Процесс взаимодействия работника и объекта труда, при котором выполняется определенная задача

Что такое трудовая функция и трудовое действие? Как они описываются в должностной инструкции? Какие корректировки обязанностей работодатель может сделать без согласования с работником (в уведомительном порядке), а для каких оно необходимо? Как документально оформить изменение должностной инструкции?

Перед любым работодателем рано или поздно встает вопрос о том, как поменять трудовую функцию работника без его согласия и вообще возможно ли это. Проанализируем судебную практику и аргументы работодателя, которыми он вооружается в случае спора с сотрудником. Изучим, что считается изменением трудовой функции по мнению суда, а также как можно менять обязанности работника, чтобы он позже не смог оспорить это в суде.

организации всегда что-то меняется, внедряются новые технологии, программы, уходят в прошлое неэффективные бизнес-процессы, пересматривается организационная структура. Это приводит к изменению должностных обязанностей работников: от формальных уточнений до существенного изменения объема и характера работы. Такие процессы в компании могут вызывать сложности при взаимодействии с работниками – не все согласятся с изменениями. К тому же ТК РФ запрещает менять трудовую функцию работника без его согласия даже в случае организационных и технологических изменений условий труда. В статье мы рассмотрим, когда и как работодатель может безболезненно поменять обязанности работника, а в какой ситуации это влечет риск неблагоприятного исхода дела в суде.

Тест с ответами по теме «Профессиональный стандарт «Гигиенист стоматологический» – основа междисциплинарного взаимодействия специалистов в области стоматологии»

1) вторичной профилактики стоматологических заболеваний;2) первичной профилактики стоматологических заболеваний;+3) третичной профилактики стоматологических заболеваний.

Для выполнения трудовых действий в профессиональном стандарте определены необходимые

1) знания;+2) навыки;3) требования;4) умения.+

Для выработки эффективного плана лечения, основанного на целостной картине состояния здоровья человека, необходимо

1) заключение врача-специалиста;2) заключение не более двух врачей-специалистов;3) междисциплинарное взаимодействие специалистов.+

Для трудовых функций гигиениста стоматологического характерно следующее

1) назначение и проведение лечения детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями, контроль его эффективности и безопасности;2) проведение диагностики у детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями, установление диагноза;3) проведение обследования пациента для оценки и регистрации стоматологического статуса и гигиенического состояния рта;+4) проведение санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганда здорового образа жизни.+

К обобщенной трудовой функции гигиениста стоматологического следует отнести

1) оказание медицинской помощи детям при стоматологических заболеваниях;2) оказание медицинской помощи пациентам при стоматологических заболеваниях;3) оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи по профилактике;+4) оказание первичной медицинской помощи пациентам при стоматологических заболеваниях.

К обязанностям гигиениста стоматологического, согласно определению профессии Международной федерации гигиенистов стоматологических (IFDH), следует отнести

1) клиническую помощь и обучение в предотвращении стоматологического заболевания;+2) консультативное планирование;+3) направленность на устранение последствий заболевания;4) незамедлительное принятие самостоятельных решений.

К трудовым действиям гигиениста стоматологического при ведении медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала следует отнести

1) анализ медико-статистических показателей стоматологической заболеваемости населения обслуживаемой территории;+2) анализ результатов реализации программы профилактики стоматологических заболеваний среди населения;+3) руководство медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала;4) составление комплексного плана лечения.

К трудовым действиям гигиениста стоматологического при оказании медицинской помощи пациентам в экстренной форме следует отнести

1) выполнение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации;+2) оценку состояния, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме;+3) применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме;4) составление плана работы и отчета о своей работе.

К трудовым действиям гигиениста стоматологического при проведении лечебных и профилактических мероприятий следует отнести

1) обучение пациентов (их законных представителей) методикам использования индивидуальных средств и предметов гигиены полости рта;+2) подбор и назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий (в том числе стоматологических материалов) для лечения стоматологических заболеваний у детей и взрослых;3) разработку плана лечения детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями с учетом диагноза, возраста и клинической картины;4) рекомендации по коррекции питания при заболеваниях полости рта и зубов.+

К трудовым действиям гигиениста стоматологического при проведении обследования пациента для оценки и регистрации стоматологического статуса и гигиенического состояния рта относится

1) диагностика кариеса зубов у детей и взрослых;2) диагностика некариозных поражений зубов у детей и взрослых;3) осмотр и физикальное обследование детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями;4) сбор жалоб, анамнеза у пациента (его законного представителя).+

К трудовым действиям гигиениста стоматологического при проведении санитарно-гигиенического просвещения населения следует отнести

1) подбор и назначение лекарственных препаратов и немедикаментозных методов для профилактики стоматологических заболеваний у детей и взрослых;2) проведение диспансерного осмотра детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями;3) проведение мероприятий санитарно-гигиенического просвещения населения и медицинского персонала с целью сохранения стоматологического здоровья и пропаганды здорового образа жизни;+4) проведение профилактических медицинских стоматологических осмотров населения с учетом возраста.

К трудовым функциям гигиениста стоматологического относятся

1) назначение и проведение лечения детям и взрослым со стоматологическими заболеваниями, контроль его эффективности и безопасности;2) планирование, проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации детям и взрослым со стоматологическими заболеваниями;3) проведение лечебных и профилактических мероприятий и контроль их эффективности;+4) проведение медицинских экспертиз в отношении детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями.

Квалификацию гигиениста стоматологического определяют следующие умения

1) выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации;+2) разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений;3) решение различных типов практических задач;4) текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности.+

Конгруэнтность компетенций выпускников образовательных организаций и реальных требований рынка труда достигается адекватностью сопряжения сферы труда и сферы образования с помощью

1) диплома о профессиональной переподготовке;2) клинических рекомендаций;3) профстандарта;+4) федерального государственного образовательного стандарта.

Освоенный субъектом способ выполнения трудового действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков, носит название

1) необходимые знания;2) необходимые навыки;3) необходимые требования;4) необходимые умения.+

Основой должностной инструкции и междисциплинарного взаимодействия специалистов является

1) диплом о профессиональной переподготовке;2) национальное руководство;3) профстандарт;+4) федеральный государственный образовательный стандарт.

При проведении лечебных и профилактических мероприятий гигиенисту стоматологическому необходимо обладать следующими умениями

1) проведение аппликационной анестезии;+2) проведение инфильтрационной анестезии;3) проведение профессиональной гигиены полости рта;+4) сошлифовывание твердых тканей зуба.

При проведении обследования пациента для оценки и регистрации стоматологического статуса и гигиенического состояния рта гигиенист стоматологический должен обладать следующими умениями

1) владеть методами стоматологического обследования пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи при стоматологических заболеваниях;+2) диагностировать у детей и взрослых со стоматологическими заболеваниями твердых тканей зубов болезни пульпы и периодонта, заболевания пародонта, слизистой оболочки рта и губ;3) проводить дифференциальную диагностику стоматологических заболеваний у детей и взрослых;4) формулировать окончательный диагноз с учетом МКБ.

При проведении санитарно-гигиенического просвещения населения гигиенисту стоматологическому необходимо уметь

1) использовать методы первичной и вторичной профилактики;2) подбирать лекарственные препараты для профилактики стоматологических заболеваний;3) разрабатывать программы профилактики стоматологических заболеваний среди населения;+4) составлять планы проведения «уроков здоровья», тексты бесед, памяток, лекций по профилактике стоматологических заболеваний с учетом специфики обучаемых групп населения.+

Профессиональные стандарты описывают

1) процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача;2) требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности;+3) уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт – это

1) система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;2) совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;3) уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;4) характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.+

Структура Европейского стандарта гигиениста стоматологического включает в себя следующие сферы

1) безопасную и эффективную клиническую практику;+2) консультативное планирование;3) первичную профилактику стоматологических заболеваний;4) профессионализм.+

Требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности, которые описывают профессиональные стандарты, в системе профессионального образования трансформируются в

1) процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача;2) систему трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;3) требования к результатам обучения в виде образовательных стандартов;+4) уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Убеждение человека, соответствующее реальному положению дел (т. истинное), обоснованное фактами и рациональными аргументами, носит название

1) необходимые знания;+2) необходимые навыки;3) необходимые требования;4) необходимые умения.

Уровень квалификации гигиениста стоматологического

1) 2 уровень;2) 3 уровень;3) 4 уровень;4) 5 уровень.+

1) выявлять у пациента факторы риска стоматологических заболеваний: кариеса, некариозных поражений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки рта;+2) определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов;3) оценивать эффективность и безопасность медикаментозных методов лечения;4) проводить лечение заболеваний твердых тканей зубов, пульпы и периапикальных тканей, пародонта, слизистой оболочки рта.

1) вторичную профилактику стоматологических заболеваний;2) обеспечение необходимой мотивации к соблюдению правил гигиены рта;+3) первичную профилактику стоматологических заболеваний;+4) проведение профессиональных манипуляций без акцента на мотивацию.

1) восстановление зубов с нарушением контактного пункта;2) временное пломбирование лекарственным препаратом корневого канала;3) проводить профессиональную гигиену полости рта у пациентов с болезнями нервной системы;+4) проводить профессиональную гигиену полости рта у пациентов с болезнями почек.+

1) анализ диагноза;+2) постановку диагноза;3) выявление самого заболевания;4) выявление факторов риска стоматологических заболеваний.+

1) применять физиотерапевтические процедуры для лечения и восстановления поврежденных после лечения тканей;2) проводить профессиональную гигиену полости рта у пациентов с болезнями системы кровообращения;+3) проводить профессиональную гигиену полости рта у пациентов с заболеваниями слизистой;+4) составлять рецептурные прописи лекарственных препаратов, выписывать рецепты при заболеваниях, патологических процессах и состояниях.

Специальности для предварительного и итогового тестирования

Стоматология ортопедическая, Стоматология профилактическая.

В это непростое время мы делаем все, чтобы сохранить ваше время. Если хотите сказать Спасибо, то можете просто отправить ДОНАТ.

Спасибо, что вы с нами!

Что считается изменением трудовой функции?

Можно ли переименование должности, изменение должностной инструкции (в т.ч. в связи с введением профстандарта) считать изменением трудовой функции? На эти вопросы отвечает главным образом судебная практика.

Для начала давайте посмотрим ситуации с изменением наименования должности.

Судебная практика. Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 05.08.2016 по делу № 2-5099/2016

Учреждение социальной защиты проводило оптимизацию штатной структуры, в рамках которой должность работницы была переименована с «ведущий специалист» на «специалист 1-й категории». Вместе с названием изменились и квалификационные требования: для новой должности из должностной инструкции было исключено требование о стаже работы в должности специалиста. Были также уточнены обязанности в части приема документов от граждан: количество, наименование и перечень документов. Прочие обязанности в новой должностной инструкции остались прежними.

О предстоящих изменениях сотрудницу уведомили в порядке ст. 74 ТК РФ «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда». Но она отказалась продолжить работу на новых условиях. Суд указал, что трудовая функция сотрудницы сохранилась, несмотря на переименование должности, поскольку не выдвигались новые квалификационные требования, инструкция была лишь немного уточнена, обязанности остались прежние.

Судебная практика. Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05.09.2013 по делу № 2-3831/2013

Должность сотрудницы была переименована с «младший воспитатель» на «помощник воспитателя» в связи с приведением штатного расписания детского сада в соответствие с Единым квалификационным справочником должностей (ЕКС). Должностные инструкции по новой и старой должности незначительно отличались только в части требований к квалификации работника, а обязанности были идентичны, поэтому суд посчитал, что трудовая функция не изменялась, и отказал работнице в отмене приказа об изменении названия должности.

Судебная практика. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 20.10.2015 по делу № 33-14062/2015

В этом деле судом были сделаны следующие выводы: наименование должности сотрудницы было приведено в соответствие с ЕКС, объем обязанностей по должностной инструкции не изменился, поэтому трудовая функция сохранилась.

Судебная практика. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.09.2016 по делу № 33-38244/2016

Под видом изменений условий труда в порядке ст. 74 ТК РФ компания фактически пыталась сократить сотрудника: его должность с «директор департамента сопровождения контрактов» была переименована в «менеджер департамента сопровождения контрактов», зарплата понижена в 4 раза, обязанности по новой должностной инструкции уменьшились. Суд счел, что в этой ситуации трудовая функция не сохранилась.

О трудовой функции

анное понятие является ключевым для рассмотрения вопросов об изменении обязанностей работника. Определение трудовой функции дано в ст. 15 ТК РФ – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Таким образом, можно выделить несколько главных характеристик трудовой функции:

  • 1) она формально определяется названием должности, профессии, специальности (например: делопроизводитель, секретарь, маркетолог-аналитик);
  • 2) выражается определенной работой – действиями, которые должен выполнять работник;
  • 3) квалификация (уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) отражает качественную характеристику трудовой функции: способность работника выполнять обязанности определенного уровня сложности, с определенной скоростью и качеством результата;
  • 4) трудовая функция носит конкретный характер у каждого работодателя в зависимости от поручаемой работы;
  • 5) это ключевое условие трудового договора, находящееся под усиленной охраной трудового законодательства (ст. 57, 72, 72.1, 74 ТК РФ).

Интересен вопрос о соотношении трудовой функции и трудовых действий. Определение им дано в п. 2 Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н: это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача. Трудовая функция детализируется конкретными трудовыми действиями (это мы видим и в профессиональном стандарте «Специалист по управлению документацией организации», утв. приказом Минтруда России от 10.05.2017 № 416н).

В кадровой практике принято использовать понятия «должностные обязанности», «трудовые обязанности», которые, по сути, и есть те самые «трудовые действия».

Другой важный вопрос: как соотносится трудовая функция с трудовым договором, штатным расписанием, должностной инструкцией, локальными нормативными актами?

Должностная инструкция закрепляет и наименование должности, и требования к квалификации сотрудника, и перечень его обязанностей (конкретных трудовых действий). Это один из важнейших и наиболее полных документов, характеризующих трудовую функцию. Ведь именно в должностной инструкции, как правило, содержится вся конкретика об обязанностях (трудовых действиях) работника. К сожалению, в ТК РФ не содержится определения должностной инструкции, не отражен ее статус – то ли ее следует считать локальным нормативным актом, то ли частью трудового договора. Нет требований к ее содержанию и порядку изменения / дополнения. Как это можно сделать на практике, мы показали на примерах далее.

Локальные нормативные акты работодателя тоже могут содержать информацию о трудовой функции сотрудника: всевозможные инструкции и регламенты, имеющие прикладной характер (например, Инструкция по делопроизводству и т.п.).

Описание трудовой функции нередко присутствует и в нормативных правовых актах. Это наиболее актуально для госслужащих, например: процессуальные кодексы фиксируют обязанности судьи; профильные законы о прокуратуре, полиции отражают основные обязанности прокурора и полицейского.

Данное понятие является ключевым для рассмотрения вопросов об изменении обязанностей работника. Определение трудовой функции дано в ст. 15 ТК РФ: работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Трудовая функция является важнейшим условием трудового договора (ст. 56, 57 ТК РФ).

Таким образом, можно выделить несколько сущностных характеристик трудовой функции:

  • она формально определяется названием должности, профессии, специальности (сварщик, юрисконсульт, маркетолог-аналитик, озеленитель);
  • трудовая функция выражается через работу, то есть определенные действия, которые должен осуществлять работник (взаимодействие с оборудованием, инструментами, умственные операции, творческие действия и т.д.);
  • квалификация (уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника) отражает качественную характеристику трудовой функции: способность работника выполнять обязанности определенного уровня сложности, с определенной скоростью и качеством результата;
  • трудовая функция носит конкретный характер у каждого работодателя в зависимости от требований к квалификации работника и его обязанностей (поручаемой работы);
  • это ключевое условие трудового договора, находящееся под усиленной охраной трудового законодательства (ст. 57, 72, 72.1, 74 ТК РФ).

Интересен вопрос о соотношении трудовой функции и трудовых действий. Определение трудовых действий дано в п. 2 Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н: это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача. Логически следует вывод, что понятие «трудовые действия» входит в понятие «трудовая функция».

Трудовая функция выражается в совершении трудовых действий, но не характеризуется лишь ими: важны не только действия, но их соотношение, уровень сложности и системная взаимосвязь. Следует отметить, что определение трудового действия только как «взаимодействия с предметом труда» не совсем удачно в условиях современности, когда труд становится все более «нематериальным» в силу технического и информационного прогресса. Когда научный сотрудник или же автор рекламных тестов думают, они взаимодействуют с собственным мозгом, который и является «предметом» труда. Перевод мыслей в текстовый формат требует уже именно предмета: компьютера. А исполнитель песен взаимодействует на сцене в первую очередь со своим слухом и голосовыми связками, а не микрофоном. Поэтому трудовыми действиями следует считать и те действия, которые непосредственно не связаны с предметами материального мира (интеллектуальные, творческие усилия).

В кадровом обороте общепринято использовать понятия «должностные обязанности», «трудовые обязанности», которые, по сути, и есть эти самые «трудовые действия».

Другой важный вопрос: как соотносится трудовая функция с трудовым договором, штатным расписанием, профстандартами и квалификационными справочниками, должностной инструкцией, локальными нормативными актами?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *