Презентация ГИС в логистике и Курс 4. Интегрированные информационные системы в транспортной логистике

23 июня 2008 г.

Подготовил: доцент Слепухина А.С.

Логистическая информация в транспортной логистике
2. Информационные технологии в транспортной логистике.
3. Информационные системы в транспортной логистике.

Карты Google

Как грузоотправители, так и грузополучатели полагают, что наиболее важной частью доставки является возможность в любое время получить информации о местонахождении и статусе груза.
Электронная идентификация и оформление электронного паспорта позволяют отслеживать перемещение грузов на всем пути следования и по запросу пользователя предоставлять информацию в режиме реального времени. Как виртуальные расчеты, так и системы идентификации позволили не только сократить время на расчет транспортных составляющих, но и иметь реальное представление о местонахождении партии товара, а значит более точно планировать оборот товарных и денежных средств.
Интернет и транспортная логистика

Интернет и логистика закупок

Предприниматели – поставщики товаров и услуг, концентрируют свои усилия на сохранении доверия клиентов, предлагая им дополнительные услуги в виртуальных магазинах и расчеты через электронные платежные системы такие как WebMoney, ЯндексДеньги, RUpay.
Предприниматели так же могут пользоваться Интернет-банком, быстро рассчитываясь по своим обязательствам.
Интернет и логистика закупок

ГИС в авиации

Очень удобно выставлять счета, высылать коммерческие предложения и другие документы при помощи электронной почты.
Так же организации имеют возможность сдавать налоговую отчетность и произвести сверку платежей с налоговой инспекцией через Интернет, что избавляет налогоплательщиков от потерь времени. Сданная таким образом отчетность считается оригиналом, имеет юридическую значимость и не требует, представления бумажного оригинала.
Электронный документооборот через Интернет

Искусственный интеллект/ экспертные системы
Технологии бесконтактной идентификации
Международная система автоматической идентификации   EAN
Электронная коммерция
Маркировка
Электронный обмен данными (EDI)

ArcLogistics Route

Стратегической целью проекта являлась популяризация электронных перевозочных документов среди участников грузоперевозок и общественности, а также привлечение внимания к государственной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая заработала с 1 сентября 2022 года.

Ключевым элементом проекта стала презентация первого электронного документа на транспорте в формате NFT Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину на Международном форуме «Транспорт России».

«Перевод перевозочных документов в “цифру” — это масштабный проект, значимый не только для государства, но и для бизнеса, ведь ГИС ЭПД позволяет транспортно-логистическим компаниям перестроить бизнес-процессы, ускорить и упростить взаиморасчеты. Мы постарались »упаковать” наш коммуникационный проект следуя последним цифровым тенденциям и поэтому выбрали формат NFT. Мы стремились не только привлечь к нему внимание, но и отразить миссию нашей ассоциации, и рады, что наша задумка получила высокую оценку жюри”, — прокомментировала исполнительный директор Ассоциации “Цифровой транспорт и логистика” Полина Давыдова.

“Премия в области развития общественных связей RuPoR за 18 лет ее проведения завоевала свою популярность и репутацию в отечественной коммуникационной отрасли. Об этом свидетельствует тот факт, что премия входит в список профессиональных конкурсов, за победы в которых начисляются баллы участников Национального рейтинга коммуникационных агентств страны. Традиционно для участия в премии свои проекты заявляют ведущие PR-агентства страны, департаменты PR бизнес-структур и региональных органов власти. Лауреаты премии RuPoR успешно выступают и побеждают в Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник»”., — отметил председатель Правления ФРОС Region PR, президент премии RuPoR, член Жюри Национальной премии «Серебряный Лучник» Геннадий Шаталов.

Премия RuPoR присуждается ежегодно по итогам открытого конкурса государственным и общественным деятелям, командам и специалистам в области развития общественных связей, осуществляющим свою профессиональную деятельность на территории Центрального федерального округа. Всего на соискание премии в 2022 году было подано 83 проекта из 10 регионов.

Первый слайд презентации

Эффективное логистическое управление всеми видами потоков (материальных, финансовых, сервисных) невозможно без полной и оперативной информации о движении товаров и других видов ресурсов.
Обладание своевременной и качественной информацией позволяет сократить потребность в ресурсах, использовать их эффективнее. Информация увеличивает гибкость и устойчивость логистических систем.
Успех фирмы зависит от умения ее руководителей и работников всех уровней принимать верные решения. Принять правильное решение можно, только располагая достаточным количеством информации.

Современные эффективные логистические системы больше, чем когда-либо, нуждаются в своевременной и точной информации по трем причинам.
Во-первых, потребители осознали, что информация о текущем состоя­нии заказов, доступности продуктов, графиках поставок и предстоящих платежах по счетам представ­ляет собой неотъемлемую часть логистического сервиса.
Во-вторых, менеджеры, стремящиеся к сокра­щению объема запасов на всем протяжении снабженческо-сбытовой цепочки, обнаружили, что имен­но информационный обмен заметно уменьшает потребность в материальных и людских ресурсах.
В-третьих, информация увеличивает гибкость при принятии решений об использовании ресурсов, а точнее, о том — как, когда и где ресурсы способны принести компании стратегическое преимущество.

Большой ущерб может нанести неверная или несвоевременная информация. Например, задержка с поступлением или обработкой информации о доставленных в предприятие товарах может нарушить нормальную работу отдела приема, вызвать простой транспортных средств и в конечном итоге замедлить движение продукции в логистической цепи.

Информационный поток – это совокупность возникающей и циркулирующей внутри логистической системы или между логистической системой и внешней средой информации, необходимой для выполнения логистических операций и для контроля за их ходом, т.е. для управляющих воздействий.

Признак классификации
Вид ИП
Отношение к ЛС и ее звеньям
Внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные
Вид носителей информации
На бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные
Периодичность использования
Регулярные, периодические, оперативные
Назначение информации
Директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные
Степень открытости
Открытые, закрытые, секретные
Способ передачи данных
Курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям
Режим обмена информацией
«on-line», «off line»
Направленность относительно МП
В прямом направлении с МП, во встречном направлении с МП
Синхронность с МП
Опережающие, одновременные, последующие

На практике в логистических системах материальные и информационные потоки нередко опережают или опаздывают по отношению друг к другу.
– опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
– опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о будущем прибытии груза;
– одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
– вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приема груза по количеству или по качеству, различные претензии, подтверждения.

Информационная логистика изучает информационные потоки и методы их использования для логистического управления. Применение разработанных информационной логистикой способов и методов оптимизации информационных потоков в практической деятельности должно обеспечить создание и функционирование информационных логистических систем, управляющих производством информации, ее движением и доставкой потребителям с минимальными издержками при максимальном удовлетворении их потребностей в информации.

Логистическая информационная система – это совокупность определенным образом организованных информационных потоков, информационных технологий, оборудования и работников, выполняющих операции, обеспечивающие движение информации в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой (поставщиками, покупателями и др.)

Основные задачи ЛИС:
1.    Непрерывное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа.
2.    Непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени.
3.    Реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности).
4.    Предоставление информации для стратегического планирования.
6.    Предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов.
7.    Обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест».
8.    Обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия.
9.    Обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей.
10.    Обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов и др.

На микроуровне различают следующие три вида ИС:
1)  Плановые  ИС создаются на административном уровне управления для принятия долгосрочных решений: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и др.
2)  Диспозитивные   или диспетчерские ИС создаются на уровне управления складом или цехом для обеспечения отлаженной работы ЛС, для принятия решений на среднесрочную и долгосрочную перспективу: распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование; учет отправляемых грузов; детальное управление запасами.
3)  Исполнительные  ИС создаются на уровне административного или оперативного управления для исполнения повседневных дел в режиме реального времени: контроль МП; оперативное управление обслуживанием производства; управление перемещениями и т.п.

информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую ИС. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Вертикальной интеграцией   считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Принципиальная схема вертикальных информационных потоков, связывающих плановые, диспозитивные и исполнительные системы, приведена на рис. Горизонтальной интеграцией   считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

Организация логистической информационной системы предполагает:
определение источников и потребителей информации внутри фирмы и за ее пределами;
определение состава информации, периодичности ее поступления (отправки) и форм представления;
разработку документооборота;
определение комплекса технических средств для организации потоков информации;
установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.

Формирование логистической информационной системы – это сложный процесс, который основывается на разбиении всего цикла прохождения информации на функциональные подсистемы, структуризации информационных потоков, установлении иерархии их соподчиненности и организации их взаимосвязей. Строится информационная модель движения потоков на предприятии.
Создание модели начинается с исследования основного логистического цикла – от определения потребностей и закупок ресурсов и до распределения готовой продукции. На первом этапе построения модели изучается взаимодействие предприятия с внешней средой (поставщиками, покупателями, контролирующими организациями).
На втором этапе исследуются все направления деятельности предприятия (бизнесы), определяются взаимосвязи между ними.
На третьем этапе моделирования определяются информационные потоки, сопровождающие каждую логистическую операцию, совершаемую в процессе реализации направлений деятельности предприятия.

Для того чтобы информация эффективно поддерживала логистические процессы построение логистической информационной системы должно основываться на шести основных принципах:
1. Полнота и годность информации для пользователя. Логистическая информационная система должна предоставлять информацию в том месте, того вида и полноты, необходимых для выполнения соответствующих логистических функций и операций.
2. Точность. Большое значение имеет точность и достоверность данных для прогнозирования спроса, планирования потребностей в материальных ресурсах.
3. Своевременность. Многие задачи в транспортировке, управлении заказами и запасами решаются в режиме реального времени.
4. Ориентированность. Информация в логистической информационной системе должна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижение логистических расходов, выявление «узких» мест, резервов экономии ресурсов и т.д.
5. Гибкость. Информация, которая циркулирует в логистической информационной системе, должна быть приспособленной к конкретным пользователям и иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала фирмы, так и логистических посредников, и конечных потребителей.
6. Приемлемый формат данных. Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и других параметров должны облегчать машинную обработку информации. Кроме того, необходима информационная совместимость компьютерных и телекоммуникационных систем логистических посредников и других пользователей по форматам данных в логистической информационной системе.

Система операций: прием заказов, логистический сервис, учет запасов, закупки, экспедирование, комплектование, подготовка документов, подготовка отправок, расчеты с клиентами и т.д.
Структура ЛИС

Основание пирамиды образует система обслуживания сделок, включая прием заказов, распределение запасов, комплектование от­правок, отгрузку, транспортировку, назначение цен, выставление счетов грузополучателям, а также предоставление информации потребителям о прохождении их заказов.
Систему обслуживания сделок отличают формализованный порядок действий, меж­функциональные взаимосвязи, большие объемы работы и неослабное внимание к выполнению по­вседневных задач.

Задачи контроля, составляющего второй уровень иерархии, — оценка результатов деятельности и соответствующая отчетность.
Оценка результатов служит инструментом обратной связи, благодаря которому руководство может судить о том, насколько уровень логистического сервиса и использования ресурсов соответствует поставленным целям. В силу этого для управленческого контроля характерны четкие критерии оценки. На этом строится оценка прошлых результатов и альтернативных вариантов развития.
В состав критериев оценки обычно входят финансовые показатели, показатели уровня обслуживания потребителей, показатели производительности и качества. В частности, это могут быть такие критерии, как транспортные или складские расходы в расчете на фунт груза (стоимостной показатель), оборачиваемость запасов (показатель эффективности использования активов), норма н­сыщения спроса по одному заказу (показатель уровня сервиса), число обработанных грузовых упаковок за рабочий час (показатель производительности), удовлетворенность потребителей исполнением заказов (показатель качества).

Последний (высший) уровень иерархии занимает стратегическое планирование, задачей которого является информационная поддержка разработки и совершенствования логистической стратегии.
Принимаемые здесь решения нередко представляют собой естественное продолжение решений пре­дыдущего уровня, но при этом носят более общий и долгосрочный характер. Примерами могут служить решения об извлечении преимуществ от совместной деятельности в результате образования стратегических союзов; решения о направлении развития фирмы и оптимальном использовании рыночных возможностей; решения о повышении уровня обслуживания потребителей.
Для стратегического планирования требуется информация всех предыдущих уровней, которая должна находить воплощение в хозяйственных планах различных подразделений и в разно­образных моделях принятия решений, на основании чего можно оценивать и сопоставлять альтерна­тивные стратегии.

Третий уровень иерархии — анализ решений — служит для оценки возможных последствий принимаемых решений и тем самым помогает менеджерам выявлять, анализировать и сопоставлять стратегические и тактические альтернативы в логистике.
Типичные объекты анализа на этом уровне — маршруты и графики движения транспортных средств, управление запасами, размещение инфраструктурных подразделений логистики, издержки и выгоды различных конфигураций логистической сети.
На этом уровне перед ЛИС стоят следующие задачи: создание и поддержание баз данных, моделирование, анализ и окончательная оценка множества альтернативных решений. Анализ решений, имеет тактическую направленность, оценке подвергаются будущие тактические решения.
Такого рода анализ требует от персонала относительно большего опыта и профессиональной подготовки.

Мониторинг состояния информационного потока основан на использовании систем идентификации товаров. Информация о пребывании той или иной единицы товара в данное время в данном месте может поступать в современные компьютерные информационные системы следующим образом:
посредством ввода данных через клавиатуру компьютера;
напрямую из информационных систем партнеров по бизнесу;
путем сканирования (считывания) имеющихся на товаре ярлыков, содержащих штриховые коды.
Многообразие товарных единиц и большое количество параметров, характеризующих материальные потоки, вызывают необходимость автоматической идентификации товаров, упаковки, грузовых единиц. В настоящее время автоматическая идентификация осуществляется с помощью сканирования штриховых кодов. Сканеры и другие средства считывания помогают получать информацию о совершении логистической операции (прием товара, продажа, складирование и т.д.) в момент и в месте ее совершения, существенно снижая при этом затраты и ускоряя обработку информации.

MPS
Master Planning Scheduling  – Объёмно-календарное планирование
MRP
Material Requirements Planning  – Планирование потребности в ма-териалах
CRP
Capacity Requirements Planning  – Планирование потребности в мощностях (производственных)
MRP-II
Manufacturing Resource Planning  – Планирование производствен-ных ресурсов
FRP
Finance Requirements Planning  – Планирование потребности в финансах
HRP
Human Requirements Planning  – Планирование потребности в кад-рах
APS
Advanced Planning & Scheduling  – Усовершенствованное (точное) планирование при ограниченных ресурсах
M2M
Mobile to Mobile  – Системы мобильного взаимодействия и коммерции
VE(VR)
Virtual Enterprise ( Reality )  – Системы и технологии виртуальных предприятий и виртуальной реальности
PM
Project Management  – Системы и технологии управления проекта-ми
CPM
Corporate Performance Management  – Управление общей (корпо-ративной) эффективностью
MES
Manufacturing Execution System  – Система оперативного планиро-вания и контроля за производственными процессами
SCADA
Supervisory Control and Data Acquisition  – АСУ ТП Системы интеграции деловых и технологических процессов
OLAP
On line Analytical Processing  – Аналитическая обработка информа-ции в режиме On-Line

Формирование КИС возможно одним из следующих способов :
Путем расширения функциональности типовой учётно-бухгалтерской системы (собственная разработка)
Использование готовых ИС ERP и CSRP – классов (КИС «из коробки»)
Путём создания уникальной заказной КИС на основе анализа бизнес-процессов и применения CASE-средств разработки
Аренда информационной системы (IT –аутсорсинг)
Приобретение готовой КИС «быстрого внедрения»
Создание модульной КИС на базе ядра стандартной КИС и совместимых модулей других разработчиков (XML – технология )

Информационный поток при перевозке груза от поставщика к потребителю на различных видах транспорта: железнодорожном, морском, речном и автомобильном. При перевозках по железной дороге используются следующие документы : • накладная, служащая договором перевозки на железнодорожном транспорте; • дорожная ведомость (документ, сопровождающий груз на всем пути следования); • корешок дорожной ведомости (остается на станции отправления и служит основным документом для учета и отчетности о выполнении плана перевозок); • квитанция о приеме груза (документ, свидетельствующий о приеме железной дорогой груза от отправителя); • вагонный лист (составляется на каждый загруженный вагон). В накладной на лицевой стороне отправитель указывает станцию и дорогу назначения, трассу к пункту назначения, наименование отправителя и получателя, число мест груза, род упаковки, техническую норму загрузки вагона, массу груза. Эти же данные заносят в дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости, квитанцию о приеме груза. При перевозке грузов морским транспортом  различают линейную и нелинейную (трамповую) формы судоходства. В первом случае договором перевозки выступает  коносамент. Договором морской перевозки при нелинейных формах судоходства является чартер. Коносамент в данном случае также оформляется, но выполняет другие функции: он служит подтверждением как наличия чартера, так и принятия груза к перевозке, а также товарораспорядительным документом. Погрузка груза на морском транспорте оформляется поручением на отгрузку экспортного груза или грузовым поручением. Если имеются расхождения по количеству и качеству груза между данными коносамента и генерального акта, то заполняется акт-извещение, в котором фиксируются все несоответствия. На речном транспорте  перед открытием навигации отправители заключают навигационные договоры на перевозку и буксировку. Одновременно с предъявлением груза к перевозке грузоотправитель обязан передать порту (пристани) отправления накладную, которая служит основным документом, сопровождающим груз на всем пути следования. Для перевозки на автотранспорте  оформляется договор. Перевозки грузов должны производиться при оформлении товарно-транспортного документа — накладной. Товарно-транспортная накладная служит основанием для расчета заказчика с автотранспортной организацией.

Примеры данных, хранимых в информационной системе сбытового аппарата компании:
история рынка сбыта (анализ по регионам);
прогнозы рынка и сбыта;
конкуренция: история, состояние, перспективы;
цены и ценообразование;
расходы;
контроль деятельности персонала;
территориальное планирование;
реестр покупателей;
движение заказа, выставление счетов, составление смет и отчетов.

Лекция 4. Интегрированные информационные системы в транспортной логистике

Окно ГИС, разрабатываемой для Каспийского моря (показаны лицензионные участки, газовые, нефтяные и нефтегазовые месторождения разной степени освоенности, выявленные и перспективные структуры, нефтегазопроводы, морские пути перевозки нефти)

Логистическая информация в транспортной логистике

Хорошая информация:
конкурентные преимущества;
снижать финансовый риск;
отношение покупателей;
обосновывать интуитивные решения;
эффективность деятельности;
координировать стратегию;
следить за внешней средой;
доверие к достигнутым договоренностям и принятым обязательствам.

Информационные ресурсы транспортной логистики
– системы профессиональной мобильной радиосвязи ( ПМР;
– системы сотовой связи;
– спутниковые технологии – спутниковые системы связи (ССС), спутниковые радионавигационные системы (СРНС) и диспетчерские системы коммерческого управления транспортом (ДСКУТ).

Как ГИС помогает оптимизировать логистику

Транспорт и логистика — это одна из традиционных сфер применения геоинформационных систем. Как часть системы управления, диспетчеризации и планирования доставки, ГИС успешно применяются в крупных транспортных компаниях, в курьерских службах интернет-магазинов и розничных сетей, при организации работы сервисных и аварийных служб, в ЖКХ и в других отраслях.

Известно, что стимулом в развитии транспортных ГИС стало широкое распространение спутниковой навигации, однако спектр решаемых ГИС задач гораздо шире, чем помощь в построении маршрутов или же отображение на карте текущего местоположения транспортных средств. Пространственный анализ, моделирование, ведение единой географической базы данных различных объектов со всеми их атрибутами и другие возможности ГИС позволяют добиться существенного снижения затрат, сократить время доставки, оптимально использовать имеющиеся ресурсы и повысить качество обслуживания клиентов. Мы рассмотрим некоторые распространенные способы оптимизации логистической деятельности на основе географического подхода.

Прежде всего, это анализ существующих и планирование новых маршрутов доставки. Диспетчеры знают, что маршрутизация — это не просто путь из точки А в точку Б. Даже в случае единичных доставок, необходимо учитывать несколько факторов (например, в самом простом случае, минимальное время доставки). А если речь идет о составных грузах, множестве источников и адресатов, различного рода дорожных ограничениях, загруженности улиц, то составить оптимальное расписание даже на день становится практически невозможно. Например, при доставке товаров в розничные точки нужно учитывать такие факторы, как вместимость имеющегося в распоряжении транспортного средства, ограничение на проезд отдельных типов машин (например, ограничения на грузоподъемность в центральных районах города), временные «окна», когда должна быть осуществлена доставка, график работы водителей и так далее.

Конечными целями и показателями эффективности оптимизации маршрутов и деятельности диспетчеров могут быть увеличение числа доставок, снижение времени простоев и недогруза транспортных средств, сокращение среднего времени доставки, показатели экономии горючего, уменьшение перепробегов и аварийности. Для каждого из этих факторов может быть установлен свой приоритет, который будет учтен при составлении карты маршрутов в ГИС. Здесь необходимо подчеркнуть способность ГИС быстро адаптироваться под изменение ситуации, например, обеспечить минимальное время доставки, пусть и в ущерб стоимости, или найти способ развезти требуемые грузы по всем точкам, в случае нехватки транспортных средств с минимально возможным увеличения сроков доставки. Подобные расчеты происходят на базе заложенных в систему моделей, параметры которых могут задаваться как диспетчером (в «ручном» режиме), так и автоматически, на основе поступающих в систему актуальных данных о текущем трафике (пробках), данных о местоположении транспортных средств, сервисов погоды, информации дорожных служб о перекрытиях движения и др. Часть таких данных доступна пользователям ГИС в виде веб-сервисов, которые, после оформления подписки (платной или бесплатной), можно подключить непосредственно к системе и, таким образом, использовать их в расчетах.

Еще раз подчеркнем, что ГИС в данном случае используется в качестве автоматизированной системы расчета маршрутов для множества транспортных средств, точек доставки и множества изменяющихся параметров. Очень важную роль здесь также играет использование приложений для мобильных клиентов и систем оповещения водителей: в случае изменения маршрутного задания водители и экспедиторы получат немедленное уведомление и обновление карты в соответствии с новым заданием.

Второе направление оптимизации — управление активами. ГИС обеспечивает визуализацию точного местонахождения транспортных средств, персонала и событий в любой момент времени и информирует о возникающих задержках в осуществлении доставки. Это дает возможность диспетчеру идентифицировать проблему, а ГИС подскажет пути решения. Причем, в отличие от традиционных навигационных приложений, простой прокладки маршрутов объезда может быть недостаточно. В ряде случаев решение может потребовать существенного перекраивания всего расписания, замены транспортного средства, отправки технической службы на место происшествия и других действий, связанных с изменением или подключением новых процессов. ГИС выполняет интеграционную функцию, увязывая системы управления проектами, CRM и финансово-учетные системы с местоположением объектов, что позволяет принимать решения с учетом финансовых и других факторов.

Следующим направлением использования ГИС в логистическом бизнесе является мониторинг ключевых показателей эффективности деятельности организации (KPI). Многие из этих показателей тесно связаны с местоположением, имеют «географическую» природу, хотя этот факт может и не всегда осознаваться. Представление KPI через геоинформационную систему дает ответы на важные для логистической деятельности вопросы: Какой из маршрутов приносит наибольшую прибыль? Где находятся наиболее прибыльные клиенты? На каких направлениях возникает дефицит транспортных средств и не приводит ли это к неоправданным задержкам и снижению рентабельности? Ответы на эти вопросы помогают принять решение об перераспределении ресурсов и активов, о расширении или отказе от определенных направлений или типов услуг на заданной территории. Существуют специализированные продукты, которые связаны с единой ГИС организации и работают на тонком клиенте или на мобильном устройстве, отображая заданные показатели в реальном времени.

Есть еще одна важная область применения ГИС в логистике и на транспорте — выбор оптимального места расположения для размещения логистических активов (складов, распределительных центров, транспортных баз и пр.). С помощью ГИС проводится анализ улично-дорожной сети, имеющихся возможностей по строительству или аренде объектов, расположения основных заказчиков и получателей грузов и пр. Размещение карт, данных и результатов анализа на корпоративном геопортале позволит обеспечить необходимой информацией все подразделения организации, которые вовлечены в эту работу. Имеются данные, показывающие, что экономический эффект от оптимизации уже сложившейся распределительной сети обычно составляет 20–30%, в то время как оптимизация отдельных маршрутов доставки дает 5–10%.

В заключении необходимо сказать, что ГИС эффективно решают не только задачи по оптимизации доставки, но используются также государственными структурами, строительными подрядчиками и другими организациями, обеспечивающими поддержку и развитие дорожной инфраструктуры, а также предприятиями общественного транспорта. ГИС применяются для моделирования транспортных потоков, оценки загрузки маршрутов, выбора оптимальных способов организации движения при перекрытии трасс на время ремонта и т. д.

Важным направлением является создание городских интеллектуальных транспортных систем (ИТС) — автоматизированных адаптивных систем управления грузовым, общественным и пассажирским транспортом. ИТС базируются на комплексном мониторинге и анализе актуальной дорожной обстановки в режиме реального времени. Обработка пространственных данных, собираемых датчиками, камерами наблюдения, поступающих с мобильных пользовательских устройств, возлагается на специализированные модули ГИС. В свою очередь, при строительстве новых дорог ГИС применяется для управления всеми этапами жизненного цикла инфраструктуры, в том числе для проектирования (выбора оптимальных коридоров для прокладки новых трасс), строительства (отображение состояния строительных проектов и определение приоритетов), оценки текущего состояния дорожного полотна, эксплуатации (выбор оптимальных планов проведения ремонтных работ), сбора статистики по функционированию дорожной сети, анализа аварийности, мониторинга погодных условий вдоль трасс и т. д.

Автор статьи — заместитель генерального директора Esri CIS.

C истема контроля загрузки багажа
Отслеживание багажа на всех этапах технологической обработки.
Своевременная погрузка багажа трансферных пассажиров.
Информирование пассажира при выдаче багажа.
Информирование служб аэропорта о снятии багажа с рейса.
Подведение итогов загрузки и формирование багажной ведомости.
IS-BRS

Магнитолевитационый транспорт

Назначение и преимущества Географических Информационных Систем

С помощью ГИС вы можете располагать на карте предприятия, склады, таможенные терминалы, строить оптимальные маршруты движения автомобильного, железнодорожного и другого транспорта, осуществлять мониторинг состояния объектов в режиме реального времени, анализировать динамику грузопотоков, отображать маркетинговую информацию на карте в виде диаграмм, графиков, формировать различные отчеты. Применение ГИС увеличивает оперативность обработки информации, точность и своевременность принятия управленческих решений, поднимает уровень сервиса, что в целом повышает эффективность работы компании и положительно влияет на ее конкурентоспособность.

IT в задачах логистики

В настоящее время идет консолидация логистических провайдеров, происходит их территориальное расширение, растет линейка предлагаемых услуг. Роль IT в области логистики неизменно увеличивается. Одним из основных инструментов повышения сервиса обслуживания является внедрение IT-решений. Среди них нужно отметить WMS, TMS, средства мониторинга транспорта и грузов, системы коммуникации. Своевременная и точная доставка грузов является одной из основных целей деятельности логистических компаний. Для ее достижения нужно оптимально решать задачу маршрутизации товаров, осуществлять дистанционный контроль и управление парком транспортных средств в режиме реального времени, анализировать грузопотоки на всей территории в различных срезах. Некоторые из этих задач решаются с помощью систем позиционирования.

Типовые решения систем позиционирования

В настоящее время среди ГИС в логистике широкое распространение получили системы мониторинга автомобильного транспорта. В их основе лежит использование технологий GPS, GSM, GPRS. В автомобиле размещается специальное устройство, состоящее из GPS-приемника и сим-карты оператора мобильной связи. GPS-приемник получает координаты со спутника, с помощью GPRS или SMS они передаются по GSM каналам на сервер, где заносятся на карту. На компьютере оператора устанавливается программное обеспечение, с помощью которого отображается карта с размещенной на ней информацией о местоположении машины.

Установленные в автомобиле устройства питаются энергией от бортовой сети, а также могут работать автономно. В некоторых случаях предусматривается подключение данного устройства к органам управления, что позволяет, например, дистанционно заглушить двигатель при выходе автомобиля из допустимого коридора.

На российском рынке систем мониторинга автомобильного транспорта существует множество схожих продуктов: Автоскоп, Автотрекер, Смарт Логистик, Рейс Эксперт, СКАУТ, ANTOR MonitorMaster. Система «Слежение за транспортными средствами», разработанная в компании «ИнтэлЛекс», позволяет видеть перемещение транспортного средства в режиме реального времени, отображать на карте положение, скорость, направление движения и пройденный маршрут. На рис. 1 представлен фрагмент дневного передвижения автомобиля.

Рис. 1. Маршрут автомобиля в системе «Слежение за транспортными средствами»

ГИС грузовых перевозок

Продукт компании «ИнтэлЛекс» – «Геоинформационная система (ГИС) грузовых перевозок» – это информационно-справочная система, дающая возможность наглядно представить на географической карте широкий спектр информации, связанной с грузовыми перевозками по железной дороге.

Система предназначена и для информационного обеспечения управленческого аппарата ОАО «РЖД», и для широкого круга пользователей, желающих получить сведения о грузовых перевозках, в соответствии с их правами доступа к запрашиваемой информации.

«ГИС грузовых перевозок» применяет программное обеспечение компании ESRI и построена по клиент-серверной архитектуре. В качестве клиента используется JAVA-апплет, что позволяет обойтись без установки на рабочих компьютерах пользователей специального программного обеспечения, а также избежать проведения работ по его поддержке – обслуживанию и обновлению, которые происходят автоматически. Для полноценного функционирования в системе достаточно web-браузера.

Карта состоит из различных слоев – областей, городов, автомобильных дорог, водных и инфраструктурных объектов ОАО «РЖД»: станций, перегонов, предприятий сети обслуживания клиентов и др. Клиентское приложение имеет дружественный интерфейс, удобные органы навигации и управления картой.

На сегодняшний день в «ГИС грузовых перевозок» решаются следующие задачи:

  • отображение на карте России географических объектов и информации о них;
  • отображение объектов инфраструктуры «РЖД» – станций, перегонов, предприятий сети обслуживания клиентов;
  • справочный расчет маршрута и стоимости перевозки груза с визуализацией на карте;
  • поиск и отображение информации о положении вагонов, контейнеров и об отдельных отправках с указанием их местонахождения;
  • отображение предприятий-клиентов и их производственных характеристик;
  • отображение грузопотоков в различных разрезах;
  • отображение прогнозов перевозок грузов. По каждому объекту на карте можно получить подробную справочную информацию. Достаточно указать мышкой на интересующий объект, и во всплывающем диалоге появятся сведения не только о нем, но и некоторых других в окрестностях (рис. 2).

Презентация ГИС в логистике и Курс 4. Интегрированные информационные системы в транспортной логистике

Рис. 2. Информация о станции Воскресенск

Система позволяет в режиме реального времени отображать на карте движущиеся объекты (при подключении к источникам информации об их местонахождении). Например, на рис. 3 показано положение вагонов на карте, а на рис. 4 – маршрут следования груза.

Рис. 3. Поиск груза по накладной с отображением текущего положения груза, пройденного и предполагаемого маршрута

Рис. 4. Грузовой маршрут «Яничкино» – «Саратов-Порт»

Данные функции позволяют владельцу отслеживать продвижение своего груза к станции назначения и планировать дальнейшие действия на основе предполагаемого времени прибытия. В некоторых ситуациях вагон с грузом по какой-либо причине может отклониться от маршрута, указанного в накладной. В этом случае на карте будут указаны первоначальный и скорректированный маршруты. В этих режимах используются сервисы системы ЭТРАН. Пользователь может получить сведения о грузовых перевозках по интересующей его станции или группе станций (рис. 5), а также дороге (рис. 6).

Рис. 5. Объемы перевозок с выбранной станции за месяц

Рис. 6. Объемы перевозок между железными дорогами за месяц

Информация будет представлена как в виде таблиц, так и в виде наглядных интерактивных диаграмм на карте. Данный режим также позволяет запрашивать прогноз перевозок с горизонтом в один год. Пользователи часто интересуются, каким образом система прогнозирует перевозки. Для этого используется авторегрессионная факторная модель. Она основывается на анализе временных рядов (уже свершившихся в прошлом перевозок), в процессе детального изучения выделяется сезонная составляющая и тренд (тенденция к росту или снижению объемов перевозок). Также анализируется влияние различных показателей экономики на перевозки той или иной группы грузов. На основании полученных результатов модель экстраполирует временной ряд на прогнозируемый период.

Возникает вопрос: «Какова точность прогноза?». В настоящее время осуществляются оперативное (помесячно, на три месяца) и среднесрочное прогнозирования (поквартально, на один год). Прогноз основывается на ежемесячных данных объемов перевозок. К сожалению, прогнозирование на меньший период времени невозможно, т.к. в течение месяца может наблюдаться неравномерность перевозок, учесть которую нельзя.

Также пользователи интересуются влиянием капитальных ремонтов и других подобных факторов на результаты прогнозирования. Их точность зависит от регулярности ремонтов. Если это сезонные работы, происходящие в одно и то же время, то их влияние автоматически учитывается моделью при анализе свершившихся перевозок и формировании сезонной составляющей, и таким образом они не сказываются на его точности. Если работы происходят в экстренном порядке, то, соответственно, регулярность временных рядов нарушается и точность данных на выходе снижается.

В «ГИС грузовых перевозок» предусмотрена возможность получения информации об объемах грузопотоков по каждому транспортному коридору (рис. 7).

Рис. 7. Объемы перевозок по международному транспортному коридору Север–Юг

В данном режиме пользователь выбирает интересующий его коридор и время перевозки. При этом существуют дополнительные опции «с накопительным итогом» и «сравнение с прошлым годом», которые позволяют видеть более полную картину перевозок. Полученные результаты также отображаются в виде таблиц и в форме диаграммы.

В системе предусмотрена возможность запроса информации по грузоперевозкам в странах сотрудничества. Данные отображаются в виде потоков по направлениям перевозок (рис. 8).

Рис. 8. Объемы перевозок с зарубежными регионами в сравнении по годам

При необходимости ГИС позволяет сравнить динамику перевозок по периодам, получить более подробные сведения по каждому направлению.

Оперативность получения разнородной информации из различных источников и представление ее на карте в наглядной форме позволяет эффективно оценивать обстановку в сфере грузовых перевозок и принимать оптимальные управленческие решения. Результаты запросов могут быть оформлены в виде отчетов, экспортированы в Excel, что позволяет «на лету» создавать презентации и переносить данные в другие приложения (рис. 9).

Рис. 9. Фрагмент отчета о прогнозе устойчивых перевозок между дорогами

Целью сбытовой логистики является доставка товара в нужное место и время с определенными затратами.
Чтобы минимизировать затраты были созданы различные программы для автоматизации расчетов автоперевозок, ж/ д тарифов, таможенных процедур. Многие транспортные компании размещают такие программы на своих сайтах. Таким образом, логистика, снабженная программами для расчета перевозок, выходит на новый уровень быстродействия в расчетах и прогнозирования затратной части перевозок.
Интернет и сбытовая логистика

Транспортная доступность. Краснодар

Подготовила:
с тудентка группы Г-51
Шимкович Ксения

Средства динамической сегментации позволяют кодировать километровые столбы и другие маркеры, служащие для комплексной привязки и отображения разнородных данных. На этой карте показаны параметры дорожного покрытия и информация о дорожных происшествиях, полученные из разных баз данных.

Эта карта помогает выбрать проекты реконструкции дорог, которые принесут наибольший эффект. Район г. Олбани.

3 D -визуализация в ГИС объектов железнодорожной инфраструктуры

Развитие торговых отношений с помощью Интернета дало ощутимый толчок для формирования логистики в новом ключе.
Повсеместно развивается сбытовая интернет-логистика, пришедшая на смену классической логистике – логистике обслуживания клиента с учетом географического размещения торговых точек. Теперь она подразумевает под собой не только ускоренную доставку, но и жесткий контроль над всей цепочкой продвижения товара бизнеса.
Интернет и сбытовая логистика

Информационные технологии в транспортной логистике

электронный обмен данными – EDI ( Electronic Data Interchange )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *