Профессиональные стандарты
(ПС) – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
– уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
(Ст. 195.1. ТК РФ)
Основной целью применения ПС является повышение профессионального уровня работников как одного из условий роста производительности труда в Российской Федерации.
Презентация для работников образовательных учреждений по применению ПС
Перечень профессиональных стандартов, применяемых в школе-интернате № 10:
ПС “Педагог дополнительного образования детей и взрослых” (педагог дополнительного образования)
ПС “Специалист в области воспитания” (педагог-библиотекарь, социальный педагог, воспитатель, старший воспитатель)
(психолог в сфере образования)
ПС “Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией”
ПС Специалист по управлению документацией организации”
г. Санкт-Петербург, 196643, Колпинский район, п. Понтонный, ул. Южная, д. 29
Телефон/факс +7 (812) 417-52-50 +7 (812)417-52-52 (вахта 1 этаж)
+7 (812)417-52-51 (зам. дир. по УВР) +7 (812) 417-52-49 (зам. дир. по АХР; интернат 3 этаж)
Ответственный за предоставление информации: Малышева М.Н.
«Конструктор сайтов e-Publish»
Слайды и текст этой презентации
Профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт педагога
Педагог – ключевая фигура реформирования образования.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
(К.Д. Ушинский).
Главное профессиональное качество:
постоянно демонстрировать ученикам – умение учиться.
Характеристики деятельности профессионала-педагога:
готовность к переменам,
мобильность,
способность к нестандартным трудовым действиям,
ответственность и самостоятельность в принятии решений.
Профессиональный стандарт педагога
Расширение пространства педагогического творчества.
Труд педагога должен быть:
избавлен от мелочной регламентации,
освобожден от тотального контроля.
Квалификационные характеристики и должностные инструкции:
сковывают инициативу учителя,
обременяют его формальными требованиями.
Профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего:
раскрепостить педагога,
дать новый импульс его развитию.
Профессиональный стандарт педагога
Специальности:
педагог дошкольного образования (воспитатель),
педагог начальной школы,
педагог основной школы,
педагог старшей школы.
В перспективе:
педагог дополнительного образования,
педагог системы профессионального образования.
Планируется:
педагог-психолог,
специальный педагог (дефектолог) в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе,
тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида.
Профессиональный стандарт педагога
Введение должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
От педагога нельзя требовать, чему его никто никогда не учил.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.
Предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.).
Профессиональный стандарт педагога
инструмент реализации стратегии образования
в меняющемся мире.
инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
объективный измеритель квалификации педагога.
средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональный стандарт педагога
Новые компетенции
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он
не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Профессиональный стандарт педагога
Рамочный документ, в котором определяются
основные требования к его квалификации.
Отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.
Существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями.
Выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций: готовность учить всех без исключения детей,
вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Профессиональный стандарт педагога
Цель применения
Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
Обеспечить необходимую подготовку педагога
для получения высоких результатов его труда.
Обеспечить необходимую осведомленность педагога
о предъявляемых к нему требованиях.
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Призван:
Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Профессиональный стандарт педагога
Обучение
Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия получения без отрыва от профессиональной деятельности.
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить
в образовательный процесс всех учеников
Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
Владеть ИКТ-компетенциями.
Профессиональный стандарт педагога
Воспитание
Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
Профессиональный стандарт педагога
Воспитание
Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Профессиональный стандарт педагога
Воспитание
Уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания.
Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать)
с другими педагогами и специалистами в решении задач духовно-нравственного развития ребенка.
Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Профессиональный стандарт педагога
Развитие (личностные качества и компетенции, необходимые педагогу )
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
Профессиональный стандарт педагога
Развитие (личностные качества и компетенции, необходимые педагогу )
Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей.
Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
Профессиональный стандарт педагога
Развитие (личностные качества и компетенции, необходимые педагогу )
Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.
Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
Умение (совместно со специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
Профессиональный стандарт педагога
Развитие (личностные качества и компетенции, необходимые педагогу )
Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
Владение психолого-педагогическими технологиями для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образователь-ными потребностями (аутисты и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Презентация, доклад Профессиональные стандарты
Статья 57 Трудового кодекса РФ
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Нормативная основа разработки профессиональных стандартов Указ Президента Российской Федерации от г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Федеральный закон от г. 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»; Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
Официально понятие профессионального стандарта введено в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» Федеральным законом N 236-ФЗ от г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ. Статья ТК РФ Квалификация работника уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ 23 от 22 января 2013 г. в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов Макет профессионального стандарта Макет Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов Методические рекомендации по разработке ПС Методические рекомендации
Приказ Минтруда РФ от н Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов 1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов ( далее – Уровни квалификации ) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года 23. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей : « Полномочия и ответственность », « Характер умений », « Характер знаний », « Основные пути достижения уровня квалификации ». Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.
Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта Утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. 170 н подготовлены в целях оказания практической помощи объединениям работодателей, работодателям, профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям и иным некоммерческим организациям, образовательным организациям профессионального образования и другим заинтересованным организациям (далее – разработчики проектов профессиональных стандартов) в разработке проектов профессиональных стандартов. 7
Термины и их определения : вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда ; обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или ( бизнес ) процессе ; трудовая функция ( для целей Рекомендаций ) – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции ; трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Профессиональный стандарт содержит следующие разделы : Раздел I. Общие сведения ; Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ); Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций ; Раздел IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Раздел I. Общие сведения : наименование вида профессиональной деятельности с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ( ОКВЭД ) и Общероссийского классификатора занятий ( ОКЗ ) позицию « Код », заполняемую Министерством строку « Основная цель вида профессиональной деятельности » краткое описание вида профессиональной деятельности строку « Группа занятий », указывается наименование одной или нескольких базовых групп ( хох ) занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. При отсутствии информации в графе ставится прочерк строку « Отнесение к видам экономической деятельности », в которой указываются код и наименование одного или нескольких видов ( х. х. х ), подгрупп ( х. х. х ) или групп ( х. х ) экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности
Раздел II. « Описание трудовых функций ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ) » в графе « Обобщенные трудовые функции » – код, наименование обобщенной трудовой функции и уровень квалификации. Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита, начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в графе « Трудовые функции » – наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате « х / х. х », где : первый знак – буквенный код обобщенной трудовой функции ; два знака через дробь – порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности.; последний знак через точку – номер уровня квалификации.
Раздел II. « Описание трудовых функций ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ) » Уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации. Если трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовой функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01. Пример : А / код первой трудовой функции, относящейся к 6 уровню квалификации и входящей в состав обобщенной трудовой функции А.
Раздел II. « Описание трудовых функций ( функциональная карта вида профессиональной деятельности ) » Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификации, фиксируемые в формате : х. х, где первый знак обозначает уровень квалификации, а второй знак через точку – подуровень квалификации, указываемый от наименьшего к наивысшему. Пример : первый подуровень шестого уровня квалификации ;
Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » ( описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав ) пункт 3.1.: наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится. данные идентичны данным графы « Обобщенные трудовые функции » раздела II происхождение обобщенной трудовой функции – « оригинал », или « Код оригинала » и « Регистрационный номер профессионального стандарта » ( первоисточника ) возможные наименования должностей – примеры наименования должностей работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию
Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » требования к образованию и обучению – требования к уровню общего и ( или ) профессионального образования, направленности основных и ( или ) дополнительных программ профессионального образования и ( или ) основных программ профессионального обучения требования к опыту практической работы – характер и продолжительность такого опыта особые условия допуска к работе – требования к половозрастным характеристикам работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также ссылки на документы, содержащие эти требования
Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций, содержащие : код базовой группы ( хох ) и ее наименование в соответствии с ОКЗ наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и ЕТКС код и наименование одной или нескольких специальностей / профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции
Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » пункт : наименование и код трудовой функции, а также уровень ( подуровень ) квалификации, к которому она относится, данные идентичны данным графы « Трудовые функции » Раздела II происхождение трудовой функции – « оригинал », или « Код оригинала » и « Регистрационный номер профессионального стандарта » ( первоисточника ) позицию « Трудовые действия » – перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции позицию « Необходимые умения » и « Необходимые знания » – умения и знания, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий
Раздел III. « Характеристика обобщенных трудовых функций » позицию « Другие характеристики », в которой указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые по решению разработчика характеристики трудовой функции, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности В пунктах Макета, последовательно описываются все обобщенные трудовые функции, составляющие вид профессиональной деятельности Раздел IV. « Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта » содержит информацию об ответственной организации и организациях – разработчиках профессионального стандарта.
19 Обобщенные трудовые функции (профстанадрт)
20 Обобщенные трудовые функции (профстанадрт)
21 Обобщенные трудовые функции научного сотрудника (профстандарт) A.Организовывать и контролировать деятельность подразделения научной организации ( уровень квалификации 8) B.Проводить научные исследования и реализовывать проекты (7) C.Организовывать эффективное использование материальных, нематериальных и финансовых ресурсов в подразделении научной организации (8) D.Эффективно использовать материальные, нематериальные и финансовые ресурсы (7) E.Управлять человеческими ресурсами подразделения научной организации (8) F.Поддерживать эффективные взаимоотношения в коллективе (7) G.Организовывать деятельность подразделения в соответствии с требованиями информационной безопасности (8) H.Поддерживать информационную безопасность в подразделении (7) I.Организовывать деятельность подразделения в соответствии с требованиями промышленной и экологической безопасности (8)
22 Обобщенные трудовые функции преподавателя (профстандарт) J. Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию (8) K. Преподавание по программам бакалавриата и дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию L. Организационно – педагогическое сопровождение группы ( курса ) обучающихся по программам высшего образования
Национальныйреестрпрофессио нальныхстандартов Национальныйреестрпрофессио нальныхстандартов Реестр Заявок на разработку / пересмотр профессиональных стандартов Реестр Заявок на разработку / пересмотр профессиональных стандартов Центральныйкаталогпрофессио нальныхсообществ Центральныйкаталогпрофессио нальныхсообществ Библиотеканормативно – регламентнойинформации Библиотеканормативно – регламентнойинформации Общероссийскиеклассификатор ы Общероссийскиеклассификатор ы Справочники Шаблоныдокументов
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Нормативно – методические документы Национальный реестр профессиональных стандартов Организации – разработчики профессиональных стандартов Общественное обсуждение профессиональных стандартов Комиссия РСПП по профессиональным стандартам
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов МР разработаны в целях обеспечения исполнения пункта 3 перечня Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов 9 декабря 2013 г., от 26 декабря 2013 г. Пр МР направлены на оказание помощи учебно – методическим объединениям и ( или ) разработчикам ФГОС ВО, осуществляющим актуализацию действующих ФГОС ВО в целях обеспечения учета в них положений профессиональных стандартов.
Нормативная основа приведения ФГОС ВО в соответствие с ПС : пункт 6 статьи 2 и статья 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » ( далее – 273- ФЗ ) постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 661 « Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений » ( с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. 928). Актуализация ФГОС ВО осуществляется в части разделов IV и V ФГОС ВО, содержащих описание профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, и требований к результатам освоения основной образовательной программы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ, включающая характеристику области профессиональной деятельности, перечисление объектов, видов и ( или ) задач профессиональной деятельности Обобщенные трудовые функции в ПС Виды профессиональ ной деятельности во ФГОС ВО
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, содержащие требования к компетенциям выпускника по основной образовательной программе направления подготовки, специальности или профессии Трудовые функции в ПС Профессиональные компетенции, соответствующие видам профессиональной деятельности во ФГОС
КОНЦЕПЦИЯ разработки Федеральных государственных образовательных стандартов 4 поколения В настоящее время в формате ФГОС 3+ подготовлен 691 стандарт по направлениям и специальностям бакалавриата, магистратуры, специалитета и подготовки кадров высшей квалификации. В соответствии с утвержденными Перечнями они разделены на 57 ( вместо 29) укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки ( далее укрупненные группы ), которые, в свою очередь, объединены в 9 широких областей образования.
Слабые стороны и недостатки : « привязка » стандарта к направлениям подготовки, обусловила их весьма существенное количество ; сохранилась нечеткость формулировок и количественная избыточность результатов освоения программы ( компетенций выпускников ), их число в разных стандартах изменяется от 26 до 76; слабо выражена уровневая принадлежность результатов освоения программ ( компетенций ) и их преемственность на разных образовательных уровнях ; связь заявленных результатов освоения программ с предполагаемыми областями, объектами и задачами профессиональной деятельности выпускников весьма условна ; описательная часть областей объектов, задач и видов профессиональной деятельности часто излишне детализирована, содержит смысловые и текстуальные повторы, не всегда отражает специфику профессиональной деятельности. РазделФГОС, посвященный оценке качества освоения образовательных программ, носит слишком общий, абстрактный характер. Стандарты, отнесенные к направлениям, ограничивают возможности создания междисциплинарных образовательных программ.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ : Компетентностный подход ; Рамочный характера стандарта ; Расширение свободы действий образовательной организации ; Учет требований рынка труда.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ Расширение возможностей создания междисциплинарных образовательных программ ; Сокращение количества стандартов ; Оптимизация, унификация и уровневая преемственность заданных стандартом результатов освоения образовательных программ ; Взаимосвязь результатов обучения с требованиями профессиональных стандартов. При сохранении государственного регулирования в отношении требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4 ФГОС 4 Стандарты будут разработаны для укрупненных групп профессий, направлений и специальностей ( далее укрупненные группы ). Разрабатываются « линейки » стандартов для всех уровней образования каждой укрупненной группы. Общее число « линеек » стандартов 57. ФГОС 3 Стандарты разработаны для направлений подготовки. Общее число стандартов без учета стандартов подготовки кадров высшей квалификации 691.
ФГОС 4 Единые универсальные компетенции заданы для образовательного уровня. Общепрофессиональные компетенции заданы для каждой укрупненной группы. При разработке программы организация вправе дополнить набор универсальных и общепрофессиональных компетенций выпускников программ. ФГОС 3 Общекультурные компетенции заданы для каждого направления ( в ФГОС 3+ в 80 % случаев для всего образовательного уровня ). Общепрофессиональные компетенции заданы для каждого направления. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4
ФГОС 4 Профессиональные компетенции будут формулироваться разработчиками образовательной программы с учетом положений профессиональных стандартов ( обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия ) и других требований работодателей и объединений работодателей. ФГОС 3 Профессиональные компетенции заданы для каждого направления подготовки. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4
ФГОС 4 Объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускников формулируются разработчиками образовательных программ на основе профессиональных стандартов и примерных образовательных программ. ФГОС 3 В стандарте перечислены объекты и задачи профессиональной деятельности по каждому возможному виду профессиональной деятельности для каждого направления подготовки. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4
ФГОС 4 Присваивается квалификация отражающая уровень высшего образования и укрупненную группу. Например, « бакалавр химии », « магистр химии ». ФГОС 3 Присваивается квалификация, отражающая уровень высшего образования « бакалавр », « магистр ». ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4
ФГОС 4 Виды и задачи профессиональной деятельности определяют тип образовательной программы, ее практико – ориентированный ( прикладной ) или академический характер. Эта характеристика определяется разработчиком образовательной программы на основе профессиональных стандартов и примерных образовательных программ. ФГОС 3+ Разделение программ на прикладной и академический тип связано с выбором основного вида профессиональной деятельности. Под видом профессиональной деятельности в образовательных стандартах третьего поколения понимается, фактически, тип деятельности, например, научно – исследовательский, производственно – технологический и т. п. В отличие от этого, в профессиональных стандартах термин вид профессиональной деятельности соответствует обобщенным трудовым функциям. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС 4
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ МАКЕТА ФГОС 4 Область применения стандарта. В разделе указывается образовательный уровень и укрупненная группа направлений, к которым относится стандарт. Концепция ( основные цели ). В разделе содержатся требования к краткому описанию целей и задач образовательной программы, особенностям ее реализации, условиям приема и т. п. Требования к результатам освоения программ. Приводится обобщенный перечень универсальных и общепрофессиональных компетенций. Требования к структуре программ. Требования к условиям реализации программ. Требования к обеспечению качества освоения программ. Раздел должен содержать требования к технологиям и инструментарию оценивания успешности достижения заданных результатов обучения, внутренним и внешним процедурам обеспечения качества образования.
Презентация “Внедрение профессиональных стандартов”
Внедрение профессиональных стандартов
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
План по организации применения профессиональных стандартов
Как применять профстандарт в работе
- Сформировать временную проектную группу.
- Издать приказ.
- Разработать пошаговый план работ по внедрению профстандарта.
- Выяснить, какие профстандарты вышли, есть ли в учреждении такие виды профессиональной деятельности.
- Сверить наименование должностей в штатном расписании с теми, что указаны в профстандартах.
- Определить, какие новые должности нужно ввести в штатное расписание, какие исключить из него.
- Сравнить трудовые функции в должностных инструкциях, трудовых договорах с теми, что описаны в профстандартах.
- Проанализировать и при необходимости перестроить под принятые профстандарты локальные акты организации.
- Оценить, соответствует ли квалификация сотрудников базовым требованиям профстандартов по занимаемой должности (образование и опыт работы).
- – Определить потребности в повышении квалификации работников, составить план повышения квалификации сотрудников.
Профессиональные стандарты Волошина Ирина Александровна Национальное агентство развития квалификаций РСПП
Содержание профессионального стандарта 1.общие сведения о содержании данного вида трудовой деятельности (в рамках ВЭД) 2.требования к профессиональному образованию и опыту работы, наличие особых условий допуска к работе 3.вертикально интегрированная отраслевая рамка квалификаций 4.описание трудовых функций по квалификационным уровням 5.требования к компетентности работника по каждой трудовой функции 6.виды сертификатов, выдаваемые на основе данного профессионального стандарта 4
Создание системы национальных профессиональных стандартов (результаты деятельности бизнес – сообщества) Создание системы национальных профессиональных стандартов (результаты деятельности бизнес – сообщества) В условиях ослабления централизованного государственного регулирования процессов создания профессиональных стандартов, в формировании соответствующей рыночной экономике системы национальных профессиональных стандартов активное участие принял РСПП. В 2006 г. РСПП учредил Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), призванное осуществлять экспертно-методическую поддержку и координацию действий организаций, представляющих бизнес-сообщество, а также взаимодействие бизнеса и государственных органов в процессе формирования национальной системы квалификаций. В 2008 г. в составе рабочих органов РСПП была создана Комиссия по профессиональным стандартам. Силами этих структур, с участием Минобрнауки РФ и Минздравсоцразвития РФ к настоящему времени: разработано нормативно- методическое обеспечение создания профессиональных стандартов, независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций; организована разработка, экспертиза и утверждение ряда профессиональных стандартов по рабочим профессиям, получивших статус национальных профессиональных стандартов. 7
Процедура разработки профессиональных стандартов Этап верификации и согласования проекта проф.стандарта Проведение внутренней экспертизы проекта Согласование проекта в подразделениях организации Проведение общественного обсуждения проекта При необходимости корректировка текста проекта 13
Шкала оценки частоты выполнения трудовых функций 14
1. Психологическое просвещение 1.1.Знакомит педагогов с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста 1.2.Знакомит педагогов, родителей с основными условиями благоприятного психического развития ребенка в ходе консультирования, педагогических советов, родительских собраний 1.3. Ведет просветительскую работу с родителями (лицами, их заменяющими) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в т.ч., одаренности ребенка 1.4. Способствует формированию психологической культуры школьников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) Обеспечивает преподавателей (классных руководителей) необходимым диагностическим инструментарием для изучения личности школьника 15
16 2. Психологическая профилактика 2.1 Выявляет условия, затрудняющие становление и развитие личности школьников 2.2 Осуществляет психопрофилактическую работу с одаренными детьми 2.3 Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации 2.4 Участвует в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни 2.5 Разрабатывает рекомендации будущим первоклассниками и их родителям по вопросам психологической готовности ребенка к школе
17 3. Психологическое консультирование 3.1Консультирует школьников по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам и пр. 3.2Консультирует преподавателей, персонал школы по проблемам взаимоотношений со школьниками, взаимоотношениям в трудовом коллективе и пр. профессиональным проблемам 3.3Консультирует преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения детей с отклонениями от нормы в развитии, ограниченными возможностями здоровья и пр. 3.4Консультирует родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам взаимоотношений с детьми, их профессионального самоопределения и пр.
18 4. Психологическая коррекция 4.1Разрабатывает и реализует программы для школьников, направленные на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, разрешение внутренних психологических конфликтов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения 4.2Организует и осуществляет совместно со специалистами психолого-педагогическую коррекцию отклонений в психическом развитии школьников, нарушений социализации 4.3Способствует созданию для одаренных детей образовательной среды, удовлетворяющей их интересы 4.4 Выявляет и осуществляет коррекцию негативных психо-эмоциональных состояний (тревожность, страхи, агрессивные психологические защиты и пр.) Другое