Министерство транспорта Российской Федерации обновило профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций при выполнении перевозок автомобильным транспортом, установленные приказом № 287. C 1 января 2021 года будет введён в действие новый Приказ Минтранса от 31.07.2020 № 282. Какие новшества он закрепляет в отношении профессиональных и квалификационных требований работников транспортной сферы? Читайте в нашем материале.
С 01 января 2021 года достаточно серьезно изменилось законодательство, касающееся организаций с транспортом. Начнем понемногу разбирать, что именно поменялось и что теперь с этим делать. Так, среди прочего, отменен 287 приказ Минтранса от 28.09.2015, который регулировал требования к образованию и стажу работников транспортного отдела. Вместо него с 01.01.2021 года вступил в силу новый приказ Минтранса № 282 от 31.07.2020., , в котором утверждены требования к контролеру ТС и специалисту БДД 2021 года.
Что же изменилось в квалификационных требованиях?
Специалист по БДД – высшее образование больше не обязательно
С 01 января 2021 года можно работать специалистом по обеспечению безопасности дорожного движения в организации, не имея высшего образования.
Теперь для этого достаточно иметь:
- среднее профессиональное образование (подтвержденное дипломом), входящее в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (или же образование по другой специальности плюс диплом о профессиональной переподготовке)
- не менее трех лет стажа в области обеспечения БДД
- ну и успешно сданная аттестация в УГАДН, конечно же.
Обратите внимание – стаж при отсутствии высшего образования для данной специальности обязателен!
Для тех, у кого высшее образование есть, ничего не изменилось – по прежнему нужен диплом по специальности, входящей в группу 23.00.00 (или любой диплом плюс диплом о переподготовке на специалиста БДД) и аттестация в УГАДН. Стаж по-прежнему не нужен.
Контролер ТС – теперь нужен стаж
Требования к образованию контролера не изменились – все так же для работы контролером надо:
- образование (подтвержденное дипломом) не ниже средне-профессионального, относящееся к укрупненной группе 23.00.00 («Техника и технологии наземного транспорта»)
- или любое другое образование (подтвержденное дипломом) плюс диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролер технического состояния автотранспортных средств.
Новые требования к стажу контролера ТС
Зато с 01 января 2021 года серьезно изменились требования к стажу выпускающего на линию.
Стаж работы теперь не требуется только тем, кто имеет среднее профобразование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (23.02.03) или высшее образование (по транспортной специальности или по любой другой плюс диплом о переподготовке).
Про требования к стажу ко всем остальным:
- не менее 3 лет в области тех. обслуживания и ремонта транспортных средств – для работников, имеющих среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям;
- не менее 1 года в области тех. обслуживания и ремонта транспортных средств – для работников, имеющих среднее профессиональное образование по соответствующим специальностям.
Точная формулировка из нового приказа минтранса на скрине:
Перечень специальностей и профессий можно смотреть тут: Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 “Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования”
Новые квалификационные требования к диспетчеру
Требования к образованию и стажу диспетчера из убрали полностью – ни «транспортный» диплом, ни какой-либо другой больше не нужен, все на усмотрение работодателя.
Автор статьи: Екатерина Давыдова.
В статье “Контролер технического состояния в организации” мы писали о том, в каких организациях необходим контролер технического состояния автотранспортных средств, а также о том, какое образование и стаж работы согласно законодательству нужны тем, кто работает или кто хочет устроиться на эту должность.
Что конкретно входит в обязанности контролера технического состояния и почему он так важен
Чем больше происходит разных ДТП, особенно пассажирского транспорта, особенно с детьми, тем больше ужесточаются требования к организациям-перевозчикам. С этой целью Минтранс выпустил отдельный приказ (296 Приказ Минтранса), в котором подробно описал порядок проведения осмотра транспорта перед тем, как водитель сможет выехать на нем на линию (предрейсового контроля).
– Контролер проводит предрейсовый (и послерейсовый) контроль транспортных средств
Основная задача контролера в организации следить за тем, чтобы к перевозкам хоть грузов, хоть пассажиров допускался только технически исправный транспорт и не допускать выезда неисправного. Именно с этой целью он обязан проводить технический осмотр каждого автомобиля перед тем, как за руль сядет водитель. Порядок предрейсового осмотра подробно описан в пунктах 9 и 10 Приказа Минтранса 296, но если коротко, то контролер каждый раз перед тем, как выпустить машину из гаража, проверяет: исправность систем, устройств, предусмотренных конструкцией ТС, работоспособность различных приборов ТС. Проверяет тормоза, рулевое управление, звуковой сигнал, стекла, зеркала ,колеса, световые приборы, исправность спутниковой навигации, тахографов (если они должны быть), наличие и комплектацию медицинской аптечки, ремни безопасности, герметичность узлов и агрегатов, прицепные устройства (при наличии). Различные замки, запоры (держатели) кузова, кабин, бортов.
После этого он обязан зафиксировать результаты осмотра в журнале и поставить отметку в путевом листе. Без отметки контролера в путевом листе выезжать на транспорте водителю запрещено.
– Контролирует техническое состояния транспорта после ТО и ремонта
В обязанности контролера входит также контроль за проведением технического обслуживания (ТО) и плановых ремонтов в соответствии с графиками. Он же выявляет все неисправности, регистрирует их, оформляет заявку на устранение или ремонт. По возвращении автомобиля с ремонта проверяет его техническое состояние. В случае ДТП или при поломке именно контролер занимается доставкой транспорта на место стоянки.
– Контролер ведет нормативную и техническую документацию
Обязательно ставит отметку в путевом листе.
– Контролер обеспечивает соблюдение норм расходов гсм и запчастей
Обучение на контролера технического состояния можно пройти в очень сжатые сроки в нашем специализированном учебном центре “УчТранс”: дистанционно, заочно и очно.
Автор статьи: Галина Деревянчук
Конец 2017 года отличился ажиотажем вокруг должности контролер технического состояния автотранспортных средств – 25 декабря вступил в силу Приказ Минтранса 141 (сейчас заменен приказом № 296 от 08.08.2018). По организациям тут же пошли проверки, и многим срочно понадобились “корочки контролера” (выпускающего на линию). Напомним, что за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок согласно КоАП РФ Статья 12.31.1., организация может заплатить штраф в размере 100 тыс рублей, и 20 тысяч рублей должностное лицо.
Кому нужен контролер ТС
Если ваша организация осуществляет какие-либо перевозки, то контролер ей необходим – без предрейсового осмотра транспорт на линию выпускать запрещено, а проводить его должен контролер технического состояния, согласно требованиям, зафиксированным в
Кто может работать контролером
👉 Внимание! С 1 января 2021 года Приказ Минтранса 287 отменен. Вместо него вступил в силу новый Приказ Минтранса № 282 от 31.07.2020. Согласно требованиям, обозначенным в приказе, контролер ТС должен иметь образование (не ниже среднего профессионального): – или по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; – или по любой специальности, входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 1 года; – или по любой профессии, входящей в укрупненную группу «Техника и технологии наземного транспорта» и стаж работы по ремонту и обслуживанию автомобилей не менее 3 лет.
Если же образование совсем не профильное и к транспорту отношения не имеет
То для работы контролером технического состояния автотранспортных средств нужен диплом по любой специальности (не ниже среднего профессионального) плюс диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Контролер технического состояния автотранспортных средств». Опыт в таком случае не требуется.
Получить диплом Контролера ТС в максимально сжатые сроки можно в нашем учебном центре “УчТранс”
Еще желательно, но необязательно, обеспечить регулярное повышение квалификации сотрудника – если диплом получен больше 5 лет назад, то стоит пройти курсы повышения квалификации по специальности «Контролер технического состояния автотранспортных средств» и получить удостоверение. Но требование это отменили в мае 2018 года, как и обязательную аттестацию для контролеров (механиков), так что повышение квалификации сейчас рекомендовано, но не обязательно.
Какие еще документы нужны, чтобы избежать нарушений
Кроме документов об образовании нужно правильно оформить приказ о назначении на занимаемую должность и должностную инструкцию, в которой должно быть прописано все, что должен знать, уметь и делать контролер согласно приказам и (это то, что может запросить инспектор при проверке). Заметим, что речь здесь о наличии в организации контролера и о том, какими документами нужно это наличие подтвердить. Про то, что входит в обязанности данного сотрудника и какую документацию он должен вести, чтобы исполнить требования законодательства и контролирующих органов (и избежать штрафов как для себя, так и для организации), написано в статье “Обязанности контролера технического состояния”
Где взять «корочки контролера»
В нашем учебном центре “УчТранс” в Тюмени (или дистанционно, по всей России) можно оперативно пройти программу переподготовки и получить диплом по специальности «Контролер технического состояния» соответственно. Разобраться, какое именно образование нужно вам или вашим сотрудникам – повышение квалификации, диплом о переподготовке, или вообще ничего, так как имеющееся образование соответствует требованиям, помогут наши специалисты. Так же вместе с документом об образовании у нас вы получите актуальные шаблоны всех необходимых для дальнейшей работы документов.
Образование можно получить заочно или дистанционно, при этом в самые сжатые сроки.
Профессиональный стандарт контролера технического состояния автотранспортных средств предназначен для определения его нагрузки и аспектов квалификации. Он помогает организации не только усовершенствовать кадровую документацию, но и избежать конфликтов с представителями таких контролирующих инстанций, как Роструд и ФНС.
Нормативные аспекты профстандарта
После принятия в 2015-м году Федерального закона №122-ФЗ профстандарты стали активно внедряться в госсектор и бизнес-практику. На основании данного ФЗ:
- В ТК появились статьи 195.2 и 195.3, утвердившие порядок разработки и использования работодателями профстандартов. В частности, ст. 195.3 обязала применять их в случаях, когда профессия имеет законодательно установленные квалификационные параметры. Дополнительно статья 57 ТК установила, что они необходимы для позиций с законодательно утвержденными льготами и ограничениями.
- Правительством было принято Постановление №584, которое обязало применять профстандарты подконтрольные государству учреждения и компании.
- Минтруд выпустил Письмо №14-0/10/В-2253, разъясняющее практические моменты их внедрения в деятельность организаций.
В результате опубликования вышеперечисленных актов профстандарты обязательны:
- Если у работодателя бюджетная форма собственности или он более чем на 50% контролируется государством.
- Если законодательством отдельно прописаны квалификационные параметры, льготы или ограничения для профессии.
В других ситуациях они применяются в добровольном формате, обеспечивая компаниям-нанимателям следующие возможности:
- упорядочивание кадрового делопроизводства;
- профилактика конфликтных ситуаций с представителями контролирующих организаций;
- создание корректных критериев, по которым можно оценивать уровень подчиненных;
- документирование квалификационных параметров, которые помогают отсеивать несоответствующих кандидатов;
- выдвижение правомерных требований к работникам по повышению уровня их квалификации.
Внимание! Для получения данных возможностей также можно задействовать традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС. Они сохраняют актуальность и могут применяться наряду с профстандартами.
Основные параметры профстандарта контролера технического состояния автотранспортных средств
Основные параметры деятельности контролера технического состояния автотранспортных средств описаны в профстандарте 33.005, утвержденном в 2015-м году. Он включает четыре части.
В начальном разделе идут общие сведения: вид, цели и группа профессиональной деятельности по ОКВЭД и ОКЗ.
Во второй части дана краткая характеристика четырех обобщенных трудовых функций, лежащих в основе профессии, а также 25 их составляющих – простых должностных функций.
Например, обобщенная функция по обеспечению контроля состояния транспортных единиц с помощью соответствующих средств диагностики включает 10 составляющих: их идентификация, составление документов на осуществление проверки и т.п.
Наиболее значим третий раздел, где присутствуют детальные характеристики всех функций и составляющих.
Для каждой обобщенной функции даны следующие характеристики:
- специалисты, готовые к её исполнению;
- требования к уровню их трудового опыта и образования;
- дополнительные условия, которым они должны соответствовать;
- дополнительная информация.
Так, для функции выполнения вспомогательных операций по проверке технического состояния транспортных единиц дана следующая информация:
- среднее образование по направлению эксплуатации транспорта, а также дополнительное повышение квалификации;
- стаж не нужен при наличии профильного образования, либо начинается от трех лет;
- наличие водительского удостоверения, а также прохождение регулярной переаттестации.
Для составляющих указаны:
- трудовые операции;
- образование и опыт, требуемые от специалиста;
- прочая информация.
Так, для составляющей «Подготовка к эксплуатации средств технического диагностирования» указаны:
- четыре трудовых операции – подготовка рабочих мест, контроль наличия средств индивидуальной защиты и т.д.;
- два практических умения – обеспечение подготовки приборов технической диагностики и дополнительного профильного оборудования;
- знания в трех областях – принципов использования соответствующих приборов и т.д.
В заключительной части документа дана информация о его организациях-разработчиках.
Внимание! Дополнительные профессиональные аспекты, не разобранные в документе, – права, льготы, параметры трудового взаимодействия – отдельно описывают в должностной инструкции.
Этапы внедрения профстандартов
Грамотное внедрение профстандартов требует соблюдения определенного порядка действий:
- Создания регламента, описывающего порядок действий и ответственных за их выполнение.
- Анализ организации и её работников. Исследуется степень и характер трудовой нагрузки, отраслевые особенности и прочие подобные аспекты.
- Поиск профстандартов, соответствующих по профилю организации и сотрудникам, и внедрение их положений в трудовую документацию.
- Документирование новых параметров, которые будут применяться для оценки действующих и потенциальных работников.
- Преобразования в кадровой сфере: введение новых должностей, перераспределение обязанностей и т.д.
В результате данных преобразований руководство организации получит мощные инструменты контроля качества работы сотрудников и их уровня. Так, если контролер технического состояния автотранспортных средств не отвечает новым параметрам, прописанным в профстандарте, то его можно направить на дополнительное обучение. Также можно корректно, с правовой точки зрения, отсеивать претендентов или проводить переаттестацию работников.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
На сегодняшний день ни одним документом не определено что предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств должен проводить именно контролер технического состояния. Соответсвенно с 1 января 2021 года контроль может проводить любой назначенный для этого сотрудник организации.
Тем не менее, 1 января 2021 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». В новом документе обновили требования к контролеру технического состояния транспортных средств.
В пункте 1 требований Приказа № 282 определено к работникам каких организации предъявляются перечисленные в приказе требования:
- Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее — Требования), устанавливают необходимые знания, умения, профессиональное образование, стаж (опыт) работы по специальности работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) (далее — работники).
- Требования распространяются в том числе на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, самостоятельно.
Требования приказа № 282 предъявляются к работникам юридических лиц и ИП осуществляющих коммерческие перевозки, а также осуществляющих перевозки пассажиров и грузов для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. То есть, к юридическим лицам и ИП эксплуатирующим только легковые автомобили для собственных нужд, данный документ отношения не имеет.
Так же перечисленные требования распространяются на индивидуальных предпринимателей которые самостоятельно осуществляют коммерческие перевозки или осуществляют перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.
По сравнению с приказом № 287, в новом приказе № 282 изменилось название профессии контролера:
- Было в приказе № 287 — контролер технического состояния автотранспортных средств;
- Стало в приказе № 282 — контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.
Далее рассмотрим профессиональные и квалификационные требования предъявляемые к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.
13.1. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен знать:
- нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
- нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
- устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;
- основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
- порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.
В пункт 13.1 добавлены два предпоследних подпункта, согласно которым контролер должен знать порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, так как на основании положения по допуску транспортных средств к эксплуатации контролер проводит контроль технического состояния транспортных средств.
13.2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен уметь проводить предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния.
13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
13.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.
К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
Изменились требования к уровню образования. Теперь необходимо иметь минимум среднее профессиональное образование. Но, если оно не входит в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», то необходимо дополнительно пройти переподготовку с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта. Требования к стажу зависят от уровня образования.
Приказа № 282 вступил в силу 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Напоминаю, на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств используется работодателем как дополнение к трудовому договору, в котором раскрывается понятие «трудовая функция». Статья 57 ТК регулирует содержание трудового договора, но не прописывает порядок подробного разъяснения сотруднику его полномочий и обязанностей. Для решения этой проблемы и используют должностную инструкцию, которая сейчас входит в типовой пакет трудовой документации практически у любого работодателя.
Образец должностной инструкции контролера технического состояния автотранспортных средств
- Отслеживание технического состояния автотранспорта перед выездом на трассу, а также после возвращения из рейса.
- Запрет выезда на трассу машины с неисправностями.
- Мониторинг качества планового и срочного ремонта машины.
- Донесение до водителей и менеджеров сведений об имеющихся и возможных неполадках.
- Контроль за качеством узлов и агрегатов, установленных после ремонта.
- Соблюдение ПДД, норм пожарной безопасности и охраны труда.
- Уход за рабочим местом, предоставленным оборудованием и инвентарем.
- Проставление подписей в путевом листе и журнале регистрации по результатам проверки машин перед их выходом на трассу.
- Ведение соответствующей документации.
Ответственность
Контролер может быть привлечен к ответственности при следующих обстоятельствах:
- За ненадлежащее исполнение (невыполнение) должностных функций — в пределах, данных в трудовом законодательстве и документах организации.
- За ущерб, который причинен работодателю вследствие его некомпетентных действий — в границах, обозначенных правилами организации и соответствующими разделами законодательства.
- За нарушения законов, совершенные в ходе его служебной деятельности — в порядке статей соответствующего раздела законодательства.
Права
- Вносить предложения менеджменту организации по вопросам совершенствования работ в области своей деятельности.
- Принимать меры для предотвращения и ликвидации нарушений в области безопасности осматриваемых транспортных средств.
- Получать от коллег служебную информацию, которая требуется в рабочей деятельности.
- Получать от работодателя необходимый инвентарь, который востребован для осмотра и тестирования машин.
- Информировать менеджмент о возможных проблемных моментах в области проверяемого транспорта.
- Подписывать в соответствующем журнале заключения о результатах проверки автомашин.
- Требовать от менеджмента организации создания и поддержания условий, которые нужны для выполнения своего комплекса рабочих функций.
Зачем нужна должностная инструкция
Для обеих сторон должностная инструкция позволяет повысить эффективность рабочих взаимоотношений и снизить вероятность конфликтов. Опираясь на её содержимое, стороны могут спокойно взаимодействовать, что особенно важно в больших компаниях со множеством работников.
Для нанимателя документ необходим как средство подробного разъяснения пунктов трудового договора.
Сотруднику документ позволяет яснее понять спектр его должностных обязанностей и определить права, которыми он наделен на работе.
Также нужно упомянуть, что инструкция, как правовой документ, может использоваться в юридических и трудовых баталиях.
Основные принципы составления документа
В ТК нет положений о должностной инструкции. Поэтому наниматели могут адаптировать её содержание под свои нужды, при условии, что она не противоречит разделам трудового договора. Что касается формы инструкции, то используются определённые установившиеся правила. Так, стандартный документ содержит следующие положения:
- Общий раздел.
- Предполагаемые функции специалиста.
- Его права.
- Меры его ответственности.
К этим типовым разделам наниматели часто добавляют:
- Условия работы.
- Критерии оценки качества работы.
- Порядок должностных взаимосвязей.
Чем больше компания-работодатель, тем популярнее включение дополнительных частей. Причина — множество сотрудников и многообразие их функций. Проще расписать все рабочие моменты в должностной инструкции, а не объяснять их каждому сотруднику в индивидуальном порядке.
Общие положения
Начальная часть, в которой даны базовые для специалиста положения. Здесь поясняются следующие параметры:
- на кого возлагается замена сотрудника;
- у кого контролер находится в подчинении;
- от какого менеджера зависит прием и увольнение специалиста;
- на какие нормы должен ориентироваться сотрудник;
- каковы знания, требуемые от сотрудника;
- какие требования предъявляются к опыту и образованию кандидата.
Внимание! Если от контролера требуется доскональное знание техники определенной марки, то нужно отдельно написать об этом в списке требуемых навыков.
Функции
Эта часть посвящена перечислению обязанностей, которые возложены на специалиста. Типовые функции, которые нужны для позиции контролера, прямо прописаны в соответствующих постановлениях Минтранса. К ним можно добавить и некоторые второстепенные, при условии, что они не мешают в выполнении специалистом его основных обязанностей.
Внимание! Необходимость данной должности обусловлена Приказами Минтранса №296 от 08 августа 2018 года и №141 от 06 апреля 2017 года. А основные требования к квалификации и навыкам работника на этой позиции изложены в Приказе Минтранса №287 от 28 сентября 2015 года.
В этой части перечислены несколько основных возможных нарушений, за которые может быть наказан сотрудник. Меры наказания описывают в общей форме, поскольку конкретная ответственность может быть определена лишь в ходе судебных и досудебных разбирательств, где будут выясняться все конкретные нюансы.
В данной части для любых профильных специалистов содержатся несколько типовых прав: на получение данных, на получение условий, необходимых для нормальной работы и т.д. Для профессии контролера рекомендуется отдельно упомянуть право на принятие мер, необходимых для профилактики нарушений. Это значит, что при обнаружении нарушений в машине он может просто не выпустить её на трассу. Также лучше отдельно упомянуть право на ведение специального регистрационного журнала, где отображаются результаты предварительной проверки машины. Включение этих прав базируется на Приказе Минтранса №296 от 08 августа 2018.
Для контролера транспортных средств, чью позицию описывают специальные приказы Минтранса, очень важно составить качественную должностную инструкцию, чьи положения не противоречат рекомендуемым нормам. В противном случае компания-работодатель, если возникнет аварийная ситуация, может быть привлечена к дополнительной ответственности. Поэтому текст инструкции должен обязательно согласовываться с юристом и другими специалистами. Только после данного согласования документ можно отдавать директору компании. Далее инструкция распечатывается с соблюдением всех требуемых атрибутов официального документа, и с ней знакомится сам сотрудник в процессе приема на работу. Окончательным этапом введения должностной инструкции в действие является её подписание руководителем компании, специалистами, с которыми согласовывалось данное назначение, и самим контролером автотранспортных средств.
1 января 2021 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Новый документ заменил Приказ Минтранса № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
В пункте 1 требований Приказа № 282 определено, к работникам каких организаций предъявляются перечисленные в приказе требования:
Далее рассмотрим профессиональные и квалификационные требования предъявляемые к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения.
15.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:
- нормативные правовые акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
- основы трудового законодательства Российской Федерации;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
- назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
- правила технической эксплуатации транспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
- методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
- организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
- порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации.
В указанном выше пункте 15.1 изменений нет, все требования остались прежними.
15.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:
Как видим, в требованиях к умениям специалиста, ответственного за обеспечение БДД, добавили несколько пунктов: проведение инструктажей, организация работы контролера, проверка документов на автомобиль при выпуске на линию и т.д..
Но, нас больше интересуют изменения в требованиях к образованию и стажу работы специалиста.
15.3. К квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации;
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.
15.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
Как видим, изменились требования к уровню образования. Теперь необходимо иметь минимум среднее профессиональное образование, а не высшее, как было ранее, в приказе № 287. Но, если образование и квалификация по специальности или направлению подготовки не входит в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», то необходимо дополнительно пройти переподготовку с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Так же необходимо пройти аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью. Требования к стажу зависят от уровня образования.
ДЛЯ КАКИХ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ?
Приказом установлены профессиональные и квалификационные требования к следующим профессиям и должностям:
- водитель легкового автомобиля (ТС категорий «B», «BE», включая легковое такси);
- водитель грузового автомобиля (ТС категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E»);
- водитель автобуса (ТС категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E»);
- водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку опасного груза);
- водитель автомобиля (крупногабаритного и/или тяжеловесного ТС или сопровождающего такое ТС);
- водитель автомобиля (ТС, осуществляющего перевозку пассажиров и /или грузов в международном сообщении);
- контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта;
- специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
- консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
Большинство положений нового приказа Минтранса остаются такими же, как и в приказе №287, определявшем квалификационные требования к работникам до 2021 года. Однако есть несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание:
1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения:
В соответствии с новыми требованиями, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, может иметь среднее профессиональное образование, в отличие от требований приказа №287, по которым данную должность мог занимать только специалист с высшим образованием.
2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта:
Контролером состояния транспортных средств автомобильного транспорта может быть назначен работник, освоивший профессию, входящую в укрупненную группу 23.00.00 “Техника и технологии наземного транспорта”, однако только при условии наличия опыта работы в данной сфере не менее трех лет. Ранее должность контролера мог занимать только специалист, имеющий диплом по специальности данной группы. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.
В новом прказе Минтранса требования по должности диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта полностью исключены.
В отношении квалификации водителей с 1 января 2021 года будут введены следующие новые требования:
Также установлено, что водитель грузового транспорта может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ.
Учебный центр “Сфера охраны труда” осуществляет профессиональную переподготовку специалистов по безопасности дорожного движения, контролеров технического состояния автотранспортных средств в соответствии с актуальными квалификационными требованиями, а также проводит повышение квалификации водителей авторанспортных средств по различным направлениям, в том числе по оказанию первой помощи.
Подробная информация – по телефону:
8 800 301 87 25
+7 (978) 790-25-05
+7 (978) 103-75-71
Или пишите нам на почту:
О других многочисленных измнениях транспортного законодательсва, вступающих в силу в 2021 году, читайте в материале на нашем сайте.
КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАСАЮТСЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?
Новые профессиональные и квалификационные требования относятся к работникам предприятий, чья деятельность связана с перевозками. Какие именно предприятия подразумеваются , указано в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1996 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: это все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками как на основании договоров, так и для собственных нужд. Требования касаются и ИП, осуществляющих перевозки самостоятельно.