Артюх Анастасия Вячеславовна
воспитатель
МАДОУ “Лучик”, город Ноябрьск
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.
Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.
«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», – так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.
Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
– Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
Требования к образованию воспитателя по профстандарту
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.
Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
Трудовые функции воспитателя по профстандарту
Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:
2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
Компетенции воспитателя по профстандарту
Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
· основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
· история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
· основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
· специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
· основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
· общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
· особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
· основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
· современные тенденции развития дошкольного образования.
Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту
Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).
В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:
Программы профессиональной переподготовки
· «Педагогика и методика дошкольного образования»;
· «Менеджмент в дошкольном образовании»;
· «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
Программы повышения квалификации
· «Педагогика и методика дошкольного образования»;
· «ФГОС в дошкольном образовании»;
· «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС»;
· «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
· «Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС».
Программы профессионального обучения
· «Младший воспитатель»;
· «Помощник воспитателя».
Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей
· Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
· Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
· Удобная и понятная система дистанционного обучения – доступ с ПК, смартфона, планшета.
· Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
· Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
· Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);
Документ составлен с учетом нормативных правовых актов, действующих на 2023 год:
– Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 761н от 26 августа 2010 г.
– Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО), утвержденная Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1022 от 24 ноября 2022 г.
– ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
1. Общие положения
1.1. На должность младшего воспитателя может быть принято лицо, которое соответствует требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.
1.2. Младший воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен иметь среднее профессиональное образование или среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявлений требований к стажу работы.
1.3. Особыми условиями допуска к работе младшего воспитателя являются:
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
- отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- отсутствие статуса иностранного агента, согласно статье 46 п.4.1 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012.
1.4. Младший воспитатель принимается на работу и освобождается от должности заведующим ДОУ в соответствии с требованиями ТК РФ.
1.5. Младший воспитатель относится к категории учебно-вспомогательного персонала, непосредственно подчиняется заведующему ДОУ, выполняет все распоряжения воспитателя и старшего воспитателя.
1.6. В своей профессиональной деятельности младший воспитатель должен знать:
1.7. В своей профессиональной деятельности младший воспитатель ДОУ должен уметь:
- планировать и организовывать повседневную жизнедеятельность детей с учетом ФГОС ДО и ФОП ДО в соответствии с распорядком дня;
- планировать и организовывать деятельность детей в рамках мероприятий по их духовному и физическому развитию;
- общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
- анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
- владеть методами укрепления здоровья воспитанников;
- владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников;
- оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий;
- организовать предоставление питания воспитанникам;
- оказывать детям дошкольного возраста помощь в приеме пищи;
- сопровождать детей дошкольного возраста во время прогулок, выездных мероприятий;
- осуществлять присмотр и уход за детьми дошкольного возраста;
- поддерживать состояние помещений, оборудования, постельного белья и игрушек, соответствующее санитарным правилам и гигиеническим нормативам;
- оказывать первую помощь детям дошкольного возраста от 3 лет, осуществлять вызов медицинских служб или работников.
1.8. Младший воспитатель детского сада должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую защищенность.
2. Должностные обязанности
2.1. В рамках реализации трудовой функции «Организация воспитательной и образовательной деятельности» младший воспитатель выполняет следующие трудовые действия:
2.1.1. участвует в планировании и проведении занятий, организуемых воспитателем;
2.1.2. осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;
2.1.3. совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормативами;
2.1.4. участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;
2.1.5. взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам организации жизнедеятельности детей;
2.1.6. обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательной деятельности.
2.2. В рамках реализации трудовой функции «Создание условий для пребывания воспитанников в детском саду» младший воспитатель выполняет следующие трудовые действия:
2.2.1. участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников;
2.2.2. обеспечивает состояние помещений и оборудования, соответствующее санитарно-эпидемиологическим и санитарным правилам, гигиеническим нормативам;
2.2.3. организует с учетом возраста воспитанников их работу по самообслуживанию, оказывает им необходимую помощь.
2.3. В рамках реализации трудовой функции «Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами» младший воспитатель выполняет следующие трудовые действия:
2.3.1. выполняет требования санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов к осуществлению ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольных образовательных организациях разных типов;
2.3.2. осуществляет сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в ходе развивающих игр, творческих занятий и прогулок;
2.3.3. участвует в оздоровительных мероприятиях, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья;
2.3.4. способствует поддержанию положительных взаимоотношений здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами;
2.3.5. оказывает первую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам;
2.3.6. обеспечивает безопасность деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
2.3.7. информирует родителей (законных представителей, родственников) детей с ОВЗ и детей-инвалидов об их самочувствии.
2.4. При выполнении трудовых функций младший воспитатель обязан:
2.4.1. бережно относиться к имуществу ДОУ (в том числе к имуществу третьих лиц) и работников детского сада;
2.4.2. незамедлительно сообщать заведующему ДОУ о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью сотрудников и воспитанников, сохранности имущества ДОУ (в том числе имущества третьих лиц, находящегося на территории ДОУ);
2.4.3. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
2.4.4. своевременно информировать медицинскую службу ДОУ об изменениях в состоянии здоровья воспитанников;
2.4.5. выполнять требования заведующего ДОУ, медицинского работника, воспитателя, связанные с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья воспитанников;
2.4.6. систематически повышать свой профессиональный уровень;
2.4.7. проходить периодические, а также внеочередные медицинские осмотры, психиатрическое освидетельствование по направлению работодателя, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, вакцинацию (в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным календарем прививок по эпидемиологическим показаниям);
2.4.8. проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.4.9. соблюдать требования настоящей должностной инструкции, правила по охране труда, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в детском саду.
3. Права
Младший воспитатель ДОУ имеет право:
3.1. В пределах своей компетенции:
- вносить свои предложения по усовершенствованию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
- знакомиться с проектами решений руководителя детского сада, которые относятся к его профессиональной деятельности;
- требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых для осуществления профессиональных обязанностей;
- принимать участие в деятельности органов самоуправления.
3.2. Вносить предложения о поощрении, моральном или материальном стимулировании сотрудников детского сада.
3.3. Защищать профессиональную честь и достоинство, знакомиться с жалобами и иными документами, которые в той или иной мере содержат оценку его деятельности, предоставлять по ним пояснения.
3.4. Требовать своевременного обеспечения необходимым инвентарем и спецодеждой.
3.5. Предоставлять информацию заведующему ДОУ, заместителю руководителя по АХР (завхозу) о приобретении требуемых для выполнения своих должностных обязанностей материалов и средств, о необходимости выполнения ремонтных работ оборудования, инвентаря, помещения группы.
3.6. Использовать все права, относящиеся к режиму рабочего времени, отдыха, отпусков, социальному обеспечению установленными учредительными документами и трудовым законодательством.
3.7. На все предусмотренные законодательством РФ льготы и социальные гарантии, а также права, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами детского сада.
4. Ответственность
4.1. Младший воспитатель ДОУ несет персональную ответственность:
- за жизнь и здоровье воспитанников, соблюдение инструкций охраны жизни и здоровья воспитанников, нарушение их прав и свобод — согласно законодательству РФ;
- за несоответствующее выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, установленных приведенной должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- за любое правонарушение, совершенное во время своей профессиональной деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
- за любое нанесение материального ущерба — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.2. В случае любого нарушения Устава, условий Коллективного договора, данной должностной инструкции, Правил внутреннего трудового распорядка, приказов руководителя детского сада младший воспитатель ДОУ подвергается дисциплинарным взысканиям согласно статье 192 ТК РФ.
4.3. При использовании, даже единожды, способов воспитания, включающих в себя элементы физического и (или) психологического насилия над личностью ребенка, а также за совершение любого другого аморального поступка младший воспитатель детского сада может быть освобожден от занимаемой должности согласно трудовому законодательству и ФЗ “Об образовании в Российской Федерации“. Увольнение за такой поступок не принимается за меру дисциплинарного взыскания.
4.4. За любое виновное причинение детсаду или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба во время исполнения (неисполнения) своих должностных обязанностей младший воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. Контроль над выполнением настоящей должностной инструкции возлагается на воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
5. Взаимоотношения. Связи по должности
Младший воспитатель ДОУ:
5.1. Осуществляет свою деятельность в режиме нормированного рабочего дня согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим ДОУ, принимает участие в обязательных плановых общественных мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки.
5.2. Участвует в совещаниях, иных мероприятиях относящихся к вопросам воспитательной и образовательной деятельности.
5.3. Ставит в известность заведующего ДОУ, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) о любых недостатках в обеспечении воспитательно-образовательного процесса. Вносит конкретные предложения по ликвидации выявленных недостатков, по оптимизации работы младшего воспитателя.
5.4. Получает от администрации детского сада материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с приказами, инструкциями и распоряжениями под роспись.
5.5. Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей по вопросам, входящим в компетенцию младшего воспитателя, выполняет указания медсестры.
5.6. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом дошкольного образовательного учреждения.
5.7. Вовремя информирует руководителя ДОУ и надлежащие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.
6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Должностная инструкция
воспитателя ДОУ по профстандарту
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция воспитателя ДОУ (детского сада) разработана в соответствии с Профстандартом “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, утвержденным приказом Минтруда России N 544н от 18.10.2013г с изменениями от 5 августа 2016г; Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г N 273-ФЗ с изменениями от 19 декабря 2023 года и ФГОС дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г N 1155 с изменениями от 8 ноября 2022 года; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС, Профстандартом и ФОП ДО регламентирует основные трудовые функции, должностные обязанности воспитателя детского сада, права и ответственность педагога, а также его взаимоотношения и связи по должности в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением в соответствии с требованиями Трудового Кодекса Российской Федерации.
1.4. На должность воспитателя дошкольного образовательного учреждения принимается лицо:
- имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы;
- соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
- не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 “Право на занятие педагогической деятельностью” Трудового кодекса Российской Федерации.
1.5. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
1.6. Воспитатель ДОУ непосредственно подчиняется старшему воспитателю.
1.7. Воспитатель осуществляет трудовую деятельность в детском саду согласно должностной инструкции, разработанной в соответствии с Профстандартом, ФОП ДО и ФГОС, Конституции Российской Федерации, решениям органов управления образования всех уровней, касающимся организации образовательной деятельности детей, Уставу дошкольного образовательного учреждения и трудовому договору.
1.8. В своей профессиональной деятельности воспитатель ДОУ руководствуется:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО);
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО);
- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (ФАОП ДО) для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ, Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам ДО;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- локальными нормативными актами и приказами заведующего ДОУ;
- инструкцией по охране труда для воспитателя ДОУ;
- правилами охраны труда и пожарной безопасности; Коллективным договором.
1.9. Воспитатель должен знать:
1.10. Воспитатель ДОУ должен уметь:
1.11. Воспитатель детского сада должен строго соблюдать свою должностную инструкцию, разработанную с учетом Профстандарта и ФГОС дошкольного образования, пройти обучение и иметь навыки в оказании первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении возгорания в ДОУ или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации.
1.12. В период отсутствия воспитателя (отпуска, болезни и пр.) его обязанности исполняет воспитатель (старший воспитатель), назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.13. Воспитателю запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения воспитанников к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения воспитанникам недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения детей к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
2. Трудовые функции
Основными трудовыми функциями воспитателя ДОУ являются:
2.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
2.1.1. Обучение.
2.1.2. Воспитательная деятельность.
2.1.3. Развивающая деятельность.
2.2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ:
2.2.1. Педагогическая деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования.
3. Должностные обязанности
Воспитатель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции обучения:
- реализация образовательной программы дошкольного образования для возрастной группы в части профессиональной деятельности воспитателя;
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- участие в разработке и реализации программы развития ДОУ в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- планирование и проведение учебных занятий;
- осуществление систематического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
- формирование универсальных учебных действий;
- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ);
- формирование у детей мотивации к обучению.
3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:
- реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
- регулирование поведения воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды;
- постановка воспитательных целей, способствующих развитию воспитанников, независимо от их способностей и характера;
- определение и принятие четких правил поведения детей в соответствии с Уставом ДОУ и Правилами внутреннего распорядка;
- реализация Федеральной рабочей программы (ФРП) воспитания в ДОУ;
- реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
- проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
- создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни дошкольного образовательного учреждения;
- развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у воспитанников ДОУ культуры здорового и безопасного образа жизни;
- формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем ребенка, связанных с особенностями их развития;
- оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды в группе;
- применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
- оказание адресной помощи воспитанникам;
- взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
- разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;
- освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;
- формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения;
- формирование системы регуляции поведения и деятельности детей.
3.4. В рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации образовательной программы дошкольного образования:
- участие в разработке образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО (ФАОП ДО);
- участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды дошкольной образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в ДОУ;
- планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО (ФАОП ДО);
- организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;
- участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми;
- развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
- формирование психологической готовности к школьному обучению;
- создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
- организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
- организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
- активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности;
- организация образовательной деятельности на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей;
- организация образовательной деятельности на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
3.5. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период их адаптации в дошкольном образовательном учреждении, создает благоприятные условия для адаптации.
3.6. Рассаживает детей с учетом их роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Для профилактики нарушений осанки во время занятий проводит соответствующие физические упражнения – физкультминутки.
3.7. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающей ее фиксацию воспитанниками в тетрадях, не превышает продолжительность в 5-7 минут непрерывного использования экрана для детей 5-7 лет. Не превышает допустимую общую продолжительность использования на занятии интерактивной доски, составляющую 20 минут. При использовании ЭСО во время занятий и перемен проводит с детьми гимнастику для глаз.
3.8. Готовит и использует в обучении различный дидактический материал, наглядные пособия и раздаточный учебный материал. Бережно и аккуратно использует имущество.
3.9. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
3.10. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательной деятельности в ДОУ, на его территории, во время прогулок, экскурсий и поездок.
3.11. Своевременно информирует медицинского работника об изменениях в состоянии здоровья детей, родителей – о плановых профилактических прививках.
3.12. Принимает участие в профилактических и оздоровительных мероприятиях, направленных на предупреждение заболеваний у детей. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников группы.
3.13. Информирует непосредственного руководителя (дежурного администратора) о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
3.14. В рамках работы по созданию безопасной и психологически комфортной образовательной среды воспитатель:
- соблюдает требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии;
- соблюдает санитарные требования, предъявляемые к организации режима дня, учебных занятий и оборудованию;
- соблюдает нормы и требований СанПин при использовании ЭСО, телевизионной аппаратуры и электронных образовательных ресурсов;
- осуществляет постоянный контроль соблюдения воспитанниками правил безопасного поведения, проводит инструктажи;
- соблюдает инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
- осуществляет контроль организации питания детей;
- создает благоприятный морально-психологический климат для каждого ребенка;
- соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка;
- с уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе;
- соблюдает правовые, нравственные и этические нормы.
3.15. Участвует в работе по проведению родительских собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой ДОУ.
3.16. Согласно годовому плану работы ДОУ принимает участие в совещаниях, работе педсоветов и методических объединений, семинаров и семинаров-практикумов, а также в работе творческих групп, мастер – классах и других формах методической работы.
3.17. Осуществляет периодическое обновление содержания тематических и информационных стендов для родителей, оформление группы.
3.18. Принимает участие в летней оздоровительной работе.
3.19. Принимает участие в подготовке групповой ячейки к новому учебному году.
3.20. Ведет установленную документацию воспитателя.
3.21. Строго соблюдает должностную инструкцию воспитателя ДОУ, разработанную на основе профстандарта (ФГОС и ФОП), Устав и Правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, режим дня и расписание образовательной деятельности воспитанников детского сада.
3.22. Систематически повышает свой профессиональный уровень. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. Периодически проходит бесплатные медицинские обследования.
3.23. Проходит в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа.
3.24. Уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений.
3.25. Воспитатель ДОУ исполняет иные обязанности, предусмотренные Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации».
3.26. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне.
4. Права
Воспитатель ДОУ имеет следующие права в пределах своей компетенции:
4.1. Право на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном Уставом.
4.2. Право на участие в работе творческих групп, в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности ДОУ, в том числе через органы управления и общественные организации.
4.3. На материально-технические условия, требуемые для выполнения ФОП ДО.
4.4. На рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, условиям Коллективного договора.
4.5. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия, соответствующие образовательной программе дошкольного образования детского сада.
4.6. Право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.
4.7. Знакомиться с проектами решений заведующего, которые касаются его непосредственной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его деятельности, давать по ним объяснения.
4.8. Право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики.
4.9. В целях защиты своих прав воспитатель самостоятельно или через своих представителей вправе:
- обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
- использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
4.10. Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Аттестоваться на добровольной основе.
4.11. На своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
4.12. На поощрения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, по результатам педагогической деятельности в соответствии с ТК РФ, Коллективным договором или Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом.
4.13. Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, а также на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в установленном порядке.
4.14. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъекта Российской Федерации, Уставом ДОУ и Коллективным договором.
4.15. Воспитатель ДОУ имеет иные трудовые права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, должностной инструкцией и Уставом, Коллективным договором и Правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Ответственность
5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке воспитатель несет ответственность:
- за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательной деятельности с ними;
- за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод детей, родителей (законных представителей) воспитанников, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности;
- за неоказание первой помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие несчастного случая;
- за отсутствие контроля соблюдения детьми правил безопасного поведения;
- за нарушение порядка действий при чрезвычайной ситуации и эвакуации.
5.2. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине воспитателя ДОУ возложенных на него трудовых обязанностей, должностной инструкции по профстандарту, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка детского сада, иных локальных нормативных актов, несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 48 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ, учитывается при прохождении аттестации.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За невыполнение требований охраны труда, несоблюдения правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм организации образовательной деятельности воспитатель несет ответственность в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель ДОУ несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:
6.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему нагрузки по графику, составленному исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени, составляющей 36 часов в неделю, с учетом участия в обязательных плановых мероприятиях и самостоятельного планирования работы, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. В случае производственной необходимости заменяет в установленном порядке временно отсутствующего воспитателя.
6.3. Получает от администрации ДОУ материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под подпись с соответствующими документами.
6.4. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя, няни в рамках единой образовательной деятельности в группе.
6.5. Осуществляет систематический обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими работниками, помощником воспитателя, медицинским работником и персоналом кухни дошкольного образовательного учреждения.
6.6. Сообщает непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.7. Взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации образовательной программы дошкольного образования, стратегии и тактики образовательной деятельности.
6.8. Информирует непосредственного руководителя о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя заведующего по АХР (завхоза) – о недостатках в обеспечении образовательной деятельности, аварийных ситуациях в работе систем электроосвещения, отопления и водопровода.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление воспитателя ДОУ с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления воспитателя детского сада с должностной инструкцией по профстандарту (ФОП и ФГОС) подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего детским садом, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
7.4. Контроль исполнения данной должностной инструкции возлагается на старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Должностную инструкцию разработал: ___________ /____________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а)
«___»__________202__г. ___________ /____________________/
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: