специалисту по охране труда

Профстандарт предусматривает требования к образованию и обучению, опыту и особым условиям допуска к работе. Для каждой трудовой функции определены трудовые действия, а также необходимые умения и знания.

Требования для специалиста по охране труда 6-го уровня квалификации (п. 3.1 раздел 3 профстандарта):

Следовательно, чтобы работать специалистом по охране труда, достаточно иметь высшее образование (бакалавриат) по профилю своей деятельности. Если образование непрофильное, то нужно дополнительно пройти профпереподготовку. Если есть только среднее профессиональное образование, то требуется профпереподготовка и опыт работы в должности не менее трех лет.

Требования к руководителю по охране труда

Руководителю службы охраны труда нужно иметь высшее образование — это ключевой фактор. Руководитель — это 7-й уровень квалификации. Требования указаны в п. 3.1 раздела 3 профстандарта:

Работодатель вправе устанавливать собственные требования, например, наличие профильного высшего образования по виду деятельности организации. При этом смягчать требования профстандарта запрещено.

Требования к эксперту

Эксперт, а это 7 уровень квалификации, должен иметь высшее профильное образование не ниже магистратуры + 5 лет опыта работы + повышение квалификации по оценке профрисков раз в 3 года. Эти требования установлены п. 3.3 профстандарта:

Требования к тем, кто занимается стратегическим управлением

К топ-менеджеру (8-й квалификационный уровень) выше требования по образованию, нужен больший опыт работы как в сфере охраны труда, так и на руководящей позиции и многое другое:

На процедуре отбора персонала кадровый специалист может письменно отказать соискателю в приеме на работу, если он не соответствует квалификационным требованиям организации, в которой внедрены профстандарты. Такому соискателю направляют мотивированный отказ, подписанный директором.

Порядок обучения специалистов по охране труда

Обеспечить обучение по охране труда — это обязанность каждого работодателя (ст. 219 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464).

Согласно действующим правилам руководители и специалисты проходят обучение каждый раз при трудоустройстве или переводе на другую должность в течение 60 дней после этого события.

Исключение: при переводе на другую должность, если меняется наименование рабочего места или структурного подразделения, но сохраняются условия труда и идентифицированные источники опасности, повторное обучение и проверка знания по охране труда не нужны.

Специалисты по охране труда должны проходить обучение по программам:

Если в организации выполняют работы повышенной опасности, то нужно также пройти обучение по курсу «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с НПА, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, 16 ак. часов. Программа В».

Подробнее об обязательном обучении рассказывает эксперт Контур. Школы Наталья Герасименко:

Профпереподготовка обязательна для тех, кто именно по должности является специалистом по охране труда и не имеет при этом профильного образования. Работодатель во избежание дополнительных вопросов от проверяющих, например при несчастном случае в организации, может направить ответственных лиц на курс профессиональной переподготовки «Охрана труда. Техносферная безопасность», профпереподготовка, 256 ак. часов.

Выбирая учебный центр, проверьте, чтобы он был внесен в реестр и имел аккредитацию Минтруда России.

Независимая оценка квалификации

Комментирует Наталья Герасименко, руководитель экзаменационного центра по НОК в области безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, Москва

Что такое НОК и зачем она нужна

Эта процедура подтверждает соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям. Это добровольное мероприятие, которое работник проходит по направлению работодателя или по собственной инициативе. Инициатор и оплачивает процедуру.

НОК проводят центры оценки квалификаций и экзаменационные центры. Чтобы узнать, где специалист по охране труда может пройти НОК, обратитесь в профильный Совет по профессиональным квалификациям в области безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, в центр оценки квалификации или напрямую на экзаменационную площадку.

Как проходит независимая оценка

Чтобы подтвердить соответствие 6-му уровню квалификации, специалист по охране труда должен предоставить пакет документов, в том числе диплом о высшем образовании по специальности «Техносферная безопасность» или соответствующему направлению. Если такого диплома нет, его можно заменить двумя другими документами:

Допускают к независимой оценке квалификации и сотрудников без высшего образования. Им нужно предоставить диплом о среднем профессиональном образовании, документ о профессиональной переподготовке по охране труда, а также подтвердить профильный опыт работы не менее трех лет.

Доказать соответствие 7-му уровню квалификации специалисту по охране труда помогут наличие профильного образования и опыта работы в области охраны труда не менее пяти лет.

Сотрудник, который успешно прошел оценку, получает свидетельство, подтверждающее соответствие квалификации требованиям профстандарта. Это дает возможность более уверенно чувствовать себя на рынке труда, планировать профессиональную карьеру и повышает конкурентоспособность специалиста.

Как проходит экзамен, рассказывают преподаватели Контур. Школы Наталья Герасименко и Андрей Любимов:

Какие документы выдадут после НОК

В случае успешной сдачи профессионального экзамена соискатель получит свидетельство о квалификации, а при неудовлетворительной оценке — заключение о прохождении экзамена и рекомендации по дополнительной подготовке.

Национальное агентство вносит сведения о выданных свидетельствах в Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций.

Подтверждение оценки квалификации дает возможность специалисту более уверенно чувствовать себя на рынке труда и планировать профессиональную карьеру, что повышает его конкурентоспособность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *