Труд – это один из основных видов деятельности человека. Практически все стараются получить образование, чтобы в будущем стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, как показала практика, это не так легко, как кажется. Ведь после обучения необходимо найти работу. Где же её взять, если работодатели берут только профессионалов?
Понятие профессиональной деятельности и её функции
Профессиональная деятельность – человеческая специальность в определённой области. Навыки и умения труда определяются в зависимости от того, насколько люди отдаются работе.
В профессиональной деятельности выделяется 4 основные функции:
- Создание финансовых или духовных ценностей.
- Получение материальных средств для облегчения жизни в обществе.
- Содействие развитию окружающих.
- Преобразование окружающей среды.
Для более успешного овладения профессиональной деятельностью необходимы отличные знания, опыт и навыки по своей специальности. Без этого в современном мире никак нельзя. Бытует мнение, что профессиональная деятельность появилась для того, чтобы производить товарно-денежные отношения.
То есть услуга меняется на товар или наоборот. Например, человек предложил свои услуги бухгалтера в одной фирме. В итоге он поделился своими умениями, а ему заплатили зарплату по договору.
Если человек дома ремонтирует свою аппаратуру (это его хобби), его нельзя назвать профессионалом, так как у него нет надёжных и качественных умений и знаний. Работа может быть выполнена по всем параметрам только тогда, когда за неё возьмётся специалист, который знает своё дело досконально. Это и есть его профессиональная деятельность.
Цель
Каждый человек в сфере своей работы получает определённый результат. Это называется целью профессиональной деятельности. Не каждый специалист умеет правильно организовывать работу. Без этого невозможно стать профессионалом.
Ещё со школьной семьи ученик ставит перед собой цель. Сначала поступает в высшее учебное заведение на тот факультет, который ему по душе. После учёбы идёт на работу и ставит перед собой цель добиться больших результатов в профессиональной деятельности.
Для этого необходимо продолжать обучение, много трудиться и постоянно интересоваться всем, что касается конкретной специальности. Чтобы добиться запланированных результатов, задайте себе вопросы: «Зачем я занимаюсь своей работой?», «Что она мне даёт?», «Как в итоге должно получиться?»
Профессионализма добивается только тот человек, которому нравится его работа. Если вам всё равно, где начинать работать, лишь бы получать стаж и зарплату, тогда достичь больших успехов в сфере своей деятельности не получится.
Чтобы достигнуть необходимых результатов, необходимо правильно планировать свою деятельность:
- Поставьте перед собой задачу и над её решением продолжайте работать.
- Определите способы и установите, какие вам необходимы средства для поставленной цели.
- Планируйте итоговый результат.
- Выясните, кто из коллектива вам поможет в решении определённой задачи и проблемы на рабочем месте.
Для того чтобы осуществить задуманное и достигнуть цели, нужно задействовать все свои силы и методы, только тогда у вас есть возможность стать настоящим профессионалом.
Сферы профессиональной деятельности
Практически каждый человек работает в определённых границах – у него всего одна отрасль труда. Именно в этом направлении он и продолжает развиваться. Виды профессиональной деятельности принято квалифицировать по предмету труда.
- Человек с природой – это работа, направленная на животные и растительные организмы. Люди работают с почвой, водой, лесом, семенами, полезными ископаемыми, животными и растениями. При такой деятельности у человека должна быть любовь к окружающему миру. Он должен быть смелым, терпеливым, настойчивым и наблюдательным. Люди, работающие в этой сфере, могут заранее сказать, как изменятся природные факторы в ближайшее время.
- Человек с техникой – в этой сфере люди работают с машинами, механизмами, техническими системами, агрегатами. Они могут добывать и обрабатывать грунты, металл, горные породы, ремонтировать технику, перерабатывать продукты. В этом труде очень важны качества: любовь к технике, умение быстро реагировать в различных ситуациях, понимать всё про ремонты, хорошо знать технику безопасности.
- Человек со знаками – эта сфера для тех людей, у кого математический склад ума. Ведь необходимо уметь работать с компьютерами, индикаторами, документами, графикой, схемами, цифрами. С такими параметрами человек может пойти на работу составлять и оформлять документы, переводить тексты, трудиться над бухгалтерией, экономикой, страхованием, конструированием, статистикой, компьютерами. Для того чтобы успешно работать в этих сферах деятельности, у человека должно быть хорошее зрение, логическое мышление, внимание, усидчивость и память.
- Человек с личностью – в этой сфере необходимо работать с людьми, в коллективе, с детьми. В этой области человек должен знать методы и приёмы общения и воспитания. Они соприкасаются непосредственно с людьми. В первую очередь для более успешной работы необходимо любить и уважать других, быть добрым, отзывчивым, общительным, честным и эмоционально устойчивым.
- Человек и творчество – это сфера, где люди работают с красками, нотами, буквами и т. д. В этой области человек должен быть творческой личностью, с образным мышлением, иметь художественный взгляд и видеть красоту окружающего мира.
Сферы профессиональной деятельности делятся и на отдельные факторы. Например, если человек работает с техникой – это могут быть не только машины, но и компьютеры, магнитофоны, телевизоры и всё, что касается технических моментов.
То же самое касается человека и личности – это работа, где необходимо общение с людьми не только на производстве, но и в школах, детских садиках, больницах и др.
Виды профессиональной деятельности представляют собой инициативу и самостоятельность. В свою очередь начальство или администрация должны заинтересовать человека в работе. Что для этого надо? Хорошая и стабильная зарплата. Чаще всего только мотивация движет личностью для достижения цели.
Факторы, которые влияют на эффективное выполнение профессиональной деятельности
Каждый человек готов трудиться в том случае, если у него есть интерес к работе. Для того чтобы профессиональная деятельность была на первом месте, необходима мотивация успеха. Если человек видит смысл в будущем, тогда он будет стремиться к улучшению.
Бытует мнение, что есть два фактора, которые помогут стимулировать личность к профессиональной деятельности:
1. Материальные факторы.
- Заключается договор о привязке материального вознаграждения. Если сотрудников стимулировать финансами, тогда эффективность работы будет повышена. Это сказывается на материальном благополучии всего предприятия в целом.
- Премиальные для сотрудников. Если человек будет знать, что за отлично выполненную работу он получит бонус, тогда он максимально выложится в своей профессиональной деятельности.
- Повышение зарплаты за квалификацию. Дополнительное финансирование лучших сотрудников даст стимул остальным людям работать более качественно.
- Предоставление льгот. Каждому человеку приятней работать, если за него будет оплачиваться проезд или питание (частично или полностью), путёвки на море, турбазы.
2. Психологические факторы.
- Организация праздника. Сотрудники с удовольствием отдохнут с коллегами после трудовых будней. Они рады в эти дни не вспоминать про работу, а общаться между собой на отвлечённые темы.
- Выписывание грамот и благодарностей стимулирует человека к труду. Он понимает, что приносит пользу своему предприятию. От этого повышается производительность труда.
- Режим не только трудовых моментов, но и отдыха. Каждому сотруднику приятно осознавать, что он на рабочем месте может не только трудиться, но и отдыхать.
- Профессиональный рост (карьера). Если человек будет знать, что в будущем его ждёт улучшение, сможет стремиться к совершенствованию. Для этого необходимо создать сотрудникам необходимые условия: обновлять знания и навыки (организовывать разнообразные курсы и тренинги для повышения квалификации).
- Профессиональная деятельность предусматривает создание условий для дружеских отношений с коллегами. Хорошая атмосфера в коллективе сделает работу более приятной.
Обеспечение профессиональной деятельности поможет сотрудникам придерживаться этих факторов. В результате у вас получится увеличить прибыль на фирме, а также повысить качество продукции, престижность и трудовой потенциал с помощью дружеских отношений в коллективе.
Важные качества личности
Каждый человек на своём рабочем месте должен уметь профессионально относиться к окружающим. У него должно быть в норме психическое и физическое развитие, соответствующее требованиям специальности или профессии.
Одно из основных важных качеств – это правильное и культурное общение. Каждый сотрудник должен уметь делиться своими знаниями и навыками. Однако необходимо иметь и деловой стиль. Сотрудник в случае необходимости должен уметь культурно, без криков и упрёков, объяснять ошибки другого человека.
При правильном общении повышается успешность трудовой деятельности и её выполнения. На каждом предприятии имеется договор. Перед поступлением на работу человек обязан с ним ознакомиться. В договоре есть пункт, где описаны важные профессиональные качества личности. Предприятие призывает сотрудников их придерживаться.
Качество профессиональной деятельности зависит от зарплаты, интереса, мотива, характера, отношения и условий труда. Если сотрудникам предоставить отличный мотив для работы, тогда они будут не только сами совершенствоваться, но и помогут предприятию развиваться.
Характер – это немаловажное качество личности. Нельзя на рабочем месте показывать своё недружелюбие и плохое настроение. Всегда необходимо помнить, что на работе нужно выполнять исключительно свои обязанности. Плохое настроение всегда оставляйте за дверями офиса. Именно от вас зависит не только качество выполненной работы, но и атмосферы в целом.
Область профессиональной деятельности – это не только предприятия, но и научные исследования, социальные или экономические проявления.
Профессионализм как нравственная черта личности
Человек, у которого есть специальное образование, соответствующие документы и опыт в этой же области, является профессионалом. Считается, что он многое умеет и знает. Однако не всегда профессионалом становится личность, если есть опыт. Многие люди ходят на работу не для самосовершенствования, а для получения зарплаты.
Не каждый сотрудник задумывается над тем, что со временем опыт ему поможет не только стать профессионалом, но и подняться по карьерной лестнице.
Для того чтобы человек занимался профессиональной деятельностью, необходимо знать практически всю теорию и регулярно практиковаться. Только тогда есть возможность стать настоящим опытным человеком. Его и называют профессионалом своего дела.
Опытный специалист быстро выполняет свою работу, при этом не теряется качество. Профессиональная деятельность человека – сложная работа. К ней нужно идти годами. Только профессионал сможет эффективно выполнить свою работу, независимо от условий. Ведь трудиться можно не только в офисе, но и на улице, когда мороз или жара. Профессионал в любом случае выполнит всё качественно и быстро.
Профессиональные организации и их деятельность
Каждое предприятие или фирма хотят иметь высококвалифицированных сотрудников. Поэтому многие организации можно смело назвать профессиональными. В них собраны только лучшие сотрудники, которые полностью отданы работе.
Деятельность профессиональных организаций направлена на взаимопомощь окружающим и своим коллегам. То есть каждый сотрудник старается вложить свои знания, труд и навыки в данную сферу, проявляет интерес к профессиональной деятельности. Именно от таких людей зависит оплата труда. На многих предприятиях или организациях выплата происходит от качества и количества выработки.
Если сотрудников будут поощрять и вознаграждать за проделанный труд, тогда у каждого человека появится ещё больше заинтересованности в работе. Ведь он будет трудиться с пониманием, что его ждёт вознаграждение за эффективно выполненное задание.
На каждом предприятии определяется структура деятельности, где описаны рабочие моменты и операции. Для сотрудников очень важно создать такие условия, чтобы они чувствовали безопасность на рабочем месте. В этом случае процесс труда на предприятии гарантированно будет продуктивным.
Педагогическая деятельность
Каждый человек учится всю свою жизнь. Профессиональная педагогическая деятельность – очень важная специальность в школах, училищах, в высших учебных заведениях. Преподаватель должен каждые пять лет повышать свою квалификацию. От этого зависит его профессионализм. Цель педагога – воспитывать и обучать человека всему новому. Именно преподаватель помогает многим учащимся стать специалистом в своей области.
Профессиональная деятельность педагога организовывает воспитанников, помогает решать задачи разных видов сложности, определять цель, ради которой необходимо развиваться и обучаться. Преподаватель должен иметь эмоционально-устойчивый характер и свою позицию.
Для того чтобы стать профессионалом, педагогу выдвигаются такие требования:
- Психологическая готовность. Не все воспитанники являются порядочными и послушными людьми. Поэтому необходимо быть готовым к тому, что придётся даже в стрессовых ситуациях оставаться спокойным и уравновешенным преподавателем.
- Физическая готовность. У педагога много работы, к которой выдвигаются высокие требования. Поэтому преподаватель должен быть физически здоров.
Работа истинного профессионального педагога спокойная и уравновешенная. Преподаватель должен быть мудрым и образованным. Ему нельзя отвечать своим воспитанникам или ученикам, что он чего-то не знает по своей специфике. Только в этом случае определяется профессиональная педагогическая деятельность. Только так можно заслужить авторитет.
Социальная деятельность
Многие люди нуждаются в помощи. Это может быть пожилой или больной человек, инвалид и так далее. Для этого и создана социальная деятельность. Тут необходим профессионализм. Чтобы люди совершали определённые действия, они должны быть в них заинтересованы.
Мотив – первый фактор, который действует на личность. Это внутренний возбудитель каждого человека. Если какое-либо действие действительно важно, тогда вспоминается мотив, ради которого необходимо стремиться к совершенству. Например, если человек хочет устроиться на новую работу, чтобы строить свою карьеру. Допустим, ему предложили место. Человек согласится туда пойти, если вспомнит, что у него есть мотив.
Потребность и интерес тесно взаимосвязаны между собой. Это называется ценность социального отношения личности к любому значимому объекту или явлению. Человеку необходима работа. Одному – для получения прибыли, другому – ради продвижения по служебной лестнице. Поэтому каждый преследует свою цель.
Профессиональная социальная деятельность тесно связана с помощью постороннему лицу. Если есть пожилой одинокий человек, который не может сходить в магазин, постирать или убрать, для этого существуют специализированные социальные службы. Они и помогают. Это касается инвалидов, больных наркоманией или алкоголизмом. Все эти личности нуждаются в социальной помощи. Технология профессиональной деятельности проходит много этапов. Поэтому каждый сотрудник должен преодолеть их достойно, чтобы беспрепятственно строить свою карьеру. Ведь она даёт дорогу в будущее.
Заключение
Профессиональная деятельность – карьера личности. Она связана с навыками, умениями и мастерством человека. В карьере очень важен не только служебный рост, но и постоянное самосовершенствование, то есть повышение квалификации и определённых знаний. Факторы, которые влияют на подготовку профессионализма, – это возраст, стаж и опыт.
Всегда необходимо помнить: только возможности и способности человека влияют на продвижение по служебной лестнице. Особенности профессиональной деятельности зависят от качества выполненной работы, а также от заинтересованности сотрудников. Поэтому их необходимо регулярно поощрять.
Процесс профессиональной деятельности происходит поэтапно. Это развитие человека, его здоровье и усовершенствование. Профессионализм появляется в зависимости от условий, области и отрасли производства.
Человек должен уметь правильно организовывать своё рабочее место, придерживаться технологической дисциплины, уметь определять эффективность трудовой деятельности, соблюдать технику безопасности. Вышеперечисленное определяет профессионализм каждого из нас.
Трудолюбие, интерес к работе, знания и умения помогут человеку стать успешным и быстро добиться поставленных целей.
В соответствии с подпунктом 4.1 плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 29, ст. 4165), и пунктом 13 комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 – 2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 14, ст. 1682), приказываю:
1. Установить, что ведение реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности) (далее – реестр), его актуализация и размещение на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) осуществляется ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России по образцу согласно приложению.
В целях упорядочения информации о профессиональных стандартах (видах профессиональной деятельности) ведение реестра осуществлять на основе классификации профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) по областям профессиональной деятельности и кодирования профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности).
2. Рекомендовать разработчикам и пользователям профессиональных стандартов использовать реестр при решении задач идентификации профессиональных стандартов, анализа полноты охвата профессиональными стандартами областей и видов профессиональной деятельности.
3. Включению в реестр подлежат профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России в установленном порядке, в 10-дневный срок после их государственной регистрации Минюстом России.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации K.Ю. Ельцову.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 ноября 2014 г.
Приложениек приказу Министерства трудаи социальной защиты РФот 29 сентября 2014 г. № 667н
Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности)
1. Ведение реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности) (далее – реестр) осуществляется на основе классификации профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) по областям профессиональной деятельности согласно таблице.
Наименования и коды областей профессиональной деятельности
* Разрыв между номерами кодов 33 и 40 является техническим и предназначен для обеспечения возможности пополнения реестра (перечня).
2. Кодирование профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) и заполнение графы 3 реестра осуществляется в соответствии с 2-фасетной кодовой комбинацией. Структура кодового обозначения включает 2 группы цифровых десятичных знаков и имеет вид: ХХ.ХХХ, где:
первые два знака – код области профессиональной деятельности;
следующие три знака – код вида профессиональной деятельности (профессионального стандарта в рамках области профессиональной деятельности).
Например, 01.001 – код профессионального стандарта, относящегося к области профессиональной деятельности «Образование» и виду профессиональной деятельности 001.
3. Графы 2 «Регистрационный номер профессионального стандарта», 3 «Код профессионального стандарта», 5 «Вид профессиональной деятельности» и 6 «Наименование профессионального стандарта» заполняются в соответствии с данными, содержащимися в соответствующих графах раздела «I. Общие сведения» профессионального стандарта.
4. В графе 4 «Область профессиональной деятельности» указывается наименование области профессиональной деятельности в соответствии с таблицей, предусмотренной пунктом 1 настоящих примечаний.
5. В графе 11 «Дата введения в действие» указывается дата введения профессионального стандарта в действие в соответствии с приказом Минтруда России. При введении профессионального стандарта в действие с момента издания приказа Минтруда России в данной графе ставится прочерк.
6. В графах 7 и 8 «Приказ Минтруда России», 9 и 10 «Регистрационный номер Минюста России», 12 и 13 «Письмо в Минобрнауки России» указываются реквизиты соответствующих документов.
7. Реестр размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru)
Согласно документу реестр профстандартов (перечень видов деятельности) размещается на специализированном сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru). Там же его ведут и актуализируют.
Приведен образец реестра. Его ведут на основе классификации профстандартов (видов деятельности) по областям и кодирования.
В реестр включаются профстандарты в 10-дневный срок после их госрегистрации в Минюсте России.
Профессиональная деятельность человека
осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.
исторически
сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций,
характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции
или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью
материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью
профессионального состава кадров и условий труда.
Сфера профессиональной деятельности — это
совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам
труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу
материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из
них определенными отраслями.
В сфере
материального производства производится два вида продукции: средства
производства и предметы потребления. Непроизводственная
сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по
обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера
материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны.
Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на
социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
По
мере социально-экономического развития общества число работников в сфере
материального производства уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается.
Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли
(сервис).
В каждой отрасли можно выделить области
профессиональной деятельности по ее направленности, т. е. по предмету труда. Предмет
труда — это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует,
видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных
потребностей.
Согласно предмету труда принято выделять
пять областей профессиональной деятельности, а именно:« человек — природа»,
«человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — человек»,
«человек — художественный образ».
Особой областью профессиональной
деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в
другие сферы и отрасли экономики и культуры.
Предпринимательство — это творческая
деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных
средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может
осуществляться как в сфере материального производства, так и в
непроизводственной сфере
Процесс профессиональной деятельности
начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются
в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и
других технологических документах.
Основным компонентом процесса
профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой
деятельности, тот, кто ее осуществляет.
Прежде всего, человек должен быть готов
к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности —
это качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту
деятельность. Готовность включает в себя следующие аспекты:
– физиологический (общее развитие,
состояние здоровья);
– нравственный (потребность в труде,
любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных
качеств);
– психологический (соответствие
особенности и свойств психики — внимания, памяти, мышления, темперамента и т.
п. — характеру труда);
– практический (наличие специальных
знаний, умений и опыта).
Требования к профессиональной подготовке
по каждой специальности определяются государственными
стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином
тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). Требования профессии к человеку
излагаются в профессиограммах и психограммах.
Трудовая деятельность человека обычно
мотивируется. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми
(удовлетворение потребностей общества) и личностно значимыми (удовлетворение
жизненно необходимых личных потребностей); среди личностно значимых мотивов
трудовой деятельности можно особо выделить мотивы с негативной окраской, так
называемые корыстные мотивы (стремление к единоличному обогащению, славе,
почестям и власти — как к самоцели).
В процессе профессиональной деятельности
человек выполняет следующие функции:
– аналитическую (планирование,
проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
– энергетическую (затрата энергии мышц и
психической энергии);
– технологическую (выполнение в строго
определенной последовательности технологических операций и переходов);
– транспортную (перемещение предметов
труда и готовой продукции).
Свою профессиональную деятельность
человек осуществляет, используя определенные средства труда.
— это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует
их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда
относятся орудия производства (машины, оборудование, инструменты), а также земля
— всеобщее средство труда, производственные здания, железные, шоссейные и
другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т. д.
Определяющая роль в составе средств
труда принадлежит орудиям производства. Схематично орудия производства можно
представить следующим образом.
в зависимости
от выполняемой работы бывают:
энергетические
(турбина, двигатель, генератор и др.);
рабочие
и технологические (станок, сеялка и др.);
—
совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и
нужны для выполнения определенной части технологического процесса (например,
крепление, подача заготовок и т. п.).
в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями
труда человека (игла, отвертка и т. п.) или средствами измерения (линейка,
микрометр и т. п.).
приборы служат
для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом.
Они классифицируются по ряду признаков:
назначению (измерять температуру, скорость и т. п.), принципу действия
(механические, электрические, оптические и т. д.), функциям (показывающие —
вольтметр, весы и т.д., регистрирующие — писцы, датчики и т. д.).
Контрольно-измерительные приборы, датчики которых находятся непосредственно на
объекте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называются
дистанционными.
выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по
заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита,
регулирование, управление.
человека относятся возможности:
рук
(сила, ловкость, координация);
органов
чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
тела
(пластика, мышечная сила и др.);
психики
(сила, уравновешенность психических процессов и др.);
речевого
аппарата, голоса и др.
Совокупность средств труда и предметов
труда называется средствами производства.
Преобразование предметов труда
осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из
технологических операций и переходов.
преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо
продукт — товар или услуга.
Товар — продукт труда, предназначенный
для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью
удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость)
и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).
Для хранения продуктов труда (товара)
создаются специальные места, помещения, склады.
Реализация продуктов труда
осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.
К услугам относятся информационное,
художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.
В
процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и
духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.
Список профессий по направлениям
Сфера техники и технологий подходит для людей с выраженными склонностями к
точным наукам: математике, химии, физике, информатике. Соответствующие
профессии характеризуются высокой динамичностью: это обусловлено постоянно
продолжающимся индустриально-техническим развитием. Графики, списки, чертежи и
расчеты – вот инструментальная база технических профессий. Чтобы получать
удовольствие от такой работы, нужно не только уметь все это делать, но также
искренне любить точные науки.
Экономика так же, как техника и технология, любит точность и
определенность. Однако одной лишь точности в ее мире мало: помимо всего прочего
экономические профессии имеют свою специфику, которая заключается в постоянной
необходимости прогнозирования, позиционирования и анализа. Предпринимательство
как профессия сочетает в себе все перечисленное, потому как рыночные процессы
подчиняются законам разных экономических наук, а для успешного ведения бизнеса
нужно учитывать абсолютно все факторы данной сферы деятельности.
Перечень творческих профессий достаточно широк. В список входят
художественные, театральные, эстрадные, танцевальные и другие направления,
связанные с искусством. Если вы чувствуете, что вы креативны и талантливы, а
творчество и искусство – это те сферы где вы сможете проявить себя, то вам
обязательно надо ознакомиться с этим разделом.
Представители военных профессий не «работают», а несут государственную
службу. Кроме того, чтобы стать военным, соответствующее образование обычно
нужно получать еще со школьного возраста. Военная профессиональная сфера
обеспечивает страну людьми, которые могут и умеют принимать ответственные
решения, вести грамотную стратегию, а также вносить вклад в ее техническое
развитие. Одним словом, на их плечи возложена миссия защиты государства в
мирное и военное время.
Работники турагентств, экскурсоводы, бортпроводники, пилоты и прочие – это
яркие представители профессий, напрямую связанных с путешествиями. Однако
существует список профессий, которые связаны с перелетами и поездками лишь
косвенно, а потому те имеют командировочный характер. Геологи, археологи и
другие исследователи просто не мыслят своей жизни без путешествий, хотя суть
предмета их деятельности заключается вовсе не в изменении дислокации. Это
скорее необходимость. Такая же, как, например, у рыбака или матроса. Поэтому
среди представителей малоквалифицированных профессий также есть
путешественники.
Врачи, медсестры, генетики, вирусологи и другие исследователи в сфере
медицинского дела выбрали в свое время профессию медика. Уровень
ответственности в данной сфере прямо-таки зашкаливает, а необходимые для работы
знания порой находятся на стыке таких наук, как химия, физика, биология и даже
инженерия. Список специализаций для медиков не велик. Сегодня медучреждениям
постоянно требуются анестезиологи, детские и взрослые реаниматологи, наркологи
и психиатры, а также врачи скорой помощи и работники сферы медико-лабораторной
диагностики.
С развитием сегмента негосударственного образования уровень
востребованности представителей педагогических профессий резко вырос. Кроме
того, в последнее время становится очень распространена практика частного
репетиторства. Работа няни и занятость в дошкольных учреждениях также требует
от кандидата педагогического образования. Современные
образовательно-развлекательные и спортивные студии для детей и взрослых
предлагают обучение танцам, языкам, а также творческие занятия. Во всех этих
сферах востребована профессия педагога.
Список юридических профессий традиционно ассоциируются с правосудием,
однако в условиях формирующегося (развивающегося) правового государства этим
дело отнюдь не заканчивается. К помощи юристов прибегают как государственные,
так и коммерческие организации, причем масштабы могут быть самыми различными –
от предприятия до мировой арены. Деятельность некоммерческих организаций также
подчиняется правовым нормам, потому хорошие юристы без работы не остаются.
Многие из них становятся индивидуальными предпринимателями, так как
юрисконсульство в наши дни чрезвычайно востребовано – как среди физических, так
и среди юридических лиц.
Профессии, связанные с работой с людьми, либо несут в себе определенное
социальное благо, либо находятся на стыке двух (и более) сфер деятельности,
преследуя несколько иные цели. Так, если сравнивать, например, профессию
педагога и менеджера по персоналу, то первый трудится исключительно с людьми и
ради людей (в целом), а второй преследует корпоративные интересы. Поэтому
работа с людьми – это очень общее понятие, которое, однако, во всех случаях
требует от работника проявления высокоморальных человеческих качеств.
Список профессий, связанных с безопасностью, может быть как
техническим, так и социально-гуманитарным, а может находиться на стыке
этих двух сфер. Кроме того, в данной области существует разделение на силовое
обеспечение безопасности и информационное. Безопасность в сфере ITи инженерная
охрана особенно актуальна на уровне предприятия, а пожарная и военная
безопасность – это уже, как правило, вопросы государственной службы.
Представителями данных профессий решается две основные задачи: защита
экологии и снабжение человечества дарами растительно-животного мира.
Можно заметить, что в некоторых моментах эти две цели являются противоположно
направленными. В этом и заключается сложность данных профессий: важно не только
грамотно производить и распределять эти ресурсы, но также руководствоваться
любовью человека к природе при принятии соответствующих решений. Основные
профессии данных направлений могут быть связаны не только с аграрным и
животноводческим делом, то также с такими науками, как география и экология.
Транспорт играет важнейшую роль в народном хозяйстве страны. На него, в
свою очередь, оказывает большое влияние технический прогресс. Растет не только
масштаб транспортных перевозок, но и уровень комфортабельности, технической
оснащенности маршрутных линий и т.д. Люди, управляющие транспортом и
обслуживающие его, востребованы всегда, однако выбор транспортной профессии
сопряжен со значительным уровнем ответственности. Динамичность данной сферы
также требует от работников постоянного повышения квалификации. Работники
дорожных служб, водители, диспетчеры, машинисты и прочие – все эти люди
являются представителями транспортных профессий.
Если вы раздумываете связать свою жизнь с изучением языков, а также их
использованием, то изучите данный раздел. Подробное описание профессий
журналиста, лингвиста, писателя и многих других.