Поездной электромеханик

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Выпуск №52 ЕТКС
Выпуск утвержден Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н

Раздел ЕТКС «Железнодорожный транспорт»

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Выпуск №56 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 N 283/24-82
(В редакции Постановлений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.1988 N 534/23-245, от 26.12.1988 N 651/29-100, Минтруда РФ от 11.11.1996 N 6, от 19.12.1996 N 18, от 25.12.1996 N 25, от 28.05.1997 N 26, от 08.06.1998 N 22, от 29.06.1998 N 26, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.11.2008 N 641)

Раздел ЕТКС «Железнодорожный транспорт и метрополитен»

Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» Московский филиал

Пассажирское вагонное депо Москва-3 (Ярославский вокзал: ст.Москва-3, м. Комсомольская, м. Алексеевская), Пассажирское вагонное депо Николаевка (м. Рижская), Пассажирское вагонное депо Москва – Киевская (м. Киевская)

Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») — дочернее общество ОАО «Российские железные дороги», национальный железнодорожный перевозчик Российской Федерации в дальнем следовании, европейский лидер по пассажирообороту и величине парка вагонов.

АО «ФПК» непрерывно осуществляет прием на курсы профессиональной подготовки по профессии «Поездной электромеханик». Требования к кандидату на обучение: образование не ниже среднего общего, стаж работы в должности “Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 3 разряда (и выше)”, либо “Проводник пассажирского вагона” не менее 1 года. Курсы бесплатны для обучающихся и проводятся за счет компании с заключением ученического договора согласно ТК РФ. В период обучения выплачивается стипендия.

Поезда формирования Московского филиала АО «ФПК» осуществляют перевозку пассажиров между городами: Москва, Санкт-Петербург, Адлер, Новороссийск, Анапа, Мурманск, Петрозаводск, Псков и множество других.

  • Контроль и текущий ремонт за работой электрооборудования, оборудования ЭЧТК, внутреннего оборудования в пути следования поезда
  • Контроль за производством заявочного ремонта в пунктах формирования и оборота
  • Контроль за работой поездной бригады в части эксплуатации оборудования пассажирских вагонов

Требования к кандидатам:

  • Отсутствие медицинских противопоказаний для работы поездным электромеханником
  • Наличие корочек о профессиональном образовании
  • Ответственность, пунктуальность, коммуникабельность
  • Опыт работы от 1 года
  • Работа в одной из крупнейших российских компаний
  • Стабильная, официальная заработная плата
  • Оформление в соответствии с требованиями ТК РФ
  • Сменный график работы
  • Возможность повышения квалификации, профессионального и карьерного роста
  • Бесплатный проезд до места работы и обратно;
  • Ежегодный бесплатный проезд по территории РФ;
  • Санитарно-курортное оздоровление работников и членов их семей;
  • Медицинское обслуживание работников по полису ДМС;
  • Корпоративная поддержка работников на строительство и приобретение жилья в собственность;
  • Страхование работников от несчастных случаев и болезней.

Присоединяйтесь к нашей команде! Мы ждем Вас!

Требуемый опыт работы:

В связи с расширением географии перевозок объявляется набор Поездных электромехаников.

  • Оформление по ТК РФ ;
  • Сменный график работы: ТУР 16/8: 16 дней – работа (с проживанием в поезде), 8 дней – выходные или 16/16;
  • «Белую» заработную плату;
  • Бесплатную форменную и специальную одежду;
  • Компенсацию стоимости проезда от места проживания до места работы и обратно;
  • Ежегодное проведение медицинского обследования за счет Компании;
  • Отпуск – 28 календарных дней;
  • Пункт формирования поездов – Симферополь;
  • Образование – не ниже среднего профессионального;
  • Наличие документа о подготовке/профессиональной переподготовке, дающего право работать поездным электромехаником;
  • Опыт работы поездным электромехаником от 2-х лет на железной дороге;
  • Умение читать электрические схемы;
  • Знание основ электротехники и механики;
  • Навыки работы с контрольно-измерительными приборами;
  • Навыки выполнения ремонтных работ;
  • Знание Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, знание норм и требований охраны труда, производственной санитарии.
  • Осуществление приемки и подготовки поезда к рейсу (проверка систем водоснабжения, освещения, кондиционирования и т.д.);
  • Осуществление технического обслуживания вагонов и оборудования в пути следования поезда;
  • Проверка технического состояния поезда, выявление по приборам дефектов и устранение возникающих неисправностей в работе ходовых частей, автосцепных устройств, пневмо- и электротормозного оборудования и прочее;
  • Устранение мелких неполадок, возникающих в пути следования поезда;
  • Участие в маневровой работе, а также в работе по проверке тормозов;
  • Инструктаж работников поездной бригады по вопросам эксплуатации установок и оборудования пассажирских вагонов;
  • Соблюдение требований охраны труда, производственной санитарии, транспортной и пожарной безопасности;
  • Ведение установленной документации, составление отчетности.

Работа в команде

Умение работать в коллективе

Точность и внимательность к деталям

Обеспечение техники безопасности

Он получит его с откликом на вакансию

Где располагается место работы?Какой график работы?Вакансия открыта?Какая оплата труда?Как с вами связаться?Другой вопрос

Вакансия опубликована 1 февраля 2023 в Новороссийске

Ваши отзывы помогают людям принимать взвешенные карьерные решения

Проводник пассажирских вагонов

График, стабильный коллектив, зарплата, отпуск, проезд на поездах компании

Права электромеханика

Электромеханик имеет право: Требовать от работников поездной бригады: (проводников вагонов, в т.ч. вагона-видеосалона, вагона-салона, проводника-электромонтера почтового вагона, багажного вагона; директора вагона-ресторана, заведующего кафе-буфетом) выполнения правил пожарной безопасности; Давать указания работникам, упомянутым в подпункте 7.1, в части правильной эксплуатации и исправного содержания электрического и холодильного оборудования, оборудования установки пожарной сигнализации (УПС), привода вагонного генератора, системы контроля нагрева букс (СКНБ), внутреннего оборудования, системы отопления и водоснабжения и другого оборудования вагонов. Требовать от работников пункта формирования, отвечающих за подготовку состава в рейс, проведения технического обслуживания ТО-1 в соответствии с положениями инструкций по техническому обслуживанию оборудования вагонов. Проверять устранение неисправностей на вагонах в пункте оборота, пограничных станциях в соответствии с разделом 4 настоящей Инструкции;

При необходимости разъяснять пассажирам, как пользоваться выключателями, переключателями, регуляторами громкости, дверными замками купе и другим оборудованием вагона.

АВАРИЙНЫЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ ПЭМ.

При обнаружении отказов оборудования, расположенного под вагоном, или неудовлетворительного состояния его предохранительных устройств, принимает меры по обеспечению безопасности движения силами поездной бригады (на промежуточных станциях) или совместно с работниками ПТО.

При показаниях системы контроля замыкания проводов на корпус вагона, указывающих на снижение сопротивления изоляции в электрических цепях вагона, электромеханик на остановках определяет цепи с пониженным сопротивлением изоляции и места нарушения изоляции в них. Для этого ПЭМ поочередно отключает цепи потребителей электроэнергии аппаратами коммутации и токовой защиты (со стороны положительного и отрицательного выводов аккумуляторной батареи).

Если выявить причину снижения сопротивления изоляции электрической цепи во время рейса невозможно, ПЭМ отключает цепь и делает соответствующую запись в рейсовом листе.

В случае срабатывания приборов защиты поездной электромеханик по вызову проводника вагона обязан прибыть в вызываемый вагон, открыть электрощит, при срабатывании реле максимального напряжения (далее *РМН), а также автоматов защиты электропотребителей только один раз восстановить РМН во аремя стоянки поезда, а также установить причину срабатывания защиты электропотребителей и устранить неисправность. При повторном срабатывании РМН его включение не допускается до выяснения причин срабатывания. При срабатывании Реле пониженного напряжения (далее – РПН) автоматически выключаются все потребители кроме МКНБ, СКНР аварийного освещения, хвостовых сигнальных фонарей и освещения распределительного шкафа, о чем необходимо немедленно сообщить проводнику вагона поездному электромеханику. Включение РПН произойдет автоматически, после зарядки аккумуляторной батареи и восстановления работоспособности систем сигнализации.

В случае прекращения действия всех видов освещения в вагоне проводник вызывает ПЭМ для выяснения причины, если причину установить не удалось, на первой ближайшей станции перейти на электроснабжение пассажирского вагона (не более одного) от исправного соседнего вагона, поездной электромеханик сначала убеждается в полной исправности электрооборудования вагона, от которого предполагается брать электроэнергию. При отсутствии плюсовых утечек тока на корпус в обоих вагонах подключает межвагонные соединения и включает пакетные выключатели на щитах или пультах обоих вагонов соответственно «Подача в магистраль» и «Прием магистрали». После этого не менее 15 мин. осуществляет непрерывный контроль за работой электрооборудования обоих вагонов.

В скоростном поезде при срабатывании СКНБ или при обнаружении другой неисправности вагона, угрожающей безопасности движения поездов и жизни пассажиров, поездной электромеханик немедленно сообщает об этом начальнику поезда, который по радиосвязи передает машинисту локомотива сообщение о необходимости немедленной остановки поезда. Если передать такое сообщение машинисту локомотива не представляется возможным, поезд должен быть остановлен стоп-краном.

На вагонах оборудованных СКНБп, при обрыве цепи выдаются прерывающийся акустический и световой сигналы. При проявлении этих сигналов проводник должен отключить СКНБ и вызвать ПЭМ поезда. Поезд стоп-краном не останавливать.

В случае срабатывания системы сигнализации нагрева букс (постоянно работает акустический сигнал и светит сигнальная лампа) проводник должен немедленно остановить поезд и вызвать ПЭМ или начальника поезда и проверить нагрев букс. О срабатывании сигнализации нагрева букс делается запись в журнале ВУ-8. В целях исключения задержки поездов на перегонах (когда отказал термодатчик) и на станциях с непродолжительным временем остановки поезда допускается движение вагона до ближайшего ПТО с одним, временно закороченным поврежденным термодатчиком. При этом на остановках поезда необходимо контролировать температуру буксы тыльной стороной ладони или термометром «Кельвин». Это оформить актом формы ФМУ-73 за подписями ЛНП и ПЭМ.

Во всех случаях при отказе системы контроля нагрева букс поездной электромеханик составляет акт и дает указание проводникам вагонов на остановках поезда более 5 минут проверять нагрев букс в соответствии с Инструкцией проводнику пассажирских вагонов.

Так же проводник обязан в пути следования следить за показаниями вольтметра и амперметра. В случае превышения предельных значений, проводник обязан вызвать поездного электромеханика, который в свою очередь должен отключить аккумуляторную батарею от заряда во избежание выкипания электролита.

На вагонах с генераторами ГСВ, 2ГВ – U не более 72В;

На вагонах с генераторами DUGG. DCG *U не более 140В;

В случае остановки поезда после срабатывания системы контроля нагрева букс поездной электромеханик и начальник поезда должны проверить температуру букс на ощупь.

При значительном нагреве буксы поездной электромеханик, начальник поезда и машинист локомотива устанавливают безопасный режим движения до ближайшей станции или ПТО, где колесную пару выкатывают из-под вагона для полной ревизии букс с целью установления причины нагрева.

Подъезд передвижных средств пожаротушения, действуя при этом в определенной последовательности

а) пройти к кабине локомотива и взять у машиниста или его помощника ключ высоковольтного отопления (в зимнее время)

б) посмотреть в справке формы ВУ-45 потребное количество осей для безопасного закрепления состава на перегоне (станции) и дать команду проводникам о закреплении каждой группы вагонов ручными тормозами (башмаками) после изоляции горящего вагона

в) разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники)

г) отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, разъединить межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза оставляемой на месте части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, проследить за тем чтобы часть поезда вместе с горящим вагоном продвинулась локомотивов на расстоянии не менее 10 м

д) отцепить загоревшийся вагон от поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положение расцепа, головную часть вагонов продвинуть на расстояние 15-20 м

е) до прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда принимать все возможные меры по эвакуации пассажиров и тушения очага возгорания (задымления) используя все имеющие средства пожаротушения и индивидуальной защиты.

При получении информации от локомотивной бригады или поездного диспетчера об остановке поезда по показаниям напольных приборов безопасности (далее *КТСМ, УКСПС) ЛНП и ПЭМ обязаны немедленно прибыть к вагону, по внешним признакам и на ощупь определить техническое состояние букс и другого подвагонного оборудования. Если в результате осмотра будет установлено, что в показанных средствами контроля вагонах отсутствуют неисправные узлы, то должны быть осмотрены по два смежных вагона в каждую сторону от зафиксированного.

В случае неисправности узлов тележки: при потере или обрыве двух, трех текстропных ремней в приводах типа ТРКП или ТК-2 генератор должен быть отключен, а на промежуточной станции комплект ремней должен быть восстановлен.

В случае отключения работы генератора в приводах от средней части оси типа ЕЮК 160-1 М, ВБА 32/2 проводник должен выключить на электрощите систему электроснабжения. На промежуточной станции ПЭМ карданный вал демонтирует. При обрыве даже одного болта крепления ПЭМ карданный вал демонтирует на перегоне.

В случае неисправности автосцепных устройств вагонов помощник машиниста, а в случае его отсутствия ЛНП или ПЭМ по указанию машиниста должны осмотреть место разъединения состава, проверить наличие вагонов хвостовой части состава и принять меры к ее закреплению, установить неисправность и сообщить машинисту локомотива, при охранении подвижности замков обеих автосуепок и отсутствия в них видимых неисправностей помощник машиниста локомотива в присутствии ЛНП или ПЭМ должен произвести сцепление вагонов, при неисправном механизме сцепки помощник машиниста локомотива совместно с работниками поездной бригады должен заменить его на исправный механизм автосцепки локомотива или хвостового вагона.

В пути следования поезда при осмотрах составов поездов, сменах локомотивов, а также в пункте оборота и формирования поездной электромеханик совместно с локомотивной бригадой или работниками указанных пунктов подключает высоковольтные соединения локомотиву. При постановке состава под электроотопление на станции от стационарного пункта высоковольтного энергоснабжения поездной электромеханик подключает и отключает высоковольтную магистраль согласно местной инструкции.

Контроль за работой электрооборудования вагонов

Контроль за работой электрооборудования вагонов с записью показаний электроизмерительных приборов производится в пути следования не реже, чем три раза в сутки. При срабатывании предохранителя в цепи генератора, аккумуляторной батареи или любого потребителя электромеханик выявляет причину срабатывания, устраняет ее, заменяет плавкую вставку предохранителя и проверяет работу электрооборудования вагона. При выполнении работ электромеханик обязан соблюдать требования техники безопасности при работе в электроустановках без снятия напряжения. Если отказы в пути следования устранить невозможно, на ближайшей остановке поезда потребители электроэнергии переключают на электроснабжение от соседнего исправного вагона. При переходе не электроснабжение пассажирского вагона (не более одного) от исправного соседнего вагона, электромеханик обязан сначала убедиться в полной исправности электрооборудования вагона, от которого предполагается брать электроэнергию. При отсутствии плюсовых утечек тока на корпус в обоих вагонах подключить межвагонные соединения и включить пакетные выключатели на щитах или пультах обоих вагонов соответственно «Подача и магистраль» и «Прием из магистрали». После этого не менее 15 минут следует осуществлять непрерывный контроль за работой электрооборудования обоих вагонов. Перевод цепей потребителей электроэнергии на питание от другого пассажирского вагона оформляют актом произвольной формы за подписями начальника поезда, электромеханика, проводника, начальника или заместителя начальника почтового вагона аварийного и исправного. На вагонах без аварийной осветительной магистрали в случае отказа системы электроснабжения и невозможности восстановления ее работоспособности, электромеханик ставит об этом в известность начальника поезда. Сработавший аппарат токовой защиты в цепи какого-либо потребителя электроэнергии электромеханик восстанавливает после проверки цепи. Обнаруженные дефекты устраняются. В случае повторного срабатывания аппарата токовой защиты цепь потребителей электроэнергии отключается от системы электроснабжения до выяснения причины отказа в пункте формирования или оборота. Работоспособность цепей потребителей электроэнергии проверяют в движении вагона путем включения их с пульта управления электрооборудованием вагона и наблюдения за показаниями электроизмерительных приборов и сигнализации. Электромеханик участвует в осмотре подвагонного оборудования, производимого работниками пунктов технического обслуживания (ПТО). На промежуточных станциях электромеханик выясняет причины посторонних шумов или стуков, возникающих при движении поезда. Проверяет крепление генератора, привод генератора, ящики с электрооборудованием, состояние клеммных коробок, кабелей, разъемных соединений, крепление термодатчиков на буксах, дефлекторов аккумуляторных ящиков. При обнаружении отказов оборудования, расположенного под вагоном, или неудовлетворительного состояния его предохранительных устройств, принимает меры по обеспечению безопасности движения силами поездной бригады (на промежуточных станциях) или совместно с работниками ПТО. При показаниях системы контроля замыкания проводов на корпус вагона, указывающих на снижение сопротивления изоляции в электрических цепях вагона, электромеханик на остановках должен определить цепи с пониженным сопротивлением изоляции и места нарушения изоляции в них. Если выявить причину снижения сопротивления изоляции электрической цепи во время рейса невозможно, цепь отключают. В скоростном поезде при срабатывании СКНБ или при обнаружении другой неисправности вагона, угрожающей безопасности движения поездов или жизни пассажиров, электромеханик должен немедленно сообщить об этом начальнику поезда, который по радиосвязи передаст машинисту локомотива сообщение о необходимости немедленной остановки поезда. Если передать такое сообщение машинисту локомотива не представляется возможным, поезд должен быть остановлен стоп-краном. Во всех случаях при отказе системы контроля нагрева букс электромеханик дает указание проводникам вагонов на остановках поезда проверять нагрев букс в соответствии с Инструкцией для проводника пассажирского вагона межгосударственного сообщения. В случае остановки поезда после срабатывания системы контроля нагрева букс электромеханик и начальник поезда должны лично проверить температуру букс с использованием прибора бесконтактного контроля температуры и (или) на ощупь. При значительном нагреве буксы электромеханик, начальник поезда и машинист локомотива устанавливают безопасный режим движения до ближайшей станции или ПТО, где колесную пару заменяют. При отказе термодатчика (обрыв) СКНБ допускается дальнейшее движение вагона с контрольным замером температуры нагрева букс на стоянках поезда свыше 10 минут. При отказе цепи какого-либо пожарного извещателя (блок управления сигнализирует о пожаре или неисправности) допускается временно эксплуатировать установку с отключенной акустической сигнализацией с записью в журнале установленной формы. В этом случае необходимо систематически проверять помещение и состояние оборудования в месте расположения отказавшего пожарного извещателя. Во время проверки работы электрического оборудования главный пакетный переключатель режимов системы электроснабжения запрещается устанавливать в нулевое положение, так как системы контроля нагрева роликовых букс, установка пожарной сигнализации, цепи автоматики, сигнализация в этом случае оказываются отключенными. В случае возникновения возгорания или пожара в пассажирском вагоне электромеханик должен действовать согласно Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов и совместно с начальником поезда принимать участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара. В пути следования поезда, при осмотрах составов поездов, сменах локомотивов, а также в пункте оборота и формирования электромеханик совместно с локомотивной бригадой или работниками указанных пунктов подключает высоковольтные соединения к локомотиву. При постановке состава под электроотопление на станции от стационарного пункта высоковольтного энергоснабжения электромеханик подключает и отключает высоковольтную магистраль согласно местной инструкции. В случае возникновения неисправности электрооборудования, которую невозможно устранить в пути следования, электромеханик установленным порядком должен подать заявку на проведение ремонта в депо (на участке) пункта оборота или формирования. В случае обнаружения работниками ПТО на промежуточных станциях или в пунктах оборота неисправностей, требующих замены колесных пар или демонтажа редукторно-карданного привода, составляется Акт (подписанный работником ПТО, начальником поезда или электромехаником) с указанием неисправности; при этом демонтированные детали редукторно-карданного привода доставляются в пункт формирования пассажирского поезда. Электромеханику в пути следования запрещается:

а) производить ремонт электрооборудования при наличии напряжения в ремонтируемой цепи;

б) использовать нетиповые плавкие вставки, устанавливать в предохранители плавкие вставки, не соответствующие номинальным значениям защищаемой цепи;

в) работать с оборудованием, расположенным под вагоном, на неогражденном составе;

г) прокладывать временные кабели (провода) как внутри вагона, так и из вагона в вагон;

д) на электрифицированных участках пути подниматься на крышу вагона.

§ 51. Поездной электромеханик 5-го разряда

Характеристика работ. Техническое обслуживание в пути
следования пассажирских поездов, состоящих из вагонов без электроотопления или
кондиционирования воздуха. Проверка технического состояния, наблюдение за
работой, выявление по приборам дефектов и устранение возникающих неисправностей
в работе ходовых частей, автосцепных устройств, пневмо- и электротормозного
оборудования, системы контроля нагрева букс с роликовыми подшипниками,
редукторно-карданных приводов, аккумуляторных батарей, устройств водоснабжения
и отопления, внутривагонного электрического и холодильного оборудования, сети
электрического освещения, генераторов, преобразователей тока, выпрямителей,
компрессоров, конденсаторов, сигнализаторов налива воды, приборов обогрева,
междувагонных электрических соединений, хвостовых сигнальных и посадочных
фонарей, антенны радиопункта, вентиляционных установок, аппаратуры
внутрипоездной телефонной связи, радиосвязи и радиовещательной сети в
обслуживаемых вагонах всех типов. Проверка качества и объема ремонтных работ,
выполняемых по заявке поездного электромеханика в пунктах формирования и
оборота составов пассажирских поездов. Ведение установленной документации.
Инструктаж работников поездной бригады по техническому обслуживанию
эксплуатируемых ими установок и оборудования пассажирских вагонов, технике
безопасности и приемам действий в аварийной ситуации. Ремонт
электрооборудования вагонов в пути следования.

Должен знать: кинетические, электрические схемы и
устройство обслуживаемого оборудования и установок пассажирских вагонов всех
типов; технические характеристики отдельных деталей и узлов, установок и
устройств вагонов; правила, технические указания, инструкции
заводов-изготовителей, допуски и нормы износа, допускаемые при эксплуатации и
ремонте деталей и узлов вагонов; устройство и конструкцию
контрольно-измерительных приборов, приспособлений и инструментов, применяемых
при обслуживании, ремонте и испытании узлов пассажирских вагонов и правила
пользования ими; основы электротехники и механики; порядок технической подготовки
вагонов поезда в рейс, приемки и сдачи состава; способы выявления,
предупреждения и устранения неисправностей в работе деталей и узлов вагонов;
технологию обслуживания и контроля технического состояния вагонов и их
экипировки; расположение пунктов технического обслуживания и экипировки вагонов
по пути следования пассажирского поезда; расписание движения пассажирских
поездов; инструкции по обеспечению безопасности движения и мер пожарной
безопасности пассажирских поездов.

При техническом обслуживании в пути следования пассажирских
поездов, состоящих из вагонов с электроотоплением или кондиционированием
воздуха – 6-й разряд.

Должностная инструкция поездного электромеханика

Поездной электромеханик

Начальник пассажирского поезда относится к категории руководителей.

На работу электромехаником могут назначаться квалифицированные специалисты, ранее работавшие не менее одного года по одной из следующих специальностей: слесарь по ремонту вагонов, слесарь *электрик или проводник пассажирского вагона. На работу электромехаником скоростного пассажирского поезда назначаются квалифицированные специалисты, имеющие стаж работы по специальности не менее двух лет после сдачи экзаменов квалификационной комиссии, утвержденной руководителем предприятия, отвечающего за пассажирское хозяйство.

Контрольная проверка подвагонного оборудования

При контрольной проверке подвагонного оборудования проверяется состояние узлов генераторов, их подвешивания и приводов. У клиноременного привода проверяется наличие полного комплекта ремней, степень их натяжения. У редукторно-карданных приводов всех типов (в том числе ТРКП и ТК-2) проверяют отсутствие утечки масла, надежность крепления редуктора, карданного вала к фланцам редуктора и генератора, а также крепление предохранительных скоб. При осмотре батарейных и аппаратных ящиков, проверяют плотность закрывания крышек, цельность прокладок, исправность замков, дефлекторов вентиляции и клапанов взрывобезопасности. Проверяют работу электрооборудования холодильных агрегатов установок кондиционирования воздуха холодильных шкафов и технологического оборудования вагонов с кафе-буфетами и вагонов-ресторанов (в доступных во время стоянки режимах). Электрооборудование высокого напряжения осматривают при отсутствии на нем напряжения. Электромеханик проверяет межвагонные соединения головного и хвостового вагонов, наличие и исправность заземляющих устройств и работу автоматики управления. Он должен присутствовать при измерении сопротивления изоляции вагонной магистрали и подключении ее под напряжение от стационарного пункта отопления поездов или электровоза согласно Инструкции по эксплуатации электрического и комбинированного отопления вагонов пассажирских и почтово-багажных поездов. После проведения комиссионной приемки состава предприятия приписки вагонов электромеханик проверяет выполнение работ по устранению обнаруженных комиссией недостатков по записям в журнале установленной на предприятии формы (или формы ВУ-8), где должны быть подписи работников, выполнивших ремонт. Электромеханик обязан следить за подготовкой вагонов под посадку пассажиров. До начала посадки в вагонах должны быть обеспечены требуемый температурный режим и освещение в ночное время. До отправления поезда с пункта формирования или оборота электромеханик обязан лично убедиться в исправности хвостовых сигнальных фонарей.

При осмотре вагонов в составе проверяются комплектация и исправность

а) электрооборудования, в том числе высоковольтного; б) электроотопительных и электроизмерительных приборов; в) установки кондиционирования воздуха и принудительной вентиляции; г) ручного тормоза и переходных площадок; д) системы отопления (в отопительный период) и водоснабжения; е) приводов генераторов; ж) установок пожарной сигнализации (УПС), пожаротушения; сигнализации системы контроля замыкания проводов на корпус вагона; з) огнетушителя самосрабатывающего порошкового в пульте управления электрооборудованием; и) оборудования кухонной плиты вагонов-ресторанов; к) охладителя питьевой воды, бытовых холодильников; л) системы контроля нагрева букс (СКНБ); м) внутреннего оборудования.

При обнаружении в процессе проверки неисправностей электромеханик подает заявку с перечнем неисправностей старшим или сменным мастерам соответствующих подразделений. Запрещается принимать вагоны при наличии в них неисправного электрооборудования, системы кондиционирования воздуха и вентиляции, системы контроля нагрева букс (СКНБ), установки пожарной сигнализации, привода вагонного генератора, разряженной батареи, неисправных или

отсутствующих межвагонных электрических соединений, при утечке тока на корпус вагона, с неработающими холодильниками, без приводных ремней привода генератора и другими неисправностями, угрожающими безопасности движения или пожарной безопасности, а также без первичных средств пожаротушения и самосрабатывающих порошковых огнетушителей. При комиссионной приемке пассажирского поезда электромеханик совместно с мастерами (бригадирами) или старшими осмотрщиками производит контрольную проверку пассажирских вагонов.

При этом проверяют:

а) визуально состояние пультов управления, распределительных щитов (с лицевой и монтажных сторон), панелей автоматики, регуляторов, потребителей электроэнергии вагона, пакетных переключателей, тумблеров и автоматических выключателей; б) состояние изоляции вагонных электрических цепей по сигнальным лампам или светодиодам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона; в) выборочно соответствие номиналов плавких вставок предохранителей величинам, указанным на пульте управления или распределительном щите и на электрической схеме; г) наличие пломб на аппаратах регулирования, защиты, регулировочных резисторах и другого оборудования, где пломбирование предусмотрено конструкцией аппарата или оговорено в эксплуатационной документации; аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными и должны быть заменены или проверены на соответствующих стендах; д) степень зарядки аккумуляторных батарей проверяется под нагрузкой; е) работоспособность вентиляционных агрегатов и системы кондиционирования воздуха на доступных во время стоянки вагона режимах; ж) исправность сигнальных хвостовых фонарей, аварийного освещения и освещения вагона.

Требования к поездному электромеханику

Электромеханик при исполнении своих рабочих обязанностей должен руководствоваться требованиями: Правил технической эксплуатации железных дорог; Правил пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении (ПППВ); Инструкции по сигнализации на железных дорогах; Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах; Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ), правил техники безопасности на железнодорожном транспорте в установленном для электромехаников объеме; Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов; Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; Инструкции по техническому обслуживанию пассажирских вагонов; Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов; Инструкции по техническому обслуживанию оборудования пассажирских вагонов магистральных железных дорог; Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов); Инструкции для начальника пассажирского поезда международного сообщения; Электромеханик подчиняется непосредственно руководителю поездных электромехаников предприятия, а в пути следования *начальнику пассажирского поезда; при отсутствии начальника поезда электромеханик имеет право исполнять его обязанности.

Электромеханик осуществляет также контроль за эксплуатацией вагонного оборудования проводниками пассажирских вагонов, работниками вагонов-клубов, вагонов технической пропаганды, вагонов с видеосалонами, вагонов с кафе-буфетом, вагонов-ресторанов, почтовых и других вагонов, следующих в составе пассажирского поезда и, при необходимости, оказывает им техническую помощь в эксплуатации вагонного оборудования. Режим работы и отдыха для электромехаников в рейсе регламентируется графиком работы и отдыха, разрабатываемым на каждый поезд применительно к местным условиям.

Порядок опробования автотормозов

Контролировать выполнение телеграфного указания из ОАО РЖД № 000133 А от 06.08.2009г., согласно которого с 10.08.2009г. вводится следующий порядок опробования автотормозов в поездах, меняющих направление движения на противоположные, если при этом не меняется локомотив, с проведением сокращенного опробования автотормозов вместо полного:

1. В пассажирских поездах (кроме двухгруппных, а также поездов в составе которых имеются вагоны с тормозами западноевропейского типа) – при стоянке поезда менее 40 минут.

2. При прицепке вагонов к таким поездам во время стоянки сокращенное опробование тормозов проводится с проверкой действия автотормозов у каждого прицепленного вагона

3. Сокращенное опробование тормозов, установленное настоящим порядком проводится с проверкой целостности и замером магистрали поезда и величины плотности тормозного давления хвостового вагона.

В случае возникновения неисправности электрооборудования, которую невозможно устранить в пути следования, поездной электромеханик через начальника поезда подает заявку на проведение ремонта в депо (на участке) пункта оборота или формирования.

Поездной электромеханик в пути следования поезда на стоянках 10 и более минут производит измерение температуры корпусов редукторов привода генератора от средней части оси в местах установки подшипников полого и ведомого вала бесконтактным термометром «Кельвин» с записью в специальном журнале установленной формы.

В случае обнаружения работниками ПТО на промежуточных станциях или в пунктах оборота неисправностей, требующих замены колесных пар или демонтажа редукторно-карданного привода, составляет акт формы ФМУ-73 с

указанием неисправности; при этом демонтированные детали редукторно-карданного привода доставляются в пункт формирования пассажирского поезда. Акт ФМУ-73 подписывает работником ПТО, начальником поезда или поездным электромехаником.

Техническое обслуживание установки пожарной сигнализации (УПС) ПЭМ проводит в светлое время один раз в сутки.

В случае ложного или действительного срабатывания УПС пожарных извещателей оформляются актами формы ФМУ-73 за подписями начальника поезда и поездного электромеханика.

Дополнительные обязанности поездного электромеханика в случае обслуживания поездного локомотива одним машинистом

При отсутствии начальника поезда, поездной электромеханик обязан:

на железнодорожных станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи, организует и контролирует выполнение сокращенного опробования тормозов.

Перед приведением пассажирского поезда в движение на железнодорожной станции или перегоне ставит в известность машиниста локомотива или ручными сигналами о готовности пассажирского поезда к отправлению.

При вынужденной остановке пассажирского поезда, в том числе, при разъединении (саморасцеплении) вагонов пассажирского поезда, по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи, организует и контролирует закрепление и ограждение поезда; проверку состояния сцепных приборов у разъединившихся вагонов, замену тормозных рукавов.

Ответственность электромеханика

Электромеханик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений настоящей Инструкции, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта и других нормативных правовых актов.

Дополнительные обязанности электромеханика

В случае отсутствия начальника поезда, на железнодорожных станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи, электромеханик организует и контролирует выполнение опробования тормозов. В случае обслуживания поездного локомотива одним машинистом, при вынужденной остановке поезда, в том числе, при разъединении (саморасцеплении) вагонов поезда, по указанию машиниста локомотива, переданному по радиосвязи, принимает участие в закреплении и ограждении поезда, проверке состояния сцепных приборов у разъединившихся вагонов, замене тормозных рукавов.

Отказ термодатчика

При отказе термодатчика (обрыв) СКНБ допускается движение вагона до ближайшего ПТО с одним временно шунтированным термодатчиком. При отказе цепи какого-либо пожарного извещателя в темное время суток (блок управления сигнализирует о пожаре или неисправности) допускается временно эксплуатировать установку с отключенной акустической сигнализацией до наступления светлого времени суток, а при невозможности установить и устранить причину отказа цепи извещателя в светлое время суток – до пункта формирования или оборота. В этом случае необходимо систематически проверять помещение и состояние оборудования в месте расположения пожарного извещателя.

Во всех указанных случаях составляет акт формы ФМУ-73 в двух экземплярах за подписью начальника поезда, поездного электромеханика и проводника вагона. В любом случае главный пакетный переключатель режимов системы электроснабжения запрещается устанавливать в нулевое положение, так как СКНБ (П), установка пожарной сигнализации, цепи автоматики, сигнализация в этом случае оказываются отключенными.

В случае возникновения задымления, возгорания или пожара в вагоне электромеханик действует согласно Регламенту действий поездной бригады при обнаружении возгорания пассажирского вагона в соответствии приказа ОАО «ФПК» № 282 от 10 ноября 2010г и совместно с начальником поезда принимает участие в эвакуации пассажиров и тушении пожара.

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Поездной электромеханик» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция поездного электромеханика, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см. раздел «Введение»).

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования рабочих профессий могут встречаться в разных выпусках ЕТКС. Найти схожие названия можно через справочник рабочих профессий (по алфавиту).

Обязанности электромеханика по прибытии поезда в пункт оборота

По прибытии поезда в пункт оборота электромеханик обязан проверить техническое состояние подвагонного электрооборудования. Обязан выявить причину неисправности, возникшей в пути следования, сделать соответствующую запись в рейсовом листе и журнале установленной на предприятии формы (или формы ВУ-8) об устранении неисправности. На неисправности вагонов, которые электромеханик не смог устранить самостоятельно, должна быть подана заявка на ПТО пассажирской станции оборота. Копия заявки, остающейся у начальника поезда, должна быть подписана лицом, принявшим заявку на ремонт. Электромеханик совместно с работниками ПТО принимает участие в устранении неисправностей.

После выполнения заявочного ремонта электромеханик должен проверить качество выполненных работ и известить начальника поезда о готовности состава для дальнейшего следования.

Обязанности электромеханика по прибытии поезда в пункт формирования

По возвращении поезда в пункт формирования электромеханик обязан:

а) сдать состав мастеру или старшему осмотрщику соответствующих ремонтных подразделений;

б) передать работникам, отвечающим за подготовку пассажирских вагонов в рейс, заявку на ремонт.

Обязанности электромеханика в пути следования поезда

После отправления поезда в рейс с пассажирской станции пункта формирования или оборота, электромеханик контролирует работу электрооборудования:

а) проверяет исправность хвостовых сигнальных фонарей на хвостовом вагоне; б) осматривает электрооборудование внутри вагона и на наружной стороне щитов и пультов управления; в) контролирует записи показаний электроизмерительных приборов в рейсовом листе; г) проверяет работу цепей потребителей электроэнергии, сигнализации нагрева роликовых букс и установок пожарной сигнализации; д) проверяет состояние изоляции электрооборудования по сигнализации замыкания на корпус; е) контролирует работу электрооборудования высокого напряжения; ж) проводит дополнительный инструктаж проводников вагонов по особенностям эксплуатации конкретного типа вагонов непосредственно на рабочем месте проводника.

После 3-4 часов движения пассажирского поезда с пункта формирования или оборота электромеханик должен проверить показания электроизмерительных приборов и записать в рейсовом листе электромеханика ток заряда аккумуляторной батареи, напряжение генератора и сети освещения каждого пассажирского вагона поезда.

§ 56. Поездной электромеханик

Характеристика работ. Техническое обслуживание в пути
следования пассажирских вагонов и обеспечение безопасного проезда пассажиров.
Проверка технического состояния, наблюдение за работой, выявление по приборам
дефектов и устранение возникающих неисправностей в работе ходовых частей,
автосцепного устройства, пневмо- и электротормозного оборудования, системы
контроля нагрева букс, редукторно-карданных приводов, аккумуляторных батарей,
устройств водоснабжения и отопления, внутреннего и подвагонного оборудования,
установок пожарной сигнализации и пожаротушения, сигнализации системы контроля
замыкания проводов на корпус вагона, сетей электрического освещения,
генераторов, преобразователей тока, выпрямителей, компрессоров, конденсаторов,
сигнализаторов налива воды, приборов обогрева, межвагонных электрических
соединений, хвостовых сигнальных фонарей, антенны радиопункта, установок
кондиционирования воздуха и принудительной вентиляции, оборудования вагонов-ресторанов
и бытовых приборов пассажирских вагонов, аппаратуры внутрипоездной телефонной
связи, радиосвязи и радиовещательной сети, систем кабельного телевидения в
обслуживаемых вагонах, систем контроля безопасности и связи пассажирского
поезда, комплекта подъемников вагонных для инвалидов в специализированных
вагонах и деталей электропневматического привода автоматических дверей
скоростных пассажирских вагонов, регистраторов режимов торможения. Проверка
качества и объема ремонтных работ в вагонах, выполняемых по заявке поездного
электромеханика в пунктах формирования и оборота составов пассажирских поездов.
Инструктаж работников поездной бригады по техническому обслуживанию
эксплуатируемых ими установок и оборудования пассажирских вагонов, мерам
безопасности и отработке действий в аварийной ситуации. Ведение установленной
документации.

Должен знать: кинематические, электрические схемы,
устройство обслуживаемого оборудования и установок пассажирских вагонов всех
типов; технические характеристики отдельных деталей и узлов оборудования и
установок пассажирских вагонов всех типов; правила, технические указания,
инструкции заводов-изготовителей по эксплуатации систем отопления,
водоснабжения и вентиляции, систем контроля безопасности и связи пассажирского
поезда; допуски и нормы износа, допускаемые при эксплуатации и ремонте деталей
и узлов вагонов; способы выявления и устранения неисправностей электро- и
санитарно-технического оборудования пассажирских вагонов; устройство
контрольно-измерительных приборов, применяемых при обслуживании пассажирских
вагонов; схему формирования состава, обслуживаемого пассажирского поезда;
технологию обслуживания и порядок проведения контроля технического состояния
пассажирских вагонов и их экипировки; порядок проведения технологической
операции при технической подготовке, экипировке, приемке и сдаче состава;
расположение пунктов технического обслуживания и экипировки вагонов по пути
следования пассажирского поезда; устройство электроустановок; правила
технической эксплуатации потребителей электроустановок; правила безопасной
эксплуатации потребителей электроустановок; инструкции по обеспечению
безопасности движения пассажирских поездов; инструкцию по эксплуатации
электрического и комбинированного отопления вагонов пассажирских и почтово-багажных
поездов; правила пользования инструментами и приспособлениями, применяемыми при
обслуживании, ремонте и испытании узлов пассажирских вагонов; служебное
расписание движения пассажирских поездов; основы электротехники и механики.

При
техническом обслуживании в пути следования пассажирских поездов, состоящих из вагонов
без электроотопления и без кондиционирования воздуха – 5-й разряд.

При
техническом обслуживании в пути следования пассажирских поездов, состоящих из вагонов
с электроотоплением или без электроотопления с кондиционированием воздуха – 6-й
разряд.

При
техническом обслуживании в пути следования пассажирских поездов, состоящих из вагонов,
оборудованных системами безопасности, имеющими микропроцессорную элементную
базу – 7-й разряд.