Родственные профессии
— Сигналист
— Осмотрщик вагонов
— Приёма-сдатчик груза
— Багажа
— Дежурный по станции
Сфера профессиональной деятельности
- Обслуживание
- Транспорт
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность составителя поездов связана с формированием и расформированием подвижного состава, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Техника».
Тип профессии по признаку цели: гностический.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в необычных условиях, работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь людей.
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия предполагает выполнение стандартных задач по образцу, с соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.
Описание профессии
Руководство движением локомотива, выполняющего маневровую работу. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой работы. Выполнение маневровой работы по расформированию-формированию составов (групп вагонов); отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборке их с этих путей; перестановке вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Укладка (изъятие) тормозных башмаков, установка (съем) тормозных упоров для закрепления составов и вагонов на путях железнодорожной станции. Перевод при выполнении маневровой работы нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных в местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа.
— руководство движением маневрового локомотива;
— обеспечение правильной расстановки и согласованности действий работников, участвующих в производстве маневров;
— расформирование — формирование составов и групп вагонов;
— отцепка и прицепка вагонов к поездам, подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их с этих путей
— перестановка вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передача их с одной станции на другую;
— закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов;
— участие в опробовании автоматических тормозов поезда;
— перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных на местное управление;
— расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок;
— регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа;
— обеспечение безопасности движения, сохранности подвижного состава и груза;
— содержание в чистоте и исправности радиостанции, сигнальных принадлежностей.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Качества, которыми обязательно должен обладать составитель поездов дисциплинированность, ответственность, умение работать в команде, знание своего дела.
Работа мужская, так как требует большой выносливости и крепкого здоровья, составитель поездов работает сутки через двое, на открытом воздухе, причем составы должны без задержек отправляться в любую погоду.
Коммуникабельность также приветствуется, так как работа бригадная.
Медицинские противопоказания
Работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания сердечно-сосудистой системы с выраженной патологией, снижение остроты зрения, нарушение бинокулярности и цветоощущения, хронические болезни уха со снижением функции, нарушения в вестибулярном аппарате, ярко выраженную патологию опорно-двигательного аппарата, затрудняющую движение; страдающим бронхиальной астмой.
Требования к профессиональной подготовке
Составитель поездов должен знать:правила перевозки груза; план формирования поездов; инструкцию о порядке работы с вагонами, загруженными опасным грузом класса 1 (взрывчатыми материалами); инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования; устройство тормозных башмаков, тормозных упоров и правила пользования ими; порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, находящихся на местном управлении; общие сведения об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава; план, профиль, специализацию и вместимость железнодорожных путей; расположение пунктов производства грузовых операций в обслуживаемых маневровых районах; правила хранения и пользования носимой радиостанцией и другими средствами связи.
Область применения
Составители поездов работают в железнодорожных компаниях различной формы собственности, занимающимися как внутренними, так и международными перевозками.
Условия труда
Рабочим местом составителя поездов является: станционные пути (маневровый район); вытяжной путь; пути железнодорожных предприятий; железнодорожные пути необщего пользования (подъездные пути промышленных предприятий).
Рабочее место составителя поездов должно обеспечить безопасные условия труда при производстве маневровой работы. Для безопасного перемещения составителя поездов железнодорожные пути, междупутья регулярно очищаются от мусора, снега и льда, посторонних предметов, материалов верхнего строения пути, снятых при ремонте. Обочины земляного полотна в местах постоянной расцепки вагонов засыпаются на одном уровне с поверхностью шпал балластом, который должен быть уплотнен или иметь твердое покрытие.
Маневровая работа в местах погрузки и выгрузки производится только при полном соблюдении габарита выгруженных и подготовленных к погрузке грузов.
Зимой места составителей поездов регулярно посыпаются песком или шлаком.
В ночное время районы работы составителя поездов освещаются в соответствии с установленными нормами.
Помещения для отдыха составителей поездов, расположенные на расстоянии менее 3 м от оси пути, должны иметь двери с выходом, направленным только вдоль пути. Около двери параллельно пути должен быть установлен барьер.
Помещения, находящиеся на расстоянии от 3 до 8 мм от пути, с прямым выходом в сторону рельсовой колеи, должны иметь перед дверью барьер длиной 3-5 м и высотой 1 м.
Профессиональные риски
В процессе работы на составителя поездов могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущийся подвижной состав, транспортные средства, механизмы;
— расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли;
— повышенный уровень шума;
— повышенный уровень вибрации;
— повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— повышенная влажность и подвижность воздуха;
— повышенная напряженность электрического поля;
— повышенный уровень статического электричества;
— недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
— физические перегрузки;
— нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов;
— напряженность и тяжесть труда.
Требуемое профессиональное образования
Для овладения профессией «Составитель поездов» необходимо среднее профессиональное образование.
Образовательные учреждения
Карьерный рост связан с получением новых знаний и накоплением опыта, в частности с получением высшего образования по соответствующей специальности, прохождением курсов повышения квалификации.
Составитель поезда — очень важная и сложная профессия. Обо всех тонкостях и особенностях этой работы и пойдет речь в этой статье.
Кто такой составитель поездов?
Как можно вкратце охарактеризовать профессию? Если принять официальную формулировку, инструктор — это лицо, занимающееся демонтажом и формированием подвижного состава. То есть вся работа рассматриваемого специалиста заключается в перестановке вагонов поезда, обязательно в определенном порядке. Конечно, это можно сделать только со знаниями и после образования.
Эта профессия считается очень сложной и ответственной. Основная задача специалиста — вовремя отправить состав. При этом тренер также несет ответственность за целостность поезда, его комплектность, безопасность и точность при выполнении маневров. Необходимо своевременно проверять составы, вовремя снимать и ремонтировать вагоны с помощью специальных тормозных колодок.
О профессиональных обязанностях
Также следует упомянуть обязанности производителя поезда. У этого специалиста действительно много функций: от него зависит эффективность железнодорожных перевозок. Вот лишь некоторые из основных обязанностей представителя рассматриваемой профессии:
- Работает при изменении состава поездов — управление маневрами локомотива.
- Отцепка и сцепка вагонов.
- Своевременное ограждение вагонов тормозными колодками.
- Обеспечение безопасности поездов.
- Он работает для перевода децентрализованных стрелок.
Конечно, у строителя поезда много других обязанностей и функций. Однако их количество будет зависеть только от места работы, а именно от самой станции и региона, в котором она расположена.
Принятие и сдача дежурства
Сухой список основных профессиональных обязанностей, если он дает представление о работе, является минимальным. Поэтому стоит прямо описать сам рабочий день специалиста, как он выглядит, как он спланирован.
Затем строитель поезда начинает свой день с инструктажа по технике безопасности. Это происходит на специальной встрече. Впоследствии каждый сотрудник проводит так называемую «строгую инвентаризацию» и определенную расстановку вагонов. Планирование всех дальнейших работ начинается с дежурного на станции. Обычно он включает в себя проверку вагонов, их обслуживание, сцепку, отцепку и т.д.
Также стоит учесть, что каждое свое действие тренер согласовывает по радио с дежурным. Работать действительно много, и скучать представителю рассматриваемой профессии точно не придется. А кроме обслуживания вагонов нужно подготовить поезда, правильно заполнить регистр, проверить полученные вагоны и убедиться, что вы это делаете сами! Так что у сотрудника станции действительно много работы.
Должностная инструкция инструктора требует, чтобы принятие задания всегда устанавливалось и фиксировалось менеджером станции в соответствии со всеми условиями и правилами. При вступлении в должность сотрудник обязан проверить состояние всех автомобилей, их местонахождение, наличие инвентаря и специальных пломб на приборах. Пошлина доставляется только после проверки поездов, расстановки вагонов на их место и обеспечения безопасности по установленным правилам.
Какими качествами должен обладать составитель поездов?
Как и любой другой служащий, строитель поезда должен обладать определенными качествами и чертами характера. Но какие? Прежде всего, это, конечно, добросовестность и внимание. Только эти два качества будут составляющими высокого профессионализма. Однако не забывайте об общительности, стрессоустойчивости и отсутствии конфликтности. Дело в том, что нужно работать с реальными людьми. Часто возникает необходимость руководить сотрудниками более низкой квалификации — это могут быть специалисты более низкого уровня или помощники составителя поезда.
Конечно, ошибаться может каждый. И ни в коем случае не стоит сильно нервничать — это только усугубит ситуацию. Именно такое качество, как стрессоустойчивость, поможет достичь взаимопонимания с коллегами. В рассматриваемой профессии очень важно сохранять спокойствие и уравновешенность. Также нужно быть хладнокровным. Чтобы работа была слаженной, эффективной и организованной, нужно работать, прежде всего, над собой, над своим характером.
Где можно обучиться профессии?
Профессия «составитель поезда» включает обязательное школьное образование. Который? Об этом и пойдет речь далее. Вам не обязательно закончить все одиннадцать классов школы, чтобы поступить в колледж или техникум. Девять лет будут оптимальной базой для поступления в железнодорожный техникум. В учебных заведениях, готовящих тренеров, они дают следующие базовые знания:
- обеспечить сохранность грузов и их разгрузку.
- грамотная фиксация поездов на рельсах;
- использование тормозных колодок;
- управление движением локомотивов;
- использование специальных акустических и ручных сигналов;
- дорожная безопасность;
- использование портативных радиостанций;
Также стоит указать примерный перечень тем, по которым будет проводиться курс уроков:
- Расстановка грузовых вагонов и их обслуживание.
- ОБЖ или БЖД.
- Безопасность и здоровье на работе.
- Железнодорожный курс.
О разрядах в профессии
Как и во многих других профессиях, работа машиниста поезда делится на определенные категории. Всего их четыре:
- 6 класс. Обладатели этой последней и самой сложной категории работают в напряженных районах с общественным рельсовым транспортом.
- 5-я категория. Специалисты работают с общественным рельсовым транспортом. Однако работа ведется в сферах с низкой активностью, то есть там, где работают специалисты с третьей категорией.
- 4-я категория характеризуется тем, что ее перевозчики должны работать с рельсовым транспортом необщего пользования, но уже в напряженных районах. В результате за счет этого сложность работы по сравнению с третьей категорией значительно возрастает.
- 3-я категория. Представитель низшей категории выполняет свою работу на небольших участках проезжей части на железных дорогах, которые не являются общедоступными. Поэтому сфера деятельности сотрудника с третьим образованием несколько ограничена.
Поэтому обязанности производителя поездов очень разные. Кроме того, данная классификация по категориям позволяет выстроить систему отношений между начальством и подчиненными. Высокопоставленным представителям начальство может выдавать под свое руководство более низкоквалифицированных рабочих. Однако это опять же зависит от станции и региона, в котором она расположена.
О правах составителя поездов
Образование представителей данной профессии дает работникам определенные права. Ниже мы упомянем лишь некоторые из самых основных прав производителя поездов. Следовательно, работник вправе запросить у руководства необходимое для работы оборудование, а именно:
- рации и портативные радиостанции, а также другие аксессуары.
- желтый флаг;
- сигнальная лампа;
- особая форма работы;
Работник имеет право подать жалобу, если ему не были предоставлены аксессуары в виде спецодежды, спецобуви, сигнальных принадлежностей и т.д. Стоит отметить, что работник станции также имеет такое важное право принимать и прекращать услугу в минимальные сроки и с оптимальным темпом прохождения всей станции. Проще говоря, начало и окончание работы должно быть своевременным, а рабочее время специалиста не должно превышать нормы.
Недостатки профессии
У профессии поездостроителя есть свои недостатки. Конечно, их не так много, но стоит отметить:
- Физическая работа. Рассматриваемая профессия очень сложная и поистине мужская. Поэтому часто приходится работать руками. Не забывайте о ночных сменах, которые могут быть довольно утомительными.
- Высокая ответственность. Работа строителя поездов непростая и очень важная. Стоит понимать, какая ответственность лежит на представителях профессии. Конечно, чем выше оценка, тем больше ответственность: но опыт дает о себе знать. Со временем профессия уже не будет казаться такой утомительной и сложной.
Конечно, в работе машиниста есть много других недостатков. Но большинство из них будут субъективными, поэтому указывать их не стоит.
Достоинства профессии
У составителя поезда есть много преимуществ. К основным преимуществам работы можно отнести:
- Взаимодействие с командой. Многие сотрудники согласятся, что работу любят прежде всего за то, что в ней работает здоровый и дружный коллектив. И это тоже достоинство профессии.
- Запрос. Этот момент отнюдь не искусственный: профессия действительно востребована на рынке труда. Часто на вокзалах не хватает качественных специалистов, способных организовать четкую и слаженную работу.
- Хороший доход. Заработная плата специалиста, о котором идет речь, действительно достойная. Однако указать точные цифры не получится — все зависит от региона, самой станции, а также от имеющейся категории. Многие производители поездов заявляют, что их заработная плата достаточно высока, чтобы удерживать их в бизнесе.
Вы здесь
Главная » Профессия Составитель поездов
Профессия Составитель поездов
Составитель поездов – очень ответственная работа, практически полностью осуществляется на открытом воздухе. Составитель поездов отвечает за комплектность поезда и его маневры на станции, в депо и на транспортных и промышленных узлах и перегонах.
Составитель поездов отвечает за формирование (или расформирование) поездов, и за точность и безопасность при маневрах состава. Отвечает за расстановку и качество работы работников, участвующих в маневре состава. Проверяет и отвечает за закрепление составов/вагонов на путях тормозными башмаками.
- Прицепка и отцепка вагонов;
- Ограждение вагонов тормозными башмаками;
- Руководство маневров локомотива при изменении состава поезда;
- Перевод нецентрализированных стрелок;
- Обеспечение безопасности движения и сохранности состава.
Более детально должностные обязанности можно посмотреть в описании разрядов по ЕТКС и профессиональном стандарте для составителя поездов.
Требования к соискателю
- Коммуникабельность – составитель поезда управляет командой маневрирования состава; хоть работа и заключается в изменении состава поезда, эту работу всё же выполняют люди, нужно найти общий язык с каждым членом команды;
- Умение быстро осваивать новые навыки – успех маневров зависит от точных и своевременных команд составителя поезда, увы, такие навыки приобретаются лишь с опытом;
- Ответственность – от точности размещения вагонов в составе зависит безопасность движения поезда. Люди «недобросовестно» выполняющие эту работу (не отвечающие за свои действия) могут нанести вред как самому поезду, так и перевозимым грузам;
- Физическая крепость – работа составителем поезда подразумевает под собой постоянную работу на путях, часто в тяжёлых условиях: холод, сырость, пыль, жара и т.д.
Зарплата составителя поезда зависит от разряда и места работы. В среднем варьируется от 30 до 50 тыс. рублей.
В силу всего вышесказанного в данной профессии существует острый дефицит работников. Пройти обучение на профессию «Составитель поездов» можно в учебном центре «ПромРесурс».
Ниже приведены виды работ и должностные обязанности составителя поездов в зависимости от присваиваемого разряда. Напоминаем, что пройти первичной обучение по профессии “Составитель поездов”, а также повышение квалификации на указанные разряды можно в учебном центре “ПромРесурс”.
Составителем поездов считается сотрудник на железнодорожном транспортном предприятии, который отвечает за формирование и расформирование поездов и целых железнодорожных составов, обеспечивая безопасность на предприятии во время выполнения маневровых работ. Также, он является руководителем на момент осуществления маневровых действий на путях общего и частного пользования. Профессия имеет телеграфный шифр ДСД.
Описание выполняемых работ.
Составитель поездов осуществляет руководство локомотивом во время выполнения маневровых работ, следит за правильной тактикой других сотрудников, которые принимают участие в маневровых действий. Производит сцепку и отцепку отдельных вагонов к поездам, а также, проводит доставку вагона на погрузочные и разгрузочные площадки или пути и при необходимости убирает вагоны с этих путей.
Составитель занимается перестановкой вагонов с одного пути на другой, доставляет вагоны по требованию из одного парка в другой и передает их на разные станции. Составитель закрепляет на месте вагоны специальными стопорами (башмаками) и снимает их при необходимости. Во время стоянки состава или вагона он следит за его безопасностью. Он принимает участие при производстве осмотрщиками вагонов целостность и правильную работу тормозного механизма поезда.
При осуществлении перевода нецентрализованных путевых стрелок, на которых не предусмотрены дежурные стрелочные посты, и централизованных стрелок, контроль за которыми происходит в управлении местного уровня. Составитель отвечает за расцепку вагонов во время расформирования поездного состава, находящегося на сортировочной горке. Осуществление контроля скорости надвиг в момент расформирования состава, учитывая вес его отцепа и качеств ходовых механизмов. Он контролирует безопасность во время передвижения и других маневров, сохранность грузов и самого подвижного состава. Содержит в сохранности, исправности и чистоте предметы для сигнального сообщения и радиостанции.
Необходимые знания для работы в должности составитель вагонов.
Составитель должен правильно ориентироваться в правилах по перевозке грузов и их отдельных видов, его действия не должны расходиться с должностной инструкцией и распорядительным актом, если во внутреннем уставе при определенных случаях не прописано иного. Должен знать правовые нормы и обладать определенным набором знаний по охране труда. Иметь ясное представление об концепции устройства вагонов и грузовых контейнеров, знать порядок перевода стрелок (централизованных и нецентрализованных). Составителю необходимо знать полный план, специализацию, профиль и вместимость железнодорожных путей. Ориентироваться в местонахождении пунктов в зоне осуществления маневровых работ, где осуществляется погрузка и выгрузка вагонов. Должен по назначению использовать радиостанцию и другие принадлежности для работы в его должности.
Дополнения к профессии.
Пункт 1. Составителям вагонов и поездных составов, работающих самостоятельно без помощников, назначается тариф на одну категорию разряда выше, чем прописано в трудовом договоре.
Пункт 2. Помощнику составителя вагонов и поездных составов присваивается разряд на один ниже, чем разряд у составителя, под чьим руководством он выполняет свою работу.
Все характеристики этой профессии служат основанием для определения тарифа и присвоения категории разряда согласно статье 143 ТК РФ. Навыки, характеристики, определенные знания в определенных разрядов и предъявляемые требования прописываются при составлении должностных инструкций и при заключении официального трудового соглашения при устройстве на работу.
«Не торопись, будь внимательнее! В нашем деле спешка не нужна», — повторяет Юрий Миков.
Уже почти 40 лет наш герой работает составителем поездов: побывал и на железной дороге, но на угольном разрезе ему нравится больше: тут спокойнее, да и к людям отношение совсем другое.
Хотя Юрий Александрович уже на пенсии, он продолжает трудиться на Переясловском разрезе «Русского угля»: специалистов с таким опытом, со знанием всех тонкостей работы предприятия в отрасли единицы. И опыт свой наш герой передаёт, выступая ещё и наставником молодых.
Юрий Миков, составитель поездов Переясловского разреза «Русского угля»
После того, как БЕЛАЗы завезли добытый уголь на склады Переясловского разреза, начинается его погрузка в железнодорожные полувагоны, в которых уголь и едет к потребителям — предприятиям энергетики.
Железнодорожная инфраструктура предприятия — это большое и беспокойное хозяйство: у разреза собственная железнодорожная ветка, тепловозы, а порожние и заполненные вагоны бесконечно сменяют друг друга.
И в процессе задействована целая команда: руководит здесь маневровый диспетчер, который регулируют работу машинистов тепловозов и составителей поездов. Постоянно на связи и машинист роторного экскаватора — именно он осуществляет погрузку угля в вагоны.
Погрузка идёт непрерывно, так что сотрудники этого производственного участка работают, как и весь разрез, посменно: в день и в ночь по 12 часов. И в первую очередь, приходя на работу, Юрий Миков занимается приёмкой смены.
— Юрий Александрович, а что значит — принять смену?
— Мне нужно узнать, что в данный момент происходит на разрезе: что грузится, что взвешивается, какие пути свободны, где какие тепловозы, что с вагонами. А дальше мне горный диспетчер командует, что нужно сделать в первую очередь. Например, вчера я в ночь работал.
Порожняк завезли, 16 вагонов там «больных», надо отработать. Дальше — собранный порожняк нужно быстро подать под погрузку. Загрузили — взвешиваем, проверяем, нет ли у нас недогруза или перегруза. Ну и маневровой работы всегда много. Не сидим, в общем, без дела.
— С дефицитом вагонов сталкиваетесь?
— Нет, вагонов много, всё-таки угольная промышленность нужна стране. А вот состояние их разное бывает. Ничего не говорю, много и новых приходит. Но бывают такие, что наши осмотрщики просто за голову хватаются. Для угля-то нужны хорошие вагоны, чтобы в них ни дырочек, ни трещин не было. Какие-то на месте и ремонтируем, если что-то по мелочи.
— Знаю, что вы в прошлом железнодорожник. «РЖД» стали вашим первым местом работы?
— Нет, первым как раз был угольный разрез — Бородинский. Потом станцию нашу передали «РЖД», я и перешёл. И уже потом устроился на Переясловский. На угольном предприятии работы, может, даже и побольше, но мне тут больше нравится. На ж/д такая нервотрёпка постоянная, а на разрезе для нашего брата просто мёд.
— Почему вы выбрали именно эту профессию?
— Да не то чтобы я выбирал. Я только после армии пришёл, профессии у меня никакой не было, и я пошёл в учебный центр, где и получил первые навыки. Две недели за партой сидел, конспекты писал. Но такую профессию по учебникам не получишь, тут практика нужна. И на самом деле всему меня научили работники Бородинского разреза.
— Сегодня вы уже сами учите молодых. Их сажаете за парту?
— Конечно, нет. Они за мной хвостом ходят, смотрят, слушают.
Вот приходит ко мне молодой человек. Что ему нужно первым делом рассказать? Как вагоны двигать? Нет, как действовать в нестандартной ситуации. Скажем, жара на улице, вагоны не расцепляются по сцепке. Что ребёнок будет делать, какие конспекты читать? Там нужно камешек между зубов положить — и всего-то. А то ведь начинают бить, стучать, потом вагоны в негодность приходят. И таких тонкостей масса.
А ещё важно, чтобы составитель поездов знал свой участок, ориентировался на нём. Чтобы понимал, где какой путь, где сколько башмаков подложить, где какой уклон. Это всё я тоже показываю.
— Составитель поездов — это физически тяжёлая работа?
— В прошлые годы так было, но сейчас уже нет. Но бегать много надо — волка ноги кормят. А ещё нужно, чтобы голова варила. Я своих молодых учу работать так, чтобы меньше перемещаться. А главное в нашей профессии — это внимательность, соблюдение техники безопасности. Всегда своим повторяю: «Не торопись!».
— То есть это опасная профессия?
— Если спешить будешь, то да. На разрезах у нас смертельных случаев никогда не было (постучим по дереву), а на железной дороге случаев травматизма достаточно. А всё потому, что люди 10 лет поработают и считают, что они боги. Не нужно этого, техника безопасности прежде всего.
— Учиться профессии к вам приходят молодые люди, вчерашние школьники или студенты?
— Больше приходит тех, кто уже жизнь пожили. Как правило, опыта у них нет никакого, и с «железкой» они не связаны. Учим, и хорошие специалисты получаются. Кто-то потом на ж/д уходит, но мои стажёры все остались.
— Вы упомянули, что прежде работа составителя поездов была более тяжёлой, чем сегодня. То есть на ваших глазах произошли какие-то изменения?
— Конечно, прогресс ведь не остановить. По сути, всё то же самое. Но, когда я начинал работать, где-то нужно было автосцепку поднять, костыль подложить — сейчас такое запрещено.А ещё тогда, в 1980-х, на Бородинском разрезе фонарь мне выдали щелочной, килограммов шесть он весил. И была такая профессия, как зарядчик, то есть ходил человек и фонари эти заряжал. А рации у меня сначала вообще не было. Так что сейчас совсем другое дело.
— Если у вас есть ученики, получается, в профессию идут?
— Идут, конечно, составители-то нужны. По-разному, конечно, относятся. Кто-то плачется, что тяжело. А кто-то работает с удовольствием. Мне моя профессия нравится: сколько бы я ни работал, никуда больше не хочу. Я вышел на пенсию, просидел два года и заскучал — друг позвал сюда, на Переясловку. И эта работа очень дорога для меня.
Перейти на страницу проекта “В помощь шахтеру”
Настоящие рабочие учебные планы и программы предназначены для профессиональной подготовки на профессию составитель поездов.
Учебные группы комплектуются:
- из лиц, имеющих среднее (полное) общее образование. Срок обучения – 8 недель;
- из лиц, работающих на железнодорожном транспорте и связанных с движением поездов. Срок обучения – 6 недель.
Рабочие учебные планы и программы разработаны в соответствии с требованиями приказа Министерства образования Российской Федерации от 21.10.1994 №407 «О введении модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям», Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденного Госстандартом России 26.12.1994 №367; Сборника тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, занятых на железнодорожном транспорте, изданного в 1999 г. (с изменениями и дополнениями на 11.11.2008 г.); нормативными документами ОАО «РЖД» по организации профессионального обучения и обеспечению безопасности движения.
В рабочих учебных планах и программах дано примерное распределение часов по предметам и темам. Разрешается сокращать до 10% количество часов на отдельные предметы теоретического обучения с одновременным увеличением их на другие предметы учебного плана, не сокращая при этом сроков обучения и не исключая каких-либо тем учебных программ. Сокращение учебных часов на изучение предметов «Охрана труда» и «ПТЭ, инструкции и безопасность движения» не разрешается.
Рабочие учебные планы и программы согласовываются и утверждаются в установленном ОАО «РЖД» порядке.
Рабочими тематическими планами и программами производственного обучения предусматривается ознакомление обучающихся с требованиями к работе по профессии, правилами внутреннего трудового распорядка, санитарными нормами, правилами и инструкциями по охране труда, должностными инструкциями.
Для лучшего усвоения обучающимися учебного материла и повышения качества обучения преподавателю необходимо использовать наглядные учебные пособия и технические средства обучения.
Рабочие учебные планы и программы следует систематически дополнять учебным материалом о новой технике, технологических процессах
производства, а также о новых приказах и указаниях по безопасности движения поездов, исключая устаревший учебный материал.
Производственное обучение необходимо проводить только на железнодорожных станциях магистрального железнодорожного транспорта, на которых в соответствии с технологическим процессом работы железнодорожной станции имеется максимальный перечень видов работ, предусмотренный требованиями квалификационной характеристики по изучаемой профессии.
Учет успеваемости по всем предметам проводится путем текущей и периодической проверок знаний и навыков обучающихся.
Лица, прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения, допускаются к сдаче квалификационного экзамена по предметам:
1. Организация работы железнодорожных станций.
2. ПТЭ, инструкции и безопасность движения.
3. Организация движения поездов.
4. Грузовые перевозки.
5. Охрана труда.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца (ф. КУ-147).
Примерные учебные планы и программы для профессиональной подготовки на профессию составитель поездов, утвержденные ОАО «РЖД» 14 февраля 2008 г., считать утратившими силу.
Профессия – составитель поездов
Характеристика работ. Руководство движением маневрового локомотива. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий работников, участвующих в производстве маневров. Расформирование – формирование составов и групп вагонов. Отцепка и прицепка вагонов к поездам, подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их с этих путей. Перестановка вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передача их с одной станции на другую. Закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурных стрелочных постов или нецентрализованных стрелок, переданных на местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа. Обеспечение безопасности движения, сохранности подвижного состава и груза. Содержание в чистоте и исправности радиостанции, сигнальных принадлежностей.
Должен знать: должностную инструкцию и техническо-распорядительный акт составителя поездов; правила перевозок грузов; правила и нормы по охране труда; технологический процесс работы обслуживаемых станций; план формирования поездов; устройство тормозных башмаков и правила пользования ими; порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, переданных на местное управление; общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров; план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах; правила хранения и пользования радиостанцией и другими средствами связи.
При выполнении маневровой работы в малодеятельных районах промышленного железнодорожного транспорта – 3-й разряд;
при выполнении маневровой работы в напряженных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта – 4-й разряд;
при выполнении маневровой работы в малодеятельных районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта – 5-й разряд;
при выполнении маневровой работы в напряженных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта большой и повышенной мощности – 6-й разряд.
Составитель поездов при выполнении работ в «одно» лицо тарифицируется на один разряд выше.
Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.
РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для подготовки по профессии
Срок обучения -8 недель
Поделиться ссылкой
- Продукты и услуги
- Информационно-правовое обеспечение
- ПРАЙМ
- Документы ленты ПРАЙМ
2 декабря 2022