Быстрое развитие технологий заставляет работодателей постоянно повышать уровень персонала. Для этого проводится профессиональное обучение рабочих — целенаправленное получение новых знаний и навыков под присмотром наставника. Только подготовленные кадры помогают предприятию повышать конкурентоспособность и прибыль.
Кто обязан проходить обязательное обучение
Согласно ст.225 ТК РФ обязательное обучение рабочих и проверку знания требований охраны труда обязаны проходить все работники организаций, включая руководителя.
Если сотрудник не пройдёт подготовку, его нельзя допускать к исполнению рабочих обязанностей. Если работник не может пройти курс по вине самого работодателя, то простой оплачивается вплоть до прохождения курса.
- безопасным приемам выполнения работ;
- правилам оказания первой помощи пострадавшим.
Как проводить и сколько отвести времени на обучение без отрыва от производства — решает работодатель. Можно опираться на акты, регулирующие безопасность работ.
Если в трудовом договоре указано, что работник обязан проходить курсы повышения квалификации, то отказ расценивается как нарушение трудовых обязанностей. В таком случае применяют меры дисциплинарной ответственности. Однако если в договоре нет положения об обязательном обучении рабочих — привлекать сотрудника к санкциям нельзя.
Работник, прошедший проверку знаний, получает удостоверение. Проваливший — сдает экзамен заново в течение месяца.
Что говорит законодательство РФ
Повышение квалификации строится на:
- ФЗ № 273 от 29.12.2012 (указаны общие положения об образовании);
- ст. 196 ТК РФ (о подготовке и организации обучения);
- ст. 212 ТК РФ (о сохранении безопасных условий труда);
- Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (устанавливает порядок обучения).
Кому поручить обучение персонала
Всё зависит от количества работников. Если их больше 50, предприятие формирует службу охраны труда и нанимает профильного инженера, который должен организовать обязательное обучение рабочих. Если сотрудников меньше, инженером назначают самого опытного из работников.
Инженер по охране труда:
- разрабатывает методику просвещения работников;
- проводит вводный инструктаж со всеми сотрудниками;
- участвует в специальной комиссии по проверке знаний работников.
Как организовать обучение
Проблему по подготовке кадров можно переложить на стороннее учебное заведение, с которым заключается договор. Но если вы сами организуете обучение без отрыва от производства, воспользуйтесь четырьмя советами:
- Выберите методику. Чем она эффективнее, тем быстрее работник усвоит материал и приступит к выполнению обязанностей.
- Определитесь с формой профессионального обучения рабочих: задания с растущей сложностью, делегирование, моделирование, лекции и презентации, тренинги.
- Выделите помещение для учащихся. Обеспечьте их пособиями и канцелярскими принадлежностями.
- Мотивируйте персонал на самостоятельную работу и самосовершенствование.
Проверить знания работников должна специальная комиссия путём экзаменовки.
Плюс обучения без отрыва от производства:
- работники погружаются в реальную рабочую атмосферу, используют те же материалы и инструменты, что потребуются потом;
- обучение достаточно бюджетное.
К сожалению, инженер по ОТ может не обладать навыками преподавания и не всегда уделяет достаточно внимания подопечному. К тому же, он может обучить новичка неправильным методам работы, что приведет к росту брака. Так что контролируйте этот аспект тщательно.
Как мотивировать персонал на развитие
Замотивировать персонал помогут следующие приемы:
- Финансовая поддержка (самые успешные сотрудники получают денежные бонусы).
- Соблюдение баланса стресса (слишком большая нагрузка угнетает, слишком маленькая — снижает усвоение знаний).
- Повышение чувства значимости сотрудника (донесите, чем важно профессиональное обучение, какие выгоды сотрудник сможет извлечь, повысив квалификацию).
- Моральная поддержка (культивируйте благоприятную атмосферу на рабочем месте, психологически поддерживайте, вводите привилегии).
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.
одна из форм подготовки и повышения квалификации кадров без отрыва от произв., получившее развитие в пром. У. П.О.Р – составная ч. системы профессионально-технического образования. П.О.Р. стало осуществляться на з-дах У. в первой четв. XVIII в. Дети мастеровых и работных людей обучались проф. навыкам, как правило, у своих родителей. Обучение длительный период времени носило кустарный характер, велось без программ и уч. планов. Приобретение проф. знаний затруднялось почти поголовной неграмотностью раб. Повышение уровня грамотности, совершенствование техники и технологии произв. в ходе промышленной революции способствовало постепенному расширению и углублению П.О.Р., через к-рое в разных формах проходила подготовку большая ч. вновь пришедших на произв. кадров.
В нач. XX в. система П.О.Р. на з-дах У. значительно расширилась. Стали создаваться проф.-техн. курсы. После окончания гражд. войны проблема квалифицированных раб. кадров резко обострилась. Была предпринята попытка введения принудительного П.О.Р.: 29 июля 1920 принят декрет СНК РСФСР “Об учебной и проф.-техн. повинности”. Это привело к росту сети профтехкурсов на У. Однако с переходом к новой экономической политике и добровольному принципу комплектования курсов их сеть резко сократилась. Распространенной формой П.О.Р. стало индивидуальное, а с 1923-24 – бригадное ученичество. Ур. железнодорожники стали применять бригадный метод обучения одними из первых в стране. В системе П.О.Р. стали вводиться уч. планы и программы. В 1928 83% всех раб. подростков, занятых в пром. У., приобретали произв. квалификацию, в т.ч. 43% путем индивидуально-бригадного обучения.
На рубеже 20-30-х в связи с курсом на сверхиндустриализацию потребность всех отраслей х-ва У. в обученных кадрах значительно возросла. С целью расширения П.О.Р. была создана система дополнительного раб. образования (ДРО), вкл. вводные курсы, произв.-политехн. курсы (ПТК), раб. техн. школы и школы раб. юношества. Последние две формы обучения не получили распространения. Всего в Ур. обл. за 1930-33 на курсах ДРО прошли обучение 178, 4 тыс. раб. пром. предприятий (ок. 40% их числ.). Кадры строителей готовились на уч. базах Ц. ин-та труда, число к-рых в 1931 на У. составило 176 (в них было обучено 87 тыс. раб.). В 1932 уч. базы ЦИТ были закрыты.
В конце первой пятилетки в системе П.О.Р. вновь усилились адм. методы. Согласно постановлению Совета труда и обороны от 30 июня 1932 все должности, связанные с выполнением сложных работ на механизмах, могли занимать только раб., овладевшие минимумом техн. знаний. Система подготовки раб. без отрыва от произв. была перестроена – на предприятиях создавались произв.-техн. курсы (ПТК) трех ступеней. Сроки обучения на курсах сокращались, из уч. планов изымались общеобразовательные дисциплины. С целью макс. охвата раб. кадров техучебой в 1933-35 проводилась кампания сдачи гос. техн. экзаменов. Однако директивно установленные сверху планы сдачи гос. техн. экзаменов выполнялись не более чем на 50%.
Во второй пол. 30-х появились новые формы подготовки и повышения квалификации раб. – стахановские курсы и школы, курсы мастеров соцтруда. По данным переписи нас. 1939, на предприятиях У. профтехкурсами было охвачено 39,6 тыс. раб., бригадно-индивидуальным обучением – 27,5 тыс., т.е. одноврем. обучалось ок. 10% индустриальных раб. Опыт 30-х показал, что уровень проф. подготовки раб. не соответствовал требованиям произв. и решить адм. методами задачу всеобщего техобучения раб. невозможно.
В годы ВОВ в связи с переводом пром. У. на вып. сложной военной техники, массовым притоком на предприятия новых кадров были осуществлены шир. мероприятия по развитию системы П.О.Р. Она была перестроена в соответствии с требованиями военного времени. В отличие от предыдущих лет осн. формами подготовки новых раб. стали индивидуальное и бригадное обучение. Окончившие его сдавали экзамены, получали квалификацию и разряд, а затем проходили обучение на курсах техминимума, где получали теоретические знания по специальности. Распространенной формой повышения квалификации раб. стали стахановские школы как эффективная форма производственного обучения раб. и передачи им прогрессивных методов труда. Обучение вели лучшие новаторы производства, в их числе Н. Х. Безетов, Д. Ф. Босый, А. И. Семиволос, И. П. Янкин и др. С 1943-44 получили распространение курсы по повышению разряда, овладение вторыми или смежными профессиями. Мероприятия по развитию П.О.Р. позволили сохранить сравнительно высокий проф.-техн. уровень ядра раб. кл. У.
В послевоенный период осн. формой П.О.Р. оставалось индивидуально-бригадное обучение. Курсовое обучение проходили раб. по наиб. сложным профессиям, младший рук. состав предприятий. В 1950 на предприятиях Ур. экономического региона проф. обучением на произв. было охвачено 210 тыс. раб., в 1960 – 219 тыс., повышали квалификацию соответственно – 350 тыс. и 533 тыс. чел. Наиб. распространенными формами повышения квалификации были произв.-техн. курсы, курсы целевого назначения и школы передового опыта.
В 60-е соотношение разл. форм П.О.Р. изменяется. Удельный вес курсовой подготовки стал расти, а индивидуально-бригадный – снижаться. Охват раб. П.О.Р. в 60-80-е на предприятиях У. вырос в среднем в 2 раза. Гл. среди форм повышения квалификации стали обучение вторым и смежным профессиям и курсы целевого назначения, т.к. готовили раб. шир. профиля, что позволило предприятиям рациональнее использовать технику и оборудование.
В конце 80-х на У., как и в целом по стране, наблюдается сокращение сети П.О.Р. Повышение хоз. самостоятельности предприятий, экономические трудности привели к снижению расходов на П.О.Р. В нач. 90-х появляются новые формы обучения раб. – при биржах труда, по подготовке и переквалификации безработных.
Лит.: Антуфьев А.А. Уральская промыш-ленность накануне и в годы Великой Оте-чественной войны. Екатеринбург, 1992; Крючков М.Т. Рабочий класс Урала в послевоенные годы (1946-1958). Сверд-ловск, 1988; Личман Б.В. Урал: политика и индустрия (Социально-демографическая и квалификационная характеристика работников индустрии во второй половине XX в.). Екатеринбург, 1992; Постников С.П. Партийное руководство подготовкой рабочих кадров на Урале в 1920-1930-е гг. Свердловск, 1991.
Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига.
.
.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Обучение профессии или коммерции. В Великобритании в 1983 г. был создан Совет делового и технического обучения, который разрабатывает национальную систему профессионального обучения, а в 1991 г. введена система “Национальная профессиональная квалификация”, состоящая из четырех уровней.
Бизнес. Толковый словарь. — М.: “ИНФРА-М”, Издательство “Весь Мир”.
.
.
Смотреть что такое “ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ” в других словарях
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Процесс повышения квалификации, который может осуществляться путем обучения на специальных курсах, организуемых работодателями или образовательными институтами, до поступления на работу либо во время работы. Такие курсы могут быть с отрывом от производства или с частичной занятостью. Профессиональное обучение обеспечивается также на рабочем месте под наблюдением более опытных работников. Большинство фирм, которые организуют профессиональное обучение, используют оба метода. Обучение может завершиться приобретением какого-либо формального диплома, но стоит ли к этому стремиться?
Экономика. Толковый словарь. — М.: “ИНФРА-М”, Издательство “Весь Мир”.
.
.
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).