ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПЕЦИАЛИСТА ПО КАДРАМ

Возврат к списку

Профстандарт специалиста по управлению персоналом — набор требований к современным кадровым менеджерам. Специально разработанный и утвержденный Минтрудом регламент определяет, каким опытом, стажем и знаниями должны обладать эти работники.

Общие сведения

Министерство труда утвердило профстандарт управления персоналом Приказом от 06.10.2015 № 691н. Зарегистрирован документ в Минюсте России 19.10.2015 № 39362.

Основная цель экспертов по кадрам, как гласит профстандарт, заключается в обеспечении эффективного функционирования системы управления персоналом для достижения целей организации.

На практике это означает создание и функционирование такой системы работы с персоналом, которая бы обеспечивала руководству организации возможность принятия обоснованного и правомерного решения в отношении любого работника при осуществлении различных кадровых процедур (от приема на работу до увольнения).

Действующий профстандарт специалиста по управлению персоналом 2023 предусматривает ряд функций:

Каждая из функций содержит конкретный перечень требований к образованию, профессиональной подготовке, опыту работы и функциональным обязанностям.

Работа по внедрению профстандартов начата довольно давно и отдельные профстандарты, утвержденные в самом начале этого пути, уже потребовали корректировки и создания новых рекомендаций. Автор подробно анализирует те изменения, которые внесены в профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом. Комментирует нововведения, которые касаются непосредственно сотрудников, организующих кадровое делопроизводство и документооборот, оформление документов по личному составу, в том числе о приеме и увольнении работников. Будете в курсе, нужно ли вносить изменения в локальные акты или увольнять работников, не соответствующих новому профстандарту.

Во всем, что касается трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений, сейчас так много изменений, что непросто бывает уследить за каждым. Размах документооборота неуклонно растет: появляются новые требования в области обработки персональных данных работников, занятости, отчетности в госорганы, фонды и так далее. Но в этом круговороте нельзя забывать о базовых вопросах, которые всегда волнуют участников отношений наемного труда: что придется делать и сколько будут платить? И если со вторым вопросом все более-менее понятно, то с первым не все так просто.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным условием для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы). В большинстве случаев определение трудовой функции остается на усмотрение работодателя, и он вправе сформировать ее так, как ему необходимо для производственного процесса. Но следует помнить, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Причем профстандарты пригодятся на практике не только для тех работодателей, которые обязаны использовать их в своей работе. В связи с изменчивостью многих профессиональных сфер деятельности, конструкция профстандартов оказалась удобной для широкого круга работодателей, которым эти документы позволили четче и определеннее очертить круг обязанностей различных работников, требования к их образованию, опыту и профессиональным навыкам. На базе профстандартов разрабатываются должностные инструкции, составляются описания требований к соискателям, конструкции должностных обязанностей учитываются при разработке локальных нормативных актов о структурных подразделениях.

Группа С. Специалист по оценке и аттестации персонала

Аналог в ЕКС — «Менеджер по персоналу».

Работники по оценке и аттестации кадров должны иметь высшее образование по программе бакалавриата (раньше было необходимо иметь высшее образование без указания программы подготовки).

Профстандарт содержит положение о необходимости наличия дополнительного обучения по программе повышения квалификации или профессиональной переподготовки в области проведения оценки работников.

Опыт работы не требуется.

Формулировки к необходимым знаниям, умениям и навыкам четкие и понятные, основное направление — подготовка и проведение соответствующих мероприятий по оценке специалистов и рабочих предприятий.

Группа А. Специалист по кадровому делопроизводству

Аналог в ЕКС — «Специалист по кадрам».

Требования к уровню образования и обучения в профстандарте стали более либеральными. Теперь специалисту по кадровому делопроизводству достаточно иметь любое среднее профессиональное образование (раньше справочником предусматривалось наличие высшего). Но если диплом не профильный, дополнительно понадобится пройти профпереподготовку или курсы повышения квалификации, чего раньше не требовалось.

Опыт работы не требуется, как и раньше.

По сравнению со справочником, количество должностных обязанностей и необходимых знаний для их выполнения уменьшилось, зато теперь они более конкретные.

Группа D. Специалисты по обучению и развитию персонала

По уровню профобразования и практическому стажу работы положения профстандарта отличаются от требований справочника.

Раньше сотрудник обязан был иметь высшее профессиональное (по специальности «Менеджмент») или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Сейчас, по положениям профстандарта, работнику необходимо иметь высшее образование (без указания специальности). Стаж работы не установлен, но введены условия прохождения дополнительного обучения по программам повышения квалификации либо переподготовки в области организационного и профессионального развития кадров.

Положения о необходимых умениях, знаниях и навыках, по сравнению с ЕКС, детализированы в области развития и обучения кадров.

Группа Е. Специалисты по нормированию и оплате труда (по компенсациям и льготам)

Аналог в ЕКС — «Инженер по нормированию труда».

В отличие от справочника, который содержит описание квалификационных положений к образованию и стажу работы инженеров по нормированию труда трех категорий (к каждой категории свои требования), профстандарт теперь имеет единое положение об образовании: оно высшее без указания программы подготовки.

Кроме того, больше не регламентируется опыт работы (в справочнике требования к стажу составляют три и пять лет в зависимости от категории).

По стандарту, специалисты в этой области должны иметь дополнительное профобразование по программе переподготовки в области экономики, нормирования и оплаты труда, повышения квалификации.

Содержание раздела в части знаний, умений и навыков выгодно отличает стандарт от справочника по причине конкретности, емкости и последовательности выполняемых задач.

Группа F. Специалисты по социальным программам

В части требований к опыту и образованию справочник и профстандарт идентичны: образование высшее, без указания программы подготовки, стаж в обязательном порядке не требуется. Но стандарт содержит положение о необходимости наличия дополнительного профобразования по программе переподготовки или повышения квалификации в области социальных программ.

Должностные обязанности в стандарте хорошо детализированы, по сравнению со справочником. В стандарт вошел функционал, который относится к этому направлению, все общие и не относящиеся к этому разделу параметры удалены или перенесены в соответствующие группы.

Группа В. Специалист по подбору персонала

Рекрутеры должны иметь высшее образование по программе бакалавриата (раньше было требование к высшему образованию без учета образовательных программ).

Если диплом не профильный, нужна переподготовка в области поиска и подбора персонала.

Формулировки положений о знаниях, умениях и навыках, по сравнению со справочником, стали более конкретными и содержательными, основное внимание сосредоточив на поиске и подборе кандидатов.

Достоинства и недостатки профстандарта

С одной стороны, описание трудовых функций стандарта позволяет четко разграничивать труд специалистов в кадровых подразделениях, с другой стороны, такое подробное описание и разделение трудовых функций больше подходит для больших и государственных предприятий со значительной штатной численностью, чем для малого и среднего бизнеса (в принципе, так оно и есть, если посмотреть раздел стандарта, где указаны его разработчики).

Когда законодатель введет соответствующие нормы, конкретным специалистам, если они совмещают по своему функционалу несколько групп, придется соответствовать положениям тех групп, которые устанавливают более высокие требования к соответствующей квалификации.

Первый профстандарт и необходимость его пересмотра

Минтруд России приказом от 06.10.2015 № 691н утвердил профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» (не действующий с 01.10.2022). Документ изначально охватил широкий спектр функций в рамках деятельности по управлению персоналом – ​от документационного обеспечения работы с персоналом до стратегического управления персоналом организации. Данная деятельность была отнесена к коду 78.30 ОКВЭД 1 – ​деятельность по подбору персонала прочая. Были предложены наименования базовой группы должностей (профессий) и специальностей.

По каждой обобщенной трудовой функции были утверждены:

По отдельным трудовым функциям разработаны перечни трудовых действий, необходимых знаний и умений.

Первый профессиональный стандарт послужил основой для разработки трудовых функций, составления должностных инструкций для многих работодателей и активно использовался на практике. Однако опыт применения стандарта, а также бурно развивающаяся цифровизация в сфере управления персоналом потребовали внесения корректив в утвержденный документ.

В пояснительной записке к проекту приказа об утверждении нового профстандарта Минтруд России отметил, что «актуализация профессионального стандарта вызвана необходимостью внесения изменений в соответствии с замечаниями, поступившими от компаний различных отраслей экономики, вузов и экспертного сообщества и результатами мониторинга практики применения профессионального стандарта и внедрением современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства».

При разработке нового профстандарта «основные изменения и корректура были проведены в части требований к образованию и обучению, ОКСО 2 и наименованиям базовой группы, должности (профессии), включения тематики “цифровизация”».

Ключевые изменения

Новый профстандарт «Специалист по управлению персоналом» утвержден приказом Минтруда России от 09.03.2022 № 109н и вступил в силу с 01.09.2022. Его действие ограничено до 01.09.2028.

Что же конкретно изменилось? Для начала приведем фрагмент документа.

Раздел II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» профстандарта «Специалист по управлению персоналом»

Итак, произведена корректировка:

В ОТФ А «Документационное обеспечение работы с персоналом» изменены наименования ТФ, теперь они стали называться так: ведение документации по учету и движению персонала (A/01.6) и разработка типовых форм документов по учету и движению персонала, сопровождение процедур оформления трудовых отношений (A/02.6).

Группа Н. Директор или заместитель генерального директора по управлению персоналом

Аналог в ЕКС — «Заместитель директора по управлению персоналом».

Требования к образованию и опыту работы положения профстандарта сопоставимы с условиями справочника, по которым наличие высшего образования (специалитет или магистратура) обязательно, равно как и стаж не менее пяти лет практической работы в области управления персоналом на руководящих должностях.

Кроме того, профстандарт содержит требования к обязательному наличию у соответствующих работников дополнительного образования по программам переподготовки в области управления человеческими ресурсами, стратегического и операционного управления, экономики организации; программам повышения квалификации в области управления кадрами, стратегического и операционного управления.

Что касается практической работы и необходимых знаний для ее выполнения, все осталось по-прежнему.

Специалист по управлению персоналом

Настоящий профстандарт действует с 01.09.2022 по 01.09.2028

приказом Министерства труда

и социальной защиты

от 09.03.2022 № 109н

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

3.2.1. Трудовая функция

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

3.3. Обобщенная трудовая функция

3.3.1. Трудовая функция

3.3.2. Трудовая функция

3.3.3. Трудовая функция

3.4. Обобщенная трудовая функция

3.4.1. Трудовая функция

3.4.2. Трудовая функция

3.4.3. Трудовая функция

3.4.4. Трудовая функция

3.5. Обобщенная трудовая функция

3.5.1. Трудовая функция

3.5.2. Трудовая функция

3.5.3. Трудовая функция

3.6. Обобщенная трудовая функция

3.6.1. Трудовая функция

3.6.2. Трудовая функция

3.6.3. Трудовая функция

3.7. Обобщенная трудовая функция

3.7.1. Трудовая функция

3.7.2. Трудовая функция

3.7.3. Трудовая функция

3.7.4. Трудовая функция

3.8. Обобщенная трудовая функция

3.8.1. Трудовая функция

3.8.2. Трудовая функция

3.8.3. Трудовая функция

IV. Сведения об организациях – разработчиках

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

Группа G. Руководители структурных подразделений

Аналог в ЕКС — «Начальник отдела кадров».

По наличию необходимого образования и опыта работы профстандарт формально повторяет требования справочника: высшее образование (специалитет или магистратура) и стаж в области управления не менее пяти лет. аньше, по требованиям ЕКС к стажу работы, предусматривалось, что работник имеет опыт на руководящих должностях. Профстандарт сейчас немного смягчил эту позицию, положение о руководящих должностях убрали.

Помимо этого, профстандарт теперь содержит положение об обязательности прохождения дополнительного обучения по программам профессиональной переподготовки в области управления людьми, операционного и тактического управления или по программе повышения квалификации в области управления кадрами, операционного и тактического управления.

Списки практических навыков и теоретических знаний в положениях ЕКС и в профстандарте практически не отличаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *