Профессиональный стандарт дизайнера

Зарегистрировано в Минюсте России 27 октября 2020 г. N 60591

Профессиональный стандарт дизайнера применяется работодателями при составлении должностных инструкций и других документов по персоналу. Опираясь на его положения, работодатели определяют спектр обязанностей сотрудников, требования к их компетенции, уровню образования и трудового опыта. Также документ может использоваться для создания показателей эффективности (KPI) и при иных мероприятиях в области управления персоналом.

Нормативные акты по профстандартам

Порядок действия профстандартов в современном законодательстве определяется следующими документами:

  • Принятым 22 января 2013 года Постановлением Правительства №23. В этом документе даны базовые правила их составления и применения.
  • Принятым в 2015 году ФЗ-122. Положения данного Федерального закона внесли связанные с профстандартами изменения в трудовое и образовательное законодательство. Например, Трудовой кодекс был дополнен статьёй 195.3, в которой прописывался порядок применения должностных стандартов работодателями.
  • Утверждённым 27 июня 2016 года Постановлением Правительства №584. В данном Постановлении излагались специфические моменты использования профстандартов в организациях государственной или муниципальной формы собственности, а также в тех компаниях, которые принадлежат государству.

Нюансы практического использования этих нормативных актов были проанализированы Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.

Параметры и структура профстандарта дизайнера

В 2017 году был принят профессиональный стандарт 11.013 для специальности графического дизайнера.

В начальной части этого документа указаны цель деятельности дизайнера и отношение его профессии к группе и виду по классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.

В следующей части перечислены 4 профильных трудовых функции, выполняемые дизайнером, а также 12 их составляющих. Так, функция проектирования объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации состоит из следующих объектов:

  • Согласование с клиентом проектного задания и его разработка.
  • Создание дизайн-проектов.
  • Авторский надзор за изготовлением объектов.

В третьей части все эти функции и их элементы рассмотрены более подробно.

Для функций указаны:

  • наименования специалистов по дизайну, готовых к их выполнению;
  • уровень их опыта и образования;
  • предъявляемые к ним особые требования;
  • вспомогательная информация.

Так, для деятельности по проектированию объектов визуальной информации, идентификации и коммуникации указаны:

  • 5 специалистов в области дизайна, квалификация которых достаточна для её выполнения – видеодизайнер, дизайнер упаковки и пр.
  • Образование – высшее, уровня бакалавриата.
  • Трудовой опыт не требуется.
  • Особые требования не предъявляются.

Также дизайнеру для допуска к выполнению этой функции рекомендовано получить дополнительное профильное образование.

По элементам функций даны следующие сведения:

  • выполняемые дизайнером трудовые действия;
  • нужные ему знания и умения;
  • вспомогательная информация.

К примеру, для деятельности по подготовке и согласованию с клиентом проектного задания указаны:

  • 5 трудовых действий – обсуждение с клиентом вопросов по заказу, подготовка предварительных эскизов и т.д.
  • От дизайнера требуются 8 практических умений – обосновывать корректность дизайнерских решений, проводить их презентации и пр.
  • Также ему нужны знания в 7 областях – профессиональной терминологии, специализированного программного обеспечения и пр.

В заключительном разделе содержатся сведения о тех организациях, которые принимали участие в согласовании документа.

Внимание! Одна из форм применения профстандарта – выявление потребности в дополнительном образовании для дизайнера. При этом нужно учитывать, что это обучение носит добровольный характер.

Особенности использования профстандартов

Кто должен оплачивать повышение квалификации дизайнера, если оно необходимо по предписаниям профстандарта?

Актуальное законодательство не содержит указаний по данной ситуации. На практике порядок оплаты согласовывается между работодателем и специалистом в индивидуальном формате. При этом у работодателя нет возможности уволить сотрудника, даже если тот отказывается от дополнительного образования.

Когда профстандарты обязательны к применению работодателем?

Они необходимы, если:

  • Более 50% организации принадлежит государству/муниципалитету или она является бюджетным учреждением (Постановление Правительства №584).
  • Речь идёт о профессии, к которой законодательно указаны квалификационные требования (ст. 195.3 ТК).
  • Специалисты имеют законодательно установленные ограничения или права на получение льгот и/или компенсаций (ст. 57 ТК).

В иных случаях применение должностных стандартов происходит на добровольной основе.

Каким образом традиционные справочники должностей ЕКС и ЕТКС сочетаются с профстандартами?

На основе Письма Минтруда №14-0/10/В-2253 можно сказать, что наниматель сам выбирает предпочтительный для себя документ. Исключением выступают организации бюджетной сферы деятельности и принадлежащие государству компании, в которых с начала 2020 года обязательно использование профстандартов.

Какие документы по персоналу меняются после внедрения профстандартов?

Обычно изменения вносятся в разделы должностных инструкций. В них правятся обязанности сотрудников и требуемый от них уровень компетенции. Также меняются трудовые договора – в них вносятся соответствующие исправления в перечень трудовых функций. Могут меняться и внутренние документы, где описаны правила приёма на работу. В них подчёркивается, что трудоустройство осуществляется на базе требований подходящих профстандартов.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “СПЕЦИАЛИСТ ПО ДИЗАЙНУ ГРАФИЧЕСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ”

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Специалист по дизайну графических пользовательских интерфейсов”.

Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 октября 2015 г. N 689н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2015 г., регистрационный N 39558).

Министр А.О. КОТЯКОВ

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 671н

Общие сведения

(наименование вида профессиональной деятельности)   Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Проектирование, графический дизайн и юзабилити-исследование интерактивных пользовательских интерфейсов, обеспечивающих высокие эксплуатационные (эргономические) характеристики программных продуктов и систем

2166 Графические и мультимедийные дизайнеры 2519 Разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений, не входящие в другие группы

3514 Специалисты-техники по Web – –

Отнесение к видам экономической деятельности:

62.01 Разработка компьютерного программного обеспечения

62.02 Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий

62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации

А Подготовка интерфейсной графики 3 Создание визуального дизайна элементов графического пользовательского интерфейса А/01.3 3

В Проектирование и дизайн интерфейса по готовому образцу или концепции интерфейса 5 Создание визуального стиля графического пользовательского интерфейса В/01.5 5

С Проектирование взаимодействия пользователя с системой 5 Выявление потребностей пользователя при эксплуатации программных средств в части графических пользовательских интерфейсов С/01.5 5

D Эвристическая оценка графического пользовательского интерфейса 6 Формальная оценка графического пользовательского интерфейса D/01.6 6

Е Юзабилити-тестирование 6 Формирование гипотезы юзабилити-тестирования Е/01.6 6

F Проектирование сложных графических пользовательских интерфейсов 7 Разработка проектной документации по проектированию графических пользовательских интерфейсов F/01.7 7

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий Графический дизайнер интерфейсов

Требования к образованию и обучению Среднее профессиональное образование – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Требования к опыту практической работы –

Особые условия допуска к работе –

Другие характеристики Рекомендуется дополнительное образование – программы повышения квалификации в области графического дизайна (в связи с трансформацией направления подготовки)

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ 3514 Специалисты-техники по Web

8.54.01.01 Исполнитель художественно-оформительских работ

Трудовая функция

Наименование Создание визуального дизайна элементов графического пользовательского интерфейса Код А/01.3 Уровень (подуровень) квалификации 3

Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Трудовые действия Разработка графического пользовательского интерфейса в целом или отдельных элементов управления по определенному ранее визуальному стилю

Создание раскадровок анимации интерфейсных объектов

Рисование пиктограмм, включая разработку их метафор

Рисование различных видов интерфейсной графики

Необходимые умения Оптимизировать интерфейсную графику под различные разрешения экрана

Создавать графические документы в программах подготовки растровых изображений

Создавать графические документы в программах подготовки векторных изображений

Рисовать анимационные последовательности и раскадровку

Подбирать графические метафоры, максимально точно соответствующие назначению разрабатываемого элемента управления

Работать в границах заданного стиля

Необходимые знания Правила перспективы, колористики, композиции, светотени и изображения объема

Требования целевых операционных систем и платформ к пиктограммам и элементам управления

Общие принципы анимации

Правила типографского набора текста и верстки

Другие характеристики –

Наименование Подготовка графических материалов для включения в графический пользовательский интерфейс Код А/02.3 Уровень (подуровень) квалификации 3

Трудовые действия Подбор технических параметров интерфейсной графики для заданного стиля и требований к графическому пользовательскому интерфейсу

Обработка графических материалов для включения в верстку или программный код в требуемых разрешениях

Оценка совокупности графических элементов оформления графического пользовательского интерфейса на соответствие техническим требованиям

Необходимые умения Подготавливать графические материалы в программах подготовки растровых изображений

Подготавливать графические материалы в программах подготовки векторных изображений

Необходимые знания Основы верстки с использованием языков разметки

Основы верстки с использованием языков описания стилей

Основы программирования с использованием сценарных языков

Технические требования к интерфейсной графике

Техники и методики подготовки графических материалов

Обобщенная трудовая функция

Возможные наименования должностей, профессий Дизайнер интерфейсов

Требования к образованию и обучению Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена

ОКПДТР 27439 Художник-конструктор (дизайнер)

ОКСО 8.54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Наименование Создание визуального стиля графического пользовательского интерфейса Код В/01.5 Уровень (подуровень) квалификации 5

Трудовые действия Создание концепции графического дизайна графического пользовательского интерфейса

Эскизирование графического стиля

Создание единой системы образов и метафор для графических объектов графического пользовательского интерфейса

Анализ бизнес-требований и бизнес-задач интерфейса в рамках требований к графическому дизайну

Согласование стиля графического пользовательского интерфейса с заказчиком

Необходимые умения Создавать графические документы в программах подготовки растровых изображений

Эскизировать графические пользовательские интерфейсы

Разрабатывать графический дизайн интерфейсов пользователя

Согласовывать дизайн с заказчиком

Получать из открытых источников релевантную профессиональную информацию и анализировать ее

Необходимые знания Тенденции в графическом дизайне

Стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек – система

Наименование Создание стилевых руководств к графическому пользовательскому интерфейсу Код В/02.5 Уровень (подуровень) квалификации 5

Трудовые действия Формализация общих принципов оформления графического пользовательского интерфейса (цвета, шрифты, пропорции)

Подготовка стилевых руководств к графическому пользовательскому интерфейсу

Ведение проектной документации в части требований к оформлению и проектированию графических пользовательских интерфейсов

Необходимые умения Разрабатывать и оформлять руководство по стилю графического пользовательского интерфейса

Работать с программами верстки

Пользоваться языками разметки и описания стилей

Необходимые знания Технические требования к интерфейсной графике

Номенклатура элементов управления для целевых платформ и операционных систем

Наименование Визуализация данных графических пользовательских интерфейсов Код В/03.5 Уровень (подуровень) квалификации 5

Трудовые действия Визуализация цифровых данных (дизайн графиков и диаграмм) для графических пользовательских интерфейсов

Визуализация табличных данных (дизайн таблиц) для графических пользовательских интерфейсов

Верстка таблиц для графических пользовательских интерфейсов

Описание принципов построения графиков, диаграмм и таблиц для графических пользовательских интерфейсов

Необходимые умения Выполнять верстку

Работать с программами редактирования табличных данных

Работать с программами статистического анализа данных

Необходимые знания Математическая статистика

Методы представления статистической информации

Технологии алгоритмической визуализации данных

Основы эргономики в части создания систем индикации

Наименование Создание графического пользовательского интерфейса по концепции или по образцу уже спроектированной части интерфейса Код В/04.5 Уровень (подуровень) квалификации 5

Трудовые действия Проектирование графического пользовательского интерфейса согласно требованиям концепции интерфейса

Проектирование графического пользовательского интерфейса по образцу уже спроектированного интерфейса

Разработка интерфейсных текстов

Проверка интерфейсных текстов по глоссарию терминов, корректировка глоссария

Описание логики работы элементов графического пользовательского интерфейса, их взаимосвязи, взаимодействия и вариантов состояний

Необходимые умения Создавать интерактивные прототипы графического пользовательского интерфейса

Разрабатывать и оформлять проектную документацию на графический пользовательский интерфейс

Работать с программами прототипирования графического пользовательского интерфейса

Необходимые знания Стандарты, регламентирующие требования к эргономике взаимодействия человек – система

Требования и руководства по проектированию платформ и операционных систем

Правила написания интерфейсных текстов

Возможные наименования должностей, профессий Юзабилити-специалист

Дизайнер пользовательского интерфейса

Требования к образованию и обучению Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации в области эргономики, информационных технологий или Высшее образование – бакалавриат

Требования к опыту практической работы Не менее одного года в области проектирования графических и пользовательских интерфейсов при среднем профессиональном образовании

Другие характеристики Рекомендуется способ достижения квалификации через освоение образовательных программ в области информационных систем и программирования

2.09.03.01 Информатика и вычислительная техника

2.09.03.02 Информационные системы и технологии

Наименование Выявление потребностей пользователя при эксплуатации программных средств в части графических пользовательских интерфейсов Код С/01.5 Уровень (подуровень) квалификации 5

Трудовые действия Сбор информации о взаимодействии пользователя с графическими пользовательскими интерфейсами посредством изучения документации (штатных расписаний, описаний, справочных систем)

Сбор информации о взаимодействии пользователя с графическими пользовательскими интерфейсами посредством интервью с текущими или потенциальными пользователями для выявления их потребностей, задач, ожиданий и ограничений

Сбор информации о взаимодействии пользователя с графическими пользовательскими интерфейсами посредством включенного наблюдения в ходе использования продукта пользователями

Выделение наиболее часто встречающихся у пользователей потребностей и задач, связанных с использованием определенных программных продуктов и (или) аппаратных средств

Конкурентный анализ интерфейсов программных продуктов производителей

Необходимые умения Получать из открытых источников релевантную профессиональную информацию о взаимодействии пользователя с интерфейсами и анализировать ее

Проводить интервью с пользователями

Анализировать полученную информацию о взаимодействии пользователя с графическими пользовательскими интерфейсами

Составлять маркетинговые персонажи (персонажи, отражающие целевую аудиторию) и подробные пути взаимодействия пользователей с продуктом

Необходимые знания Методы сбора информации

Методы анализа деятельности

Техники составления маркетинговых персонажей и путей потребителей

Паттерны поведения людей при использовании программных продуктов и аппаратных средств

Наименование Определение и сегментация пользователей по методам и (или) способам взаимодействия с программным продуктом Код С/02.5 Уровень (подуровень) квалификации 5

Трудовые действия Определение и назначение сегментации пользователей по методам и (или) способам взаимодействия с программным продуктом

Определение источников статистических данных о способах взаимодействия пользователей с программным продуктом

Выполнение сегментации пользователей по методам и (или) способам взаимодействия с программным продуктом

Определение ментальных моделей пользователя графического пользовательского интерфейса

Необходимые умения Формирование базы сегментации пользователей по методам и (или) способам взаимодействия с программным продуктом

Формирование показателей сегментации пользователей по методам и (или) способам взаимодействия с программным продуктом

Оценка качества сегментации

Проведение полевых исследований

Использование инструментальных сред для сегментации пользователей

Необходимые знания Основы деятельности по созданию новых структур в области дизайна

Правила выбора источников статистических данных

Классификация переменных сегментации пользователей программного обеспечения

Метрики аналитики (описательные характеристики: географические, демографические, психографические) без привязки к личным данным

Наименование Проектирование стилей взаимодействия пользователя с графическим пользовательским интерфейсом программного продукта Код С/03.5 Уровень (подуровень) квалификации 5

Трудовые действия Проектирование стратегии взаимодействия пользователя с графическим пользовательским интерфейсом

Проектирование логики работы интерфейса в соответствии с ментальной моделью пользователя

Проектирование контекстных сценариев и интерфейсных решений

Необходимые умения Разрабатывать механизмы управления пользовательским опытом

Использовать ментальные модели в проектировании интерфейсов

Создавать единообразные интерфейсные решения

Необходимые знания Факторы, влияющие на пользовательский опыт

Общие практики проектирования графических пользовательских интерфейсов

Стандарты, регламентирующие интерфейс программных продуктов

Наименование Разработка и тестирование прототипа графического пользовательского интерфейса Код С/04.5 Уровень (подуровень) квалификации 5

Трудовые действия Разработка прототипа интерфейса в выбранной инструментальной среде

Определение тестовых наборов и показателей для оценки качества прототипа графического и (или) пользовательского интерфейса

Необходимые умения Работать в инструментальных средах прототипирования интерфейсов

Определять объекты и методы тестирования графического и (или) пользовательского интерфейса

Организовывать процесс тестирования прототипа интерфейсов

Документировать результаты тестирования интерфейсов

Необходимые знания Объекты тестирования пользовательского опыта

Виды и типы тестирования пользовательского опыта

Общие практики проектирования интерфейсов

Наименование Осуществление обратной связи с пользователем программного продукта на уровне графического пользовательского интерфейса Код С/05.5 Уровень (подуровень) квалификации 5

Трудовые действия Проектирование информационной архитектуры интерфейса программного продукта

Формирование механизмов обратной связи с пользователем посредством интерфейса

Необходимые умения Определять механизмы обратной связи с пользователем посредством интерфейса

Определять переменные обратной связи с пользователем

Формировать контент обратной связи с пользователем

Необходимые знания Принципы разработки архитектуры программного обеспечения

Требования к образованию и обучению Высшее образование – бакалавриат

Требования к опыту практической работы Не менее одного года в области проектирования пользовательских интерфейсов по готовому образцу

Другие характеристики Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в области эргономики, информационных технологий

ОКЗ 2166 Графические и мультимедийные дизайнеры

ОКСО 2.09.03.01 Информатика и вычислительная техника

Наименование Формальная оценка графического пользовательского интерфейса Код D/01.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Трудовые действия Экспертная оценка интерфейса

Анализ качества и полноты отработки пользовательских сценариев

Анализ совместимости интерфейса с требованиями целевой аудитории и оборудования

Необходимые умения Выполнять экспертную оценку интерфейса

Рассчитывать ожидаемую скорость работы с интерфейсом

Необходимые знания Системы оценки эргономических качеств интерфейса

Методики разработки программного обеспечения

Методики описания пользовательских требований к продукту

Методики экспертной оценки интерфейса

Наименование Анализ данных о действиях пользователей при работе с интерфейсом Код D/02.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Трудовые действия Формирование выборок по статистическим данным о взаимодействии пользователя с интерфейсом

Анализ статистических данных о взаимодействии пользователя с интерфейсом

Необходимые умения Оценивать сценарии использования интерфейса программного обеспечения

Использовать инструменты аналитики пользовательского опыта

Необходимые знания Способы обеспечения доступности интерфейсов

Особенности обеспечения доступности интерфейсов для пользователей с ограниченными возможностями

Методы статистического анализа данных

Наименование Анализ обратной связи о графическом пользовательском интерфейсе программного продукта Код D/03.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Трудовые действия Настройка параметров сбора и представления статистики о пользовательском интерфейсе продукта

Сбор отзывов пользователей о пользовательском интерфейсе продукта

Анализ отзывов пользователей

Составление отчета по результатам анализа отзывов пользователей о пользовательском интерфейсе продукта

Использовать системы сбора и анализа результатов взаимодействия пользователей с интерфейсом

Получать данные о пользовательском опыте из открытых источников

Проводить этнографические исследования о работе пользовательского интерфейса

Работать с системами аналитики

Разрабатывать отчетную документацию

Необходимые знания Методы юзабилити-исследований

Наименование Формирование гипотезы юзабилити-тестирования Код Е/01.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Трудовые действия Изучение параметров, характеризующих качество интерфейса исследуемого продукта, в том числе его бизнес-задач

Составление гипотез (вопросов) юзабилити-исследования, подлежащих экспериментальной проверке или изучению

Разработка пользовательских заданий респондентам, позволяющих проверить гипотезы юзабилити-исследования

Планирование сценария полевых исследований

Сравнение выявленных в исследовании фактических путей выполнения пользовательских заданий с оптимальными путями

Необходимые умения Производить экспертную оценку интерфейса

Наименование Формирование метрик юзабилити-тестирования Код Е/02.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Трудовые действия Определение метрик юзабилити

Анализ интерфейса и требований к интерфейсу

Необходимые умения Оценивать требования к интерфейсу

Определять количественные показатели метрик юзабилити (шкалы)

Необходимые знания Группы метрик в соответствии с международными стандартами качества

Методы оценки эффективности и продуктивности программного обеспечения

Метрики оценки удовлетворенности пользователей

Наименование Определение персонажей тестирования и их графических пользовательских интерфейсов Код Е/03.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Трудовые действия Определение персонажей юзабилити-тестирования интерфейсов

Определение стейкхолдеров юзабилити-тестирования

Необходимые умения Выбирать персонажи для тестирования интерфейсов

Документировать описания персонажей

Необходимые знания Понятие целевой аудитории

Методики определения персонажей для тестирования интерфейсов

Методики определения целевых групп

Наименование Формирование выборки респондентов для юзабилити-тестирования Код Е/04.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Трудовые действия Выявление значимых характеристик пользовательской аудитории продукта

Определение требований к выборке респондентов для юзабилити- тестирования

Разработка вопросов для отбора целевых и отсеивания не соответствующих требованиям респондентов

Определение стратегии (способов) поиска респондентов

Необходимые умения Определять набор параметров, характеризующих пользовательскую аудиторию продукта, для юзабилити-тестирования

Составлять опросники для поиска респондентов

Работать с системами проведения опросов

Оценивать достоверность ответов людей

Необходимые знания Вербально-коммуникативные методы исследования (беседа, интервью, опрос)

Методология планирования и постановки эксперимента

Методы натурных испытаний

Наименование Разработка сценария юзабилити-тестирования Код Е/05.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Трудовые действия Определение границ исследования качества интерфейсов

Формирование набора задач для юзабилити-тестирования пользовательского интерфейса

Необходимые умения Определение основных объектов юзабилити-тестирования пользовательского интерфейса

Разработка заданий для пользователей по работе с системой

Разработка методических рекомендаций по выполнению практических заданий при тестировании

Необходимые знания Методики разработки пользовательского интерфейса

Современные стандарты и тренды в области интерфейсов программного обеспечения

Наименование Проведение юзабилити-тестирования Код Е/06.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Трудовые действия Организация места и необходимого оборудования для проведения эксперимента

Предъявление стимульного материала (исследуемого интерфейса, пользовательских заданий)

Управление оборудованием юзабилити-исследования

Сбор данных в ходе тестировании интерфейса

Ведение протокола юзабилити-тестирования

Необходимые умения Планировать ход эксперимента

Вести беседу (поддерживать контакт; стимулировать беседу, способствуя ее целенаправленному развитию относительно поставленных задач эксперимента)

Сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания

Снижать тревожность респондента при общении

Работать с программным обеспечением для фиксации и анализа действий респондентов

Необходимые знания Методы коррекции искажений в результатах этнографических и социологических исследований

Методы проведения удаленных опросов

Методы анализа процессов и продуктов деятельности (праксиметрические методы) пользователей продукта

Методы измерений эргономических характеристик интерфейсов

Типовые параметры, регистрируемые во время юзабилити-исследования

Наименование Анализ данных юзабилити-тестирования Код Е/07.6 Уровень (подуровень) квалификации 6

Трудовые действия Обработка собранных экспериментальных данных пользовательского исследования интерфейсов

Выявление проблем, затрудняющих выполнение пользовательских задач

Формирование краткого списка основных результатов эксперимента (аннотации)

Сопоставление полученных данных с выдвинутыми гипотезами

Объяснение полученных результатов

Формулирование выводов по результатам эксперимента

Анализ интерфейса на соответствие бизнес-требованиям / бизнес- задачам

Необходимые умения Анализировать данные пользовательского исследования интерфейсов (качественная и количественная статистика)

Использовать программы статистического анализа данных

Выявлять взаимосвязанные закономерности в полученных данных

Составлять отчетную документацию

Поддерживать обратную связь с заказчиком

Необходимые знания Методы и приемы обработки эмпирических данных

Методы презентации результатов исследований

Виды графиков и диаграмм, ограничения и достоинства каждого вида

Возможные наименования должностей, профессий Ведущий дизайнер

Ведущий проектировщик интерфейсов

Требования к образованию и обучению Высшее образование – специалитет, магистратура

Требования к опыту практической работы Не менее трех лет работы в области проектирования пользовательских интерфейсов по готовому образцу или концепции интерфейса

Другие характеристики Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в области психологии труда, инженерной психологии, информационно-технологической эргономики

ОКЗ 2519 Разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений, не входящие в другие группы

ОКСО 2.09.04.01 Информатика и вычислительная техника

2.09.04.02 Информационные системы и технологии

2.09.04.03 Прикладная информатика

2.09.04.04 Программная инженерия

Наименование Разработка проектной документации по проектированию графических пользовательских интерфейсов Код F/01.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

Трудовые действия Составление списка значимых характеристик целевых пользователей программного продукта

Разработка сценариев использования программного продукта и сценариев пользовательского взаимодействия с ним

Анализ задач пользователей графического пользовательского интерфейса

Сбор технических требований к графическому пользовательскому интерфейсу

Проработка технических требований к графическому пользовательскому интерфейсу

Проработка эргономических требований к графическому пользовательскому интерфейсу

Проведение собеседований с пользователями системы для выявления их требований и ожиданий

Сбор и анализ требований к графическому пользовательскому интерфейсу и задач, решаемых с его использованием

Оценка и прогнозирование экономической эффективности интерфейсных решений

Определение характеристик и функций графических пользовательских интерфейсов при проектировании архитектуры программного обеспечения

Необходимые умения Составлять проектную документацию

Поддерживать обратную связь с заказчиками, представлять на утверждение проект графического пользовательского интерфейса

Проводить фокусированные и этнографические интервью с пользователями

Необходимые знания Методы разработки программного обеспечения

Технологии разработки программного обеспечения

Методы проектирования графических пользовательских интерфейсов

Технологии проектирования графических пользовательских интерфейсов

Техники сбора этнографической и социологической информации

Основы технической эстетики

Наименование Создание формальных методик оценки графического пользовательского интерфейса Код F/02.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

Трудовые действия Формализация проверочных списков графического пользовательского интерфейса

Установка предельных и целевых эргономических показателей

Контроль соблюдения целевых эргономических показателей

Формализация задач юзабилити-исследования графического пользовательского интерфейса

Необходимые умения Формировать и использовать контрольные списки

Формировать перечень задач юзабилити-исследования

Разрабатывать проектную документацию

Необходимые знания Критерии оценки юзабилити и эргономических характеристик

Методы экспертной оценки графических пользовательских интерфейсов

Этнографические исследования для оценки графического пользовательского интерфейса

Социологические исследования для оценки графического пользовательского интерфейса

Наименование Концептуальное проектирование графического пользовательского интерфейса Код F/03.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

Трудовые действия Концептуальный дизайн структуры типовых и уникальных экранов графического пользовательского интерфейса

Проектирование структурной схемы экранов графического пользовательского интерфейса, взаимодействия между экранами, структур наследования свойств и элементов графического пользовательского интерфейса (информационная архитектура)

Прототипирование графического пользовательского интерфейса

Необходимые умения Эскизировать графические пользовательские интерфейсы

Прототипировать графические пользовательские интерфейсы

Составлять условные макеты графического пользовательского интерфейса

Читать, создавать, модифицировать и оформлять структурные схемы графического пользовательского интерфейса

Необходимые знания Техническая эстетика в рамках визуального дизайна графического пользовательского интерфейса

Системы классификации признаков и их применимость

Нотации записи структурных схем, описания логики работы приложения

Требования по проектированию платформ и операционных систем

Тенденции в проектировании графических пользовательских интерфейсов

Наименование Создание структурных руководств по проектированию графического пользовательского интерфейса и продуктовых стандартов графического пользовательского интерфейса Код F/04.7 Уровень (подуровень) квалификации 7

Трудовые действия Формализация структурных схем и описаний графического пользовательского интерфейса

Формализация продуктовых стандартов графического пользовательского интерфейса

Формализация правил создания отдельных экранов

Формализация системы и методов обратной связи графического пользовательского интерфейса

Формализация отработки исключительных ситуаций графического пользовательского интерфейса

Разработка глоссария терминов и стилистических требований к интерфейсным текстам

Необходимые умения Разрабатывать руководства по проектированию графического пользовательского интерфейса

Пользоваться языком текстовой разметки

Пользоваться языком описания стилей

Работать с программами верстки и верстки с использованием языков разметки

Сферы применимости шаблонных интерфейсных решений

Методы работы с глоссариями терминов

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, город Москва

Исполнительный директор Комлев Николай Васильевич

Наименования организаций-разработчиков

1 ГАПОУ города Москвы “Колледж предпринимательства N 11”, город Москва

2 НО “Ассоциация производителей оборудования связи”, город Москва

3 ООО “Юзетикс”, город Москва

4 Союз “Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”, город Москва

5 ФГБУ “Всероссийский научно-исследовательский институт труда” Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *