Об этом говорится в проекте нового порядка проведения аттестации педагогических работников. Он размещён для общественного обсуждения. В нём практически ничего не меняется по сравнению с действующим порядком аттестации, но появляются две новые аттестационные категории — педагог-методист и педагог-наставник.
О том, что в школах планируется ввести новые должности, глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил в интервью «Российской газете» ещё в августе 2020 года.
По информации от Академии Минпросвещения, апробация установления категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» проходила с 1 сентября 2021 года по 1 июня 2022-го. В ней участвовали 13 регионов.
А в презентации Минпросвещения, посвящённой итогам апробации, уточнили, что новые категории будут способствовать горизонтальному профессиональному росту учителей. Идея в том, что многие учителя и так дополнительно выполняют функции методистов и наставников, но без какого-либо официального статуса, и эта неопределённость демотивирует.
В презентации также сказано, что до 30 декабря 2022-го необходимо утвердить порядок присвоения новых квалификационных категорий. Как раз его проект и подготовило Минпросвещения.
Напомним, аттестация педагогов может проводиться по нескольким причинам. Во-первых, чтобы подтверждать соответствие педагогов занимаемым ими должностям. Эту процедуру они должны проходить в обязательном порядке раз в пять лет. Во-вторых, существует специальная аттестация для получения квалификационных категорий. Её педагоги проходят по собственному желанию. Сейчас к таким квалификационным категориям относятся только первая и высшая, а теперь к ним добавятся две новые — «педагог-методист» и «педагог-наставник». К аттестации для их получения допускаются учителя, имеющие действующую высшую категорию. Проводить такую аттестацию будут в тех же комиссиях, которые подтверждают первую и высшую аттестационные категории.
Новые категории, как и другие, устанавливаются сроком на пять лет. Продлению они не подлежат, поэтому после истечения срока их действия педагогу, который хочет иметь эту категорию, нужно вновь пройти аттестацию.
Чтобы получить категорию методиста, учитель должен:
- руководить методическим объединением педагогов образовательной организации и активно участвовать в её методической работе;
- руководить разработкой программно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе инновационных программ и проектов в образовательной организации;
- вести методическую поддержку учителей при их подготовке к участию в профессиональных конкурсах;
- участвовать в методической поддержке педагогов, направленной на их профессиональное развитие и преодоление профессиональных дефицитов;
- передавать опыт по применению авторских учебных и/или учебно-методических разработок.
Педагоги, которые претендуют на категорию наставника, должны:
- руководить практической подготовкой студентов колледжей и вузов;
- быть наставниками для учителей и активно сопровождать их профессиональное развитие;
- содействовать подготовке учителей, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах педагогического мастерства;
- распространять авторские подходы и методические разработки в области наставничества в школе.
Если аттестационная комиссия решит отказать в присвоении категории методиста или наставника, то соискатель может вновь попытаться пройти эту аттестацию не ранее чем через год.
Если же учитель получил новую категорию, но необходимая для этого базовая высшая квалификация истекает, то категории методиста или наставника всё равно у него сохранятся до окончания срока их действия, в том числе при переходе в другую организацию, даже расположенную в другом регионе.
Когда идея введения новых аттестационных категорий только обсуждалась (кстати, тогда она выглядела несколько иначе), зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, сославшись на опрос Общероссийского народного фронта, сказала, что большинство учителей не поддержит изменения системы аттестации, если за этим не последует изменение системы оплаты труда. Напомним, Министерство просвещения работает над новой системой оплаты труда учителей, которая должна стать единой для страны (сейчас она разрозненная, в разных регионах учительская зарплата за одну и ту же работу может очень отличаться).
Зачем методистам, методологам и педдизайнерам свой профстандарт?
Методическое сообщество в поисках свода правил. Эксперты рассуждают, о чём они должны быть и для чего нужны.
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
В июне 2022 года сообщество Digital Learning провело митап «Компетенции и качество работы методиста». Эксперты обсуждали «вечно зелёную» тему — что должны уметь проектировщики образовательных программ и возможно ли стандартизировать компетенции методистов на всероссийском уровне. Пришли к тому, что нужны три вида стандартов.
CEO eLearning center и автор Telegram-канала «Живое обучение» Елена Тихомирова отметила, что стандартизировать работу педагогических дизайнеров, методологов и методистов в разных странах пытались уже не раз. Сейчас всё притихло, потому что сложно создать типологию, когда слишком много задач в разных сферах, да и каждую задачу разбить на шаги непросто.
Однако выход из ситуации всё же есть, считает она. По мнению Елены, один из способов стандартизации, валидный и хорошо работающий, — это создание стандарта не для специалистов, а для обучающих ресурсов. Подобные стандарты существуют, в основном они западные. В них перечислено, что должно быть в качественном образовательном ресурсе.
И если специалист способен сделать учебный материал в соответствии с такими стандартами, то это и есть проверка его компетенций, считает она. Стандартизация образовательного продукта может быть вполне работоспособной и на российском рынке.
Например, представители целого ряда российских компаний (таких как Skillbox, «Икра» и Skyeng) создали «Скиллсет методиста». Фактически это список задач по созданию учебной программы на основе модели ADDIE. Каждая задача дополнена знаниями и умениями, которые нужны для её выполнения. По задумке авторов проекта, перечень поможет образовательным компаниям определить должностные задачи методиста, а самим методистам — выстроить траекторию саморазвития.
Рассчитан скиллсет скорее на опытных специалистов. Однако эксперты уверены, что стандарты особенно нужны новичкам.
Стратегический методолог Светлана Толубеева, основавшая недавно «Коллегию методологов», рассказала, что регулярно отвечает на вопросы или консультирует методистов, которые хотят переработать какую-нибудь программу, но и сами не знают, для чего. Их вообще удивляет, что у курса и его перестройки должна быть какая-то цель.
Именно поэтому нужны стандарты, считает она, — чтобы начинающие специалисты знали хотя бы такие азы. При этом стандарты не должны ограничивать уже опытных, сложившихся профессионалов, которые создают новые методики и технологии. Речь именно о базовых правилах.
Стандарты для методистов действительно помогут новичкам, согласился эксперт по научному подходу в обучении, автор Telegram-канала «Лаборатория онлайн-обучения» Михаил Осипов.
Впрочем, незнание базовых правил и недостаток компетенций встречаются не только среди абсолютных новичков. Опытные специалисты тоже этим грешат, независимо от сферы, добавил лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев. Вопрос, по мнению спикера, заключается в том, как донести эти базовые стандарты до нужных людей.
С одной стороны, в интернете есть масса полезных ресурсов и информации для методистов, методологов и педдизайнеров. С другой — без определённого «навигатора», то есть тех самых профстандартов, человек просто не найдёт ничего подходящего или потеряется в том, что нашёл, считает Светлана Толубеева. То есть они фактически должны выполнить задачу систематизации.
Дизайнер образовательного опыта, автор Telegram-канала LXD hero и экс-руководитель Школы методистов онлайн-университета Skillbох Евгения Ращупкина считает, что стандарт для методистов мог бы быть набором принципов работы. Развивая эту мысль, эксперты выделили два таких ключевых принципа.
Так, Елена Тихомирова считает, что любой подобный стандарт можно начинать с девиза «Мы в ответе за тех, кого обучили». Она рассказала, что часто встречает тех, кто хочет попробовать себя в сфере образования — стать методистом, продуктологом, продюсером курсов, — но не понимает, что несёт ответственность за обучающихся. Они считают, что делают «просто продукт», а как пойдёт обучение — это уже ответственность тех, кто учится.
«Конечно, ответственность за обучение лежит на слушателях во многом, — говорит Елена, — Но, извините, если мы его проектируем так, что оно неподъёмное, то это наша ответственность».
Светлана Толубеева согласилась и добавила, что «образованцы» могли бы взять пример с медиков — и руководствоваться принципом «Не навреди». Ведь плохо построенное обучение, как и неправильное лечение, может иметь плохие последствия для тех, кто учится. Хотя методист может даже не подозревать, что делает что-то не так. Но если дать ему стандарт с базовыми правилами, это будет профилактикой таких последствий, заключила Светлана.
Учись бесплатно: вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Документ размещён на портале проектов нормативно-правовых актов. В случае его утверждения он вступит в силу с сентября текущего года и будет действовать до сентября 2028-го.
В пояснительной записке к документу уточняется, что необходимость нового профстандарта вызвана изменениями, ранее внесёнными в ФЗ «Об образовании». Речь идёт о допуске студентов педагогических вузов к работе в школе, а также о внедрении типовых учебных программ. А ещё в 2021 году утвердили новые наименования квалификаций и требования к ним.
Кроме того, предыдущая редакция не отвечает федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Поэтому новая предусматривает требования к цифровым навыкам учителей.
В связи с этим авторы инициативы считают необходимым внести некоторые корректировки и уточнения, касающиеся:
- наименований видов и целей профессиональной деятельности школьных педагогов;
- обобщённых и отдельных трудовых функций и действий;
- привязки обобщённых трудовых функций к уровням квалификации;
- требований к образованию и опыту специалистов;
- формулировки требований к необходимым умениям и знаниям, в том числе с учётом информационных технологий.
Стоит уточнить, что если старая редакция касалась как школьных педагогов, так и тех, кто работает в детских садах, то в предлагаемой содержатся требования только к учителям системы общего образования.
Поскольку теперь к преподаванию в школе допускаются студенты-старшекурсники, в документе отсутствует требование о наличии среднего профессионального или высшего образования. В новой версии говорится, что кандидат должен иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года учёбы в вузе.
Поскольку внедряемые учебные программы являются типовыми, для педагогов, которые ими пользуются, не будут действовать требования, относящиеся к разработке нетиповых программ.
В новом документе появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Так, учителям полагается:
- владеть навыками в сфере информационно-коммуникационных технологий, в частности уметь пользоваться ресурсами информационной образовательной среды и цифровых технологий;
- владеть методами подготовки и проведения мероприятий с использованием видеосервисов, проводить видеоконференции, использовать необходимое для этого оборудование;
- использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей;
- использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации;
- использовать средства цифровой коммуникации с учениками и их родителями, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
- использовать в учебном процессе такие ресурсы, как профили и группы в соцсетях, блоги, видеосервисы, а также работать над учебными цифровыми материалами и уметь создавать собственные;
- применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе;
- вести документацию в электронном формате;
- придерживаться индивидуального подхода в применении цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения, а также для работы с детьми с ОВЗ.
Что касается преподавания в целом, то проект предполагает, что учителя должны уметь:
- формировать у учащихся (в том числе с ОВЗ) общие навыки по использованию информационно-коммуникационных технологий;
- обучать школьников информационной безопасности, учитывая их возрастные особенности;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в познавательной и творческой деятельности учеников, а также применять подходящие предметам обучения ресурсы и сервисы;
- применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения.
Кстати, в феврале прошлого года «Образовательная инициатива „Яндекса“» подсчитала, что цифровыми навыками владеют 87% российских учителей. Почти тогда же замглавы Минцифры Евгений Кисляков заявил, что до конца 2024 года педагогам оборудуют 700 тысяч «цифровых» рабочих мест.