Профессиональный стандарт специалиста по закупкам

Закон о контрактной системе № 44-ФЗ требует, чтобы заказчики формировали свои контрактные службы, базируясь на принципах профессионализма. Допущены к работе могут быть лишь специалисты, которые имеют хорошие теоретические знания и практические навыки, а также соответствующее образование.

Вторая половина 2016 года богата на события, напрямую касающиеся квалификации специалистов по закупкам. Во-первых, в июле вступил в силу соответствующий профессиональный стандарт. Во-вторых, до конца года все контрактные службы должны быть укомплектованы специалистами с высшим или дополнительным образованием в сфере закупок. Значит, придется подтвердить свою квалификацию, а при необходимости – пройти обучение.

  • Профстандарт для специалиста
  • Профстандарт для эксперта
  • Выводы

Министерство труда еще в 2015 году разработало 2 профессиональных стандарта: специалист в сфере закупок (приказ № 625н) и эксперт в сфере закупок (приказ № 626н). Эти документы утверждают требования, которым должны соответствовать работники заказчика, отвечающие за госзакупки. Эксперты в госзакупках занимаются преимущественно организационной работой, а специалисты — технической. Соответственно, к ним предъявляются разные требования в части навыков, знаний и опыта.

Небольшие заказчики редко организуют отдельную контрактную службу. Закупками в таком случае чаще всего занимаются экономист, юрист или бухгалтер на условиях совмещения должностей. Это допустимо, если специалист соответствует требованиям к уровню квалификации и опыту работы, а также обладает нужными знаниями.

Что такое профстандарты

Информация о профстандарте и его применении появилась в ТК РФ с 2012 года. Термин введен для определения квалификационных характеристик, необходимых для применения в конкретной сфере работы. Стандарты созданы, чтобы исполнять ст. 195.1 ТК РФ, и должны помочь реализации принципа профессионализма заказчика.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 в действие введены правила для разработки и утверждения профстандарта специалиста по закупкам с 2020 года. Минтруд Приказами от 10.09.2015 № 625н и № 626н утвердил два профстандарта:

  • специалист в сфере закупок;
  • эксперт в сфере закупок.

ТК РФ в ст. 195.3 определяет, что применять профстандарты нужно обязательно, если такие требования установлены для работодателя ТК РФ и другими нормативными актами РФ. В остальных случаях квалификационные требования профстандарта имеют необязательный характер, то есть рекомендуются к применению.

Применение профстандарта становится обязательным, если он установлен нормативным актом РФ, ТК РФ, другими законами. Требования к опыту работы, функциональным обязанностям, навыкам и знаниям по специальности в нем не определены (только к образованию). Поэтому профстандарты обязательному применению не подлежат (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но их положения могут использоваться работодателем для разработки должностных инструкций.

Профессиональный стандарт специалиста по закупкам

  • On 19.04.2022
  • 0 Comments
  • Планирование закупок, Процедура закупки, Специалист по закупкам

В 2022 году организации по-прежнему нанимают специалистов по закупкам и поручают организацию закупочной деятельности только тем, чьи знания и опыт соответствуют требованиям профстандарта «Специалист в сфере закупок». Профессиональный стандарт определяет компетенции и требования к квалификации заказчика.

Особенности Профстандарта

Он относится к:

  • руководителям федеральных, региональных, муниципальных сфер управления
  • руководителям бюджетных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иным юрлицам
  • управляющим финансово-экономической и административной деятельностью
  • руководителям и специалистам бухгалтерии, занимающихся бухгалтерскими операциями и учётом

Применяется к должностям:

  • юристы
  • финансисты
  • экономисты
  • специалисты и сотрудники, имеющие отношение к закупочной деятельности
  • специалисты органов госвласти.

Разъясняет 4 обобщённые функции:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • обеспечение закупок
  • проведение закупок
  • экспертиза итогов закупок, приёмка контракта
  • мониторинг, аудит и контроль сферы закупок

Уровни квалификации

Профстандарт делит все трудовые функции специалистов по закупочной деятельности на 4 уровня квалификации (5, 6, 7, 8), каждый из которых разъясняет требования к образованию и к профессиональным навыкам специалиста на каждой должности.

Рассмотрим подробно уровни квалификации в таблице:

Все трудовые функции, которые выполняет специалист по закупкам, обязательно необходимо отразить в должностной инструкции и других внутренних документах организации.

Профессиональный стандарт контрактного управляющего нужен для описания функционала специалиста и определения его квалификации. Дополнительно он используется работодателями при перераспределении трудовой нагрузки, отсеве кандидатов на трудоустройство, оценке персонала.

Регулирование использования профстандартов

В соответствии с положениями Федерального закона №122-ФЗ профстандарты могут использоваться на обязательной или добровольной основе. Нормативные акты, регулирующие обязательный порядок их применения:

  • Статья 195.3 ТК РФ – в соответствии с ней, профстандарты необходимы для позиций с законодательно закрепленными квалификационными требованиями.
  • Статья 57 ТК РФ – она обязывает применять профстандарты для профессий со льготами и ограничениями.
  • Постановление Правительства №584 – этот документ обязывает применять профстандарты работодателей из бюджетного сектора и компании, контролируемые государством.

Таким образом, профстандарты обязательны для определенных профессий, а также если наниматель – государственная структура. В иных случаях они используются добровольно, позволяя достичь работодателям следующих целей:

  • Актуализировать документацию по персоналу, что полезно как для улучшения делопроизводства, так и для профилактики споров с представителями ФНС и других проверяющих структур.
  • Установить параметры квалификации, которым обязаны будут соответствовать как действующие служащие, так и кандидаты на работу.
  • Определить критерии для оценки и переаттестации персонала.
  • Требовать от работников действий по повышению их профессионального уровня.

Внимание! Традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС пока сохраняют свою действенность, и организация-работодатель сама решает, какой документ ей больше подходит.

В 2015-м году Минтруд утвердил профстандарт для позиции эксперта в сфере закупок, основные характеристики которого применимы для контрактного управляющего. Он включает четыре части.

В начальном разделе содержатся общие данные о профессии: её цель, группа и вид экономической деятельности.

Вторая часть включает перечень обобщенных трудовых функций, лежащих в основе профессии, а также их составляющих. Для каждой из них приведены коды и уровни сложности.

Три обобщенные функции контрактного управляющего:

  • консультирование по закупкам;
  • их экспертиза;
  • организация деятельности по закупкам и экспертизам.

Перечисленные функции включают семь составляющих.

Третий раздел подробно раскрывает суть функций и составляющих. По каждой функции приведены следующие сведения:

  • специалисты, готовые к её выполнению;
  • ожидаемые от них уровни трудового опыта и обучения;
  • особые условия их допуска к работе, а также дополнительные сведения.

Так, для функции экспертизы в сфере закупок для нужд государства, местных властей и компаний приводится следующая информация:

  • специалисты, готовые её выполнять, – эксперт в области закупок и контрактный управляющий;
  • образование – высшее, с дополнительным обучением по профилю деятельности;
  • опыт – от четырех лет в области закупок;
  • дополнительные сведения – коды специалистов по классификаторам ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР.

По составляющим перечислены следующие данные:

  • выполняемые специалистом рабочие операции;
  • ожидаемые от специалиста знания и умения;
  • прочие характеристики.

К примеру, для составляющей «Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта» имеется следующая информация:

  • пять рабочих операций – экспертиза выполнения контракта, оформление соответствующей документации по его результатам и пр.
  • пять нужных для выполнения операций умений – выявление нарушений при исполнении контракта, использование необходимой офисной техники и пр.
  • двенадцать нужных знаний – основы статистики, бухгалтерского учета в области закупок и пр.
  • десять дополнительных требований из области деловой этики – не разглашать материалы, соблюдать требования конфиденциальности и пр.

В четвертом разделе документа приводится список организаций, задействованных в его разработке.

Внимание! Те сведения о профессии, которые не разобраны в документе, содержатся обычно в должностной инструкции. Речь идет о должностных полномочиях, правилах взаимодействия с коллегами и иных подобных моментах.

Применение профстандартов на практике

Качественное внедрение профстандартов в документооборот организации-работодателя проходит следующие стадии:

  • Утверждение регламента, где разобраны основные аспекты внедрения: план-график, востребованная документация, уполномоченные лица.
  • Исследование деятельности сотрудников: характера и степени нагрузки, действующие требования к квалификации и пр.
  • Изменение трудовой документации с помощью подходящих профстандартов: модернизация должностных инструкций, норм штатного расписания, принципов оценки эффективности (KPI).
  • Документирование новых критериев, по которым будет оцениваться персонал и кандидаты на работу.

Применение комплекса данных мероприятий позволит работодателю требовать от подчиненных мер по улучшению их квалификации, отправлять их на профподготовку, отсеивать кандидатов с неподходящими навыками. Так, если контрактный управляющий не отвечает критериям, изложенным в профстандарте, то наниматель вправе потребовать от него действий по повышению профессионального уровня.

Внимание! Трудовой кодекс не обеспечивает работодателю возможность уволить контрактного управляющего из-за его несоответствия положениям профстандарта. При его отказе повышать уровень своей квалификации можно или перевести его на другую позицию (ст. 72.1 ТК) или переименовать его должность (статьи 72, 74 ТК).

Профессиональный стандарт специалиста по закупкам используется в кадровом делопроизводстве для определения обязанностей работника и параметров его квалификации. Документ также помогает выдвигать руководителю корректные требования к подчиненным по качеству их деятельности и нагрузке.

Нормативное регулирование использования профстандартов

В 2015-м году с принятием Федерального закона №122-ФЗ началось внедрение стандартов для профессий в широкую практику. На основании этого ФЗ были введены в действие следующие акты:

  • В Трудовой кодекс была внесена статья 195.3, обязавшая применять профстандарты, если для профессии в законодательстве установлены квалификационные параметры. Также в статье 57 ТК было предписано их использование в тех случаях, когда для должности законодательно установлены льготы или ограничения.
  • Правительством было утверждено Постановления №584, обязавшее применять профстандарты контролируемые государством организации. Это относилось как к учреждениям с бюджетной формой собственности, так и к компаниям из частного сектора, в которых доля государства превышала 50 процентов.
  • Минтрудом было выпущено разъяснение по применению профстандартов в Письме №14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2016 года.

На основании данных актов обязательный порядок профстандартов был установлен:

  • Когда организация контролируется государством – причем это касается не только бюджетных учреждений, но и компаний из частного сектора.
  • Когда для определенной позиции законодательно установлены такие аспекты, как льготы, ограничения, квалификационные параметры.

В других случаях применение профстандартов происходит на добровольной основе. По смыслу ч 2. ст. 195.3 ТК они нужны как база для разработки квалификационных требований для сотрудников. К этому нужно добавить, что их использование приносит работодателям следующие плюсы:

  • Установление корректных критериев, по которым происходит оценка компетенций сотрудников.
  • Документирование требований по квалификации для претендентов на работу.
  • Актуализация действующей трудовой документации, что не только облегчает кадровое делопроизводство, но и уменьшает вероятность конфликтов с проверяющими организациями (ФНС, ПФР и т.д.).
  • Появление основы для требований к сотрудникам по их дополнительному обучению и переподготовке.

Внимание! Вместе с профстандартами сохраняют актуальность классификаторы должностей ЕКС и ЕТКС. В будущем предполагается их объединение, а пока наниматель сам может выбрать предпочтительный документ.

В 2015-м году Минтруд утвердил профстандарт 08.026 «Специалист в сфере закупок». Он состоит из четырех частей, где разобраны основные должностные характеристики.

В вводном разделе дана общая характеристика профессии: её группа и вид деятельности по кодам ОКВЭД и ОКЗ.

В следующей части содержатся сведения о лежащих в основе профессии трудовых функциях и их составляющих. Профстандарт насчитывает 4 обобщенных функции, каждая из которых содержит свои составляющие, общим числом 9 штук. Так, функция по осуществлению контроля в области закупок включает:

  • мониторинг по закупкам;
  • аудит и контроль закупок.

Для функций и их составляющих приведены коды и уровни сложности.

Третья часть – самая объемная. В ней содержится полный перечень трудовых функций и их составляющих с подробными характеристиками.

По трудовым функциям дана следующая информация:

  • разновидности специалистов, готовых к их выполнению;
  • требования к ним по уровню образования и опыта;
  • особые критерии, которым должен соответствовать специалист;
  • дополнительные характеристики.

Так, трудовая функция по контролю закупок включает:

  • три должности, которые может занимать специалист, отвечающий за её выполнение;
  • уровень образования – высшее; также нужно наличие профильного обучения;
  • опыт работы – от пяти лет в области закупок, из них не менее двух на руководящих позициях;
  • в дополнительные характеристики включены коды и специализации сотрудников, могущих участвовать в выполнении функции по классификаторам ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР.

По составляющим трудовых функций приведена следующая информация:

  • трудовые действия;
  • нужные для них знания и умения;
  • прочие характеристики.

К примеру, составляющая «Осуществление мониторинга по закупкам» включает:

  • шесть действий (оценка обоснованности закупок, оформление отчета и пр.);
  • три практических умения – использование компьютерной техники и пр.;
  • знания в 22 областях – антимонопольное законодательство, правила профильного документооборота и т.д.
  • семь дополнительных характеристик, посвященных профильным этическим нормам.

Документ заканчивается перечнем данных по тем организациям, которые участвовали в его написании.

Внимание! Ряд профессиональных характеристик – полномочия, правила взаимодействия с коллегами и т.д. – отсутствует в документе. Для их описания дополнительно используют должностную инструкцию.

Принципы внедрения профстандартов

Грамотное применение профстандартов в деятельности компании требует принятия следующих мер:

  • Утверждение регламента, где содержится ключевая информация по процессам внедрения: ответственные за них, сроки, задействованные документы.
  • Проведение исследования деятельности компании и её служащих. Анализируется отраслевая специфика, степень нагрузки, характер выполняемых обязанностей.
  • Поиск профстандартов и их применение для изменений трудовой документации.
  • Внедрение на основе данных изменений критериев оценки сотрудников и претендентов на работу.
  • Осуществление изменений в организационной структуре компании: переименование должностей, освобождение работников от непрофильных функций и пр.

Итогами данных процессов для работодателя станет возможность отправить сотрудников на переобучение, отобрать подходящих кандидатов на позиции, а также корректно, с точки зрения законодательства, провести переаттестацию работников.

Внимание! Трудовой кодекс не дает возможность уволить сотрудника из-за его несоответствия критериям, данным в профстандарте. Работодатель может попробовать применить статью 72.1 ТК, переместив подчинённого на менее ответственную должность.

Профессиональные стандарты

Статья 195.3 Трудового кодекса, которая вступила в действие с 1 июля текущего года, определяет порядок применения профессиональных стандартов. К области государственных закупок относятся два профстандарта: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» (группа «Финансы и экономика»). Соответствие указанных должностей другим профессиональным классификаторам приведены в следующей таблице.

В связи с введением профстандарта многие заказчики будут переписывать должностные инструкции для контрактных управляющих либо сотрудников контрактной службы. Хотя, закон делать этого не обязывает, а лишь дает такое право. Однако, скорее всего, профстандарт позволит расширить функции и полномочия каждого сотрудника, что, безусловно, будет выгодно заказчику.

При этом стоит учесть, что внесение изменений в должностную инструкцию необходимо производить с согласия самого работника. Исключение составляют лишь те случаи, когда правки носят чисто технический характер и не затрагивают непосредственно функций сотрудника. В противном случае, согласно Трудовому кодексу, работника нужно предупредить об изменении его должностной инструкции за 2 месяца до подписания.

Где указаны требования к работникам госзаказа

Профстандарт для контактных управляющих и работников контрактной службы должен соблюдаться в безусловном порядке, а претендент на должность — подтверждать документами образование в сфере контрактных закупок. Сотрудники, занятые в сфере заказа, имеют строго установленные нормативными актами квалификационные требования:

  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н;
  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.

На кого распространяются

Перечень юрлиц, обязанных применять в деятельности эти требования, установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. К ним относятся:

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные и муниципальные организации;
  • ГУПы и МУПы;

Предприятия, доля государственного участия в которых превышает 50%, вводят применение и внедрение профстандартов постепенно, до 01.01.2019. Остальные учреждения обязаны строго соблюдать требования профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ).

На содержание профстандартов повлиял и закон, касающийся контрактной системы. Статья 9 ФЗ № 44-ФЗ определяет профессиональную основу как базовый принцип проведения госзакупок. На работу приглашаются сотрудники, являющиеся профессионалами в сфере заказа. Заказчик обязан обеспечить условия не только для повышения уровня квалификации работников, но и для его поддержания. Эта установка подтверждается ч. 6 ст. 38 ФЗ-44, в соответствии с которой, к примеру, сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий должен иметь высшее и дополнительное профобразование.

Создавая комиссию по проведению закупок, учреждение должно принимать во внимание профстандарты, ведь преимущественное право на включение в ее состав дано работникам (ч. 5 ст. 39 ФЗ-44):

  • имеющим профпереподготовку;
  • прошедшим повышение квалификации;
  • имеющим спецзнания в области заказа.

Должности и функции

Каковы же основные трудовые функции работников сферы закупок согласно профстандарту? Всего их четыре, каждой из них соответствует несколько должностей и определенный уровень квалификации.

Исполнять эту функцию может специалист по закупкам, работник контрактной службы либо контрактный управляющий. Минимальный уровень квалификации – 5. Этому сотруднику вменяется в обязанность сбор данных о том, какие товары, работы и услуги необходимы заказчику, а также о предлагаемых ценах. Кроме того, он готовит закупочную документацию, обрабатывает результаты и заключает контракты.

Осуществление закупок для нужд заказчика возлагается на старшего специалиста по закупкам, консультанта по закупкам, работника либо руководителя контрактной службы или же контрактного управляющего. Этот сотрудник должен иметь уровень квалификации не ниже 6. Его основные обязанности – составлять планы закупок, обосновывать и осуществлять закупки.

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

Эта функция относится к компетенции как минимум ведущего специалиста по закупкам. Кроме того, ее может исполнять руководитель подразделения либо его заместитель, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий, либо работник контрактной службы, чья квалификация не менее 7. Главная обязанность – проверять соблюдение условий контракта, а также качества закупленных товаров, работ, услуг.

Контроль в сфере закупок

Эту функцию может осуществлять руководитель, заместитель руководителя либо советник. Уровень квалификации – не менее 8. В рамках функции выполняются мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

Профстандарт специалиста

Профстандарт «специалист в сфере закупок» охватывает функционал, связанный с:

Приказ содержит требования к уровню образования. Они включают:

  • Среднее, доппрофессиональное.
  • Высшее (бакалавр), доппрофессиональное.
  • Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.

Установлены требования к опыту работы в сфере заказа:

  • Отсутствие требований.
  • От 3 лет.
  • От 4 лет.
  • От 5 лет, включая опыт руководящей работы от 2 лет.

Профессиональный стандарт специалиста по закупкам

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов в сфере закупок, в том числе контрактных управляющих, работников контрактной службы, специалистов по закупкам

Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 625н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в сфере закупок”

Данный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Согласно стандарту в функции таких специалистов входит контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Стандартом предусмотрены следующие трудовые функции, выполняемые данными специалистами:

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд:

– предварительный сбор данных о потребностях и ценах на товары, работы, услуги;

– подготовка закупочной документации;

– обработка результатов закупки и заключение контракта.

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд:

– составление планов и обоснование закупок;

– осуществление процедур закупок.

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:

– проверка соблюдений условий контракта;

– проверка качества предоставленных товаров, работ, услуг.

4. Контроль в сфере закупок:

– мониторинг в сфере закупок;

– аудит и контроль в сфере госзакупок.

По каждой из обобщенных трудовых функций установлены требования к образованию и к опыту практической работы.

Перейти в текст документа »

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам – в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 13.10.2015

Профстандарт для специалиста

В соответствии с профстандартом «специалист в сфере закупок», такому работнику присваивается квалификация разного уровня, в зависимости от его функций.

Обеспечение закупочных процедур

Специалист по закупкам, которому присваивается этот уровень квалификации, может не обладать опытом работы, но должен иметь как минимум среднее профессиональное образование. Его основные обязанности заключаются в следующем:

  • собирать информацию о ценах на предмет закупки, о поставщиках;
  • готовить документацию;
  • описывать объект закупки;
  • участвовать в обработке результатов торгов и другие.

К специалисту в сфере закупок этого уровня квалификации предъявляются такие требования:

  • высшее образование не ниже бакалавра;
  • опыт работы — как минимум 3 года.

Такому специалисту, в частности, поручается:

  • составление планов и планов графиков;
  • обоснование цен;
  • организация процесса общественного обсуждения закупки, когда это необходимо;
  • организация процесса торгов (через ЭТП, а в редких случаях, когда это допустимо — в бумажном виде);
  • размещение в ЕИС различных отчетов.

Экспертиза результатов исполнения контракта

Специалист, отвечающий за экспертизу, должен иметь высшее образование (специалитет или магистратура) и как минимум 4-летний опыт работы. В зону его ответственности включается:

  • проверка того, соблюдает ли исполнитель условия контракта;
  • организация приемки после исполнения контракта или отдельных его этапов, в том числе создание приемочной комиссии;
  • проверка качества поставленных товаров и результатов выполненных работ (оказанных услуг) при приемке;
  • обсуждение с представителями поставщика спорных вопросов в процессе приемки, а также при расторжении контракта;
  • привлечение внешних экспертов, если экспертизу при приемке решено проводить их силами.

Контроль закупочной деятельности

Самым высоким уровнем квалификации в соответствии с рассматриваемым профессиональным стандартом наделяется специалист, который имеет:

  • высшее образование по программам специалитет или магистратура;
  • 5-летний опыт работы, в том числе 2-летний — на руководящих должностях.

Сфера деятельности этого специалиста:

  • контролировать всю закупочную деятельность своей организации;
  • оценивать, насколько обосновано проведение той или иной закупки;
  • давать оценку эффективности закупок;
  • следить за изменениями законодательства и своевременно приводить в соответствие с ними внутренние нормативные акты организации (разрабатывать проекты документов).

Аттестация и переобучение

Порядок и сроки аттестации сотрудников на соответствие указанным стандартам определяются заказчиком. Тот, кто покажет не слишком впечатляющий результат, должен быть направлен на дополнительное обучение.

Кроме того, к началу 2017 все специалисты в сфере закупок должны подтвердить знание закона № 44-ФЗ специальным дипломом. Подчеркнем, что с 1 января 2017 года документы, подтверждающие квалификацию специалиста в соответствии с законом № 94-ФЗ, не будут считаться действительными.

Также с начала следующего года все работники контрактных служб и контрактные управляющие должны быть специалистами с высшим либо дополнительным образованием в сфере закупок. Для подтверждения этого необходимо представить диплом либо удостоверение о повышении квалификации.

Наличие необходимого уровня квалификации по результатам допобразования подтверждается соответствующим удостоверением либо диплом о профессиональной переподготовке. Прохождение специализированного курса по 44-ФЗ подтверждается свидетельством об обучении либо освоении дополнительных предпрофессиональных программ.

В общем случае обучающиеся должны пройти курс «Управление закупками» длительностью не менее 108 часов. Исключение составляют руководители организации – для них длительность курса обучения может быть снижена до 40 часов.

Нужно ли применять к поставщикам

Профстандарты связаны с проведением работ по закупкам, их контролем и управлением. Цель — обеспечить государственную, муниципальную или корпоративную потребность в товарах, работах, услугах. Соответственно, стандартизирована сфера, связанная с деятельностью заказчика, а не поставщика.

Профстандарт для эксперта

Эксперт имеет квалификацию более высокого уровня, чем специалист. Эксперт в сфере закупок занимается консультированием, проведением экспертизы, а также организацией работы технических специалистов:к

  • Консультирование. Чтобы соответствовать профстандарту «эксперт» и заниматься консультированием, специалисту необходимо высшее образование (бакалавриат и выше), дополнительное обучение по программе повышения квалификации в сфере закупок, опыт работы минимум 3 года. С таким багажом можно проводить консультации в сфере закупок, составлять заключения, рассчитывать различные аналитические показатели, например, влияние на цену тех или иных факторов.
  • Экспертиза. Эксперт должен иметь высшее образование по программе специалитет или магистратура и пройти обучение в сфере закупок. Опыт работы — от 4 лет. Основное направление деятельности — экспертиза документов, связанных с закупкой (в том числе заявок) и результатов выполнения контракта (включая составление экспертного заключения). Кроме того, эксперт может разрабатывать методологические базы для закупочной деятельности.
  • Организация. Наиболее квалифицированные и опытные специалисты занимаются организацией всей закупочной деятельности заказчика. К ним предъявляются такие требования: специалитет или магистратура плюс профильное обучение в сфере государственных закупок, а также 5 лет работы, 3 из которых — на руководящих должностях. Функции такого руководителя:
    организовать процесс работы, распределить задачи между исполнителями, а также контролировать их исполнение;планировать закупочную деятельность;контролировать, чтобы привлеченные к экспертизе и консультированию внешние специалисты исполняли условия договора;контролировать эффективное использование ресурсов;следить за исполнением требований охраны труда.
  • организовать процесс работы, распределить задачи между исполнителями, а также контролировать их исполнение;
  • планировать закупочную деятельность;
  • контролировать, чтобы привлеченные к экспертизе и консультированию внешние специалисты исполняли условия договора;
  • контролировать эффективное использование ресурсов;
  • следить за исполнением требований охраны труда.

Профстандарт эксперта

Проведение экспертной оценки и консультаций, оценка деятельности по закупкам — позиции, включенные в профстандарт эксперта в сфере закупок. Список трудовых функций аналогичен специалисту. Принцип классификации полномочий по их сложности представлен от наименьшего уровня к наивысшему:

  • № 6 включает услуги по консультированию, мониторингу рынка.
  • № 7 включает экспертные работы в части процедур и исполнения условий контрактов.
  • № 8 включает деятельность по проведению консультаций и экспертиз (управление организацией, аттестации и изучение проблемных вопросов).

Минимальный уровень требует наличия высшего, доппрофессионального образования и опыта работы от 3 лет.

Средний уровень предусматривает наличие высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования и стажа в сфере деятельности от 4 лет.

Высший уровень требует наличия высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования, опыта работы от 5 лет, включая руководящие должности — от 3 лет.

Профессиональный стандарт специалиста по закупкам

Об авторе статьи

Специалист по кадрам, юрист

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Выводы

Итак, работать в сфере закупок может практически любой специалист с высшим образованием. Но в большинстве случаев необходимо пройти профильное обучение. Нужен и опыт работы — как минимум 3 года. Если же есть планы стать экспертом, контрактным управляющим или даже возглавить целую контрактную службу, нужно иметь опыт руководящей работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *