Профессиональные стандарты для учителей

В общеобразовательных учреждениях и организациях должностные инструкции для педагогических и иных работников школ необходимо разработать на основе утвержденных Профессиональных стандартов и новых законов в области образования, ознакомить с должностными инструкциями под подпись.

В разделе рассмотрим разработанные нами новые должностные инструкции в школе по профстандартам (2023 год) в качестве образца для использования педагогами и иными работниками образовательных организаций и учреждений, с учетом ФГОС начального, основного и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Введение профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога –

включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации.

  • Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
  • Вступил в силу с 01.01.2017 года
  • Охватывает виды профессиональной деятельности: Дошкольное образование, Начальное общее образование, Основное общее образование, Среднее общее образование.
  • Основная цель вида профессиональной деятельности: оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам

Педагогический совет от 02.11.2018 г.

Профессиональный стандарт Специалист в области воспитания

Профессиональный стандарт Педагог-психолог

Концепция профессионального стандарта педагога

Модель национальной системы учительского роста (проект НСУР) и совершенствование профессионального стандарта «Педагог»

Демоверсия русский язык. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ диагностической работы для учителей русского языка
 ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ диагностической работы для учителей математики
Демоверсия профессиональная задача. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ диагностической работы. Часть 3. Профессиональная задача.

Педагогический совет «Профессиональный стандарт как ресурс перехода к новому качеству образования» от 02 ноября 2018 года

Новости школы

Проект « Красочный мир» – один из наиболее полюбившихся гимназистами. Данный проект направлен на формирование истинных культурных ценностей, развитие творческой активности детей, желание проявить себя как личность, воспитание интереса к музыкальным , художественным произведениям.

Профессиональные стандарты для учителей

Традиционно , в рамках проведения празднования юбилея В. Сурикова, в гимназии проходят ряд мероприятий.

На уроках изобразительного искусства ребята рисовали музей-усадьбу Сурикова, его портрет и памятник. Были организованы выставки лучших работ обучающихся в основной и начальной школе.   Педагогами были организованы творческие переменки , где дети рисовали фрагмент картины “Взятие снежного городка” в технике пуантилизм(рисование красочными точками). На уроках музыки ребятам был представлен фильм о   влияние творчества В. И. Сурикова на культуру региона в целом, слушали музыкальные посвящения художнику современных композиторов.

Профессиональные стандарты для учителей

Минтруд предложил установить профессиональный стандарт педагог-дефектолог. Соответствующий проект приказа ведомства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В пояснительной записке отмечается, что сейчас в России и мире наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности и нуждающихся в специальных условиях получения образования.

Чтобы сделать образование для таких детей доступнее, число официальных групп и классов в организациях классов школах увеличивается. При этом, помимо роста численности детей с ОВЗ, существует и тенденция утяжеления состояния здоровья внутри указанной категории. Из-за этого становятся актуальнее вопросы кадрового обеспечения инклюзивного образовательного процесса, в котором главная роль отводится учителям-дефектологам и учителям-логопедам.

Профессиональные стандарты для учителей

При этом с 1995 года в Классификаторе специальностей высшего профессионального образования в качестве самостоятельных специальностей значатся: Тифлопедагогика, Сурдопедагогика, Олигофренопедагогика, Логопедия, а также специальная психология и дошкольная специальная педагогика и психология.

Для каждой специальности была разработана квалификационная характеристика, но в номенклатуре должностей педагогических работников образовательных организаций и их руководителей сохранились только наименования «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед».

В связи с этим министерство предлагает ввести профстандарт педагога-дефектолога, чтобы упорядочить профессиональные обязанности с учетом особенностей работы с детьми с различными особенностями развития. Минтруд назвал это важным, поскольку у педагогов-дефектологов, работающих с детьми с разными нарушениями развития, должны быть разные профессиональные компетенции.

Профессиональные стандарты для учителей

Профстандарт, в частности, позволит определять трудовые отношения между работником и работодателем и порядок допуска к работе, определять уровень профессиональной квалификации и оценивать качество работы.

При этом замдиректора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Юлия Сачко 16 декабря отмечала, что министерство актуализировало и унифицировало профессиональный стандарт педагога-дефектолога. Документ был направлен в Минтруд, добавила она.

Как ранее сообщала «Парламентская газета», в конце ноября был официально утвержден профессиональный стандарт для композиторов. В нем указаны основные трудовые функции композитора, требования к его образованию, знаниям и навыкам, необходимым для профессиональной деятельности.

Что такое «профессиональный стандарт»?

Профстандарт – это общая характеристика квалификации, необходимой специалисту для осуществления рабочей деятельности.

Документ «Профессиональный стандарт педагога» имеет силу нормативно-правового документа. Это значит, что он будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Также стандарт будет учитываться при разработке федеральных образовательных стандартов высшего образования педагогов и программ повышения их квалификации.

В профстандарте четко прописано, какие функции выполняет педагог дошкольного образования, начальной школы, средней школы, специалист в системе специального образования и персонал специального обучения.

Для чего вводятся «профстандарты»?

Профстандарты вводятся для того, чтобы актуализировать требования к работникам, претендующим на ту или иную должность, и привести профессиональное образование в соответствие с реальной ситуацией на рынке труда. Проще говоря, чтобы понимать, что должен уметь делать тот или иной специалист, а также какова функция и роль в своей сфере.

Предполагается, что введение профстандарта поможет повысить уровень педагогических работников, эффективно решить непростые задачи по планированию и реализации кадровой политики, установить систему оплаты труда с учетом актуальных требований. Но получить для применения на практике разработанные документы по обеспечению внедрения профстандарта педагога образовательные организации смогут только после завершения работы экспертов, оценивающих данный пакет документов, и его согласования с Министерством образования и науки РФ.

Что должен уметь «педагог»?

Для многих специалистов профстандарт может стать проблемой, так как в работу учителя вводится очень много новых задач. Многим педагогам придется освоить дополнительные виды трудовых действий и навыков, а возможно, даже повысить свой квалификационный уровень, чтобы соответствовать требованиям профстандарта.

Наряду со структурными изменениями общества меняются и его потребности, в том числе в сфере образования, а на педагога, как на центральную фигуру образовательного процесса, возлагается особая ответственность.

Предполагается, что педагог обязан: овладеть современными информационно-коммуникационными технологиями (подробные разъяснения есть в документе); освоить навыки преподавания и воспитания в поликультурной среде; обладать определенными переводческими компетенциями; уметь кооперироваться с учениками, их родителями и прочими участниками образовательного процесса для разработки индивидуальных программ развития детей. Кроме того, все педагоги должны уметь работать с такими группами учащихся как: учащиеся со специальными потребностями в образовании; одаренные ученики; ученики, для которых русский язык не является родным; ученики с ограниченными возможностями и т.д.

Учитель должен: демонстрировать знание предмета и программы обучения; уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока); владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.); уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. Педагог должен организовывать экскурсии, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу и защищать достоинство и интересы учащихся.

Педагог должен иметь высшее образование. Учителям, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности

Министр образования и науки РФ Васильева Ольга Юрьевна сообщила, что профессиональный стандарт педагога будет готов к 2020 году. В рамках своего выступления на Всероссийском семинаре-совещании Общероссийского профсоюза образования она отметила, что для учителей будут введены должности ведущего и старшего учителя. По словам главы образовательного ведомства, система должностей будет дифференцироваться в соответствии со сложностью выполняемых педагогами задач. Также планируется учитывать уровень его ответственности и количество возложенных на него функций. Министр указала, что введение профстандарта, скорее всего, произойдет не в январе 2018 года, как планировалось ранее, а постепенно, до 2020 года.

С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей

Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)

Прежний профессиональный стандарт “Педагог”, принятый в 2013- году, признан утратившим силу.

С 1 сентября 2022 года учителя начнут работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

Для кого этот стандарт?Предыдущий документ был нацелен на педагогов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть касался и воспитателей, и учителей. Новый стандарт, который будет действовать с 1 сентября 2022 до 1 сентября 2028 г., предназначен только для школьных учителей.Для чего этот стандарт?В пояснительной записке к документу обозначены причины необходимости нового профстандарта:

  • изменения, ранее внесенные в ФЗ “Об образовании”, а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
  • утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
  • несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ».

Что изменилось?В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).

В зависимости от этого различаются их трудовые функции.1. Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов.2. Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:

  • педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
  • педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
  • педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.

Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:

  • для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки “Образование и педагогические науки”;
  • для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

Новшества, связанные с цифровизациейВ новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями.

1. Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).

2. Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.

3. Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

4. Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.

5. Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).

Полный текст проекта профессионального стандарта – здесь

УГ – Москва, №38 от 20 сентября 2022. Читать номер

С сентября нынешнего учебного года вступил в действие новый профессиональный стандарт педагога, который дорабатывался ровно десять лет с 2012 года и проходил апробацию в полевых условиях в двадцати трех регионах Российской Федерации. Новый профессиональный стандарт педагога – средство для освоения ФГОС третьего поколения.

Профессиональные стандарты для учителей

Профессиональные стандарты для учителей

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Готовы ли все школы к освоению нового профстандарта? Не уверен. А посему предлагаю вниманию читателей фрагмент программы развития школы, включающий «дорожную карту» по освоению нового профессионального стандарта педагога.

Очевидно, что такое освоение происходит постепенно. И хотя освоение нового профессионального стандарта в нашем коллективе началось несколько лет назад, но из этого не следует, что данная задача решена окончательно. Почему? Во-первых, потому, что за истекшие десять лет произошло естественное обновление коллектива (ушли на заслуженный отдых педагоги, которые начинали эту работу, а им на смену пришли учителя, не прошедшие всех этапов освоения профессионального стандарта). Во-вторых, в развитии нашего образовательного учреждения возникли новые точки роста, к которым относится расширение сети госпитальных школ. А в такие школы вербуются новые педагогические кадры, для которых овладение новыми профессиональными компетенциями, зафиксированными в профстандарте, жизненно необходимо. Кроме того, в настоящее время идет разработка проекта для открытия нового филиала школы в Прокшино (район Новой Москвы). Там будет реализована модель адаптивной школы с учетом того опыта, который был накоплен нами за истекшие тридцать лет. Срок запуска – 2024 год. И в этот филиал также будут рекрутироваться новые педагоги, не имеющие соответствующей подготовки. Причем обучение их должно происходить параллельно со строительством.

И наконец последнее. Внедрение профессионального стандарта педагога – это лишь начало большой системной работы. Дело в том, что за утверждением профстандарта педагога должны последовать разработка и утверждение профессионального стандарта директора образовательного учреждения, психолога школы, медицинского психолога, дефектолога. Эта необходимая работа до сих пор не проделана.

Ниже мы даем ретроспективный фрагмент программы развития, подчеркивая, что указанные в ней этапы в равной мере важны как для школ, которые только вступают на этот путь, так и для школ, которые его проделали, но в силу естественного обновления педагогического персонала вынуждены проделывать его вновь и вновь.

«Дорожная карта» освоения нового профессионального стандарта

  • Психолого-педагогический и социальный анализ контингента учащихся с целью выявления тех групп детей, по отношению к которым от педагогов требуется овладение новыми профессиональными компетенциями (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети с девиантным поведением, дети, для которых русский язык является неродным). Сроки: 2014 год, далее ежегодное уточнение.
  • Выявление кадровых дефицитов и построение персонифицированной модели подготовки и переподготовки специалистов. Сроки: 2022-2023 годы.
  • Разработка локальных актов школы, уточняющих должностные обязанности сотрудников (педагогов, психологов, логопедов и дефектологов), определение формы их взаимодействия с целью формирования команд, совместно решающих задачу освоения нового профстандарта. Сроки: 2022-2023 годы.
  • Организация сетевого взаимодействия с научными организациями, педагогическими вузами, вошедшими в проект реформирования педагогического образования, аналогичными пилотными площадками. Сроки: 2022-2023 годы.
  • Разработка индикаторов оценки качества подготовки педагогов в соответствии с новым профессиональным стандартом. Сроки: 2022-2024 годы.
  • Совершенствование процедуры аттестации в соответствии с требованиями нового профессионального стандарта. Сроки: 2022-2025 годы.
  • Учет разработанных индикаторов при распределении стимулирующего фонда, а затем и при заключении эффективного контракта. Сроки: 2022-2024 годы.
  • Завершение разработки и внедрение индикаторов оценки качества образования, позволяющих объективно оценивать результаты работы школы. Сроки: 2022-2024 годы.
  • Гармонизация онлайн- и офлайн-обучения во всех уровнях образования. Сроки: 2022-2026 годы.

– разработка и внедрение образовательных программ, учитывающих региональную специфику, а также специфику контингента образования;

– совершенствование управленческой и образовательных моделей, форм, методов и способов организации образовательного процесса на основе новых информационных сервисов;

– разработка и утверждение учебных планов по предметам в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения;

– разработка и внедрение системы внеурочной деятельности учащихся;

– усиление роли дополнительного образования в практике работы школы.

Таким образом, все три стратегических проекта, вошедшие в программу развития, будучи тесно связанными между собой, нацелены на получение качественно новых результатов. Поэтому их реализация должна идти параллельно, порождая синергетический эффект.

Сказанное не означает, что развитие школы обусловлено только этими проектами. Наряду с ними существуют проекты, нацеленные на локальные преобразования в деятельности образовательной организации. К числу таких проектов мы относим реформирование учебного процесса на основе стратификации обучения в основной и старшей школе. Суть его заключается в создании условий для распределения и перераспределения учащихся по группам обучения при изучении основных предметов на одной параллели с учетом динамики их развития и темпов освоения ФГОС. Стратификация – один из инструментов решения задачи гибкого сочетания дифференциации и интеграции обучения, заявленной в концепции развития школы. Но в заданной иерархии основополагающих документов школы (концепция развития – программа развития – основная образовательная программа) его место – в основной образовательной программе с последующей детализацией в годовых планах.

Евгений ЯМБУРГ, директор школы №109

Что за документ? Это новая версия профстандарта, который был утвержден еще в 2013 году. Тогда в понятие специальности “Педагог” были включены и учителя школы, и воспитатели детского сада. А это все же разные профессии.

Документ еще обсуждается, в том числе и в экспертном сообществе, один из этапов прошел в Российской академии образования.

– Профессиональный стандарт – базовый документ для каждой профессии. В нем прописано, что и как должен делать специалист на работе каждый день, – говорит председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, доктор педагогических наук Любовь Духанина. – В последнее время к учителям появились новые требования, например, умение работать с цифровыми технологиями. Есть изменения и в образовательном законодательстве: работать в школе на должности педагога теперь могут студенты, закончившие третий курс.

Кроме того, впервые в профстандарте учителей закреплены требования для разных подуровней квалификации педагогов.

– Мы говорим о трех подуровнях квалификации “учитель”. Уже на первом учитель с высшим образованием должен уметь адресно работать с одаренными детьми, с теми, кто попал в трудную ситуацию, быть в состоянии помочь семье в воспитании ребенка, – поясняет Духанина. – А учитель с самой высокой квалификацией уже должен создавать собственные образовательные ресурсы и многое другое.

По словам заслуженного учителя России, директора Центра образования N 109 и академика РАО Евгения Ямбурга, сегодня учитель должен уметь работать с разными детьми. Даже одаренным ребятам, как правило, нужна очень серьезная поддержка.

– У нас реально здоровых детей только 12,5 процентов. Это не значит, что все остальные клинически больны, но они – между нормой и патологией, так сказать, с особенностями развития, – говорит Ямбург. – Пока только в двух вузах – Московском педагогическом госуниверситете и Московком городском педагогическом университете – на каждом факультете ввели основы дефектологии. Но это необходимо в каждом университете и колледже, где учат на педагогов!

Сегодня появляются дети, которые не вписываются в учебный процесс, отмечает эксперт. Но педагог должен уметь справляться и с этим.

Сегодня учителю прежде всего нужно знать основы психологии и дефектологии. Это должно стать одним из необходимых требований к педагогу

Евгений Ямбург уверен: сегодня учитель, кем бы он ни был, должен знать основы дефектологии и психологии, но не для диагностики, а для работы в зоне ближайшего развития детей, в противном случае – крах.

– Мне пришлось недавно защищать одну учительницу, – рассказал Евгений Александрович. – У нее в первом классе ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Бегает, кричит, никого не слушает. Учительница в отчаянии ставит его в угол и заклеивает рот скотчем. Это, конечно, недопустимое насилие. Но она не может выгнать его из класса: если он в коридоре, условно, сломает ногу, ответственность будет на ней. Учительница идет под суд и теряет профессию. Но кто ее учил работать с детьми с СДВГ? Нельзя требовать от учителя того, чему его не учили.

По мнению и.о. вице-президента Российской академии образования, и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования академии Михаила Стриханова, стандарт педагога должен установить четкую и понятную структуру требований к квалификации и опыту учителя.

С ним согласен коллега Михаил Левицкий, и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

– Нам жизненно необходим новый, современный профстандарт, причем созвучный университетским образовательным стандартам, – говорит Михаил Львович. – Эти два документа должны быть согласованы: студентов надо готовить именно к тому, чего от них потребует работодатель, то есть школа.

Еще очень важно, как новый стандарт будет использоваться. Пока в системе образования при приеме на работу и расчете зарплат и надбавок продолжают применять устаревшие форматы, новый профессиональный стандарт не станет основным документом для определения уровня квалификации педагогов.

По словам Михаила Левицкого, чтобы изменить ситуацию, необходима системная и совместная работа профильных федеральных органов власти, законодателей, профессионального сообщества.

А в это время

До начала основной волны ЕГЭ остается чуть больше месяца. Горячая пора, многие школьники сегодня после уроков бегут на дополнительные занятия к репетиторам – готовятся к экзаменам. А репетиторы тем временем собираются повышать цены.

Так, более половины (58 процентов) школьных репетиторов планируют в ближайшее время повысить цены за урок примерно на 10-20 процентов. На треть собирается поднять цены десятая часть учителей, а 3 процента репетиторов хотят поднять планку аж на 50 процентов и более. Таковы данные опроса образовательной компании MAXIMUM Education.

Какие в принципе сегодня цены на дополнительные занятия? У большинства опрошенных учителей (47 процентов) один урок стоит в пределах 500-1000 рублей. Четверть берет от 1000 до 2000 рублей. Примерно столько же готовы на 500 и меньше рублей в час.

Лишь небольшая часть учителей, всего 5 процентов, оценивают свои занятия в 2000 рублей и более.

При этом каждый четвертый отмечает: репетиторство приносит более половины от суммы дохода в целом. Большинство опрошенных педагогов уверены: индивидуальные занятия с репетитором – самый эффективный способ подготовки для школьников. Пользу дополнительных занятий в школе видит каждый третий учитель. 15 процентов отмечают, что наиболее полезны для учеников образовательные курсы.

Показательно, что абсолютное большинство учителей – 82 процента – считают, что их ученикам дополнительная помощь в подготовке просто необходима.

– Эта колоссальная цифра говорит не только о том, что школьникам необходима помощь со стороны, но и о более глубоких проблемах, – отмечает генеральный директор MAXIMUM Education Михаил Мягков. – По идее сейчас, к концу учебного года, дети, наоборот, должны быть в “пиковой” стадии подготовки, но цифры говорят об обратном. Так, каждый третий ученик, по мнению педагогов, не успевает в полной мере по школьной программе. Конечно, тут “слышится” постковидное эхо: пандемия и дистант все же сказались на успеваемости детей. Но также среди причин – общая загруженность учителей, недостаток технологий для обучения, которые могли бы разгрузить педагогов и улучшить результат подготовки.

Почему учителя начинают заниматься репетиторством? Для большинства ответ очевиден: чтобы увеличить доход. Так ответили 42 процента педагогов. Треть отметили, что так оттачивают свои педагогические навыки. А вот пятая часть учителей берет учеников “для души”, просто потому, что им нравится преподавать.

Тем не менее 60 процентов репетиторов занимаются этим не время от времени, а на постоянной основе.

Вологодская область стала пилотным регионом по внедрению инновационной модели подготовки педагогических кадров “Учитель школы будущего”. Это трехступенчатый проект, который затрагивает школу, колледж и высшее учебное заведение. Проект рассчитан до 2026 года.

Как пояснили в региональном правительстве, на Вологодчине будет выстроена система непрерывного педагогического образования, начиная со школьной скамьи. Станет больше психолого-педагогических классов, создадут социально-гуманитарные группы в учреждениях допобразования. Занимаясь здесь, ребята смогут понять, что в профессии главное и нужно ли им идти в педагоги.

В нынешнем учебном году в разных школах области уже открыли 19 психолого-педагогических классов и шесть групп дополнительного образования. В них занимаются около полутысячи школьников. А к 2026 году через эти классы пройдут более двух тысяч ребят. Ожидается, что не менее 70 процентов из них поступят на педагогические направления в колледжи и вузы региона. Кстати, сегодня в регионе не хватает более 400 педагогов.

– Сегодня нам нужен педагог, отвечающий вызовам времени: он должен не только знать свой предмет, но быть воспитателем, вожатым, знать особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, быть тьютором, владеть цифрой, – заявил первый заместитель губернатора, председатель правительства Вологодской области Антон Кольцов.

Подготовила Светлана Цыганкова, Вологодская область

Должностные инструкции
педагогов по профстандарту 2023

На данный момент (2023 год) нами разработаны должностные инструкции в соответствии с профстандартами для педагогов, включая учителя и инструктора по физкультуре, для учителей математики, русского языка и истории, учителей начальных классов школы, математики, физики и биологии, учителей химии, ИЗО и технологии.
С учетом соответствующих профстандартов разработаны должностные инструкции педагогических работников, включая тьютора школы, педагога-организатора и социального педагога, педагога-психолога и педагога-библиотекаря, воспитателя ГПД, методиста и педагога дополнительного образования.

При составлении должностных инструкций для педагогов школы использовались Профстандарты:

1. Профстандарт учителя математики, русского языка, учителя родного языка и литературы, начальных классов, воспитателя ГПД – 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изм на 5 августа 2016 г;
2. Профстандарт педагога-психолога – 01.002 «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н;
3. Профстандарт педагога дополнительного образования – 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н;
4. Профстандарт педагога-организатора, педагога-библиотекаря, социального педагога, тьютора, старшего вожатого – 01.005 «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г N 10н;
5. Профстандарт вожатого – 01.007 «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2018 г N 840;
6. Профстандарт инструктора по физкультуре – 05.005 «Инструктор-методист», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г N 630н.

Должностные инструкции
обслуживающего персонала школы по профстандарту

Нашими сотрудниками составлены на основе профстандартов должностные инструкции для главного бухгалтера и бухгалтера школы на 2023 год, для заведующего производством, повара, помощника повара, пекаря школьной столовой, качественные должностные инструкции для специалиста по охране труда, делопроизводителя и дворника.

При составлении должностных инструкций для учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школы использовались профстандарты:

1. Профстандарт главного бухгалтера и бухгалтера – 08.002 “Бухгалтер”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г N 1061н;
2. Профстандарт заведующего производством (шеф-повара), повара, помощника повара – 33.011 «Повар», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 610н.
3.Профстандарт пекаря – 33.014 «Пекарь», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 декабря 2015 г. N 914н.
4. Профстандарт специалиста по охране труда – 40.054 «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г № 524н;
5. Профстандарт делопроизводителя – 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 6 мая 2015 г. № 276н.
6. Профстандарт дворника – 16.007 «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 21.12.2015 № 1075н.
7. Профстандарт специалиста по кадрам – 07.003 «Специалист по управлению персоналом», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 06.10.2015 № 691н.
8. Профстандарт врача-педиатра – 02.008 «Врач-педиатр участковый», утв. приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 27.03.2017 № 306н.

Должностные инструкции работников школы в соответствии с новыми профстандартами разрабатываются нами по мере принятия и введения в действие самих профессиональных стандартов для должностей сотрудников, выполняющих трудовые функции в образовательных организациях и учреждениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *