СПО: требования к квалификации преподавателей оставлены на усмотрение руководства
К написанию этой статьи нас подвигли вопросы от преподавателей СПО, которые не могут обосновать свое право работать в качестве преподавателя. В настоящее время единый профессиональный стандарт педагога системы СПО отсутствует, что еще больше запутывает ситуацию. Один из присланных в профсоюз вопросов был такой:
«У меня высшее педагогическое образование (история и обществознание). Подскажите, пожалуйста, имею ли я право вести юридические дисциплины в СПО с пройденным курсами повышения квалификации по программе Теория и методика преподавания юридических дисциплин в условиях реализации ФГОС нового поколения (108 ч)?».
О квалификационных требованиях, предъявляемых к педагогическим работникам системы СПО
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее – Закон образовании) одним из уровней профессионального образования в России является среднее профессиональное образование (СПО).
Ранее в СССР (а позднее в Российской Федерации) выделяли начальное профессиональное и среднее профессиональное образование.
В настоящее время начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию и входит в единую систему СПО, целью которого является подготовка как квалифицированных рабочих (служащих), так и специалистов среднего звена.
Реализуют программы такой подготовки профессиональные образовательные организации: колледжи, техникумы, училища, лицеи.
Типичными для системы СПО являются такие педагогические должности как преподаватель, мастер производственного обучения, методист, старший методист, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, педагог-психолог и т.д.
Полный перечень должностей педагогических работников системы СПО содержится в подразделе 2 раздела 1 Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 №225.
Нам нередко поступают вопросы о том, какова должна быть квалификация педагогических работников, трудящихся в системе СПО, и отличаются предъявляемые к ним ли квалификационные требования от требований, предъявляемых к педагогам других образовательных уровней.
Базовые требования ко всем педагогическим работникам установлены Трудовым кодексом и Закона об образовании: педагогической деятельностью вправе заниматься лица, которые имеют среднее профессиональное или высшее образование и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч. 1 ст. 331 ТК РФ, ч. 1 ст. 46 Закона об образовании в РФ).
При этом, как неоднократно разъяснялось профильными министерствами Российской Федерации:
— обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей педагога законом не установлена;
— работодатели вправе при определении должностных обязанностей педагогов применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники, то есть если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует.
Указанные разъяснения нашли свое отражение в Письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253, Письме Минобрнауки РФ от 12 февраля 2016 г. N 09-ПГ-МОН-814, Письме Минобрнауки России от 13.10.2016 N НТ-1295/12).
Таким образом, принимая на работу педагога, руководство конкретной образовательной организации теоретически вообще не связано положениями квалификационных справочников и профстандартов, и вправе принять любое лицо, соответствующее минимальным требованиям Закона об образовании в РФ.
Важно! В настоящее время единый профессиональный стандарт педагога системы СПО отсутствует. Действовавший в период 2015-2019 гг. профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» отменен Приказом Минтруда от 26.12.2019 № 832н.
Вместе с тем, приняты профстандарты отдельных педагогических работников, которые работают в том числе в системе СПО. Это профстандарты:
Как же должны определяться квалификационные требования к самой распространенной в системе СПО должности преподавателя?
В соответствии Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, а именно разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н; далее — ЕКС), кандидаты на должность преподавателя в системе СПО должны соответствовать одному из следующих требований:
— иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
— иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в области, которая соответствует преподаваемому предмету;
— иметь любое иное высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Согласно разъяснениям Минобрнауки России, дополнительное профессиональное образование должно быть получено по дополнительной профессиональной программе в области образования и педагогики (Письмо Минобрнауки России от 25.08.2015 N АК-2453/06).
При этом требований к стажу работы не предъявляется.
Также в соответствии с ЕКС должны определяться квалификационные требования, предъявляемые в общем случае к мастерам производственного обучения.
Несколько сложнее выглядит ситуация с теми четырьмя упомянутыми выше должностями, по которым имеется профстандарт. Рассмотрим их отдельно.
Педагог-психолог
Согласно ЕКС, к педагогу-психологу предъявляются квалификационные требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Согласно профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н), соискатель указанной должности должен иметь высшее образование по профильным направлениям.
Таким образом, профстандарт содержит более строгие требования (высшее образование), а значит работодатель в этой части может руководствоваться именно профстандартом, а не ЕКС.
Специалист в области воспитания
Возможное наименование должности – Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
В ЕКС такая должность не указана, а значит работодатель может руководствоваться Профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» (утв. Приказом Минтруда России от 30.01.2023 N 53н).
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
Согласно ЕКС, к мастеру производственного обучения (в общем случае) предъявляются требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Согласно Профстандарту «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (утв. Приказом Минтруда России от 28.09.2018 N 603н) указанный специалист должен иметь:
Таким образом, ЕКС содержит ко всем мастерам производственного обучения более высокие квалификационные требования, чем профстандарт мастера по конкретной вышеуказанной должности.
Это значит, что работодатель может применительно к данной должности использовать профстандарт, однако может руководствоваться и ЕКС, который предъявляет более строгие требования ко всем мастерам.
Вместе с тем, существует и иная точка зрения, согласно которой работодатель в любом случае обязан применять именно профстандарт как более «свежий» документ.
Педагог-дефектолог
Согласно профессиональному стандарту «Педагог-дефектолог» (утв. Приказом Минтруда России от 13.03.2023 N 136н) соискатель указанной должности должен иметь
Одновременно в соответствии с ЕКС к образованию учителя-дефектолога предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, профстандарт предусматривает возможность для кандидата на должность педагога-дефектолога иметь не только высшее профильное дефектологическое образование, но высшее образование по направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» при условии получения дополнительного образования.
Кроме того, профстандарт считает лицом, имеющим высшее образование не только специалиста и магистра, но и бакалавра.
Как уже было сказано выше, при расхождении требований, содержащихся в профстандарте и ЕКС, работодатель вправе самостоятельно определять каким документом ему руководствоваться.
Вместе с тем, ничто не препятствует рекомендовать нашим коллегам-преподавателям отстаивать в данном случае именно профстандарт как более актуальный документ.
Применение профстандарта для педагогов общеобразовательных дисциплин
Зачастую поднимается вопрос о том, применим ли к тем преподавателям СПО, которые ведут общеобразовательные дисциплины, принятый в 2013 году профстандарт «Педагог»? Мы полагаем, что не применим.
Получение в колледжах и техникумах среднего профессионального образования на базе основного общего образования (т.е. после 9 класса школы) осуществляется с одновременным получением среднего общего образования (СОО). Поэтому в СПО работают педагоги, преподающие не только специальные, но и общеобразовательные дисциплины («Русский язык», «Литература», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «История» и т.д.).
Однако получение среднего профессионального образования происходит в пределах самостоятельной (отличной от СОО) образовательной программы СПО, которая разрабатывается не только на основе требований ФГОС СОО и ФООП СОО, но и с учетом получаемой профессии или специальности СПО.
О неприменимости к преподавателям СПО (независимо от того, дисциплины какого цикла – общеобразовательного или профессионального – они ведут) положений простандарта «Педагог» свидетельствует также то, что и Общероссийский классификатор занятий («ОК 010-2014 (МСКЗ-08)) и Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 четко разграничивают должности «Преподаватель средних профессиональных образовательных организаций» (преподаватель в колледжах, университетах и других вузах) и «Педагогический работник в средней школе».
Профстандарт «Педагог» содержит упоминание о «преподавателях в системе специального образования», однако вопреки частым заблуждениям речь здесь идет не об СПО, а о педагогах средних школ, которые обучают детей, имеющих физические и умственные отклонения в развитии (логопеды, переводчики-дактилологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды).
Таким образом, профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, к преподавателям системы СПО не применим.
Увольнение за отсутствие необходимой квалификации
Также часто звучит вопрос о том, может ли работодатель уволить педагога за отсутствие необходимой квалификации или заставить ее повышать.
Во-первых, необходимо отметить, что если педагогический работник принят на работу до вступления в силу Закона об образовании в РФ и аттестационная комиссия признала его соответствующим занимаемой должности (либо если он имеет квалификационную категорию и не подлежит аттестации), то на него не распространяется требование о наличии среднего профессионального или высшего образования (ч. 18 ст. 108 Закона об образовании).
Закон об образовании вступил в силу с 1 сентября 2013 года.
Таким образом, если педагогический работник был принят на работу до 1.09.2013 г., не проходил аттестацию на соответствие в связи с наличием категории, либо по результатам аттестации был признан соответствующим занимаемой должности, он вообще может не иметь среднего либо высшего профессионального образования.
Во-вторых, законодательство о труде не предусматривает возможности изменения либо расторжения трудового договора с работником на том лишь только основании, что после занятия им определенной должности были внесены изменения в ЕКС либо внедрен новый профстандарт. Это обстоятельство неоднократно разъяснялось высшими судами РФ, Минтрудом РФ, Минпросвещения РФ (см., например, Письмо Минпросвещения от 28.03.2019 N ТС-817/08).
В случае, если работодатель хочет «подтянуть» работника до уровня новых квалификационных требований, он может воспользоваться положениям статьи 196 ТК РФ, регулирующей права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников. Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.
Единственным механизмом, позволяющим работодателю уволить педагога, не обладающего достаточной квалификацией, является пункт 3 статьи 81 ТК РФ («несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации»), однако возможно это только по итогам аттестации, проведенной в полном соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 N 276 и Письмом Минобрнауки РФ N 08-1933 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 505 от 03.12.2014, рядом иных документов, регулирующих проведение аттестации педагогов.
Кроме того, как отмечается пункте 9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования ЕКС (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включённые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учётом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Стандарт является основой для:
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:
Стандарты общего образования:
Стандарты высшего профессионального образования:
До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:
По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
Разработка ФГОС осуществляется с учётом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
ФГОС высшего профессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениями подготовки (специальностям).
Проекты стандартов направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое размещает их на своём официальном сайте в сети Интернет для обсуждения с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием, и направляет их на независимую экспертизу.
Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации:
По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом.
Проекты ФГОС, замечания и экспертные заключения к ним обсуждаются советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, который принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. После получения решения совета Министерство образования и науки Российской Федерации принимает собственное решение относительно утверждения стандарта.
Внесения изменений в ФГОС осуществляется в том же порядке, что и принятие самих ФГОС.
Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определённом Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.
В редакции, предложенной разработчиками закона «Об образовании» в 1992 году, образовательный стандарт, точнее его федеральный компонент, состоял из пяти элементов:
Под давлением сторонников предметно-методического подхода эта редакция была деформирована депутатами профильного комитета Верховного Совета РФ и сокращена до трёхсоставной формулы: «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (в число коих неправомерно включались и оканчивающие начальную школу).
В результате этого из статьи 7 закона, посвящённой образовательным стандартам:
С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).
Скептическое отношение к заложенным в образовательных стандартах идеях прослеживается как минимум с 1930-х годов, когда Михаилом Булгаковым были написаны такие произведения как «Собачье сердце» и «Роковые яйца», в которых писатель в художественной форме высмеял попытки лихого преобразования природы человека (в духе господствовавшего тогда духа «победителей Природы»).
Открыто критикует идеи, воплощённые в образовательных стандартах, бывший министр образования РФ Э. Д. Днепров, посвятивший вопросу стандартизации образования книгу «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки».
Критически относится к проблеме стандартизации образования И. И. Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы.
Понятие “профессиональный стандарт” было введено в Трудовой кодекс пять лет назад Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ. С тех пор оно прочно вошло в обиход. Минтруд практически ежедневно утверждает новые стандарты, применение которых стало обязательным для ряда организаций. Чтобы информация была систематизирована, а любой работодатель или гражданин мог найти нужные ему сведения, был создан реестр профессиональных стандартов. Оператором ресурса стал Минтруд России.
По нормам трудового законодательства профессиональные стандарты являются требованием к квалификации специалистов, необходимой для выполнения ими профессиональной деятельности. Квалификация, в свою очередь, включает в себя перечень знаний и умений, опыта и профессиональных навыков, которыми должен обладать работник. Разработкой и утверждением профессиональных стандартов занимается Минтруд России, перечень специальностей при этом формируется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. В Трудовом кодексе эти требования регулирует .
Для того, чтобы любой работодатель или специалист могли в нужный момент найти описание и требования к каждой профессии, для которой уже существует стандарт, профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда 2020, объединены в специальный реестр. Он представляет собой детализированную информационную систему, которая определяет соответствующие требования к квалификации для включенных в нее специальностей. В реестре можно найти:
Основы разработки утверждения, применения требований осуществляются ведомством по правилам, установленным постановлением Правительства РФ. Кроме того, есть официальный сайт “Профессиональные стандарты”, который оперативно обновляется. Для удобства поиска и использования специальности приведены в нем в алфавитном порядке.
Обязательность применения профстандартов
До 1 июля 2016 года применение утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов не являлось обязательным и носило рекомендательный характер. Однако, с этой даты начала действовать статья 195.3 ТК РФ, которая регламентирует порядок их применения. В ней, в частности, сказано, что если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями. Остальные организации могут руководствоваться этими требованиями на свое усмотрение.
Так, специалисты Минтруда поясняют, что для определения трудовых функций при заключении или изменении трудовых договоров по нормам статьи 57 ТК РФ, обязательным условием является указание трудовых функций. Поэтому при указании должностей в штатном расписании работодателям рекомендовано использовать наименования должностей, содержащихся в соответствующем блоке третьего раздела документа, их также содержит реестр профессиональных стандартов 2020. Что полезного могут почерпнуть из него те работодатели, для которых пока не является обязательным применение на практике установленных требований? Среди такой информации есть, в частности:
Организации, для которых требования к квалификации сотрудников стали обязательными:
Все эти организации обязаны брать на работу главных бухгалтеров или других работников, на которых возлагается обязанность по ведению учета, только в соответствии с профстандартами, поскольку это предусмотрено Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Для других отраслей могут быть установлены строгие требования к другим должностям и специальностям, поэтому работодатели должны следить за этим самостоятельно, в чем им может помочь реестр профессиональных стандартов Минтруда.
Актуальность данных в реестре
Министерство труда и социального развития РФ постоянно утверждает новые пакеты профстандартов и обновляет их реестр. Например, 31 марта 2020 года в него были включены такие специальности, как:
С самыми актуальными данными вы можете ознакомиться на PPT.ru, поскольку все утвержденные профессиональные стандарты с 2020 года, список которых по алфавиту можно найти ниже, оперативно включаются в этот перечень. Его применение на практике позволит каждому работодателю наилучшим образом укомплектовать штат своего предприятия специалистами нужной квалификации, создать необходимый кадровый резерв, а также снизить текучесть кадров. Все это приведет к уменьшению затрат на кадровые мероприятия, что благоприятно отразится на экономической стабильности компании.