Как отмечено в письме Минтруда России от 20.12.2018 № 14-3/ООГ-10216:
1. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих:
• характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов;
• требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.
2. Тарифно-квалификационные характеристики, приведенные в ЕТКС, содержат описание основных наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.
Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются на предприятиях, в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями или другими документами.
3. ЕТКС носит для работодателя рекомендательный характер.
Кроме того, в письме отмечено, что работодатель вправе самостоятельно определять:
• штатное расписание;
• наименование подразделений;
• наименования должностей (профессий рабочих) и трудовых функций работников;
• категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).
При этом необходимо учитывать, что для целей предоставления работникам компенсаций и льгот наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.
С 01.10.2021 постановлением N 36 вносятся изменения в выпуск 1 ЕТКС. В соответствии с ними, в частности, корректируются наименования некоторых профессий. Рассмотрим внесенные изменения подробнее.
1. Из наименования профессии уборщика помещений исключены слова в скобках (см. таблицу 1) (абз. 24, 25 п. 1 постановления N 36, параграф 387 выпуска 1 ЕТКС в действующей редакции, параграф 387 выпуска 1 ЕТКС в новой редакции).
Помимо указанных изменений приведены в соответствие с требованиями законодательства об охране труда отдельные положения разделов «Характеристика работ» и «Должен знать» тарифно-квалификационной характеристики рассматриваемой профессии (абз. 26 — 28 п. 1 постановления N 36).
Из числа работ, выполняемых уборщиком помещений 1-го разряда, исключены работы по чистке, уборке и дезинфекции помещений душевых (абз. 30 п. 1 постановления N 36). Полагаем, это связано с тем, что душевые являются частью санузла (подп. 2.61 п. 2 Инструкции N 11, п. 3.11, 3.13 ТКП 45-4.01-319-2018 (33020)). Следовательно, их чистка, уборка и дезинфекция относятся к работам, которые выполняются уборщиком помещений 2-го разряда.
Обратите внимание!
Работнику, выполняющему виды работ, отнесенные к 1-му разряду, и хотя бы один вид работы, отнесенный к 2-му разряду, устанавливается 2-й разряд (ч. 11 разъяснения к постановлению Минтруда и соцзащиты N 83).
2. Вносятся дополнения в наименования отдельных профессий (см. таблицу 2) (абз. 12, 13, 19, 20 п. 1 постановления N 36, параграфы 259а и 259б выпуска 1 ЕТКС в действующей редакции, параграфы 259а и 259б выпуска 1 ЕТКС в новой редакции).
Помимо указанных изменений приведены в соответствие с требованиями законодательства, в том числе об охране труда, отдельные положения разделов «Характеристика работ» и «Должен знать» тарифно-квалификационных характеристик этих профессий (абз. 14 — 18, 21 — 23 п. 1 постановления N 36).
3. В новой редакции изложен параграф 247 выпуска 1 ЕТКС, содержащий в настоящее время тарифно-квалификационную характеристику профессии «машинист паровой машины и локомобиля» (абз. 2 — 11 п. 1 постановления N 36). При этом корректируется наименование профессии: оно будет звучать «машинист локомобиля». Также полностью меняется содержание тарифно-квалификационной характеристики. В частности, теперь в число работ, выполняемых машинистом локомобиля, входит управление локомобилем на базе автомобиля, отнесенного к механическому транспортному средству категории «С», или трактора и его обслуживание. В связи с этим у работника, принимаемого на работу по данной профессии, должны быть:
— водительское удостоверение (удостоверение) на право управления автомобилем, отнесенным к механическому транспортному средству категории «С», или трактором в зависимости от базы, на которой работает локомобиль;
— свидетельство на право управления специальным самоходным подвижным составом (при выполнении работ на железнодорожных путях общего пользования);
— профессия рабочего «машинист крана (крановщик)» (при наличии крановой установки).
Обратите внимание!
В связи с принятием рассмотренных выше изменений нанимателям следует определить перечень кадровых документов, где указаны наименования профессий, содержатся сведения из тарифно-квалификационных характеристик, в которых произошли изменения (трудовые договоры (контракты), штатное расписание, рабочие инструкции, трудовые книжки, личные дела и т.д.), и внести в них соответствующие корректировки.
В данной ситуации нанимателям необходимо действовать в порядке, установленном для внесения изменений в кадровые документы в случае изменения законодательства. Такие изменения не являются изменением существенных условий труда или переводом (ч. 1 ст. 30, ст. 32 ТК).
Также понадобится представить форму ПУ-2 со сведениями об изменении наименования профессии.
Об утверждении «Положения о порядке согласования и утверждения штатных расписаний муниципальных учреждений»
1. Утвердить «Положение о порядке согласования и утверждения штатных расписаний муниципальных учреждений» (Приложение 1).
2. Управлению образования Администрации Конаковского района и отделу молодежной политики, культуры и спорта Администрации Конаковского района довести настоящее Положение до сведения муниципальных учреждений.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его подписания.
Глава администрации Конаковского района О.В. Лобановский
№ 04.032015 от 04.03.2015
Настоящее Положение (далее Положение) разработано в целях формирования единого подхода к согласованию штатных расписаний муниципальных учреждений.
1. Общие положения
1.1 Штатное расписание — это утвержденный, принятый перечень численного состава работников муниципального учреждения (далее — учреждение) с указанием их количества, должностей, должностных окладов, особенностей оплаты.
1.2. Штатное расписание является основанием для замещения должностей (профессий) работников муниципальных учреждений, учредителем которых является Администрация Конаковского района.
1.3 Штатные расписания, изменения и дополнения к ним (далее- штатные расписания) формируются в пределах установленного фонда оплаты труда работников муниципального учреждения, в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации, Тверской области и нормативно-правовыми актами Администрации Конаковского района.
2. Порядок разработки штатного расписания и внесения в него изменений
2.1.Проект штатного расписания учреждения и проект приказа об утверждении штатного расписания разрабатывается руководителем учреждения в соответствии с требованиями, установленными в пункте 1.3 настоящего Положения.
2.2. Форма штатного расписания учреждения устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
2.3. Утверждение штатных расписаний производится ежегодно на 1 января (для учреждений культуры и учреждения молодежного центра) и на 1 сентября (для учреждений дополнительного образования детей).
2.4. Штатное расписание подлежит обязательному согласованию с главным распорядителем бюджетных средств (далее — ГРБС): Управлением образования администрации Конаковского района (далее Управление образования) или Администрацией Конаковского района в лице отдела молодежной политики, культуры и спорта (далее отдел молодежной политики, культуры и спорта) в ведении которых находится соответствующие учреждения, Управлением финансов Администрации Конаковского района (далее Управление финансов), заместителем Главы администрации по экономике и финансам, заместителем Главы администрации, курирующим соответствующие учреждения, утверждается приказом руководителя учреждения, подписывается главным бухгалтером.
2.5. При внесении изменений или дополнений в штатное расписание согласование и утверждение производится в том же порядке, как при согласовании и утверждении штатного расписания.
2.6. При сокращении численности или штата работников и иных изменениях организационных или технологических условий труда в соответствии со ст. 74 ТК РФ, приказ об утверждении штатного расписания или внесении изменений в штатное расписание утверждается не менее, чем за 2 месяца до наступления этих изменений.
2.7. При проведении проверки составления штатных расписаний, принимается решение об отказе в проведении согласования проекта штатного расписания в случае выявления хотя бы одного из следующих оснований:
— отсутствие проекта приказа об утверждении штатного расписания;
— отсутствие обосновывающих документов;
— наличие арифметических ошибок;
— выявления неправильного расчета фонда оплаты труда учреждения;
— отсутствие подписей должностных лиц, составивших проект штатного расписания.
3 Согласование и утверждение штатного расписания
3.3. Процедура согласования штатных расписаний начинается после выхода соответствующих приказов (распоряжений) ГРБС.
3.4. Управление образования и уполномоченный Администрацией Конаковского района отдел молодежной политики, культуры и спорта являются ответственными подразделениями за организацию процесса своевременного согласования штатных расписаний муниципальных учреждений.
3.5. Процедура согласования штатных расписаний и изменений к ним, учреждений, включает в себя следующие этапы:
3.5.1. Учреждение сдает необходимый пакет документов (сопроводительное письмо, проект штатного расписания (2 экз.) и проект приказа об утверждении штатного расписания, обосновывающие документы) ГРБС на проверку;
3.5.2. ГРБС, а далее и указанные в п. 2.4 Управление финансов, заместители Главы администрации осуществляют проверку поступившей информации и в случае её согласования визируют второй экземпляр проекта штатного расписания;
3.5.3. При наличии замечаний, пакет документов возвращается в учреждение на доработку, с указанием сроков их устранения;
3.5.4. Штатное расписание считается согласованным, если на втором экземпляре проекта штатного расписания собраны подписи всех подразделений, указанных в п. 2.4, заместителей Главы администрации.
3.6. После согласования проекта штатного расписания руководитель учреждения подписывает приказ о его утверждении.
Приказ о внесении изменений в должностную инструкцию
При необходимости внести какие-либо исправления в должностную инструкцию работника предприятия от лица директора должен быть издан соответствующий приказ.
Коротко о том, что такое должностная инструкция
Должностная инструкция – это один из основных документов организации, посредством которого регламентируются функции, ответственность, права и условия работы каждого сотрудника компании. Сейчас наличие документа не является строго обязательным, тем не менее, во многих фирмах, он по-прежнему имеет распространение.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
По каким причинам чаще всего меняется должностная инструкция
Данный документ обычно формируется непосредственно после регистрации предприятия по каждой позиции штатного расписания на неопределенный срок. В дальнейшем, как показывает практика, чаще всего должностная инструкция претерпевает изменения по следующим причинам: переменах в структуре организации (уменьшении или увеличении подразделений и отделов), сокращении персонала, перераспределении трудовых функций с целью оптимизации работы сотрудников. Также корректировка должностных инструкций может потребоваться при внесении правок в законодательство.
Для чего нужен приказ
Просто так взять и поменять какие-то строчки в должностной инструкции работника предприятия нельзя. Это довольно серьезная процедура, которая включает в себя несколько этапов и самым первым является издание приказа о внесении изменений.
Приказ – это распорядительный акт, на основании которого другие сотрудники компании реализуют начальственные указания.
Отсутствие приказа в случае проверок деятельности организации государственными надзорными органами может привести к административному наказанию директора и самого юридического лица.
Порядок внесения изменений
При необходимости поправить должностную инструкцию кого-либо из работников предприятия, первым делом, как уже было сказано выше, нужно издать соответствующий приказ. Далее, если изменение касается ключевых условий трудового договора, надо в письменном виде уведомить сотрудника компании о намечающихся правках. После этого, следует подписать с ним дополнительное соглашение к трудовому договору, где также нужно обозначить пункты должностной инструкции, подвергшиеся корректировке.
Как часто можно вносить изменения
Изменения в должностную инструкцию можно вносить сколько угодно раз.
Тем не менее, если правки затрагивают большой объем документа, целесообразнее, вместо редактирования старой инструкции, создать и утвердить новую.
Формат приказа
На сегодняшний день приказ о внесении изменений в должностную инструкцию, ровно как и любой другой подобный документ, можно делать в свободной форме. Однако это не касается государственных учреждений, где есть унифицированные бланки приказов и тех предприятий, руководство которых разработало и утвердило свой собственный формуляр документа – при наличии такового использовать следует именно его. При этом вид приказа должен быть обозначен в учетной политике фирмы.
Как оформить приказ, особенности документа
К оформлению приказа, так же как и к его содержанию, никаких особых требований закон не предъявляет. Это обозначает одно: составлять его можно на простом листке бумаги, при этом допустимо делать текст как отпечатанным, так и рукописным. Правда, приказ, сделанный в электронной форме, после окончательной подготовки следует обязательно распечатать, чтобы все, кого он касается, могли поставить в нем свои подписи.
Чьи автографы должны наличествовать в документе
Поскольку все приказы издаются от имени директора, он первым должен поставить под данным распоряжением свою подпись.
Кроме него в бланке должны отметиться все лица, к которым он имеет отношение, а также те сотрудники предприятия, на которых возложена ответственность за исполнение приказа. Следует сказать, что работники организации в некоторых случаях могут оставить свои автографы об ознакомлении не непосредственно в самом приказе, а в отдельном акте или ведомости (это особенно актуально в крупных компаниях, где большое количество персонала).
Печать в документе не является строго обязательным условием его подлинности, но если указание на ее применение есть в нормативно-правовых актах фирмы, то приказ все же следует завизировать при помощи штемпельного изделия.
Как учитывать и хранить
Приказ, как один из основных документов, регулирующих деятельность организации, подлежит определенному учету. Для этого сведения о нем нужно внести в специальный учетный журнал, где достаточно сделать отметку о дате его выпуска и номере. После этого готовый и подписанный всеми заинтересованными лицами бланк следует подшить туда же, где уже лежат другие аналогичные бумаги.
Здесь он должен находиться в наличии на протяжении периода, установленного в законодательстве или же в течение срока, прописанного в учетной политике предприятия.
Образец приказа о внесении изменений в должностную инструкцию
Если вам надо сделать приказ о внесении изменений в должностную инструкцию, с которым вы прежде не сталкивались, изучите его образец и подробный разбор – с его помощью вы без проблем создадите правильное распоряжение.
- Для начала впишите в документ название компании, затем присвойте приказу номер, укажите место и дату его создания.
- Далее формируйте основную часть. Здесь нужно обязательно обозначить основание для составления распоряжения (т.е. дать ссылку на закон или внутренний акт компании, имеющий непосредственное отношение к создаваемому документу), а также обоснование (т.е. реальный повод).
- Затем внесите наименование должности, функции по которой меняются, и по порядку впишите в приказ указание на те пункты должностной инструкции, которые подлежат правкам.
- Включите новую редакцию каждого пункта, затем отметьте сотрудника, который будет нести ответственность за исполнение данного распоряжения.
- В конце не забудьте озаботиться сбором подписей под документом.
Как внести изменения в должностную инструкцию
Работодатель вправе и даже обязан внести поправки в ДИ сотрудника при изменении объема его должностных обязанностей. Запрет на такие действия в законе отсутствует.
Однако необходимо учитывать, что при занесении нововведений в документацию необходимо придерживаться определенных правил.
Условия изменения должностной инструкции
Внести изменения в должностную инструкцию работника можно, если произошло важное событие — объем должностных обязанностей рабочего поменялся.
Например, такая ситуация может возникнуть при изменении организационных или технологических условий труда.
Как правило, технологические условия труда меняются по причине модернизации рабочих мест, технологии производства, оборудования, введения новых технических регламентов, изменения правил эксплуатации техники. Организационные условия труда могут поменяться в результате изменения структуры производства, исключения какой-либо его стадии. Также возможно введение новых режимов труда, изменение систем нормирования труда, другого распределения задач и участков ответственности между структурными подразделениями.
Этот перечень не является закрытым. Внести нововведения в документацию рабочего может потребоваться и в других ситуациях, которые привели к изменению нагрузки работника.
Изменение должностной инструкции по инициативе работодателя
Работодатель вправе менять текст в должностной инструкции рабочего. Однако нужно получить согласие от работника. Это касается случаев, если ДИ является приложением к трудовому договору или оформлена как отдельный документ и правки затрагивают условия трудового договора.
Что делать, если что-то пошло не так и ситуация заканчивается увольнением работника? Расскажем на бесплатном вебинаре 9 сентября.
Изменение должностной инструкции без согласия работника
Работодатель вправе в одностороннем порядке внести поправки в должностную инструкцию только в одном случае: ДИ оформлена как отдельный документ и вносимые поправки не затрагивают функцию труда сотрудника и другие обязательные условия трудового договора. В частности, разрешено в одностороннем порядке вносить в должностные инструкции технические правки, исправлять формулировки по тексту на правильные. Также не запрещено вносить правки, которые связаны с изменениями в профстандартах и справочниках.
Для этого необходимо ознакомить сотрудника с новой версией инструкции и утвердить изменения приказом руководителя, который можно составить в свободной форме.
Порядок внесения изменений в должностную инструкцию работника
В законе не сказано, как внести изменения в должностную инструкцию работника. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить такой порядок и закрепить его во внутренних документах. На практике порядок утверждения правок будет зависеть от того, каким образом оформлена ДИ.
Всего существует два варианта — инструкция оформлена как приложение к трудовому договору или в качестве отдельного документа. В случае, если должностная инструкция является приложением к трудовому договору, необходимо подписать дополнительное соглашение с сотрудником. Такой порядок потребуется применять вне зависимости от того, какие изменения вносятся в инструкцию.
Если же ДИ является отдельным документом, то необходимо будет разработать новую редакцию инструкции или же записать нововведения в правках к действующей инструкции. Кроме того, необходимо получить от работника соглашение на внесение правок, если они меняют условия трудового договора.
Новую версию инструкции или правки к старой версии необходимо будет утвердить приказом руководителя и попросить сотрудника подписать итоговый вариант документа.
Уведомление об изменении должностной инструкции
В случае внесения поправок в должностную инструкцию по причине изменения организационных или технологических условиях труда об этом необходимо уведомить сотрудника заранее. Для этого необходимо отправить рабочему письменное уведомление о грядущих нововведениях. Крайний срок — не позднее чем за два месяца до введения нововведений.
При этом с уведомлением сотрудника необходимо ознакомить под подпись.
Этот порядок следует соблюдать независимо от того, является должностная инструкция самостоятельным документом или приложением к трудовому договору (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).
- должностная инструкция
- кадровые документы
КС РФ напомнил о недопустимости изменения трудовой функции работника в одностороннем порядке
Трудовым кодексом РФ предусмотрено два порядка изменения определенных сторонами условий трудового договора. По письменному соглашению сторон можно изменить любые условия и в любой момент (ст. 72 Трудового кодекса). Изменение условий по инициативе работодателя также возможно, но со значительными ограничениями, установленными в ст. 74 ТК РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. № 37-П).
Прежде всего, в одностороннем порядке не может быть изменена трудовая функция работника. Поэтому право работодателя изменить должностные обязанности работника в порядке ст. 74 ТК РФ напрямую зависит от ответа на вопрос, является ли такое изменение изменением трудовой функции работника.
Как ранее разъяснял Конституционный Суд РФ, определение того, влечет ли изменение должностных обязанностей в должностной инструкции изменение трудовой функции и, как следствие, требуется ли в связи с этим согласие работника на такое изменение, осуществляется судами общей юрисдикции в ходе разрешения конкретного трудового спора (определения от 25 сентября 2014 г. № 1853-О и от 23 сентября 2010 г. № 1188-О-О). Иными словами, не всякий пересмотр закрепленных в должностной инструкции трудовых обязанностей является изменением трудовой функции работника. Все зависит от сути вносимых изменений.
В практике судов общей юрисдикции в последние годы закрепился подход, согласно которому если работодатель меняет круг трудовых обязанностей работника, причем как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, но при этом суть порученной работы остается неизменной, это признается изменением условий трудового договора, но не изменением трудовой функции работника. Соответственно, осуществить такие изменения работодатель вправе как по соглашению с работником, так и в порядке ст. 74 ТК РФ с предупреждением как минимум за 2 месяца и при наличии указанных в этой статье обстоятельств (определения Санкт-Петербургского горсуда от 22 октября 2015 г. № 33-17258/2015, Московского горсуда от 18 сентября 2014 г. № 33-17963/14, Липецкого облсуда от 5 февраля 2014 г. № 33-324/2014). Вывод о том, что трудовая функция работника сохранилась, суды иногда объясняют соответствием нового круга обязанностей по должности (профессии) положениям ЕКС (ЕТКС) (определения Челябинского облсуда от 1 августа 2013 г. № 11-7331/2013, Астраханского облсуда от 22 мая 2013 г. № 33-1466/2013).
Когда изменение объема обязанностей сопровождается переименованием должности, но основной функционал и вид порученной работы сохраняется, изменением трудовой функции это тоже не признается (постановление Верховного Суда РФ от 2 мая2017 № 45-АД17-7).
Такой же логики придерживались судьи и в деле, которое в дальнейшем стало поводом для обращения в Конституционный Суд РФ.
Изначально работник был принят на должность профсоюзного правового инспектора. В дальнейшем работодатель решил расширить функционал работника, включив в него в том числе и обязанности профсоюзного технического инспектора. Полагая, что обязанности по обеим этим должностям представляют собой общую трудовую функцию профсоюзного инспектора, правовой статус которого определен в ст.
370 ТК РФ, работодатель посчитал себя вправе изменить трудовой договор в одностороннем порядке на основании ст. 74 ТК РФ. Работник от продолжения работы в изменившихся условиях отказался и в итоге был уволен по п. 7 ч. 1 ст.
77 ТК РФ.
Считая, что действия работодателя свидетельствовали именно об изменении трудовой функции, работник обратился в суд с иском о восстановлении на работе. И если суд первой инстанции работника поддержал, то при рассмотрении апелляционной жалобы судьи были уже на стороне работодателя. Судьи заключили, что дополнение должностной инструкции работника должностными обязанностями профсоюзного технического инспектора труда не влекло за собой изменения его трудовой функции, поскольку такое дополнение произведено в рамках тех полномочий, которыми наделены профсоюзные инспекторы труда.
Тогда работник решил обратиться уже в Конституционный Суд РФ, поставив под сомнение соответствие ч. 5 ст.370 ТК РФ и ч. 6 ст. 370 ТК РФ основному закону, поскольку эти нормы, по его мнению, позволяют возлагать на работника, занимающего должность профсоюзного правового инспектора труда, дополнительные обязанности профсоюзного технического инспектора труда.
Конституционный Суд РФ данные законоположения противоречащими Конституции РФ не признал, однако пояснил, что при определении направлений деятельности соответствующих (правовых и технических) инспекций труда установлены самостоятельные сферы их ответственности, на основании чего и должны определяться трудовые функции профсоюзных инспекторов. Нормы ст. 370 ТК РФ, Типового положения о правовой инспекции труда профсоюзов (раздел 2), Положения о правовой инспекции труда ФНПР, Положения о технической инспекции труда (раздел 2) не позволяют рассматривать должности (трудовые функции) профсоюзного правового инспектора труда и профсоюзного технического инспектора труда как идентичные.
Единый подход законодателя в ч. 5 ст.370 ТК РФ и ч. 6 ст. 370 ТК РФ к полномочиям как профсоюзных правовых, так и профсоюзных технических инспекторов труда обоснован тем, что общность целей деятельности профсоюзных инспекций предполагает и общность правового статуса лиц, представляющих их во взаимоотношениях с работодателями при осуществлении общественного контроля.
Закрепление в указанных нормах единых прав профсоюзных инспекторов (правовых и технических), на основании которых они осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства, не предполагает возможности произвольного включения в должностные обязанности профсоюзного правового инспектора труда обязанностей профсоюзного технического инспектора труда, равно как не допускает и увольнения работника в случае отказа от выполнения таких обязанностей.
Суд указал, что выявленный в постановлении конституционно-правовой смысл ч. 5 ст.370 ТК РФ и ч. 6 ст. 370 ТК РФ является общеобязательным, любое иное их истолкование в правоприменительной практике не допускается.
Отметим, что в некоторых профессиональных СМИ данное постановление КС РФ было истолковано как исключающее возможность вменения работнику дополнительных обязанностей в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. Однако нам такой вывод представляется необоснованным.
Конституционный Суд РФ говорил именно о том, что профсоюзный технический инспектор и профсоюзный правовой инспектор представляют собой различные трудовые функции. И поэтому поручение работнику, занимающему одну из этих должностей, обязанностей по второй должности является именно изменением трудовой функции. При этом в суде не говорилось ничего о незаконности вменения работодателем работнику в одностороннем порядке таких дополнительных обязанностей, которые характерны именно для его трудовой функции.
Поэтому, на наш взгляд, говорить о том, что данное постановление свидетельствует о появлении в судебной практике какого-то нового подхода к оценке возможности поручения работнику дополнительных обязанностей в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, не приходится.
Соласование штатного расписания с учредителем
от 2 декабря 2019 года N СЭД-26-01-06-1172
Об утверждении Порядка согласования и утверждения штатных расписаний государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Пермского края
(с изменениями на 25 ноября 2021 года)
На основании Приказа Министерства образования и науки Пермского края от 5 июня 2018 г. N СЭД-26-01-06-544 «О согласовании штатных расписаний государственных учреждений, отнесенных к ведению Министерства образования и науки Пермского края», а также в целях обеспечения соблюдения штатной и финансовой дисциплины, установления единого порядка согласования и утверждения штатных расписаний государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Пермского края, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок согласования и утверждения штатных расписаний государственных учреждений (далее — Учреждения), в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Пермского края.
2. Признать утратившими силу:
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 6 ноября 2018 г. N СЭД-26-01-06-981 «О внесении изменений в Порядок согласования и утверждения штатных расписаний бюджетных, автономных и казенных учреждений Пермского края, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Пермского края, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Пермского края от 8 октября 2018 г. N СЭД-26-01-06-902»;
3. Начальнику отдела финансирования управления экономики образования Министерства образования и науки Пермского края обеспечить ознакомление с настоящим Приказом руководителей учреждений, начальников структурных подразделений Министерства образования и науки Пермского края.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
УТВЕРЖДЕНПриказомМинистерства образованияи науки Пермского краяот 02.12.2019 N СЭД-26-01-06-1172
ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ШТАТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру согласования и утверждения штатных расписаний государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Пермского края (далее — штатное расписание, Учреждение, Порядок).
1.2. Целью согласования штатного расписания Министерством образования и науки Пермского края (далее — Министерство) является обеспечение соблюдения учреждениями законодательства Российской Федерации и Пермского края, регулирующего вопросы оплаты труда работников учреждений, обеспечение единого подхода к формированию штатных расписаний учреждений, соответствия нормативной штатной численности учреждений, рационального и эффективного использования бюджетных средств.
2. Требования к составлению штатного расписания
2.1. Штатное расписание формируется по унифицированной форме первичной учетной документации по учету кадров N Т-3 «Штатное расписание», утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 года N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
2.2. Штатное расписание формируется на каждый финансовый год. При возникновении объективной потребности изменения штатного расписания в течение финансового года, в том числе увеличения или уменьшения штатной численности работников государственного учреждения, внесение изменений в штатное расписание производится по результатам нормирования труда и в соответствии с процедурой согласования, установленной настоящим Порядком.
3. Порядок согласования штатного расписания
3.1. При необходимости утверждения штатного расписания (возникновении объективной потребности для внесения изменений в штатное расписание) Учреждение готовит проект штатного расписания и предоставляет его в двух экземплярах в государственное казенное учреждение Пермского края «Центр бухгалтерского учета и отчетности».
К проекту штатного расписания прилагается:
лист согласования, подготовленный по форме в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку;
штатная расстановка по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку;
схема структуры Учреждения и ее обоснование (пояснительная записка);
учебный план общеобразовательного учреждения, количество классов в параллели (для общеобразовательных учреждений).
Специалисты государственного казенного учреждения Пермского края «Центр бухгалтерского учета и отчетности» в течение трех рабочих дней со дня поступления проекта штатного расписания Учреждения осуществляют проверку правильности отнесения должностей к профессиональным квалификационным группам, наименования профессий (должностей) в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
При наличии замечаний проект штатного расписания возвращается для доработки в Учреждение с листом согласования, в котором указаны замечания. При отсутствии замечаний проект штатного расписания визируется директором государственного казенного учреждения Пермского края «Центр бухгалтерского учета и отчетности» и передается на проверку в отдел финансирования управления экономики образования.
3.2. Специалисты отдела финансирования управления экономики образования Министерства рассматривают документы на полноту информации и передают в соответствующее структурное подразделение Министерства, курирующее деятельность Учреждения (далее — структурное подразделение).
3.3. К структурным подразделениям, курирующим деятельность Учреждения, относятся:
отдел информационно-аналитической деятельности профессионального образования управления профессионального образования;
отдел дополнительного образования и воспитания управления общего дополнительного образования и воспитания;
отдел общего образования управления общего, дополнительного образования и воспитания;
3.4. Структурные подразделения в течение трех рабочих дней со дня поступления проекта штатного расписания Учреждения осуществляют проверку структуры Учреждения и штатной численности, а также целесообразность и обоснованность введения и исключения штатных должностей (профессий) и их количества.
При наличии замечаний проект штатного расписания возвращается для доработки в Учреждение с листом согласования, в котором указаны замечания. При отсутствии замечаний проект штатного расписания визируется начальником структурного подразделения и передается на проверку в отдел методологии бюджетного процесса и контроля управления экономики образования.
3.5. Отдел методологии бюджетного процесса и контроля управления экономики образования в течение трех рабочих дней со дня поступления проекта штатного расписания от структурного подразделения проверяет правильность применения тарифных ставок, окладов, а также осуществляет оценку правильности составления штатного расписания в части формирования фонда оплаты труда и соответствия его Положению о системе оплаты труда работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений Пермского края в сфере образования, утвержденному Правительством Пермского края от 1 апреля 2014 г. N 214-п.
При наличии замечаний проект штатного расписания возвращается для доработки в Учреждение с листом согласования, в котором указаны замечания. При отсутствии замечаний проект штатного расписания визируется начальником отдела методологии бюджетного процесса и контроля управления экономики образования и направляется на проверку в отдел финансирования управления экономики образования.
3.6. Отдел финансирования управления экономики образования в течение трех рабочих дней со дня поступления проекта штатного расписания из отдела методологии бюджетного процесса и контроля проверяет общий объем фонда оплаты труда и его соответствие показателям, утвержденным в Плане финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.
При наличии замечаний проект штатного расписания возвращается для доработки в Учреждение с листом согласования, в котором указаны замечания. При отсутствии замечаний штатное расписание визируется начальником отдела финансирования управления экономики.
3.7. Проект штатного расписания, согласованный в соответствии с пунктами 3.1-3.6 настоящего Порядка, передается отделом финансирования экономики образования в течение двух рабочих дней на согласование начальнику управления профессионального образования, начальнику управления общего, дополнительного образования и воспитания, начальнику управления экономики образования, заместителю министра образования и науки Пермского края.
3.8. Согласованный в Министерстве проект штатного расписания направляется в течение двух рабочих дней в Учреждение и утверждается руководителем учреждения в течение трех рабочих дней со дня его получения.
3.9. Копия утвержденного штатного расписания в течение трех рабочих дней со дня его утверждения направляется руководителем Учреждения в отдел финансирования управления экономики образования.
3.10. При изменении структуры Учреждения, численности или условий оплаты труда работников Учреждения в течение финансового года новое штатное расписание подлежит согласованию с Министерством в соответствии с настоящим Порядком.
3.11. В случаях изменения условий труда, определенных в трудовых договорах работников Учреждения, требующих изменения штатного расписания, новое штатное расписание подлежит согласованию с Министерством в соответствии с настоящим Порядком.
Приложение 1к Порядкусогласования и утвержденияштатных расписаний бюджетных,автономных и казенных учрежденийПермского края, в отношениикоторых функции и полномочияучредителя осуществляетМинистерство образованияи науки Пермского края
Порядок разработки и утверждения штатного расписания
1.1 .Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. Под штатным расписанием понимают утверждаемый руководителем перечень наименований должностей постоянных сотрудников с указанием количества одноимённых должностей (вакансий) и размеров должностных окладов
1.2.Форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Пунктом 2 постановления установлено, что форма N Т- 3 применяется организациями, осуществляющими деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности.
1.3.Состав и численность работников зависят от вида образовательного учреждения, числа классов, численности обучающихся, реализуемых общеобразовательных программ, наличия структурных подразделений.
1.4.При установлении наименований должностей следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761 н; Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением 7 Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 (в редакции от 18 июля 2007 г.); Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (в редакции от 29 апреля 2008 г.); Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в редакции от 20 декабря 2003 г.). Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.
1.5.В случае если в штатном расписании имеются вакантные (не занятые конкретными работниками) должности и в ближайшее время не планируется их замещение или, наоборот, необходимо внести новые должности, производится изменение штатного расписания. Для этого издается приказ по основной деятельности «О внесении изменений в штатное расписание», в котором указывается, вводятся или упраздняются должности, а также структурное подразделение, к которому она относится, наименование должности, количество штатных единиц, оклад и надбавки. Как правило, изменения отражаются в дополнении к существующему штатному расписанию, составленном по форме N Т-3 и содержащем только сведения о вновь введенных должностях. Если же изменения многочисленны, можно составить новое штатное расписание. Количество изменений штатного расписания в течение года не ограничено правовыми нормами, его можно менять по мере необходимости.
1.6.В соответствии с гл. 3 ст. 28 закона РФ «Об образовании» установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательного учреждения.
1.7. Утверждает штатное расписание ОУ вышестоящий орган управления образованием. При этом для органов управления образованием нормативными документами в данной ситуации выступают Типовые штаты не утратившие силу до настоящего времени. — Приказ Минпросвещения СССР от 01.11.1984 № 122 «О порядке расчёта штатов и оплаты учителей I—IV классов в малокомплектных общеобразовательных школах» («Типовые штаты образовательных учреждений: Справочное издание». — М.: ИФ «Образование в документах», 2002); 8 — Приказ Минпросвещения СССР от 5.05.1987 № 86 «О Типовых штатах общеобразовательных школ» («Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР», 1987, № 7); — Приказ Минпросвещения СССР от 31.12.1986 № 264 «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продлённым днем (с изм. от 5.05.1987)» («Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР», 1987, № 5); — Письмо Минпросвещения СССР от 21.02.1987 № 13-М «Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продлённым днем» («Официальные документы в образовании», 1997, № 2); Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.
1.8. Нормативы, приведённые в них, сегодня сохранены как примерные . При формировании штатного расписания и распределении должностных обязанностей следует использовать нормативный метод планирования, который опирается на учёт финансовых средств по фонду оплаты труда на всех бюджетных уровнях.
1.9. Численность работников зависит от вида ОУ, режима его работы, количества обучающихся, учебных групп (классов).
II. Нормативные категории работников.
2.1. В штате ОУ предусматривают четыре нормативные категории работников.
1. К административному персоналу относят: руководителя образовательного учреждения, его заместителя, главного бухгалтера, заведующего библиотекой
2. К педагогическому персоналу относят: учителя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, преподавателя, преподавателя- организатора (ОБЖ, допризывной подготовки), руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения, концертмейстера, музыкального руководителя, классного воспитателя, социального педагога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, тренера- преподавателя (включая старшего), инструктора по труду, инструктора по физической культуре.
3. К учебно-вспомогательному персоналу относят психолога, старшего вожатого, бухгалтера, библиотекаря, организатора экскурсий, аккомпаниатора, медицинскую сестру, документоведа, техника по ремонту аппаратуры, лаборанта (включая старшего), секретаря-машинистку, кассира (включая старшего), делопроизводителя, завхоза.
4. К категории обслуживающий персонал относят работников по должностям: рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, водителя автомобиля, механика по ремонту швейного оборудования, рабочего по стирке и ремонту спецодежды, слесаря-сантехника, машиниста (кочегара) котельной, оператора котельной, оператора теплового пункта, гардеробщика, истопника, грузчика, дворника, садовника, сторожа, кочегара, электрика, подсобного рабочего, возчика, кладовщика, уборщика производственных и служебных помещений, шеф- повара, повара.
2.2. Не допускается введение в ОУ должностей, по которым отсутствуют тарифно-квалификационные характеристики.
2.3. Расчёт штатной численности работников ОУ начинается с определения количества ставок педагогического персонала, приходящегося на одну учебную группу (класс): оно равно общему число учебных часов в неделю по каждой учебной группе, делённому на установленную норму учебной нагрузки преподавателей данного ОУ. Расчёт количества педагогических ставок, приходящихся на один класс (курс), осуществляется на основе Базисного учебного плана ОУ.
2.4. Особенности в составлении штатного расписания обусловлены также режимом учебных занятий. Так, при проведении занятия обучающихся во вторую (внеурочная деятельность, дополнительное образование и т.д) , дополнительно устанавливаются должности уборщиков служебных помещений из расчёта: норма убираемой площади на 1 ставку рабочего равна 500 кв. м. Количество таких ставок определяется как результат деления совокупной площади ОУ, подлежащей уборке (на основе технического паспорта ОУ), на норму убираемой площади на одного рабочего.
2.5. Для составления тарифных списков в образовательном учреждении создаются тарифная аттестационная комиссия и экспертная комиссия для определения доплат за неблагоприятные условия работы. Все результаты деятельности комиссий оформляются приказом руководителя ОУ.
2.6. Типовые штаты ОУ, утверждённые государственными органами управления образования, носят рекомендательный характер. Поэтому требовать выполнения рекомендаций не имеют право ни образовательное учреждение, ни органы управления образованием .
2.7. ОУ формирует своё штатное расписание в пределах средств, выделенных ему по установленным нормам, а также вводило в штатное расписание вместо одних должностей, предусмотренных Типовыми штатами, другие.
2.8. ОУ может содержать некоторые должности за счёт средств, полученных от юридических и физических лиц либо за счёт доходов от собственной деятельности.
2.9. Органы управления образованием не вправе обязывать ОУ приводить свои штатные расписания к соответствующим Типовым штатам или иным нормативам, если учреждение не выходит за пределы средств, выделенных ему по финансовым нормам