Приказ минтранса 15 2004

Штрафы за нарушение РТО для юрлиц и индивидуальных предпринимателей существенно возросли. Надзорные органы следят за соблюдением режима без особого пристрастия, но ситуация может измениться.

Детальный разбор режима труда и отдыха для профессиональных водителей-дальнобойщиков подготовил автор блога dalnoboi.pro: приводим этот материал без купюр.  Новый раздел ПДД 26 про нормы управления и тахографы — для кого?Контроль РТО в России15-й Приказ МинТранса. Суммированный учёт рабочего времениВремя управленияВремя отдыхаРекомендуемый усреднённый графикЗачем нужны допускиСтатья 9 ЕСТР: «изъятия» и 24-х часовой принципПункты Положения 15-го Приказа, касающиеся междугородных перевозок грузовII. Рабочее времяIII. Время отдыха

Новый раздел ПДД 26 про нормы управления и тахографы — для кого?

20 декабря 2019 года вышло Постановление Правительства N 1733 о внесении в Правила Дорожного Движения нового раздела номер 26 под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха».

Этот небольшой раздел почти копирует некоторые положения ЕСТР — «Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки», то есть документа, которым руководствуются российские автоперевозчики при осуществлении международных рейсов.

Для радела взяты только те нормы, которые касаются максимальных периодов управления и минимальных периодов отдыха. Это: два по четыре с половиной часа управления с 45-ти минутным перерывом; 9 часов управления в день (или 10); 56 часов за неделю и 90 за две; а также суточный отдых 11 или 9 часов, и еженедельный отдых, 45-ти часовой или 24-х часовой.

А это означает, что данное нововведение не касается ни юридических лиц, ни индивидуальных предпринимателей (см. статью 20 ФЗ N 196-ФЗ), ни наёмных водителей, — то есть практически никого из тех, кто реально ездит по дорогам.

Поэтому собственно автоперевозчики по-прежнему должны руководствоваться Приказом Минтранса №15 2004 года, к которому прилагается «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Обратите внимание на разницу: «время управления» и «время труда и отдыха» — это разные понятия, разные документы, касающиеся разных лиц.

То, что сейчас введено — касается физических лиц, а то, по чему перевозчики должны работать — касается индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и наёмных водителей. И это — Приказ номер 15. Точнее — Приложение к этому приказу, в котором и содержится это самое «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Физические лица, к которым относится вновь принятый раздел 26 ПДД, не работают, они просто управляют. Это те люди, которые везут свои частные грузы на своём автомобиле. Таких людей — ноль-ноль-ноль-ноль-один процент на трассе. Например, человек, который погрузил свою мебель в свой ГАЗон или КАМАЗ и перевёз в другое место.

Такие люди, во-первых, никогда не будут управлять в течение такого количества времени (даже четыре с половиной часа — вряд ли) — ну, это другой вопрос.

Главное, повторю, в том, что этот новый раздел ПДД не касается практически никого. То есть он выпущен только для того, чтобы реализовывать обновлённую же статью КоАП 11.23 в её части касающейся физических лиц.

Поэтому разбирать мы будем всё тот же самый 15-й Приказ, который никуда не делся, и по которому должны работать все грузоперевозчики и пассажироперевозчики. То есть все профессиональные водители.

Вот этот-то 15-й Приказ мы и разберём. Не весь, конечно, а лишь то что касается междугородных грузоперевозок.

Большинство видео и текстовых страниц в сети посвящено нормам ЕСТР . И это не удивительно, ведь за нарушения режима труда и отдыха в Европе предусмотрены и выписываются серьёзные штрафы.

А вот внутрироссийские нормы режима труда и отдыха водителей по причине отсутствия контроля на трассе практически никто никогда не соблюдал, поэтому они мало кого интересовали. И даже более того — мало кто из водителей дальнобойщиков вообще о них знал.

Кстати напомню, что при осуществлении внутрироссийской перевозки водитель в любом случае должен соблюдать российское Положение 15-го Приказа, а не европейские нормы — даже если на грузовике установлен тахограф ЕСТР и имеется карточка допуска к МАП.

Если же данная конкретная перевозка международная, то есть между двумя странами (между Россией и ещё какой-то страной или между какой-то страной и Россией), то в этом случае нужно работать по нормам ЕСТР.

Итак, до сих пор нормами 15-го Приказа по-настоящему руководствовались лишь большие государственные предприятия, например — городские автобусные парки.

Однако 1 ноября 2019 года были введены серьёзные, практически европейские штрафы за несоблюдение РТО для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Напомню, что на ИП за переработку или недоотдых теперь, по обновлённой статье 11.23 КоАП, могут выписать от 15000 до 25000 рублей, причём независимо от того, сам ли ИП за рулём, или нанятый им водитель.

Пока, судя по информации поступающей с трасс, контролирующим органам дана команда штрафовать в основном только за отсутствие тахографа, но в любой момент ситуация может измениться.

Поэтому и стоит разобраться, что же это такое — российские нормы режима труда и отдыха водителей.

«Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее для краткости будем называть его «15-й Приказ») разрабатывалось с учётом требований Трудового Кодекса Российской Федерации (ФЗ N 197), и в основном оно касается норм вообще для всех водителей, а не только для тех, кто проводит в пути несколько дней. И это правильно, поскольку водитель-дальнобойщик как человек физиологически ничем не отличается от водителя-по-месту как человека. Поэтому и основополагающие нормы практически для всех водителей (как и для всех трудящихся) одинаковы, что отражено и в рассматриваемом нами 15-ом Приказе.

Пункт 7 раздела II «Рабочее время» гласит:

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.

То есть как это должно происходить, например, при шестидневной рабочей неделе:

пришёл водитель на работу — время пошло. Медосмотр, проверка автомобиля, оформление документов и прочее (а по закону всё это — рабочее время) занимает минут 20 как минимум. Выехал. Три с половиной часа порулил — обед. После обеда ещё три часа порулил — и на базу. На послерейсовые осмотры, проверки, оформление документов — минут 10. Всё — рабочее время кончилось.

Итого, максимум — 6 часов 30 минут вождения при 7-ми часовом рабочем дне. Можно ли так работать по межгороду? Можно, но ездить придётся долго, а дома бывать редко.

Поэтому, чтобы увеличить время управления и, соответственно, пройденное расстояние, и, соответственно, время отдыха дома, законом допускается «суммированный учет рабочего времени».

Читаем в пункте 8 раздела II «Рабочее время»:

Означает это вот что: превышение допустимого количества рабочих часов в отдельные дни или недели возможно, но за месяц рабочих часов должно быть не более, чем при 40-часовой рабочей неделе. То есть в месяц можно тратить на работу (именно на всю работу, а не только на вождение) в среднем не более чем примерно 165 часов.

Из этого следует также, что и минимальное количество часов или дней для отдыха в месяц должно быть одинаковым для всех водителей, независимо от того, по какому графику и на каких расстояниях они трудятся.

Почему важно в первую очередь уяснить именно эту основу? Потому что на меньших масштабах, то есть на дневных и недельных, будет трудно понять, как это, например, может быть такое, что в законе установлены максимальный 8-ми часовой рабочий день и 9-часовой период вождения.

Замечу также, что именно в масштабе месяца наиболее отчётливо выявляется основная суть норм режима труда и отдыха.

А состоит она в том, что водитель должен отдавать самому себе взятое взаймы у самого себя время на нормальную жизнь. Перерабатывая и недоотдыхая ты как бы залезаешь в долг перед самим собой, причём не только перед своим организмом, но и, по большому счёту, перед всей своей жизнью. И если ты хотя бы в течение месяца не отдаёшь этот долг, ты просто кидаешь самого себя, отнимая у себя же положенные тебе отдых и свободное время. (И, кстати, при этом косвенно принуждаешь к тому же самому своих коллег).

Итак, суммированный учёт позволяет превышать нормальное количество рабочих часов в день и в неделю, позволяя вырабатывать положенное на месяц ограниченное количество часов не в течение месяца, а в течение примерно трёх недель, после чего оставшаяся неделя с небольшим должна стать обязательной для отдыха.

Обратите внимание — речь пока идёт не о количестве часов вождения, а о количестве всего рабочего времени.

Но нельзя ли ещё быстрее, то есть нет ли возможности отработать эти примерно 165 часов не за три, а, скажем, за две недели?

Нет, такой возможности нет из-за ограничений:

  • максимальной продолжительности ежедневной работы;
  • максимального времени управления;
  • минимального времени ежедневного и еженедельного отдыха.

Читаем дальше Приложение к 15-му приказу.

Раздел II «Рабочее время», пункты 9 и 10:

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.

И опять же — речь пока не о времени управления, а о продолжительности всей ежедневной работы, которая включает в себя не только вождение. Прочитаем про некоторые другие виды деятельности в пункте 15:

«время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

Всё о чём шла речь до сих пор, то есть продолжительность рабочего времени, находится в основном в сфере трудовых отношений, на дороге не проверяется и по пункту 3 статьи 11.23 КоАП не наказывается.

Однако понятие «Ежедневная работа» или иначе «смена» нам ещё понадобится. Дело в том, что в 15-ом Приказе, в отличие от ЕСТР, нет 24-х часового принципа назначения периодов отдыха водителя (за одним исключением). Поэтому, например, ежедневный отдых в российских нормах определяется как «междусменный», то есть между двумя рабочими сменами, тогда как в ЕСТР это отдых в течение каждого 24-часового периода по окончании предыдущего периода отдыха — ежедневного или еженедельного.

То есть рассматривать российские нормы управления и отдыха придётся с привязкой к рассмотренным только что российским нормам ежедневной работы (смены).

Теперь перейдём к рассмотрению собственно тех норм, за несоблюдение которых установлены штрафы в пункте 3 статьи 11.23 КоАП. Прочитаем первый абзац этого пункта:

и так далее.

Итак, на трассе могут штрафовать либо за превышение времени управления, либо за недостаточную продолжительность отдыха.

Так что переходим к тем пунктам 15-го Приказа, которые определяют время управления и время отдыха.

Читаем только то, что касается перевозок обычных грузов (то есть не тяжеловесных и крупногабаритных).

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд – 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

Здесь уместно заметить, что два этих пункта — единственное в чём схожи 15-й Приказ и ЕСТР. Во всём остальном — это разные нормы!

Итак, максимальное ежедневное время управления (имеется в виду общее суммарное время управления за смену) — 9 часов, и два раза в неделю допускается вождение в течение  10 часов. Оба варианта влезают в растягиваемую от 10 до 12 часов ежедневную работу (смену). Здесь всё понятно.

Что же касается недельного и двухнедельного количества максимального времени управления, то оно тесно связано с другой нормой — с минимальной продолжительностью еженедельного непрерывного отдыха, которая согласно пункту 26 должна составлять не менее 42 часов.

(Для тех кто знаком с ЕСТР, сразу скажу, что никакого сокращённого еженедельного отдыха в российском РТО не предусмотрено — только полный.)

Так вот, наличие обязательного еженедельного 42-х часового непрерывного отдыха означает, что на рабочие смены и междусменные отдыхи в оставшуюся часть недели остаётся 5 суток плюс 6 часов.

Поэтому по-нормальному на каждой неделе надо ездить так: 5 дней по 9 часов управления (то есть в сумме — не более 45 часов управления). Соответственно, за две таких недели получится, как и положено, 90 часов управления.

А можно и до 56 часов управления в неделю, но тогда в другую неделю останется: 90 минус 56 = 34 часа управления.

Но как вообще можно выкатать 56 часов за 5 дней, ведь при этом должно получиться более 11 часов вождения за смену при положенных 9 или 10?

Для этого надо считать не сутками, а периодами состоящими из ежедневной работы (смены) и ежедневного (междусменного) отдыха (о котором речь ещё впереди).

Так вот, если сложить смену и отдых, то может получиться в среднем не 24 часа, а чуть больше 20 часов:

— соответственно за пять с лишним суток таких периодов будет чуть больше шести, что и составит около 56 часов вождения:

А теперь рассмотрим норму, которая в наибольшей степени отличается от подобной нормы в ЕСТР.

Это максимальная продолжительность периодов управления и минимальная продолжительность перерывов между ними.

19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

То есть никаких «четырёх с половиной часов управления и сорока пяти минутного перерыва», как в ЕСТР, в наших нормах РТО пока нет.

Для начала нужно понять, что означают эти 4-х или 2-х часовые периоды вождения.

Иногда их называют периодами непрерывного вождения, но это не так. В них могут быть перерывы, например 2, 5, 10 или даже 14 минут. Но они не будут засчитываться как обязательные «специальные перерывы для отдыха от управления». Таковыми могут быть только перерывы продолжительностью 15 минут и более.

Согласно нашему 15-му Приказу эти «специальные перерывы» относятся к рабочему времени (смотрите пункт 15. б)), и соответственно не являются отдыхом.

Но они относятся к перерывам, поэтому в тахографе должна ставиться «кровать».

В целом всё вроде бы понятно и по максимуму должно быть примерно так:

Но здесь не учтена ещё одна отличительная черта российского РТО, который вынужден постоянно оглядываться на Трудовой Кодекс, — это особенный перерыв для отдыха и питания.

Согласно пункту 24 этот перерыв предоставляется продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, причём при совпадении с 15-ти минутным, 30-ти минутный должен его заменять (поглощать). Но что значит «предоставляется» — должен ли водитель в обязательном порядке делать вместо одного из 15-ти минутных перерывов 30-ти минутный перерыв? Судя по формулировке пункта 19 — да, должен.

Итак, мы перешли к рассмотрению последнего, третьего раздела Положения 15-го Приказа, который определяет Время Отдыха.

Читаем четвёртый абзац пункта 25:

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.

На первый взгляд этот пункт почти копирует соответствующее положение ЕСТР.

Однако существенное отличие в том, что в ЕСТР не предусмотрена компенсация за сокращенные ежедневные периоды отдыха, то есть за «девятки», а по нашему закону такая компенсация полагается. То есть если на неделе будет три сокращённых ежедневных междусменных отдыха (по 9 часов вместо 11), то эти часы (11-9)*3=6 — эти 6 часов должны быть добавлены ко времени отдыха до конца следующей недели.

Должны ли они быть к чему либо присоединены целиком — то ли к еженедельному отдыху, то ли к междусменному, или их можно разделить, или они могут «отдыхаться» отдельно — непонятно, и это ещё одна неопределённость.

Читаем пункт 25 дальше:

То есть как и ЕСТР, наш РТО тоже позволяет разбивать ежедневный отдых на части, но, опять же, со своими особенностями: частей может быть не только две, но и три, причём одна из них — не менее 8 часов, а всего «междусменный» отдых в этом случае должен быть увеличен до 12 часов.

Тут могло бы возникнуть уже совершенно явное несоответствие: как это отдых может быть «междусменным», если он разбит на части внутри одной смены? Поэтому здесь нашим законотворцам пришлось таки (единственный раз!) прибегнуть к гораздо более понятной опоре на 24 часа, как это сделано в ЕСТР.

И всё же неопределённость опять получилась: во первых не определено, от какого именно момента начинается или каким моментом заканчивается этот 24-х часовой отсчёт для распределения частей отдыха; а во-вторых, восьмичасовая часть отдыха может быть даже в начале смены (в отличие от ЕСТР, где её аналогу строго полагается второе место), что фактически допускает возможность сокращения междусменного отдыха до любого значения — хоть до часа (вместо 11 или 9).

И завершается 25-й пункт допущением, касающимся скорее не времени отдыха, а времени вождения:

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.

Вроде бы полезный допуск, но тоже с нестыковками: как может наступить междусменный отдых, когда водитель ещё едет, то есть когда смена ещё не закончилась? Ведь междусменный отдых у нас определяется именно окончанием смены, а не обратным отсчётом от конца 24-х часового периода как в ЕСТР? То есть по данному абзацу получается, что водитель может продолжать управлять автомобилем закончив смену, то есть ехать уже как бы отдыхая и подыскивая парковку?

И что вообще означает «вправе следовать» — вправе превышать 9-ти или 10-ти часовое время управления? Или «следовать» означает бросить автомобиль и идти до стоянки пешком?

А за сколько времени до окончания смены водитель должен предусматривать место для стоянки?

Да и вообще, зачем этот допуск, когда уже есть пункт 10, прочитаем его ещё раз:

И наконец, читаем последний важный для нас пункт — 26-й:

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

Пункт вроде бы тоже похожий на ЕСТРовский, но на самом деле совершенно от него отличающийся.

Самое главное отличие — у нас не определен максимальный промежуток между еженедельными отдыхами. Поэтому их можно поставить где угодно — в конце недели, в начале, в середине.

И может получаться так, что на первой неделе еженедельный отдых в начале недели, а на второй — в конце, и в результате можно работать 10 дней подряд.

Второе — у нас нет сокращённого 24-х часового варианта еженедельного периода отдыха. То есть в любом случае этот отдых должен быть продолжительностью не менее 42-х часов.

Третье — в ЕСТР ежедневный отдых может быть поглощён еженедельным, а по нашему — ежедневный стыкуется с еженедельным, то есть прибавляется к нему. Здесь кстати возникает тот же парадокс: если ежедневный междусменный отдых определяется окончанием и началом смены, то как можно присоединить к нему другой отдых, ведь в этом случае ежедневный междусменный отдых либо не начнётся, либо не закончится?

Ну и четвёртое — не 45 часов, а 42 — опять же для согласования с Трудовым Кодексом.

Итак, мы закончили рассмотрение Приложения к приказу Минтранса N 15, то есть «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

С одной стороны — он жёстче ЕСТР, с другой — нечёткость и расплывчатость некоторых положений, а также отсутствие списка определений позволяют свободнее варьировать график работы.

Но раз нет чёткости, то не получится построить понятную и простую схему ни для водителей, ни для предпринимателей, ни для контролёров на трассе.

Можно порекомендовать лишь усреднённый график, который может выглядеть так:

Первая часть «ежедневного рейсового периода» (назовём его так) — это ежедневная работа (смена) продолжительностью не более 12-ти рабочих часов, разделённая обеденными перерывами.

В течение этой смены можно управлять автомобилем в сумме не более 9 часов (два раза в неделю допускается 10 часов).

Управление должно прерываться 15-ти минутными перерывами, первый из которых — не более чем через 4 часа вождения, остальные — не более чем через каждые 2 часа вождения. Вместо одного из таких перерывов или в другое время смены должен быть перерыв для отдыха и питания не менее 30 минут.

Вторая часть «ежедневного рейсового периода» — это ежедневный (междусменный) отдых продолжительностью не менее 11 часов.

Три раза в неделю допускается 9 часов.

При использовании всего максимально возможного количества часов для вождения в день, таких «ежедневных рейсовых периодов» будет 10 за две недели.

Важно обратить внимание вот на что:

  • во-первых, все эти нормы говорят о максимальном времени управления и минимальном времени отдыха, но при этом никто не запрещает ехать меньше или отдыхать больше;
  • а во-вторых, все «послабления», как то — управление 2 раза в неделю по 10 часов или сокращённые междусменные отдыхи по 9 часов и прочие допуски — прописаны вовсе не для нормальной повседневной работы, а для учитывания случающихся дорожных ситуаций, из-за которых можно не уложиться в обычные нормы.

В связи с этим есть повод задуматься о том, насколько же перевёрнуто сознание водителей, особенно дальнобойщиков!

Если большинство нормальных людей хотят больше выходных и меньше работать, то водители всеми правдами и неправдами ищут возможностей увильнуть от отдыха и работать больше!

Это — следствие порочной практики оплаты труда дальнобойщиков в зависимости от количества пройденных километров (а то и в процентах от стоимости перевозки!). И эта практика является корнем всех проблем перевозчиков, в том числе — нечестной конкуренции, низких ставок и высоких рисков!

Среди аргументов приводимых противниками соблюдения РТО наиболее часто выдвигается следующий: в России нет инфраструктуры для соблюдения Режима Труда и Отдыха, а дорожная ситуация трудно предсказуема.

С этим сложно не согласиться. Но ведь всё решаемо — с помощью правильных законов. Для этого в наши нормы необходимо ввести пункт подобный Статье 9 ЕСТР под названием «Изъятия». Процитирую эту европейскую(!) норму:

Для того чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящего Соглашения в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся в транспортном средстве лиц, транспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель должен указать характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листке или на распечатке контрольного устройства или в своей ведомости не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.

Вот так всё просто, понятно и по-человечески.

Но наши законотворцы упорно не хотят вводить такое положение, и ставят вместо этого какие-то нелепые допуски, подобные разобранному нами выше в пункте 25, или тому, что сейчас ввели для физических лиц в ПДД (то есть ещё плюс 1 час управления).

Видимо они считают, что все водители поголовно начнут ежедневно и постоянно превышать время управления, а затем писать на распечатке какие угодно причины.

Но ведь это легко проверяется, а даже если и не проверить, то ведь совершенно ясно, что если перевозчик пользуется этим постоянно, то его надо привлекать к ответственности, а если раз-другой в месяц, то ничего страшного в этом нет при наших пробках, зимах и ремонтах.

Кто-то скажет, что такая норма есть в 36-ом Приказе, но там сказано так:

Приложение 3, п.12

В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.

И всё. И это не даёт водителю никаких прав.

Возникает и такое предложение: а не перейти ли России на ЕСТР и на внутренних перевозках?

Ведь европейские нормы отточены десятилетиями реальной эксплуатации, поэтому они проще, понятнее, а главное — не имеют расплывчатостей и неопределённостей как в нашем Положении 15-го Приказа.

Но полностью перейти не получится хотя бы потому, что у нас теперь свои особенные национальные тахографы.

А вот сами принципы установки норм режима труда и отдыха можно и нужно изменить на те, что используются в ЕСТР — например, междусменный принцип — на 24-х часовой, и так далее.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

19. Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт “б” пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

25. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

Об утверждении
Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей
автомобилей

В
соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ “Трудовой
кодекс Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации,
2002, N 1 (ч.I), ст.3)

Утвердить
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей
автомобилей согласно приложению.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 ноября 2004 года,
регистрационный N 6094

Приложение
к приказу Минтранса России
от 20 августа 2004 года N 15

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха
водителей автомобилей (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей
329 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ “Трудовой кодекс
Российской Федерации”* (далее – Трудовой кодекс Российской Федерации).
_______________
     * Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3.

2.
Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени
отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках,
а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации
работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих
зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности,
индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную
деятельность на территории Российской Федерации (далее – водители).

Все вопросы
рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются
законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает
особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения
представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным
договором, соглашениями, – по согласованию с представительным органом
работников.

3.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные
Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности)
водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений
должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4.
Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех
водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным
учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один
месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается
время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время
перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и
еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с
учетом мнения представительного органа работников.

5.
На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при
которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность
ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель
устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с
учетом норм Положения.

6.
В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в
соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового
распорядка организации и графиком работы (сменности).

7.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40
часов в неделю.

Для
водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными
днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать
8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним
выходным днем – 7 часов.

8.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена
установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего
времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с
продолжительностью учетного периода один месяц.

На
перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других
перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может
устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать
нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения
представительного органа работников.

9.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы
(смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев,
предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10.
В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо
дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность
ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если
пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12
часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть
оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11.
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных
городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной
работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с
представительным органом работников.

12.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций
коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб,
технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки
без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других
населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании
органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей
организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до
12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение
периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

13.
Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и
междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть
разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании
локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа
работников.

Перерыв
между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после
начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не
более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая
продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать
продолжительности ежедневной работы (смены), установленной
пунктами 7, 9,
10 и 11
настоящего Положения.

Перерыв
между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте,
определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время
перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

14.
Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям
автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных,
топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может
устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об
установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом
мнения представительного органа работников организации.

Количество
и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при
ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной
продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на
общих основаниях.

15. Рабочее
время водителя состоит из следующих периодов:

а)
время управления автомобилем;

б)
время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на
конечных пунктах;

в)
подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию
и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для
выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и
после окончания смены;

г)
время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после
возвращения с линии;

д) время
стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки
пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время
простоев не по вине водителя;

ж) время
проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии
эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки
механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при
отсутствии технической помощи;

з)
время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных
пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие
обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с
водителем;

и)
время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем
при направлении в рейс двух водителей;

к) время в
других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время
управления автомобилем подпункт “а” пункта 15
Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9
часов (за исключением случаев, предусмотренных в
пунктах 17, 18 Положения), а в условиях
горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5
метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не
может превышать 8 часов.

17.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение
периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более
двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем
за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18.
При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на
регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться
суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная
продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом
времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной
продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90
часов.

19. На
междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления
автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от
управления автомобилем в пути подпункт “б” пункта
15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы
такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В
том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со
временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт
25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота
перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их
продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку
автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав
и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в
подготовительно-заключительное время (подпункт “в”
пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского
осмотра водителя (подпункт “г” пункта 15 Положения)
устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа
работников организации.

21. Время
охраны груза и автомобиля (подпункт “з” пункта 15
Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30
процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля,
засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом
мнения представительного органа работников организации.

Если
перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану
груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

22. Время
присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при
направлении в рейс двух водителей подпункт “и”
пункта 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее
50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте
водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух
водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с
учетом мнения представительного органа работников организации.

23.
Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных
статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При
суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня
(смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением
случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3
части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов
в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания
продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При
установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены)
более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания
общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время
предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность
(общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом
мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и
работодателем.

25.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва
для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени
работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При
суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного
(междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На
междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени
продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в
промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени
предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, – не
менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха
непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

26.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или
непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его
продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При
суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный
отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы
(сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее
числа полных недель этого месяца.

28. На
междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени
продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до
29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного
непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

29.
Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком
работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных
статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного
согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях – с его
письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения
представительного органа работников.

30. Работа
водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных
статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При
суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для
водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего
времени учетного периода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *