Приказ Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142 (ред. от 31 января 2008 г.) “Об утверждении федеральных авиационных правил “Требования авиационной безопасности к аэропортам” (зарегистрированы в Минюсте России). Федерации от 28 декабря 2005 г. N 7321)

Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2005 г. N 7321

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 ноября 2005 г. N 142

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

“ТРЕБОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К АЭРОПОРТАМ”

В соответствии с пунктом 2 статьи 48, пунктом 4 статьи 84 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078) и в целях реализации мер по государственному регулированию деятельности гражданской авиации и повышения уровня авиационной безопасности на воздушном транспорте приказываю:

Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила “Требования авиационной безопасности к аэропортам”.

Приказом Минтранса России

Настоящие правила определяют последовательность действий Федерального агентства водных ресурсов и его территориальных органов по оформлению государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования.

Приказ Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. N 142

Об утверждении Федеральных авиационныхправил “Требования авиационной безопасности к аэропортам”

(с изменениями от 31 января 2008 г.)

В соответствии с пунктом2 статьи 48, пунктом 4 статьи 84 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации” (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078) и вцелях реализации мер по государственному регулированию деятельности гражданскойавиации и повышения уровня авиационной безопасности на воздушном транспортеприказываю:

Утвердить прилагаемыеФедеральные авиационные правила “Требования авиационной безопасности каэропортам”.

И.о. Министра                                             С.Аристов

Зарегистрировано вМинюсте РФ 28 декабря 2005 г.

Федеральные авиационные правила”Требования авиационной безопасности к аэропортам”

Общие положения

1. Федеральныеавиационные правила “Требования авиационной безопасности каэропортам” (далее – Правила) устанавливают требования авиационнойбезопасности к аэропортам, аэродромам (далее – аэропорт), если не указано иное,обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационнымипредприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами,осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

2. Настоящие Правиларазработаны на основании Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ”Воздушный кодекс Российской Федерации” (далее – Воздушный кодекс)*(1), Положения о федеральной системеобеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконноговмешательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 июля 1994 г. N 897*(2), а также сучетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организациигражданской авиации.

Организация и обеспечение авиационнойбезопасности в аэропорту

3. Авиационнаябезопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание ифункционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушныхсудов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающегоперсонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов,предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

4. Авиационнаябезопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее – САБ)аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспортаРоссийской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационнойбезопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченнымиорганами, наделенными этим правом федеральными законами.

САБ аэропортов и САБэксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставнымизадачами.

5. САБ аэропорта, САБэксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием испециальными средствами в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа,автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальнымисредствами.

6. Сотрудники САБаэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) проходят специальнуюпрофессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку всертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессиональногообразования по утвержденным учебным программам с получением документаустановленного образца.

7. Аэропорты иэксплуатанты (авиационные предприятия) должны иметь программы обеспеченияавиационной безопасности, содержащие комплекс мер по обеспечению авиационнойбезопасности применительно к особенностям условий базирования, географииполетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объемапассажирских и грузовых перевозок и другим факторам.

8. Проекты вновьстроящихся или реконструируемых аэропортов должны предусматривать наличие:

помещений (зонконтроля пассажиров) для досмотра пассажиров, ручной клади и багажа,оборудованных техническими средствами досмотра;

помещений дляпроведения личного (индивидуального) досмотра пассажиров;

помещений для досмотрапочты, грузов и бортовых запасов;

помещений дляоформления оружия, боеприпасов и спецсредств, переданных пассажирами длявременного хранения на период полета воздушного судна;

служебных помещенийдля сотрудников САБ, сотрудников органов внутренних дел;

помещений для отдыхадежурных смен САБ;

контрольно-пропускныхпунктов (далее – КПП);

ограждения аэропортовпо периметру.

Указанные проектыаэропортов регионального значения подлежат обязательному согласованию стерриториальными управлениями государственного авиационного надзора (далее -территориальные органы) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, афедерального значения – с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

9. САБ аэропортаобеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняетсянепосредственно руководителю администрации аэропорта.

САБ эксплуатантов(авиационных предприятий) обеспечивает выполнение требований по авиационнойбезопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей САБаэропортов на договорной основе.

III. Организация и обеспечение пропускного ивнутриобъектового режима в аэропорту

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. в пункт 10 настоящих Правил внесены изменения

10. Пропускной ивнутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией попропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропортапо согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сферетранспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних делРоссийской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов ихинфраструктуры (далее – подразделения, осуществляющие охрану аэропортов иобъектов их инфраструктуры).

Инструкция должнапредусматривать, в том числе ограничения проезда и нахождения транспортныхсредств на перроне, рулежных дорожках, взлетно-посадочных полосах аэропорта.

Территории аэродромовсовместного базирования или использования должны быть огорожены, въезды(выезды) должны находиться под контролем САБ и подразделений, осуществляющихохрану аэропортов и объектов их инфраструктуры и иметь средства принудительнойостановки автотранспорта (для аэропортов местных воздушных линий носит рекомендательныйхарактер).

11. Авиационныйперсонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие своюдеятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования инструкциипо пропускному и внутриобъектовому режиму.

12. Члены экипажавоздушного судна для выполнения полетного задания или иных служебныхобязанностей допускаются в рабочую площадь аэропорта, прилегающую к нейтерриторию и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которыеконтролируется (далее – контролируемая зона аэропорта) по удостоверениям членовэкипажей воздушных судов в порядке, установленном администрацией аэропорта,после прохождения процедуры предполетного досмотра.

13. Авиационныйперсонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие своюдеятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иныхорганов, осуществляющих государственный контроль, а также транспортные средстваи средства механизации перед допуском в контролируемую зону аэропорта проходятдосмотр на КПП с использованием технических средств досмотра.

14. Авиационныйперсонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие своюдеятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иныхорганов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспортдопускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного вданном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции попропускному и внутриобъектовому режиму.

Указанные лица принахождении в контролируемой зоне аэропорта должны иметь на верхней одежде слевой стороны личные пропуска с фотографиями и указанием секторов допуска.

15. Лица стороннихорганизаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются вустановленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропортадолжностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указаниемконкретного сектора(ов) допуска.

16. В контролируемойзоне аэропорта не допускается:

а) эксплуатацияавтомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, атакже личного транспорта;

б) использование безразрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;

в) нахождениеавиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц,осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта после окончаниярабочего времени (смены) без разрешения администрации;

г) курение иразведение огня в не предусмотренных для этого местах;

д) загромождениетерритории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняютдвижение транспорта;

е) нецелевоеиспользование аэродромной территории.

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. в пункт 17 настоящих Правил внесены изменения

17. КПП аэропортаоборудуются средствами связи, освещением, турникетами, металлическими воротамис автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие спомощью средств дистанционного управления, системой видеонаблюдения ивидеозаписи, тревожной сигнализацией, стационарными техническими средствамидосмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальнымиустройствами для досмотра транспортных средств и грузов и принудительнойостановки.

КПП аэропортов местныхвоздушных линий оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, тревожнойсигнализацией, воротами без дистанционного управления, переносными техническимисредствами досмотра физических лиц, автотранспорта и грузов.

18. В помещениях КППоборудуются стенды с образцами действующих в аэропорту удостоверений ипропусков, а также с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписипостоянных, временных, разовых и материальных пропусков.

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. в пункт 19 настоящих Правил внесены изменения

19. В периметровомограждении территории аэропорта предусматривается необходимое количествозапасных выездов, оборудованных запираемыми воротами и системой охраннойсигнализации (для аэропортов местных воздушных линий оборудование системой охраннойсигнализации запасных ворот носит рекомендательный характер).

Использование запасныхвыездов для проезда транспортных средств к отдельно стоящим объектамгражданской авиации контролируется САБ и подразделением, осуществляющим охрануаэропортов и объектов их инфраструктуры.

Организация и обеспечение охраны воздушныхсудов и объектов аэропорта

20. Под постоянной охранойв контролируемой зоне аэропорта должны находиться: воздушные суда; территорииотдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочнымиматериалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые терминалы; цехабортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов; КПП.

Порядокприема-передачи воздушных судов и объектов аэропорта под охрану определяетсяинструкцией по охране, разрабатываемой и утверждаемой администрацией аэропортапо согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сферетранспорта и подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов егоинфраструктуры.

21. Территорииаэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управлениявоздушным движением и навигации должны патрулироваться нарядами САБ.

22. Места стояноквоздушных судов, территории отдельно стоящих объектов с горюче-смазочнымиматериалами, специальными жидкостями и газами, почтово-грузовые терминалы, цехабортового питания, коммерческие склады, склады хранения опасных грузов и КППоборудуются охранным освещением.

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. в пункт 23 настоящих Правил внесены изменения

23. Территорияаэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошноеограждение высотой 2,13 – 2,44 метра по всему периметру с предупредительнымианшлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние междупредупредительными аншлагами не более 100 метров.

В ограждении вкачестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитнойсигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение, атакже иные инженерные и технические средства охраны, типы и виды которыхсогласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов егоинфраструктуры.

Поверх периметровогоограждения устанавливаются металлические конструкции различного профиля(козырьки из угловых консолей с несколькими рядами колючей проволоки,армированной колючей ленты и др.) (для аэропортов местных воздушных линий носитрекомендательный характер).

С внутренней и внешнейсторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра должна быть очищена отмусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов,складирование оборудования и материалов, стоянка транспортных средств и т.п.

24. На участкахограждения вдоль периметра объектов аэропорта дополнительно могутустанавливаться:

а) постовые вышки илисмотровые площадки для наблюдения за состоянием ограждения и прилегающейместностью;

б) контрольно-следоваяполоса для определения места проникновения нарушителя пропускного режима;

в) блок-посты служебныхсобак;

г) системы охранной(защитной) сигнализации;

д) электронныеустройства обнаружения и подачи сигнала тревоги при преодолении или попыткепреодоления ограждения нарушителем.

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. в пункт 25 настоящих Правил внесены изменения

25. С внутреннейстороны вдоль ограждения аэропорта прокладывается дорога с искусственнымпокрытием, а для аэропортов местных воздушных линий допускается устройство грунтовыхдорог.

26. Подразделенияохраны САБ аэропортов и (или) подразделения, осуществляющие охрану аэропортов иобъектов их инфраструктуры размещаются в караульном помещении (караульныхпомещениях). Хранение оружия и боеприпасов обеспечивается в соответствии стребованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерациив специально оборудованной комнате.

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. в пункт 27 настоящих Правил внесены изменения

27. На привокзальныхплощадях создаются зоны безопасности шириной не менее 50 метров от зданийаэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов (для аэропортов местных воздушныхлиний носит рекомендательный характер).

Кратковременнаяостановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только дляпосадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонахбезопасности запрещена.

Организация и обеспечение предполетного ипослеполетного досмотра на территории аэропорта

28. Предполетныйдосмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии сЗаконом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I “Омилиции”*(3) пассажиров, багажа, в томчисле вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числаавиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна,грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченнымилицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутреннихдел.

Порядок проведенияпредполетного и послеполетного досмотра в установленном порядке согласуется сМинистерством внутренних дел Российской Федерации.

29. Предполетныйдосмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, ручной клади, багажа,почты, грузов и бортовых запасов осуществляется в соответствии с Руководствомпо производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушныхсудов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовыхзапасов, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от21 ноября 1995 г. N 102 *(4), с изменениями,внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября2005 г. N 117 *(5).

30. Технологияпослеполетного досмотра пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся припассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданскойавиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты разрабатываетсяадминистрацией аэропорта применительно к условиям аэропорта, согласуется ссоответствующим органом внутренних дел на транспорте и территориальным органомФедеральной службы по надзору в сфере транспорта.

31. Досмотравиационного персонала, работников авиапредприятий и иных лиц, осуществляющихсвою деятельность на территории аэропорта, производится на КПП.

Допускается досмотрчленов экипажей воздушных судов на КПП, если это предусмотрено инструкцией попропускному и внутриобъектовому режиму данного аэропорта.

32. В местах продажиавиабилетов, в зонах регистрации пассажиров, перед пунктами досмотра, в местахзаполнения таможенных деклараций и оформления багажа вывешиваются плакаты соспециальной информацией по авиационной безопасности, в которых указываются:

а) перечни опасныхвеществ и предметов, запрещенных к воздушной перевозке;

б) правила перевозкина воздушных судах оружия, боеприпасов, специальных средств, радио-, фото- ивидеоаппаратуры, электронно-вычислительной и телевизионной техники, а такжедопустимые нормы провоза ручной клади;

в) соответствующиеизвлечения из Воздушного кодекса и других нормативных правовых актов пообеспечению авиационной безопасности;

г) соответствующиеположения из Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ “Уголовныйкодекс Российской Федерации”*(6) иФедерального закона от 30 декабря 2001 г. “Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях”*(7) обответственности пассажиров за нарушение мер авиационной безопасности.

33. Лица, производящиепредполетный и послеполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей,находящихся при пассажирах, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношениипассажиров и не допускать действий, унижающих их достоинство.

34. Пассажиры, в томчисле обслуживаемые в зале официальных лиц и делегаций, допускаются к посадкепосле регистрации и прохождения предполетного досмотра в установленном порядке.

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. в пункт 35 настоящих Правил внесены изменения

35. В камерах храненияорганизуется досмотр сдаваемого багажа с использованием стационарныхтехнических средств досмотра.

В аэропортах местных воздушныхлиний в камерах хранения, при отсутствии стационарных технических средств досмотраорганизуется досмотр сдаваемого багажа с использованием портативных (ручных) металлоискателей.

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. в пункт 36 настоящих Правил внесены изменения

36. В аэропортупредусматриваются помещения (пункты досмотра), которые оборудуютсястационарными техническими средствами досмотра (рентгенотелевизионным интроскопом,стационарным металлоискателем, портативными (ручными) металлоискателями,средствами обнаружения взрывчатых веществ), а также системой видеонаблюдения ивидеозаписи, информация которой сохраняется в течение 1 месяца, аварийнымосвещением и электроснабжением, тревожной сигнализацией, телефонной связью, втом числе и прямой связью с диспетчером службы организации пассажирскихперевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, правоохранительнымиорганами.

Пункты досмотра в аэропортахместных воздушных линий при отсутствии стационарных технических средств досмотраоснащаются портативными (ручными) металлоискателями, средствами связи и тревожнойсигнализацией.

37. Планировка пунктовдосмотра должна осуществляться с учетом исключения смешивания или контактапассажиров, проходящих предполетный досмотр, с лицами, не прошедшими такойдосмотр.

Зона (пункт)послеполетного досмотра должна быть максимально приближена к зоне выдачибагажа.

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. в пункт 38 настоящих Правил внесены изменения

38. В аэровокзалахаэропортов предусматриваются:

а) зоны контроляпассажиров – помещения (пункты досмотра) площадью не менее 54 кв. метров дляпредполетного досмотра, оборудованные стационарными техническими средствамидосмотра, а также помещения (кабины) площадью не менее 4 кв. метров дляпроведения личного (индивидуального) досмотра;

б) зона между любымпунктом проверки (пунктом предполетного досмотра) пассажиров и воздушнымсудном, доступ в которую строго контролируется (далее – стерильная зона)площадью не менее 1,7 кв. метра из расчета на одного пассажира, оборудованныеместами для сидения и местами общего пользования. В стерильных зонах могутоборудоваться торговые точки при условии выполнения требований по авиационнойбезопасности и бытовые комнаты;

в) отдельное помещениедля приема (выдачи), проверки и оформления оружия, боеприпасов и патронов кнему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения напериод полета. Помещение должно располагаться вблизи зоны контроля (пунктовдосмотра) в местах, удобных для обслуживания пассажиров, и оборудоваться всоответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации;

г) отдельное помещениедля временного хранения изъятых у пассажиров при досмотре запрещенных квоздушной перевозке опасных предметов и веществ, оборудованное в соответствии стребованиями, установленными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации;

д) пункты досмотрапассажиров, ручной клади и багажа в залах официальных лиц и делегаций;

е) пункты досмотрапассажиров, их ручной клади и багажа, иных лиц на входах в аэровокзалымеждународных аэропортов и аэропортов федерального значения, оборудованныерентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.

Для аэропортов местныхвоздушных линий размеры пунктов досмотра, помещений для личного досмотра и стерильныхзон, а также их оснащение техническими средствами досмотра определяются аэропортовымикомиссиями по авиационной безопасности и согласовываются с территориальными органамиФедеральной службы по надзору в сфере транспорта.

39. Входные и выходныедвери пункта досмотра не должны совмещаться, они оборудуются замками и охраннойсигнализацией. Ключи от дверей хранятся в САБ аэропорта.

40. Пункты досмотрадолжны быть огорожены, входы (выходы) в (из) них оборудуются с учетомисключения возможности наблюдения посторонними лицами процесса производствадосмотра и осуществления контакта с пассажирами, прошедшими досмотр.

Пространство междуверхней частью ограждения и потолком должно быть закрыто.

41. Администрацияаэропорта организует проведение ежедневных проверок (настроек) техническихсредств досмотра и оборудования, применяемого при производстве досмотра.

Поддержание постояннойработоспособности технических средств досмотра и оборудования в зонах контроля(пунктах досмотра), их эксплуатация осуществляются специально подготовленнымисотрудниками САБ, а техническое обслуживание – специалистами аэропорта илипредприятия, имеющими соответствующую квалификацию и допуск.

42. При досмотребагаж, почта, грузы и бортовые запасы подлежат маркировке номерными стикерами идоставляются на борт воздушного судна под контролем сотрудников САБ.

43. Пассажиры имеютправо на обжалование действий САБ, сотрудников органов внутренних дел всоответствии с законодательством Российской Федерации.

44. При необоснованнойзадержке отправления пассажира, связанной с проведением досмотра, должностныелица аэропорта по требованию пассажира обязаны принять все необходимые меры,обеспечивающие отправку его очередным рейсом.

Организация и обеспечение предполетногодосмотра воздушных судов

45. Воздушные судаподлежат обязательному предполетному досмотру в целях выявления постороннихлиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия,боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут бытьиспользованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельностьгражданской авиации.

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. в пункт 46 настоящих Правил внесены изменения

46. Предполетныйдосмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой целисотрудниками САБ.

Численность групппредполетного досмотра воздушного судна определяется с учетом аспектоврегулярности полетов (в зависимости от режима работы, количества и типоввоздушных судов и их технической оснащенности), но не менее 4 человек.

Для аэропортов местныхвоздушных линий численность группы предполетного досмотра воздушного судна можетбыть сокращена до 2-х человек из числа сотрудников САБ при условии, что при проведениипредполетного досмотра участвуют члены экипажа воздушного судна и авиационный персонал.

47. Воздушное судно вовремя подготовки к очередному рейсу (полету) или во время стоянок в промежуточныхаэропортах при совершении транзитного полета подлежит обязательному досмотрупосле высадки пассажиров или перед приемом на борт пассажиров, грузов и багажа.

48. Предполетныйдосмотр воздушного судна производится только после того, как его покинут всеработники вспомогательных служб (поставщики бортового питания, сувенирнойпродукции, уборщики салонов и др.), обеспечивающих предполетное обслуживание.

49. К участию впредполетном досмотре воздушных судов привлекаются специалистыинженерно-технического персонала и члены летных экипажей.

50. Перед выполнениеммеждународного рейса (полета) в предполетном досмотре принимают участиепредставители органов пограничного и таможенного контроля.

51. Воздушные судапосле досмотра должны находиться под постоянной охраной сотрудников САБ домомента закрытия всех дверей и отхода трапа.

52. В случаепоступления информации об угрозе совершения актов незаконного вмешательствавоздушное судно подлежит дополнительному досмотру на специально выделеннойстоянке.

53. Предполетный илидополнительный досмотр воздушного судна проводится в соответствии сразработанной администрацией аэропорта и согласованной с территориальныморганом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, таможенным ипограничным органом инструкцией с перечнями мест досмотра по типам воздушныхсудов. Результаты досмотра воздушного судна оформляются документально.

54. Эксплуатантобеспечивает наличие на каждом воздушном судне схемы с указанием контрольныхмест предполетного и дополнительного досмотров и информацией о наиболее опасныхместах возможного размещения взрывного устройства.

VII. Обеспечение мероприятий по урегулированиючрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства вдеятельность гражданской авиации

55. Администрациейаэропорта разрабатывается и согласовывается с территориальными органами(подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной властиплан по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконноговмешательства в деятельность гражданской авиации (далее – План).

56. Разработка Планаосуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации.

В Плане определяютсяфункции и полномочия оперативного штаба, задачи подразделений федеральныхорганов исполнительной власти, задействованных в мероприятиях по предупреждениюи пресечению от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечениязахватов и угонов воздушных судов; схема оповещения и связи; расчет сил исредств, необходимых для урегулирования чрезвычайной ситуации.

57. План не режеодного раза в квартал уточняется в оперативных аспектах с руководителямиподразделений аэропорта, участвующих в урегулировании чрезвычайных ситуаций,связанных с актами незаконного вмешательства.

58. Схема оповещения исвязи, расчет сил и средств на случай угрозы или совершения акта незаконноговмешательства доводятся до членов оперативного штаба, служб и руководителейподразделений аэропорта, задействованных в урегулировании чрезвычайной ситуациии до руководителей подразделений, осуществляющих охрану аэропорта и объектовего инфраструктуры.

59. Администрациейаэропорта разрабатывается и утверждается инструкция по действиям должностныхлиц, дежурных смен и служб при получении информации об угрозе или совершенииакта незаконного вмешательства.

60. Для оперативногоруководства действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных сзахватом и угоном воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства вдеятельность гражданской авиации, в аэропортах, где возникла или имеется угрозавозникновения таких ситуаций, координации действий подразделенийзаинтересованных федеральных органов исполнительной власти создаютсяоперативные штабы.

Администрацииаэропортов и авиационных предприятий обеспечивают необходимые условия дляработы оперативных штабов.

61. В аэропорту дляработы оперативного штаба оборудуется специальное помещение – командный пункт встационарном и (или) подвижном варианте (на аэродроме – выделяется).

Командный пункт поурегулированию чрезвычайных ситуаций оснащается необходимыми средствамиуправления и связи (телефон, телеграф, факс, радиостанции, оргтехника,электронная почта и т.п.).

62. На территорииаэропорта предусматривается размещение пунктов сбора сил и средствподразделений, участвующих в урегулировании чрезвычайной ситуации, связанной сактом незаконного вмешательства.

63. В аэропортуоборудуется специальная изолированная стоянка для воздушных судов, в отношениикоторых имеется информация о наличии на борту взрывного устройства, а также дляпроведения операции, связанной с актом незаконного вмешательства.

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. в пункт 64 настоящих Правил внесены изменения

64. Для проверкиподозрительных предметов с целью выявления взрывных устройств и ихобезвреживания в аэропорту необходимо иметь специальную зону, оснащеннуюлокализаторами взрывных устройств (для аэропортов местных воздушных линий носитрекомендательный характер).

65. Сведения об актенезаконного вмешательства для средств массовой информации передаются толькоспециально уполномоченным лицом, назначаемым руководителем оперативного штаба.

66. Авиационныйперсонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие своюдеятельность на территории аэропорта при совершении акта незаконноговмешательства, обязаны оказывать содействие оперативному штабу и администрацииаэропорта в проведении мероприятий по урегулированию чрезвычайной ситуации.

67. Администрация аэропортадля урегулирования чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконноговмешательства, имеет право вводить в аэропорту и на прилегающих к немутерриториях дополнительные меры безопасности, включая задержку, ограничение илипрекращение приема и выпуска воздушных судов, удаление пассажиров, персонала идругих лиц из здания аэровокзала или других объектов аэропорта.

VIII. Особенности обеспечения авиационнойбезопасности в аэропортах Московского аэроузла, международных аэропортах иаэропортах федерального значения

68. В аэропортахМосковского аэроузла с целью выявления взрывчатых веществ создаютсякинологические подразделения.

69. КПП аэропортовоборудуются автоматизированными системами контроля и управления доступомперсонала.

Транспортные КППоборудуются средствами принудительной остановки автотранспорта.

70. В целяхпредупреждения террористических акций на объектах аэропортов, в том числе напривокзальной площади и прилегающих к ней территориях, на входах в аэровокзал ив зданиях аэровокзалов, а также в зонах контроля пассажиров и пунктах досмотрапроводятся согласованные с органами внутренних дел мероприятия попредупреждению и пресечению преступлений, охране общественного порядка иобеспечению общественной безопасности.

71. В аэропортахМосковского аэроузла обязательно использование трехуровневой системыпредполетного досмотра багажа:

а) на первом уровнеосуществляется досмотр 100% багажа с использованием высокоскоростногорентгенотелевизионного интроскопа с функцией автоматической (без участия оператора)диагностики взрывчатых веществ;

б) на втором уровнеосуществляется досмотр на компьютерном томографе или иной аппаратуре,обеспечивающей достоверное выявление взрывчатых веществ, подозрительногобагажа, не пропущенного в стерильную зону на первом уровне;

в) на третьем уровнеосуществляется ручной досмотр багажа, не пропущенного в стерильную зону навтором уровне. Ручной досмотр осуществляется в присутствии пассажира,сотрудника милиции и взрывотехника.

72. На входах в аэровокзалпункты досмотра пассажиров, ручной клади и багажа оснащаютсярентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.

73. При проведениипредполетного досмотра:

а) применяютсятехнические средства с использованием различных физических методов(рентгеновского, газоаналитического, ядерно-квадрупольного резонанса,нейтронного и др.) для обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств нателе и в одежде, в ручной клади и багаже пассажиров;

б) досматриваютсяверхняя одежда, головные уборы, обувь, ремни пассажиров с использованиемрентгенотелевизионного интроскопа;

в) производитсяличный, ручной (контактный) досмотр пассажиров в местах возможного нахождениявзрывного устройства, в качестве альтернативы ручному (контактному) досмотруможет использоваться метод просвечивания на рентгенографическом сканере;

г) проводитсяпсихологическое тестирование пассажиров.

Приказом Минтранса РФ от 31 января 2008 г. настоящие Правила дополнены пунктом 74

74. При несоответствиимер по обеспечению авиационной безопасности требованиям настоящих Правил допускаетсявременно принятие эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности, согласованныхс Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и органами внутренних дел, приусловии сохранения требуемого уровня авиационной безопасности.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12,ст. 1383.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15,ст. 1795.

Ведомости Совета народных депутатов и Верховного СоветаРСФСР, 1991, N 16, ст. 503.

Зарегистрирован Минюстом России 13 декабря 1995 г.,регистрационный N 995.

Зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2005 г.,регистрационный N 7107.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25,ст. 2954.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1(ч. 1), ст. 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *