С 29 января 2019 года вступил в силу профессиональный стандарт вожатого. Документ регламентирует деятельность специалистов, которые трудятся в детских лагерях, а также другие аспекты их работы. Так, профстандарт официально определил, что вожатые занимаются сопровождением детей и созданием необходимых условий для их отдыха, но действуют под руководством педагога, не принимая самостоятельных решений. Таким образом, педработники курируют деятельность своих помощников, что должно быть прописано в трудовом договоре.
Как известно, профессиональны стандарт содержит следующие разделы:
- трудовые функции вожатого;
- требования к образованию и обучению;
- условия допуска к работе.
В связи с этим в договоре и должностных инструкциях на позицию вожатого следует отразить информацию о знаниях, навыках и умениях. На основе этих данных можно составить перечень требований к специалисту:
- кандидат должен быть совершеннолетним;
- иметь основное общее или среднее общее образование;
- пройти обучение по программам профессиональной подготовки по должностям служащих в области образования и педагогики;
- пройти медицинский осмотр при поступлении на работу, а в дальнейшем проходить обследования на регулярной основе.
Стоит также отметить, что работники бухгалтерии или кадровой службы должны проверить гражданина, желающего начать работать в качестве вожатого, на отсутствие судимости и фактов уголовного преследования.
Таким образом, при оформлении вожатого на работу необходимо учитывать, что он не является педагогическим работником, в квалификационном справочнике его должность отнесена к должностям учебно-вспомогательного персонала (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н). Поэтому, согласно ТК, продолжительность его рабочего времени составляет 40 часов в неделю, а продолжительность отпуска — 28 календарных дней. Также работа вожатого носит сезонный или временный характер, в связи с чем с ним заключается срочный трудовой договор, где должна быть установлены заработная плата, которая не может быть ниже МРОТ, оклад и надбавки. Кроме того, за работу вожатого в ночное время или же сверхурочно также полагается доплата.
Популярные статьи в категории:
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
Минтруд утвердил профессиональный стандарт помощника учителя – вожатого. Данный профстандарт вступает в силу с 29 января 2019 года.
Информация актуальна для слушателей курсов профпереподготовки и повышения квалификации по направлениям:
Приказ Минтруда России от 25. 2018 N 840н
17 января Минюст РФ зарегистрировал за номером №53396 Приказ Минтруда от 25 декабря 2018 года № 840 «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)».
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Сопровождение детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях), создание условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством педагогического работника
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт «Вожатый»
Содействие организации и сопровождению деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях)
Требования к уровню образования и профилю подготовки вожатого
Сопровождение деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления под руководством педагогического работника
Вторая трудовая функция вожатого

Оказание организационной поддержки обучающимся образовательной организации в создании, развитии и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) под руководством педагогического работника
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ сайта www.fgosvo.ru
Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 декабря 2018 г. N 840н
ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ВОЖАТЫЙ)”
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, N 8, ст. 1210, N 50, ст. 7755), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)”.
приказом Министерства труда
I. Общие сведения
Отнесение к видам экономической деятельности:
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
3.1.1. Трудовая функция
3.1.2. Трудовая функция
IV. Сведения об организациях – разработчиках
4.1. Ответственная организация-разработчик
Должностная инструкция
муниципального общеобразовательного учреждения
начальной общеобразовательной школы №90 г.Челябинска
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.
1.2. Педагог-организатор назначается и освобождается от должности директором ОУ по представлению заместителя директора ОУ по воспитательной работе.
1.3. Педагог-организатор должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей профилю работы без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Педагог-организатор подчиняется непосредственно заместителю директора ОУ по воспитательной работе.
1.5. Педагог-организатор должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, детей, их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание, методику и организацию одного из видов творческой деятельности: научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой; порядок разработки программ занятий кружков, секций, студий, клубных объединений, основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методику организации внеурочной деятельности обучающихся, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями лицами их замещающими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Основными направлениями деятельности педагога-организатора являются:
2.1. развитие личности, талантов и способностей обучающихся (воспитанников) в соответствии с требованиями к формированию УУД;
2.2. формирование общей культуры обучающихся (воспитанников);
2.3. организация досуга обучающихся (воспитанников), педагогизации социальной сферы;
2.4 организация внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы МБОУ НОШ № 90;
3. Должностные обязанности
Педагог-организатор выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании.
3.2. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, воспитанников, детей в учреждениях (организациях) и по месту жительства, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.3. Проводит учебные занятия, воспитательные и иные мероприятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения.
3.4. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых.
3.5. Руководит работой по одному из направлений деятельности образовательного учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.
3.6. Способствует реализации прав обучающихся (воспитанников, детей) на создание детских ассоциаций, объединений.
3.7. Организует вечера, праздники, походы, экскурсии; поддерживает социально значимые инициативы обучающихся, воспитанников, детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений, ориентируясь на личность обучающегося, воспитанника, ребенка, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей.
3.8. Организует самостоятельную деятельность обучающихся (воспитанников, детей), в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, содействует обеспечению связи обучения с практикой.
3.9. Анализирует достижения обучающихся, воспитанников, детей. Оценивает эффективность их обучения, на основе развития опыта творческой деятельности, познавательный интерес обучающихся (воспитанников, детей), используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
3.10. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим.
3.11. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей (лиц, их заменяющих), общественность.
3.12. Оказывает поддержку детским формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей), организует их каникулярный отдых.
3.13. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.
3.14. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса.
3.15. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.16. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
3.17. Соблюдает этические нормы поведения в ОУ, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
3.18 Организует общешкольные мероприятия внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы МБОУ НОШ № 90;
3.19. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Педагог-организатор имеет право:
4.1. самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее, исходя из общего плана работы ОУ и педагогической целесообразности;
4.2. участвовать в управлении ОУ в порядке, определяемом Уставом ОУ; участвовать в работе педагогического совета ОУ;
4.3. на защиту профессиональной чести и достоинства;
4.4. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.5. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
4.6. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.7. повышать квалификацию;
4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся ОУ;
5.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-организатор несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время культурно-массовых, спортивных и иных досуговых мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ОУ, законных распоряжений директора ОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог-организатор несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка педагог-организатор может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение ОУ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-организатор несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директором ОУ;
6.2. поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами ОУ и образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями;
6.3. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора ОУ по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.4. представляет заместителю директора ОУ по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;
6.5. получает от администрации ОУ информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками ОУ;
Надо смотреть, когда вы были вожатой, по данному поводу имеется судебный спор, см. судебное решение
Именем Российской Федерации
Дело № 2-117/11
09 июня 2011 года с. Малая Пурга Удмуртская Республика
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Т.В.
при секретаре Санниковой Е.В.
с участием истца Солдатовой З.П., представителя ответчика УПФР в Малопургинском районе УР Качелкиной Н.И. по доверенности № 16 от 20 января 2009г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солдатовой З.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Малопургинском районе УР о восстановлении пенсионных прав
Истец Солдатова З.П. обратилась с иском о восстановлении пенсионных прав, мотивируя тем, что выработала 25-летний педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп.10 п.1 ст. 28 ФЗ от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ответчика 1 октября 2010г. № 30 ей отказано в назначении льготной пенсии. Ответчиком не приняты во внимание для включения в специальный стаж следующие периоды с 14 июня 1982г. по 14 июля 1982г. – в должности пионервожатой; с 1 сентября 1982г. по 28 июня 1983г. – учеба в педагогическом училище; с 1 сентября 1983г. по 22 июня 1988г. – учеба в университете. Периоды работы, включенные в специальный стаж, составляют 19 лет 10 месяцев 0 дней. Истица просит включить указанные периоды в специальный стаж.
В судебном заседании:
Истец Солдатова З.П. уточнила исковые требования, просит включить в специальный стаж периоды работы в должности вожатой в пионерском лагере с 14.06.1982г. по 14.07.1982г., в должности вожатой в пионерском лагере с 27.06.1986г. по 25.08.1986г., периоды учебы в с 01.09.1982г. по 28.06.1983г., в с 01.09.1983 г. по 22.06.1988г., обязать ответчика назначить пенсию с 16.08.2010г.
Представитель ответчика УПФР в Малопургинском районе УР Качелкина Н.И. иск не признала, объяснила, что указанные в иске периоды не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, так как действующим законодательством это не предусмотрено. Поддержала доводы, по которым истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Выслушав стороны, суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Требования иска в части включения в льготный стаж периода работы в должности пионервожатой в пионерском лагере с 14 июня 1982г. по 14 июля 1982г., в должности пионервожатой в пионерском лагере с 27.06.1986г. по 25.08.1986г. являются обоснованными, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Архивная выписка из приказа начальника хозяйственного отдела № 87 от 14.06.1982г., архивная справка от 13.08.2010г. подтверждают факт работы Карповой (Солдатовой) З.П. с 14.06.1982г. по 14.07.1982г. вожатой пионерского лагеря
Архивная выписка ОАО от 17.05.2011г. за № 033-166-368, ведомости по заработной плате подтверждают факт работы Карповой (Солдатовой) З.П. с 27.06.1986г. по 25.08.1986г. в должности пионервожатой в пионерском лагере .
В период ее работы в должности пионервожатой действовало постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». П. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий» было определено, что в стаж учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, в размере 1/3 части от педагогического стажа.
С учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, №2 – П от 20 января 2004 года в определении от 5 ноября 2002 года суд применяет нормы, утративших силу, но действовавших в период работы истца пионервожатой.
Кроме того, как указывает Верховный Суд РФ в обзоре законодательства и судебной практики за 2-ой квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 года, ст.6(ч.2),15(ч.4),17(ч.1),18,19 и 55(ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периода их деятельности.
Требования иска в части включения в льготный стаж периода учебы в по специальности «преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» с 01.09.1982г. по 28.06.1983г., периода учебы в по специальности «преподаватель математики» в 01.09.1983г. по 22.06.1988г. подлежат удовлетворению в части включения периода учебы в по специальности «преподаватель математики» с 26.08.1986г. по 22.06.1988г.
В спорные периоды учебы истца действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее по тексту – Положение). Согласно пункту 2 Положения зачету в педагогический стаж подлежало время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, при условии, если непосредственно этому периоду предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Между тем, представленными доказательствами не подтверждается наличие условий, предусмотренных пунктом 2 Положения, позволяющих зачесть периоды обучения истца в Ярском педагогическом училище и Удмуртском государственном университете в период с 01.09.1983г. по 26.06.1986 г. в её специальный педагогический стаж. Из буквального содержания указанной правовой нормы следует, что периоду обучения в конкретном педагогическом учебном заведении или университете непосредственно должна предшествовать и непосредственно за ним следовать педагогическая деятельность. Поскольку истец обучалась в двух разных учебных заведениях, то применительно к каждому из указанных периодов обучения должны выполняться условия, предусмотренные п.2 Положения. Однако в рассматриваемом случае эти условия не выполнены. После окончания педучилища истец не работала в учреждениях и на должностях, подлежащих включению в педагогический стаж, что стороной истца не оспаривается. Следовательно, отсутствует факт педагогической деятельности истца непосредственно после обучения в педучилище и непосредственно перед учебой в Удмуртском государственном университете, что исключает возможность зачета в специальный стаж вышеуказанных периодов обучения истца в данных учебных заведениях в соответствии с условиями, установленными п.2 Положения.
Период обучения в по специальности «преподаватель математики» с 26.08.1986г. по 22.06.1988г. подлежит включению в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии, поскольку истец работала в должности пионервожатой в пионерском лагере с 27.06.1986г. по 25.08.1986г., а затем после окончания учебного заведения работала в должности учителя математики в восьмилетней школе.
В п.19 ч.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17 декабря 2001г. № 73-ФЗ предусмотрено, что «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста».
Ответчик признал за Солдатовой З.П. на момент ее обращения в пенсионный орган без учета спорного периода стаж 19 лет 10 месяцев 0 дней. Учитывая, что хотя признан необоснованным отказ пенсионного органа в зачете стажа работы истца в должности пионервожатой в пионерском лагере с 14 июня 1982г. по 14 июля 1982г., в должности пионервожатой в пионерском лагере с 27.06.1986г. по 25.08.1986г., периода обучения в по специальности «преподаватель математики» с 26.08.1986г. по 22.06.1988г., стаж истицы на момент ее обращения в пенсионный орган составляет менее 25 лет и является недостаточным для назначения ей досрочной трудовой пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ
Иск Солдатовой З.П. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Малопургинском районе УР от 1 октября 2010г. № 30 в части отказа во включении периодов работы Солдатовой З.П. в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в должности пионервожатой в пионерском лагере с 14 июня 1982г. по 14 июля 1982г., в должности пионервожатой в пионерском лагере с 27.06.1986г. по 25.08.1986г., периода обучения в с 26.08.1986г. по 22.06.1988г.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Малопургинском районе УР зачесть Солдатовой З.П. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогический деятельностью периоды работы в должности пионервожатой в пионерском лагере с 14 июня 1982г. по 14 июля 1982г., в должности пионервожатой в пионерском лагере с 27.06.1986г. по 25.08.1986г., период обучения в по специальности «преподаватель математики» с 26.08.1986г. по 22.06.1988г.
В удовлетворении исковых требованиях о включении в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периодов учебы в с 01.09.1982г. по 28.06.1983г. и с 01.09.1983г. по 25.06.1986 г., об обязании Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Малопургинском районе УР назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с 16.08.2010г. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня принятия.
Судья: Т.В. Прохорова
Про Профстандарты РосМинТруда