профессиональные стандарты врача стоматолога для детей

Врач – судебно-медицинский эксперт

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 144н

Специалист в области медико-профилактического дела

Приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 399н

Младший медицинский персонал

Приказ Минтруда России от 12.01.2016 N 2н

Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)

Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 226н

Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 227н

Приказ Минтруда России от 09.03.2016 N 91н

Специалист по изготовлению медицинской оптики

Приказ Минтруда России от 03.11.2016 N 607н

Приказ Минтруда России 27.03.2017 N 306н

Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)

Приказ Минтруда России от 21.03.2017 N 293н

Специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств

Приказ Минтруда России от 22.05.2017 N 432н

Специалист по валидации (квалификации) фармацевтического производства

Приказ Минтруда России от 22.05.2017 N 434н

Специалист в области управления фармацевтической деятельностью

Приказ Минтруда России от 22.05.2017 N 428н

Специалист по промышленной фармации в области контроля качества лекарственных средств

Приказ Минтруд России от 22.05.2017 N 431н

Специалист по промышленной фармации в области обеспечения качества лекарственных средств

Приказ Минтруда России от 22.05.2017 N 429н

Приказ Минтруда России от 22.05.2017 N 427н

Специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств

Приказ Минтруда России от 22.05.2017 N 430н

Приказ Минтруда России от 05.06.2017 N 470н

Приказ Минтруда России от 04.08.2017 N 613н

Приказ Минтруда России от 04.08.2017 N 611н

Приказ Минтруда России от 04.08.2017 N 610н

Приказ Минтруда России от 04.08.2017 N 612н

Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья

Приказ Минтруда России от 07.11.2017 N 768н

Врач – аллерголог-иммунолог

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 138н

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 135н

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 140н

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 136н

Врач по паллиативной медицинской помощи

Приказ Минтруда России от 22.06.2018 N 409н

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 132н

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 131н

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 141н

Врач – детский хирург

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 134н

Специалист в области клинической лабораторной диагностики

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 145н

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 142н

Врач скорой медицинской помощи

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 133н

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 139н

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 137н

Приказ Минтруда России от 31.10.2018 N 684н

Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 143н

Специалист по медицинской реабилитации

Приказ Минтруда России от 03.09.2018 N 572н

Приказ Минтруда России от 27.08.2018 N 554н

Приказ Минтруда России от 20.11.2018 N 712н

Специалист по медицинскому массажу

Приказ Минтруда России от 26.11.2018 N 744н

Приказ Минтруда России от 26.11.2018 N 743н

Приказ Минтруда России от 12.11.2018 N 698н

Приказ Минтруда России от 29.01.2019 N 49н

Приказ Минтруда России от 29.01.2019 N 51н

Приказ Минтруда России от 29.01.2019 N 50н

Врач – челюстно-лицевой хирург

Приказ Минтруда России от 15.06.2020 N 337н

Приказ Минтруда России от 17.06.2019 N 413н

Приказ Минтруда России от 11.02.2019 N 69н

Врач ультразвуковой диагностики

Приказ Минтруда России от 19.03.2019 N 161н

Приказ Минтруда России от 11.03.2019 N 139н

Приказ Минтруда России от 11.02.2019 N 68н

Приказ Минтруда России от 11.03.2019 N 142н

Врач функциональной диагностики

Приказ Минтруда России от 11.03.2019 N 138н

Врач – торакальный хирург

Приказ Минтруда России от 11.03.2019 N 140н

Приказ Минтруда России от 14.07.2021 N 471н

Приказ Минтруда России от 19.03.2019 N 154н

Приказ Минтруда России от 11.03.2019 N 141н

Приказ Минтруда России от 19.03.2019 N 160н

Врач – клинический фармаколог

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 477н

Врач – пластический хирург

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 482н

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 469н

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 474н

Медицинская сестра/медицинский брат

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 475н

Медицинская сестра по реабилитации

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 476н

Медицинская сестра – анестезист

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 471н

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 470н

Специалист по организации сестринского дела

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 479н

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 480н

Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 473н

Специалист по судебно-медицинской экспертизе со средним медицинским образованием

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 472н

Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 478н

Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях

Приказ Минтруда России от 31.07.2020 N 481н

Приказ Минтруда России от 31.05.2021 N 349н

Приказ Минтруда России от 13.01.2021 N 2н

Фельдшер скорой медицинской помощи

Приказ Минтруда России от 13.01.2021 N 3н

Врач – детский уролог-андролог

Приказ Минтруда России от 13.01.2021 N 4н

Приказ Минтруда России от 13.01.2021 N 5н

Приказ Минтруда России от 13.01.2021 N 6н

Приказ Минтруда России от 02.06.2021 N 358н

Приказ Минтруда России от 02.06.2021 N 359н

Специалист в области медико-профилактического дела со средним медицинским образованием

Приказ Минтруда России от 31.05.2021 N 348н

Врач – акушер-гинеколог

Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 262н

Приказ Минтруда России от 02.06.2021 N 360н

Специалист в области медицинской микробиологии

Приказ Минтруда России от 08.06.2021 N 384н

Специалист в области медицинской оптики и оптометрии

Приказ Минтруда России от 31.05.2021 N 347н

Внимание! Стандарт вступает в силу с 01.09.2023 и действует до 01.09.2029

Приказ Минтруда России от 22.11.2022 N 732н

Профессиональные стандарты врача стоматолога для детей

Жаркие споры о профессиональном стандарте

18 декабря 2017 года В Санкт-Петербурге состоялось второе заседание профильной комиссии Министерства здравоохранения по специальности «детская стоматология» под председательством главного внештатного детского специалиста-стоматолога Климова А.Г. В работе приняли участие представители более 50 регионов Российской Федерации – главные профильные специалисты субъектов, представители профильных кафедр ведущих вузов, заинтересованные специалисты.

Профессиональный стандарт очень важен для образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и обучением специалистов

На заседании обсуждались самые актуальные вопросы развития специальности и оказания стоматологической помощи детскому населению, в том числе законодательные основы деятельности детских стоматологов, перспективы развития школьной стоматологии, приоритет профилактического направления в детской стоматологии, разработка клинических рекомендаций.

Наиболее оживленную дискуссию вызвал представленный проект профессионального стандарта «врач-стоматолог детский». В обсуждении приняли участие представители как государственной, так и частной системы здравоохранения, учреждений высшего профессионального образования.

Что такое профессиональный стандарт

Кисельникова Л.П., доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой детской стоматологии МГМСУ, заместитель председателя профильной комиссии МЗ РФ по детской стоматологии: «Профессиональный стандарт – это в первую очередь юридический документ, который определяет квалификационную характеристику специалиста, в нашем случае врача-стоматолога детского. Он необходим работодателям при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации сотрудников. Профессиональный стандарт также очень важен для образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и обучением специалистов. Профессиональный стандарт врача-стоматолога детского должен базироваться на тех знаниях, необходимых умениях и трудовых действиях, которые будущий врач получает в процессе получения базового образования (специалитет), ординатуры и дальнейшего непрерывного медицинского образования. В то же время профессиональный стандарт – это и инструмент контроля качества профессиональной деятельности, уровня подготовки специалиста. В соответствии с этим профессиональный стандарт должен включать все основные виды деятельности специалиста, отражающие современный уровень развития специальности и базирующиеся на доказательной базе.

Александровский В.Л., кандидат медицинских наук, заместитель главного внештатного детского стоматолога, основатель и генеральный директор группы детской стоматологии «Дентал Фэнтези»: «Профильный стандарт является основополагающим документом для медицинской специальности. Он определяет, что имеет право делать детский стоматолог, что он должен знать и уметь. На его основе будет разработана образовательная программа для ординатуры, на основе его руководители будут составлять должностные инструкции детским стоматологам, он задает темы для создания клинических рекомендаций и многое другое».

В итоге прений участники заседания большинством голосов приняли проект профстандарта, включающий следующие трудовые функции:

  • Проведение обследования пациентов детского возраста с целью установления диагноза.
  • Назначение, контроль эффективности немедикаментозного и медикаментозного лечения пациентов детского возраста.
  • Разработка, реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ.
  • Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
  • Организационно-управленческая деятельность.
  • Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи пациентам детского возраста.
  • Проведение местной анестезии ребенку врачом-стоматологом детским.

Наиболее жаркую дискуссию вызвала трудовая функция «Управление поведением ребенка немедикаментозными, медикаментозными и комбинированными методами», предложенная к включению в профстандарт Александровским В.Л. Она включала психологическую адаптацию, проведение местной анестезии, анальгезии закисью азота и стоматологическое лечение в условиях общего обезболивания. Большинством голосов было принято решение о нецелесообразности закрепления в профессиональном стандарте этих трудовых действий, как не относящихся к компетенции врача-стоматолога детского.

Требования времени

За последнее десятилетие уровень детской стоматологической помощи в стране значительно улучшился, в Россию пришли все современные технологии лечения, российские специалисты ежегодно участвуют в международных конференциях по детской стоматологии, уровень оснащенности многих клиник соответствует лучшим мировым стандартам. Кисельникова Л.П. является активным членом международной и европейской организации детских стоматологов (EAPD и IAPD). Одновременно с этим растет осведомленность родителей и ожидания о качестве предоставляемой медицинской помощи. Разработка нового профессионального стандарта задаст новый уровень образования и расширит трудовые функции врачей-стоматологов детских в соответствии с требованиями времени.

К этим требованиям относятся: запрет насильственного удержания при стоматологическом лечении, право проводить прицельную рентгенографию, право проводить отдельные хирургические манипуляции (удаление зубов, ПХО и т.п.), право изготавливать защитные коронки, право проводить отдельные этапы интерсептивного ортодонтического лечения (удерживатели места), право лечить пациентов после 18 лет, возможность применять технологии седации жидким азотом с сохраненным сознанием и многие другие.

Мы попросили участников дискуссии, а также независимых экспертов уточнить и разъяснить их позиции.

Профессиональные стандарты врача стоматолога для детей

Мельникова О.А., президент независимой Ассоциации детских стоматологов: «Бороться с удержанием детей при лечении можно и с помощью профессионального стандарта, безусловно. Каждый врач, использующий удержание в кресле, может оправдать свои действия даже при наличии запретов и стандартов. Этот вопрос с этической точки зрения очень широкий и многогранный. Думаю, здесь самый важный запрет и невозможность такого лечения должен быть в головах самих врачей, которые также должны донести это до родителей».

Александровский В.Л.: «Стоматолог детский должен не только уметь интерпретировать данные рентгенографии, но и уметь самому ее проводить. Это важно для пациентов от 2 до 4 лет, когда психологический контакт с врачом устанавливается достаточно долго и появление постороннего специалиста, будь то рентгенолог или рентгенологический лаборант, может разрушить то хрупкое доверие, что возникло между пациентом и стоматологом».

Мельникова О.А.: «Безусловно, детский стоматолог должен иметь право проводить прицельную рентгенографию детям. Это необходимо каждому пациенту, проходящему стоматологическое лечение, часто маленький ребенок позволяет какие- либо манипуляции только своему врачу. Привлечение к процессу дополнительных людей может попросту сорвать лечение».

Кисельникова Л.П.: «Дополнительные трудовые действия, такие как например, проведение анестезиологического пособия врачами-стоматологами при стоматологическом лечении, можно осуществлять только тогда, когда специалист обучен данным видам деятельности, и при наличии соответствующей законодательной базы, которая разрешает данному специалисту их проводить. В настоящее время в нашей стране отсутствует законодательная база, позволяющая врачам-стоматологам после соответствующего обучения работать врачами-анестезиологами либо рентгенологами. Следует отметить, что на заседании профильной комиссии было высказано мнение подавляющего большинства и принято решение об исключении трудовых действий, связанных с проведением анестезиологического пособия во время стоматологического лечения детей врачами-стоматологами, из рассматриваемого проекта профессионального стандарта. Это не значит, что мы не понимаем важность проведения анестезиологического пособия при стоматологическом лечении детей раннего возраста, детей с ограниченными возможностями. Применение анестезиологического пособия в данных случаях регламентировано и Порядком оказания стоматологической помощи детям, разработанным в нашей стране».

Сейчас после специалитета стоматолог имеет право делать анестезию, а проучившись два года в ординатуре на специализации стоматолог детский, он теряет это право?!

Александровский В.Л.: «На сегодняшний день после специалитета стоматолог имеет право делать анестезию, а проучившись два года в ординатуре на специализации стоматолог детский, он теряет это право?!»

Молчанов И.В., д.м.н., профессор, вице-президент ФАР, руководитель НИИ ОР им. В.А. Неговского ФНКЦ РР ФАНО, главный внештатный специалист – анестезиолог-реаниматолог МЗ РФ, зав. кафедрой анестезиологии и реаниматологии РМАНПО МЗ РФ: «Следует иметь в виду, что седация, независимо от ее глубины, угнетает рефлекторную деятельность, а в сочетании с местными анестетиками может вызывать непрогнозируемые эффекты. Одновременно проводить медицинское вмешательство и контроль за состоянием пациента в этой ситуации очень сложно и опасно. Решение этой проблемы требует большой осторожности. Возможно, имеет смысл специально готовить стоматологов для проведения этой технологии с выдачей соответствующего сертификата, но это потребует внесения изменений в действующую нормативную базу».

Мельникова О.А.: «Лечение в условиях седации с сохраненным сознанием зачастую является необходимым, а иногда и единственным вариантом лечения детей, обладающих повышенной тревожностью, имеющих негативный опыт лечения, а также просто не достигших возраста, когда сохранение концентрации внимания надолго возможно. Современные условия для проведения седации максимально адаптированы для использования врачом-стоматологом. Необходимый перечень знаний для проведения данной процедуры также возможно получить. Поэтому данный вид лечения в перспективе обязательно должен применяться детскими стоматологами и должен быть обеспечен образовательной и технический базой. От этого напрямую зависит количество успешных лечений маленьких пациентов».

Другие вопросы

Конечно, специалисты бьются над созданием клинических рекомендаций, соответствующих духу времени. Также большое внимание ими было уделено проблеме профилактики стоматологических заболеваний у детей и развитию школьной стоматологии в рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения». Был представлен региональный опыт организации стоматологической помощи в организованных детских коллективах (Волгоград, Санкт-Петербург, Орёл). В конце комиссия приняла заключение о первоочередных задачах детской стоматологии.

Стратегические направления и первоочередные задачи развития детской стоматологической службы

  • приоритет профилактической работы среди детского населения, в том числе путем сохранения и развития сети школьных стоматологических кабинетов;
  • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей работу детской стоматологической службы, в части согласования и утверждения профессионального стандарта «Врач-стоматолог детский», Клинических рекомендаций, Медицинской карты стоматологического пациента детского возраста, внесения изменений в «Порядок оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями»;
  • укрепление кадрового потенциала детских стоматологов в регионах;
  • укрепление материально-технической базы детской стоматологической службы;
  • внедрение в практику современных технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний у детей.

Редакция благодарит участников нашей импровизированной дискуссии на страницах газеты «Стоматология сегодня» и желает им мирного разрешения всех проблем, стоящих перед детской стоматологией. Надо отметить, что российские стоматологи детские ценятся во всем мире и западные специалисты считают почетным участвовать в мероприятиях в России.

Материал подготовили
Яна Седнева,  Иванка Бикеева, Владимир Александровский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *