БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, Россия
В статье рассматривается модель формирования базисных компетенций специалиста в сфере туризма. Основой профессиональной компетентности современного специалиста туриндустрии являются базисные профессиональные компетенции, в состав которых входят: информационная компетенция, иноязычная компетенция и сервисно-технологическая компетенция. Базисные профессиональные компетенции это система интегративной целостности информационных, иноязычных и сервисно-технологических знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств личности, которые он может переводить в инновационные технологии, направленные на удовлетворение потребностей потребителей услуг туриндустрии, в том числе и в ситуациях иноязычного общения.
Основными теоретико-методологическими подходами формирования базисных профессиональных компетенций будущего специалиста туриндустрии явился интегративный подход. При разработке модели выделяются когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный компоненты в системе профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии. Определены критерии сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии: низкий, средний, высокий, продвинутый.
Разработанная модель способствует совершенствованию уровня профессиональной подготовки специалистов в туристической сфере, конкретизирует цели, задачи и условия для эффективной реализации процесса формирования базисных профессиональных компетенций. Функционирование модели определяется развитием сферы туризма как глобальной технологии
информационный подход практико-ориентированный подход
1. Барабанов О. Н., Лебедева М. М. Глобализация и образование в современном мире // Глобализация: человеческое измерение. – М.: РОССПЭН, 2002. – С. 54 – 77.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
3. Коннова З. И., Маркина А. А., Орлова Г. Д. Обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей с учетом формирования различных видов компетенций. – Тула: ТулГУ, 2010. – 226 с.
4. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. – М.: Народное образование, 2002. – 208 с.
5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Структура системной теории развития профессионального образования / URL: http://www.anovikov.ru
7. Соколов И. А., Колин К. К., “Новый этап информатизации общества и актуальные проблемы образования”, Информ. и еë примен., 2:1 (2008), 67-76.
8. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2007. – 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.
Современная система подготовки будущих специалистов туриндустрии наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом несет в себе недостатки и противоречия, не позволяющие обеспечивать ее соответствие глобальным задачам современного интегрирующегося общества. В подобной ситуации особую актуальность приобретает разработка и реализация модели формирования базисных профессиональных компетенций у будущего специалиста туриндустрии в процессе профессиональной подготовки.
В качестве рабочего понятия модели мы использовали следующее определение: модель – это умозрительная материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знаний об оригинале. Моделирование при этом выступает как важный элемент познавательной деятельности человека. Объектом моделирования являются системы, конструкции, процессы, типы деятельности, ее результаты и пр. Объектом моделирования в нашем исследовании является процесс формирования базисных профессиональных компетенции будущих специалистов туриндустрии. А его модель – условным образом, отражающим взаимоотношение человеческих знаний об этом явлении.
Основным теоретико-методологическим подходом в построении модели формирования базисных профессиональных компетенций будущего специалиста туриндустрии явился интегративный подход, предполагающий содержательно-информационное взаимодействие программного материала нескольких учебных дисциплин; ориентированного на формирование активной личности специалиста туристского профиля, готовой к сотрудничеству в процессе межнационального взаимодействия, способной осуществлять профессиональную коммуникацию с использованием информационных технологий, в том числе и на иностранном языке с зарубежными коллегами и клиентами.
Предложенная нами модель состоит из взаимосвязанных между собой компонентов, упорядоченных по отношению друг к другу и характеризующихся единством цели, задач, принципов, содержания, форм, компонентов, средств, критериев и педагогических условий формирования у будущих специалистов сферы туризма базисных профессиональных компетенций в информационно-коммуникативной образовательной среде вуза.
Функционирование модели определяется развитием сферы туризма как глобальной технологии. При этом мы выделяем требования работодателей к уровню профессиональной компетентности специалиста. Формирование базисных профессиональных компетенций будущего специалиста сферы туризма, интегрирующихся в профессиональную компетентность, должно происходить с первых дней обучения в вузе. Формирование осуществляется в условиях интегративного подхода и практико-ориентированной среды под влиянием всех компонентов образовательного процесса как единого целого.
Анализируя работы, близкие по проблематике и предлагающие варианты структуры профессиональных компетенций; опираясь на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; на результаты проведенного анкетирования, опросы руководителей и ведущих специалистов предприятий туриндустрии г. Чебоксары, мы выделили три важнейшие компетенции, без которых современный специалист туриндустрии не конкурентоспособен – это информационная компетенция, иноязычная компетенция, сервисно-технологическая компетенция. Мы их назвали базисными профессиональными компетенциями.
Информационную компетенцию мы понимаем как способность реализовывать полученные специальные знания, умения и навыки, способствующие эффективному процессу решения профессиональных задач посредством применения информационных технологий, а также умение использовать информационные технологии для постоянного самообразования.
Сервисно-технологическую компетенцию мы понимаем как умение создавать обстановку максимального благоприятствования, обеспечивать комплексное обслуживание потребителей туруслуг и способность удовлетворять социальные и культурные потребности потребителей.
Мы понимаем под базисными профессиональными компетенциями систему интегративной целостности информационных, иноязычных и сервисно-технологических знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств личности, которые он может переводить в инновационные технологии, направленные на удовлетворение потребностей потребителей услуг туриндустрии, в том числе и в ситуациях иноязычного общения.
В разработанной модели мы определяем цели, задачи, содержание, формы, методы, средства обучения и конечный результат.
Объективными предпосылками определения цели явились: активные процессы глобализации и интеграции во всех сферах деятельности человека в современных условиях, глобальная информатизация общества и интенсификация межкультурной коммуникации. Именно цель создает предпосылки для объединения всех других компонентов модели в целостное единство, их целенаправленного подбора развития.
Основной задачей модели явилось формирование у будущих специалистов туриндустрии целостной системы знаний, формирование и развитие практических информационных, иноязычных и сервисно-технологических умений и навыков.
Результативность реализации модели формирования базисных профессиональных компетенций специалиста туриндустрии определяется многими обстоятельствами, среди которых особое место занимают педагогические условия, в которых она функционирует.
Мы выделяем такие педагогические условия, как: развитие информационного пространства вуза, установление междисциплинарной интеграции, применение инновационных форм и методов формирования профессиональных компетенций.
Под развитием информационного пространства понимается:
- совокупность технических и программных средств сбора, хранения, обработки и передачи информации;
- социальные, психолого-педагогические и культурные условия реализации информационных процессов в вузе;
- информационное образовательное пространство проектируется как открытая система, функционирование которой направлено на интеграцию образовательных ресурсов учебного заведения, его интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала в развитую информационную инфраструктуру данного вуза согласно целевым установкам общества и миссии вуза;
- обеспечивается разработка специализированных и универсальных учебно-методических комплексов, предусматривающих интеграцию информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, направленных на развитие информационной профессиональной культуры будущего специалиста;
- осуществляется включение всех участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и др.) в активное освоение информационного образовательного пространства вуза;
Установление междисциплинарной интеграции предполагает содержательно-информационное взаимодействие программного материала основных дисциплин, участвующих в процессе формирования базисных профессиональных компетенций, таких как «Информационные технологии в туризме», «Иностранный язык», «Организация производства на предприятии туризма», «Планирование на предприятии туризма», «Технология путешествий и организация обслуживания клиентов», «Туроператорская деятельность»; а также для повышения эффективности процесса формирования базисных профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии мы предложили ввести факультативные курсы «Информационно-экскурсионная деятельность (на иностранном языке)», «Страноведение (на иностранном языке)».
При организации профессиональной подготовки будущих специалистов туриндустрии необходимо ориентироваться на то, что ее содержание, отвечающее целям профессионального образования, соответствовало конкретным формам учебного процесса, развертываемым посредством инновационных методов. Ориентиром для отбора содержания, форм и методов подготовки выступают: квалификационные характеристики и аттестационные требования к специалистам туриндустрии с учетом международных стандартов, требования государственных образовательных стандартов, программ учебных курсов, классификационные признаки форм и методов обучения.
Применение инновационных форм и методов формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии включает теоретическое и практическое направления. Основными формами теоретического направления выступают: проблемные лекции; деловые игры; ситуативно-ролевые игры; практические работы с решением проблемных задач; конференции; научно-исследовательская работа; организация самостоятельной работы.
Практическое направление предполагает формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии в практической деятельности в процессе: выездных практических занятий на предприятия туриндустрии, занятий-экскурсий; учебных и профессиональных практик на предприятиях туриндустрии; зарубежных стажировок.
Для определения эффективности реализации каждого этапа и всей модели в целом мы разработали критерии и показатели сформированности базисных профессиональных компетенций будущего специалиста туриндустрии, а также ее уровневую характеристику. Эти параметры включены нами в модель.
При разработке модели мы выделили когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный компоненты в системе профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии. Исходя из этого, мы определили и критерии сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии: низкий, средний, высокий, продвинутый.
Целостность процесса формирования профессиональных компетенций при реализации данной модели проявляется в определенной последовательности этапов и единстве их внутренней структуры: цель – содержание – средство – результат. Целью каждого из этапов является переход студента на следующий более высокий уровень сформированности профессиональных компетенций.
Заключительным компонентом разработанной нами модели является ее результат – подготовка конкурентоспособного, профессионально-компетентного специалиста сферы туризма с учетом международных стандартов туриндустрии и в соответствии с современными требованиями рынка труда в условиях глобализации и интернационализации мировой экономики.
Разработанная модель процесса формирования базисных профессиональных компетенций будущего специалиста туриндустрии предстает в виде целостной, достаточно динамичной педагогической системы (отражает цель, содержание, компоненты, средства, результат профессиональной подготовки) и является открытой для постоянного совершенствования.
- Софронова Наталия Викторовна, д. пед. н, профессор, зав. кафедрой информатики и вычислительной техники Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары.
- Мерлина Надежда Ивановна, д. пед. н., профессор Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Лобышева Т.М. О МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗИСНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.
;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7216 (дата обращения: 15.02.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Компетенции
Молодые профессионалы
Наша команда
Международная экспертная группа
Компетенции
Итоги чемпионатов
Новости
Компетенции Центра
- АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ОТЕЛЯ
- ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ
- ОХРАНА ТРУДА
- ПОВАРСКОЕ ДЕЛО
- ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОЛИЦЕЙСКИЙ)
- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
- ТУРИЗМ
- ТУРОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ОТЕЛЯ
Ключевой ролью в деятельности отеля является роль администратора службы приема и размещения (СПиР). Именно от него зависит первое впечатление гостей об отеле. В его функции могут входить бронирование номерного фонда, регистрация заезда и выезда гостей, предоставление туристической информации, помощь гостям во время проживания, осуществление финансовых операций и другое.
В современных реалиях администратор СПиР должен обладать исключительными коммуникативными навыками, обширными знаниями в области финансов, маркетинга, статистики, знать нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность гостиничных предприятий, уметь использовать профессиональное программное обеспечение, владеть иностранными языками.
При выполнении задания моделируется рабочая смена администратора, в ходе которой участник демонстрирует качество и скорость обслуживания гостей, грамотность презентации услуг, навыки использования специализированного программного обеспечения.
Участник чемпионата выполняет следующие задачи: процедура бронирования, заезда, обслуживания и выписки гостей; предоставление требуемой туристической информации; разрешение спорных и конфликтных ситуаций; расчет основных экономических показателей деятельности отеля; составление графика работы для сотрудников службы приема и размещения; подготовка доклада по итогам проведения ночного аудита; ведение деловой переписки.
- знание нормативной документации, регулирующей деятельность отелей в РФ
- применение алгоритмов стандартных процедур
- навыки межличностного общения
- владение иностранным языком
- владение профессиональным программным обеспечением
- применение знаний в области финансов, маркетинга, статистики
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Воспитатель детей дошкольного возраста осуществляет присмотр и уход за детьми в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности жизни и здоровья детей дошкольного возраста; организует и проводит мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие; организует и проводит различные виды деятельности (игровую, исследовательскую, проектную, познавательную и т.д.) и общение детей; организует и проводит занятия по основным общеобразовательным программам дошкольного образования; оценивает индивидуальное развитие каждого ребенка; организует совместную и самостоятельную деятельность дошкольников, а также виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддерживает спонтанную игру детей, обогащает ее, обеспечивает игровое время и пространство; взаимодействует с родителями и сотрудниками образовательной организации; организует методическое обеспечение образовательного процесса.
Компетенция с индивидуальным зачетом конкурсанта.
Демонстрация результата выполнения модуля выполняются с детьми дошкольного возраста или волонтерами с актерской задачей.
Содержанием конкурсного задания является деятельность воспитателя в дошкольной образовательной организации: разработка и проведение интегрированного занятия по познавательному развитию (с виртуальной экскурсией и включением экспериментальной или познавательно-исследовательской деятельности); разработка совместного проекта воспитателя, детей и родителей; оформление и размещение проекта и его результатов на сайте группы ДОО; организация и руководство свободной совместной деятельностью воспитателя с детьми дошкольного возраста (с элементами самостоятельной деятельности детей).
- применение в практике знаний психо-физиологические особенности детей дошкольного возраста
- демонстрация методической грамотности в аспектах деятельности воспитателя
- демонстрация содержательных аспекты деятельности воспитателя в работе со всеми субъектами образовательного процесса
- демонстрация приемов менеджмента образовательного процесса
- владение социально-коммуникативными навыками с учетом специфики контингента
- ИКТ-компетентность и ее применения в практике воспитателя
- соблюдение санитарных норм и правил профилактики травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ
Опыт теории и практики экскурсионного дела в нашей стране исчисляется более чем 100-летним историческим периодом. Экскурсионная деятельность сегодня постоянно развивается, усложняется. Компетенция, как и конкурсные задания, сочетает в себе классические и инновационные технологии в экскурсионном деле, отвечая современным тенденциям развития экскурсионной сферы.
В компетенции «Организация экскурсионных услуг» проверяются навыки таких специалистов, как агент по приему заказов на экскурсии, организатор экскурсий, экскурсовод, ассистент экскурсовода (гида), управляющий экскурсионным бюро.
Содержанием конкурсного задания являются особенности комплексного процесса предоставления экскурсионных услуг и организации экскурсионного обслуживания. Задание включает в себя выполнение работ по приему и обработке заказов на экскурсии, координации работы по реализации заказа, разработке и планированию экскурсионных программ, маршрутов, экскурсий, организационному обеспечению экскурсионных услуг, применению интерактивных технологий в экскурсионных программах, проведению экскурсий и экскурсионных программ, практическим аспектам организации экскурсионных услуг.
- прием и обработка поступившего в экскурсионное бюро заказа на экскурсию
- работа по созданию аудиогида на специализированной он-лайн платформе izi.TRAVEL
- разработка и проведение фрагмента интерактивной экскурсии по музейной экспозиции
- применение интерактивных технологий в экскурсионных программах: разработка контента виртуального экскурсовода
- решение различных профессиональных ситуаций и задач, возникающих в процессе экскурсионной деятельности
- умение осуществлять консультирование клиентов по предмету заказа, ведение заказа, оформление документации на экскурсионное обслуживание
- умение разрабатывать аудиогид, работать с картой и выстраивать экскурсионный маршрут, выстраивать композиционную структуру контента аудиогида, использовать технологии сторителлинга при создании аудиогида
- умение разрабатывать экскурсию и работать с экскурсионной документацией (проработка технологической карты экскурсии, подготовка материалов «портфеля» экскурсовода)
- методика и техника ведения экскурсии, мастерство экскурсовода
- качество разработки контента виртуального экскурсовода, в т.ч. функциональность контента, проработка его содержательной и «сценарной» части
- эффективность принятия решений в профессиональных ситуациях при организации экскурсионной деятельности, знание профессиональных, регламентирующих, нормативных требований и правил при организации экскурсионных услуг и умение применять их при решении задач экскурсионного обслуживания
ОХРАНА ТРУДА
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Все работники, вне зависимости от характера и вида выполняемых работ, применяемого сырья, материалов, инструментов, оборудования, технологического процесса, обязаны соблюдать требования охраны труда для того, чтобы сократить травматизм, профессиональные заболевания и несчастные случаи на производстве.
Специалист по охране труда – это работник организации, который организует обучение по охране труда в организации, обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, контролирует выполнение требований законодательства в области охраны труда, следит за безопасностью условий труда для жизни и здоровья работников предприятия.
Компетенция с индивидуальным участием. Работы выполняются с учетом требований нормативно-правовых актов.
- составления перечня нормативно-правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (условные данные предприятия предоставляются в начале модуля)
- составить инструкцию по охране труда по профессии или виду работ
- провести обучение по применению средств индивидуальной защиты
- формирование перечня документов
- обучение по охране труда
ПОВАРСКОЕ ДЕЛО
Повар работает в индустрии питания в ресторанах с различными форматами и концепциями: Fast Casual, Quick Service Restaurant, Casual Dining, Street food, Fast food, Free flow, Fine Dining и т.д. Он создаёт новые рецепты и подготавливает блюда к подаче в соответствии с актуальными гастрономическими тенденциями, культурными традициями и санитарными требованиями.
Компетенция предполагает индивидуальную работу. Участник производит кулинарную и тепловую обработку овощей, мяса, рыбы, птицы и других продуктов с использованием различного инвентаря и высокотехнологичного оборудования при работе с которыми необходимо соблюдать технику безопасности, санитарные нормы и правила личной гигиены.
Помимо мастерства приготовления блюд, должность повара требует определенных навыков, связанных с коммерческим аспектом деятельности, в частности, соблюдением установленного бюджета и обеспечением ожидаемой прибыли. К этим навыкам относится составление меню, оформление заявки на пищевые продукты, их приобретение, контроль за хранением, использование и реализация готовой продукции, бережливое производство, управление деятельностью производства через планирование, обмен информацией, взаимодействие с персоналом.
Компетенция с индивидуальным зачетом. Конкурсант готовит супы, горячие блюда, холодные и горячие закуски, десерты.
- разработать меню, составить список продуктов
- использовать тайные ингредиенты из «черного ящика»
- приготовить, сервировать блюда
- сложность приготовления блюд
- навыки разнообразных техник приготовления
- качество заготовок, рациональное использование продуктов
- умение сочетать сложно совместимые продукты
- соответствие веса блюда заявленному в задании
- аккуратность и оригинальность подачи
- выполнение задания в отведенное время
- чистота и порядок на рабочем месте
- соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОЛИЦЕЙСКИЙ)
Правоохранительная деятельность – это деятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства.
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Команда для участия в конкурсе состоит из 5 (пяти) участников. Для всех возрастных категорий обязательный критерий состава команды – «3+2» – 3 (три) юноши + 2 (две) девушки.
Во многих случаях для скорейшего раскрытия преступлений необходимо хорошо организованное взаимодействие между следователем (следователями) и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Практика знает несколько форм такого объединения. Одна из них – это следственно-оперативные группы. В эти группы включаются: следователи Следственного комитета и ОВД, работники органов дознания, сотрудники оперативно-розыскных органов и эксперты-криминалисты.
Компетенция с командным зачетом с пятью конкурсантами в каждой группе. Предусмотрено выполнение индивидуальных заданий.
Задание предусматривает демонстрацию навыков профессиональной, юридической, тактико-специальной, оперативной и физической подготовки и выполнение специальных приемов и действий конкурсантами.
- навыки работы следственно-оперативной группы по осмотру мест происшествий и иных следственных и процессуальных действий
- применение сложных технических средств, криминалистических средств, методов в раскрытии и расследовании преступлений
- навыки работы нарядов полиции, участковых уполномоченных полиции в различных ситуациях
- знание тактико-технических характеристик огнестрельного оружия, правил применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, мер безопасности при обращении с оружием
- практические навыки выполнения стрельб, осуществления разборки-сборки огнестрельного оружия и снаряжения магазинов
- знание положений Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации;
- навыки строевой подготовки и слаженности подразделения;
- выполнение комплекса рукопашного боя
- навыки применения средств индивидуальной защиты
- организация работы в команде, эффективность коммуникации
- техника соблюдения безопасности и норм охраны труда
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Компетенция направлена на формирование навыков в сфере создания и управления собственным бизнесом, направленного на обеспечение и/или создание новых благ и ценностей, производство и продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также на формирование новых рабочих мест, формирование социальной ответственности перед обществом и государством.
Кроме профессиональных навыков по бизнес-планированию и управлению проектом, предпринимательский skill-set определяется умением принимать продуктивные управленческие решения в стандартных и нестандартных ситуациях, адаптивностью, командностью, коммуникативностью, способностью к обоснованному риску, умением использовать новые технологии для создания своего дела или предприимчивости на рабочем месте, повышая эффективность профессиональной деятельности.
Место работы: любая сфера (в качестве самостоятельных предпринимателей в области малого и среднего бизнеса).
Это командные соревнования (в каждой команде два участника). Команда развивает свой проект на основе ранее разработанного бизнес-плана, управляя развитием компании и представляет наработки по каждому модулю задания для экспертной оценки. Для выполнения каждого модуля командам устанавливаются четкие временные рамки с целью оперативного выполнения задач при полной концентрации внимания.
Конкурсное задание состоит из следующих модулей:
- Бизнес-план команды
- Наша команда и бизнес-идея
- Целевая группа
- Маркетинговое планирование
- Планирование рабочего процесса
- Устойчивое развитие
- Технико-экономическое обоснование проекта, включая финансовые показатели
- Презентация компании/фирмы и ее продвижение.
Окончательные аспекты критериев оценки уточняются членами жюри. Оценка производится как в отношении работы над заданиями модулей, так и в отношении публичного представления результатов этой работы.
ТУРИЗМ
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ , государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. В связи с этим особую важность имеет формирование и проверка компетенций обучающихся путем реализации чемпионатов, проводимых по стандартам WSR по компетенции Туризм.
Основными областями деятельности специалиста по туризму являются: формирование, продвижение и реализация туристских продуктов; предоставление иных, дополнительных услуг, предоставляемых турагентскими и туроператорскими организациями; разработка и внедрение новых форм, технологий и механизмов совершенствования туристской деятельности на различных уровнях.
Компетенция «Туризм» представляет собой командные соревнования, в которых участники демонстрируют навыки профессиональной деятельности, выполняя задания в условиях, максимально приближенных к реальности. Участники обрабатывают запросы потребителей туристских услуг, разрабатывая туристские маршруты, проводят анализ и тщательный отбор туристских ресурсов, гостиничных услуг, услуг общественного питания, средств развлечения, экскурсионных услуг и услуг транспортных предприятий, проектируют и разрабатывают комплекс эффективных мер, направленных на привлечение (формирование, активизацию) туристских потоков в выбранном регионе (городе, локации), выявляют проблемы развития туризма и предлагают варианты их решения. Участники предлагают рациональные меры поддержки и развития туризма государством, бизнесом и общественными организациями.
Выполняя конкурсные задания, конкурсанты используют актуальные технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта в полном соответствии современным требованиям международного туристского рынка.
Конкурсное задание для возрастной категории 16-22 состоит из модулей, которые включают весь спектр профессиональных компетенций специалиста по туризму: обработка запросов потребителей туристских услуг, формирование, продвижение и реализация туристского продукта, работу с документами, прикладными и профессиональными программами, навыки по систематизации, анализу и планированию в туризме, а также soft skills, тесно связанные с творчеством, коммуникацией, публичной презентацией, критическим мышлением и качеством разработки турпродукта.
Перед началом каждого модуля участники получают задание в виде кейса (видеоролик, устное или письменное обращение клиента). На выполнение каждого модуля отводится фиксированный отрезок времени.
- обработка и оформление заказа клиента по подбору пакетного тура
- работа с возражениями туриста
- формирование и обоснование нового туристского продукта
- продвижение туристского продукта
- разработка программы тура по заказу клиента
- специальное задание
- полнота и качество формирования программы нового туристского продукта
- эффективность продвижения и реализации турпродукта
- полнота реализации запросов клиента
- степень сформированности туристического пакета
- оптимальность подбора экскурсионных туров и туристических маршрутов
- коммуникативные навыки
- основы рефлексии
- навыки работы с технологической и иной документацией
- умение обосновать предложенный пакет услуг
- навыки использования современных информационно-коммуникационных технологий при формировании, реализации и продвижении туристских продуктов
- навыки применять методы и принципы ценообразования при формировании туристского продукта
- навыки анализировать рынок туристских услуг на основе информации, полученной из различных источников
ТУРОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основой соревновательных модулей является туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом. Задачи сотрудников туроператорской компании разнообразны и включают в себя полный спектр работ по созданию и реализации турпродукта.
Для каждого модуля конкурсанты получают «легенду» задания, связанную с тематикой модуля и спецификой туроператорской деятельности.
Конкурс включает в себя выполнение следующих работ: формирование туристского продукта; разработка новых программ, туристских маршрутов; взаимодействие с туристскими организациями с целью продвижения турпродукта и повышения уровня лояльности к туроператорской компании; разработка и проведение мероприятий; бронирование и реализация туруслуг в туроператорской организации, в том числе работа в специализированных системах/программном обеспечении.
В компетенции проверяются навыки, необходимые для осуществления трудовых функций согласно Проекту профессионального стандарта «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристического продукта».
Конкурсное задание состоит из шести модулей:
- разработка турпродукта и вывод его на рынок
- аттестация
- проведение части рекламного тура
- формирование турпродукта в специализированной системе
- проведение обучающего мероприятия для турагентств
- специальное задание (проверка знаний, навыков и умений путем ролевой игры)
Кейсы заданий для каждого из модулей формируются на основе реальный ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники туроператорских компаний в повседневной работе.
От получения специальности до карьерных перспектив
17 апреля 2020
Только за первые три квартала 2019 года россияне совершили более 37 миллионов зарубежных поездок, что почти на 7% больше, чем за тот же период 2018 года. Рынок внутреннего туризма также растет. Большинство туристов предпочитают организовывать свой отдых через турагентства, поэтому профессия менеджера по туризму становится все более востребованной.
В чем заключается работа менеджера по туризму?
Менеджер по туризму – сотрудник туристического агентства или частный специалист, который занимается подготовкой и обеспечением отдыха клиентов. Он может работать только по одному направлению туризма (региону, стране) или по нескольким.
Менеджер по туризму помогает клиентам подбирать и оформлять пакетные туры и приобретать отдельные туристические услуги (бронировать билеты на самолеты и поезда, номера в гостиницах, получать визы, покупать страховые продукты и т. д.). Он оказывает туристам информационную и иную помощь на протяжении всего отдыха, в том числе в чрезвычайных ситуациях (например, когда нужно получить медицинскую помощь в другой стране по туристической страховке). Поэтому специалисту нужно постоянно быть на связи не только с отдыхающими, но и с и представителями отелей и компаний-перевозчиков, гидами-экскурсоводами и другими специалистами, занятыми в сфере туристических услуг.
Работа менеджера по туризму связана с взаимодействием с людьми в режиме 24/7, так как отдыхающие в других городах и странах из-за разницы во времени могут писать или звонить и ночью, и в выходные. Нередко возникают стрессовые и конфликтные ситуации. Но и плюсов у профессии немало. Менеджеры турагентств регулярно ездят в бесплатные промо-туры для знакомства с направлением, которое будут продавать клиентам, с новыми отелями, экскурсиями. Они получают внутрикорпоративные скидки на отдых, могут подбирать лучшие предложения туроператоров для себя, своих близких. Менеджеру по туризму легко набрать базу клиентов, потому что большинство людей ездят в отпуск регулярно и советуют хорошего специалиста родственникам, друзьям, коллегам. Немаловажным плюсом профессии является и возможность работать удаленно, из дома – как частным турагентом, так и сотрудником туристической компании.
Какими профессиональными компетенциями должен обладать менеджер по туризму?
- Способность продавать. Нужно не просто знать информацию о странах, курортах, отелях, но и уметь так представить ее клиенту, чтобы он забронировал предложенный тур, причем желательно уже в первый визит.
- Умение быстро подобрать те варианты отдыха, которые хочет клиент. Кто-то приходит турагентство со списком отелей, где хотел бы отдохнуть, а кто-то даже не определился со страной для будущего отпуска. Но менеджер в любом случае должен быстро подобрать несколько туров, которые удовлетворят клиента. Считается что нужно предлагать не более 3-5 вариантов, чтобы человек не запутался.
- Знание принципов деятельности турагентства и порядка получения прибыли. Менеджер должен учитывать одновременно интересы и клиента, и компании, то есть уметь находить туры со скидками, дающие максимальную комиссию продавцу.
- Умение удержать клиента и сделать его постоянным. Для этого нужно не терять интерес к отдыхающему сразу после бронирования тура. Менеджер должен напомнить о дате и времени вылета, предложить помощь с регистрацией на рейс, ответить на любые опросы о путешествии. Важно быть на связи, когда клиент находится на отдыхе, узнать о его впечатлениях по возвращении домой.
- Ответственность и внимательность. Если этих качеств у специалиста нет, в туризме он долго не продержится, ведь ему каждый день нужно заполнять заявки, уточнять детали туров, информировать клиентов об изменениях времени вылета и т. д. Одна ошибка – и клиент не получил визу или опоздал на самолет. А это удар по репутации турагентства и потеря прибыли.
- Способность работать в режиме многозадачности. Рабочий день менеджера по туризму состоит из постоянных визитов посетителей, телефонных звонков, подбора и бронирования туров, заполнения документов. Часто это нужно делать параллельно или быстро переключаться с одной задачи на другую.
Где учиться на менеджера по туризму и за сколько можно получить образование?
Если у вас есть любое высшее или среднее профессиональное образование или вы учитесь на старших курсах, вы можете поступить на менеджера по туризму в Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки». Обучение ведется по программе профессиональной переподготовки. Вы получите новую квалификацию всего за 6 месяцев:
620 часов (6 мес.)
Квалификация: Менеджер по организации и предоставлению туристских услуг
Чтобы поступить на менеджера по туризму в вуз, колледж или техникум, вам придется сдавать экзамен минимум по трем предметам, среди которых могут быть русский язык, обществознание, история, иностранный язык, география. Для зачисления на программы профессиональной переподготовки вступительные испытания не проводятся. Вы просто отправляете в приемную комиссию скан-копии паспорта, диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (или справки с места учебы) и чека об оплате обучения и приступаете к освоению программы.
На курсе профпереподготовки вы узнаете
- как работает турагентство и за счет чего оно получает прибыль;
- из чего состоят пакетные туры и как их подбирать;
- как консультировать клиентов разными способами: лично, по телефону, онлайн;
- как оформлять визы, страховки, бронировать билеты, номера;
- как разрешать конфликтные ситуации;
- как взаимодействовать с представителями отелей, перевозчиков, гидами и другими специалистами;
- и многое другое.
Программа составлена экспертами-практиками, поэтому максимально насыщена реальными примерами и рассказывает о том, с чем вам предстоит постоянно сталкиваться в вашей будущей работе.
Обучение на менеджера по тризму полностью дистанционное*. Вы осваиваете учебный план в личном кабинете на сайте – читаете лекции, смотрите вебинары, консультируетесь с преподавателями, выполняете практические задания. Для подтверждения полученных знаний и навыков вам предстоит пройти промежуточную и итоговую аттестацию в формате онлайн-теста. По окончании обучения вы получите диплом о профессиональной переподготовке – документ, подтверждающий вашу новую квалификацию «Менеджер по туризму».
Сколько зарабатывает менеджер по туризму?
Зарплата специалиста обычно складывается из фиксированного оклада и процента за каждый проданный тур. Поэтому она может варьироваться от месяца к месяцу. Максимальную прибыль турагенты получают весной, когда бронируются туры на лето, а также перед длинными праздниками.
По данным порталов с вакансиями, зарплата менеджера по туризму в Москве и других крупных городах России начинается с 40-60 тысяч рублей. В средних и небольших населенных пунктах минимальный заработок специалистов составляет 25-30 тысяч рублей в месяц. Если у менеджера есть опыт работы от 3 лет и собственная клиентская база, то он ценится работодателями гораздо больше и может зарабатывать от 100 тысяч рублей и больше.
Доходы специалиста, работающего в туристической сфере, увеличиваются с ростом профессионального уровня. Для этого нужно изучать иностранные языки, осваивать новые туристические направления, совершенствовать навыки общения с заказчиками, нарабатывать опыт и клиентскую базу.
Карьерные перспективы
Начав карьеру менеджером или помощником менеджера в турагентстве, специалист может со временем наработать клиентскую базу и стать ведущим или старшим менеджером. На это нужен минимум 1 год. Следующая ступень карьерной лестницы – руководитель отделения, а затем – директор. Правда, в небольших компаниях такой рост невозможен, поэтому их сотрудникам для повышения нужно искать новое место работы.
Есть и другие варианты развития карьеры. Можно открыть собственное агентство или работать независимым туристическим агентом. На эти шаги стоит решаться, когда наработана большая клиентская база.
Менеджер по туризму – профессия, которая позволяет совместить любовь к путешествиям с успешной карьерой. Но, чтобы добиться успеха этой сфере, нужно быть коммуникабельным, стрессоустойчивым и ответственным человеком. Если у вас есть эти качества, ждем вас на наших курсах.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
<< Выбрать другое направление