Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 25 июня 2015 № 400н

Общие сведения

Врачебная практика в области педиатрии

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности

Сохранение и укрепление здоровья детей

Группа занятий

Деятельность больничных организаций

Общая врачебная практика

Деятельность санаторно-курортных организаций

Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания

Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая

Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Врач клинической лабораторной диагностики

заведующий педиатрическим отделением

врач – аллерголог – иммунолог

врач – анестезиолог – реаниматолог

врач – гастроэнтеролог

врач – гематолог

врач – генетик

врач – акушер – гинеколог

врач – дерматовенеролог

врач – детский хирург

врач – диабетолог

врач – инфекционист

врач – детский кардиолог

врач по лечебной физкультуре

врач по медицинской реабилитации

врач мануальной терапии

врач – невролог

врач – неонатолог

врач – нефролог

врач – детский онколог

врач – оториноларинголог

врач – офтальмолог

врач – педиатр

врач – педиатр городской (районный)

врач – педиатр участковый

врач – пульмонолог

врач – ревматолог

врач – рентгенолог

врач – рефлексотерапевт

врач – травматолог – ортопед

врач ультразвуковой диагностики

врач – детский уролог-андролог

врач – физиотерапевт

врач функциональной диагностики

врач – детский эндокринолог

Дополнительные характеристики

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

27 марта 2017 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 306н был утвержден профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый».

Напоминаем, что в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Согласно части 1 статьи если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Учитывая наличие действующих квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённых приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н и ряд других нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты обязательны в части требований к образованию, обучению, уровню знаний, умениям и навыкам медицинских работников (подробнее об этом можно прочитать в статьях и «Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения» и «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения»).

В настоящее время в РФ утверждены следующие профессиональные стандарты для медицинских работников:

  • Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела»
  • Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал»
  • Профессиональный стандарт «»
  • Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»

Общая характеристика профессионального стандарта и обобщенной трудовой функции

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый» был разработан в качестве замены профессиональному стандарту «Специалист по педиатрии», который утратил силу в день вступления в силу нового стандарта – 29 апреля 2017 года. Анализируя профстандарт «Врач-педиатр участковый», мы будем сравнивать его не только с прошлой версией стандарта, но и с профстандартом «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденным Минздравом практически в то же время – 21 марта 2017 года. Упомянутый стандарт уже анализировался нами в статье «Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» и его особенности». Эти стандарты имеют много очень схожих норм и очень много схожих недостатков.

Так, например, в профстандарте «Врач-педиатр участковый» основной целью деятельности врача-педиатра участкового определено «сохранение и укрепление здоровья детей» (по аналогии с «сохранение и укрепление здоровья взрослого населения» в профстандарте врача-терапевта участкового). Как мы уже отмечали, такое наименование нельзя считать корректным, поскольку Формулировка «сохранение и укрепление здоровья» заимствована из пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и обозначает она проведение профилактики в сфере охраны здоровья. Таким образом, мы вынуждены признать, что в основную цель деятельности врача-педиатра участкового не входит лечение заболеваний у детей.

В качестве обобщённой трудовой функции стандартом предусмотрено оказание медицинской помощи детям в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника. соответствует терминологии Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Порядка оказания педиатрической помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. №366н и кажется нам намного более точным и юридически правильным чем весьма туманное «оказание медицинской помощи детям», которое было в прошлом профстандарте «Специалист по педиатрии».

В качестве возможных наименований должностей и профессий предусмотрено всего лишь одно наименование – «врач-педиатр участковый». Это представляют собой разительное отличие от предыдущей версии профстандарта («Специалист по педиатрии»), в котором для «специалиста по педиатрии» было предусмотрено 35 должностей. Новый подход представляется нам вполне правильным, поскольку исходя из определения профессионального стандарта явно , что он является характеристикой квалификации определенного вида профессиональной деятельности. Однако мы обращаем внимание, что поскольку данным профстандартом не охвачены такие должности (присутствующие в квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерстве здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н) как врач-педиатр и врач-педиатр городской (районный), то для них должны быть разработаны отдельные профессиональные стандарты.

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

С момента подписания Президентом 7 мая 2012 года Указа № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в России осуществляется масштабный процесс формирования системы профессиональных стандартов. Такая политика нацелена на то, чтобы «вытеснить» привычные, для всех, но в то же время устаревшие, квалификационные справочники и заменить их более «гибкими» профессиональными стандартами (далее – профстандарты).

Согласно ст. 195.1 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ) профстандарты – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Уже с 1 июля 2016 года применение профстандартов работодателями станет обязательным, если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, установлены ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. В отношении медицинских работников такие требования установлены Федеральным Законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»: право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (до 1 января 2016 года) (пп. 1 п. 1 ст. 100) или свидетельство об аккредитации специалиста (с 1 января 2016 года) (п. 1 ст. 69).

Как было сказано выше, планируется, что профстандарты станут применяться с 1 июля 2016 года. Однако работодатели могут руководствоваться профстандартами также и с более раннего срока, поскольку для многих профессий стандарты уже утверждены и начали действовать. Не обошел стороной Минтруд и работников медицинской сферы, утвердив в июне этого года два профессиональных стандарта: «Специалист в области медико-профилактического дела» (утв. Приказом Минтруда России от 25.06.2015 № 399н) и «Специалист по педиатрии» (утв. Приказом Минтруда России от 25.06.2015 № 400н (далее – Приказ № 400н)). Данные нормативно-правовые акты вступили в законную силу соответственно 24 и 26 июля 2015 года.

Структура профстандартов состоит из следующих четырёх разделов:

  • Общие сведения.
  • Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  • Характеристика обобщенных трудовых функций.
  • Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Первое, на что следует обратить внимание – это то, что профстандарты имеют более сложную структуру в контексте определения трудовой функции и требований к квалификации работников для выполнения такой трудовой функции по сравнению с привычными нам квалификационными справочниками. Напомним, что в сфере здравоохранения к таким справочникам относятся Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н (далее – Приказ № 541н)) и Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н (далее – Приказ № 415н)).

В чем-то требования профстандартов напоминают квалификационные справочники, а Приказ № 400н и вовсе в части требований к образованию и обучению специалиста по педиатрии в примечаниях ссылается на Приказы № 541н и 415н. Но, различия между ними все же могут быть, как в требованиях к уровню квалификации, так и в требованиях к выполняемым должностным обязанностям.

Однако, основным отличием профстандартов от квалификационных справочников все же является подробное описание требований к выполнению трудовых функций. Если сейчас в тех же квалификационных характеристиках должностей работников в сфере здравоохранения указаны лишь требования к тому, что работник на определенной должности должен знать (например, врач-педиатр должен знать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения и т.д.), то согласно профстандартам требования предъявляются не к квалификации, которой должен обладать специалист, занимая определенную должность, а к квалификации, необходимой для выполнения определенной трудовой функции.

Характеристика такой квалификации в свою очередь содержит:

  • Описание обобщенных трудовых функций работников, включая:
    Возможные наименования должностейТребования к образованию и обучениюТребования к опыту практической работыОсобые условия допуска к работеДругие характеристики
  • Возможные наименования должностей
  • Требования к образованию и обучению
  • Требования к опыту практической работы
  • Особые условия допуска к работе
  • Другие характеристики
  • Описание трудовых функций в рамках обобщенных трудовых функций, включая:
    Трудовые действияНеобходимые уменияНеобходимые знанияДругие характеристики
  • Трудовые действия
  • Необходимые умения
  • Необходимые знания

Важно, что для каждой специальности индивидуально устанавливается как количество таких трудовых функций в рамках обобщенной трудовой функции, так и количество самих обобщенных трудовых функций.

Предполагается, что профстандарты будут применяется работодателями при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Особые условия допуска к работе

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

Кроме прохождения медицинских осмотров и отсутствия ограничений на занятия профессиональной деятельностью особые условия допуска к работе, определенные в стандарте, включают наличие сертификата специалиста по специальности «Педиатрия» и (или) свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Педиатрия».

На первый взгляд такое требование вполне соответствует действующему законодательству и, в частности, Приказу Минздрава России от 7 октября 2015 г. № 700н. Однако, как указывалось нами выше, существует две различные образовательные специальности, носящих название «Педиатрия». В процессе прохождения аккредитации предусмотрена лишь одна медицинская специальность «Педиатрия». Таким образом, на сегодня двум образовательным специальностям соответствует только одна медицинская специальность, получаемая при аккредитации (и при этом все они носят одно название – «Педиатрия»). Это еще одно следствие проблемы смешения образовательных и медицинских специальностей, о которых мы писали ранее.

при описании условий допуска к работе происходит смешение первичной аккредитации сразу же после окончания медицинского ВУЗа и первичной специализированной (или периодической) аккредитации. Таким образом, профстандартом предполагается, что выпускники медицинских ВУЗов без ординатуры и врачи с опытом работы будут получать аккредитацию по одной и той же специальности («педиатрия») и работать на одной и той же должности («врач-педиатр участковый»). В числе всех прочих негативных последствий такого уравнивания врачей с различными уровнями образования, хотелось бы отметить нарушение права пациента на получение, при выборе врача, информации о врачах, об уровне их образования и квалификации. В этом случае пациент не сможет понять кого обозначает должность «врач-педиатр участковый» – врача без последипломного образования или врача уже закончившего ординатуру. При этом информация об аккредитации врача также не добавит ничего нового – так как и первичная аккредитация специалистов без последипломного образования, и первичная специализированная/периодическая аккредитация проводятся по специальности «педиатрия».

Учитывая, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 06.06.2016 №352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему» специальность, полученная в ходе аккредитации заполняется в соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование (утверждена Приказом Минздрава России от 7 октября 2015 г. № 700н), считаем необходимым внести изменения в Номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, предусмотрев отдельную специальность для выпускников без последипломного образования (примером названия может быть «педиатрическое дело», по аналогии с «лечебным делом» и «медико-профилактическим делом», хотя возможны и другие названия).

После внесения изменений в Приказ Минздрава России от 7 октября 2015 г. № 700н соответствующие изменения должны быть внесены и в профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый».

«За бортом» или о потере трудовых функций

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

В то же время, многие трудовые функции и действия, присущие участковому врачу педиатру (и закрепленные в законодательстве) не были отображены в профстандарте.

Так, в частности Правилами организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. №366н на врача-педиатра участкового (кабинет врача-педиатра участкового) возложены, в частности, такие функции как: проведение работы по охране репродуктивного здоровья детей, обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства; организация работы стационара на дому; проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции и туберкулеза; проведение врачебного консультирования и профессиональной ориентации детей; подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия.

На наш взгляд, трудовые функции врача-педиатра участкового необходимо привести в полное соответствие с существующей нормативно-правовой базой, регулирующей его профессиональные права и обязанности (включая порядки и стандарты оказания медицинской помощи и т.д.). Как и в случае с профстандартом «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», Факультет Медицинского Права заостряет внимание на необходимости обеспечения соответствия норм профессионального стандарта и иных правовых актов в области медицины.

Ряд функций могут быть включены в качестве трудовых действий в уже существующие функции: например, «проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции и туберкулеза» может быть включено в качестве трудового действия в функцию «проведение профилактических мероприятий, в том числе санитарно-просветительной работы, среди детей и их родителей»; «подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия» – в трудовую функцию «организация деятельности медицинского персонала и ведение медицинской документации» и т.д.

В тоже время некоторые функции настолько важны, что заслуживают включения в профстандарт в качестве отдельных трудовых функций. В качестве примера можно привести «обеспечение передачи информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки и попечительства», которая подразумевает свои собственные трудовые действия, знания и умения.

Другие характеристики обобщенной трудовой функции

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

Из трудовой функции врача-педиатра участкового в профессиональном стандарте выделено:

  • дополнительное профессиональное образование;
  • соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами;
  • соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Факультет Медицинского Права вынужден повторить замечание уже указанное в статье о профстандарте «Врача-лечебник (врач-терапевт участковый)»: следуя формулировкам профессионального стандарта, врач-лечебник должен соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии исключительно с пациентами, их законными представителями и коллегами. Таким образом, если читать нормы стандарта буквально, врач может не соблюдать этические принципы с родственниками пациентов, специалистами смежных профессий и т.д. По нашему мнению, в профстандарте необходимо не ограничивать соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии определенным кругом лиц – врач должен соблюдать эти принципы в отношении с любым человеком.

Описание дополнительного профессионального образования, приведенного в качестве характеристики обобщенной трудовой функции в целом аналогично предыдущей редакции стандарта («Специалист по педиатрии»). Единственным существенным различием стало пополнение разновидностей дополнительного профессионального образования формированием профессиональных навыков через наставничество.

При этом Факультет Медицинского Права продолжает придерживаться мнения (которое было подробно изложено в статье «Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя») о том, что дополнительное профессиональное образование медицинских работников должно входить в раздел «Требования к образованию и обучению», а не в «Другие характеристики».

Выписыванием лекарственных препаратов пусть займется кто-то другой

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

Также в профстандарте не отражена одна из важнейших, на наш взгляд, функций врача-педиатра участкового – выписывание лекарственных препаратов. Факультет Медицинского Права обращает внимание, что в соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н, «выписывание» и «назначение не являются синонимами (ряд норм упомянутого порядка касаются исключительно выписывания, в то время как ряд других – исключительно назначения). Исходя из норм профессионального-стандарта, участковый врач-педиатр может только назначать препараты, но не выписывать рецепты на них.

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Общественная организация «Союз педиатров России», город Москва

Баранов Александр Александрович

Наименования организаций-разработчиков

ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва

Министерство здравоохранения Российской Федерации, город Москва

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имениИ.М.Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва

ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва

НП «Национальная Медицинская Палата», город Москва

ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», город Москва

Резюме

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

В результате проведенного анализа профессионального стандарта «Врач-педиатр участковый» возможно прийти к выводу, что данный профстандарт представляет собой значительный шаг вперед по сравнению со своей предыдущей версией («Специалист по педиатрии»). В то же время, он имеет и значительное количество недостатков, большинство из которых аналогичны недостаткам профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», который мы также анализировали. Разумным представляется параллельная подготовка и внесение изменений в указанные два стандарта. Вместе с тем не следует забывать и о том, что профстандарту «Врач-педиатр участковый» присущи и свои собственные недочеты (как правило в отношении несоответствия трудовых функций и их составных действующему законодательству РФ), которые могут быть скорректированы, не дожидаясь внесения изменений в другие профстандарты.

Терминологические проблемы определения квалификации «врач-педиатр»

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

Согласно приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» имеется две одноименные квалификации «врач-педиатр». Так, квалификация «врач-педиатр» присваивается в случае получения высшего образования в форме специалитета по специальности 31.05.02 «Педиатрия». Но в тоже время квалификация «врач-педиатр» присваивается после подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.19 «Педиатрия». Таким образом, создается абсолютно недопустимая ситуация, когда одним термином обозначают две абсолютно разные квалификации, соответствующие двум разным специальностям и разным уровням подготовки.

Эта же ошибка перешла в приказ Минздрава России от 08.10.2015 №707н, который смешал вместе врачей различных квалификаций (единое у них – только название, да и то – вследствие небрежного отношения к терминологии авторов приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061), установив одинаковые квалификационные требования для врачей разных специальностей и уровней подготовки. Из приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н эта ошибка, в свою очередь, перешла в анализируемый нами профстандарт.

По нашему мнению, разный уровень образования и разная квалификация никак не может подразумевать занятие одной и той же должности (как это получается исходя из норм приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и профстандарта «Врач-педиатр» участковый). Мы не разделяем позиции авторов профстандарта, отождествляющих «врача-педиатра» специальности 31.05.02 с «врачом-педиатром» специальности 31.08.19 – так как первая квалификация требует лишь высшего образования в форме специалитета, а вторая – последипломного образования (с подготовкой в интернатуре/ординатуре). Вполне логичным является то, что круг трудовых функций и обязанностей у врача с последипломным образованием должен быть шире чем у только что закончившего медицинский ВУЗ специалиста. Должности и функции специалистов, имеющих уровень образования специалитет, и специалистов, имеющих уровень образования кадров высшей квалификации, не могут быть идентичными. Во-первых, это логично, а, во-вторых, это вытекает из части 9 статьи 82 Федерального закона «Об образовании в РФ», в которой указано, что подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать медицинских работников, фармацевтических работников.

С учетом изложенного, Факультет Медицинского Права полагает, что Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», требует изменений. Необходимо переименовать название квалификации, которая присваивается в случае получения высшего образования в форме специалитета по специальности 31.05.02 с «врача-педиатра» на иной термин, исключающий возможность смешения термина с квалификацией по специальности 31.08.19 (например, можно предложить термин «детский врач», впрочем, подойдет и другой термин отличный от термина «врач-педиатр»).

После внесения необходимых изменений в Приказ №1061, по мнению Факультета Медицинского Права, необходимо выделять две должности с различными требованиями к ним и с отличающимися трудовыми функциями: «детский врач участковый» (как указывалось выше, возможен и другой термин) – для выпускников ВУЗов не имеющих последипломного образования в форме интернатуры/ординатуры) и «врач-педиатр участковый» (для выпускников ВУЗов с подготовкой в интернатуре/ординатуре»).

Соответственно, желательно разработать по каждой из должностей свой профстандарт или, по крайней мере, предусмотреть различия в их трудовых функциях (трудовые действия, необходимые знания и умения). Также необходимо внести изменения в приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, выделив из педиатрии новую специальность (соответствующую уровню специалитета по специальности 31.05.02) и установив для нее собственные квалификационные требования.

Требования к опыту практической работы для врача-педиатра участкового отсутствуют, что вполне закономерно, поскольку должность врача-педиатра участкового нередко является одной из первых ступенек в карьере молодого врача.

Приверженность к лечению или самолечению?

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

Ряд трудовых действий, возложенных на участкового врача-педиатра и отраженных в его трудовых функция, сформулированы двусмысленно и нечетко: «формирование у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, приверженности лечению», «формирование приверженности матерей к грудному вскармливанию», «формирование у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, элементов здорового образа жизни» и т.д.

Так, например, не вполне понятно, что может пониматься под «приверженностью» лечению» – если это выполнение назначений и рекомендаций лечащего врача (включая правила приема медикаментозных средств и проведения немедикаментозной терапии), то это необходимо сформулировать соответствующем образом. Формулировка, приведённая в профстандарте не дает ответа на вопрос, к какому именно лечению ребенка должна формироваться приверженность? И кто именно будет проводить лечение, приверженность к которому формирует участковый педиатр? В данном случае под «приверженность лечению» может пониматься склонение родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, к самолечению ребенка.

«Формирование у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, элементов здорового образа жизни» также далеко выходит за рамки функций педиатра. В соответствии с пунктом 4 Порядка оказания педиатрической помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. №366н, педиатрическая помощь включает в себя формирование здорового образа жизни детского населения (но не их родителей). Кроме того, непонятно, почему в профстандарте речь идет лишь об элементах здорового образа жизни, а не о здоровом образе жизни в целом. С другой стороны, мы согласны с тем, что образ жизни родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, оказывает непосредственное влияние на здоровье ребенка. С учетом изложенного, оптимальным вариантом представляется редакция «формирование у детей здорового образа жизни, а также разъяснение родителям (законным представителям) и лицам, осуществляющим уход за ребенком, влияния здорового образа жизни на здоровье ребенка».

Требования к образованию, обучению и опыту работы

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

Требования к образованию и обучению врача-педиатра участкового, в соответствии с профстандартом, включают следующее:

  • высшее образование – специалитет по специальности «Педиатрия» завершившим обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с 2017 года или высшее образование – специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело» и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Педиатрия»
  • или высшее образование – специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело» и дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка по специальности «Педиатрия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

По сравнению с предыдущим профстандартом теперь в требованиях к образованию и обучению указаны конкретные специальности, что является значительным шагом вперед. При этом, авторы профессионального стандарта сделали попытку приведения норм профстандарта в соответствия с квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённым приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (в части допуска специалистов ), а также приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

Тем не менее, предложенная профстандартом редакция требований к образованию не может считаться удачной, в частности в первом абзаце требований к образованию совмещены требования к специалистам только что закончившим медицинский ВУЗ без последипломного образования (специалитет по специальности «Педиатрия» завершившим обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с 2017 года) и специалистам получившим последипломное образование (высшее образование – специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело» и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Педиатрия»).

Если поставить целью полное соответствие профессионального стандарта приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и логике приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061, то требования к образованию и обучению должны иметь такую редакцию (должны быть выделены такие альтернативные варианты требований к образованию и обучению врача-педиатра участкового):

  • Высшее образование – специалитет по специальности «Педиатрия» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.
  • Высшее образование – специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
    а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Педиатрия»;с дополнительным профессиональным образованием – профессиональной переподготовкой по специальности «Педиатрия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
  • а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Педиатрия»;
  • с дополнительным профессиональным образованием – профессиональной переподготовкой по специальности «Педиатрия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Вместе с тем, мы полагаем, что такой подход не соответствуют современным подходам к медицинскому образованию и нуждается в изменениях, что будет подробнее изложено далее.

А я угадаю диагноз с первого взгляда

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

Вызывает вопросы и функция «обследование детей с целью установления диагноза». Так указанная функция практически не включает в себя действия, умения и знания, связанные непосредственно с обследованием. Из норм профстандарта создается впечатление, что обследование ребенка должно ограничиваться внешним осмотром и сбором анамнеза. Как и в профстандарте «врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», в профстандарте «врач-педиатр участковый» в описании необходимых умений и трудовых действий отсутствуют лабораторные и инструментальные исследования (кроме антропометрии), а действия врача ограничиваются направлением на лабораторные/инструментальные исследования интерпретацией их результатов. Мы полагаем, что участковый педиатр вполне способен самостоятельно проводит ряд простых инструментальных исследований – таких как термометрия, тонометрия, фарингоскопия и т.д. В пользу самостоятельного проведения данных исследований педиатром свидетельствует и оснащение кабинета врача-педитарта участкового утвержденное приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. №366н и включающее, в частности термометр медицинский, тонометр, стетофонендоскоп, шпатели, а также включение в профстандарт умения «пользоваться медицинской аппаратурой, которая входит в стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового в соответствии с порядком оказания медицинской помощи». Однако в анализируемом профстандарте не предусмотрены действия участкового педиатра, соответствующие указанному умению.

Более того, профстандатр «врач-педиатр участковый» в описании обследований даже еще более неточен чем профстандарт «врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», который, как мы указывали выше, и сам далек от идеального. В частности, в профстандатре «врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» по крайней мере устанавливалось, что врач-терапевт участковый должен владеть техникой проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Что же качается врача-педиатра участкового, то руководствуясь профстандартом, ему достаточно лишь осмотреть ребенка – о пальпации, перкуссии и аускультации в профстандарте не упоминается.

Трудовые функции врача-педиатра участкового

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

К трудовым функциям врача-педиатра участкового, профессиональный стандарт относит:

  • обследование детей с целью установления диагноза;
  • назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности;
  • реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для детей;
  • проведение профилактических мероприятий, в том числе санитарно-просветительной работы, среди детей и их родителей;
  • организация деятельности медицинского персонала и ведение медицинской документации.

Для каждой из этих функций профстандартом предусмотрены трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания. К сожалению, объем данной статьи не позволяет изложить детальный анализ каждой из них. Тем не менее, можно утверждать, что формулировки, которые содержаться в описании составных трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний в ряде случаев нуждаются в уточнении либо изменении. Приведем ряд примеров.

Если сравнивать данные трудовые функции с трудовыми функциями врача-терапевта участкового, закрепленными в одноименном профстандарте, то в глаза сразу же бросается отсутствие в профстандарте врача-педиатра участкового отдельной трудовой функции по оказанию детям медицинской помощи в неотложной или экстренной формах. Отдельные действия, знания и умения, связанные с выполнением данной трудовой функции включены в состав трудовых функций «обследование детей с целью установления диагноза» и «назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности» Безусловно, экстренная и неотложная помощь детям не является основным видом деятельности участкового врача-педиатра. Тем не менее, мы считаем вполне вероятной ситуацию, когда участковый врач педиатр на вызове сталкивается с ситуацией, угрожающей жизни ребенка, включая состояние клинической смерти у ребенка. По нашему мнению, указанные действия, знания и умения должны быть включены в профессиональный стандарт в качестве отдельной трудовой функции (в качестве аналогии можно использовать их описание в профстандарте «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» с поправкой на детский возраст пациента). Кроме того, описания отдельных трудовых действий в рамках этой желательно скорректировать, учитывая формулировки профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» – так, например, по нашему мнению, следует говорить не только об «оценке клинической картины болезней и состояний, требующих оказания экстренной помощи детям» (формулировка анализируемого профстандарта), а о « болезней и состояний, требующих оказания экстренной помощи детям и оценке их клинической картины».

Грудное вскармливание всегда и везде

Профессиональные стандарты по педиатрии и приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н

Что же касается «формирование приверженности матерей к грудному вскармливанию», то данное определение профстандарта предписывает врачу-педиатру участкового рекомендовать грудное вскармливание всем кормящим матерям без исключения. Тем не менее, существуют абсолютные (дети с классической галактоземией, дети с болезнью «кленового сиропа» (валино-лейцинурия), дети с фенилкетонурией, ВИЧ-инфицирование матери) и относительные противопоказания к грудному вскармливанию. Применение грудного вскармливания в подобных случаях может привести к смерти либо к тяжелой инвалидности ребенка. Мы считаем, что формулировка профстандарта «формирование приверженности матерей к грудному вскармливанию» должна быть заменена на «разъяснение матерям преимуществ грудного вскармливания (при отсутствии противопоказаний)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *