ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ врача-стоматолога-ортодонта
I. Общие положения.
1. Врач – стоматолог – ортодонт относится к категории специалистов с высшим профессиональным образованием.
2. На должность врача – стоматолога – ортодонта назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и документ о присвоении звания врача по соответствующей специальности.
3. Врач – стоматолог – ортодонт назначается на должность и освобождается от должности приказом главного врача (директора) медицинского учреждения.
4. Врач – стоматолог – ортодонт должен знать:
-основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
-общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;
-правовые вопросы в стоматологии;
-этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний, их влияние на органы и системы организма человека, клинические проявления патологии в полости рта и показания к применению различных методов лечения в стоматологии;
-принципы обследования больных врачом-стоматологом, значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний;
-принципы, приемы и методы обезболивания в стоматологии;
-организацию диспансеризации взрослого и детского населения;
-эмбриологию и основные нарушения эмбриогенеза челюстно-лицевой области;
-взаимосвязь формирования и прорезывания зубов с развитием и ростом челюстей, основное направление роста челюстей;
-нормальное строение зубов и челюстей и нарушение этого строения при зубочелюстно-лицевых аномалиях;
-нормальное функционирование зубочелюстной системы и нарушение ее функций при аномалиях прикуса;
-взаимосвязь строения и функционирования зубочелюстной системы с нарушениями со стороны носоглотки, дыхательной и пищеварительной системы, опорно-двигательного аппарата;
-классификацию зубочелюстных аномалий;
-морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом лечении;
-показания и противопоказания к ортодонтическому лечению;
-механизм действия, принципы конструирования и особенности технологии изготовления ортодонтических аппаратов, основные технологические процессы при изготовлении ортодонтических конструкций;
-показания и противопоказания к применению методов измерения диагностических моделей челюстей, рентгенологического и других методов функционального и специального обследования и лечения;
-основные методы вспомогательного хирургического лечения больных с различными зубочелюстными аномалиями;
-организацию диспансеризации взрослого и детского населения;
-формы и методы санитарного просвещения;
-вопросы организации деятельности медицинской службы гражданской обороны.
4.1. В области педиатрической ортодонтии должен знать:
-анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового ребенка и его зубочелюстной системы;
-ее взаимосвязь с другими функциональными системами организма;
-причины возникновения патологических процессов в организме и зубочелюстной области, механизм их развития и клинические проявления;
-роль гигиенического состояния полости рта и предупреждение развития заболевания зубов и пародонта, методы и средства гигиены полости рта.
4.2. В области ортопедии должен знать:
-биомеханику жевания, возрастные изменения в челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;
-показания к зубному протезированию, принципы подготовки полости рта к ортопедическим вмешательствам;
-клинику и методы ортопедического лечения патологии твердых тканей, заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава;
-адаптацию пациентов к зубным протезам и протезам-аппаратам и принципы осуществления эстетической и фонетической коррекции.
5. В своей деятельности врач – стоматолог – ортодонт руководствуется:
-принципами врачебной этики и деонтологии;
-принципом соблюдения врачебной тайны;
-настоящей должностной инструкцией.
II. Должностные обязанности.
1. Врач – стоматолог – ортодонт должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения основных функций: организационной, диагностической, консультативной, лечебной и профилактической. Он должен сочетать глубокую теоретическую подготовку с практическими умениями, ответственно относиться к порученному делу, быть требовательным к себе и подчиненным, постоянно повышать свою профессиональную компетентность и уровень общей культуры, занимаясь непрерывным самообразованием.
Врач – стоматолог – ортодонт обязан применять на практике принципы научной организации труда, активно использовать электронно-вычислительную и лечебно-диагностическую технику применительно к профилю своей деятельности, уметь ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно использовать ее для решения практических задач, проявлять инициативу, принципиальность и добросовестность в работе.
2. Врач – стоматолог – ортодонт должен:
2.1. Выявлять общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии, принимать необходимые меры.
2.2. Проводить обследование челюстно-лицевой области, включая:
-обследование мягких тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы;
-зондирование зубов, патологических зубодесневых карманов, свищей и протоков слюнных желез;
-электродонтодиагностику.
2.3. Применять лабораторные и рентгенологические методы обследования, интерпретировать их результаты.
2.4. Выбирать и применять метод лечения:
-аппаратно-хирургический;
-аппаратно-протетический;
-аппаратно-миотерапевтический.
2.5. Обосновывать схему, план и тактику ведения больных, проводить подготовку к зубному протезированию и уметь осуществлять его при дефектах и аномалиях зубов и челюстей, выбирая методы лечения и конструкции протезов, планировать объем и сроки ортодонтического лечения.
2.6. Проводить ортодонтическое лечение до и после реконструктивных операций в челюстно-лицевой области.
2.7. Моделировать из воска и изготовлять индивидуальные ложки, производить снятие слепков, определять центральную окклюзию, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных зубных протезов.
2.8. Выполнять местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание, новокаиновые блокады и определять показания к общему обезболиванию, снимать чувствительность зуба при его обезболивании.
2.9. Решать задачи гигиенического обучения и воспитания ортодонтических больных, пользующихся съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами.
2.10. Осуществлять преемственность в лечении больных с врачами-стоматологами других специальностей.
2.11. Консультировать больных по направлению врачей других специальностей и организовать консультации больных с неясными формами заболеваний.
2.12. Проводить профилактику кариеса и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей и заболеваний пародонта, удалять зубные отложения, осуществлять кюретаж, орошение и аппликацию медикаментов, покрытие зубов фторлаком и сошлифовывание тканей зубов.
2.13. Пропагандировать санитарно-гигиенические знания по профилактике зубочелюстных аномалий и заболеваний зубов среди населения.
2.14. Вести медицинскую документацию по установленным законодательством формам.
2.15. Осуществлять руководство и контроль за работой зубных техников-ортодонтов и медицинского персонала кабинета.
2.16. Систематически проводить анализ результатов своей работы.
3. Врач-стоматолог-ортодонт должен знать клинику, профилактику, диагностику и лечение зубочелюстно-лицевых аномалий и пороков развития и деформаций:
-аномалий положения отдельных зубов и их групп, деформаций зубных дуг, аномалий прикуса;
-специфику лечения больных с врожденными и приобретенными пороками развития в челюстно-лицевой области;
-ортодонтическое и ортопедическое лечение деформаций челюстей воспалительного, травматического и неопластического характера;
-прогноз развития челюстей после перенесенных травм и заболеваний;
-миотерапия и логопедия в челюстно-лицевой ортопедии;
-клинические этапы изготовления и сдачи несъемных конструкций зубных протезов (коронки штампованные из металла, пластмассовые коронки, облицованные коронки, мостовидные протезы, штифтовые зубы, простые конструкции вкладок);
-клинические этапы изготовления и сдачи металлических пластмассовых шин и защитных пластинок для больных с переломами челюстей или после пластики неба;
-клинические этапы изготовления и сдачи съемных конструкций зубных протезов (частичных, простых конструкций, бюгельных протезов);
-клинические этапы изготовления и сдачи внеротовых ортодонтических аппаратов: подчелюстных и подбородочных пращей, головных шапочек, шейных повязок, лицевых дуг;
-клинические этапы изготовления и сдачи аппаратов для лечения больных с врожденными пороками развития лица и челюстно-лицевой области;
-клинические этапы изготовления и сдачи внутриротовых несъемных ортодонтических аппаратов (дуга Энгля, коронка Катца, активная и опорная лингвальные дуги, кольца и коронки с крючками, штангами, рычагами, балочками, спаянные конструкции для активного лечения или закрепления (и сдача внутриротовых) его результатов);
-клинические этапы изготовления и сдача внутриротовых съемных ортодонтических аппаратов;
-одночелюстные механически действующие пластинки с пружинами, винтами, рычагами, резиновой тягой;
-одночелюстные функционально-направляющего межчелюстного действия – модифицированный аппарат Кингслея, аппарат Брюкля, каппы Шварца, Бынина, пластинки с направляющими пелотами;
-двухчелюстные функционально-действующие аппараты;
-функционально-действующие аппараты – вестибулярные пластинки Шонхера, Коркхауса, пропульсор Мюлеманна, активатор Андрезена-Хойпля.
4. Врач – стоматолог – ортодонт должен уметь:
4.1. Моделировать из воска и изготовлять индивидуальные ложки, производить снятие слепков, определять центральную окклюзию, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных зубных протезов (коронок, вкладок, штифтовых зубов, частичных и полных объемных пластинчатых аппаратов, временных, имитирующих конструкций, бюгельных протезов и протезов-аппаратов).
4.2. Оказывать неотложную врачебную помощь при обмороках, коллапсе, кроме шока, острой сердечной и дыхательной недостаточности, аллергических реакциях, травмах, отравлениях, переломах, отморожениях, ожогах, кровотечениях.
5. Врач – стоматолог – ортодонт должен уметь проводить следующие манипуляции:
-клинические функциональные пробы дыхания, глотания, речи, жевания, движения нижней челюсти и языка;
-перкуссия зубов, пальпация мягких тканей в челюстно-лицевой области, аускультация височно-челюстных суставов;
-определение степени подвижности зубов и слизистой оболочки полости рта;
-зондирование зубодесневых карманов, удаление зубных отложений, кюретаж, орошение, аппликация медикаментов;
-удаление временных и постоянных зубов, корней зубов;
-покрытие зубов фторлаком и сошлифовывание тканей зуба;
-снятие оттисков с челюстей гипсом и эластичными массами для изготовления рабочих и диагностических моделей челюстей;
-снятие оттисков с челюстей, преддверия полости рта, полости носа при врожденных наращениях твердого неба;
-отливка рабочих и диагностических моделей челюстей;
-определение центральной, привычной окклюзии и конструктивного прикуса;
-припасовка и коррекция внутриротовых несъемных ортопедических аппаратов;
-припасовка и коррекция внутриротовых съемных ортодонтических аппаратов;
-припасовка и коррекция внеротовых ортодонтических аппаратов;
-припасовка и коррекция металлических пластмассовых шин и защитных пластинок;
-подготовка корней зубов и коронок к протезированию;
-внутривенное вливание;
-искусственное дыхание;
-закрытый массаж сердца;
-остановка внутреннего и наружного кровотечения;
-иммобилизация конечностей при транспортировке;
-промывание желудка;
-трахеотомия.
III. Права.
Врач – стоматолог – ортодонт имеет право:
1. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.
2. Получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
3. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
4. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
IV. Ответственность.
Врач – стоматолог – ортодонт несет ответственность:
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, – в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
3. За причинение материального ущерба, – в соответствии с действующим законодательством.
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Должностная инструкция врача стоматолога
Должностная инструкция врача стоматолога
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностная инструкция врача стоматолога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
9 июня 2016
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Врач-стоматолог».
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2016 г. Регистрационный № 42399
Профессиональный стандартВрач-стоматолог(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 мая 2016 г. № 227н)
(наименование вида профессиональной деятельности)
Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Профилактика, диагностика и лечение заболеваний зубов, полости рта и челюстно-лицевой области
2261
Стоматологи
–
–
(код ОКЗ *(1))
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
86.23
Стоматологическая практика
(код ОКВЭД *(2))
(наименование вида экономической деятельности)
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
наименование
уровень квалификации
наименование
код
уровень (подуровень) квалификации
А
Оказание медицинской помощи при стоматологических заболеваниях
7
Проведение обследования пациента с целью установления диагноза
А/01.7
7
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Происхождение обобщенной трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
–
Код оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Врач-стоматолог
Требования к образованию и обучению
Высшее образование – специалитет
Требования к опыту практической работы
–
Особые условия допуска к работе
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(3)
Отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям*(4)
Другие характеристики
Профессиональное развитие специалиста
Для профессионального роста и присвоения квалификационной категории требуется выполнение критериев, соответствующих специальности
Основные пути повышения квалификации:
– программы повышения квалификации;
– программы профессиональной переподготовки;
– стажировки;
– тренинги в симуляционных центрах;
– использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
– участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах
Наименование документа
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ
2261
Стоматологи
ОКСО *(5)
060105
Стоматология
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Проведение обследования пациента с целью установления диагноза
Код
А/01.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Происхождение трудовой функции
Оригинал
X
Заимствовано из оригинала
–
Трудовые действия
Первичный осмотр пациентов
Повторный осмотр пациентов
Разработка алгоритма постановки предварительного диагноза
Установление предварительного диагноза
Направление пациентов на лабораторные исследования
Направление пациентов на инструментальные исследования
Направление пациентов на консультацию к врачам-специалистам
Разработка алгоритма постановки окончательного диагноза
Постановка окончательного диагноза
Интерпретация результатов сбора информации от пациентов (их родственников / законных представителей)
Интерпретация данных первичного осмотра пациентов
Интерпретация данных повторного осмотра пациентов
Интерпретация данных лабораторных исследований
Интерпретация данных инструментальных исследований
Интерпретация данных консультаций пациентов врачами-специалистами
Интерпретация данных дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях))
Получение информации от пациентов (их родственников/ законных представителей)
Анкетирование пациентов на предмет общего состояния здоровья, выявление сопутствующих заболеваний
Выявление у пациентов зубочелюстных, лицевых аномалий, деформаций и предпосылок их развития, дефектов коронок зубов и зубных рядов; выявление факторов риска онкопатологии (в том числе различных фоновых процессов, предопухолевых состояний)
Необходимые умения
Проводить физикальные исследования и интерпретировать их результаты
Выявлять общие и специфические признаки стоматологических заболеваний
Интерпретировать результаты первичного осмотра пациентов
Интерпретировать результаты повторного осмотра пациентов
Обосновывать необходимость и объем лабораторных исследований
Обосновывать необходимость и объем инструментальных исследований
Обосновывать необходимость и объем дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях))
Проводить общее клиническое обследование детей и взрослых
Обосновывать необходимость направления пациентов на консультацию к врачам-специалистам
Анализировать полученные результаты обследования
Обосновывать и планировать объем дополнительных исследований
Интерпретировать результаты сбора информации от пациентов (их родственников / законных представителей)
Выявлять клинические признаки острой и хронической черепно-лицевой боли соматического, нейрогенного и психогенного происхождения
Диагностировать кариес, болезни пульпы и периодонта, заболевания пародонта, слизистой рта
Интерпретировать данные лабораторных исследований
Диагностировать дефекты зубных рядов, патологии пародонта, полное отсутствие зубов
Интерпретировать данные инструментальных исследований
Интерпретировать данные консультаций пациентов врачами-специалистами
Интерпретировать данные дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях))
Диагностировать зубочелюстные деформации и аномалии зубов и челюстей; выявлять факторы риска онкопатологии (в том числе различные фоновые процессы, предопухолевые состояния)
Применять средства индивидуальной защиты
Необходимые знания
Биологическая роль зубочелюстной области, биомеханика жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды
Основные принципы диагностики инфекционных заболеваний, медицинские показания к госпитализации пациентов с инфекционными заболеваниями
Топографическая анатомия головы, челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфатической системы, строение зубов, эмбриология зубочелюстной области, основные нарушения эмбриогенеза
Этиология, патогенез, диагностика часто встречающихся заболеваний
Взаимосвязь строения и функционирования зубочелюстной системы с нарушениями со стороны носоглотки, дыхательной и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата
Основные вопросы нормальной и патологической физиологии зубочелюстной системы, ее взаимосвязь с функциональным состоянием других систем организма и уровни их регуляции
Методы диагностики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез у детей и взрослых
Нормальное строение зубов, челюстей и нарушения строения при зубочелюстных, лицевых аномалиях
Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ
Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава
Клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения
Комплексная взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов
Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний слюнных желез, врожденных, приобретенных аномалий зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей, лица
Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их диагностика
Медицинские показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов дополнительного обследования
Медицинские изделия, применяемые в стоматологии (Принципы устройства и правила эксплуатации)
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем
Порядок оказания медицинской помощи по профилям
Стандарты медицинской помощи по заболеваниям
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи
Состояния, требующие медицинской помощи в экстренной и неотложной формах
Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях
Клинические проявления и течение часто встречающихся заболеваний, травм и состояний у пациентов пожилого и старческого возраста
Особенности врачебного обследования пациентов пожилого и старческого возраста
Структура заболеваемости в пожилом и старческом возрасте
Правила применения средств индивидуальной защиты
Другие характеристики
Соблюдение врачебной тайны
Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками / законными представителями), коллегами
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
Назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения
Код
А/02.7
Уровень
(подуровень) квалификации
7
Трудовые действия
Оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при острых стоматологических заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента или без явных признаков угрозы жизни пациента
Подбор вида местной анестезии/обезболивания
Оценка возможных осложнений, вызванных применением местной анестезии
Выполнение физиотерапевтических процедур
Подбор лекарственных препаратов для лечения стоматологических заболеваний
Формирование плана лечения пациента при стоматологических заболеваниях
Лечение заболеваний зубов, пародонта, костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава, слюнных желез
Наблюдение за ходом лечения пациента
Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта, губ, за исключением специализированного приема по лечению предраков слизистой оболочки полости рта и губ
Оценка возможных побочных эффектов от приема лекарственных препаратов
Составление комплексного плана лечения
Специализированный прием по лечению кариеса, некариозных заболеваний зубов, пульпита, периодонтита, пародонтита, заболеваний слизистой оболочки полости рта, за исключением предраков
Уход за пациентами с повреждениями челюстно-лицевой области, лицами с ограниченными возможностями на дому
Консультирование пациента по методам лечения стоматологических заболеваний
Подбор медицинских изделий (в том числе стоматологических материалов) для лечения стоматологических заболеваний
Хирургическая помощь в пределах проведения операции удаления зуба (исключая ретенированные и дистопированные), вскрытие поднадкостничных абсцессов при периостите челюстей
Ортопедическое лечение лиц с дефектами зубов, зубных рядов в пределах временного протезирования, протезирования одиночных дефектов зубного ряда, протезов до трех единиц (исключая протезирование на зубных имплантантах)
Поэтапная санация полости рта (исключая санацию детей в условиях анестезиологического пособия)
Лечение молочных и постоянных зубов
Обоснование наиболее целесообразной тактики лечения
Ортопедическое лечение лиц с дефектами зубов, зубных рядов в пределах частичных и полных съемных пластиночных протезов
Оценка возможных осложнений, вызванных применением методики лечения
Направление пациентов на стационарное лечение при стоматологических заболеваниях в установленном порядке
Устранение очагов инфекции и интоксикации
Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта (исключая лечение детей с проявлениями вирусных, бактериальных, аллергических и других детских инфекций в полости рта)
Оказание квалифицированной медицинской помощи по специальности с использованием современных методов лечения, разрешенных для применения в медицинской практике
Оказание медицинской помощи пациентам при острых и хронических одонтогенных воспалительных процессах, обострении хронических заболеваний челюстно-лицевой области
Оказывать медицинскую помощь в экстренной и неотложной формах
Необходимые умения
Назначать медикаментозную терапию при заболеваниях в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями, учитывая фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных средств
Назначать немедикаментозную терапию в соответствии с медицинскими показаниями
Оценивать эффективность и безопасность медикаментозных методов лечения
Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозных методов лечения
Анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологического воздействия
Анализировать действие немедикаментозных методов лечения по совокупности их свойств
Составлять рецептурные прописи лекарственных препаратов, выписывать рецепты при заболеваниях, патологических процессах и состояниях
Использовать лекарственные препараты, медицинские изделия (в том числе стоматологические материалы, инструменты)
Разрабатывать оптимальную тактику лечения стоматологической патологии у детей и взрослых с учетом общесоматического заболевания и дальнейшей реабилитации пациента
Определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов
Разрабатывать план лечения с учетом течения заболевания, подбирать, назначать лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения
Назначать лекарственные препараты для лечения стоматологических заболеваний
Формулировать медицинские показания к избранному методу лечения с учетом этиологии и патогенеза заболевания
Обосновывать схему, план и тактику ведения пациентов, медицинские показания и противопоказания к операции
Применять физиотерапевтические процедуры для лечения и восстановления поврежденных после лечения тканей
Проводить лечение заболеваний твердых тканей зубов, пульпы и периапикальных тканей, пародонта, слизистой оболочки рта
Определять необходимость направления пациента к соответствующим врачам-специалистам
Обосновывать фармакотерапию пациента при основных патологических синдромах и неотложных состояниях
Пользоваться методами лечения дефектов зубных рядов ортопедическими конструкциями в пределах временного протезирования, протезирования одиночных дефектов зубного ряда, протезов до трех единиц (исключая протезирование на зубных имплантатах)
Применять различные методики местной анестезии челюстно-лицевой области, блокады с применением препаратов для местной анестезии, определять медицинские показания к общей анестезии
Применять методы лечения дефектов зубных рядов ортопедическими конструкциями в пределах частичных и полных съемных пластиночных протезов
Обосновывать, планировать и применять основные методы лечения стоматологических заболеваний у детей и взрослых
Применять методы комплексного лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями с учетом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии
Определять объем и последовательность предполагаемых мероприятий по лечению
Необходимые знания
Методы использования медицинских изделий, химических средств и лекарственных препаратов для контроля зубного налета
Особенности оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при стоматологических заболеваниях
Группы лекарственных препаратов, их фармакокинетика, фармакодинамика, совместимость лекарственных препаратов
Общие и функциональные методы лечения пациентов с челюстно-лицевой патологией
Основные принципы лечения пациентов с инфекционными заболеваниями
Клиническая картина, симптомы патологии в полости рта, медицинские показания к применению различных методов лечения
Основные методы вспомогательного хирургического лечения пациентов с зубочелюстными аномалиями
Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ
Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-нижнечелюстного сустава
Клиническая картина, основные методы ортопедического лечения патологии твердых тканей, заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава
Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний слюнных желез, врожденных, приобретенных аномалий зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей, лица
Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их лечение
Методы лечения зубочелюстных, лицевых аномалий у детей и взрослых
Принципы, приемы и методы анестезии в стоматологии
Принципы устройства и правила эксплуатации медицинских изделий (стоматологического оборудования)
Современные медицинские изделия (аппаратура, инструментарий и материалы), применяемые в стоматологии
Порядки оказания медицинской помощи при стоматологических заболеваниях
Стандарты медицинской помощи при стоматологических заболеваниях
Санитарно-эпидемиологические нормы и требования
Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов у пациентов пожилого, старческого возраста
Психологические, поведенческие особенности пациентов пожилого, старческого возраста
Особенности общей и специальной гигиены пациентов пожилого, старческого возраста
Методика выполнения реанимационных мероприятий
Другие характеристики
Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/ законными представителями), коллегами
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
Разработка, реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ
Код
А/03.7
Уровень
(подуровень) квалификации
7
Трудовые действия
Составление индивидуального плана реабилитации пациента с заболеваниями челюстно-лицевой области
Наблюдение за ходом реабилитации пациента
Подбор лекарственных препаратов для реабилитации
Оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности с использованием современных методов реабилитации, разрешенных для применения в медицинской практике
Необходимые умения
Разрабатывать план реабилитации пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области
Проводить реабилитационные мероприятия при заболеваниях челюстно-лицевой области
Применять методы комплексной реабилитации пациентов со стоматологическими заболеваниями с учетом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии
Необходимые знания
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях и патологических состояниях
Основные принципы реабилитации пациентов с инфекционными заболеваниями
Основные принципы реабилитации пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области
Принципы устройства и правила эксплуатации медицинских изделий в категории «Стоматологическое оборудование»
3.1.4. Трудовая функция
Наименование
Проведение и контроль эффективности санитарно-противоэпидемических и иных профилактических мероприятий по охране здоровья населения
Код
А/04.7
Уровень
(подуровень) квалификации
7
Трудовые действия
Проведение профилактических осмотров населения
Назначение профилактических процедур
Подбор лекарственных препаратов для профилактики стоматологических заболеваний
Формирование плана профилактической стоматологической помощи пациенту
Проведение мероприятий по снижению заболеваемости, включая инфекционные заболевания, инвалидизации, смертности, летальности
Выполнение профилактических процедур стоматологических заболеваний
Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта и губ, в том числе онкогигиеническая профилактика и вторичная профилактика онкологических новообразований, за исключением специализированного приема по лечению предраков слизистой оболочки полости рта и губ
Подбор медицинских изделий в категории «Стоматологические материалы» для профилактики стоматологических заболеваний
Оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности с использованием современных методов профилактики, разрешенных для применения в медицинской практике
Краткое профилактическое консультирование
Необходимые умения
Проводить профилактические осмотры различных категорий граждан
Проводить профилактику заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ, костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава, слюнных желез
Выполнять предписанные действия при проведении противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях (подача экстренного извещения об очаге инфекции, выявление и наблюдение контактных лиц)
Использовать методы первичной и вторичной профилактики
Применять методы организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе
Необходимые знания
Принципы диспансерного наблюдения в различных категориях пациентов и среди населения
Особенности специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний
Особенности профилактики онкопатологии
Этиология, патогенез, профилактика часто встречающихся заболеваний челюстно-лицевой области
Методы профилактики зубочелюстных, лицевых аномалий у детей и взрослых
Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их профилактика
Основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения
3.1.5. Трудовая функция
Наименование
Ведение санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни
Код
А/05.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Трудовые действия
Формирование у пациентов (их родственников / законных представителей) мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек
Формирование у пациентов (их родственников / законных представителей) позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья
Необходимые умения
Проводить санитарно-гигиеническое просвещение среди пациентов (их родственников/ законных представителей) и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни
Оценивать физическое развитие и функциональное состояние организма пациента
Формировать у пациентов (их родственников / законных представителей) поведение, направленное на сохранение и повышение уровня здоровья
Необходимые знания
Основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования
Социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий токсикомании, основные принципы их профилактики
Формы и методы санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников
Основные гигиенические мероприятия оздоровительного характера, способствующие укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний
3.1.6. Трудовая функция
Наименование
Организационно-управленческая деятельность
Код
А/06.7
Уровень (подуровень) квалификации
7
Трудовые действия
Предоставление медико-статистических показателей в установленном порядке
Ведение медицинской документации
Контроль выполнения медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала, врачебных назначений
Контроль (оценка) качества оказания медицинской помощи
Проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов, нетрудоспособности по уходу за больным ребенком, определение медицинских показаний к трудоустройству, переводу на облегченные условия труда, санаторно-курортному лечению
Руководство медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала
Составление плана работы и отчета о своей работе
Анализ основных медико-статистических показателей (заболеваемости, инвалидности, смертности, летальности) населения обслуживаемой территории
Необходимые умения
Анализировать качество оказания медицинской помощи
Анализировать показатели заболеваемости, инвалидности и смертности населения обслуживаемой территории
Заполнять медицинскую документацию и контролировать качество ведения медицинской документации
Оформлять документацию, необходимую для проведения медико-социальной экспертизы
Работать в информационно-аналитических системах (Единая государственная информационная система здравоохранения)
Составлять план работы и отчет о своей работе
Анализировать качество и эффективность ведения медицинской документации
Организовывать госпитализацию для лечения в стационарных условиях
Необходимые знания
Правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
Правила оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность
Принципы проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях
Критерии оценки качества медицинской помощи
Особенности ведения медицинской документации
Общие вопросы организации медицинской помощи населению
Стандарты и системы управления качеством медицинских (стоматологических) услуг
Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций
Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Ассоциация общественных объединений «Стоматологическая Ассоциация России», город Москва
Президент
Садовский Владимир Викторович
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва
2
Министерство здравоохранения Российской Федерации, город Москва
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован в Минюсте России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848); статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 49, ст. 7031; 2013, № 48, ст. 6165, № 52, ст. 6986).
*(4) Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2015, № 1, ст. 42).
*(5) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Обзор документа
Утвержден профессиональный стандарт врача-стоматолога.
В нем дана характеристика трудовых функций в зависимости от уровня квалификации (выполняемые трудовые действия, необходимые умения и знания). Приведены требования к образованию и обучению. Указаны особые условия допуска к работе.
Основная цель профессиональной деятельности данного специалиста – профилактика, диагностика и лечение заболеваний зубов, полости рта и челюстно-лицевой области.
Профстандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Его также могут использовать организации профобразования при разработке профессиональных образовательных программ.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Должностная инструкция врача стоматолога ортопеда
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностная инструкция врача стоматолога ортопеда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).