Медиааскетизм (англ. Media-Asceticism) или цифровое воздержание – это
«Сквозные» цифровые технологии – это
Развитие Интернета ставит вопрос о вопрос о цифровой культуре человека, цифровой культуры бизнеса. Что из перечисленного Вы отнесете к цифровой грамотности специалиста будущего?
Цифровизация становится причиной технологического усложнения и исчезновения ряда традиционных профессий вследствие автоматизации соответствующих трудовых операций и одновременно появления новых профессий и роста спроса на не-алгоритмизируемый труд и творчество, так называемое «человеческое в человеке». Какие компетенции, в первую очередь, востребованы цифровой экономикой?
Из нижеперечисленного выберите возможные пути решения проблем мошенничества в сети Интернет:
Внедрение информационных технологий породило целый ряд новых видов мошенничества. Подберите понятие, характеризующее такой вид мошенничества в сети как получение данных с банковских карт через специальные считывающие устройства, то есть перехват данных во время проведения транзакции и похищение информации из баз данных обманным путем?
Развитию цифровой экономики способствовала
Цифровая экономика предполагает, что в структуре ВВП:
Сочетание каких данных является персональной информацией, которую специалисты по безопасному поведению в сети рекомендуют не размещать одновременно:
Что из перечисленного не относится к современным IT трендам в образовании?
Эпоха цифровой экономики, характеризующаяся кибермошенничеством, пиратством и промышленным шпионажем, еще больше обострила проблему защиты информации, личных данных и интеллектуальной собственности? Какой нормативно-правовой акт защищает персональные данные?
Внедрение информационных технологий породило целый диапазон рисков. Что из перечисленного Вы отнесете к рискам, связанным с развитием информационных технологий
Что такое облачные технологии?
В ближайшее время рынок труда будет испытывать возрастающее влияние выхода молодых работников, представителей поколения Z, использующих цифровые технологии практически с рождения (digital natives) и имеющих неограниченный доступ к информации и развитые цифровые компетенции. Их доля к 2025 г. достигнет 25% общей численности занятых в мире. Какие мотивы называют как ключевой для профессиональной деятельности представителей поколения Z?
Какие из перечисленных нормативно-правовых актов регулируют взаимодействия в сети интернет:
Начало формирования цифровой экономики относят к периоду после 2010 г., когда в экономике развитых стран произошел
Выберите верные суждения о праве на достоверную информацию
Из предложенных вариантов выберите суждения о недостатках мобильной передачи данных:
Версия для печати
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил систему интеллектуального анализа больших данных для выявления наиболее востребованных компетенций и навыков в цифровой сфере.
Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта и включает более 500 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников). В 2020 г. i FORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. Для данного исследования проанализированы 38,7 тыс. вакансий, опубликованных на портале hh.ru за 2020–2021 г. и относящихся к сферам математики и компьютерных наук, включая анализ данных, работу с базами данных, информационную безопасность, машинное обучение, разработку программного обеспечения (ПО), системы связи. Компетенция — комбинация знаний и опыта для достижения определенных целей в рабочих условиях. Навык — совокупность приобретенных в процессе обучения и развития способностей или умений, направленных на решение практических задач.
Главные выводы
Согласно данным опроса 1784 организаций из 30 регионов России, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 46% из них планируют расширить применение цифровых технологий, при этом каждая третья — в ближайшие пять лет. Под влиянием цифровизации меняется структура и требования к компетенциям специалистов, усложняются задачи, которые необходимо решать. Традиционные должности трансформируются в сторону мультифункциональности, сотрудники вынуждены постоянно расширять и «пересобирать» набор знаний под возникающие задачи. Наблюдается тенденция перехода компетенции в роль навыка. Так, владение языком программирования зачастую появляется в описаниях вакансий наряду со знанием иностранного языка.
Наиболее востребованы в цифровой сфере компетенции по обработке, обмену, хранению и защите информации. Неуклонно возрастает спрос на работу с базами данных (табл. 1).
Современная высокотехнологичная среда ставит перед профессионалами высокоуровневые задачи, связанные с моделированием и принятием решений на основе продвинутой аналитики, в т. ч. с использованием больших данных.
Рост числа проектов на основе цифровых технологий повышает востребованность разработчиков ПО, занимающихся созданием различных ИТ-продуктов: операционных систем, мобильных приложений, веб-сайтов, интерфейсов к базам данных, компьютерных игр и т. д. Среди обязательных навыков для программистов — знание одного или нескольких популярных языков программирования, SQL, алгоритмов машинного обучения, методов защиты информации. В связи с развитием рынка мобильных устройств и ростом масштабов их использования разработка мобильных приложений остается одной из самых востребованных компетенций.
Во всех секторах экономики растет спрос на специалистов с навыками проектирования и знанием технических предметных областей, методов и технологий проектного управления, способных разрабатывать и внедрять информационные системы, применяемые для автоматизации процессов управления. По крайней мере один из типов информационных систем (ERP, CRM, SCM) в России использует каждая третья организация предпринимательского сектора.
Совершенствование существующих и появление новых программных продуктов разной направленности влечет за собой спрос на специалистов, обладающих не только компетенциями разработчика, но и управленческими навыками. Высоко ценятся общие для всех специалистов цифровой сферы базовые компетенции и навыки: владение английским языком, деловая коммуникация, управление проектами, работа в команде, навыки в сфере бизнеса и подготовки презентаций, аналитическое мышление, ориентация на результат, управление временем.
Общие требования к резюме соискателей в цифровой сфере схожи, требования к опыту работы различаются в зависимости от уровня задач и должности специалиста. Для позиций middle и senior обязательным условием является опыт соответствующей работы минимум от двух до пяти лет. Опыт работы более года указан в большинстве предложений (от 70 до 92% в зависимости от направления). Заметнее всего спрос на сотрудников с таким опытом в сфере информационной безопасности, машинного обучения, анализа больших данных и разработки ПО. Исключением являются вакансии в области систем связи: здесь более четверти вакансий доступны для соискателей без опыта работы (рис. 1).
Математика выделена в отдельное направление неслучайно. Компании зачастую привлекают математиков и разработчиков-математиков для создания и совершенствования алгоритмов. Работодатели рассчитывают на более высокий уровень компетенций таких специалистов за счет понимания ими предметных основ.
Материал подготовили Софья Черногорцева, Анастасия Вертинская
Предыдущий выпуск серии «iFORA-экспресс»: «Топ-10 цифровых технологий в финансовом секторе»
Все выпуски экспресс-информаций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
В последние годы на рынке труда наблюдается острый «кадровый голод», спровоцированный изменениями в экономике. По этой причине в будущем большая часть задач, связанных с выполнением повторяющихся, рутинных операций и не требующих высокой квалификации, будут автоматизированы и выполняться на основе искусственного интеллекта, либо с применением роботизированных технологий. На основе данных, полученных Оксфордским университетом в ходе исследований, переход к цифровизации может повлечь за собой в ближайшую четверть века исчезновение более чем 50% всех рабочих мест.
Особое значение приобретает развитие необходимых компетенций, знаний и навыков для сотрудников компаний, способных работать в условиях глобальной цифровизации:
Итак, какие навыки будут востребованы в условиях цифровой экономики?
Можно выделить три основных подхода к формированию востребованных компетенций в современных реалиях:
1. На первый план выходят поведенческие компетенции с точки зрения их важности. В докладе на Всемирном экономическом форуме «The Future of Jobs» были перечислены наиболее актуальные навыки на ближайший период:
— методы решения сложных задач и критическое мышление,— взаимодействие с персоналом и управление им,— эмоциональный интеллект,— разработка и принятие эффективных решений,— клиентоориентированный подход,— эффективные переговоры,— ориентация на новшества и умение реагировать на изменения в окружающей среде.
В предложенной модели не учитываются компетенции в области цифровизации, в связи с тем, что при переходе общества к цифровой трансформации возрастает роль поведенческих компетенций. Именно эти компетенции станут наиболее востребованы в информационном обществе ввиду того, что менее всего поддаются автоматизации и роботизации.
Для уверенного позиционирования себя на современном рынке труда и обеспечения личной конкурентоспособности необходимо на постоянной основе отслеживать изменения, касающиеся профессиональной сферы, совершенствовать свои знания и навыки. Таким образом, важным аспектом жизнедеятельности становится непрерывное обучение и совершенствование (lifelong learning), формирование условий, способствующих такому развитию.
2. Второй подход к востребованным компетенциям эпохи «Индустрия» 4.0, в отличие от первого, включает в себя как поведенческие, так и цифровые компетенций. Так, BCG в своем докладе «Россия-2025: от кадров к талантам» представила целевую модель компетенций для достижения эффективности в современном мире. Выделенные когнитивные и социально-поведенческие группы навыков объединили подходы многих исследователей относительно актуальных компетенций, подходящих для большинства людей и видов деятельности.
Появление в модели BCG цифровых навыков обусловлено происходящими технологическими изменениями: цифровизация бизнес-процессов, возможности удаленных коммуникаций, расширение возможностей для удаленной работы и др. Интернет используется для работы и личных нужд, поэтому навыки анализа данных, работы с цифровыми устройствами, создания приложений и другие цифровые навыки будут жизненно необходимы.
Опыт взаимодействия нашей компании с такими клиентами, как КАМАЗ, Газпромнефть, Минцифра РТ в вопросах цифровой трансформации показал, что на рынке труда имеется потребность в экспертах (бизнес-аналитиках), которые способны выявить запросы организации, описать и оптимизировать процессы в удобном для разработчиков виде и подготовить ТЗ на цифровизацию.
В нашей компании имеется возможность пройти комплексное обучение по подготовке бизнес-аналитиков.
3. Третий подход акцентирует внимание на освоении цифровых навыков. Существуют различные методики оценки цифровой грамотности населения, одна из которых состоит из 5 индикаторов:
— грамотность в области информационных технологий,— умение работать с ПК,— грамотность в области медиатехнологий,— развитые коммуникативные навыки,— умение отслеживать и применять инновации в области новых технологий.
Так, по оценкам аналитического центра НАФИ, высоким уровнем цифровой грамотности обладают сегодня 45% россиян, при этом у четверти взрослого населения цифровая грамотность остается на низком уровне. Россия сильно отстает в сравнении с аналогичными значениями в европейских странах.
Можно резюмировать, что наблюдаемая трансформация и цифровизация затронет практически все сферы деятельности. Цифровые навыки и владение информационно-коммуникативными технологиями с каждым годом будут наращивать свою востребованность. В противном случае развитие экономики страны и уровень ее конкурентоспособности не достигнут должного уровня.
Вас могут заинтересовать следующие наши услуги
Цифровая трансформация в компаниях с государственным участием
Цифровая трансформация в компаниях частного корпоративного сектора
Цифровая трансформация государственного управления
Что получает учащийся по матрице компетенций
В результате на курсе с применением матрицы компетенций учащийся получает:
Чтобы этого добиться, при разработке программы применяется несколько подходов.
Как работает матрица компетенций в обучении
Образовательная программа, построенная с помощью матрицы, состоит из набора компетенций, необходимых в конкретной профессии. Например, курс продакт-менеджера включает: обучение методологиям гибкого управления проектами, созданию продукта, проведению продуктовых исследований и другим компетенциям.
Каждая компетенция раскладывается на отдельные навыки. Так, создание продукта предполагает описание идеи, формулировку цели, анализ аудитории, рынка и конкурентов, применение инструментов Lean Startup.
Каждый навык в свою очередь состоит из конкретных задач, которые специалист должен выполнять в своей работе. Например, одна из задач при анализе рынка — составить SWOT-анализ. А уже каждой задаче соответствуют необходимые для овладения ей теоретические материалы и практические задания.
Чтобы создать понятную структуру курса, мы добавили к матрицам модульный подход. Так что каждая компетенция упаковывается в один модуль. Навыки внутри него становятся занятиями, а задачи — отдельными заданиями.
Команда по цифровой трансформации
Концентрация всех полномочий по цифровым решениям в компании в руках одного сотрудника — риск для компании. Для успешного запуска и проведения цифровой трансформации необходимо, чтобы вся команда топ-менеджеров и глав структурных подразделений участвовала в процессе.
Структурно в компании должен быть выделен цифровой лидер (CDO), для которого цифровая трансформация — это главная задача, а также сформирована рабочая группа руководителей. Есть три ключевые роли, которые могут помочь трансформации и внедрению искусственного интеллекта:
Любой проект должен начинаться с понимания, как новый продукт или сервис может быть полезен клиентам. Главное, в чем разбирается маркетинг — это как раз проблемы и потребности клиентов. Без маркетинга практически невозможно перейти на следующий виток развития продукта. Кроме того, сегодня маркетинг становится все более технологичным, и у маркетинговых команд появляется больше технических компетенций.
Маркетинг активно использует данные для персонализированной коммуникации. Однако по-настоящему искусственный интеллект в маркетинге использовать пока не научились. Например, есть задача выбрать самую успешную версию объявления за короткое время, потратив на это минимальный бюджет. С применением машинного обучения с подкреплением (Reinforcement Learning) можно в два-четыре раза повысить эффективность настройки маркетинговых кампаний посредством динамической подстройки показов на основе отклика и уже собранной статистики.
Финансовые лидеры очень хорошо умеют считать доходность и маржинальность проектов, знают, как и во что лучше инвестировать, а также понимают понятие портфеля проектов для управления рисками. Поскольку директор по финансам постоянно занимается анализом финансовых данных, у него есть базовая культура работы с данными в целом, а следовательно, он естественным образом может расширить свои компетенции на другие типы данных и задачи, возникающие при использовании ИИ.
Успешный директор по финансам — это всегда дисциплинированный профессионал, поэтому он поможет развивать цифровую трансформацию компании системным образом, а не превратит ее в ярмарку стартапов. Он сможет выстроить сбалансированный по уровню риска и доходности портфель проектов.
Глава ИТ-команды — обладатель специальных технических знаний о всем цикле создания и поддержки ИТ-продуктов, понимающий, какие навыки и специалисты нужны для реализации конкретных решений. Именно команда руководителя ИТ в конечном счете будет своими руками внедрять искусственный интеллект. Важно понимать, что цифровая трансформация охватывает значительно больший пласт решений и подходов, чем традиционные задачи ИТ, и не сводится только к обновлению программного обеспечения и используемых цифровых продуктов. Это революционная перестройка уклада компании, поэтому функционал цифрового лидера объемнее, чем те задачи, которые решает ИТ-команда, что также требует развития новых цифровых компетенций.
Цифровая трансформация — это принципиально новое направление в компании. Новое направление — это новые знания и умения, которые можно либо развить внутри компании, либо приобрести извне. Быть лидером этого процесса и отвечать за результат — задача, требующая как всего набора привычных компетенций руководителя, так и гибкости, настойчивости и умения быстро подобрать правильные аргументы в условиях неопределенности самого результата и меняющихся технологических данностей.
Чем хороши компетенции
Компетенция — это универсальное понятие для рынка труда. Его используют в вузах для составления образовательных программ, в компаниях для найма и оценки персонала, а специалисты для планирования собственного профессионального и карьерного роста.
Компетенция подразумевает способность применять знания, навыки и личностные качества для работы в конкретной области.
Например, компетенциями продакт-менеджера будет исследование аудитории, работа с аналитикой, применение методологий проектного управления и многие другие. Весь набор компетенций специалиста объединяется в матрице или модели компетенций. И современные компании все чаще их используют. С их помощью оценивают уровень сотрудников по отдельным должностям, обучают необходимым навыкам и предлагают возможные пути карьерного развития.
Матрица позволяет составить подробный список компетенций специалиста, разложить их на конкретные действия и сформулировать точные критерии оценки его умений. Поэтому она отлично подходит для целей профессионального обучения.
Проектирование от задач
В отличие от популярного способа разработки курсов от целей, где содержание программы подбирается под желаемый результат, в программах с матрицами компетенций проектирование происходит от задач. Этот способ позволяет обеспечить достаточную детализацию содержания программы.
Для этого разработчики курса собирают перечень задач, которые должен выполнять специалист. А затем определяют, какие знания и навыки необходимы для выполнения каждой из них. Например, навык продакт-менеджера «Продуктовый дизайн» выражается в умении выполнять следующие задачи: строить Customer Journey Map (CJM, или карту пути пользователя), составлять техническое задание для продуктового дизайнера, выстраивать с ним эффективную коммуникацию и других.
А поскольку компетенции предполагают практическое применение каждого навыка, то в таком курсе нет сухой теории. Каждый теоретический материал подкрепляется практикой. Так, для отработки задачи на построение CJM студент сначала изучает, что означает это понятие и как строится такая карта, а затем проходит практическое занятие, где под руководством преподавателя учится самостоятельно ее составлять.
Какими компетенциями должен обладать цифровой лидер
Существует стереотип, что цифровая трансформация затрагивает только отдел информационных технологий. На самом деле в этом процессе должны участвовать все сотрудники компаний, и даже те, чья работа напрямую не связана с ИТ.
Чтобы цифровая трансформация прошла успешно, сотрудник, под чьим началом она проходит, должен обладать четырьмя качествами: быть визионером, разбираться в технологиях, иметь высокий уровень уважения в компании, а также способность уверенно двигаться вперед в условиях неопределенности.
Исследование рынка
Чаще всего программы курсов составляют на основе мнения одного эксперта или требований конкретной компании. Поэтому в программе могут появиться уникальные методики и редко применяемые инструменты. Матрица компетенций позволяет избавиться от субъективности.
Для ее составления проводится подробное исследование рынка труда. Оно занимает месяц. За это время исследователи собирают и анализируют данные по професии из вакансий, должностных обязанностей, образовательных стандартов, статей и блогов. Затем проверяют и дополняют информацию с экспертами минимум из пяти компаний: представителями профессии и их руководителями. Чтобы обеспечить объективность, мы адаптировали методику интервью по получению поведенческих примеров из корпоративного обучения. Она позволяет убедиться на конкретных примерах, что навык действительно применяется в профессии, и понять, в каких именно задачах он выражается. После этого методисты собирают итоговый вариант карты компетенций, которую проверяет 5 представителей из топовых компаний в сфере. И только на ее основе составляется образовательная программа.
А чтобы содержание программы не устаревало, нужно регулярно проводить повторный анализ. Для этого все содержимое курса: компетенции, навыки и задачи — сопоставляется с актуальными требованиями рынка. В результате такой сверки получают процент соответствия программы и, если необходимо, отправляют ее на доработку. Например, после анализа существующего курса продакт-менеджера мы выяснили, что большинство задач, которые требуются рынку, учтены в программе. А для повышения соответствия необходимо добавить в него ставшее актуальным умение работать с концепцией Jobs To Be Done (JTBD).
Модули и оценка компетенций
Как правило, профессиональное обучение — сложный и длительный процесс. Когда материалов, занятий и преподавателей много, легко запутаться. А по окончании бывает непросто собрать воедино все знания и сформулировать свои умения.
Модульный подход позволяет создать удобную и понятную структуру программы. Когда каждая компетенция в профессии на определенном уровне равна отдельному модулю курса, становится проще составить полную картину осваиваемых знаний.
А чтобы убедиться, что все необходимые знания освоены, на курсе есть паспорт компетенций. В нем учащийся оценивает владение каждым изученным навыком и в результате получает общий балл за каждую компетенцию. А итоговый результат может сопоставить с целевыми показателями по профессии на нужном уровне. Например, создание продукта — профильная компетенция продакт-менеджера и должна быть развита достаточно высоко. Целевой балл по ней — 50. Он складывается из оценок за умение составлять SWOT-анализ, проверять успешность MVP и других навыков. Оценив каждый из них, учащийся получит точный показатель своего уровня.
В результате выпускник курса получает подробный список своих умений и может использовать их при трудоустройстве. Может точно перечислить свои навыки в резюме, подобрать на их основе подходящие вакансии и предметно рассказывать о своих умениях на собеседовании.
Как подготовить сотрудников к цифровой трансформации
Чтобы подготовить компанию и сотрудников к цифровой трансформации, необходимо пройти несколько этапов.
Этап 1. Подготовить руководителя компании к процессам внедрения искусственного интеллекта. Человек, который хотя бы базово не разбирается в digital-изменениях компании, не сможет развивать направление долгосрочно и качественно. И руководитель должен постоянно развивать свои навыки, восполнять пробелы и повышать компетентность с помощью образования.
Однако обучение ради обучения — проигрышная стратегия. У лидера и руководителя должно быть постоянное, осознанное понимание, как и зачем они применяют и адаптируют свои новые знания под компанию.
Этап 2. Проводить регулярные тематические встречи и мини-конференции по теме. Сотрудники всех подразделений должны понимать, что компания меняется. Им нужно знать, как и на какие процессы будет влиять их работа. Например, рабочему, который закручивает гайку на фабрике, нужно знать, что нажатие определенной кнопки поможет другим отделам использовать данные для аналитики.
Встречи помогают рассказывать сотрудникам теоретические и практические аспекты нововведений, а для сотрудников они становятся площадкой для обмена опытом — успехами и проблемами внедрения. Такая социальная деятельность позволит вовлечь наибольшее число сотрудников и провести для них информационно-разъяснительную работу по происходящим в компании нововведениям. Кроме того, таким образом формируется сообщество людей, заинтересованных в новом направлении.
Этап 3. Выбрать путь развития трансформации — привлечение внешних консультантов или работа с внутренней командой. Если смотреть глобально, то большая часть процессов будет напоминать внедрение любого нового проекта: необходимо проработать план внедрения, оценить риски, составить портфель продуктов или проектов, на которых будет апробироваться искусственный интеллект, сделать прототип. И, как и для любого проекта, компания может выбрать путь привлечения подрядчика или работать самостоятельно.
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.
Саморазвитие в условиях неопределенности. Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций.
Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.
Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач.
Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных.
Как компании найти подходящего сотрудника
В зависимости от корпоративной структуры и культуры лидер по цифровой трансформации может занимать разные должности, но чаще всего эта позиция называется Chief Digital Officer (CDO). Компании могут как выращивать собственных цифровых лидеров, так и нанимать внешних экспертов для усиления команды.
В первом случае человек уже понимает бизнес изнутри, разбирается в текущих продуктах компании, а также обладает репутацией, чтобы продвигать сложные инициативы. Такому человеку необходимо, в первую очередь, провести внутреннюю «перезагрузку», расширить свои компетенции на область новых технологий и руководить командой, сформированной для решения задач. Но вырастить такого специалиста сложно. Находясь в постоянной «операционке», даже сильные менеджеры зачастую думают только о том, как сделать бизнес успешным сегодня, не успевая подумать о перспективе.
Когда лидер приходит извне, как правило, это специалист уже обладает нужными навыками, обладает насмотренностью, разбирается в технических аспектах. Но такому приглашенному сотруднику нужно время, чтобы разобраться в бизнесе компании и всех ключевых процессах, а также заслужить уважение в новом коллективе. Обычно этот процесс занимает от 3 до 6 месяцев. Например, в промышленных организациях необходимо знать, какая температура должна быть в цехе, сколько человек может присутствовать на платформе одновременно, из каких звеньев состоит цепочка поставок, кто являются основными клиентами и почему. Если новый руководитель начнет трансформацию процессов сразу, есть большой риск, что он не учтет важные детали и в результате примет неверное решение.
Иногда компании решают проблему поиска цифрового лидера через покупку небольших профильных компаний или стартапов. При таком поглощении возникает эффект синергии и у объединенной структуры появляются преимущества:
Еще один способ найти цифрового лидера — нанять внешнего партнера-консультанта, который будет работать с компанией и помогать проводить цифровую трансформацию. Работая с разными компаниями, консультанту доступно большое количество кейсов, есть понимание, что нужно делать, а какие новшества станут для организации очень дорогими и долгими. По опыту, запуск трансформации с партнером занимает от 14 до 21 месяца, проходит в несколько фаз и заканчивается созданием центра компетенций по искусственному интеллекту. Этот центр сам продолжит выводить новые цифровые продукты и эффективно внедрит ИИ внутренними ресурсами компании.