Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России направляет Методические рекомендации по внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся, разработанные Федеральным методическим центром по инклюзивному образованию Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования “Институт развития профессионального образования”, для использования в работе.
Приложение: на 28 л. в 1 экз.
Директор Департамента
В.С. Неумывакин
УТВЕРЖДАЮ:И.о. ректора ФГБОУ ДПО”Институт развитияпрофессионального образования”Н.М. Золотарева1 марта 2022 г.
Методические рекомендациипо внедрению единых требований к наличию специалистов, обеспечивающих комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования и профессионального обучения
ИПРА – индивидуальная программа реабилитации или абилитации
МСЭ – медико-социальная экспертиза
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
ОО – образовательная организация
ООП – основная образовательная программа
ОП – образовательная программа
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
ПОО – профессиональная образовательная организация
ПО – профессиональное образование
ПС – профессиональный стандарт
СПО – среднее профессиональное образование
ФГОС СПО – Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования
Нормативно-правовое обеспечение
1. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.).
2. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ “О ратификации конвенции о правах инвалидов”.
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 11 июня 2021 г.).
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (редакция от 30 декабря 2021 г.).
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”.
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363 Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” (редакция от 18 октября 2021 г.).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 697 “Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки при приеме на обучение, по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности”.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” (редакция от 24 декабря 2021 г.).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 года N 225 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 “Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи” (редакция Приказа Минобрнауки России от 18 августа 2016 года N 1065).
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1399 “Об утверждении Плана мероприятий (“дорожной карты”) Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования”.
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 февраля 2016 г. N ВК-270/07 “Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования” (вместе с “Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи” и от 2 декабря 2015 г. N 1399 “Об утверждении Плана мероприятий (“дорожной карты”) Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования”).
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 января 2014 г. N 22 “Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий” (редакция от 10 декабря 2014 г.).
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 “Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”.
16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 “Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования” (редакция от 20 января 2021 г.).
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968 “Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования” (редакция от 10 ноября 2020 г.).
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования” (редакция от 28 августа 2020 г.).
19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 г. N 1601 “О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре” (редакция от 13 мая 2019 г.).
20. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2020 г. N 1144н “Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне” (ГТО)” и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях”.
21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н “Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм” (редакция от 15 декабря 2020 г.).
22. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. N 06-443 “О направлении Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования”.
23. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 г. N 06-281 “О направлении Требований (вместе с “Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса”, утверждено Министерством образования и науки России 26 декабря 2013 г. N 06-2412вн)”.
24. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 апреля 2015 г. N 01-50-174/07-1968 “О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья”.
25. Письмо Минпросвещения России от 07.02.2020 N ВБ-234/07 “О направлении информации” (вместе с “Методическими рекомендациями для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по формулированию заключений, включающих рекомендации по сопровождению ассистентом (помощником) и (или) тьютором”).
26. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. N 05-398 “О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий”.
27. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N МН-5/4683 “О направлении методических рекомендаций по организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации”.
28. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 05-785 “О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов” (вместе с “Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса”, утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации 08 апреля 2014 г. N АК-44/05вн).
29. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57636-2017 Язык русский жестовый. Услуги по переводу для инвалидов по слуху. Основные положения (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 сентября 2017 г. N 994-ст).
Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации предназначены для организации качественного образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ посредством кадрового обеспечения при получении СПО и ПО.
1.2. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами и содержат принципы, предъявляемые к процессу подготовки и дальнейшему инструктированию персонала (сотрудников) ОО, предоставляющих услуги инвалидам и лицам с ОВЗ при получении СПО и ПО, в том числе нормированию их работы, требования к комплектованию групп обучающихся.
1.3. Настоящие методические рекомендации определяют цели, задачи и систему мероприятий кадрового обеспечения ОО, совокупность средств и методов по ее реализации.
Цели и задачи
2.1. Целью методических рекомендаций является формирование единых требований и подходов к сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе СПО и ПО.
2.2. Основные задачи кадрового обеспечения по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе СПО и ПО:
– обеспечение непрерывности индивидуальной траектории развития и обучения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
– создание преемственности и необходимой поддержки на разных уровнях образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
– оказание помощи обучающимся с инвалидностью и ОВЗ и их родителям (законным или уполномоченным представителям) при получении профессионального образования в ОО;
2.3. Для решения поставленных задач ОО рекомендуется:
– внести изменения в штатное расписание ОО, должностные инструкции педагогических и иных специалистов, обеспечивающих сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ;
– организовать повышение квалификации преподавателей и специалистов по вопросам взаимодействия с инвалидами и лицами с ОВЗ;
– осуществить подбор и трудоустройство кадров необходимых специальностей и квалификаций в ОО.
III. Рекомендации к кадровому обеспечению при сопровождении образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ при получении СПО и ПО
3.1. С целью обеспечения непрерывности индивидуальной траектории развития и обучения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, создания преемственности и необходимой поддержки на разных уровнях образования, рекомендуется создание в ОО центра сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (отдела, отделения, службы и т.п.), строящегося на учете возрастных и иных особенностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и удовлетворения их образовательных потребностей при получении СПО и ПО.
3.2. Рекомендуется при численности инвалидов и лиц с ОВЗ более 1% от общей численности обучающихся в ОО по не менее 2-м нозологическим группам создание отдельного структурного подразделения – центра сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (отдела, отделения, службы и т.п.).
3.3. ОО, реализующие программы СПО и ПО, которым присвоен статус базовой профессиональной образовательной организации (далее – БПОО) или ресурсного учебно-методического центра в системе СПО (далее – РУМЦ СПО), осуществляют сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ специалистами данных структур.
3.4. В случае, если в ОО не создается отдельное структурное подразделение, ответственное за сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, то его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям*(1), что отражается в соответствующих положениях о структурных подразделениях, в которых введены ставки соответствующих специалистов сопровождения и должностных инструкциях работников, осуществляющих соответствующее сопровождение.
3.5. Рекомендуется включать в структуру центра сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (отдела, отделения, службы и т.п.) следующие штатные единицы специалистов сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ или в штат ОО с целью комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:
– ассистента (помощника);
– социального педагога(ов) (социального работника);
– специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов;
– переводчика(ов) русского жестового языка;
3.6. Допускается создание в субъекте Российской Федерации единого центра сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (отдела, отделения, службы и т.п.) на уровне муниципального образования – муниципальные центры сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, осуществляющие свою деятельность в рамках отдельного населенного пункта или на уровне района, области и т.д., имеющих централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов. Решение о создании такого центра (отдела, отделения, службы и т.п.) принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
3.7. В задачи центра сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (отдела, отделения, службы и т.п.) входит:
– профориентационная работа с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ выпускных классов общеобразовательных организаций, абитуриентами;
– сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
– социализация и социокультурная реабилитация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
– решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного образования и обучения;
– разработка и реализация адаптированных образовательных программ;
– участие в работе по содействию в трудоустройстве выпускников с инвалидностью и ОВЗ;
– развитие безбарьерной среды в образовательной организации.
3.8. Для обеспечения технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ рекомендуется введение ассистента (помощника), который оказывает техническую помощь в части передвижения по ОО, получении информации и ориентации, в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации. Ассистент (помощник) обеспечивает или консультирует по подбору и использованию технических средств, необходимых для эффективного освоения программ СПО и ПО, в том числе технических средств, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию в образовательном процессе.
3.9. Для обеспечения индивидуального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ рекомендуется введение тьютора*(2), который организует персональное сопровождение в образовательном пространстве. Совместно с обучающимся-инвалидом распределяет и оценивает имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей обучения. Тьютор также выполняет посреднические функции между обучающимся-инвалидом и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин.
3.10. Для обеспечения создания благоприятного психологического климата в образовательных организациях рекомендуется введение должности педагога-психолога (психолога, специального психолога), работа которого заключается в формировании условий работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ, обеспечении стимулирующего личностного и профессионального роста, обеспечении психологической защищенности обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, поддержке и укреплении их психического здоровья, содействие социально-психологической адаптации обучающихся с инвалидностью в ОО*(2).
3.11. Для обеспечения соблюдения прав обучающихся рекомендуется введение социального педагога (социального работника), который выявляет потребности обучающихся и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации*(3).
3.12. Для обеспечения помощи в коррекции недостатков в развитии у обучающихся рекомендуется введение учителя-дефектолога, работа которого заключается в обследовании обучающихся, определение структуры и степени выраженности имеющихся у них нарушений развития, проведении групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлении нарушенных функций. Учитель-дефектолог также осуществляет консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи, формирует общую культуру личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
3.13. Для обеспечения использования в образовательном процессе современных технических и программных средств обучения рекомендуется наличие в штате соответствующих специалистов по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов, помогающих использовать эти средства педагогам и обучаемым, содействующих в обеспечении студентов-инвалидов дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, занимающихся разработкой и внедрением специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.
3.14. Для обеспечения равных возможностей для обучающихся с нарушением органов слуха при получении инклюзивного образования СПО и ПО рекомендуется введение сурдопедагога, который обеспечит процесс обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, будет проводить работу по их реабилитации и социальной адаптации и сопровождать их процесс обучения в образовательной организации.
3.15. Для обеспечения полноценного участия глухих и слабослышащих обучающихся в учебной и внеучебной жизни образовательной организации рекомендуется введение переводчика русского жестового языка, главная задача которого состоит в предоставлении услуг по переводу устной речи на русский жестовый язык и обратному переводу русского жестового языка в устную речь, обеспечении доступности информационной среды и устранении коммуникационных барьеров во время проведения учебных занятий.
3.16. Для обеспечения полноценного участия обучающихся с нарушениями зрения в учебной и внеучебной жизни образовательной организации рекомендуется введение тифлопедагога, который способствует развитию компенсаторных возможностей зрительного восприятия обучающихся с нарушениями зрения и оказывает помощь в овладении специальными тифлотехническими средствами.
3.17. Для обеспечения полноценного участия обучающихся с одновременным нарушением зрения и слуха в учебной и внеучебной жизни образовательной организации рекомендуется введение тифлосурдопереводчика, который осуществляет деятельность по сопровождению и двустороннему переводу на жестовый или тактильный жестовый язык.
3.18. Педагогические кадры должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с инвалидностью и лиц с ОВЗ и учитывать их при организации образовательного процесса. С этой целью рекомендуется включить блок дисциплин по осуществлению инклюзивного образовательного процесса в программы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
3.19. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (редакция от 30 декабря 2021 г.), и включать следующие позиции, представленные в Приложении 1.
3.20. Вопрос обеспечения вышеуказанными специалистами может быть решен:
– введением должностей в штатное расписание;
– расширением должностных обязанностей педагогических работников: учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога и других;
– использованием ресурсов других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии*(4).
Нормы обеспечения специалистов сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательной организации и требования к комплектованию групп обучающихся
4.1. При организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ОВЗ по программам подготовки специалистов среднего звена, программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и программам профессионального обучения создаются условия для учебно-воспитательной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:
Nп/п
Наименование специалиста сопровождения
Количество ставок
Количество обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, имеющих потребности в специалисте сопровождения в соответствии с нозологией
Нормы часов работы со студентами (в неделю)*
1.
учитель-дефектолог
1
на каждые 6-12 человек
20
2.
тифлопедагог
1
на каждые 6-12 человек
20
3.
сурдопедагог
1
на каждые 6-12 человек
20
4.
переводчик русского жестового языка
1
на каждых 2 обучающихся с полной потерей слуха, на каждых 4 обучающихся слабослышащих
30
5.
тифлосурдолереводчик
1
на каждого обучающегося с одновременным нарушением зрения и слуха
30
6.
педагог-психолог
1
на каждые 30 человек
36
7.
тьютор
1
на каждые 1-6 человек
36
8.
ассистент (помощник)
1
на каждые 1-6 человек
40
9.
социальный педагог (социальный работник)
1
на каждые 10-15 человек
36
10.
Методист по созданию и реализации адаптированных образовательных программ
1
–
40
11.
специалист по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов
1
на каждые 10-15 человек
40
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 г. N 1601 “О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре” (редакция от 13 мая 2019 г.).
Нагрузочные соотношения являются рекомендательными, окончательное решение принимает учредитель образовательной организации.
4.2. Педагогическим работникам при обучении инвалидов и лиц с ОВЗ рекомендуется учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, содействовать созданию специальных условий, необходимых для получения профессионального образования и профессионального обучения.
Организация образовательного процесса при обучении инвалидов и лиц с ОВЗ может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
4.3. Для создания вышеуказанных условий в целях обеспечения баланса интересов, обучающихся с инвалидностью, лиц с ОВЗ и обучающихся, не имеющих таких ограничений, в группе может устанавливаться меньшая наполняемость. При очной форме обучения наполняемость групп определяется таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению образовательных программ. При комплектовании учебных групп возможна интеграция обучающихся с различными видами нозологии в одной учебной группе.
Рекомендуемое количество обучающихся с инвалидностью и ОВЗ совместно с другими обучающимися устанавливается из расчета:
при получении СПО – не более 6 человек;
при получении ПО – не более 4 человек.
4.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ, не имеющих возможности обучаться в условиях инклюзивной образовательной среды в ОО, могут открываться группы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) группы, а для лиц, не имеющих возможности обучаться по очной форме, создаются условия для получения образования в иных формах, в том числе дистанционно.
4.5. При организации образовательного процесса по программам СПО и ПО в ОО рекомендуется использовать один из 3 вариантов получения образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
В рамках обучения по образовательным программам СПО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ рекомендованы 1 и 2 варианты.
В рамках обучения по образовательным программам ПО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ рекомендован 3 вариант.
1-й вариант предполагает, что обучающийся с инвалидностью и ОВЗ получает образование наравне с обучающимися, не имеющими ограничений по здоровью, полностью соответствует по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, находясь в их среде, и в те же сроки обучения (при необходимости организуется тьюторское сопровождение обучающегося);
2-й вариант предполагает, что обучающийся с инвалидностью и ОВЗ получает образование по индивидуальному плану, по адаптированной образовательной программе и в пролонгированные сроки обучения;
3-й вариант предполагает, что обучающийся с инвалидностью и ОВЗ получает профессиональные навыки, которые по содержанию и итоговым достижениям не соотносятся к моменту завершения обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития)*(5).
4.6. Комплектация учебных групп в ОО формируется в зависимости от варианта организации образовательного процесса, с учетом нозологической группы обучающегося, и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальных программ реабилитации, заключений медико-социальной экспертизы. (Приложение 2. Таблица 1).
Рекомендации к комплексному сопровождению образовательного процесса психолого-педагогического центра (отдел, отделение, служба и т
5.1. Центр осуществляет комплексное сопровождение образовательного процесса (отдел, отделение, служба и т.п.) в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
5.2. Сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ связано со структурой образовательного процесса, определено его целями, содержанием и методами и реализуется по следующим основным направлениям: психолого-педагогическое сопровождение, организационно-педагогическое сопровождение, медицинско-оздоровительное сопровождение, социальное сопровождение, спортивно-физкультурное сопровождение.
5.3. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, имеющих трудности в обучении, общении и социальной адаптации. Сопровождение направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося с инвалидностью и лиц с ОВЗ, на его профессиональное становление с помощью процедур психодиагностики, психопрофилактики и коррекции нарушений развития.
5.4. Организационно-педагогическое сопровождение учебы для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ должно быть реализовано совместными усилиями психолого-педагогического центра и преподавателями. Организация системы наставничества может осуществляться с помощью тьюторского сопровождения.
Функционирование психолого-педагогического центра (отдела, отделения, службы и т.п.) направлено на консультирование преподавателей и сотрудников по психофизиологическим особенностям обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, организацию системы наставничества, проведение инструктажей и семинаров для преподавателей, методистов.
5.5. Медицинско-оздоровительное сопровождение осуществляется совместно с медицинским организациями и включает диагностику физического состояния обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала.
5.6. Социальное сопровождение – это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов и лиц с ОВЗ при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
Для осуществления социального сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, их интеграцию в образовательную среду целесообразно внедрять волонтерское движение. В рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование позитивной, социально-направленной учебной мотивации.
5.7. Сопровождение занятий физической культурой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которое осуществляется ОО с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Работа специалистов сопровождения по дисциплине “Физическая культура” организуется так же, как и для других дисциплин. ОО самостоятельно регулирует организацию занятий физической культурой для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, отнесённых к специальной медицинской группе “А” (оздоровительная группа) или группе “Б” (реабилитационная группа), а также обучающихся, освобождённых от физических нагрузок. Особый порядок освоения дисциплины “Физическая культура” устанавливается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Вид, степень и уровень физических нагрузок на занятиях физической культурой необходимо планировать в зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей. Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической культурой не допускаются. Дисциплина “Физическая культура” реализуется согласно требованиям ФГОС СПО.
*(1) Письмо Министерства образования и науки России от 16 апреля 2014 N 05-785 “О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов” (вместе с “Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса”, утв. Министерством образования и науки России 08 апреля 2014 N АК-44/05вн).
*(2) Письмо Министерства образования и науки России от 16 апреля 2014 N 05-785 “О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов” (вместе с “Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса”, утв. Минобрнауки России 08 апреля 2014 N АК-44/05вн).
*(3) Письмо Минобрнауки России от 18 марта 2014 N 06-281 “О направлении Требований” (вместе с “Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса”, утв. Минобрнауки России 26 декабря 2013 N 06-2412вн).
*(4) Статья 15 Федерального закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (редакция от 30 декабря 2021 г.).
*(5) Получение профессионального обучения возможно для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ по вариантам 1, 2 при наличии у данной категории лиц общего образования.
Приложения
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Согласно профессиональному стандарту*(1) требования к образованию специалиста, претендующего на должность ассистента: среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте или Профессиональное обучение – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих.
Центр сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (отдел, отделение, служба и т.п.). Организационная структура, обеспечивающая развитие личности в образовательной среде, психологическую помощь в преодолении психологических трудностей участникам образовательного процесса, сопровождение в процессе получения СПО и ПО обучающихся с инвалидностью и ОВЗ посредством профессиональной деятельности специалистов сопровождения.
Тьютор. Обобщенная трудовая функция “Тьюторское сопровождение обучающихся” включена в профессиональный стандарт “Специалист в области воспитания”*(2).
Требования к образованию специалиста, претендующего на должность тьютора: высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед). Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих*(3) требования к квалификации учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда): высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Педагог-психолог. Согласно профессиональному стандарту “Педаго-психолог”*(4) требования к образованию специалиста: высшее образование по профильным направлениям, без требований к опыту практической работы.
Переводчик русского жестового языка. Согласно “Квалификационным характеристикам должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности”,*(5) требования к квалификации переводчика русского жестового языка:
– переводчик русского жестового языка I категории: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет по направлению профессиональной деятельности либо среднее профессиональное образование по специальности “Организация сурдокоммуникации” и стаж работы не менее 5 лет или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет по направлению профессиональной деятельности;
– переводчик русского жестового языка II категории: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по специальности “Организация сурдокоммуникации” и стаж работы не менее 2 лет по направлению профессиональной деятельности или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование и стаж работы не менее 2 лет по направлению профессиональной деятельности;
– переводчик русского жестового языка: среднее профессиональное образование по специальности “Организация сурдокоммуникации” без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
Тифлосурдопереводчик. Согласно профессиональному стандарту*(6) требования к образованию и опыту тифлосурдопереводчика:
1. Тифлосурдопереводчик 2 категории: среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), не менее шести месяцев волонтерской работы по сопровождению слепоглухих граждан.
2. Тифлосурдопереводчик 1 категории: высшее образование – бакалавриат или среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена.
При наличии высшего образования – не менее 6 месяцев работы переводчиком русского жестового языка или сопровождающим для граждан с одновременным нарушением зрения и слуха.
При наличии среднего профессионального образования – не менее одного года работы переводчиком русского жестового языка или сопровождающим для граждан с одновременным нарушением зрения и слуха.
*(1) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 г. N 351н “Об утверждении профессионального стандарта “Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья”.
*(2) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. N 10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”.
*(3) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”.
*(4) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”.
*(5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2012 г. N 547н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности”.
*(6) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 октября 2016 г. N 575н (редакция от 16 декабря 2016 г.) “Об утверждении профессионального стандарта “Тифлосурдопереводчик”.
Комплектование группдля обучающихся с инвалидностью и лиц ОВЗ* для освоения программы среднего профессионального образования
Nп/п
Вид нарушений
Программы среднего профессионального образования
Программы профессионального обучения
1 вариант
2 вариант
3 вариант
1.
Глухие обучающиеся
Не более 2 глухих обучающихся в группе в условиях инклюзии. Общая наполняемость группы: при 1 глухом – не более 20 обучающихся, при 2 глухих – не более 15 обучающихся
6
6
2.
Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся
Не более 7 слабослышащих или позднооглохших обучающихся. Общая наполняемость группы: при 5 слабослышащих или позднооглохших – не более 25 обучающихся, при 7 слабослышащих или позднооглохших – не более 20 обучающихся
8
Вариант не предусмотрен
3.
Слепые обучающиеся
Не более 2 слепых, обучающихся. Общая наполняемость группы: при 1 слепом – не более 20 обучающихся, при 2 слепых – не более 15 обучающихся
9
7
4.
Слабовидящие обучающиеся
Не более 2 слабовидящих обучающихся. Общая наполняемость группы: при 1 слабовидящем – не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих – не более 20 обучающихся
12
Вариант не предусмотрен
5.
Обучающиеся с нарушениями зрения и слуха (слепоглухие)
Не более 2 слепоглухих обучающихся. Общая наполняемость группы: при 1 слепоглухом – не более 25 обучающихся, при 2 слепоглухих – не более 20 обучающихся
8
5
6.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Не более 5 обучающихся с ТНР. Общая наполняемость группы – не более 25 обучающихся.
12
4
7.
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Не более 2 обучающихся с НОДА. Общая наполняемость группы: при 1 обучающемся с НОДА – не более 20 обучающихся, при 2 – не более 15 обучающихся.
5
Вариант не предусмотрен
8.
Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)
Не более 4 обучающихся с ЗПР. Общая наполняемость группы – не более 25 обучающихся
12
6
9.
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Не более 2 обучающихся с РАС в группе. Общая наполняемость: при 1 обучающемся с РАС – не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС – не более 15 обучающихся
Не более 2 обучающихся с РАС в группе при общей наполняемости группы не более 12 обучающихся
3
10.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
–
–
12
* Приложение N 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15
Основные задачи и функции специалистов сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
Специалисты
Категории обучающихся (с указанием нозологической группы)
Основные профессиональные задачи и функции
Основные задачи при работе с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ
Тьютор
Все категории обучающихся, нуждающихся в тьюторском сопровождении (все нозологические группы)
Обеспечивает тьюторское сопровождение обучающихся:
1) педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
2) организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
3) организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
Тьютор осуществляет индивидуальное сопровождение обучающихся во время проведения групповых занятий преподавателями.
Тьютор может предъявить задание в индивидуальной форме, использовать методы альтернативной и дополнительной коммуникации для объяснения материала, выполнения заданий.
Сопровождение студента на учебном занятии предполагает:
1) Присутствие тьютора на занятиях, посещение которых предусмотрено для обучающегося с инвалидностью и ОВЗ в его индивидуальной образовательной программе;
2) оказание необходимой поддержки и помощи студенту в процессе выполнения запланированных учебных заданий.
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи
Все категории обучающихся, нуждающихся в оказании технической помощи
Оказание технической помощи
Обеспечение доступа на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, к месту отдыха и предоставляемым в нем услугам.
Оказание помощи в использовании TCP, одевании/раздевании, соблюдении сан.-гигиенических требований
Учитель-дефектолог (учитель-логопед (логопед)
Все категории обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
Осуществляет работу, направленную на
– максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии;
– обследование обучающихся, воспитанников, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития;
комплектование группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников;
– проведение групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлении нарушенных функций;
– консультирование педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ОВЗ;
– формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ
Основные направления деятельности учителя-дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью относятся:
– педагогическая диагностика особенностей обучающихся с ОВЗ;
– коррекционно-развивающая деятельность, направленная на создание условий для развития сохранных функций;
определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий;
формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
коррекцию отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
– аналитическая и профилактическая деятельность.
Сурдопедагог
Обучающиеся с нарушениями слуха
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся
Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи обучающихся с нарушением слуха как необходимого условия получения информации на индивидуальном занятии и полноценного общения со слышащими сверстниками.
Тифлопедагог
Обучающиеся с нарушением зрения
Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся
Целью работы тифлопедагога является компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности обучающихся.
Педагог-психолог
Все категории обучающихся
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ и инвалидностью; обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ при освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации; психологическая поддержка и помощь другим субъектам учебно-воспитательного процесса по вопросам обучения и воспитания лиц с инвалидностью и ОВЗ; формирование положительного отношения к лицам с инвалидностью и ОВЗ и др.
Тифлосурдопереводчик
Обучающиеся с нарушениями зрения и слуха (слепоглухие)
Деятельность по сопровождению и двустороннему переводу на жестовый или тактильный жестовый язык для граждан с одновременным нарушением зрения и слуха
Основные задачи:
– обеспечение коммуникации обучающихся с одновременными нарушениями зрения и слуха;
– тифлосурдокомментирование с целью обеспечения информационной доступности окружающей среды;
– перевод устной, письменной или жестовой речи в тактильную дактильную азбуку или тактильный жестовый язык на уровне межличностной коммуникации.
Переводчик русского жестового языка
Обучающиеся с нарушениями слуха
Осуществление прямого и обратного перевода посредством русского жестового языка
Предоставление услуг по переводу на русский жестовый язык и обеспечение равного доступа к информации во время занятий.
Социальный педагог
Все категории обучающихся
Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации,
Основными задачами являются: социальная защита прав обучающихся, создание благоприятных условий для развития личности, установление связей и партнерских отношений между семьей и учебным заведением, поддержка обучающихся в процессе социализации.
Специалист по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов
Все категории обучающихся, нуждающихся в оказании технической помощи
Консультация и помощь при использовании технических средств
Обеспечение или консультирование по подбору и использованию технических средств, необходимых для эффективного освоения программ СПО и ПО, в том числе технических средств, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию в образовательном процессе.
Список используемых источников
1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 05-785 “О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов” (вместе с “Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса”, утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации 08 апреля 2014 г. N АК-44/05вн).
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 г. N 06-281 “О направлении Требований” (вместе с “Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса”, утверждены Министерством образования и науки России 26 декабря 2013 г. N 06-2412вн).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 г. N 351н “Об утверждении профессионального стандарта “Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья”.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”.
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 16 мая 2012 г. N 547н г. Москва “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности”.
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. N 10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 г. N 1601 “О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре” (редакция от 13 мая 2019 г.).
9. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 “Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации”.
10. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2020 г. N Р-193 “Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях”.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (редакция от 30 декабря 2021 г.).
Представленные рекомендации содержат принципы, предъявляемые к процессу подготовки и дальнейшему инструктированию персонала (сотрудников) образовательных организаций, оказывающих услуги инвалидам и лицам с ОВЗ при получении профессионального (среднего профессионального) образования, в т. ч. нормированию их работы, требования к комплектованию групп обучающихся.
В частности, рекомендуется при численности инвалидов и лиц с ОВЗ более 1% от общей численности обучающихся в учебном заведении по не менее 2-м нозологическим группам создание отдельного структурного подразделения – центра сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (отдела, отделения, службы и т. п.). Перечислены направления деятельности центра. Указано, какие специалисты должны работать в нем.
В марте 2023 года в Перми состоится очередной, шестой тьюторский сейшн. «Тьюторский сейшн – 2023» проводится АНО ДПО «ПрЭСТО» и Межрегиональной тьюторской ассоциацией в рамках «Всероссийского фестиваля свободного проектирования».
Тьюторский сейшн – профессиональный интенсив, в ходе которого тьюторы из различных сообществ и образовательных организаций сопровождают совместно инициативы, пробы, проекты детей и взрослых. Сейшн позволяет в реальной практической деятельности познакомиться с практиками своих коллег и продемонстрировать собственные подходы.
Фестиваль будет посвящен разработке и реализации «здесь и теперь» проектных инициатив, реализующих личные интересы участников – детей, студентов и взрослых. Технология свободного проектирования разработана институтом ПрЭСТО, была опробована в on-line формате на тьюторских сейшнах 2020 и 2021 года.
К участию в сейшне приглашаются как тьюторы, ведущие частную практику, так и тьюторы, работающие в образовательных организациях.
В фестивале могут принять участие учащиеся общеобразовательных организаций (7-11 класс), студенты вузов, взрослые, заинтересованные в освоении технологии свободного проектирования.
Важным отличительным признаком тьюторского сейшна является его совместное проектирование, которое будет проходить в он-лайн формате.
Ориентировочные сроки проведения мероприятия – 19-25 марта 2023 года.