Аналитики Moody’s позитивно оценили предложенную правительством России пенсионную реформу. Увеличение пенсионного возраста снизит нагрузку на бюджетную систему и увеличит численность трудоспособных граждан на 12 млн к 2036 году
Повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин позволит увеличить население трудоспособного возраста в России более чем на 12 млн человек к 2036 году, подсчитали аналитики Moody’s. Без пенсионной реформы убыль трудоспособного населения составит 3,2 млн человек к 2036 году по сравнению с 2018 годом, следует из демографического прогноза Росстата.
По среднему (нейтральному) сценарию демографического прогноза Росстата (*.xls) численность граждан трудоспособного возраста (это мужчины в возрасте 16–59 лет и женщины в возрасте 16–54 года) к началу 2036 года составит 79 млн человек (или 54,2% всего населения). Сейчас Росстат оценивает трудоспособное население России в 82,3 млн человек. А предложенное повышение возраста выхода на пенсию позволит увеличить трудоспособное население примерно до 92 млн человек к середине 2030-х годов — плюс 12–13 млн к прогнозу Росстата, пишет Moody’s в обзоре (есть у РБК). Пенсионная реформа в долгосрочной перспективе увеличит вклад труда в рост экономики, подчеркнули аналитики.
Впрочем, ни оценки Росстата, ни оценки Moody’s не учитывают того, что средний фактический возраст выхода на пенсию в России составляет 63,2 для мужчин и 60,3 для женщин, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на 2016 год. Иными словами, россияне в реальности работают дольше официального пенсионного возраста, то есть фактические границы трудоспособного возраста в России шире официальных.
Шоки будут менее страшны
Большой дефицит пенсионной системы — ключевая слабость бюджетной системы России, указывают аналитики. Расходы на пенсионное обеспечение граждан являются самой затратной статьей в консолидированном бюджете государства. Повышение пенсионного возраста на пять лет для мужчин и на восемь для женщин снизит финансовую нагрузку на бюджет и повысит устойчивость государственных финансов, считает Moody’s.
Moody’s прогнозирует постепенное сокращение трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд, если, конечно, вся экономия от повышения пенсионного возраста не будет направляться на увеличение текущих пенсий. Уменьшение межбюджетного трансферта, а значит, и зависимости ПФР от федеральных денег, поможет повысить устойчивость бюджета к возможным будущим шокам, считает Moody’s. Сейчас страховые пенсии нынешним пенсионерам только на 70% обеспечиваются страховыми взносами, собираемыми с зарплат работников, следует из отчета ПФР за 2017 год (*.pdf). Соответственно, остальную часть обеспечивает трансферт из федерального бюджета, составивший в 2017 году 2,07 трлн руб., или 2,25% ВВП.
Если пенсионный возраст не повысить, коэффициент зависимости пожилых людей (измеряет численность пенсионеров в процентах к численности трудоспособного населения) возрастет с 45,5% в 2018 году до 55,4% к 2036 году, отмечают аналитики Moody’s со ссылкой на прогнозные данные Росстата.
Повышения пенсионного возраста и налогов недостаточно
Одновременно с предложением повысить пенсионный возраст российское правительство объявило об увеличении ставки НДС с 18 до 20% с 2019 года. Обе инициативы создают предпосылки для повышения прогноза Moody’s по росту ВВП России (текущие оценки агентства предполагают рост на 1,5–2% в течение следующих пяти лет). « В то же время мы ожидаем, что среднесрочный рост экономики России будет сдерживаться другими структурными факторами, такими как хроническое недоинвестирование, зависимость от нефтегазового сектора и высокий уровень бедности и неравенства», — указывают аналитики. Эти структурные ограничения затруднят достижение поставленной президентом цели по достижению темпов роста экономики выше среднемировых.
Премьер-министр Дмитрий Медведев 14 июня объявил о повышении пенсионного возраста. « Начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году», — заявил председатель правительства. По его словам, увеличение пенсионного возраста позволит направить высвободившиеся средства на увеличение текущих пенсий сверх уровня инфляции. Законопроект о повышении пенсионного возраста внесен в Госдуму, первое чтение может состояться уже в июле.
Пенсии для нынешних пенсионеров, по расчетам властей, будут увеличиваться на 1 тыс. руб. в год благодаря пенсионной реформе, однако чиновники не уточняли, будет ли ежегодная тысяча прибавкой в текущих или постоянных ценах (если в текущих, то прибавка будет с каждым годом обесцениваться). В реальном выражении пенсии в России не растут с 2013 года, показывают данные Росстата (*.doc).
Правительство решилось на повышение пенсионного возраста из-за демографической ситуации — «доля работающих людей становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше», говорил премьер-министр. По его словам, с каждым годом дисбаланс будет только расти, если не принимать решений, это может привести к «разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства».
Вице-премьер Татьяна Голикова ранее говорила, что в 1970 году на одного пенсионера приходилось 3,7 работающего гражданина. « Сейчас мы подходим (в 2019 году) к черте практически 1,8. То есть объем средств, который зарабатывается пенсионной системой посредством уплаты страховых взносов, сокращается. Соответственно, это существенно сокращает возможности для выплаты пенсий уже тем пенсионерам, которые находятся на пенсии, и для ее увеличения», — сказала Голикова в середине июня.
Немедленный положительный эффект для бюджета и для ПФР окажется не слишком большим, но он будет нарастать постепенно как за счет уменьшения числа новых пенсионеров, так и за счет дополнительных социальных взносов с оставшихся на рабочих местах (при условии, что они работают вбелую), считает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. « С учетом средних пенсий и средних взносов эффект составит уже в первый год не менее 200 млрд руб. Это немало, но и не запредельно много на фоне выплат по всем видам пенсий (включая пенсии по инвалидности и потере кормильца), которые превышают 7 трлн руб. в год», — полагает Табах. Он отметил, что даже через десять лет пенсионная система вряд ли станет бездефицитной без еще большего повышения пенсионного возраста.
Экономика
07 апр, 07:00
В РАНХиГС назвали плюсы и минусы пенсионной реформы для рынка труда
Теперь пожилые россияне работают дольше
РАНХиГС: возраст ухода с рынка труда для мужчин вырос до 62,9 года, для женщин — до 60,5
Пенсионная реформа привела к ряду позитивных эффектов — например, к повышению экономической активности старших граждан, считают в РАНХиГС. Но есть и негативные факторы: в частности, рост безработицы и зарплатного неравенства
Повышение возраста выхода на пенсию в рамках пенсионной реформы в России оказало значительное влияние на основные параметры системы социального обеспечения, а также рынка труда — экономическую активность, занятость и безработицу. Это следует из материалов исследования старшего научного сотрудника лаборатории исследований рынков труда и пенсионных систем ИНСАП РАНХиГС Виктора Ляшка, с которыми ознакомился РБК. Среди основных изменений — повышение экономической активности пожилых россиян и одновременный рост безработицы, а также снижение нагрузки на пенсионную систему и увеличение зарплатного неравенства.
По мнению эксперта, поэтапное повышение пенсионного возраста в России несет следующие положительные эффекты.
После значительного роста числа пенсионеров в последние десятилетия (например, в период с 2007 по 2018 год их количество увеличилось на 6,9 млн человек, до 36,7 млн) пенсионная реформа, стартовавшая в 2019 году, позволила развернуть данную тенденцию, указывает эксперт. По итогам 2022 года число пенсионеров по старости снизилось до 34,2 млн человек, то есть на 2,5 млн по сравнению со временем начала реформы (1 января 2019 года), следует из данных Пенсионного фонда.
За счет этого снижается коэффициент демографической нагрузки пожилыми (показывает отношение численности населения в возрастах старше трудоспособного к численности населения в трудоспособном возрасте): так, в 2021 году он составил 49,2%, вернувшись на уровень 2017-го, следует из материалов доклада. Это позволит «хотя бы отчасти сбалансировать доходы и расходы пенсионной системы, сохранив уровень пенсий без наращивания объема межбюджетных трансфертов», надеется эксперт.
Как ранее писал РБК, в 2022 году межбюджетный трансферт в ПФР был резко увеличен и в общей сложности составил 6,17 трлн руб., что на 70% выше заложенного в бюджет уровня (3,63 трлн руб.). А федеральный трансферт, предназначенный для выплаты страховых пенсий, вырос на 73% относительно плана и достиг 3 трлн руб. Чем ниже коэффициент демографической нагрузки пожилыми, тем легче в солидарной пенсионной системе обеспечивать пенсионные выплаты старшему поколению за счет взносов с зарплат работающего поколения.
Ожидаемым положительным эффектом пенсионной реформы для российской экономики стал рост экономической активности населения старших возрастов, говорится в исследовании. Данные Росстата по уровню участия в рабочей силе в разрезе отдельных возрастных групп позволяют сравнить 2021 год с 2018-м, то есть эффект от повышения пенсионного возраста до 56 с половиной лет для женщин и до 61 с половиной года для мужчин, следует из материалов (возраст выхода на пенсию растет поэтапно, до 2028 года).
Хотя в целом за этот период уровень экономической активности населения снизился, по отдельным возрастным группам, в первую очередь затронутым пенсионной реформой, наблюдался значительный рост данного индикатора. Под экономической активностью (уровень участия в рабочей силе) понимается отношение численности рабочей силы данной возрастной группы к общей численности населения этой возрастной группы.
«Экономическая активность 60–61-летних мужчин за последние четыре года выросла на 12–16 п.п., 55–56-летних женщин — на 13–14 п.п. Помимо непосредственно затронутых реформой возрастных когорт уровень участия в рабочей силе рос и в других возрастных группах», — указывает эксперт. Последнее позволяет говорить об удлинении трудовой карьеры не только для затронутых реформой групп, но и в целом для населения старших возрастов. Ляшко также провел эконометрический анализ данного вопроса и выяснил, что чистый эффект от повышения пенсионного возраста на экономическую активность возрастных россиян на рынке труда составил +37 п.п. для мужчин и +0,24 п.п. для женщин.
Как результат, средний возраст выхода с рынка труда, остававшийся практически неизменным с 2010 года по начало пенсионной реформы, в последние четыре года стал активно расти. К 2021 году для мужчин этот показатель достиг 62,9 года (+0,7 года), для женщин — 60,5 года (+0,6 года), указал Ляшок.
Удлиненная продолжительность трудовой жизни привела к незначительному увеличению рисков безработицы в старших возрастах, говорится в материалах исследования. Для мужчин этот риск увеличился на 0,008 п.п., для женщин — на 0,009 п.п., оценил Ляшок. Это подтверждает и статистика: уровень безработицы 60–64-летних мужчин увеличился с 2,9% с 2018 году до 3,6% в 2021-м, а 55–59-летних женщин — с 2,6 до 3,1%, говорится в исследовании.
«Очевидно, что отсутствие такого важного источника дохода вынуждало население новых предпенсионных возрастов оставаться на рынке труда даже в случае увольнения с прошлого места работы», — отмечается в материалах исследования. Впрочем, этот уровень безработицы все равно был ниже, чем у более молодых возрастных групп.
И до начала пенсионной реформы лица среднего возраста (30–40 лет) получали в среднем на треть больше, чем лица старших возрастов, однако за последние несколько лет этот разрыв только увеличился, так как люди были вынуждены соглашаться на более низкооплачиваемую работу, указывает Ляшок. В результате если в среднем номинальные заработные платы за период 2017–2021 годов выросли на 48%, то для возрастных групп от 55 лет и старше — только на 40–42%, оценил он.
Повышение пенсионного возраста
В июне Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о постепенном повышении пенсионного возраста. Переходный период для пенсии по старости, предположительно, продлится с 2019 по 2034 годы с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год, и в итоге он составит 63 года для женщин и 65 лет для мужчин.
Этот резонансный законопроект вызвал большое число обсуждений, в ходе которых выявляется немало как сторонников, так и противников пенсионной реформы. Портал ГАРАНТ. РУ собрал экспертные мнения, высказанные в ходе “нулевого чтения” в ОП РФ, а также на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
“Пенсионная реформа назрела”
О положительных аспектах пенсионной реформы преимущественно говорят представители госорганов. В основном в защиту этой позиции приводятся следующие аргументы.
Как отметил советник Президента РФ, председатель СПЧ Михаил Федотов, в документе стратегического планирования 1995 года было указано, что повышение возраста необходимо, причем во втором десятилетии XXI века, то есть именно сейчас. За этот период, как отмечают многие эксперты, изменилась продолжительность жизни. Действующий пенсионный возраст впервые установили для отдельных категорий граждан, занятых в промышленной сфере, произошло это, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту1 правительства, в 1928 году. А продолжительность жизни в 1926-1927 годах по Европейской части РСФСР составляла всего 43 года.
В 1956 году этот возраст распространился на всех граждан, и продолжительность жизни у мужчин была 63 года, а у женщин – 69 лет, об этом рассказал статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов. Когда в 1995 году правительство впервые заявило о необходимости реформы, продолжительность жизни составляла 58,1 года у мужчин, 71,5 – у женщин. В настоящее время она увеличилась и к текущему моменту достигла 72-73 года у мужчин и женщин соответственно. По прогнозам, к 2030 году этот показатель еще вырастет – до 75,8 у мужчин и 83,7 у женщин. Такие данные привел Росстат2 в качестве высокого прогноза ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
Однако, как подчеркнул Андрей Пудов, показатель продолжительности жизни важен, но при принятии решения этот параметр не был ключевым.
Создание долгосрочного финансового источника
За счет чего формируются средства пенсионных накоплений? Узнайте из материала “Накопительная пенсия” в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Главная цель изменений, по словам замминистра труда, – это финансирование повышения пенсий выше уровня инфляции. Предполагается, что к 2019 году средняя пенсия увеличится на 1 тыс. руб. – до 15,4 тыс руб. А когда к 2024 году финансовый базис сформируется, средние пенсии составят 20 тыс. руб. То есть, как подчеркнула Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, этот законопроект предлагает повышение не пенсионного возраста, а пенсий – таков замысел кабмина. Таким образом, пояснил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, все средства, которые получит государство в связи с повышением требований к возрасту, будут направлены на увеличение пенсий действующим пенсионерам и на текущие выплаты. В этих условиях можно будет не только выйти на ежегодное повышение пенсии на 1 тыс. руб. в месяц, но и поддерживать этот темп индексации на уровне выше инфляции (при инфляции чуть больше 3%, повышение окажется в два раза выше – около 7%). Работающим пенсионерам при этом индексировать пенсии на уровень инфляции не будут. Напомним, что устойчивый рост реальных доходов граждан, а также уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции – это одна из целей, определенных в новом майском указе Президента РФ. Кроме того, как ожидается, повышение пенсионного возраста позволит преодолеть дефицит бюджета ПФР. В случае принятия предложений кабмина, как указано в проблемной записке к заседанию СПЧ (имеется в распоряжении ГАРАНТ. РУ), дефицит должен планомерно снижаться и составить 73,8 млрд руб. в 2019 году и 44,6 млрд руб. в 2020 году. Сегодня этот показатель равен почти 300 млрд руб.
Восстановление баланса трудовых ресурсов на рынке
Андрей Пудов указал, что если ничего в пенсионной системе не менять, то в перспективе соотношение работающих граждан и пенсионеров будет равно один к одному, то есть ситуация станет критической, снизятся уровень пенсий, коэффициент замещения и их соотношение с прожиточным минимумом. Сейчас это соотношение несколько меньше, по разным данным, примерно один пенсионер к двум работающим гражданам. Правда, как признают представители Минтруда России, в этих расчетах не учитываются мигранты. Также, по некоторым экспертным оценкам, на рынке труда наблюдается негативная тенденция – ежегодно убывает около 300-400 тыс. кадров, в том числе в связи с низким уровнем рождаемости. Если реформа начнется, то в 2019 году на рынке останутся около 350 тыс. лиц предпенсионного возраста, а значит, баланс трудовых ресурсов будет обеспечен. Кроме того, продление трудовой жизни, предположительно, может пойти на пользу и самим пенсионерам. Так, в материалах к заседанию в СПЧ указано – оно способно повысить активность и улучшить состояние здоровья пожилых граждан. А член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова отмечала, что граждане пенсионного возраста и сегодня остаются на работе, поскольку чувствуют свою востребованность и силы. По данным кабмина, сегодня 30% людей пенсионного возраста продолжают работать. Некоторые эксперты считают даже, что таким образом трудовую деятельность продолжают наиболее квалифицированные и профессиональные работники, а это может положительно сказаться на рынке труда.
Реформа, которая коснется не всех пенсионеров
Для тех, кто выходит на пенсию досрочно по ряду оснований, например, для представителей вредных профессий, требования по стажу и пенсионному возрасту не изменятся. То же касается граждан, которые получают пенсию в связи с радиационным воздействием и по социальным мотивам – например, женщины, родившие пять и более детей, один из родителей, опекун инвалидов детства, воспитавший его до 8-летнего возраста, женщины, родившие двух и более детей, если они имеют стаж работы на Крайнем севере и приравненных к ним местностях, инвалиды по зрению I группы, ряд других категорий. На это неоднократно указали представители госорганов, кроме того, свои разъяснения по данному вопросу уже дал ПФР.
Отдельные особенности касаются педагогов, медицинских и творческих работников. Для этих трех групп, как пояснил Андрей Пудов, по действующему законодательству не предусмотрено понятие пенсионного возраста, важна только выслуга лет. Так, например, право на пенсию за выслугу лет имеют право артисты балета при стаже творческой работы не менее 20 лет (Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”). Требования к выслуге лет не изменится, но воспользоваться правом досрочного выхода на пенсию можно будет с учетом переходного периода – срок, когда этим правом можно будет воспользоваться, станет сдвигаться во времени. И в итоге выход на досрочную пенсию нужно будет рассчитывать, исходя из нового пенсионного возраста.
Опыт зарубежных стран
Еще один часто встречающийся аргумент в пользу повышения пенсионного возраста – опыт зарубежных стран. Так, согласно п. 2 ст. 26 Конвенции МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, пенсионный возраст не должен превышать 65 лет. Однако компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране. А в предлагаемом варианте пенсионной реформы указанный порог превышен не будет. Более того, сегодня, по словам Татьяны Москальковой, практически все государства работают над пенсионной реформой, в центре которой – вопрос о возрасте. Эксперты ссылаются на опыт стран Европы, ЕАЭС и СНГ. Кабмин обратил внимание на практику повышения пенсионного возраста в Бельгии, Израиле, Казахстане, Литве, Латвии и Греции. Ответственный секретарь Комитета РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию Вячеслав Батаев добавил к этому, что предлагаемые правительством границы пенсионного возраста – мировая норма, а 60 и 55 лет – самый низкий пенсионный возраст среди стран-членов ОЭСР, БРИКС, СНГ и т. д. Таким образом, как утверждают многие эксперты, пенсионная реформа неизбежна, так как уж давно назрела.
“Фактически реформа не подготовлена. Десятки факторов не учтены”, – выразил мнение Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев. Что интересно, с ним солидарны многие сторонники реформы.
“Сырая” нормативная база
Некоторые эксперты не исключают, что правительственный законопроект будет принят в первом чтении. Но относятся к нему при этом практически как к “приглашению к дискуссии”, ожидая, что в него внесут значительные правки ко второму чтению.
Основная проблема заключается в том, что любая реформа, а не только пенсионная, предполагает глобальное изменение законодательства, то есть комплекс системных поправок, которые будут внесены целым пакетом законопроектов. В данном случае пока документ только один, он направлен преимущественно на повышение пенсионного возраста, но не касается других аспектов реформы – таких важных вопросов, как занятость населения, здравоохранение, МСЭ и целого ряда других.
Эксперты критикуют содержание пояснительной записки к законопроекту, указывая, например, что в ней не представлены необходимые данные о возможном росте заболеваемости пожилого работающего населения, а также о состоянии рынка труда. Многим гражданам и экспертам неясно, действительно ли на рынке есть и будет дефицит или наоборот, в связи с цифровизацией и роботизацией возникнет избыток. Также недоработкой специалисты называют отсутствие решения проблемы возрастной дискриминации. Остается неясным, как убедить работодателей не увольнять людей старшего возраста. И с другой стороны, допускается риск молодежной безработицы, если их потенциальные места займут пожилые сотрудники. Валерий Фадеев также отметил, что необходимо более тесно связать законопроект с новым указом президента о повышении уровня пенсионного обеспечения. Также некоторые участники дискуссий отметили, что аргументация в пояснительной записке к документу строится лишь на предположениях, в частности, об уровне инфляции и продолжительности жизни населения в перспективе.
В разработке документа должно было участвовать профессиональное сообщество, в частности, работодатели и профсоюзы, но этого не произошло, обращали внимание специалисты. А по оценке заведующей кафедрой трудового права и права социального обеспечения факультета права НИУ ВШЭ, доцента, к. ю. н. Фатимы Сулеймановой, к этому процессу также не особенно активно привлекали юристов и специалистов по праву социального обеспечения.
Более того, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин добавил, что законопроект не соответствует требованиям регламента Госдумы, так как в нем не проделана профессиональная оценка регулирующего воздействия. В документе также указано, что финансово-экономическое обоснование не требуется, но при этом планируется повышение пенсий. На это несоответствие указал профессор НИУ ВШЭ, д. э. н. Евгений Гонтмахер.
По мнению Иосифа Дискина, в действительности системный подход к реформе должен быть изложен в пакете документов, а законодателю следовало бы пойти на социальный компромисс и предоставить гражданам возможность самим выбирать возраст выхода на пенсию. То есть либо выходить на нее в 55 или 60 лет, но тогда и размер пенсий не будет увеличиваться, либо соглашаться на повышение и таким образом зарабатывать более высокую пенсию. При этом, как указал эксперт, должны быть сформированы гарантии их трудовых прав, определен порядок защиты их интересов, создан специальный трудовой арбитраж.
Татьяна Москалькова отметила, что к разработанному кабмином документу необходимо подготовить подзаконную базу, а также другие законопроекты, которые действительно позволили бы приступить к пенсионной реформе. Тогда можно будет комплексно решить такие проблемы, как изменение подходов к МСЭ, возможное квотирование рабочих мест для граждан после 50 лет, дифференцированный подход к населению, работающему в различных условиях, и ряд других. Пока соответствующие гарантии, по ее словам, в законопроекте не предусмотрены, а прямолинейный подход к повышению возраста для всех категорий граждан является преждевременным. Представители Минтруда России заверяют, что все необходимые документы находятся на стадии подготовки. Максим Топилин рассказал о разработке проекта бюджета ПФР и добавил, что уже сейчас правительство готовит комплексные программы по вопросам здравоохранения и демографии. Андрей Пудов также отметил, что будут внесены изменения и в Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, возможно, соответствующий законопроект рассмотрят в осеннюю сессию.
Работа с населением
Все нюансы реформы, учитывая ее масштабность, должны быть четко разъяснены гражданам, а пакет законопроектов необходимо обнародовать как можно раньше, указывали эксперты. И поясняли, что это очень важно, так как в противном случае государство может утратить доверие населения.
Повышение пенсионного возраста чрезвычайно волнует граждан, причем всех возрастов. Михаил Федотов рассказал, в период с 14 по 30 июня 2018 года в адрес президента поступило в 20 раз больше обращений, касающихся пенсионных отчислений, чем в аналогичный период в прошлом году (тогда их было182). В 30% случаев граждане высказывают опасения о проблеме трудоустройства в пожилом возрасте и росте безработицы. Более 28% обратившихся критикуют законопроект, 18% беспокоятся о снижении рождаемости в связи с тем, что старшее поколение будет работать и не сможет оказывать посильную помощь в воспитании внуков. Чуть более 10% не исключают снижения продолжительности жизни, почти 6% считают, что законопроект противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а 4% предлагают вынести вопрос повышения пенсионного возраста на референдум.
Пока отношение к реформе преимущественно негативное. Так, заместитель Председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко, сославшись на данные ВЦИОМ, рассказал, что ее поддерживает только 10% населения страны. А согласно исследованию ГАРАНТ. РУ, большинство респондентов (67%) принципиально против повышения пенсионного возраста. Член Совета Конфедерации труда России, председатель профсоюза “Университетская солидарность” Павел Кудюкин также обратил внимание на то, что сам момент внесения законопроекта еще и неудачно совпал с такими событиями, как инициатива об увеличении НДС, рост цен на топливо и традиционное повышение тарифов на ЖКХ с 1 июля.
В действительности же пенсионная реформа должна быть желаемой для населения, указал Михаил Федотов. Или хотя бы понятной, обоснованной и прозрачной, добавили другие эксперты.
Прежде, чем повышать пенсионный возраст, государство должно обеспечить граждан рабочими местами, предоставить возможности для повышения квалификации, переобучения и адаптации к новым условиям, предусмотреть меры ответственности за дискриминацию по возрасту, возможно даже пересмотреть показатели МСЭ и повысить зарплаты, то есть решить целый ряд других проблем граждан, считают эксперты. Также, по их мнению, необходимо определить преимущества для работодателей, которые стимулировали бы их привлекать к работе пожилых граждан. В связи с этим некоторые участники обсуждений предложили перенести сроки повышения пенсионного возраста.
Так, Евгений Гонтмахер предложил начать повышение с 1 января 2025 года, причем к этой дате должен быть продемонстрирован очевидный экономический прогресс в стране. Также, по мнению ряда специалистов, перенос на эту дату был бы еще и социально оправданным. Ведь в этом случае у граждан предпенсионного возраста появится возможность перестроить свои планы – переучиться, получить новую специальность, изменить свой образ жизни.
Эксперты предлагают и иные сроки переноса реформы. В частности, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О. Е. Кутафина Эльвира Тучкова считает нужным отсрочить решение на 5-7 лет, а также разработать Пенсионный кодекс, в котором бы содержались все необходимые нормы, касающиеся обеспечения пожилых граждан. А Сергей Рыбальченко считает необходимым отложить реформу на 2-3 года, чтобы в числе прочего предусмотреть систему социальных гарантий для женщин, которые уходят на пенсию. Он также предложил пропорционально связать сроки выхода на пенсию с количеством детей. Например, если в семье один ребенок, можно уйти на пенсию раньше на год, если два – на два года и т. д.
“Пенсионный возраст повышать нельзя”
Ряд участников обсуждений высказываются принципиально против повышения пенсионного возраста. В основе их позиций, как правило, лежат те же аргументы, в соответствии с которыми реформу предлагается доработать.
Плановые показатели – это только прогнозы
Как отметил член СПЧ Борис Кравченко, в основу реформы положили лишь прогнозируемые цифры роста продолжительности жизни, но выход на плановые показатели представляется сомнительным. По его мнению, нужно учитывать здоровую продолжительность жизни, а она невелика. Причем, по словам члена Совета, председателя Постоянной комиссии по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений Андрея Бабушкина, правительству не стоит ссылаться на опыт западных стран, так как в них продолжительность жизни на 10 лет выше, чем в России. Напротив, по словам эксперта, смертность среди людей пожилого возраста лишь увеличится, и некоторые не доживут до своей пенсии. Это, по оценкам некоторых специалистов, в первую очередь касается регионов, где выявлена низкая продолжительность жизни, например, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Отдельные представители профессионального сообщества не исключают также и падения демографических показателей. Член Совета “Родительского всероссийского сопротивления” Юрий Бялый отметил, что в российских семьях распространена помощь в воспитании со стороны старшего поколения. ” Бабушки, которые будут работать, – это значит молодые мамы, которые не будут рожать даже первого ребенка, не говоря о втором и третьем. То есть мы готовим уже сегодня демографическую яму масштаба 90-х”, – заявил он.
Как именно государство будет бороться с дискриминацией на рынке труда, противникам реформы также непонятно. Член Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Элина Жгутова отметила, что в условиях капитализма работодателя чрезвычайно трудно убедить взять на работу заведомо слабого по состоянию здоровья и некомпетентного (из-за масштабной цифровизации) пожилого человека.
Юрий Бялый также представил расчеты, в соответствии с которыми, если реформу реализуют, на рынок труда в ближайшие два года выйдут примерно 800 тыс. человек. Однако, учитывая ежегодные потери рабочих мест, стагнацию либо падение рынка труда в большинстве регионов, остается неясным, как именно создадут новые рабочие места, и какая конкуренция будет на рынке труда. Это, как ожидает эксперт, ударит и по пожилым, и по молодым гражданам. А в условиях молодежной безработицы под угрозой окажутся рождаемость и благополучие семей, не исключен также рост преступности.
Борис Кравченко добавил к этому, что само по себе повышение пенсионного возраста не увеличит ни трудоспособность граждан, ни количество рабочих мест. Более того, Андрей Бабушкин предположил, что в рамках реформы люди пожилого возраста будут вынуждены обслуживать источники повышенной опасности и работать с ними, в том числе в качестве единственных операторов. А такая ситуация, по его оценке, может даже замедлить развитие экономики. Некоторые эксперты не исключают роста инвалидизации населения, а также увеличения заболеваемости, что может негативно сказаться и на качестве жизни граждан, и на развитии экономики.
Экономические потери и недоверие населения
По расчетам экспертов, потенциальные потери в связи с выходом на пенсию на пять и на восемь лет позже составляют более 800 тыс. руб. для мужчин и порядка 1,35 млн руб. для женщин соответственно. Расчеты производились с учетом среднего размера пенсии – 14,4 тыс. руб. Потери граждан, как считают представители профессионального сообщества, нужно каким-либо образом объяснить и компенсировать. А предлагаемую в настоящий момент компенсацию – повышение ежемесячной пенсии на 1 тыс. руб. – они считают несправедливой. Наконец, в целом, по оценкам противников пенсионной реформы, такое изменение законодательства является несправедливым и провоцирующим социальный протест. Так, депутат Госдумы Геннадий Зюганов указал, что внесение такого законопроекта нарушает стабильность государства и подрывает доверие граждан к нему, а также назвал документ антигуманным и циничным. Недоверие, предположительно, может привести к падению рождаемости, оттоку граждан из депрессивных регионов, а также к массовым миграциям. На эти факторы указал Андрей Бабушкин, отметив, что многих потенциальных мигрантов “держал” в стране лишь ранний пенсионный возраст. Недоверие прогнозируется и со стороны молодежи. Павел Кудюкин поделился наблюдением – многие представители молодого поколения не верят в стабильность пенсионной системы и не исключают, что к моменту наступления пенсионного возраста для них, никакого пенсионного обеспечения уже не будет. Эксперт добавил, что пока не будут решены обозначенные сообществом вопросы, принимать решение о повышении пенсионного возраста преждевременно. Самым разумным действием со стороны правительства, по его мнению, было бы отозвать этот законопроект.
Как правило, противники пенсионной реформы предлагали иные варианты решения текущих проблем, которые бы не потребовали повышения пенсионного возраста. В том числе допускали изменение пенсионной системы.
Решение текущих проблем
Так, Борис Кравченко, представляя в том числе позицию профсоюзов, отметил, что правительству необходимо пересмотреть национальную политику в части повышения зарплат, системно бороться с теневым рынком, обеспечить продление активной трудовой жизни за счет предоставления качественной медицинской помощи. Также он указал на важность создания высокотехнологичных рабочих мест и системы постоянной переподготовки кадров. По мнению эксперта, этот комплекс мер позволил бы решить проблему обеспечения пенсионных прав граждан и без повышения пенсионного возраста. Кроме того, Андрей Бабушкин предложил ввести общественный контроль за бюджетом для повышения эффективности его составления, а также использовать для его пополнения средства, получаемые от природных ресурсов. Геннадий Зюганов добавил к этому, что у правительства была возможность аккумулировать ресурсы и поддержать малый и средний бизнес, за счет чего получить необходимые средства.
Формировать пенсионные накопления можно за счет внебюджетных фондов, высказал мнение председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. Их могли бы администрировать работодатели, перечисляя туда 22% от зарплаты работника. В случае, например, банкротства или ликвидации предприятия, финансовое обеспечение могло бы предоставлять государство.
А член ОП РФ Михаил Бажинов предложил в целом преобразовать российскую пенсионную систему, сохранив текущий пенсионный возраст. По его мнению, необходимо ввести два вида пенсий: гарантированную и накопительную. Первая бы формировалась за счет обязательных фиксированных платежей всех работодателей и самозанятых, она могла бы принести в бюджет ПФР более 4 млн руб. в год. Накопительную также обеспечивали бы работодатели, в том числе в бюджетной сфере, и добровольный характер такая пенсия может иметь только для самозанятых и безработных граждан. Общественник также допустил, что на законодательном уровне можно установить минимальный и максимальный размер ежемесячного перечисления в накопительную часть пенсии, например, не менее 2 тыс. и не более 15 тыс. руб.
Адаптацию к новой модели он предложил провести в течение пяти лет, начиная с 2019 года, и завершить в 2023 году путем выплаты 100% гарантированной пенсии, которая будет примерно равна существующей сегодня страховой. А по истечении периода адаптации, считает инициатор, должен быть установлен дифференцированный размер гарантированной пенсии. Для женщин и мужчин в возрасте до 65 лет – 50%, для 65-70-летних – 100%, а пенсионерам старше 70 лет – 150%. Для формирования достойного размера гарантированной и накопительной пенсии, по мнению члена ОП РФ, необходимо установление трудового стажа 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин соответственно.
К преимуществам такой модели Михаил Бажинов отнес возможность работодателей стимулировать работников платежами в накопительную часть пенсии, а заодно – повышать дисциплину и сокращать текучку кадров. В этой модели, уверен общественник, сбалансированы интересы граждан, общества, предпринимательства и государства.
***
В данном случае, как представляется, необязательно быть противником или сторонником повышения пенсионного возраста для того, чтобы увидеть недостатки предлагаемых мер и подготовленного законопроекта, а также убедиться в необходимости для правительства решить ряд текущих проблем, в первую очередь, в сфере занятости. Многие эксперты выразили надежду, что кабмину удастся подготовить необходимую правовую базу и представить населению полноценную и проработанную пенсионную реформу. Так, например, сегодня Максим Топилин сообщил о том, что выделять на программу повышения квалификации граждан предпенсионного возраста планируется 5 млрд руб. в год. И также сегодня Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал предлагаемые изменения в пенсионной системе.
1 С текстом законопроекта № 489161-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 2 С полным текстом Демографического прогноза до 2035 года можно ознакомиться на официальном сайте Росстата.
11 июня 2018 11:14
Общегосударственная система пенсий для всех – относительно новое изобретение. С этой идеей Отто фон Бисмарк перехватил инициативу у германских социалистов. В 1880-х годах в Германии пожилые люди обрели право на государственную пенсию по достижении возраста 70 лет. Из-за низкой продолжительности жизни этот возраст был потом снижен до 65 лет.
В России срок выхода на пенсию не менялся с 1932 года – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (есть исключения для рабочих и служащих с тяжёлыми условиями труда)
Доводы «За повышение пенсионного возраста»:
1. Рост продолжительности жизни и увеличение количества пенсионеров. Еще в 1950 году на одного пенсионера в мире приходилось 7 работающих, а уже в 1975 году их количество сократилось до пяти. По прогнозам Росстата сегодня на 1000 людей трудоспособного возраста приходится 455 пенсионеров, то к 2025 году их число вырастет до 510, а к 2035 году — до 545 человек.
2. Нехватка денег. Сегодня в пенсионный фонд ежегодно поступает 4 131,5 млрд рублей, а на выплату пенсий тратится 6 430,2 млрд рублей via. Расходы бюджета на пенсионеров уже составляют 8,7% ВВП России.
3. Практически все бывшие советские республики уже повысили пенсионный возраст: Казахстан — 58/63, Грузия — 60/65, Эстония — 65/65. В развитых странах срок выхода на пенсию выше, чем в России via. Если не повышать пенсионный возраст останется два выхода: либо повышать страховой налог с нынешних 22% почти в 2 раза, либо отменять индексацию пенсии.
4. Ранний выход на пенсию приводит к исключению человека из социальной жизни и для многих означает уменьшение социальных связей и даже потерю смысла жизни. Работа и активная жизнь продлевает жизнь. Интеллектуальная и социальная нагрузка служит хорошей профилактикой старческой деменции. Есть положительный психологический эффект от увеличения пенсионного возраста – люди позднее будут чувствовать себя старыми. Увеличение пенсионного возраста защищает пожилых людей, так как их сложнее «выдавить» на пенсию
5. У пожилых людей есть бесценный опыт. Большинство эффективных компаний создают опытные люди старше 45 лет
6. Разное время выхода на пенсию мужчин и женщин нарушает Конституцию.
Статья 19.3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Доводы «Против повышения пенсионного возраста»
1. Во всем мире растет производительность труда. Роботы берут на себя работу миллионов людей. Главной проблемой в ближайшее время станет безработица. Фактически неизбежно введение безусловного базового дохода. Труд пенсионеров становится все менее востребованным
2. Пенсионный Фонд России – грабительская организация. Если бы человек все налоги, которые он платит в ПФ, клал бы на свой счет в банк, то его пенсия была бы, как минимум, в несколько раз выше. Кроме того, после смерти пожилого человека, всю жизнь платившего налоги, его деньги не «сгорели» бы, как это происходит в Пенсионном фонде.
3. Пожилому человека очень сложно найти работу. Очень часто такие люди плохо переучиваются, часто болеют и имеют имеют низкую производительность труда. Мы отстаем по производительности от развитых стран в два-три раза. Именно здесь нужно искать резервы, а не в работе пожилых людей. Другой ресурс – неэффективное расходование государственных денег
4. Повышать пенсионный возраст можно только для молодых. В противном случае это является нарушением социального контракта. Люди всю жизнь честно платили все налоги и тут выясняется, что им нужно работать еще пять лет.
5. Пенсионеры работают не от скуки, а потому, что денег мало. Но благодаря пенсии они могут себе позволить занимать низкооплачиваемые рабочие места, на которые люди помоложе не идут, потому что не смогут себя и семью прокормить. И если произойдет повышение пенсионного возраста, то пенсионеры вынуждены будут конкурировать с более молодыми за более высокооплачиваемые места, а на низкооплачиваемые места никто претендовать не будет.
6. Средний возраст дожития в России от пенсионного почти не отличается. То есть государство в среднем почти половине населения, отработавшего до пенсии, пенсий не платит. Большинство тех, у кого нет проблем со здоровьем, и так работают «до упора», потому что пенсия очень не высока по сравнению даже с абсолютно белой зарплатой.
Ссылки по теме:
Экономика
28 июн 2019, 01:00
Эксперты оценили влияние пенсионной реформы на экономический рост
Изменения станут плюсом для экономики, но не решат демографических проблем
Увеличение пенсионного возраста положительно скажется на экономическом росте, но не компенсирует стремительное сокращение трудоспособного населения России. При этом без пенсионной реформы последствия были бы вдвое хуже
Повышение пенсионного возраста в России до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин задержит на рынке труда работников старших возрастов, что окажет небольшой, но положительный эффект на ВВП страны. Но пенсионная реформа не способна полностью сгладить негативный эффект сокращения трудоспособного населения. К таким выводам экономисты пришли в ходе прошедшего 27 июня в НИУ ВШЭ семинара «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт».
Влияние старения населения на рост ВВП
«Повышение пенсионного возраста не полностью компенсирует отрицательный эффект сокращения трудоспособного населения на экономику», — заявила РБК директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.
Без долгосрочных накоплений
Одним из ключевых факторов экономического роста является норма накопления основного капитала — доля инвестиций в ВВП. В развитых странах старение населения оказывает сильный позитивный эффект на уровень сбережений и инвестиций в экономике, отмечает Акиндинова. Пожилые люди в США в большей степени независимы от пенсий благодаря накопленным за всю жизнь активам, привела пример экономист. В странах Западной Европы и в США лучше развиты доступные инструменты накопления и инвестирования, добавила она.
«У граждан России, наоборот, нет долгосрочных сбережений. Во многом — из-за слабого развития негосударственных финансовых институтов, включая негосударственные пенсионные фонды. Поэтому общее старение населения не влияет на динамику сбережений. Норма накопления в России определяется бюджетом и склонностью компаний к инвестициям», — пояснила Акиндинова. Несмотря на существенное сокращение трудоспособного населения, норма накопления основного капитала практически неизменна и составила в среднем 21% ВВП в 1995–2017 годах.