Зарегистрировано в Минюсте России 3 марта 2023 г. N 72520
Профессиональный стандарт социального педагога предназначен для определения обязанностей сотрудника и требуемых от него знаний и умений. Он обязателен для бюджетных организаций, а в частном секторе применяется для определения квалификационных критериев и корректной организации кадрового делопроизводства.
Нормативные основы использования профстандартов
Современное отечественное законодательство содержит следующие акты, регулирующие применение стандартов для профессий:
На основе этих документов можно сказать, что профстандарты необходимы:
В других случаях, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК, они применяются как база для установления квалификационных параметров сотрудников. И тогда они используются на добровольной основе. Для руководителей в частном секторе их использование несет следующие преимущества:
Внимание! Наряду с профстандартами продолжают действовать классификаторы должностей ЕКС и ЕТКС. При возникновении противоречий между их положениями работодатель сам вправе выбрать предпочтительный вариант.
Нюансы составления профстандарта социального педагога
В 2017-м году Минтруд утвердил профстандарт 01.005, документирующий параметры позиции специалиста в области воспитания, куда входит и должность социального педагога.
Во вводной части документа содержатся сведения о целях профессиональной деятельности и её группе по классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.
Далее дается информация о трудовых функциях, осуществляемых специалистом. Для них приведены коды и сведения об уровне их сложности. Они разделены на две группы: обобщенные (основные) функции и их составляющие. Документ содержит шесть обобщенных функций, каждая из которых состоит из трех составляющих. Например, обобщенная функция социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации включает следующие составляющие: планирование мер по социально-педагогической поддержке, их организация и организационно-методологическое обеспечение.
Следующий раздел включает подробную информацию об основных функциях и их составляющих. Для каждой функции приведены следующие сведения:
Так, функция социально-педагогической поддержки обучающихся требует наличия у специалиста высшего (среднего) образования педагогического профиля или непрофильного образования, но с наличием дополнительного профессионального обучения. Также ему необходимо пройти успешный медосмотр и не иметь ограничений на педагогическую деятельность.
Для составляющих приведены трудовые действия и требуемые специалисту умения и знания. Так, планирование социально-педагогической поддержки обучающихся требует от специалиста владения тринадцатью умениями (разрабатывать профильные программы, оказывать первую помощь и пр.) и знаниями в восемнадцати областях (мировых и российских отраслевых нормативных актов и пр.). Они дают возможность специалисту выполнять шесть трудовых действий (разрабатывать профилактические меры, организовывать мероприятия по социализации и пр.).
В заключении приводится список организаций, отвечающих за создание документа.
Внимание! Для дополнительных характеристик положений, не упомянутых в документе (полномочия, трудовые права и пр.), используются должностные инструкции, разделы трудового договора, а также иные кадровые документы.
Применение профстандарта организацией
Процесс внедрения профстандартов в делопроизводство организации-работодателя рекомендуется выполнять следующим образом:
После окончания данных процессов работодатель сможет:
Внимание! Трудовой кодекс не дает возможность работодателю уволить сотрудника из-за его несоответствия параметрам, установленным в профстандарте. Тогда можно попробовать перевести работника на другую должность по ст. 72.1 ТК РФ.
СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация и осуществление воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта общественно и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей
Отнесение к видам экономической деятельности:
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Специалист в области воспитания”.
Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. N 10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 января 2017 г., регистрационный N 45406).
Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.
Министр А. О. К ОТЯКОВ
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. N 53н