Банковская библиотека
- БАНКОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА
- Нормативные акты по бухучету на предприятиях и в организациях
Вы здесь: РАЗДЕЛ 17 «Нормативные акты по бухучету на предприятиях и в организациях»
Приказ Минфина РФ 94н – План счетов бухгалтерского учета организаций, кроме кредитных, бюджетных и финансовых организаций. Один из главных нормативных актов по бухгалтерскому учету. План счетов организации представлен балансовыми и забалансовыми счетами. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются конкретными юрлицами исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. Приказ 94н также содержит подробные характеристики каждого счета и перечень возможных корреспонденций бухгалтерских счетов (нужно понимать, что Приказ дает типовые корреспонденции счетов, при этом в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные правилами бухгалтерского учета).
Официальные реквизиты нормативного акта:
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
34н – определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, но данное Положение давно не обновлялось Министерством Финансов, действуя в настоящее время в части, не противоречащей закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Организации ведут бухгалтерский учет фактов хозяйственной деятельности путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, утверждаемый на основе Плана счетов финансов-хозяйственной деятельности организаций.
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
ПБУ 14/2007 (Приказ Минфина РФ 153н) – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). Распространяется в том числе на некоммерческие организации. ПБУ 14/2007 устанавливает критерии для принятия к бухучету объекта в качестве нематериального актива (НМА), а также порядок первоначальной и последующей оценки НМА, амортизации и списании НМА.
Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)»
ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ 26н) – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). ПБУ устанавливает критерии для принятия объектов к бухучету в качестве основных средств (ОС), а также порядок оценки ОС, амортизации и выбытия.
Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»
ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина РФ 106н) – устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)»
ПБУ 21/2008 (Приказ Минфина РФ 106н) – устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) информации об изменениях оценочных значений. При этом оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др. ПБУ 21/2008 применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»
ПБУ 3/2006 (Приказ Минфина РФ 154н) – устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, всеми организациями, за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений. ПБУ 3/2006 применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Приказ Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)»
ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ 43н) – устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. ПБУ 4/99 применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»
ПЗ-3/2015 – Минфин обобщил вопросы, поступающие в отношении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Уточнено, что микропредприятие, некоммерческая организация, применяющие упрощенные способы, могут предусмотреть ведение учета по простой системе (без применения двойной записи). Также можно сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов, может не проводить переоценку ОС и НМА для целей бухучета. Можно не раскрывать отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства. Руководитель организации, применяющей упрощенные способы, может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя. ИП и лица, занимающиеся частной практикой, могут ограничиться ведением доходов, расходов и иных объектов налогообложения без ведения бухгалтерского учета вообще.
Официальные реквизиты документа:
Информация Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»
66н – содержит формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, а также формы приложений к ним: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств. Помимо этого, Приказом установлена схема формирования отчетности для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в частности, приводятся упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств.
Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
ПБУ 7/98 (Приказ Минфина РФ 56н) – устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
Приказ Минфина России от 25.11.1998 № 56н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98)»
ПБУ 8/2010 (Приказ Минфина РФ 167н) – устанавливает порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)»
ПБУ 9/99 (Приказ Минфина РФ 32н) – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих и некоммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»
ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ 33н) – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
ПБУ 15/2008 (Приказ Минфина РФ 107н) – устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим), организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)
ПБУ 18/02 (Приказ Минфина РФ 114н) – устанавливает правила формирования в бухучете и порядок раскрытия в отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Вводит понятия «отложенные налоговые активы» и «отложенные налоговые обязательства».
Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02»
ПБУ 11/2008 (Приказ Минфина РФ 48н) – устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций. Организация, составляющая бухгалтерскую отчетность, раскрывает информацию о связанных сторонах в случаях, когда такая организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом, такая организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо; такая организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юрлицом и/или одним и тем же физицом (одной и той же группой лиц).
Приказ Минфина России от 29.04.2008 № 48н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008)»
ПБУ 12/2010 (Приказ Минфина РФ 143н) – устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций). Организации-эмитенты публично размещаемых ценных бумаг должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам в соответствии с этим Положением. Иные организации применяют Положение в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности. Выделение сегментов заключается в обособлении информации о части деятельности организации: а) которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы; б) результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов; в) по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации. В зависимости от организационной структуры организации и ее системы внутренней отчетности основой выделения сегментов могут быть, в частности: производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги; основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг; географические регионы, в которых осуществляется деятельность; структурные подразделения организации.
Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)»
ПБУ 13/2000 (Приказ Минфина РФ 92н) – устанавливает правила формирования в бухучете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000»
ПБУ 17/02 (Приказ Минфина РФ 115н) – устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности коммерческих организаций (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР). Применяется организациями, которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы собственными силами или (и) являются по договору заказчиком указанных работ.
Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 115н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02»
ПБУ 19/02 (Приказ Минфина РФ 126н) – устанавливает правила формирования в бухучете и отчетности информации о финансовых вложениях организации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). К финансовым вложениям относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций (акции, облигации, векселя и др.); вклады в уставные капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых обществ); предоставленные другим организациям займы, депозиты в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования и т.п.. Среди прочего, ПБУ 19/02 содержит порядок оценки ценных бумаг при их выбытии: 1) по первоначальной стоимости каждой единицы, 2) по средней первоначальной стоимости, 3) ФИФО и 4) при выбытии ценных бумаг, по которым определяется текущая рыночная стоимость, их стоимость определяется организацией исходя из последней оценки.
Приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02»
ПБУ 22/2010 (Приказ Минфина РФ 63н) – устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
Приказ Минфина России от 28.06.2010 № 63н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)»
ПБУ 23/2011 (Приказ Минфина РФ 11н) – устанавливает правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций).
Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)»
ПБУ 24/2011 (Приказ Минфина РФ 125н) – устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), пользователей недр информации о затратах на освоение природных ресурсов.
Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 № 125н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011)»
ПБУ 20/03 (Приказ Минфина РФ 105н) – устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций). Под информацией об участии в совместной деятельности понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации (отчетный сегмент), осуществляемой с целью извлечения экономических выгод или дохода совместно с другими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями путем объединения вкладов и (или) совместных действий без образования юридического лица.
Приказ Минфина РФ от 24.11.2003 № 105н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03»
Положение Минфина РФ № 160 – устанавливает правила бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций и определения инвентарной стоимости объектов этих инвестиций на предприятиях и в организациях. Применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Под долгосрочными инвестициями для целей данного Положения понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий.
Положение Минфина РФ от 30.12.1993 № 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций»
Наши контакты
Хотите заглянуть внутрь дистанционного курса«Мастер банковского дела»?
Положение по ведению бухгалтерского учета
распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года
Минфин России признал недействующими подпункты “а”, “б” пункта 4, абзац первый пункта 12, абзацы первый и второй пункта 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета).
Данное решение было принято в соответствии с решением Верховного Суда РФ от 08.07.2016 № АКПИ16-443 о признании недействующими указанных норм Положения по ведению бухгалтерского учета из-за их несоответствия Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 402-ФЗ).
Отмененные нормы устанавливали:
- определение бухгалтерского учета и его объекты (подп. “а”, “б” п. 4 Положение по ведению бухгалтерского учета), которые противоречат статьям 1 и 5 Закона № 402-ФЗ;
- требование об оформлении хозяйственных операций оправдательными документами (абз. 1 п. 12 Положение по ведению бухгалтерского учета), которое терминологически не соответствует части 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ;
- обязательные реквизиты и формы первичных учетных документов (абз. 1, 2 п. 13 Положение по ведению бухгалтерского учета) – не соответствуют частям 2 и 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.
Комментируемое решение Минфина России связано с терминологическими особенностями Закона № 402-ФЗ, с отменой обязательности унифицированных форм первичных учетных документов и т. д.
Комментируемый приказ вступил в силу с 30.04.2017, однако нормы подпункта “а” и “б” пункта 4, абзаца первого пункта 12, абзацев первого и второго пункта 13 признаны недействующими с 01.01.2013 – то есть с того момента, когда они вошли в противоречие с Законом № 402-ФЗ, имеющим большую юридическую силу (п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48).
Для наглядности признанные недействующими понятия Положения по ведению бухгалтерского учета соотнесены с терминами Закона № 402-ФЗ в таблице.
Сопоставление терминов ПВБУ и Закона № 402-ФЗ
Требования к ведению бухгалтерского учета
9. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации – в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
10. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную * определенность фактов хозяйственной деятельности.
* В этом слове ударение на последний слог
Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
11. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
Документирование хозяйственных операций
12. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Абзац первый пункта 12 признан недействующим с 1 января 2013 года Решением Верховного Суда РФ от 08.07.2016 № АКПИ16-443.
Требования главного бухгалтера (далее под главным бухгалтером понимаются также лица, ведущие бухгалтерский учет к случаях, предусмотренных подпунктами «б», «в», «г» пункта 7 настоящего Положения) по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.
13. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).
Абзац первый пункта 13 признан недействующим с 1 января 2013 года Решением ВС РФ от 08.07.2016 № АКПИ16-443.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта.
Абзац второй пункта 13 признан недействующим с 1 января 2013 года Решением ВС РФ от 08.07.2016 № АКПИ16-443.
В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
14. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.
15. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции.
При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.
Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
16. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений.
17. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.
18. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Регистры бухгалтерского учета
19. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.
Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.
20. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
21. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.
22. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Оценка имущества и обязательств
23. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).
В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта, имущества.
Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
24. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.
25. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации (пункт в редакции, введенной в действие с 3 марта 2000 года Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года № 107н – см. предыдущую редакцию).
Инвентаризация имущества и обязательств
26. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т. д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
27. Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – одни раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
28. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации (подпункт в редакции, введенной в действие с 3 марта 2000 года Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года № 107н – см. предыдущую редакцию);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм – за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации (подпункт в редакции, введенной в действие с 3 марта 2000 года Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года № 107н – см. предыдущую редакцию).
Во избежание конфликтных ситуаций с проверяющими, компаниям стоит привести в порядок свою документацию. Достаточно убрать в своей «бухгалтерской» учетной политике, локальных нормативных актах все ссылки на отдельные нормы Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
В своем апелляционном определении от 04.10.2016 № АПЛ16-399 Верховный Суд РФ не нашел оснований для отмены своего же решения от 08.07.2016 № АКПИ16-443. В нем судьи признали недействующими с 1 января 2013 года подпункты «а», «б» пункта 4, абзаца первого пункта 12, абзацев первого и второго пункта 13 вышеозначенного Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее – Положение). Дело в том,
что все они не соответствуют Закону о бухучете, вступившему в силу с указанной даты.
В суд обратилась компания, посчитавшая, что ее права нарушаются, поскольку при рассмотрении арбитражными судами конкретных дел с участием данной организации были применены оспариваемые положения нормативного правового акта, хотя они и противоречат Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В чем ПВБУ противоречит закону о бухучете
Верховный Суд РФ согласился с истцом в том, что положения нормативного правового акта
не соответствуют нормам Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее – Закон).
Так, подпункт «а» пункта 4 Положения не соответствует статье 1 Закона, согласно которой бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных указанным Законом, в соответствии с требованиями, установленными поименованным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Подпункт «б» пункта 4 Положения не соответствует статье 5 названного Закона, в которой перечислены объекты бухгалтерского учета экономического субъекта, каковыми являются:
- факты хозяйственной жизни;
- активы;
- обязательства;
- источники финансирования его деятельности;
- доходы;
- расходы;
- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Абзац первый пункта 12 Положения не соответствует пункту 8 статьи 3 Закона, который раскрывает содержание понятия такого объекта бухгалтерского учета, как факт хозяйственной жизни.
Абзацы первый и второй пункта 13 Положения не соответствуют части 2 статьи 9 Закона, которой установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, и части 4 данной статьи, согласно которой формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта.
Судьи указали, что из содержания статьи 30 Федерального закона «О бухгалтерском учете» следует, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу данного Федерального закона. Однако такие изменения в оспариваемый нормативный правовой акт внесены не были.
Правовая неопределенность устранена
Ответчик в лице Министерства финансов России подал апелляционную жалобу.
Его представитель просил отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении требований компании ссылаясь на то, что оспоренные положения являются недействующими на основании статьи 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», как принятые до дня вступления в силу данного закона и ему противоречащие, в связи с чем Положение в оспариваемой части не может нарушать права, свободы и законные интересы административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для ее удовлетворения.
Судьи указали, что согласно разъяснению, данному в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Принимая решение о признании противоречащими федеральному законодательству подпунктов «а», «б» пункта 4, абзаца первого пункта 12, абзацев первого и второго пункта 13 Положения, устраняя их из правовой системы с 1 января 2013 г., суд также правильно учел, что данные правовые акты ранее применялись судами и иными государственными органами, что создавало правовую неопределенность относительно того, являются ли они действующими или недействующими.