Требования к квалификации по профессиям прописаны в профстандарте и ЕКС. Эти документы имеют одинаковую юридическую силу. При этом порядок применения профстандартов для работодателей прописан в статье 195.3 ТК РФ (введена в 2016 году). Минтруд активно разрабатывает стандарты для различных должностей и профессий — предполагается, что они постепенно сместят ЕКС. Ниже рассмотрим, что такое квалификационный справочник и профессиональный стандарт, чем отличаются документы, что применять работодателям.
Минтруд подготовил для компаний и учебных центров еще один новый профстандарт — «Специалист по обучению в области охраны труда». Его разработало ведомство совместно с ЦОКО№1 и другими компаниями. Приказ, утверждающий данный профстандарт вступает в силу с 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2030 года. По мнению чиновников, он необходим, чтобы установить требования к специалистам, которые проводят обучение по ОТ по новым правилам внутри компаний и в учебных центрах. В статье рассказали, какая квалификация и образование должны быть у таких специалистов, и кто этот документ будет обязан применять. Разобраться помогут наглядные таблицы.
Обучение на основе сведений из профстандарта
Работодатель при планировании обучения для сотрудников может обратиться к профессиональному стандарту. Можно узнать:
Учебный центр «АСТ» проводит курсы переподготовки и повышения квалификации по более чем 50 направлениям. Программы обучения составлены с учетом действующих профстандартов. В наличии курсы для специалистов разных сфер деятельности — педагогики, экологии, строительства, транспорта, социальной работы и так далее.
Нужно повысить квалификацию или пройти переобучение? Менеджер подберет подходящий курс. Консультация по телефону бесплатная.
Выдаем официальные документы
Доступ из любой точки мира
Материалы доступны круглосуточно
ЕКС для работодателя — что это?
Единый квалификационный справочник представляет собой свод характеристик основных видов работ по профессиям, относящимся к разным сферам экономики. ЕКС нужен, чтобы разграничить функции, полномочия и ответственность сотрудников с помощью четкой регламентации трудовой деятельности. Справочник можно использовать при подборе кадров соответствующей квалификации. На основе данных ЕКС можно разрабатывать должностные инструкции для работников.
Работодателя руководствуются двумя видами справочников:
Необходимость в двух документах возникла из-за различий в особенностях работ, которые поручаются разных категориям персонала. Единый квалификационный справочник состоит из обобщенных характеристик должностей, которые разделены на три части — необходимые знания, требования к квалификации и должностные обязанности.
Минтруд подготовил профессиональный стандарт для специалистов по обучению в области охраны труда. Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
В министерстве посетовали, что в настоящее время нет сформулированных требований к профессиональной деятельности специалистов, проводящих обучение по охране труда. «Отсутствие требований к специалистам по обучению охране труда приводит к низкому качеству обучения, недобросовестной конкуренции, повышению риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, нанесения ущерба имуществу, окружающей среде в силу действий некомпетентных работников и должностных лиц», – отметили в Минтруде.
В связи с этим подготовлен профессиональный стандарт «Специалист по обучению в области охраны труда», который является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций, состав необходимых компетенций по 6 и 7 квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих область профессиональной деятельности. Документ подготовлен в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника.
Как пояснили в министерстве, профессиональный стандарт «Специалист по обучению в области охраны труда» может быть использован организациями:
Также профессиональный стандарт необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования.
Если бухгалтерия – то в 1С, если бухгалтерские новости – то на БУХ.1С, если следить за новостями в телефоне – то в нашем Telegram-канале.
Современное государство придает все большее значение обеспечению безопасности труда и позволяет себе требовать от работодателей привлекать на свои предприятия исключительно высококвалифицированных специалистов в области охраны труда. Действительно, неграмотное выполнение работниками своих обязанностей в этой сфере может привести к серьезным последствиям, начиная от огромных штрафов со стороны контролирующих органов и заканчивая трагическими случаями вследствие недостаточной подготовки. Вот почему так важна квалификация специалиста по охране труда.
В соответствии с законодательством, работодатель, при нарушении положений профстандарта, может быть оштрафован на сумму до 80 000 рублей, если на предприятии замечены сотрудники, не отвечающие требованиям данного профстандарта (в соответствии с частью 1 статьи 5.27 1 КоАП РФ). Профстандарт 40.054 для специалистов по охране труда является основным документом, подтверждающим соответствие специалиста профессиональным требованиям.
В связи с этим, обучение специалистов по охране труда становится особенно актуальным. Важно знать, что такое требует государство по уровню потребляемых контролирующими органами услуг. При этом необходимо понимать как и где проходить данное обучение.
Требования к квалификации специалиста по охране труда, а также руководителя службы охраны труда, установлены в профессиональном стандарте “Специалист в области охраны труда”, который утверждает приказ Минтруда России от 22.04 2021 274н. Этот профстандарт законодательно устанавливает минимальные требования к компетенции специалиста по охране труда, и все работодатели, принимающие на работу таких сотрудников, обязаны соблюдать эти требования.
Профстандарт 40.054 “Специалист в области охраны труда” устанавливает требования к квалификации специалиста по охране труда и предусматривают следующее:
Профстандарт 40.054 “Специалист в области охраны труда” определяет три уровня квалификации. В зависимости от уровня квалификации, возможны следующие названия должностей:
Для получения необходимых знаний и навыков в области охраны труда предлагается следующее обучение:
Стандартные требования, установленные профстандартом, могут быть дополнены собственными требованиями работодателя по квалификации сотрудников, например, профильным высшим образованием, соответствующим виду деятельности организации. Однако смягчать требования профстандарта запрещено.
При проведении процедуры отбора персонала кадровый специалист вправе письменно отказать соискателю в приеме на работу в случае, если он не соответствует квалификационным требованиям организации, где применяются профстандарты. Соискателю, который не прошел отбор, должно быть направлено мотивированное письменное уведомление, подписанное руководителем организации.
Если работодатель принимает на работу специалиста по охране труда без специальной подготовки, ему следует обеспечить повышение квалификации работника за свой счет и направить его пройти обучение специалистов по охране труда по программе продолжительностью не менее 256 часов, в соответствии с требованиями статьи 195.3 и 196 ТК РФ.
Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и/или организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ») (далее – Закон об образовании).
Заниматься педагогической деятельностью могут только лица, отвечающие одновременно следующим критериям (ст. 331 ТК РФ, п. 1 ст. 46 Закона об образовании):
В соответствии с Постановлением Правительства РФ 225 от 21.02.2022 г. «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП) относится должность – «преподаватель».
Вместе с тем, если обратиться к требованиям к квалификации, установленным для должности «преподаватель» (Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1н от 11.01.2011 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее – Квалификационный справочник), то мы увидим, что там содержатся следующие требования:
А если посмотреть в нормы Единого квалификационного справочника (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26.08.2010 г., то там значится, что к должности «преподаватель» предъявляются следующие квалификационные требования:
Здесь мы можем предположить, что между Квалификационным справочником и Законом об образовании есть некоторые несостыковки, касающиеся уровня образования педагога, но на самом деле никаких расхождений нет, т.к. Квалификационный справочник содержит в себе важную оговорку: если лица не соответствуют каким-либо установленным к квалификации требованиям (не имеют специальной подготовки или стажа работы), но обладают достаточным практическим опытом и выполняют качественно и в полной мере возложенные на них должностные обязанности, то по рекомендации аттестационной комиссии такие лица назначаются на соответствующие должности наравне с лицами, имеющими специальную подготовку и необходимый стаж работы (п. 11 раздела I «Общие положения» Квалификационного справочника).
Более того, как разъяснил Минобрнауки России в своем письме № 09-ПГ-МОН-814 от 12.02.2016 г. – поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона об образовании, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, то, исходя из этого, обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена.
Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностей обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники Единого квалификационного справочника.
Вместе с тем согласно ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности НЕ могут быть допущены следующие лица:
1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью (должно быть подтверждено вступившим в законную силу приговором суда);
2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в п. 5;
3) признанные недееспособными в установленном порядке;
4) имеющие заболевания, которые предусмотрены перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»;
К числу таких заболеваний, например, относятся: туберкулез, гепатит В и С, ВИЧ, психические расстройства, дифтерия, малярия, холера, чума и другие. В 2020 году перечень был дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).
5) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (если не прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против:
Лица, указанные в п. 5, имевшие судимость и лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности только при наличии решения о допуске к педагогической деятельности, которое должно быть вынесено комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Обзор документа
Для руководителей профессиональной образовательной организации Минтруд планирует утвердить профстандарт с периодом действия с 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2030 г. Будут определены требования к образованию, к опыту работы, условия допуска к исполнению обязанностей и др.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Какие обязанности должен выполнять специалист по профстандарту
Задачей специалиста по обучению, согласно новому профстандарту, является «Обучение охране труда работодателей и работников с целью предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний».
Для выполнения этой обобщенной функции, работник должен выполнять следующие обязанности:
А теперь для сравнения приведем обязанности специалиста по ОТ, который на сегодня занимается обучение работников. Так, в профстандарте специалиста по ОТ № 274н есть трудовая функция A/02.6 «Организация подготовки работников в области охраны труда», со следующими трудовыми действиями:
Наглядно видно, как отличаются обязанности специалиста по обучению от обязанностей специалиста по ОТ, и это объяснимо: помимо обучения по ОТ, специалист в компании занимается множеством других вопросов — СИЗ, спецоценкой, оценкой рисков, медосмотрами и т.д.
Разработан профстандарт для специалистов по обучению в области охраны труда
Предлагается с 1 сентября 2024 года ввести новый профстандарт “Специалист по обучению в области охраны труда” (Проект приказа Минтруда России (подготовлен 17.10.2023)).
В проекте профстандарта приводится описание следующих обобщенных трудовых функций:
Устанавливаются требования к образованию, опыту практической работы, другие характеристики.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что в настоящее время отсутствуют единые нормы, регламентирующие деятельность специалистов по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда и проверки знания требований охраны труда. Это неблагоприятно сказывается на качестве оказываемых услуг в области охраны труда.
Документ позволит сформировать информацию о необходимой компетенции лиц, намеренных участвовать в проведении обучения работников соблюдению требований охраны труда на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
Также профстандарт можно будет использовать:
Какие уровни квалификации предусмотрены для специалиста по обучению
Профстандартом предусмотрено два уровня квалификации:
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации Наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Проведение обучения требованиям охраны труда 6 Обучение общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда A/01.6 6
Обучение проведению инструктажей по охране труда A/02.6 6
Обучение проведению стажировки на рабочем месте A/03.6 6
Обучение оказанию первой помощи пострадавшим A/04.6 6
Обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (СИЗ) A/05.6 6
Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков A/06.6 6
Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности A/07.6 6
B Организация обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда 7 Планирование и организация процесса обучения по охране труда B/01.7 7
Контроль и оценка качества обучения по охране труда B/02.7 7
Взаимодействие с организациями, участниками отношений в сфере обучения по охране труда B/03.7 7
Если трудовые функции по 6 уровню квалификации понятны, и следуют из пункта 46 Порядка обучения № 2464, то с 7 уровнем — B/03.7 «Взаимодействие с организациями, участниками отношений в сфере обучения по охране труда», могут возникнуть вопросы. Эксперты ЦОКО№1 поясняют, что участниками отношений в сфере обучения по охране труда являются, например, Минтруд, Роструд, Совет по профессиональным компетенциям, учебные центры. Поэтому при организации обучения и проверки знаний требований охраны труда может возникнуть необходимость в обращении в Минтруд, или в его надзорный орган — Роструд и трудовые инспекции, за разъяснениями. При возмещении расходов на обучение по охране труда придется взаимодействовать с Социальным фондом России. Учебным центрам, помимо указанных выше организаций, придется общаться с работодателями, учредителем/собственником, общественными и другими организациями, представителями средств массовой информации и т.д.
Таблица: какие должности имеет право занимать специалист по новому профстандарту «Специалист по обучению в области охраны труда» с учетом его квалификации
Уровень квалификации Обобщенные трудовые функции Возможные наименования должностей, профессий
6 Обучение общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучение проведению инструктажей по охране труда Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучение проведению стажировки на рабочем месте Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучение оказанию первой помощи пострадавшим Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (СИЗ) Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков Специалист по обучению в области охраны труда
6 Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности Специалист по обучению в области охраны труда
7 Планирование и организация процесса обучения по охране труда Руководитель организации (центра) Заместитель руководителя (центра)
7 Контроль и оценка качества обучения по охране труда Руководитель организации (центра) Заместитель руководителя (центра)
7 Взаимодействие с организациями, участниками отношений в сфере обучения по охране труда Руководитель организации (центра) Заместитель руководителя (центра)
Сравнение профстандартов и ЕКС
В таблице выделили основные признаки, по которым профессиональный стандарт отличается от Единого квалификационного справочника.
Наименование должностей и профессий
Описание ответственности работника
9 уровней квалификации
Для каждой профессии есть отдельный профстандарт
ЕКС регулирует несколько профессий по отраслям
Необходимые знания и умения;
условия допуска к работе;
полномочия и ответственность;
обобщенные трудовые функции;
требования к образованию и обучению;
требования к опыту работы;
требования к квалификации.
Необходимые знания;
должностных обязанности, действия;
требования к квалификации;
требования к образованию и обучению.
Профстандарты содержат более структурированные и четкие данные о трудовых функциях, выполняемых работниками. Ранее специалист после получения образования мог всю жизнь работать на одном оборудовании, используя привычные знания, полученные в учебном заведении. Но технологии развиваются, поэтому приходится пересматривать нормы и вводить новые стандарты.
ЕКС теряют актуальность, им на смену приходят профстандарты, которые помогают работодателям при:
Определение профстандарта
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профдеятельности, включая выполнение конкретной трудовой функции. Стандарт устанавливает следующие параметры:
Квалификация работника — это уровень знаний, профессиональных навыков, умений, стажа. Приказ Минтруда №148н выделяет 9 уровней квалификации, основанных на следующих характеристиках:
Первый уровень включает минимальный набор требований к работнику. Нередко это физический труд, к которому не предъявляются строгие требования к образованию. Второй уровень — работа под руководством, применение специальных знаний, самостоятельно выполнение несложных заданий. Требования к специалистам повышаются с каждым следующим уровнем.
Работодатели обязаны применять профстандарты, если к специалисту установлены требования к квалификации для выполнения конкретной трудовой функции — указано в статье 195.3 ТК РФ. Например квалификационные требования предъявляются к медработникам, педагогам, бухгалтерам и так далее. Также применение профстандартов обязательно, если работа предполагает предоставление определенных гарантий и льгот.
Для каких специалистов будут применять профстандарт специалиста по обучению ОТ
Многие специалисты по охране труда ставят знак равенства между понятиями «Специалист в области охраны труда» и «Специалист по обучению в области охраны труда». Идеально, когда специалист по ОТ имеет необходимую профессиональную подготовку и стаж работы, требуемые профстандартом, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н. Но этого недостаточно для того, чтобы обучать работников и работодателей по охране труда.
Например, в профстандарте 274н не содержатся трудовые действия, предлагаемые проектом нового профстандарта, направленные именно на обучение работников и работодателей безопасным методам и приемам выполнения работ, в том числе — повышенной опасности.
Фактически, специалист по ОТ не обучает работников по всем видам обучения по охране труда, он проводит только вводный инструктаж, а обучение безопасным методам и приемам выполнения работ осуществляет внутри организации руководитель структурного подразделения, в котором трудятся работники, а в учебном центре — соответствующий преподаватель.
Важно! Профстандарт специалиста по обучению охране труда будут обязаны применять не только компании, но и те организации, которые проводят обучение работодателей и работников в УЦ.
В настоящий момент функции лиц, которые проводят обучение по охране труда, выполняют преподаватели учебных центров, соответствующих требованиям, указанным в пункте 7 Правил аккредитации организаций и ИП, оказывающих услуги в области ОТ (Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334). И эти требования к преподавателям минимальные и не отвечают запросам общества.
Пример требований к обучающим специалистам до введения нового профстандарта Для обучения сотрудников работам с повышенной опасностью, специалиста нужно иметь высшее образование, стаж работы в организации, оказывающей услуги обучения по охране труда, не менее одного года или опыт практической работы в области охраны труда не менее 5 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, и прошедших проверку знания безопасных методов и приемов выполнения работ повышенной опасности с периодичностью 1 раз в 3 года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда.
Получается, что любой специалист по охране труда, у которого есть стаж 5 лет, и прошедший проверку знаний по программе «в» в п.46 Правил обучения № 2464, может преподавать в учебном центре эту дисциплину.
Но что еще хуже, любой работник учебного центра с высшим образованием и стажем работы больше года может быть таким преподавателем, без предъявления требований к стажу. Например, выпускница техносферного факультета после института пошла работать в учебный центр, спустя год стала преподавателем работ на высоте. Или по электробезопасности. Без какого-либо опыта организации и контроля таких работ.
Для того, чтобы устранить этот дисбаланс, Минтруд инициировал разработку нового профстандарта — «Специалист по обучению в области охраны труда». Такой специалист, помимо знания предмета, должен быть педагогом, знать особенности обучения взрослых людей, психологию, уметь ориентироваться в обучающих методиках.
Совет по профессиональным компетенциям (СПК) по охране труда утвердил график составления проекта нового профстандарта. На данный момент он уже размещен на портал регулейшен (ID проекта 01/02/10-23/00142785).
На данный момент профстандарт находится на этапе завершение независимой антикоррупционной экспертизы. Наши эксперты рекомендуют изучить этот документ уже сейчас, так как в обосновании указано, что «Профессиональный стандарт даст информацию необходимого соответствия лицам, намеренным участвовать в проведении обучения работников соблюдению требований охраны труда на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, реализовать себя в профессиональной деятельности».
Какое образование должно быть у специалиста по обучению по ОТ
В профстандарта перечислены требования к образованию специалиста по обучению в области охраны труда (6 уровень квалификации). Считается, что при наличии высшего образования, опыт работы по охране труда не нужен. Обязательной является проверка знаний не реже 1 раза в 3 года на портале тестирования Минтруда.
Требования к образованию и обучению специалиста по обучению в области охраны труда (6 уровень квалификации)
Требования к образованию и обучению Высшее образование — бакалавриат или Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности
Требования к опыту практической работы Не менее 3-х лет в области охраны труда при наличии высшего образования. Не менее 5-ти лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования
Особые условия допуска к работе Обучение по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда не реже одного раза в три года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда. При обучении по программе оказание первой помощи пострадавшим необходима подготовка по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов и дополнительное профессиональное образование повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.Условия допуска специалистов к обучению работодателей и работников безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и(или) опасных производственных факторов, источников опасностей, работ повышенной опасности устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства.
Для руководителя учебного центра и его заместителя по обучению (7 квалификационный уровень), в новом профстандарте предусмотрены более серьезные требования. Здесь уже не допускается отсутствие высшего образования, а стаж работы должен быть не менее 5 лет в должности специалиста по обучению.
Требования к образованию и обучению специалиста по обучению в области охраны труда (7 уровень квалификации)
Требования к образованию и обучению Высшее образование — специалитет, магистратура или Высшее образование (непрофильное) — специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности
Требования к опыту практической работы Не менее 4 лет в области охраны труда
Особые условия допуска к работе Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года путем на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (ЕОИС ОТ) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Что применять профстандарты или ЕКС?
При выборе между ЕКС и профстандартом лучше выбрать последний. В ближайшее время планируется отказаться от справочников и перейти на систему профессиональных стандартов, которые применяются с учетом отраслевых требований. На это указывает письмо Минтруда №14-0/10/13-2253.
Но для ряда специальностей еще не утвердили стандарты, так как на разработку одного документа уходит до 12 месяцев. Поэтому ЕКС и ЕТКС по-прежнему не теряют актуальности.