Их обязанности включают: – определение задач и целей в области управления кадрами и трудовыми отношениями и их увязку со всеми другими направлениями деятельности учреждения, организации или предприятия; – организацию обеспечения учреждения, организации или предприятия кадрами необходимой квалификации и профиля подготовки, их подбора, расстановки и эффективного использования; – разработку и организацию обеспечения планов повышения квалификации кадров, их профессионального продвижения; – организацию материального стимулирования работников; – руководство разработкой программ по созданию безопасных и здоровых условий труда и контроль за их выполнением; – участие в разработке трудовых соглашений и контроль за их выполнением; – осуществление контроля за соблюдением в учреждении, организации или на предприятии трудового законодательства и правил внутреннего трудового распорядка, участие в решении трудовых споров, разработку программ и мероприятий по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, способствующих сокращению нарушений трудовой дисциплины, повышению удовлетворенности трудом и его производительности; – организацию учета кадров в учреждении, организации или на предприятии, обеспечение правильного оформления документов, составления отчетности по кадрам и контроль за своевременным ее представлением в соответствующие органы; – выполнение родственных по содержанию обязанностей; – руководство работниками подразделения (службы). Примеры занятий (должностей), входящих в данную базовую группу: Начальник лаборатории социологии и психофизиологии труда Начальник отдела кадров Начальник отдела организации труда и заработной платы Начальник отдела подготовки кадров.
Руководители осуществляют планирование, управление, координацию и оценку всей деятельности предприятий, государственных структур и других организаций, а также организационных подразделений внутри них, разрабатывают и пересматривают свою политику, законы, правила и положения. Уровень компетенций большинства занятий, включенных в данную основную группу, требует квалификации, соответствующей четвертому квалификационному уровню. Для занятий подгруппы 14 Руководители в гостиничном и ресторанном бизнесе, розничной и оптовой торговле и родственных сферах обслуживания, как правило, требуются знания и навыки, соответствующие третьему уровню квалификации. Обязанности, выполняемые руководителями, обычно включают: разработку и консультирование по вопросам политики, бюджета, законов и нормативных актов предприятий, государственных структур и других организационных подразделений; постановку целей и определение стандартов, разработку и оценку программ, политических курсов и процедур для их реализации; обеспечение использования надлежащих систем и процедур, разработанных и реализуемых для обеспечения контроля за исполнением бюджета; санкционирование объемов материальных, человеческих и финансовых ресурсов для реализации политики и выполнения программ; мониторинг и оценку деятельности организации или предприятия и его персонала; подбор или утверждение подбора персонала; обеспечение охраны здоровья и соблюдения требований техники безопасности; планирование и руководство повседневной деятельностью; представление и переговоры от имени государства и правительства, предприятия или подразделения на совещаниях и других форумах. Занятия данной основной группы подразделяются на следующие подгруппы: 11 Руководители высшего звена, высшие должностные лица и законодатели 12 Управляющие в корпоративном секторе и в других организациях 13 Руководители подразделений в сфере производства и специализированных сервисных услуг 14 Руководители в гостиничном и ресторанном бизнесе, розничной и оптовой торговле и родственных сферах обслуживания Примечание – В качестве различия между руководителями, учитываемыми в основной группе 1 Руководители, и мастерами (бригадирами), учитываемыми в других основных группах, следует отметить, что и руководители и мастера (бригадиры) могут планировать, организовывать, координировать, контролировать и управлять работой, осуществляемой другими людьми. Но помимо этого руководители, как правило, несут ответственность и принимают решения в области: общего стратегического и оперативного управления всем бизнесом или деятельностью отдельного структурного подразделения (например, о видах, количестве и качестве товаров, которые следует производить); бюджетов (сколько денег следует затратить и на какие цели), а также подбора, назначения и увольнения персонала. Мастера (бригадиры) могут консультировать и оказывать помощь руководителям по этим вопросам, особенно в отношении подбора и увольнения персонала, но не имеют полномочий для принятия самостоятельных решений. Степень самостоятельности их решений может быть различной. Существенная разница заключается в том, что мастера (бригадиры) несут ответственность только за надзор и контроль за деятельностью других работников, а руководители несут общую ответственность за деятельность структурного подразделения.