Механики по ремонту и обслуживанию электронного оборудования монтируют, осуществляют техническое обслуживание, регулируют и ремонтируют электронное оборудование, такое как промышленные и офисные машины, электронные инструменты и системы контроля.
В их обязанности входит:
- проверка и испытание машин, инструментов, компонентов, систем контроля и другого электронного оборудования для выявления неисправностей;
- регулировка, ремонт и замена изношенных и неисправных компонентов и проводки, а также техническое обслуживание машин, оборудования и инструментов;
- повторная сборка, испытательный прогон и регулировка оборудования;
- установка электронных инструментов и систем контроля;
- согласование своей работы с работой инженеров, специалистов-техников и других специалистов по техническому обслуживанию;
- интерпретация результатов испытаний для диагностики неисправностей и проблем, связанных с работой систем;
- установка, регулирование, ремонт или замена электрических и электронных компонентов, узлов и систем с использованием ручных инструментов, механизированных инструментов или паяльников;
- подключение компонентов к таким узлам, как радиосистемы, контрольно-измерительные приборы, индукторы, инверторы и системы дозаправки в полете;
- регистрация проведенных работ по техническому обслуживанию и ремонтов.
Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:
- Механик по авиационной электронике
- Механик по ремонту электронного оборудования
- Механик по техническому обслуживанию летательных аппаратов (авиационная электроника)
- Механик, банкоматы
- Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
- Рабочий по обслуживанию офисной техники
- Ремонтник по техническому обслуживанию аппаратов для изготовления фотокопий
Некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам:
Описание профессии
В должностные обязанности монтажника радиоэлектронной аппаратуры и приборов входит монтаж узлов, блоков, приборов, радиоустройств, печатных плат, секций фильтров и панелей радиоэлектронной аппаратуры, аппаратуры дальней и проводной связи по монтажным схемам и чертежам с полной заделкой проводов и соединений во всех видах производства, очистка, герметизация, крепление с помощью клеев, мастик. Монтажник производит демонтаж отдельных радиоэлементов, установленных на клей, мастику, прокладку экранированного и высокочастотного кабеля с разделкой и распайкой концов проводников по простым монтажным схемам, укладку мягких и гибких проводов по шаблонам. Он осуществляет изоляцию и экранирование отдельных проводов и перемычек, накладку нитяных и металлических бандажей и подготовку к пайке, нарезку монтажных проводов с зачисткой и лужением концов. Проводит испытание и проверку производственного монтажа на полярность, обрыв, короткое замыкание и правильность подключения с применением электроизмерительных приборов, распайку простых демонтируемых приборов с заменой отдельных элементов, монтаж отдельных узлов на микроэлементах и узлов со смешанным монтажом из различных ЭРЭ (микросхем, микросборок и бескорпусных элементов) на печатных платах с различным шагом выводов, датчиков физических и электрических величин, установку и крепление их с помощью клеев, компаундов, лакирование и защиту элементов, очистку от флюсов и загрязнений, в том числе на специальном технологическом оборудовании с его наладкой. Монтажник выполняет особо сложные работы по установке и креплению ЭРЭ со смешанным монтажом на печатных платах, датчиков физических и электрических величин, в том числе на автоматах и автоматических линиях, смешивание различных металлических и неметаллических материалов, герметизацию соединителей, бескорпусную заливку соединителей кабельных изделий. Отвечает за обнаружение и устранение дефектов монтажа, включение отдельных устройств и комплекса в схему питания и предварительное снятие необходимых параметров, настройку и проведение контрольных испытаний монтируемой радиоэлектронной аппаратуры. В его ведении составление монтажных схем, в том числе особо сложных, по образцам и таблицам укладки проводов на шаблоне и вязка схемного кабеля, изготовление шаблонов любой сложности для вязки кабелей и жгутов и наладка технологического оборудования. Трудовые функции включают монтаж опытных и экспериментальных блоков, шкафов, стеллажей, стоек, приборов, устройств радиоэлектронной аппаратуры и аппаратуры средств связи любой сложности по эскизам и принципиальным схемам, составление, монтаж и отработка схем любой сложности для монтируемых радиоустройств и вновь разрабатываемых опытных образцов из различных видов проводов, кабелей и шин. Монтажник отвечает за выявление дефектов, установление мест повреждений и устранение их с заменой приборов, узлов, частей схемы, настройку и испытание опытных и экспериментальных приемных, передающих телевизионных, звукозаписывающих, воспроизводящих, специальных и монтируемых радиоустройств. Он готовит схемы шаблонов к экспериментальным и опытным образцам аппаратуры и проверяет электрические параметры монтируемой аппаратуры.
В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2021, № 1, ст. 56), пунктом 1, подпунктами 4.2.1 и 4.2.3 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343), приказываю;
перечень профессий среднего профессионального образования (приложение № 1);
перечень специальностей среднего профессионального образования (приложение № 2);
соответствие отдельных профессий среднего профессионального образования профессиям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461), от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955), от 25 ноября 2016 г. № 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный № 44662), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. № 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный № 57581) и от 20 января 2021 г. № 15 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2021 г., регистрационный № 62570) (далее – приказ № 1199) (приложение № 3);
соответствие отдельных специальностей среднего профессионального образования специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом № 1199 (приложение № 4).
3. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 28 сентября 2009 г. № 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 октября 2009 г., регистрационный № 15083);
от 28 сентября 2009 г. № 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный № 15123);
от 26 ноября 2010 г. № 1242 «О внесении изменений в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2010 г., регистрационный № 19434);
от 26 ноября 2010 г. № 1243 «О внесении изменений в Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19646);
от 26 октября 2011 г. № 2524 «О внесении изменений в Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1243» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 декабря 2011 г., регистрационный № 22481);
от 21 февраля 2012 г. № 124 «О внесении изменения в перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2012 г., регистрационный № 23562).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 июня 2022 г.
УТВЕРЖДЕНприказом Министерства просвещенияРоссийской Федерацииот 17 мая 2022 г. № 336
Переченьпрофессий среднего профессионального образования
УТВЕРЖДЕНОприказом Министерства просвещенияРоссийской Федерацииот 17 мая 2022 г. № 336
Соответствие отдельных профессий среднего профессионального образования профессиям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»
Перечень профессий среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1242 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461), от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955), от 25 ноября 2016 г. № 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный № 44662), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. № 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный № 57581) и от 20 января 2021 г. № 15 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2021 г., регистрационный № 62570).
Соответствие отдельных специальностей среднего профессионального образования специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»
Перечень специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1242 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461), от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955), от 25 ноября 2016 г. № 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный № 44662), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. № 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2020 г., регистрационный № 57581) и от 20 января 2021 г. № 15 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2021 г., регистрационный № 62570).
Минпросвещения утверждены новые перечни профессий и специальностей среднего профобразования. Установлено соответствие отдельных профессий и специальностей тем, что указаны в перечнях 2013 г.
Прежние перечни признаны утратившими силу.
Профессиональное образование и обучение
Профессиональное обучение
Среднее профессиональное образование
Сфера применения профессии
Организации различных форм собственности в сфере производства силовой электроники для использования в системах альтернативной энергетики, автономного и резервного электропитания, организации по сборке радиоэлектронной аппаратуры ближней радиолокации и систем управления и автоматики для различных видов вооружения и военной техники, предприятия оборонной промышленности, частные предприятия и научно-исследовательские институты.
- Профессиональное обучение по профессии «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» могут пройти лица, имеющие образование не ниже основного общего образования или среднего общего образования, в профессиональных образовательных организациях или в организациях, осуществляющих обучение, в т.ч. в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве.
- Трудоустройство в организации в сфере производства силовой электроники для использования в системах альтернативной энергетики, автономного и резервного электропитания, организации по сборке радиоэлектронной аппаратуры ближней радиолокации и систем управления и автоматики для различных видов вооружения и военной техники, предприятия оборонной промышленности, частные предприятия и научно-исследовательские институты.
Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru. - Профессия «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» востребована в исследовательских институтах, компаниях-разработчиках приборов и автоматизированных систем производственных процессов. В настоящее время невозможно создание новых приборов и управляющих комплексов без создания принципиально новых схем, все большие требования предъявляются к размеру радиоэлектронных средств. В связи с этим монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов востребован не только в научных подразделениях, но и на предприятиях промышленности так или иначе связанных с приборостроением. Потребность в профессии имеется и на предприятиях-разработчиках машиностроения, авиастроения, судостроения и автомобильной отраслей.
Для решения проблем в радиоэлектронной отрасли утверждена государственная программа “Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 – 2025 годы”, в которую интегрированы ФЦП “Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011 – 2020 годы” и подпрограмма “Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники на 2011 – 2020 годы”. Целью программы является повышение конкурентоспособности радиоэлектронной промышленности посредством создания инфраструктуры для развития приоритетных направлений, интеграции в международный рынок и реализации инновационного потенциала.
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов востребован на всех предприятиях, имеющих в своем производственном цикле автоматизированные системы управления. В связи с развитием робототехнических систем и миниатюризацией управляющих схем, профессия получает новый сегмент рынка труда.