Приемочный контроль в аптеке

Обновлено: 28 марта 2024

Должностные обязанности специалиста

Все лекарственные препараты и иные товары аптечного ассортимента, при попадании в аптеку, независимо от источника их поступления, подвергаются приемочному контролю.

Данная мера контроля обеспечивает следующие свойства препаратов: качество, эффективность и безопасность.

Качество  – соответствие лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или нормативного документа;

Безопасность лекарственного средства – характеристика лекарственного средства, основанная на сравнительном анализе его эффективности и риска причинения вреда здоровью.

Приемочный контроль организуется с целью предупреждения поступления в аптечную организацию недоброкачественных лекарственных средств, используемых для изготовления лекарственных препаратов, а также некачественных упаковочных материалов.

Приемочный контроль условно можно разделить на три стадии:

Первая – это документальная проверка документов, которая включает в себя:

– наличие лицензии на фармацевтическую деятельность  оптовую или розничную торговлю)

– наличие договора на поставку той или иной продукции со всеми атрибутами, в том числе и с указанием действий при поставке недоброкачественного товара ( мятого, залитого), а также при недопоставке товара (как правило оговариваются сроки возврата и правило заполнения « Акта об установленном расхождении при приемке товара»)

-наличие сопроводительных документов: накладная, счет – фактура, протокол согласования цент, реестр сертификатов.

– наличие документов, подтверждающих качество продукции, а именно, сертификаты соответствия и др.

Вторая стадия приемочного контроля включает в себя сверку с сайтом Росздравнадзора на предмет забракованных препаратов, приостановленных серий  и т д.(/roszdravnadzor.gov.ru).

При успешном прохождении первой и второй стадии, можно приступать собственно к приемке.

Третья стадия приемочного контроля заключается в проверке поступающих лекарственных средств на соответствие требованиям по показателям: “Описание”, “Упаковка”, “Маркировка”, а также в проверке правильности оформления сопроводительных документов.

В контроль по показателю “Описание” включается проверка внешнего вида, агрегатного состояния, цвета, запаха лекарственного средства. В случае возникновения сомнений в качестве лекарственных средств образцы направляются в аккредитованную испытательную лабораторию (центр) для проведения дополнительных испытаний. Лекарственные средства с обозначением “Забраковано при приемочном контроле” хранятся в карантинной зоне помещения хранения изолированно от других лекарственных средств.

При контроле по показателю “Упаковка” оценивается целостность упаковки лекарственного средства и ее соответствие физико-химическим свойствам лекарственных средств.

На каждой из стадий приемочного контроля могут быть обнаружены некачественные лекарственные препарата, недооформленные или  недопоставленные поставщиком. Во всех этих случаях, согласно  СОП по приемке,  в каждой аптечной организации есть карантинная зона. Данная зона хранения может включать в себя несколько отделений для хранения некачественного товара, забракованного при приемке и фальсифицированного товара. Здесь же организуется хранение товара с недостаточным пакетом всех необходимых документов. Лекарственные препараты с термочувствительными свойствами целесообразно хранить в холодильном оборудовании в специально оборудованном контейнере с соответствующей маркировкой « забраковано при приемочном контроле».

Приемка лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента по количеству и качеству

Регистрация поступающих в фармацевтическую организацию лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

Регистрация лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету

Регистрация лекарственных препаратов в системе мониторинга движения лекарственных препаратов

Производить проверку сопроводительных документов по составу и комплектности

Оформлять отчетные документы по движению лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

Проверять соответствие цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты для медицинского применения государственному реестру предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Оформлять документацию по изъятию из обращения лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

Вести предметно-количественный учет лекарственных средств посредством заполнения журнала

Пользоваться контрольно-измерительными приборами, специализированным оборудованием, в том числе в системе мониторинга движения лекарственных препаратов, программами и продуктами информационных систем, используемыми в фармацевтических организациях

Оценивать маркировку, упаковку и внешний вид лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, в том числе проверять сроки годности

Правила приемки товара

Перечень и структура сопроводительных документов поставщика на лекарственные средства и товары аптечного ассортимента

Положения законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

Порядок работы с недоброкачественными, фальсифицированными и контрафактными лекарственными средствами

Требования к качеству лекарственных средств, в том числе к маркировке лекарственных средств и к документам, подтверждающим качество лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

Актуальный ассортимент лекарственных средств по фармакологическим группам и товаров аптечного ассортимента

Способы выявления фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

Требования к отчетной документации, структура и состав отчетной документации

Порядок ведения предметно-количественного учета лекарственных средств

Информационные системы и оборудование информационных технологий, используемые в фармацевтической организации

Порядок транспортировки термолабильных лекарственных средств по холодовой цепи и используемые для контроля соблюдения температуры средства

Порядок утверждения и обновления перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения

Правила ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты

Перечень товаров, разрешенных к продаже в аптечных организациях наряду с лекарственными препаратами

Требования охраны труда, меры пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях

Методы и приемы урегулирования претензий с поставщиками

Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений и условиям труда

Официальные источники информации о недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средствах и товарах аптечного ассортимента, подлежащих изъятию из обращения

Порядок работы в системе мониторинга движения лекарственных препаратов

Согласно данному документу и ряду предшествующих, процесс приемочного контроля, его роль в качественном, безопасном и своевременном обеспечении населения лекарственными препаратами и другими товарами аптечного ассортимента, становится одним из самых главных и важных в деятельности любой аптечной организации..

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Приемочный контроль в аптеке – инструмент безупречности

Понятие «Фармацевтическая услуга» достаточно простое, и в тоже время достаточно сложное. В действующем законодательстве оно не описано в явном виде, есть только мнения экспертов и научных специалистов. Однако, в нормативно-правовых актах встречаются похожие определения и термины, например «Фармацевтическое консультирование». Попробуем с этим разобраться вместе юристом и провизором Максимом Орловым.

С 1 января 2014 года в РФ введен в действие Национальный стандарт РФ «Услуги населению. Термины и определения», далее — приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 № 1612-ст). Согласно ГОСТ Р, услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя для удовлетворения потребности потребителя. Услуги, оказываемые населению, можно разделить на

Материальная услуга – это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя. Оказание материальной услуги включает деятельность по отношению к материальному продукту, в том числе, тому, который предоставляется потребителю.

Нематериальная (социально-культурная) услуга – это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных, этических потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя, в том числе поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионализма.

Исходя из положений мы можем определить фармацевтическую услугу как нематериальную, поскольку она удовлетворяет потребности в информации о товарах аптечного ассортимента для поддержания нормальной жизнедеятельности потребителя.

Однако, эксперты склонны давать определения фармацевтической услуге, как смешанной. Например, в научных трудах встречаются и другие определения. Например, проф. Солонинина А.В. (Миссия и номенклатура фармацевтических организаций // Экономический вестник фармации. – 2001. – №5. – С. 15–18) говорит, что: «Фармацевтическая услуга – это совокупность мероприятий по обеспечению лекарственными, лечебно-профилактическими, диагностическими средствами, изделиями медицинского назначения, парафармацевтической продукцией в системе здравоохранения». Интересное определение приводит известный специалист в области фармацевтической деятельности Лисовский П.А. (Организационно-экономические особенности предоставления фармацевтических услуг населению городов // Современные проблемы экономики, социологии и права. – 2007. – С. 106–109). Он говорит о том, что «фармацевтическая услуга – процесс, направленный на удовлетворение потребностей населения в фармацевтической продукции посредством получения информации о них и последующем приобретении в аптеках, а также в рамках лечебно-профилактической помощи

Так или иначе фармацевтические услуги можно подразделить на два типа, вслед за Фединой Е.А. (Справочник провизора-консультанта.-М.:МЦФЭР, 2005.-336 с.)

Законодательство закрепило ответственность за предоставление недостоверной информации в рамках фармацевтической услуги.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена статья 14.8 «Нарушение иных прав потребителей». Часть 1 этой статьи предусматривает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц — от 5000 до 10000 рублей.

Чем консультирование отличается от услуги?

В нашей стране традиционно под термином «фармацевтические услуги» понимаются все виды услуг, которые оказывают фармацевтические работники аптек для решения проблем фармакотерапии пациента. В этой связи фармацевтические услуги тесно связаны с термином «Фармацевтическое консультирование», которое определено намного лучше, чем фармацевтические услуги.

Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № , розничная торговля товарами аптечного ассортимента включает продажу, отпуск и фармацевтическое консультированиеОбязанности фармацевтических специалистов (провизор, фармацевт) в рамках фармацевтического консультирования подробно прописаны в Профессиональных стандартах.

Так в Профессиональном стандарте «Провизор» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.03.2016 № трудовая функция – информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента

Эта трудовая функция состоит из последовательности трудовых действий:

В более свежем профессиональном стандарте «Фармацевт» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.05.2021 № ) уже прямо описана трудовая функция – Фармацевтическое консультирование.

Она включает в себя следующие функции:

Как видно из этих нормативных документов, фармацевтическое консультирование является неотъемлемой частью профессиональной деятельности фармацевтического специалиста.

Фармацевтический работник — продавец или нет?

Теперь подходим к главному и насущному вопросу.  Для меня ответ однозначен. НЕ ПРОДАВЕЦ!!!

При отпуске ЛП и товаров аптечного ассортимента на фармацевтического работника возлагается БОЛЬШАЯ ответственность, так как прием любых лекарств связан с риском.

Это объясняется не только свойствами конкретного лекарства и личными качествами фармацевта, но и его ответственностью за рекомендации, которые он дает посетителям аптеки. Недопустимо, чтобы рекомендация по безрецептурному лекарству спровоцировало заболевание или его обострение

Срок обучения

по специальности 33.02.01 ФАРМАЦИЯ / БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА

Основы безопасности жизнедеятельности

Общая и неорганическая химия

Основы латинского языка с медицинской терминологией

Анатомия и физиология человека

Основы микробиологии и иммунологии

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Иностранный язык в профессиональной деятельности

Математический и общий естественнонаучный  цикл

Информационные технологии в профессиональной деятельности

ПМ 01 Оптовая и розничная торговля лекарственными средствами и отпуск лекарственных препаратов для медицинского и ветеринарного применения

ПМ 02 Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций