Да, он действует.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
от 28 марта 1983 г. N 330
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДАЮЩИХ ПРАВО ЛИЦАМ,
СТРАДАЮЩИМ ЭТИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, НА ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ
ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ
(в ред. Приказов Минздрава СССР от 23.12.86 N 1650,
от 05.03.88 N 187, от 06.06.91 N 152)
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 13 января 1983 г. N 38 утверждаю:
1. Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, согласованный с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС (Приложение 1).
2. Инструкцию о порядке выдачи медицинского заключения лицам, страдающим заболеваниями, дающими право на первоочередное получение жилой площади (Приложение 2).
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам главных управлений и управлений Министерства здравоохранения СССР, руководителям органов и учреждений здравоохранения:
принять к руководству и исполнению Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, и Инструкцию о порядке выдачи медицинского заключения лицам, страдающим заболеваниями, дающими право на первоочередное получение жилой площади.
2. Министрам здравоохранения союзных республик разрешаю размножить Приказ в необходимом количестве.
к Приказу Министерства
от 28.03.83 N 330
1. Активные формы туберкулеза всех органов и систем с выделением туберкулезной палочки.
2. Психические заболевания с хроническим течением, стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные психозы).
3. Органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функции конечностей и функции тазовых органов (последствия перенесенных тяжелых черепно-мозговых травм, травм позвоночника и спинного мозга, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия, детский церебральный паралич).
5. Каловые, мочевые и влагалищные свищи, стома мочевого пузыря, противоестественный анус.
6. Тяжелая форма бронхиальной астмы с частыми приступами, осложненной дыхательной недостаточностью II – III ст.
7. Гемофилия и болезнь Виллебранда.
(п. 7 введен Приказом Минздрава СССР от 23.12.86 N 1650)
8. Тяжелые формы наследственных прогрессирующих нервно – мышечных дистрофий.
(п. 8 введен Приказом Минздрава СССР от 23.12.86 N 1650)
(п. 9 введен Приказом Минздрава СССР от 05.03.88 N 187)
10. Сахарный диабет, I тип, средняя и тяжелая форма.
(п. 10 введен Приказом Минздрава СССР от 06.06.91 N 152)
Начальник Главного управления
1. Медицинское заключение о заболевании, дающем право больным на первоочередное получение жилой площади, выдается государственными лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства или по месту работы больного и заверяется руководителем учреждения.
2. При отсутствии такой комиссии в лечебно-профилактическом учреждении больному выдается медицинское заключение, подписанное лечащим врачом и главным врачом.
3. Медицинское заключение выдается только в случае, если у больного имеется заболевание, предусмотренное списком заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади.
4. Медицинское заключение выдается больному по его заявлению, а в отношении больных, не достигших шестнадцатилетнего возраста, и психически больных, признанных судом в установленном порядке недееспособными, – по заявлению их родителей, опекунов или попечителей.
от 29 сентября 1989 г. N 555
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ТРУДЯЩИХСЯ
И ВОДИТЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В настоящее время в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве на 130,9 млн. работающих более 9 млн. заняты на работах с вредными и неблагоприятными условиями труда, в том числе 3,4 млн. женщин.
Условия труда на многих промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве еще не соответствуют санитарным нормам и правилам, в результате чего в стране регистрируется ежегодно более 11 тыс. впервые выявленных пострадавших от профессиональных отравлений и заболеваний. В 1987 г. было выявлено 11236 пострадавших (1,17 на 10000 работающих). За последние 10 лет зарегистрировано всего 137,6 тыс. таких больных.
В стране в 1988 г. более 4,9 млн. рабочих мест не соответствуют нормам и правилам охраны труда.
На предприятиях различных отраслей народного хозяйства проводится определенная работа по улучшению условий труда, сокращению численности работающих, подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов. Тем не менее, в условиях повышенного шума работает более 1,8 млн. человек, в том числе почти 180 тыс. женщин, повышенным уровням вибрации подвергается 495 тыс. человек, в том числе 394 тыс. женщин, в условиях большой загазованности и запыленности работают около 2,7 млн. человек, в том числе 805 тыс. женщин. Не устранен тяжелый физический труд, который выполняют более 1,9 млн. работающих, в том числе почти 270 тыс. женщин.
Данное обстоятельство формирует основную массу профессиональной заболеваемости и, в значительной степени, заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
Динамика профессиональной заболеваемости последних двух лет изменила свою направленность. С 1986 года после многолетнего снижения отмечается рост профессиональной заболеваемости (в 1986 году – на 2,7%, 1987 году – на 2,6%).
В настоящее время уровни и рост профессиональной заболеваемости определяются хроническими формами заболеваний и отравлений. В структуре профессиональной патологии 1987 года хронические формы составили 82,5%, острые – 17,5%.
В структуре профзаболеваемости, зарегистрированной в 1987 году, ведущие места принадлежат заболеваниям, возникшим от воздействия физических факторов, – 32,2% (вибрационная болезнь – 21,6%, неврит слухового нерва – 8,7%), заболеваниям пылевой этиологии – 22,8% (пневмокониозы – 14,4%), отравлениям и заболеваниям от воздействия химических факторов – 21,5%, от воздействия биологических факторов – 11,7%, заболеваниям, развивающимся от функционального перенапряжения органов и систем организма, – 11,2%.
По целому ряду министерств уровни профессиональной заболеваемости значительно превышают среднесоюзные показатели: наиболее высокие показатели профессиональной заболеваемости отмечаются на предприятиях цветной металлургии – 14,54 на 10 тыс. работающих, угольной промышленности – 8,99, Минудобрений СССР – 5,86, Минтяжмаша СССР – 5,75 и т.д. Практически не имеет тенденции к снижению профессиональная заболеваемость работающих в цветной металлургии, на предприятиях Минтяжмаша и Минэнергомаша. Свыше 55% вибрационной патологии в стране регистрируется на предприятиях угольной промышленности, черной и цветной металлургии, авиационной промышленности, агропромышленного комплекса в связи с использованием в производстве виброопасной техники и оборудования.
Вследствие высокой запыленности воздуха рабочей зоны отмечается большое количество пневмокониозов и пылевых бронхитов на предприятиях угольной промышленности, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов и др.
В результате воздействия ядохимикатов в концентрациях, превышающих предельно допустимые, растет количество отравлений в сельском хозяйстве.
Регистрируемый ежегодно уровень профессиональной патологии не отражает истинного положения дел, так как имеет место значительное недовыявление больных с профессиональными заболеваниями, что связано прежде всего с недостатками в организации и проведении периодических медицинских осмотров.
Недовыявление профессиональной патологии обусловлено также низким качеством предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся в целях предупреждения заболеваний, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний (в дальнейшем именуемыми предварительными и периодическими медицинскими осмотрами), в результате недостаточной подготовки по гигиене труда и профпатологии врачей-терапевтов цеховых врачебных участков и врачей-специалистов, проводящих осмотры, недостаточной обеспеченностью лабораторными и функционально-диагностическими приборами и оборудованием лечебно-профилактических учреждений, особенно в сельской местности.
“Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в XII пятилетке и на период до 2000 года” определили генеральную линию советского здравоохранения – повышение эффективности профилактики, которая остается основополагающим принципом охраны здоровья народа.
Для выявления ранних форм заболеваний и разработки оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику и снижение общей и профессиональной заболеваемости, предупреждение несчастных случаев на производстве, в целях снижения уровня дорожно-транспортных происшествий, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу, связанную с опасными, вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, а также периодические медицинские осмотры трудящихся и медицинские осмотры водителей индивидуальных транспортных средств.
Проводимые в стране периодические медицинские осмотры трудящихся, которыми ежегодно охвачено более тринадцати миллионов человек, явились составной частью проводимой всеобщей диспансеризации населения, они положительно влияют на качество диспансерного наблюдения за лицами трудоспособного возраста. Это в определенной степени способствовало снижению в 1987 году заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 4,5%, в 1988 году из-за подъема заболеваемости гриппом в случаях и днях временной утраты трудоспособности более, чем в 5 раз, а в целом по группе “простудные заболевания” на 20,5%, отмечен рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности по всем болезням с учетом этой группы на 4,27%, без учета – снижение на 1,5%; снижению первичного выхода на инвалидность на 0,2% в 1987 году и на 2,8% в 1988 году.
В отраслях народного хозяйства внедряются новые технологические процессы, не всегда обеспечивающие безопасные условия труда, новые химические вещества.
В целях упорядочения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств
1.1. Перечень вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в целях предупреждения профессиональных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по определенным этиологическим факторам в процессе труда, медицинских противопоказаний к допуску на работу, связанную с опасными, вредными и неблагоприятными производственными факторами, с примечаниями (Приложение 1 с примечаниями).
1.2. Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда с примечаниями (Приложение 2 с примечаниями).
1.3. Инструкцию по проведению обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств (Приложение 3).
1.4. Список форм первичной медицинской документации, введенной Приказами Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030 и от 04.01.83 N 3, подлежащей дальнейшему использованию в измененной редакции (Приложение 4).
1.5. Список форм первичной медицинской документации, исключенной из Перечня форм, утвержденного Приказами Минздрава СССР от 22.07.85 N 974 и от 04.01.83 N 3 (Приложение 5).
1.6. Список профессиональных заболеваний с Инструкцией по применению списка (Приложение 6).
1.7. Положение о порядке проведения диспансеризации больных профессиональными заболеваниями (Приложение 7).
1.8. Положение о Центре профпатологии (республиканском, краевом, областном, городском) (Приложение 8).
1.9. Инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение 9).
2.1. Министрам здравоохранения союзных республик:
2.1.1. Обязать министров здравоохранения автономных республик, руководителей краевыми, областными и другими органами здравоохранения обеспечить организацию и качественное проведение:
предварительных и периодических медицинских осмотров трудящихся с целью раннего выявления профессиональных заболеваний и предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний;
предвахтовых осмотров (в т.ч. на хозрасчетной основе) и осмотров водителей индивидуальных транспортных средств.
Повысить качество диспансеризации больных, страдающих профессиональными заболеваниями, обеспечив 100% охват их диспансерным наблюдением.
2.1.2. Определить республиканские (областные) центры профпатологии (в составе научно-исследовательских институтов гигиены труда и профзаболеваний, клиник профпатологии медицинских институтов, областных (городских) больниц мощностью не менее 60 коек), возложив на них функции решения экспертных и конфликтных случаев, возникших при проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, установления диагноза профессионального заболевания (связи заболевания с профессией), оказания консультативной и лечебной помощи проведения организационно-методических мероприятий и др., в соответствии с Положением о Центре профпатологии.
Разрешить выдачу медицинских заключений о наличии профессионального заболевания только центрами профпатологии.
В целях повышения ответственности руководителей предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов за улучшение условий труда, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров установить, что эти предприятия, учреждения, организации, колхозы и совхозы частично возмещают центрам профпатологии расходы на лечение трудящихся с заболеваниями, обусловленными неблагоприятными производственными условиями.
Стоимость пребывания в центрах профпатологии устанавливается соответствующим Исполкомом Совета народных депутатов по представлению министерств здравоохранения союзных республик (в соответствии с действующим законодательным актом).
2.1.3. Обеспечить проведение мероприятий по специальной подготовке врачей всех специальностей, осуществляющих предварительные и периодические медицинские осмотры, по вопросам профпатологии (в том числе путем направления их на курсы повышения квалификации), активно используя для этого центры профпатологии, научно-исследовательские институты гигиены труда и профзаболеваний и клиники профпатологии медицинских институтов.
2.1.4. Обязать научно-исследовательские институты гигиены труда и профзаболеваний, клиники профпатологии медицинских институтов оказывать органам и учреждениям здравоохранения практическую помощь в организации и проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, анализировать их качество, состояние профзаболеваемости в регионе, отраслях промышленности, разрабатывать соответствующие рекомендации.
2.1.5. Организовать проведение осмотров в порядке, предусмотренном инструкцией по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств.
Водители индивидуальных транспортных средств, а также лица, занимающиеся индивидуальной (кооперативной) трудовой деятельностью, которым предусмотрено проведение медицинских осмотров, при прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров лично оплачивают их по ценам (тарифам), утвержденным в установленном порядке.
2.1.6. Активизировать деятельность и повысить ответственность санитарно-эпидемиологической службы в вопросах охраны окружающей среды и контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах.
2.1.7. Упразднить медицинские водительские (в том числе конфликтные) комиссии и передать их функции лечебно-профилактическим учреждениям (в том числе ведомственным) и центрам профпатологии.
2.1.8. Принять срочные меры по обеспечению лечебно-профилактических учреждений и санитарно-эпидемиологических станций, проводящих предварительные и периодические осмотры трудящихся, необходимым медицинским оборудованием и лабораторными реактивами.
2.1.9. Обязать начальников санитарно-эпидемиологических управлений министерств здравоохранения союзных республик, главных врачей республиканских санитарно-эпидемиологических станций:
усилить контроль и повысить личную ответственность главных врачей санитарно-эпидемиологических станций за качество составления санитарно-гигиенических характеристик условий труда лиц, направляемых в соответствующие центры профпатологии.
2.2. Президенту Академии медицинских наук (тов. Покровский В.И.) создать Всесоюзный центр профпатологии и Центральную экспертную комиссию в научно-исследовательском институте гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР для решения особо сложных экспертных и конфликтных случаев, возникающих при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров трудящихся, и установления диагноза профессионального заболевания (связи заболевания с профессией) по представлению центров профпатологии, предоставив ей право привлекать в качестве экспертов-консультантов любых специалистов учреждений систем Министерства здравоохранения СССР и АМН СССР, запрашивать любую необходимую для экспертизы документацию. В случае несогласия заявителям предоставляется право обжаловать ее решение в установленном порядке.
2.3. НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР (тов. Измеров Н.Ф.) в срок до 01.11.89 разработать Положение о Всесоюзном центре профпатологии и Положение о Центральной экспертной комиссии при НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, определить их потребности, в том числе в штатах, финансировании, и представить предложения в Минздрав СССР.
2.4. Министру здравоохранения РСФСР (тов. Потапов А.И.) создать Центральную экспертную комиссию при Горьковском научно-исследовательском институте гигиены труда и профзаболеваний Минздрава РСФСР для решения особо сложных экспертных и конфликтных случаев, возникших при медицинском освидетельствовании водителей и кандидатов в водители при определении их годности к управлению автотранспортными средствами всех категорий, по представлению центров профпатологии, предоставить ей право привлекать в качестве экспертов-консультантов любых специалистов учреждений системы Министерства здравоохранения СССР и АМН СССР, запрашивать любую необходимую для экспертизы документацию.
2.5. Горьковскому НИИ гигиены труда и профзаболеваний Министерства здравоохранения РСФСР (тов. Благодатин В.М.) в срок до 01.11.89 разработать Положение о Центральной экспертной комиссии при Горьковском НИИ гигиены труда и профзаболеваний и представить в Министерство здравоохранения СССР.
3. Считать утратившими силу: Приказы Министерства здравоохранения СССР от 29.01.74 N 65, от 03.01.78 N 12, от 03.04.81 N 350 (приложение N 2), от 11.10.82 N 999 (п. 1.1.3.6), от 04.01.83 N 3 (приложение N 2), от 21.05.84 N 572, от 19.06.84 N 700, от 13.06.85 N 796, Инструкцию об обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских обследованиях N 4538, утвержденную 24 декабря 1987 года главным государственным санитарным врачом СССР, Приказ Минздрава СССР от 22.07.85 N 974.
4. Разрешаю размножить Приказ в необходимом количестве экземпляров.
Министр здравоохранения СССР
с Секретариатом ВЦСПС
27 сентября 1989 г. N 20-27
Приложение 1 утратило силу. – Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ,
Подпункты 1 – 3 Приложения 2 утратили силу. – Приказ Минздравмедпрома РФ N 280, Госкомсанэпиднадзора РФ N 88 от 05.10.1995.
Подпункты 4 – 10 Приложения 2 утратили силу. – Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.
Примечания к п. 13. Не применяются на территории Российской Федерации с 1 января 2012 года. – Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
помощи Минздрава СССР
управления Минздрава СССР
охраны материнства и детства
К ПРИЛОЖЕНИЯМ 1 И 2 ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СССР N 555 ОТ 29 СЕНТЯБРЯ 1989 Г.
Приложение 3 утратило силу. – Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.
ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ВВЕДЕННОЙ ПРИКАЗАМИ
МИНЗДРАВА СССР ОТ 04.10.80 N 1030 И 04.01.83 N 3,
Приложение 4 утратило силу. – Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.
Приложение 5 утратило силу. – Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.
Приложение 6 утратило силу. – Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.
Положение о порядке проведения диспансеризации больных профессиональными заболеваниями является частью (дополнительным разделом) Инструкции по диспансеризации больных, практически здоровых и лиц с факторами риска в амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях) – приложение N 9 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 30.05.86 N 770.
На диспансерный учет должны быть взяты все больные профессиональными заболеваниями, включая лиц с начальными, клинически мало выраженными формами профессиональных заболеваний.
В системе диспансеризации больных профессиональными заболеваниями особое значение имеет рациональное трудоустройство, являющееся обязательной составной частью реабилитации больных.
В целях профилактики прогрессирования профессиональных заболеваний и развития осложнений все больные с выраженными формами профессиональных заболеваний должны ежегодно получать курсовое лечение в профпатологических стационарах (центрах профпатологии).
Больные с профессиональными заболеваниями подлежат диспансерному наблюдению в течение всей жизни.
Больные, подлежащие наблюдению у специалистов, не предусмотренных данным Положением, наблюдаются в соответствии с действующими рекомендациями.
ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ
БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ БРОНХИТОМ (ХБ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ЭТИОЛОГИИ (ПЫЛЕВЫМ, ТОКСИЧЕСКИМ, ТОКСИКО-ПЫЛЕВЫМ)
ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ БОЛЬНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ СВИНЦОМ
С ИНТОКСИКАЦИЕЙ ОРГАНИЧЕСКИМИ РАСТВОРИТЕЛЯМИ
(ГРУППА АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ)
(В связи с отсутствием единой классификации
хронической интоксикации органическими растворителями
перечисляются основные клинические синдромы. Диагноз
интоксикации устанавливается при наличии двух
и более перечисленных синдромов.)
БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ
ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-НЕВРОПАТОЛОГОМ
БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКИМИ НЕЙРОИНТОКСИКАЦИЯМИ
(МАРГАНЕЦ, РТУТЬ И ДР.)
ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ МЕТИЛОВЫМ ЭФИРОМ
БОЛЬНЫХ ИНТОКСИКАЦИЕЙ ВИНИЛХЛОРИДОМ
С ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ ХРОМОМ
БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ НЕФТЕПРОДУКТАМИ
(КОМПЛЕКСОМ ПРЕДЕЛЬНЫХ, НЕПРЕДЕЛЬНЫХ
БОЛЬНЫХ С ИНТОКСИКАЦИЕЙ ПЕСТИЦИДАМИ (ПРИ ВЫРАЖЕННЫХ
ФОРМАХ ИНТОКСИКАЦИИ С ДОМИНИРУЮЩЕЙ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ
СИМПТОМАТИКОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
НЕВРОПАТОЛОГОМ ПРИ УЧАСТИИ ТЕРАПЕВТА)
ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТИБИОТИКОВ
ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ДЕРМАТОЛОГОМ БОЛЬНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ КОЖИ
БОЛЬНЫХ ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНЬЮ
ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ОТОЛАРИНГОЛОГОМ
БОЛЬНЫХ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУГОУХОСТЬЮ
ЗА РАБОТАЮЩИМИ В КОНТАКТЕ С ИСТОЧНИКАМИ
ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-НЕВРОПАТОЛОГОМ БОЛЬНЫХ
С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ
ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ХИРУРГОМ БОЛЬНЫХ
Приложение 8 Утратило силу. – Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.
1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете или за счет специальных средств; медицинским персоналом на хозрасчетной основе по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи; инспекторами по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств (письмо Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 495-БГ от 18.02.88).
При подготовке инспекторов необходимо руководствоваться программой, предусмотренной совместным циркулярным письмом Минздрава СССР и МВД СССР “Об организации осмотров водителей автохозяйств” N 06-14/29-14 от 03.08.88.
2. Средние медицинские работники и инспектора осуществляют контроль за состоянием здоровья водителей перед выездом на линию и участвуют в проведении анализа дорожно-транспортных происшествий с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья водителей. Они работают в тесном контакте с работниками службы безопасности движения, отдела эксплуатации и отдела кадров автопредприятия.
3. При предрейсовых осмотрах проводится:
– сбор анамнеза;
– измерение температуры тела (по показаниям);
– измерение артериального давления (по показаниям);
– определение пульса;
– реакция на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе одним из принятых методов.
4. После осмотра на путевых листах водителей ставится штамп – “допущен к рейсу” и подпись медицинского работника.
Штамп не ставится при:
а) выявлении признаков временной нетрудоспособности;
б) положительной пробе на алкоголь в выдыхаемом воздухе.
При утрате трудоспособности медицинский работник (администрация предприятия) дает водителю направление на прием к врачу.
Водителю, который признан врачом трудоспособным, в направлении делается отметка о времени его пребывания на приеме.
В случаях проведения предрейсового осмотра водителя в часы, когда нет врачебного приема, водителю, признанному нетрудоспособным, медицинским работником выдается справка с указанием времени освобождения от работы и кратких данных о характере заболевания (травмы) и предлагается посетить врача на следующий день (п. 12 Инструкции ВЦСПС и Наркомздрава СССР о порядке выдачи застрахованным больничных листков).
При положительной пробе на алкоголь водитель направляется к дежурному диспетчеру, а в дальнейшем может быть направлен в лечебно-профилактическое учреждение для экспертного врачебного заключения о наличии алкогольного опьянения.
5. Данные предрейсового осмотра водителей заносятся в специальный журнал, ведущийся по рекомендуемой форме:
Фамилия, имя, отчество водителя
Проба на наличие алкоголя
Причины направления к врачу
Подпись среднего медработника, инспектора
Сэкономьте время и деньги
Полный функционал бухгалтерского обслуживания в «Моё дело» — первые 3 дня бесплатно!
Законодательство о предрейсовом медосмотре
Нормативное регулирование медосмотра водителей перед рейсом обеспечивается сразу несколькими документами:
Также необходимость проведения медосмотра водителей перед выездом предписана положениями Трудового Кодекса РФ и Федерального закона “О дорожном движении”. Перечисленные документы не противоречат друг другу, а дополняют и уточняют порядок проведения предрейсового медосмотра водителей.
Как проводить предрейсовый осмотр водителей
Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:
- проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
- измерение его температуры и давления;
- визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
- расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.
По итогам проверки тот, кто проводит предрейсовый осмотр водителей, выносит решение об их допуске к рейсу. Поэтому его осуществляют непосредственно перед выездом. Результаты предрейсового планового медосмотра водителя вносятся в специальный журнал и в путевой лист. Шофёр, который прошел предрейсовый медицинский осмотр, может садиться за руль после получения путевого листа с отметкой медика.
Особенности проведения осмотра
Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? Только специалист с высшим или средне-специальным медиөинским образованием. Осмотр проводят в специально оборудованном помещении. Если организовать подобные условия на предприятии невозможно или нецелесообразно (например, при отсутствии регулярных рейсов), провести осмотр перед рейсом можно:
- в ближайшем медицинском учреждении. Обязательно нужна лицензия на проведение медосмотров;
- в другой организации, где имеются соответствующие условия и медицинский работник в штате.
Можно договориться об оказании услуг сторонним медиком перед началом рабочего дня (если есть оборудованное помещение).
Стоимость услуг варьируется в зависимости от количества водителей:
- от 5000 рублей в месяц за 1-3 человек;
- до 20000 рублей за 45-50 человек.
В случае обращения в другие организации или медицинские учреждения, необходимо заключить с ними договор о проведении предрейсовых осмотров водителей.
Кому не требуется медосмотр
Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.
Послерейсовый медосмотр
Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров и опасных грузов, проходят дополнительные медосмотры. Их проверяют не только перед рейсами, но и после них. Процесс проведения послерейсового медосмотра не отличается от процедуры предрейсовой проверки здоровья.
Результаты медосмотра
Предрейсовые медицинские осмотры водителей завершаются решением о:
- допуске сотрудника к управлению транспортным средством;
- или временном отстранении шофёра от его должностных обязанностей.
Если водителю нельзя садиться за руль, организация может заменить его другим работником или временно отложить рейс.
Любое решение (допуск ли отстранение водителя) должно вноситься в журнал осмотров.
Документы, регламентирующие медосмотр на предприятии
Как проводится оформление медосмотров водителей на предприятии:
- издаётся приказ о назначении лица, ответственного за медосмотр водителей;
- обустраивается специальное помещение или заключается договор с медучреждением;
- составляется положение о проведении предрейсовых плановых медосмотров, в котором содержится информация о месте, времени и порядке проведения осмотров. Наличие и содержание положения законом не регламентируется, поэтому его можно составлять по своему усмотрению, лишь бы оно не противоречило ТК и приказам Минздрава России. Если такого положения в компании нет, значит, необходимо руководствоваться нормами российского законодательства.
- заводится специальный журнал, куда тот кто проводит предрейсовый медицинский осмотр водителей вносит все результаты проверок их состояния.
Обязательна выдача путевых листов на каждую поездку. В них должна проставляться отметка о прохождении предрейсового (а для перевозки пассажиров и опасных грузов также и послерейсового) осмотров.