представление профессионального стандарта и разработка и внедрение проф. генерал александр лейбович. директор, электронная почта

АОУ ДПО РС(Я) “Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II”

«Профстандарт руководителя ОО и педагогических работников

Практикоориентированный семинар “Здоровый ребенок – улыбающийся ребенок”Доклады, допущенные экспертными комиссиями секций к НПК «Алексеевские чтения – 2022»олимпиада студентов и выпускников «Высшая лига»Подведены итоги заочного тура VI   республиканского лингвистического турнира «ЯРА»Акция «Тотальный диктант»

Навигация по записям

Профессиональные стандарты Волошина Ирина Александровна Национальное агентство развития квалификаций РСПП

Содержание профессионального стандарта 1.общие сведения о содержании данного вида трудовой деятельности (в рамках ВЭД) 2.требования к профессиональному образованию и опыту работы, наличие особых условий допуска к работе 3.вертикально интегрированная отраслевая рамка квалификаций 4.описание трудовых функций по квалификационным уровням 5.требования к компетентности работника по каждой трудовой функции 6.виды сертификатов, выдаваемые на основе данного профессионального стандарта 4

Создание системы национальных профессиональных стандартов (результаты деятельности бизнес – сообщества) Создание системы национальных профессиональных стандартов (результаты деятельности бизнес – сообщества) В условиях ослабления централизованного государственного регулирования процессов создания профессиональных стандартов, в формировании соответствующей рыночной экономике системы национальных профессиональных стандартов активное участие принял РСПП. В 2006 г. РСПП учредил Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), призванное осуществлять экспертно-методическую поддержку и координацию действий организаций, представляющих бизнес-сообщество, а также взаимодействие бизнеса и государственных органов в процессе формирования национальной системы квалификаций. В 2008 г. в составе рабочих органов РСПП была создана Комиссия по профессиональным стандартам. Силами этих структур, с участием Минобрнауки РФ и Минздравсоцразвития РФ к настоящему времени: разработано нормативно- методическое обеспечение создания профессиональных стандартов, независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций; организована разработка, экспертиза и утверждение ряда профессиональных стандартов по рабочим профессиям, получивших статус национальных профессиональных стандартов. 7

Процедура разработки профессиональных стандартов Этап верификации и согласования проекта проф.стандарта Проведение внутренней экспертизы проекта Согласование проекта в подразделениях организации Проведение общественного обсуждения проекта При необходимости корректировка текста проекта 13

Шкала оценки частоты выполнения трудовых функций 14

1. Психологическое просвещение 1.1.Знакомит педагогов с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста 1.2.Знакомит педагогов, родителей с основными условиями благоприятного психического развития ребенка в ходе консультирования, педагогических советов, родительских собраний 1.3. Ведет просветительскую работу с родителями (лицами, их заменяющими) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в т.ч., одаренности ребенка 1.4. Способствует формированию психологической культуры школьников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) Обеспечивает преподавателей (классных руководителей) необходимым диагностическим инструментарием для изучения личности школьника 15

16 2. Психологическая профилактика 2.1 Выявляет условия, затрудняющие становление и развитие личности школьников 2.2 Осуществляет психопрофилактическую работу с одаренными детьми 2.3 Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации 2.4 Участвует в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни 2.5 Разрабатывает рекомендации будущим первоклассниками и их родителям по вопросам психологической готовности ребенка к школе

17 3. Психологическое консультирование 3.1Консультирует школьников по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам и пр. 3.2Консультирует преподавателей, персонал школы по проблемам взаимоотношений со школьниками, взаимоотношениям в трудовом коллективе и пр. профессиональным проблемам 3.3Консультирует преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения детей с отклонениями от нормы в развитии, ограниченными возможностями здоровья и пр. 3.4Консультирует родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам взаимоотношений с детьми, их профессионального самоопределения и пр.

18 4. Психологическая коррекция 4.1Разрабатывает и реализует программы для школьников, направленные на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, разрешение внутренних психологических конфликтов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения 4.2Организует и осуществляет совместно со специалистами психолого-педагогическую коррекцию отклонений в психическом развитии школьников, нарушений социализации 4.3Способствует созданию для одаренных детей образовательной среды, удовлетворяющей их интересы 4.4 Выявляет и осуществляет коррекцию негативных психо-эмоциональных состояний (тревожность, страхи, агрессивные психологические защиты и пр.) Другое

Нормативная основа разработки профессиональных стандартов Указ Президента Российской Федерации от г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Федеральный закон от г. 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»; Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

Официально понятие профессионального стандарта введено в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» Федеральным законом N 236-ФЗ от г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ. Статья ТК РФ Квалификация работника уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ 23 от 22 января 2013 г. в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов Макет профессионального стандарта Макет Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов Методические рекомендации по разработке ПС Методические рекомендации

Приказ Минтруда РФ от н Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов 1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов ( далее – Уровни квалификации ) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года 23. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей : « Полномочия и ответственность », « Характер умений », « Характер знаний », « Основные пути достижения уровня квалификации ». Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта Утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. 170 н подготовлены в целях оказания практической помощи объединениям работодателей, работодателям, профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям и иным некоммерческим организациям, образовательным организациям профессионального образования и другим заинтересованным организациям (далее – разработчики проектов профессиональных стандартов) в разработке проектов профессиональных стандартов. 7

Термины и их определения : вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда ; обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или ( бизнес ) процессе ; трудовая функция ( для целей Рекомендаций ) – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции ; трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Профессиональный стандарт содержит следующие разделы : Раздел I. Общие сведения ; Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ); Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций ; Раздел IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Раздел I. Общие сведения : наименование вида профессиональной деятельности с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ( ОКВЭД ) и Общероссийского классификатора занятий ( ОКЗ ) позицию « Код », заполняемую Министерством строку « Основная цель вида профессиональной деятельности » краткое описание вида профессиональной деятельности строку « Группа занятий », указывается наименование одной или нескольких базовых групп ( хох ) занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. При отсутствии информации в графе ставится прочерк строку « Отнесение к видам экономической деятельности », в которой указываются код и наименование одного или нескольких видов ( х. х. х ), подгрупп ( х. х. х ) или групп ( х. х ) экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности

Раздел II. « Описание трудовых функций ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ) » в графе « Обобщенные трудовые функции » – код, наименование обобщенной трудовой функции и уровень квалификации. Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в графе « Трудовые функции » – наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате « х / х. х », где : первый знак – буквенный код обобщенной трудовой функции ; два знака через дробь – порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности.; последний знак через точку – номер уровня квалификации.

Раздел II. « Описание трудовых функций ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ) » Уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации. Если трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовой функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01. Пример : А / код первой трудовой функции, относящейся к 6 уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции А.

Раздел II. « Описание трудовых функций ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ) » Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификации, фиксируемые в формате : х. х, где первый знак обозначает уровень квалификации, а второй знак через точку – подуровень квалификации, указываемый от наименьшего к наивысшему. Пример : первый подуровень шестого уровня квалификации ;

Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » ( описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав ) пункт 3.1.: наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится. данные идентичны данным графы « Обобщенные трудовые функции » раздела II происхождение обобщенной трудовой функции – « оригинал », или « Код оригинала » и « Регистрационный номер профессионального стандарта » ( первоисточника ) возможные наименования должностей – примеры наименования должностей работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию

Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » требования к образованию и обучению – требования к уровню общего и ( или ) профессионального образования, направленности основных и ( или ) дополнительных программ профессионального образования и ( или ) основных программ профессионального обучения требования к опыту практической работы – характер и продолжительность такого опыта особые условия допуска к работе – требования к половозрастным характеристикам работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ссылки на документы, содержащие эти требования

Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций, содержащие : код базовой группы ( хох ) и ее наименование в соответствии с ОКЗ наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и ЕТКС код и наименование одной или нескольких специальностей / профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции

Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » пункт : наименование и код трудовой функции, а также уровень ( подуровень ) квалификации, к которому она относится, данные идентичны данным графы « Трудовые функции » Раздела II происхождение трудовой функции – « оригинал », или « Код оригинала » и « Регистрационный номер профессионального стандарта » ( первоисточника ) позицию « Трудовые действия » – перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции позицию « Необходимые умения » и « Необходимые знания » – умения и знания, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий

Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » позицию « Другие характеристики », в которой указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые по решению разработчика характеристики трудовой функции, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности В пунктах Макета, последовательно описываются все обобщенные трудовые функции, составляющие вид профессиональной деятельности Раздел IV. « Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта » содержит информацию об ответственной организации и организациях – разработчиках профессионального стандарта.

19 Обобщенные трудовые функции (профстанадрт)

20 Обобщенные трудовые функции (профстанадрт)

21 Обобщенные трудовые функции научного сотрудника (профстандарт) A.Организовывать и контролировать деятельность подразделения научной организации ( уровень квалификации 8) B.Проводить научные исследования и реализовывать проекты (7) C.Организовывать эффективное использование материальных, нематериальных и финансовых ресурсов в подразделении научной организации (8) D.Эффективно использовать материальные, нематериальные и финансовые ресурсы (7) E.Управлять человеческими ресурсами подразделения научной организации (8) F.Поддерживать эффективные взаимоотношения в коллективе (7) G.Организовывать деятельность подразделения в соответствии с требованиями информационной безопасности (8) H.Поддерживать информационную безопасность в подразделении (7) I.Организовывать деятельность подразделения в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности (8)

22 Обобщенные трудовые функции преподавателя (профстандарт) J. Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию (8) K. Преподавание по программам бакалавриата и дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию L. Организационно – педагогическое сопровождение группы ( курса ) обучающихся по программам высшего образования

Национальныйреестрпрофессио нальныхстандартов Национальныйреестрпрофессио нальныхстандартов Реестр Заявок на разработку / пересмотр профессиональных стандартов Реестр Заявок на разработку / пересмотр профессиональных стандартов Центральныйкаталогпрофессио нальныхсообществ Центральныйкаталогпрофессио нальныхсообществ Библиотеканормативно – регламентнойинформации Библиотеканормативно – регламентнойинформации Общероссийскиеклассификатор ы Общероссийскиеклассификатор ы Справочники Шаблоныдокументов

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Нормативно – методические документы Национальный реестр профессиональных стандартов Организации – разработчики профессиональных стандартов Общественное обсуждение профессиональных стандартов Комиссия РСПП по профессиональным стандартам

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов МР разработаны в целях обеспечения исполнения пункта 3 перечня Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов 9 декабря 2013 г., от 26 декабря 2013 г. Пр МР направлены на оказание помощи учебно – методическим объединениям и ( или ) разработчикам ФГОС ВО, осуществляющим актуализацию действующих ФГОС ВО в целях обеспечения учета в них положений профессиональных стандартов.

Нормативная основа приведения ФГОС ВО в соответствие с ПС : пункт 6 статьи 2 и статья 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » ( далее – 273- ФЗ ) постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 661 « Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений » ( с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. 928). Актуализация ФГОС ВО осуществляется в части разделов IV и V ФГОС ВО, содержащих описание профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, и требований к результатам освоения основной образовательной программы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ, включающая характеристику области профессиональной деятельности, перечисление объектов, видов и ( или ) задач профессиональной деятельности Обобщенные трудовые функции в ПС Виды профессиональ ной деятельности во ФГОС ВО

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, содержащие требования к компетенциям выпускника по основной образовательной программе направления подготовки, специальности или профессии Трудовые функции в ПС Профессиональные компетенции, соответствующие видам профессиональной деятельности во ФГОС

КОНЦЕПЦИЯ разработки Федеральных государственных образовательных стандартов 4 поколения В настоящее время в формате ФГОС 3+ подготовлен 691 стандарт по направлениям и специальностям бакалавриата, магистратуры, специалитета и подготовки кадров высшей квалификации. В соответствии с утвержденными Перечнями они разделены на 57 ( вместо 29) укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки ( далее укрупненные группы ), которые, в свою очередь, объединены в 9 широких областей образования.

Слабые стороны и недостатки : « привязка » стандарта к направлениям подготовки, обусловила их весьма существенное количество ; сохранилась нечеткость формулировок и количественная избыточность результатов освоения программы ( компетенций выпускников ), их число в разных стандартах изменяется от 26 до 76; слабо выражена уровневая принадлежность результатов освоения программ ( компетенций ) и их преемственность на разных образовательных уровнях ; связь заявленных результатов освоения программ с предполагаемыми областями, объектами и задачами профессиональной деятельности выпускников весьма условна ; описательная часть областей объектов, задач и видов профессиональной деятельности часто излишне детализирована, содержит смысловые и текстуальные повторы, не всегда отражает специфику профессиональной деятельности. РазделФГОС, посвященный оценке качества освоения образовательных программ, носит слишком общий, абстрактный характер. Стандарты, отнесенные к направлениям, ограничивают возможности создания междисциплинарных образовательных программ.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ : Компетентностный подход ; Рамочный характера стандарта ; Расширение свободы действий образовательной организации ; Учет требований рынка труда.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ Расширение возможностей создания междисциплинарных образовательных программ ; Сокращение количества стандартов ; Оптимизация, унификация и уровневая преемственность заданных стандартом результатов освоения образовательных программ ; Взаимосвязь результатов обучения с требованиями профессиональных стандартов. При сохранении государственного регулирования в отношении требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4 ФГОС 4 Стандарты будут разработаны для укрупненных групп профессий, направлений и специальностей ( далее укрупненные группы ). Разрабатываются « линейки » стандартов для всех уровней образования каждой укрупненной группы. Общее число « линеек » стандартов 57. ФГОС 3 Стандарты разработаны для направлений подготовки. Общее число стандартов без учета стандартов подготовки кадров высшей квалификации 691.

ФГОС 4 Единые универсальные компетенции заданы для образовательного уровня. Общепрофессиональные компетенции заданы для каждой укрупненной группы. При разработке программы организация вправе дополнить набор универсальных и общепрофессиональных компетенций выпускников программ. ФГОС 3 Общекультурные компетенции заданы для каждого направления ( в ФГОС 3+ в 80 % случаев для всего образовательного уровня ). Общепрофессиональные компетенции заданы для каждого направления. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4

ФГОС 4 Профессиональные компетенции будут формулироваться разработчиками образовательной программы с учетом положений профессиональных стандартов ( обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия ) и других требований работодателей и объединений работодателей. ФГОС 3 Профессиональные компетенции заданы для каждого направления подготовки. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4

ФГОС 4 Объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускников формулируются разработчиками образовательных программ на основе профессиональных стандартов и примерных образовательных программ. ФГОС 3 В стандарте перечислены объекты и задачи профессиональной деятельности по каждому возможному виду профессиональной деятельности для каждого направления подготовки. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4

ФГОС 4 Присваивается квалификация отражающая уровень высшего образования и укрупненную группу. Например, « бакалавр химии », « магистр химии ». ФГОС 3 Присваивается квалификация, отражающая уровень высшего образования « бакалавр », « магистр ». ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4

ФГОС 4 Виды и задачи профессиональной деятельности определяют тип образовательной программы, ее практико – ориентированный ( прикладной ) или академический характер. Эта характеристика определяется разработчиком образовательной программы на основе профессиональных стандартов и примерных образовательных программ. ФГОС 3+ Разделение программ на прикладной и академический тип связано с выбором основного вида профессиональной деятельности. Под видом профессиональной деятельности в образовательных стандартах третьего поколения понимается, фактически, тип деятельности, например, научно – исследовательский, производственно – технологический и т. п. В отличие от этого, в профессиональных стандартах термин вид профессиональной деятельности соответствует обобщенным трудовым функциям. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ МАКЕТА ФГОС 4 Область применения стандарта. В разделе указывается образовательный уровень и укрупненная группа направлений, к которым относится стандарт. Концепция ( основные цели ). В разделе содержатся требования к краткому описанию целей и задач образовательной программы, особенностям ее реализации, условиям приема и т. п. Требования к результатам освоения программ. Приводится обобщенный перечень универсальных и общепрофессиональных компетенций. Требования к структуре программ. Требования к условиям реализации программ. Требования к обеспечению качества освоения программ. Раздел должен содержать требования к технологиям и инструментарию оценивания успешности достижения заданных результатов обучения, внутренним и внешним процедурам обеспечения качества образования.

Презентация, доклад Профессиональные стандарты

Слайды и текст этой презентации

Статья 57 Трудового кодекса РФ
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

8 апреля 2022 года Совет по профессиональным квалификациям совместно с ФИРО РАНХиГС провел вебинар по обсуждению доработанного проекта профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации»

Вебинар открыла Любовь Николаевна Духанина, председатель СПК по образованию. Она сделала обзор деятельности СПК и профессиональных стандартов в сфере образования, утвержденных и находящихся в работе.

На вебинаре также выступили:

«Презентация проекта профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации»

«О деятельности рабочей группы по подготовке проекта профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации»

«Союз директоров средних специальных учебных заведений России о проекте профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации»

Смотреть новость о мероприятии на сайте СПК

Вопросы разработки и внедрения профессиональных стандартов в соответствии с требованиями законодательства РФ

Автор и ведущая семинара
МЕТЕЛЕВА ЯНА ВИКТОРОВНА
Юрист, консультант, автор и ведущая семинаров и тренингов по трудовому праву с многолетним опытом работы на руководящих должностях в государственных инспекциях труда Москвы, Санкт-Петербурга и Роструда. Проводит открытые семинары и тренинги по трудовому и миграционному законодательству

Трудовой кодекс
Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта
Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В соответствии с Федеральным “законом” от 02.05.2015 N 122-ФЗ с “1 июля 2016 года” часть 2 статьи 195.1 будет дополнена словами “, в том числе выполнения определенной трудовой функции”.

Обязательное использование профстандарта (требования к квалификации, предусмотренные ТК, законом, нормативным правовым актом)
Федеральный закон
«О бухучете» ст. 7 фз-№402
«О банках и банковской деятельности» ст. 16 и др.
Ст. 217 Трудового кодекса
Ст. 37 фз-№69 «О пожарной безопасности» и др.
Постановления
Правительства (проект)

Обязательное использование профстандарта
.. в части требований к квалификации, установленных профессиональными стандартами
государственными внебюджетными фондами Российской Федерации,
государственными или муниципальными учреждениями,
государственными или муниципальными унитарными предприятиями,
а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности

Обязательное использование профстандарта или ЕКТС и ЕКС
ч.2 ст 57 Трудового кодекса

Факультативное применение профстандарта
при формирования кадровой политики и для управления персоналом,
при организации обучения и аттестации работников,
для разработки должностных инструкций,
для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов,
при установлении систем оплаты труда.

Дополнительное профессиональное образование ( ст.76 фз-№273)
Студенты (среднее и высшее профессиональное образование)
Выпускники (среднее и высшее профессиональное образование)

Как перейти на профстандарты

Изменение должностных инструкций и трудового договора

Схема принятия ЛНА
Переименование должностей (применение ст. 72, 72.1 или ст.74 Трудового кодекса)
Исключение должностей и введение новых должностей с новыми наименованиями и требованиями к квалификации и трудовыми функциями (ст. 180 и 81 Трудового кодекса сокращение штата)

Схема принятия ЛНА

Утверждение должностных инструкций
Ссылка на используемые профстандарты
Перечисление всех трудовых функций и трудовых действий к ним с указанием наибольшего уровня квалификации
Указания требований к уровню образования и опыту работы
Другие права и обязанности

Изменение трудового договора
Дополнительное соглашение:
О Переводе на другую должность (переименование должности) с указанием уровня квалификации
Указание ВСЕХ трудовых функций из применяемого профстандарта (должностной инструкции)
Включение ДИ в трудовой договор (ссылка на ДИ в трудовом договоре)

Схема принятия ЛНА
ПВТР

Схема принятия ЛНА
Положение о подготовке и доппрофобразовании ст. 196 ТК РФ

Реестр принятых профстандартов и ЕКТС
..
Справочники по профстандартам системы Консульнт Плюс и Гарант
http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov
Реестр профессиональных стандартов
Реестр областей и видов профессиональной деятельности
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации (ЕТКС)
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД)

Профстандарт бухгалтера
Бухгалтер 5 уровень

Проект профессионального стандарта “Специалист по библиотечно-информационной деятельности”

с обновлённым проектом профессионального стандарта “Специалист по библиотечно-информационной деятельности” (март 2022 г.).

Проект передан для рассмотрения в Министерство труда и социальной защиты РФ.

Для реализации проекта созданы экспертный совет и рабочая группа, в состав которых вошли руководители и ведущие специалисты из национальных, федеральных, региональных библиотек и образовательных организаций при участии Российской библиотечной ассоциации. В настоящее время завершена работа над проектом профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».18 мая 2021 г. в рамках Всероссийского библиотечного конгресса: XXV Юбилейная Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации (Петрозаводск, Республика Карелия) состоялось специальное мероприятие «Профессиональный стандарт “Специалист по библиотечно-информационной деятельности”. Презентация проекта 2021».Видеозапись мероприятия доступна на канале YouTube по ссылке:

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям.

Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор, РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Национальное агентство развития квалификаций

2 Специфика условий Сокращение жизненного цикла квалификаций Повышение роли и ответственности объединений работодателей в формировании квалификаций (с участием науки и образования)

Нормативно-правовая база сотрудничества бизнеса и государства ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования», 307-ФЗ от Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования», 1015 от Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года», 1663-р от Перечень поручений Президента РФ по итогам совместного заседания Государственного совета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г. 3

4 Формирование национальной системы квалификаций Правовой аспект (законы, постановления, регламенты) Содержательный аспект (форматы, методики и собственно паспорта (описания) квалификаций) Организационный аспект (объединения работодателей, общественно – профес- сиональные объединения нового типа) Обратная связь (оценка и признание квкалификаций)

Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Национальная рамка квалификаций Профессиональные стандарты Каталоги национальных квалификаций Система сертификации квалификаций Классификатор образовательных программ перечни профессий и специальностей

Профессиональный стандарт Профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, системно раскрывающий содержание трудовой деятельности работников и требования к их компетенциям для конкретной области профессиональной деятельности

Область применения профессиональных стандартов Решение широкого круга задач в области управления персоналом (рекрутинг, разработка должностных инструкций, тарификация должностей, грейдирование, формирование мотивационных схем, разработка стандартов предприятий, отбор кадрового резерва и планирование карьеры, пр.) Оценка квалификации, сертификация работников и выпускников учреждений профобразования Формирование государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования Проведение процедур стандартизации и унификации в рамках вида экономической деятельности

Основные пользователи профессиональных стандартов Отраслевые объединения работодателей ТОП- менеджмент предприятий HR- подразделения предприятий Работники Органы управления образованием Образовательные учреждения

9 Внешний цикл управления качеством трудовых ресурсов Экономика Виды эконом. и проф. деятельности Рамки квалификаций (Нац.+отрасл.) Профстандарты и квалификации Образовательные стандарты Образовательные программы рынок труда оценка уровня квалификации оценка уровня образования

Содержание профессионального стандарта общие сведения о содержании данного вида трудовой деятельности (в рамках ВЭД) требования к профессиональному образованию и опыту работы, наличие особых условий допуска к работе вертикально интегрированная отраслевая рамка квалификаций Описание трудовых функций по квалификационным уровням требования к компетенциям работников по каждой трудовой функции виды сертификатов, выдаваемые на основе данного профессионального стандарта

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Этап 1. Подготовительный этап Работодатель -Решение о начале разработки профессионального cтандарта -Направление уведомления в НАРК НАРК -Проверка наличия аналогичного профессионального стандарта в Общероссийском реестре профстандартов -Информирование заинтересованных организацций

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Этап 2. Создание профессионального стандарта Работодатель -Разработка проекта профессионального cтандарта -Направление проекта профессионального стандарта в НАРК НАРК Консультационно- методическая помощь

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Этап 3. Экспертиза профессионального стандарта Работодатель Предоставление дополнительной информации и документов (при необходимости) НАРК -Проведение экспертизы, Решение Комиссии НАРК по профстандартам *утвердить *направить на доработку *отклонить

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Этап 4. Введение в действие профессионального стандарта Работодатель -Использование профессионального стандарта в практике – Анализ опыта использования профстандарта НАРК -Внесение в Общероссийский реестр профессиональных стандартов -Публикация и распространение -Продвижение профстандарта в систему образования

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Этап 5. Актуализация профессионального стандарта Работодатель Уведомление НАРК об актуализации профессионального стандарта НАРК Экспертиза и утверждение актуализированной версии профессионального стандарта

Основные результаты деятельности в области развития Национальной системы квалификаций Развитие нормативно-правовой базы сотрудничества бизнеса и системы профессионального образования Создание Национальной рамки квалификаций РФ Формирование системы профессиональных стандартов на основе единых концептуальных подходов: разработаны формат, методика разработки, процедура утверждения стандартов; разработаны стандарты по 61 виду профессиональной деятельности; проводится обучение и консультирование разработчиков стандартов на постоянной основе; подготовлены рекомендации и проводится обучение преподавателей использованию профессиональных станартов при разработке образовательных программ 16

Основные задачи внедрения профстандартов Укрепление правового положения профстандартов Создание политики внедрения Подготовка экспертов в со стороны работодателей: (система образования: инструкция по применению) Подготовка экспертов со стороны системы образования (трудовые процессы в отрасли) Формирование системы оценки и сертификации квалификаций 17

Спасибо за внимание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *