Профессиональный стандарт внутреннего аудитора

Профессиональный стандарт внутреннего аудитора применяется при модернизации кадровой документации организации: её должностных инструкций, правил внутреннего распорядка и т.д. Также документ имеет широкий спектр дополнительных возможностей. Так, его можно использовать при разработке KPI, рекомендаций по повышению уровня работников или отбраковки несоответствующих по качеству кандидатов.

Современная правовая база профстандартов

Создание полноценной нормативной базы по должностным стандартам началось в 2013 году, когда было принято Постановление Правительства №23, где документировался порядок их составления.

В 2015 году в действие вступил Федеральный закон №ФЗ-122. Данный ФЗ дополнил положениями о профстандартах Трудовой кодекс и законодательство об образовании. Так, в ТК была введена статья 195.3, документирующая процессы их практического использования организациями-нанимателями.

В следующем году Правительство приняло Постановление №584, определившее порядок применения профстандартов в бюджетных организациях разного уровня и компаниях, большая часть которых принадлежит государству.

Основные аспекты их практического использования были обобщены и разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.

В 2015 году Минтруд утвердил профстандарт для аудитора (08.023). Данный документ содержит четыре части.

В его начале перечислены цель, вид и группа профессии аудитора, а также их отношение к классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.

В следующей части указаны семь профильных функций аудитора и семнадцать их составляющих. Каждая функция состоит из двух-трёх частей. Так, функция по методическому обеспечению аудита включает:

  • обучение работников аудиторской компании и повышение их квалификации;
  • разъяснение сотрудникам принципов профильного законодательства;
  • разработка документов, регламентирующих деятельность аудиторов, и отслеживание их актуализации.

В третьей части содержится более подробная информация по функциям и их частям.

Для функций указано:

  • специалисты по аудиту, класс которых достаточен для их выполнения;
  • нужный им уровень опыта и образования;
  • особые условия их допуска к работе;
  • прочие данные вспомогательного характера.

Например, для вышеупомянутой функции по методическому обеспечению аудита указаны:

  • Три класса специалистов, готовых к её выполнению.
  • Образование – высшее, уровня специалитета или магистратуры. Также требуется дополнительное профильное образование и повышение квалификации.
  • Опыт работы – от пяти лет, в том числе от трёх в аудиторской фирме.
  • Дополнительно специалисту требуется членство в СРО аудиторов.
  • Особо указано на необходимость соблюдения аудитором норм профессиональной этики.

Также указаны коды специалистов по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.

По составляющим функций в разделе предоставлена следующая информация:

  • трудовые операции аудитора;
  • нужные ему знания и умения;
  • данные вспомогательного характера.

Например, для деятельности по обучению работников аудиторской компании и повышению их квалификации указаны:

  • Пять трудовых операций – анализ необходимости в проведении обучения по конкретным направлениям, планирование образовательных процессов и т.д.
  • Одиннадцать умений в практических областях – подготовка соответствующих образовательных материалов, работа на компьютере с СПС и т.д.
  • Тринадцать знаний теоретического характера – основы делопроизводства, методы работы с информацией и пр.

Такое тщательное описание функций и их элементов объясняется тем, что именно на этот раздел ориентируются менеджеры при составлении должностных инструкций, норм штатного расписания и иной кадровой документации.

В заключительной части находятся сведения о тех организациях, которые занимались созданием этого должностного стандарта.

Внимание! Параметры квалификации внутреннего аудитора, взятые из профстандарта, могут служить основанием для предъявления требований к специалисту о необходимости получения им дополнительного образования.

Вопросы применения должностных стандартов

Как профстандарты используются для отсева недостаточно подготовленных кандидатов?

Работодатель, если у него официально внедрена система профстандартов, может, ссылаясь на их критерии, написать об отсутствии у кандидата необходимых деловых качеств.

В каких случаях профстандарты обязательны?

Для работодателя они носят обязательный характер, если:

  • Для специальности в действующем законодательстве установлены квалификационные нормативы (ст. 195.3 ТК).
  • Представители каких-то отраслей обладают правами на льготы и компенсации, либо для них определены профессиональные ограничения (ст. 57 ТК).
  • В качестве нанимателя выступает бюджетная организация или компания, большая часть которой находится в госсобственности (Постановление Правительства 584).

В иных ситуациях они носят добровольно-рекомендательный характер.

Как происходит переход на профстандарты?

Рекомендуется использовать следующий порядок операций:

  • Написание регламента, где определены ключевые аспекты перехода: этапы, ответственные за них и т.п.
  • Исследование тех аспектов деятельности организации, которые связаны с управлением персоналом. Анализируется нагрузка работников, параметры их квалификации и прочие подобные моменты.
  • Проверяется качество документов по персоналу: трудовых договоров, правил внутреннего распорядка и т.д.
  • В соответствии с подходящими по профилю профстандартами вносятся необходимые изменения в документацию.

Началом данных процессов является издание директором приказа о переходе организации на профстандарты.

Насколько актуальны положения ЕКС и ЕТКС?

Как указано Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253, они могут использоваться наряду с профстандартами, и работодатель сам выбирает, какой документ в приоритете, если между ними возникают противоречия. Но с начала 2020 года именно профстандарты обязательны в бюджетном секторе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *