Преподаватель социальной психологии

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ”

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Психолог в социальной сфере”.

Установить, что профессиональный стандарт “Психолог в социальной сфере”, утвержденный настоящим приказом, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Министр М.А. ТОПИЛИН

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 682н

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал

Заимствовано из оригинала

Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей
Психолог

Психолог образовательной организации

Требования к образованию и обучению
Высшее образование по профильным направлениям

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ
2320
Преподаватели в средней школе

3310
Преподавательский персонал начального образования

3320
Персонал дошкольного воспитания и обучения

3330
Преподавательский персонал специального обучения

050706
Педагогика и психология

050717
Специальная дошкольная педагогика и психология

Трудовая функция

Наименование
Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
Код
A/01.7
Уровень (подуровень) квалификации
7

Происхождение трудовой функции
Оригинал

Заимствовано из оригинала

Трудовые действия
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностейРазработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программРазработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанниковРазработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностейРазработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартамиОформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Использовать качественные и количественные методы психологического обследованияОбрабатывать и интерпретировать результаты обследованийАнализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихсяРазрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программПроводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихсяВладеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятийРазрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями

Необходимые знания
Методология психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологииМетодологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образованияТеория и методы организации психологического исследованияМетоды статистического анализа данных психологического исследованияМетоды верификации результатов исследованияМетоды интерпретации и представления результатов исследованияМетодологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактикиМетоды организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программПрофессиональная этикаМеждународные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Наименование
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций
Код
A/02.7
Уровень (подуровень) квалификации
7

Трудовые действия
Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельностиПсихологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной средыКонсультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихсяОказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процессаВедение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собойВладеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организацииРазрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегосяУчаствовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективомРазрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправленияВладеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий

Необходимые знания
История и теория проектирования образовательных системТеории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса.Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процессаПроцедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследованияПсихологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной средыМеждународные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Наименование
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
Код
A/03.7
Уровень (подуровень) квалификации
7

Трудовые действия
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросамКонсультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросамКонсультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегосяКонсультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросамКонсультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихсяВедение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семьеРазрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегосяВладеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельностиПроводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

Необходимые знания
Современные теории и методы консультированияПриемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развитияЭтические нормы организации и проведения консультативной работыСодержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощиМеждународные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Наименование
Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации
Код
A/04.7
Уровень (подуровень) квалификации
7

Трудовые действия
Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведенииОрганизация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптацииФормирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихсяПроектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихсяВедение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организацийРазрабатывать программы коррекционно-развивающей работыПрименять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихсяПроводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанникамиОценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями

Необходимые знания
Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работыСовременные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощиЗакономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностямиСтандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами)Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работыСпособы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работыМеждународные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Наименование
Психологическая диагностика детей и обучающихся
Код
A/05.7
Уровень (подуровень) квалификации
7

Трудовые действия
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсыСкрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощиСоставление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихсяОпределение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумовИзучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренностиОсуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровняВедение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследованияПланировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатовПроводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиямВыявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощиОсуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективеДиагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекцииПроводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровняОсуществлять диагностику одаренности, структуры способностейВладеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся

Необходимые знания
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требованияМетоды и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачиМетоды сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностикиМетоды математической обработки результатов психологической диагностикиСпособы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследованияПсихология личности и социальная психология малых группМеждународные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Наименование
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
Код
A/06.7
Уровень (подуровень) квалификации
7

Трудовые действия
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возрастаИнформирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельностиОзнакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптацииПросветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенкаИнформирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощиВедение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихсяРазрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихсяПрименять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культурыВладеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций

Необходимые знания
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихсяФормы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихсяОсновы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихсяМеждународные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Наименование
Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)
Код
A/07.7
Уровень (подуровень) квалификации
7

Трудовые действия
Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихсяРазработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сферПланирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведенияРазъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их примененияРазработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию)Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведенииВедение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуацииРазрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапеВырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периодыПроводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде

Необходимые знания
Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций.Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежиСовременные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной средыПриемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развитияТеории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллективаОсновы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессеПревентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии)Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Обобщенная трудовая функция

050718
Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

Наименование
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной а
Код
B/01.6
Уровень (подуровень) квалификации
7

Трудовые действия
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияОзнакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов)Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияОзнакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияПомощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процессаПомощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияВедение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияИнформировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияРазрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияВладеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций

Необходимые знания
Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияФормы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияОсновы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступленияМеждународные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Наименование
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Код
B/02.7
Уровень (подуровень) квалификации
7

Трудовые действия
Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностейПрофилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияРазработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизниРазработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияВедение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуацииСоздавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапеСпособствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельностьРазрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихсяВырабатывать рекомендации педагогам, преподавателям, родителям (законным представителям), воспитателям и работникам образовательной организации по оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный периодЭффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами образовательной организации по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности

Необходимые знания
Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типовСовременные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективеМетоды коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтовПризнаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежиПриемы организации совместной и индивидуальной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развитияТеории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистовОсновы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессеТипичные случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллективаТеории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективностиМеждународные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Наименование
Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Код
B/03.7
Уровень (подуровень) квалификации
7

Трудовые действия
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемамКонсультирование преподавателей и других работников образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросамКонсультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегосяКонсультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального самоопределенияВедение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентовКонсультировать администрацию образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихсяПроводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстникамиВладеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и педагогов, преподавателей и администрации образовательных организацийВладеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в образовательных организациях и в семьеРазрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

Необходимые знания
Современные технологии и методы консультированияТеория, методология психологического консультирования, классификация методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требованияПриемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развитияМетоды и технологии, позволяющие решать консультационные и развивающие задачиМеждународные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Наименование
Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Код
B/04.7
Уровень (подуровень) квалификации
7

Трудовые действия
Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общенияОрганизация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализацииФормирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностямРазработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельностьПроведение коррекционно-развивающих занятий с обучающимися в соответствии с категорией детей с ограниченными возможностями здоровьяРазработка и проведение профилактических, диагностических, развивающих мероприятий в образовательных организациях различных типовРазработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихсяВедение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действияОценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных уровнях образования в образовательных организацияхПрименять методы психологической коррекции психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации)Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся

Необходимые знания
Современные теории, направления и практика психокоррекционной работыТеория психологической коррекцииМетоды и приемы индивидуальной психокоррекцииЭтапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекционной работыПриемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекцииМетоды и способы определения и контроля результативности психокоррекцииСтандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачиМетоды и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихсяФормы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведенияМеждународные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Наименование
Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признан
Код
B/05.7
Уровень (подуровень) квалификации
7

Трудовые действия
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсыСкрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияСоставление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияОпределение степени нарушений в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияИзучение интересов, склонностей, способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияОсуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияВедение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения
Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегосяПроводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатовПроводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиямОсуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощиОсуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных ученических коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективеВыявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений, обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями)Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступленияПроводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

Необходимые знания
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требованияСтандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачиМетоды сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностикиМетоды математической обработки результатов психологической диагностикиСпособы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследованияМеждународные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детейТрудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенкаНормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельностиФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *