О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
24 декабря 2004 года
Статья 1. Основные понятия
1. В целях настоящего Областного закона используются следующие основные понятия:
служба по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области – совокупность созданных в установленном порядке органа управления и областных государственных учреждений, обеспечивающих реализацию мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, на территории Ростовской области;
орган управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области – орган исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающий реализацию мероприятий по полномочиям субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее также – чрезвычайные ситуации), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, деятельность территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области;
территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области – система, объединяющая орган управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области, силы и средства областных органов исполнительной власти и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляющая свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Иные основные понятия в настоящем Областном законе используются в значениях, определенных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Статья 2. Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и включает в себя Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Ростовской области, настоящий Областной закон и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Ростовской области, регулирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статья 3. Полномочия Законодательного Собрания Ростовской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
К полномочиям Законодательного Собрания Ростовской области относятся:
1) принятие областных законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
2) утратил силу – Областной закон от 02.03.2010 № 377-ЗС;
3) утверждение в составе областного бюджета объема бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
4) осуществление контроля за реализацией принятых нормативных правовых актов.
Статья 31. Полномочия Губернатора Ростовской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
К полномочиям Губернатора Ростовской области относятся:
1) принятие решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области;
2) установление регионального уровня реагирования в соответствии с пунктом 8 статьи 41 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
3) иные полномочия, отнесенные к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 4. Полномочия Правительства Ростовской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
В соответствии с федеральным и областным законодательством к полномочиям Правительства Ростовской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, относятся:
1) принятие нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отнесенным к ведению органов исполнительной власти Ростовской области;
2) утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области, разработанных органом управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области;
3) подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
4) обеспечение проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
5) пункт утратил силу – Областной закон от 22.11.2021 № 621-ЗС;
6) осуществление информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
61) создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
62) осуществление сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечение, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
7) организация, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
8) обеспечение финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
9) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
10) пункт утратил силу – Областной закон от 22.11.2021 № 621-ЗС;
101) осуществление поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
102) организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
103) принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
104) утверждение программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Ростовской области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с положениями Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов;
105) определение органов исполнительной власти Ростовской области, уполномоченных на разработку и реализацию программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Ростовской области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования;
106) содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;»;
107) содействие Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;»;
108) установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом 1 статьи 31 настоящего Областного закона;»;
109) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Ростовской области или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установление дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а1» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
11) иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 5. Передача Правительством Ростовской области осуществления части своих полномочий Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
В соответствии с федеральным и областным законодательством Правительство Ростовской области на основании заключаемых соглашений вправе передавать Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществление части своих полномочий в решении вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.
Статья 6. Служба по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области
1. Служба по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области включает в себя:
1) орган управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области;
2) государственные учреждения, созданные Ростовской областью для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет орган управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области (далее – областные государственные учреждения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера).
2. Служба по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области комплектуется:
1) гражданами Российской Федерации, замещающими должности государственной гражданской службы Ростовской области в органе управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области;
2) работниками службы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области – лицами, работающими в областных государственных учреждениях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, не имеющими специальных или воинских званий.
На работников областных государственных учреждений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, имеющих соответствующий статус спасателя, распространяются права, обязанности, социальные гарантии, установленные Федеральным законом “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.
3. Основными задачами службы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области являются:
1) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в том числе обеспечение безопасности людей на водных объектах, стихийных бедствий, ликвидация их последствий;
2) подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) координация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
4) пункт утратил силу – Областной закон от 06.05.2016 № 524-ЗС;
5) издание методических рекомендаций по подготовке отдельных категорий населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
51) создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечение ее эксплуатации и развития;
6) иные задачи, устанавливаемые в соответствии с федеральным и областным законодательством, и учредительными документами.
4. Создание, реорганизация, ликвидация, определение структуры, количественного состава органа управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области, областных государственных учреждений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, финансовое обеспечение деятельности которых производится за счет средств областного бюджета, осуществляются в соответствии с настоящим Областным законом и иными нормативными правовыми актами Ростовской области.
5. Положение об органе управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области утверждает Правительство Ростовской области.
6. В своей деятельности служба по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области руководствуется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области, принятыми в пределах компетенции субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Служба по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области создается в случае, если полномочия или часть полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, предусмотренные статьей 4 настоящего Областного закона, реализуются непосредственно Правительством Ростовской области.
Статья 7. Территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области
Организация территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, состав сил и средств, входящих в нее, порядок их деятельности, а также порядок определения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, устанавливается положением о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, утверждаемым Правительством Ростовской области.
Статья 8. Утратила силу – Областной закон от 14.11.2013 № 32-ЗС.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, установленные федеральным законодательством.
Статья 10. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ростовской области
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ростовской области образуется в соответствии с Областным законом “О пожарной безопасности”.
Статья 11. Финансовое обеспечение в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
Финансовое обеспечение деятельности службы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Ростовской области и обеспечение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) осуществляется в соответствии с областным законодательством за счет средств областного бюджета.
Статья 12. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются Правительством Ростовской области.
2. Порядок создания и использования указанных в части 1 настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных резервов определяются Правительством Ростовской области.
Статья 13. Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченным Правительством Ростовской области органом исполнительной власти Ростовской области в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Ростовской области.
2. Государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченным Правительством Ростовской области органом исполнительной власти Ростовской области на основании положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Ростовской области.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Областного закона
1. Настоящий Областной закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
2. Со дня вступления в силу настоящего Областного закона признать утратившими силу:
Областной закон от 30 сентября 1996 года № 25-ЗС “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”;
Областной закон от 24 августа 2001 года № 168-ЗС “О внесении изменений в Областной закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.
Глава Администрации(Губернатор) Ростовской области В. Чуб
г. Ростов-на-Дону29 декабря 2004 года№ 256-ЗС
Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени – это комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
– риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
– предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.
Мероприятия по подготовке к защите населения на территории Российской Федерации проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.
Комплекс мероприятий по защите населения включает:
– оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
– эвакуационные мероприятия;
– мероприятия по инженерной защите населения;
– мероприятия радиационной и химической защиты;
– медицинские мероприятия;
– подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Чрезвычайная ситуация это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Очень важно: Предпринимать какие-либо меры по защите себя, своих родных и близких, имущества и другой собственности нужно, ориентируясь только на поданные сигналы оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также на информацию, полученную из официальных источников.
Действия населения при авариях на ЖКХ
Действия населения при внезапном обрушении здания
Действия населения при транспортных авариях
Действия населения при радиационных авариях
Действия населения при химических авариях
Действия населения при лесных пожарах
Действия населения при сильном ветре, урагане
ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
В случае пожара или появлении дыма необходимо:
Для тушения загорания необходимо:
При задымлении здания необходимо:
При пожаре на балконе необходимо:
При пожаре в кабине лифта необходимо:
Необходимо помнить, что угарный газ является наиболее опасным из летучих компонентов продуктов горения, выделяющихся при термическом разложении любых органических материалов. Угарный газ распространяется вместе с дымом и не оседает (не адсорбируется) водой. Отравление угарным газом возможно даже в тех помещениях, которые находятся довольно далеко от места горения. При защите от угарного газа нельзя надеяться на респиратор «Лепесток» или слой влажной ткани, как рекомендуется довольно часто. Толстый слой влажной ткани (например, махровое полотенце) успешно задерживает частицы дыма и поглощает агрессивные вещества, такие, как альдегиды, оксиды серы и азота, кислотные и щелочные пары, но для защиты от угарного газа требуются специальные средства защиты.
Нижнеилимский район относится к безопасным районам. Безопасный район – территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной чрезвычайной ситуации, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты экономики и объекты иного назначения, подготовленная для размещения населения, эвакуируемого из зоны бедствия или зоны ЧС. Риски радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, катастрофического затопления для территории Нижнеилимского района не характерны.
Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) принято понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
ЧС возникают не сразу, как правило, они развиваются постепенно из происшествий техногенного, социального или природного характера.
Катастрофы природного характера, как правило, неожиданны. Они в короткое время разрушают территории, жилища, коммуникации, приводят вслед за собой голод, болезни. В последние годы ЧС природного происхождения имеют тенденцию к росту. Во всех случаях землетрясений, наводнений, оползней возрастает их разрушительная сила.
ЧС природного характера подразделяются
ЧС природного характера
Велика роль антропогенного влияния на проявление природных ЧС. Человеческая деятельность нарушает равновесие в природной среде. Сейчас, когда резко возросли масштабы использования природных ресурсов, стали очень ощутимо проявляться черты глобального экологического кризиса. Важный профилактический фактор, позволяющий сокращать число природных ЧС – соблюдение природного равновесия.
Все природные катастрофы взаимосвязаны, это землетрясения и цунами, тропические циклоны и наводнения, извержения вулканов и пожары, отравление пастбищ, гибель скота. Принимая меры защиты против природных катастроф, надо максимально сократить вторичные последствия, а при помощи соответствующей подготовки по возможности исключить их полностью. Изучение причин и механизмов природных ЧС являются предпосылкой успешной защиты от них, возможности их предсказания. Точный и своевременный прогноз – важное условие эффективной защиты от опасных явлений. Защита от стихийных явлений может быть активной (постройка инженерно-технических сооружений, реконструкция природных объектов и др.) и пассивной (использование укрытий).
Опасные геологические природные явления
Землетрясения – это подземельные удары и колебания земной поверхности, возникающие в результате тектонических процессов, передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Землетрясения могут вызывать вулканическую деятельность, падение небольших небесных тел, обвалы, прорывы плотин и другие причины.
Причины землетрясений не раскрыты до конца. Напряжения, возникающие под действием глубинных тектонических сил, деформируют слои земных пород. Они сжимаются в складки, а когда перегрузки достигают критических уровней, рвутся и смешиваются. Образуется разлом земной коры, который сопровождается серией толчков и число толчков, и промежутки между ними бывают самыми различными. Толчки включают в себя форшоки, главный толчок и афтершоки. Наибольшей силой обладает главный толчок. Люди воспринимают его как очень длительный, хотя продолжается он обычно несколько секунд.
Психиатры и психологи в результате исследований получили данные, что зачастую афтершоки оказывают гораздо более тяжкое психическое влияние на людей, чем главный толчок. Появляется ощущение неотвратимости беды, человек бездействует, в то время как ему следует защищаться.
Очагом землетрясения – называется некоторый объем в толще Земли, в пределах которого высвобождается энергия.
Центром очага является условная точка – гипоцентр или фокус.
Эпицентр землетрясения – это проекция гипоцентра на поверхность Земли. Самые большие разрушения происходят вокруг эпицентра, в плейстосейстовой области.
Энергия землетрясений оценивается магнитудой (лат. величина). Магнитуда землетрясения является условной величиной, которая характеризует общее количество энергии, выделившейся в очаге землетрясения. Силу землетрясения оценивают по международной сейсмической шкале МСК – 64 (шкала Меркалли). Она имеет 12 условных градаций – баллов.
Прогнозирование землетрясений ведется при помощи регистрации и анализа их «предшественников» – форшоков (предварительных слабых толчков), деформации земной поверхности, изменения параметров геофизических полей, перемена в поведении животных. До сих пор, к сожалению, отсутствуют методы достоверного прогноза землетрясений. Временные рамки начала землетрясения могут составлять 1-2 года, а точность прогнозирования места землетрясения колеблется от десятков до сотен километров. Все это снижает эффективность мероприятий по защите от землетрясений.
В сейсмоопасных районах проектирование и строительство зданий и сооружений ведется с учетом возможности землетрясений. Опасными для сооружений считаются землетрясения от 7 баллов и выше, поэтому строительство в районах с 9-бальной сейсмичностью – неэкономично.
Самыми надежными в сейсмическом отношении считаются скальные грунты. Устойчивость сооружений во время землетрясений зависит от качества строительных материалов и работ. Существуют требования по ограничению размеров зданий, а также требования учета соответствующих правил и норм (СП и Н), которые сводятся к усилению конструкции сооружений, строящихся в сейсмоопасных зонах.
Группы антисейсмических мероприятий
Очень опасным непосредственным следствием землетрясения является паника, во время которой люди от страха не могут осмысленно принять меры к спасению и взаимопомощи. Особенно опасна паника в местах наибольшего скопления людей – на предприятиях, в учебных заведениях и в общественных местах.
Гибель и травмы происходят при падении обломков разрушенных зданий, а также в результате нахождения людей в завалах и неполучения ими своевременной помощи. Вследствие землетрясений могут возникать пожары, взрывы, выбросы опасных веществ, аварии на транспорте и другие опасные явления.
Вулканическая деятельность – это результат активных процессов, которые постоянно происходят в недрах Земли. Вулканизмом называется совокупность явлений, которые связаны с перемещением в земной коре и на ее поверхности магмы. Магмой (греч. густая мазь) называется расплавленная масса силикатного состава, которая образуется в глубине Земли. Когда магма достигает земной поверхности, она извергается в виде лавы.
В лаве отсутствуют газы, которые улетучиваются при извержении. Именно это отличает ее от магмы.
Вулканы подразделяются на:
Известны три основных типа извержений: эффузивный (гавайский), смешанный (стромболианский) и экструзивный (купольный).
Вулканическая деятельность и землетрясения взаимосвязаны: сейсмические толчки обозначают начало извержения. Вулканическая деятельность инициирует оползни, обвалы, лавины, цунами (на морях и океанах).
Оползни – это смещение по уклону масс грунта под действием силы тяжести. Скользящие вниз горные породы формируют склоны холмов, гор, речные и морские террасы. Оползни вызываются естественными и искусственными причинами. Естественные причины: подмыв оснований склонов водами, увеличение крутизны склонов, сейсмические толчки и др.
Искусственные причины: неправильная агротехника, вырубка лесов, слишком большой вынос грунта и т.п. Современные оползни на 80% связаны с антропогенным фактором.
В механизме оползневого процесса выделяют оползни сдвиги, выдавливания, гидродинамического выноса. Оползни различают по глубине залегания поверхностного скольжения: поверхностные (до 1 м), мелкие (до 5 м), глубокие (до 20 м), очень глубокие (больше 20 м). По скорости смещения оползни делятся на медленные, средние и быстрые. Именно последние из них являются причиной катастроф с множеством жертв. Масштаб оползней определяется площадью, вовлеченной в процесс. По мощности оползни определяются объемом смещающихся пород – от нескольких сотен кубометров до 1 млн. м3.
Сели – это бурные паводки на горных реках, грязекаменные потоки, вызываемые сильными ливнями, промывами перемычек водоемов, интенсивным таянием снегов, землетрясениями. Антропогенные факторы также способствуют возникновению селей.
Большая скорость грязевых потоков (15 км/ч) представляет основную опасность. Сели подразделяются на сильные, средние и слабые потоки по мощности. Характеризуются селевые потоки линейными размерами, объемом, плотностью, структурой, скоростью движения, продолжительностью, повторяемостью.
Для профилактики селей строят селезадерживающие и селенаправляющие гидротехнические сооружения, закрепляют растительный слой на склонах гор и проводят другие противоселевые мероприятия.
Разновидность оползней – снежные лавины, смесь кристаллов снега и воздуха. Эти огромные массы снега, сползающие с горных склонов, уносят ежегодно в Европе около 100 человеческих жизней.
Причиной лавин может быть землетрясение. Большая кинетическая энергия, заключенная в лавине, обладает огромной разрушительной силой.
Лавины по характеру движения подразделяются на:
На горных склонах без леса создаются самые оптимальные условия для образования лавин.
Скорость схода снега может достигать от 20 до 100 м/сек. Прогнозировать точно время схода лавин невозможно.
Пассивные и активные профилактические мероприятия
Пассивные методы заключаются в постройке дамб, лавинорезов, снегодержателей, посадках леса.
Активные способы включают в себя искусственное провоцирование схода лавины в определенном месте и в нужное время. Это обстрел лавин снарядами и взрывы направленного действия, а также использование сильных источников звука.
Чрезвычайные ситуации метеорологического характера
Вызываются следующими причинами:
Ветер – это движение воздуха относительно Земли. Воздух движется из области высокого давления к области низкого.
Неравномерность нагревания приводит к циркуляции атмосферы, влияющей на погоду и климат планеты. Направление ветра разделяется азимутом стороны горизонта, откуда он дует, измеряют его в м/с, км/ч, в узлах или баллах по шкале Бофорта. Она принята в 1963 г. Всемирной метеорологической организацией.
Циклическая деятельность атмосферы – основная причина возникновения ураганов, бурь и смерчей. Атмосферу подразделяют на тропосферу,стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу в зависимости от распределения температуры.
Область низкого давления в атмосфере с минимумом в центре называется циклоном. В поперечнике он может достигать нескольких тысяч километров, а скорость его перемещения – от 30 до 200 км/ч. Подразделяют циклоны в зависимости от их зарождения на тропические и внетропические. Циклон имеет следующую структуру:
В Северном полушарии в циклоне воздушные массы движутся против часовой стрелки, в Южном полушарии – по часовой. При циклоне преобладают пасмурная погода с сильными ветрами.
Ураган (тайфун) – это ветер огромной разрушительной силы и продолжительный по времени. Его скорость равна 32м/с и более (по шкале Бофорта – 12 баллов). Ураганы подразделяются в зависимости от места возникновения циклонов на внетропические и тропические. Тропические ураганы движутся в основном в меридиональном направлении, а внетропические – с запада на восток.
Возникают ураганы в любое время года, но на территории России они проходят преимущественно в августе и сентябре. Определенная цикличность их происхождения способствует более точному их прогнозированию. Синоптики дают ураганам имена, в основном женские, или используют четырехзначную нумерацию.
Сопровождаются ураганы ливнями, снегопадами, градом, электрическими разрядами. Они могут стать причиной возникновения пыльных и снежных бурь.
Буря (шторм) – это очень сильный и продолжительный ветер со скоростью 20м/с. Бури приносят значительно меньшие разрушения и убытки, чем ураганы.
Виды бурь
Вихревые бури обусловлены циклонической деятельностью, распространяются на большие территории.
Среди вихревых бурь различают:
Пыльные (песчаные) бури возникают в пустынях, в распаханных степях и сопровождаются переносом огромных масс почвы и песка.
Снежные бури перемещают по воздуху большие массы снега. Они действуют на полосе от нескольких километров до нескольких десятков километров. Большой силы снежные бури случаются в степной части Сибири и на равнинах Европейской части РФ. В России зимой снежные бури называются метелью, пургой, бураном.
Шквалы – кратковременные усиления ветра до скорости 20-30 м/с. Они характеризуются внезапным началом и таким же внезапным завершением, незначительной продолжительностью действий и огромной разрушительной силой.
Шквальные бури действуют на Европейской части России как на суше, так и на море.
Потоковые бури – явления местные, имеющие небольшое распространение. Они подразделяются на стоковые и струевые. При стоковых бурях массы воздуха двигаются по склону сверху вниз.
Струевые бури характеризуются горизонтальным движением воздуха или его движением вверх по склону. Чаще всего они происходят между цепями гор, которые соединяют долины.
Смерчем (торнадо) называют атмосферный вихрь, который возникает в грозовом облаке. Затем он в виде темного «рукава» распространяется по направлению к суше или к морю. Верхняя часть смерча имеет воронкообразное расширение, которое сливается с облаками. При опускании смерча к поверхности Земли его нижняя часть иногда расширяется, напоминая опрокинутую воронку. Высота смерча от 800 до 1500 м. Вращаясь против часовой стрелки со скоростью до 100м/с и поднимаясь по спирали, воздух в смерче затягивает пыль или воду. Уменьшение давления внутри смерча приводит к конденсации водяного пара. Вода и пыль делают смерч видимым. Его диаметр над морем измеряется десятками метров, а над сушей – сотнями метров.
По структуре смерчи подразделяют на плотные (резко ограниченные) и расплывчатые (неясно ограниченные); по времени и пространственному действию – на малые смерчи кроткого действия (до 1км), малые (до 10км) и ураганные вихри (более 10км).
Ураганы, бури, смерчи – чрезвычайно мощные стихийные силы, по своему разрушающему действию сравнимы только с землетрясением. Прогнозировать место и время появления смерча очень сложно, что придает им особую опасность и не позволяет предсказать их последствия.