профессиональные стандарты и квалификации материал подготовлен специалистами консультантплюс

Внимание! С 1 января 2021 года действует механизм “регуляторной гильотины”. По общему правилу в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. Несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ).

Необходимо учитывать, что Правительством РФ определен перечень нормативных правовых актов и их групп, а также отдельных положений, на которые не распространяется механизм “регуляторной гильотины”. При этом в отношении некоторых актов и положений установлен ограниченный срок нахождения в перечне (см. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

Классификация профессиональных стандартов приведена в соответствии с наименованиями и кодами областей профессиональной деятельности, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.09.2014 N 667н.

Досье на проект

В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Специалист по обучению в области охраны труда”.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.

УТВЕРЖДЁНприказом Министерства трудаи социальной защиты Российской Федерацииот “__” _______ 2023 г. N _____

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТСпециалист по обучению в области охраны труда

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Отнесение к видам экономической деятельности:

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

3.1. Обобщенная трудовая функция

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.1.4. Трудовая функция

3.1.5. Трудовая функция

3.1.6. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

3.2.1. Трудовая функция

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

*

 Общероссийский классификатор занятий.

*

 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*

 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2464 “О порядке обучения по охране труда и проверке знания требований охраны труда”

*

 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 N 2334 “Об утверждении Правил аккредитации

организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда”

*

 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

*

 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

*

 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

6. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

7. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.

8. Сбор и анализ информации, необходимой для разработки проектов профессиональных стандартов, а также для актуализации утвержденных профессиональных стандартов, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет), федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2021 N 1843)

(см. текст в предыдущей редакции)

8

. Разработка проектов профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников и актуализация профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников осуществляются с участием автономной некоммерческой организации “Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)” (далее – Агентство).

(п. 8

введен Постановлением Правительства РФ от 09.02.2018 N 136; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2021 N 1408)

8

. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по предложениям Агентства и советов по профессиональным квалификациям по соответствующему виду профессиональной деятельности (при наличии) (далее – советы) утверждает перечень профессий, по которым Агентство участвует в разработке и актуализации профессиональных стандартов (далее – перечень профессий).

(п. 8

введен Постановлением Правительства РФ от 09.02.2018 N 136; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2021 N 1408)

9. Проект профессионального стандарта подлежит обсуждению с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений), советов, Агентства в отношении профессий, включенных в перечень профессий, и других заинтересованных организаций.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.02.2018 N 136, от 25.08.2021 N 1408)

10. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:

а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;

б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;

в) информация о результатах предусмотренного пунктом 9 настоящих Правил обсуждения проекта профессионального стандарта.

(пп. “в” в ред. Постановления Правительства РФ от 09.02.2018 N 136)

10

. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации вправе привлекать федеральное государственное бюджетное учреждение “Всероссийский научно-исследовательский институт труда” Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в целях рассмотрения документов, указанных в подпунктах “а” – “в” пункта 10 настоящих Правил.

(п. 10

введен Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 N 1843)

11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также если этот проект не соответствует методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.

13. Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения. Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами. Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта.

Одновременно проект профессионального стандарта направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и в Агентство в отношении профессий, включенных в перечень профессий. По итогам рассмотрения указанный федеральный орган исполнительной власти и Агентство направляют в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации замечания и предложения.

При наличии замечаний и предложений Агентства Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проводится согласительное совещание с участием представителей разработчика, Агентства, совета и профессиональных союзов (их объединений).

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 09.02.2018 N 136; в ред. Постановления Правительства РФ от 25.08.2021 N 1408)

Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и Агентством (при наличии) направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации.

(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

14. Проект профессионального стандарта, информация и документы, предусмотренные пунктом 10 настоящих Правил, информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, информация о результатах рассмотрения проекта профессионального стандарта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Агентством (при наличии) и результаты согласительного совещания, предусмотренного абзацем третьим пункта 13 настоящих Правил, направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Национальный совет для проведения экспертизы.

15. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта и информирует разработчика о принятом решении.

(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

16. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета с рекомендациями о его одобрении.

(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

17. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

18. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.

(п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2014 N 970)

19. Утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональные стандарты и внесенные в них изменения в течение 10 календарных дней со дня их официального опубликования размещаются на специализированном сайте Министерства (www.profstandart.rosmintrud.ru) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для учета при разработке на их основе (в части профессиональных компетенций) образовательных программ высшего образования и примерных образовательных программ среднего профессионального образования.

(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2021 N 1843)

20 – 24. Утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 23.09.2014 N 970.

Обзор документа

С 1 сентября 2024 г. сроком на 6 лет Минтруд предлагает ввести профстандарт для специалиста по обучению в области охраны труда.

Установят требования к образованию, обучению и опыту работы. Определят содержание трудовых функций.

“Профессиональные стандарты и квалификации”
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И КВАЛИФИКАЦИИ

В справочной информации содержатся:

1. Профессиональные стандарты

2. Профессиональные квалификации.

Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится независимая оценка квалификации (п. 3, п. 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации” (далее – Закон N 238-ФЗ).

Порядок проведения независимой оценки квалификации установлен ч. 2 ст. 1 Закона N 238-ФЗ. При его применении следует учитывать исключения, предусмотренные в ч. 3, ч. 4 ст. 1, и ст. 11 указанного Закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *