ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 27 НОЯБРЯ 2006 Г 719 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ

(с изменениями на 24 июля 2023 года)

Информация об изменяющих документах

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года N 465 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2017 года N 1196 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.10.2017, N 0001201710030037);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1552 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2018, N 0001201812180045);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2019 года N 1281 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.10.2019, N 0001201910090034);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2346 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2020, N 0001202012310127);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2021 года N 1746 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.10.2021, N 0001202110190005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2023 года N 1204 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.07.2023, N 0001202307280039).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 года N 39 “О внесении дополнения в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 5, ст.392).

Председатель Правительства     Российской Федерации

(с изменениями на 27 октября 2023 года)

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2008 года N 277 (Российская газета, N 88, 23.04.2008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 128 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 8, 23.02.2009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 824 (Собрание законодательства Российской Федерации, N  42, 17.10.2011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 1092 (Российская газета, N 2, 11.01.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 228 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 02.04.2012, ст.1632).

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2014 года N 1054 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.10.2014, N 0001201410200001);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 года N 333 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.04.2016, N 0001201604250004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1540 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2016, N 0001201612300106) (вступило в силу с 1 января 2017 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 754 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2017, N 0001201706300029);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2018 года N 896 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030015);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года N 274 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.03.2019, N 0001201903200009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 года N 1302 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.10.2019, N 0001201910110004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 года N 103 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.02.2020, N 0001202002100017);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.05.2020, N 0001202005260011) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 года N 1077 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2020, N 0001202007220007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2346 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2020, N 0001202012310127) (вступило в силу c 1 января 2021 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2021 года N 372 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.03.2021, N 0001202103170041);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2023 года N 1211 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.07.2023, N 0001202307280040);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2023 года N 1789 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.11.2023, N 0001202311030038).

В документе учтено:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 июля 2013 года N АКПИ13-558 (вступило в законную силу с 31 октября 2013 года (Российская газета, N 262, 21.11.2013)).

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

– Примечание изготовителя базы данных.

1. Утвердить прилагаемое Положение о воинском учете.

2. Министерству обороны Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации в I полугодии 2007 года привести в соответствие с настоящим постановлением ведомственные нормативные правовые акты.

4. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства     Российской ФедерацииМ. Фрадков

УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719

1. Настоящее положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности, определяет порядок организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете.

Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (далее – система воинского учета), в том числе с использованием государственной информационной системы “Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете” (далее – реестр воинского учета).

Организация воинского учета в органах государственной власти, исполнительных органах субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений, органах местного самоуправления муниципальных округов и органах местного самоуправления городских округов (далее – органы местного самоуправления) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

2. Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

3. Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

4. Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

5. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

6. Должностные лица органов государственной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обеспечивают исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы, или месту отбывания наказания в виде лишения свободы осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований (далее – военные комиссариаты).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 228; в редакции, введенной в действие с 19 октября 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 года N 1302; в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 года N 103; в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2023 года N 1789. – См. предыдущую редакцию)

За состояние воинского учета отвечают военные комиссары.

Порядок организации воинского учета граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, определяется руководителями этих федеральных органов исполнительной власти.

8. В поселениях, муниципальных и городских округах, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, а также в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются военные комиссариаты (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами), первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов.

9. Воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

10. Число работников, осуществляющих воинский учет в военных комиссариатах, определяется с учетом следующих норм:

а) 1 работник – при наличии на воинском учете до 1500 граждан;

б) 1 работник на каждые последующие 1500 граждан, состоящих на воинском учете.

11. Число работников, осуществляющих воинский учет в органах местного самоуправления, определяется с учетом следующих норм:

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, – при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник – при наличии на воинском учете от 500 до 1000 граждан;

в) 1 освобожденный работник на каждую последующую 1000 граждан, состоящих на воинском учете.

12. Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:

б) 1 освобожденный работник – при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;

в) 2 освобожденных работника – при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;

г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

13. Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, по состоянию на 31 декабря года, предшествующего отчетному, с применением норм, указанных в пунктах 10 – 12 настоящего Положения.

При наличии в органах местного самоуправления или организациях 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение – военно-учетный стол.

14. Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (далее – военнообязанные):

мужского пола, пребывающие в запасе;

уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса или в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее – призывники).

2. Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат субъекта Российской Федерации (далее – военный комиссариат) посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии исполнительных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормы призыва на военную службу устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования, имеющего статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, и доводятся:

до высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) – командующими войсками соответствующих военных округов (Северного флота);

до главы местной администрации – соответствующим военным комиссариатом.

3. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (далее – призывная комиссия), решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее – военный комиссар).

Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 августа 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2023 года N 1204. – См. предыдущую редакцию)

3_1. В целях качественного проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, осуществляется методическая подготовка:

а) по мере необходимости – в соответствии с планом Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации проводятся инструкторско-методические сборы с начальниками организационно-мобилизационных управлений штабов военных округов (Северного флота), начальниками отделов призыва и подготовки граждан к военной службе организационно-мобилизационных управлений штабов военных округов (Северного флота), начальниками филиалов (отделов филиалов) Главного центра военно-врачебной экспертизы;

б) один раз в год (в марте) – в соответствии с планами штабов военных округов (Северного флота) проводятся одно- или двухдневные инструкторско-методические сборы с председателями призывных комиссий субъектов Российской Федерации (по согласованию), должностными лицами военных комиссариатов (военными комиссарами, начальниками отделов призыва и подготовки граждан к военной службе, начальниками отделений формирования и отправки команд отделов призыва и подготовки граждан к военной службе и начальниками центров военно-врачебной экспертизы).

Программы и сроки проведения сборов утверждаются начальниками штабов военных округов (Северного флота);

в) перед началом очередного призыва граждан на военную службу по решению высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (председателей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) в соответствии с планами военных комиссаров проводятся одно- или двухдневные инструкторско-методические сборы с председателями призывных комиссий, военными комиссарами муниципальных образований, начальниками отделений подготовки и призыва граждан на военную службу военных комиссариатов муниципальных образований, врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию призывников, специалистами по профессиональному психологическому отбору и начальниками сборных пунктов.

Программы и сроки проведения сборов согласовываются с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (председателями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) и утверждаются военными комиссарами;

г) в соответствии с планами военных комиссариатов муниципальных образований – однодневные инструкторско-методические сборы с членами призывных комиссий, врачами-специалистами, участвующими в медицинском освидетельствовании призывников, специалистами по профессиональному психологическому отбору, техническими работниками, привлекаемыми для работы на призывных пунктах.

Планы и сроки проведения сборов согласовываются с главами муниципальных образований, в которых создаются призывные комиссии, и утверждаются военными комиссарами муниципальных образований.

3_2. В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников.

3_3. В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар:

а) не позднее 2 месяцев до начала очередного призыва граждан на военную службу разрабатывает, согласовывает с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) и представляет на утверждение начальнику штаба военного округа (Северного флота) план подготовки и проведения призыва граждан на военную службу в субъекте Российской Федерации;

б) до 10 марта (до 10 сентября) представляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (председателю высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) проект решения о создании призывных комиссий с указанием их персонального состава;

в) не позднее чем за 30 календарных дней до начала каждого очередного призыва граждан на военную службу утверждает по согласованию с исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья план организации подготовки и проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования призывников, включающий следующие мероприятия:

направление в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения заявок на выделение врачей-специалистов и медицинских работников со средним медицинским образованием, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования призывников, в том числе контрольного медицинского освидетельствования призывников, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и призывников, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, а также медицинского осмотра призывников, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы;

составление графика представления в призывную комиссию субъекта Российской Федерации личных дел призывников, признанных призывными комиссиями ограниченно годными к военной службе, не годными к военной службе и временно не годными к военной службе;

проведение контрольного медицинского освидетельствования призывников, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и призывников, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;

проведение медицинского осмотра призывников, призванных на военную службу;

представление военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) военному комиссару докладов о результатах медицинского обследования и медицинского освидетельствования призывников;

информирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) о результатах медицинского обследования и медицинского освидетельствования призывников;

г) до 10 декабря представляет на утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (председателю высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) после согласования с руководителем исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения, в которых будет проводиться амбулаторное или стационарное медицинское обследование граждан при призыве на военную службу.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 августа 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2023 года N 1204. – См. предыдущую редакцию)

3_4. Получение сведений, имеющихся в государственном информационном ресурсе, содержащем сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета (далее – государственный информационный ресурс), военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) осуществляется из ведомственных информационных систем Министерства обороны Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 5 августа 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2023 года N 1204)

4. В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований):

а) разрабатывает и согласовывает с главой муниципального образования план проведения призыва на военную службу;

а_1) представляет до 5 марта (до 5 сентября) военному комиссару список членов призывной комиссии, согласованный с главой муниципального образования, в котором создается призывная комиссия;