ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ С ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА МИНТРУДА 2023

Рабочие квалификации сотрудников должны соответствовать строго определенным требованиям – профессиональным стандартам. Получая образование, будущий профессионал должен обретать комплекс определенных компетенций, сочетание которых и образует упомянутый стандарт. Точно такой же, в идеале, должен требоваться от специалиста при трудоустройстве.

Зачем понадобилось в современной нормативной базе понятие «профессиональные стандарты»? Как их применять на практике? Кому они будут необходимы в первую очередь? Попробуем рассмотреть это законодательное новшество, вступившее в силу с лета 2016 года.

Как раньше жили без профстандартов?

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. « Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Профстандарты и другие близкие понятия

Правомерно утверждать, что профстандарты – это квалификационные характеристики, приведенные в большее соответствие с запросами современности. Законодатели, утверждая порядок разработки и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ № 23 от 22.02.2013 г.), использовали модернизированные сочетания претензий к профессиям, до этого детально отточив их в специализированных кругах.

Профстандарт по отношению к квалификационному требованию является более реалистичным, близким к трудовой действительности.

ВАЖНО! Определения «квалификация» и «профессиональный стандарт» не тождественны: ст. 195 ТК РФ в п.1 уточняет, что профстандарт является характеристикой квалификации. Понятие «профстандарт» введено в ТК только в 2012 году.

Родственным термином, приводящимся в ТК и других нормативных документах, является «трудовая функция». Ст. 57 ТК обязывает работодателя указывать ее в тексте трудового договора, то есть уточнять ту работу, которую работник должен будет исполнять в рамках своей должности, не противоречащей его квалификации. Теперь для этой цели можно воспользоваться примерными определениями должностей, перечисленными в разделе ІІІ нужного профстандарта. Но тогда уж работник обязан соответствовать и приведенному к ним комплексу требований.

ВНИМАНИЕ! Профессиональный стандарт определяет не должности и даже не профессии, а область деятельности, поэтому он и более универсален. Например, стандарт «Бухгалтер» предусматривает такое же наименование должности, а начальника отдела кадров можно найти в профстандарте «Специалист в области управления персоналом».

Ключевые направления профстандартов

В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.

Где с ними познакомиться?

Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.

Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:

По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.

Кому не уклониться от профстандартов?

С 01.07.2016 года использование стандартов объявлено непременным условием для всех предпринимателей, как того требует ТК или другие документы. То есть, принимая на работу сотрудника, по сфере деятельности которого профстандарт уже утвержден, работодатель непременно должен использовать именно его, а не квалификационный справочник. Если же нужный стандарт по данной профессии еще не принят, можно по-прежнему пользоваться квалификационным справочником.

Когда позиции в ЕКС и в профстандарте одинаковые, нужно отдать предпочтение профстандарту как более современному варианту.

Какими именно требованиями к наемному работнику (по стандартам или по ЕКС) будет руководствоваться работодатель, должно быть указано в его локальных правовых актах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вид профессиональной деятельности предусматривает определенные льготы (например, пенсию раньше срока, выплату компенсаций за вредность и т.п.) или ограничения, то называть такую должность нужно в строгом соответствии с профстандартом или ЕКС, если такого стандарта пока нет.

Как начать применять профстандарты?

Приведем пошаговые рекомендации для работодателя.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Несоответствие работника профстандарту – это нарушение ТК, предусматривающее ответственность работодателя: не может «сапоги тачать пирожник».

Возможные санкции трудовой инспекции

Работодатели были проинформированы о необходимости перехода на требования профстандартов за год до того, как ФЗ № 122 вступил в силу. Таким образом, Министерство труда теоретически предполагает, что внедрением профессиональных стандартов активно занимаются все предприниматели страны. Если это не так, тем хуже для них.

С 1 июля 2016 года трудовая инспекция вправе проверить соблюдение закона в этой области, и если в Трудовом кодексе имеются какие-либо требования к квалификации сотрудников, то профессиональные стандарты нужно применять по ним без исключений. Административная ответственность может составить от 30 до 100 тыс. руб.

Ближайшие планы

По задумке законодателей, вскоре откроются независимые центры, оценивающие квалификацию именно по профессиональным стандартам. Оценив свой уровень как профессионала и получив соответствующий определенному профстандарту сертификат, можно существенно поднять свои позиции на рынке труда. А работодатель может вместо внутренних аттестаций направлять в такие центры своих сотрудников.

ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.

Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами, научными, образовательными, саморегулируемыми и иными некоммерческими организациями (далее – разработчики).

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

осуществляет координацию разработки и актуализации проектов профессиональных стандартов;

утверждает перечень профессиональных стандартов, сбор и анализ информации для разработки и актуализации которых осуществляется за счет средств федерального бюджета с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет);

организует размещение реестра профессиональных стандартов и информации о разрабатываемых и актуализируемых профессиональных стандартах на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (www.profstandart.rosmintmd.ru) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – специализированный сайт).

Советы по профессиональным квалификациям (далее – советы) ежегодно направляют в федеральное государственное бюджетное учреждение “Всероссийский научно-исследовательский институт труда” Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – институт) информацию об утвержденных ими планах по организации разработки и актуализации профессиональных стандартов.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации вправе привлекать федеральные государственные учреждения, подведомственные Министерству, к следующим мероприятиям:

методическое обеспечение развития системы профессиональных стандартов;

консультационно-методическое сопровождение работ по разработке и актуализации профессиональных стандартов, включая сбор и анализ информации, необходимой для разработки и актуализации профессиональных стандартов;

информационно-методическое сопровождение информационных ресурсов по разработке и применению профессиональных стандартов.

Утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональные стандарты и внесенные в них изменения в течение 10 календарных дней со дня их официального опубликования размещаются на специализированном сайте для учета при разработке на их основе (в части профессиональных компетенций) образовательных программ высшего образования и примерных образовательных программ среднего профессионального образования.

Разработка и утверждение профессиональных стандартов

Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке и актуализации профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Разработчик проекта профессионального стандарта на основании протокольного решения совета (решения института при отсутствии совета) об одобрении возможности разработки профессионального стандарта регистрирует уведомление о его разработке на специализированном сайте.

Разработка и актуализация профессиональных стандартов по высшим уровням квалификации работников осуществляются с участием автономной некоммерческой организации “Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)” (далее – Агентство).

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по предложениям Агентства и совета по соответствующему виду профессиональной деятельности (при наличии) утверждает перечень профессий, в отношении которых Агентство участвует в разработке и актуализации профессиональных стандартов (далее – перечень профессий).

Проект профессионального стандарта подлежит обсуждению с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений), советов и других заинтересованных организаций, а также Агентства в отношении профессий, включенных в перечень профессий.

Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчик представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сопроводительное письмо с приложением в электронном виде следующих документов:

проект профессионального стандарта и пояснительная записка к нему, включающая информацию о результатах обсуждения, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил;

выписка из протокольного решения совета (решения института при отсутствии совета), содержащего одобрение проекта профессионального стандарта.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, а также если проект профессионального стандарта и пояснительная записка к нему не соответствуют макету профессионального стандарта и (или) методическим рекомендациям, указанным в пункте 7 настоящих Правил.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 8 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика о принятии к рассмотрению проекта профессионального стандарта либо о его отклонении.

При принятии проекта профессионального стандарта к рассмотрению Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 2 календарных дней размещает его на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющим общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами.

Одновременно Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет проект профессионального стандарта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (далее – федеральный орган исполнительной власти), и Агентство (в отношении профессий, включенных в перечень профессий).

По итогам рассмотрения проекта профессионального стандарта федеральный орган исполнительной власти и Агентство в течение 15 календарных дней со дня поступления указанного проекта направляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информацию о согласовании проекта профессионального стандарта либо о замечаниях и предложениях к нему.

Информация о замечаниях и предложениях по результатам общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти и Агентством (при наличии) в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации такой информации направляется Министерством разработчику. Копия письма направляется в совет, которым организована разработка или актуализация профессионального стандарта.

Разработчик в срок, не превышающий 15 календарных дней, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта, доработанный в соответствии с замечаниями и предложениями, указанными в пункте 16 настоящих Правил, и таблицу учета замечаний и предложений в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и актуализации профессионального стандарта.

При наличии неурегулированных разногласий по замечаниям и предложениям федерального органа исполнительной власти, профессиональных союзов (их объединений) работников и работодателей, а также Агентства Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проводит согласительное совещание с участием представителей разработчика, федерального органа исполнительной власти, Агентства, заинтересованных советов (института) и профессиональных союзов (их объединений) работников и работодателей.

Для проведения экспертизы и подготовки заключения на проект профессионального стандарта Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляет в Национальный совет:

проект профессионального стандарта с документами, предусмотренными пунктом 12 настоящих Правил;

информацию о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, предусмотренную пунктом 15 настоящих Правил;

информацию о согласовании проекта профессионального стандарта федеральным органом исполнительной власти и Агентством (при наличии) либо об их замечаниях и предложениях к нему;

результаты согласительного совещания, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта. В случае отклонения проекта профессионального стандарта Министерство информирует разработчика, совет, организовавший разработку или актуализацию профессионального стандарта, либо институт о принятом решении.

Сведения об утвержденном профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.

III. Актуализация профессиональных стандартов

Актуализация профессиональных стандартов осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации посредством изменения содержания профессионального стандарта в связи с изменением законодательства Российской Федерации, профессиональной деятельности и с учетом результатов практики применения профессионального стандарта и (или) посредством внесения технических изменений, включая изменение кодов, наименований групп занятий, областей профессиональной деятельности, направлений подготовки, в том числе в связи с изменением общероссийских классификаторов, а также посредством изменения уровней квалификации, уровней образования, опыта практической работы, редакционных изменений наименований обобщенных трудовых функций и (или) трудовых функций.

Изменение содержания профессионального стандарта осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки и утверждения.

Внесение технических изменений осуществляется без проведения процедур, предусмотренных пунктами 11 – 20 настоящих Правил, с учетом предложений совета, института или федерального органа исполнительной власти.

Разработка и актуализация проектов профессиональных стандартов может осуществляться за счет собственных средств разработчика.

Сбор и анализ информации, необходимой для разработки проектов профессиональных стандартов, а также для актуализации утвержденных профессиональных стандартов, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета, федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству.

ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580

О РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов.

Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.

Реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.

Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства Российской Федерации М. М ИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580

ПЕРЕЧЕНЬ УТРАТИВШИХ СИЛУ АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 “О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293).

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. N 970 “О внесении изменений в Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 39, ст. 5266).

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 406 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 21, ст. 3002).

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. N 136 “О внесении изменений в Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 8, ст. 1210).

Пункт 13 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1439 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 50, ст. 7755).

Пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2021 г. N 1408 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 35, ст. 6317).

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2021 г. N 1843 “О внесении изменений в Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 44, ст. 7442).

“Профессиональные стандарты и квалификации”
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И КВАЛИФИКАЦИИ

В справочной информации содержатся:

1. Профессиональные стандарты

2. Профессиональные квалификации.

Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ).

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится независимая оценка квалификации (п. 3, п. 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации” (далее – Закон N 238-ФЗ).

Порядок проведения независимой оценки квалификации установлен ч. 2 ст. 1 Закона N 238-ФЗ. При его применении следует учитывать исключения, предусмотренные в ч. 3, ч. 4 ст. 1, и ст. 11 указанного Закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *