Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей
Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобиля нужен для оценки степени подготовки работника и определении сферы его деятельности. Кроме этого, он применяется в качестве основы для создания кадровой документации. К примеру, его можно использовать при разработке показателей результативности (KPI), тестов для соискателей и т. д.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
Правовая основа применения профессиональных стандартов
Процесс внедрения профстандартов начался с 2012 года. Именно тогда был принят 236-ФЗ, впервые внёсший их в действующее законодательство. За ним последовало принятие следующих нормативных документов:
- В начале 2013 года вышло Постановление Правительства №23. Оно урегулировало процедуры составления и одобрения новых профстандартов.
- В мае 2015 года был опубликован основной закон по должностным стандартам — 122-ФЗ. Он определил основные процессы их создания, ввода в действие и использования на практике. Так, в ФЗ «Об образовании» появились положения по роли профстандартов в оценке усвоения соответствующих образовательных программ.
- В июне 2016 года появилось Постановление Правительства №584. Данный документ стал определяющим для описания действия должностных стандартов в госсекторе экономики.
Внимание! Специальные разъяснения по практическим аспектам использования перечисленных документов содержатся в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.
В марте 2017 года Минтрудом был официально введён в действие профстандарт 31.004 для специалиста по мехатронным системам автомобиля, основные положения которого подходят для слесаря по ремонту автомобиля. Данный документ включает четыре части, где содержится описание основных характеристик профессии.
Начальная часть включает сведения общего характера: цель профессиональной деятельности, её название по ОКЗ и ОКВЭД и т.д.
Второй раздел содержит перечень обобщённых трудовых функций и составляющих их простых трудовых функций. Всего перечислены 7 обобщённых функций и 20 простых функций. Так, обобщённая трудовая функция по ремонту автотранспортного средства (АТС) включает три элемента:
- ремонт агрегатов, систем, узлов АТС;
- проведение диагностики систем АТС;
- устранение неисправностей в системах АТС.
Также в разделе указаны уровни сложности выполняемых специалистом работ.
В третьем разделе функции и их элементы описаны более подробно.
По функциям в нём содержится следующая информация:
- специалисты, которые готовы к их выполнению;
- требуемые от них уровни опыта и образования;
- предъявляемые к ним особые требования;
- дополнительные характеристики;
- названия специалистов по справочникам профессий.
Так, для деятельности по ремонту АТС дана следующая информация:
- Наименования 9 специалистов – слесарь по ремонту автомобилей и т.д.
- Требуемый уровень образования – среднее профобразование.
- Опыт работы – от года в сфере техобслуживания и ремонта АТС.
- Дополнительно специалисту рекомендуется принимать меры по поддержанию уровня квалификации.
- Названия специалистов даны по следующим справочникам: ОКЗ, ЕТКС, ОКПДТР.
По простым трудовым функциям дана следующая информация:
- выполняемые специалистом трудовые действия;
- теоретические знания;
- умения практического характера;
- дополнительные характеристики.
Например, для деятельности по ремонту агрегатов, систем, узлов АТС приведены следующие данные:
- 6 действий – проверка агрегатов, систем и узлов АТС, выполнение работ по их тестированию и т.д.
- 14 умений – применение специальных приспособлений для поисков неисправностей в АТС, проведение необходимых измерений узлов и деталей и т.п.
- Знания в 16 областях – технология слесарных работ, особенности систем и деталей АТС и пр.
В четвёртой части документа дан перечень организаций, занимавшихся его составлением.
Внимание! Перечисленные требования к подготовке слесаря по ремонту автомобиля могут применяться работодателем только после его перехода на систему профессиональных стандартов.
Параметры использования системы профстандартов
Что делать, если уже работающий слесарь по ремонту автомобиля не подходит под критерии профстандарта?
Трудовое законодательство не даёт возможность увольнения слесаря по этой причине. У работодателя есть три варианта действий:
- передвинуть сотрудника с должности слесаря по ремонту автомобиля на другую позицию (ст. 72.1 Трудового кодекса);
- изменить название позиции (статьи 72, 74 Трудового кодекса);
Внимание! Данное повышение квалификации совершается на добровольной основе, т.е. специалиста уволить за отказ от его прохождения нельзя.
Когда профстандарты являются обязательными для применения?
Они необходимы для сотрудников, если:
- Специалист работает в государственном секторе экономики (госкомпании, бюджетные учреждения и т.п.).
- Для специальности имеются особо прописанные в законодательстве требования квалификационного характера.
- Сотрудник имеет право на получение льгот/компенсаций или для его позиции имеются нормативные ограничения.
В других случаях должностные стандарты применяются в добровольном порядке.
Зачем компании добровольно переходить на систему профстандартов?
Они дают ряд новых возможностей в области управления персоналом и кадровом делопроизводстве. Перечислим основные:
- Проведение переаттестации работников на основе объективных показателей.
- Улучшение качества документов в сфере кадровой деятельности. Помимо прочего, это снижает риски возникновения конфликтов с проверяющими организациями (ФСС, трудовая инспекция и т.п.).
- Оценка степени профессиональной подготовки претендентов на должности.
- Создание критериев, с помощью которых можно оценивать результативность сотрудников.
Внимание! Перечисленные возможности опираются на обширную и надёжную правовую базу, что снижает юридические риски их реализации.
Каким образом профстандарты сочетаются со справочниками ЕКС и ЕТКС?
Действующее законодательство даёт возможность работодателю самому выбирать предпочтительный вариант. Но, как указано в Постановлении Правительства №584, с 2020 года именно профстандарты необходимы для организаций государственного сектора.
Слесарь по ремонту автомобилей (1-7 разряд)
Курс обучения слесарей по ремонту автомобилей включает следующие информационные блоки:
- требования охраны труда, пожарной безопасности при ремонте автомобильной техники;
- основы электротехники;
- правила использования необходимых материалов и инструментов в ходе выполнения работ;
- порядок организации и выполнения осмотра, технического обслуживания и устранения неполадок автомобильного транспорта;
- устройство разных типов и моделей автомобилей;
- порядок организации и выполнения технических измерений и слесарных работ;
- список распространённых неполадок и пути их устранения.
Организация подготовки
В нашем учебном центре Вы можете пройти:
- первичное обучение на 1-ый разряд (профподготовку);
- повышение квалификации на 2-7 разряды;
- повторное обучение по истечении срока действия удостоверения.
Документ по окончании обучения
Слушатели, успешно завершившие занятия по программе «Слесарь по ремонту автомобилей (1-7 разряд)», получают удостоверение о повышении квалификации.
Почему так важно пройти обучение?
Согласно требованиям типовой Должностной инструкции «Слесарь по ремонту автомобилей» и Единому Тарифно-Квалификационному справочнику, лица, ответственные организацию и проведение работ по ремонту автомобильной техники, должны иметь профильное образование.
- На должностных лиц в размере 15 000 — 25 000 рублей
- На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере 15 000 – 25 000 рублей
- На юридических лиц в размере 110 000 — 130 000 рублей
Преподаватели
Копытов Иван Сергеевич
Образование: Калужский машиностроительный техникум, специальность «Слесарь-сборщик». По окончании обучения поступил на работу в АО «Калугапутьмаш» по специальности, в ходе работы освоил еще четыре смежные профессии. В настоящее время работает мастером цеха Петербургского машиностроительного завода.
В ходе своей трудовой карьеры неоднократно награждался грамотами и званиями «Работник года». Имеет звание Почетного работника машиностроения и нагрудный знак «Лучший машиностроитель-2015». С нашим центром сотрудничает в качестве внештатного преподавателя с 2014 года.
Лепетов Семен Сергеевич
Образование: Липецкий политехнический техникум, специальность «Автомеханик». Поступил на работу в Липецкое автотранспортное предприятие еще в процессе обучения, позднее переехал в Санкт-Петербург и организовал собственную станцию технического обслуживания. Сейчас является владельцем сети, включающей двенадцать предприятий в различных районах города и области.
Проводит практические занятия для студентов по специальностям, связанным с механикой, в ГОУ «Техникум «Автосервис». Также ведет занятия в качестве внештатного преподавателя в нашем центре с 2016 года.
Отзывы
Получал первичную подготовку на облицовщика-плиточника. После обучения успешно сдал экзамен и получил второй разряд, подтвержденный удостоверением. Остался в восторге от профессионализма преподавателей! Спасибо Вам.
Я дистанционно проходила повышение квалификации по профессии оператор котельной. Очень понравилась систематизация информации, грамотная подача ученикам, научилась более качественному оформлению необходимых документов.
Нужно было продлить действие профессионального удостоверения, выбрал этот учебный центр. Прослушал лекции, сдал экзамен и обновил свой документ. Благодарю замечательных учителей, способных найти подход к любому человеку.
По результатам обучения на кровельщика, работающего с пропан-бутаном, получил допуск к работе с газом и пожарный талон. Всю информацию преподнесли достойно, отвечали на вопросы, в связи с чем обучение получилось действительно качественным.
По привлекательной цене повысил свой разряд машиниста компрессорных установок до 4-го. Очень доступное и понятное обучение от преподавателей-профессионалов! Узнал о возможных причинах аварий и буду избегать их на практике.
Давно мечтала получить профессию термиста и нашла обучающие курсы в данном учебном центре. Осталась в восторге от соотношения цена/качества, возможность получать образование дистанционно и мастерства преподавателей!
Повышал квалификацию по сварочным работам. Получил 6-ой разряд и множество новой для себя, интересной информации. Успешно сдал экзамен и убедился, что преподаватели учебного центра действительно профессионалы. Спасибо!
Повторно обучался профессии наладчик сварочного оборудования, сумел оценить грамотно налаженную систему обучения. Вся информация была крайне структурированная, умело поданная замечательными преподавателями. Удостоверение подтвердил.
Имею среднее профессиональное образование, решил пройти обучение на машиниста экскаватора в данном центре, в результате которого получил разряд по новой профессии. Благодарю учителей за информацию, которая поможет мне на новой работе.
Я получил здесь максимально возможный разряд жестянщика и хочу поблагодарить отличных преподавателей-специалистов за то, что сделали из меня профессионала! Мне очень понравилось обучаться у Вас, цена соответствует качеству.
Курс обучения на слесаря по ремонту автомобилей в России (1-6 разряд)
Обучение на слесаря по ремонту автомобилей – обязательное требование к специалистам, которые занимаются техническим обслуживанием, ремонтом и регулировкой узлов, агрегатов и мехатронных систем автомобиля (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.10.2014 N 715н). Курс рекомендован специалистам как дополнительное профессиональное образование, но на его основе можно также повышать квалификацию.
Информация о курсе
Узнать сроки и стоимость обучения или звоните 8 800 555-93-71 (бесплатно по РФ)
Что включает в себя обучение слесаря по ремонту оборудования?
Обучение рабочей профессии с выдачей удостоверения слесаря по ремонту автомобилей позволяет подробно изучить современные методы оценки исправности функционирования систем, узлов и агрегатов автомобиля; способы ремонта и замены неисправных деталей и узлов, а также применения соответствующих инструментов и оборудования при проверке работоспособности систем, узлов и агрегатов автомобиля.
Курс позволяет получить удостоверение слесаря по ремонту автомобилей 1-6 разрядов. В нем рассматривается широкий круг вопросов, которые позволяют соискателю сразу приступить к работе по специальности после окончания обучения:
- подготовка оборудования, инструментов, рабочего места и слесарная обработка деталей;
- сборка, регулировка, смазка и испытание узлов и механизмов низкой категории сложности механической, гидравлической, пневматической частей изделий машиностроения;
- перемещение крупногабаритных деталей, узлов и оборудования с использованием грузоподъемных механизмов;
- регулировка и испытания узлов и механизмов высокой категории сложности механической, гидравлической, пневматической частей изделий машиностроения.
Важный момент! В зависимости от присваиваемого слушателю разряда, сроки проведения теоретических и практических занятий могут варьироваться.
Программа обучения Слесарь по ремонту автомобилей охватывает такие вопросы теоретического и практического характера:
Аттестация рабочего места слесаря
В широком понятии, слесарь – это специалист по обслуживанию механического оборудования или его наладки с помощью применения слесарных инструментов на производстве и в быту. Слесарь-инструментальщик, слесарь-монтажник, слесарь-сборщик, слесарь-ремонтник, слесарь-наладчик, автослесарь, слесарь-сантехник. Профессия слесаря, как мы видим, довольно многопланова. Специализация каждого работника определяется на основе диапазона выполняемых работ.
Слесарное дело является востребованным практически во всех отраслях производства (машиностроении, судостроении, приборостроении), слесарных ремонтных мастерских, в жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д. Им приходится выполнять сложные технологические операции, связанные со сборкой, монтажом, демонтажем, ремонтом всевозможного оборудования, машин, механизмов, устройств. Технологический процесс каждого слесаря, вне зависимости от специализации, сопровождается тремя основными этапами: подготовительный, основной, вспомогательный.
На первом этапе происходит знакомство с техническими характеристиками объекта, определение и подбор необходимого материала, подготовка рабочего места и инструментов, которые необходимы для выполнения последующих операций. На основном этапе выполняются основные операции по наладке, изготовлению оборудований, изделий (шлифование, резание, нарезание, полировка и др.). Вспомогательный этап подразумевает разметку, измерение, закрепление обрабатываемых изделий, правку, пайку, склеивание, сварку, тепловую обработку и т.д.
Слесарное дело является сложным, поэтому представители данной профессии должны сочетать одновременно физическую силу с устойчивым вниманием и техническим мышлением. Для того, чтобы выполнять слесарные работы, работник должен владеть в совершенстве технологическими процессами, знать принципы работы оборудования, машин, станков.
В связи со спецификой выполняемых операций, работу слесаря нельзя назвать безопасной. Из-за использования в работе режущих, ударных и иных инструментов, возникают различные ситуации, которые могут нанести значительный вред здоровью работника. Например, у работников с металлом возможны такие производственные травмы, как ожоги, порезы, поражение глаз осколками или стружками металла, поражение электрическим током. Для того, чтобы предотвратить травмы на производстве, важно соблюдать все меры безопасности. Но не менее важным также является создание условий вокруг работника, благодаря которым риск угрозы значительно снижается. Одним из таких методов является аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.). Процесс подразумевает в себе объективную оценку существующих условий труда, анализ трудового процесса, выявление вредных, опасных факторов, которые могут составлять угрозу здоровью и жизни работника. АРМ направлена не только на выявление всевозможных несоответствий соблюдения норм охраны труда, но и на последующее улучшение условий труда работника.
В соответствии с порядком проведения АРМ, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года №342, аттестация проводится работодателем совместно с аттестующей организацией.
Для того, чтобы провести АРМ слесаря, необходимо определить участок, на котором он выполняет свои работы. Рабочее место слесаря может находиться на слесарном участке цеха, а иногда иметь передвижной характер работ. Последнее относится больше к слесарям-сантехникам, которые не имеют строго закрепленного рабочего места. Их работа характеризуется мобильностью передвижения от одного объекта работы к другому. При аттестации таким местам уделяется отдельное внимание, потому как их оценка производится не по общей схеме. Анализ будет проводиться экспертным путем на основании локальных нормативных актов, опроса работников, руководителей подразделений. Слесари-сантехники задействованы по большей мере в сферах жилищно-коммунального хозяйства. Им приходится производить ремонтные работы водосточных и канализационных систем, расположенных на разных участках жилых домов, прилегающих территорий.
Каждый из нас имеет полное право на работу в безопасных условиях труда, вне зависимости от сложности выполнения технологических операций. Ответственными за их создание являются работодатели. Аттестация же выступает одной из основных форм контроля, с помощью которой удается выявить все изменения и несоответствия в организации производственного процесса.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Аттестация автослесаря
Короткий тест-билет по вопросам для тестирования по профессии: «Слесарь по ремонту автомобилей». Направлен на проверку знаний и навыков. Случайный порядок вопросов позволяет провести тестирование в полном объеме.
Короткий тест-билет по вопросам для тестирования по профессии: «Слесарь по ремонту автомобилей». Неисправности системы выпуска, повреждения двигателя, физические величины, контрольные приборы, запуск двигателя.
Экспресс тест для слесаря по ремонту автомобилей — противотуманные фары, поможет вам проверить ваши знания. Затронутые вопросы: распространение света, режимы работы, направление светового потока, устройство, установка.
Проверка базовых знаний, приемов выполнения работ, причины перегрева двигателя, текущем ремонте системы охлаждения транспортного средства, признаки исправности.
Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей
Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей — документ, который в последнее время вызывает повышенный интерес у ряда работодателей и работников. Что собой представляет этот профстандарт и каковы особенности его применения, вы узнаете из нашей статьи.
О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей
Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста — это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.
Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:
1. Общие положения.
2. Трудовые функции, входящие в профстандарт.
3. Характеристика трудовых функций.
4. Сведения об организациях, разработавших профстандарт.
Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Существует лишь проект приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта «Автомеханик»», который еще не принят. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.
Такими стандартами сейчас можно назвать:
- профессиональный стандарт слесаря-электрика (утв. приказом Минтруда № 646н от 17.09.2014);
- профессиональный стандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля (утв. приказом Минтруда № 877н от 11.11.2014).
Уровни квалификации для работников
Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:
- перечисление полномочий и ответственности работника;
- характеристику умений и знаний;
- пути достижения уровня квалификации (т. е. образование и опыт работы).
Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.
В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:
- 3 уровень требует обучения по основным профпрограммам или программам переподготовки рабочих и служащих длительностью до года;
- 4 уровень предполагает среднее профобразование или обучение по программам подготовки/переподготовки специалистов;
- для 5 уровня квалификации необходимо среднее профильное образование либо обучение по основным программам подготовки/переподготовки специалистов и прохождение дополнительных профпрограмм;
- чтобы работать в должности, соответствующей 6 уровню квалификации, требуется высшее образование (бакалавриат) либо среднее профессиональное и подготовка на дополнительных курсах;
- 7 уровню квалификации соответствует высшее образование (магистратура или специалитет) и возможное окончание дополнительных курсов по специальности.
Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.
Профстандарт слесаря-электрика
Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.
Профстандарт содержит 4 трудовые функции:
1. Обслуживание и ремонт простых электроцепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин. Требуемый уровень квалификации специалиста — 3. Опыта работы не требуется.
2. Техобслуживание и ремонт сложных электроцепей, узлов, электроаппаратов и электромашин, а также связанных с ними механизмов, их отладка и испытание. Необходимый уровень квалификации — 4. Требуется стаж работы от полугода в должности слесаря-электрика 3 разряда.
3. Проведение испытаний и проверок на точность сложного электромеханического оборудования, ремонт устройств силовой электрики требует 4 уровня квалификации и не менее года работы в должности слесаря-электрика 5 разряда.
4. Техобслуживание, ремонт и отладка устройств информационной электроники. Необходим 4 уровень квалификации с опытом работы от года в должности слесаря-электрика 5 разряда.
Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.
Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля
Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:
1. Проведение сборки, проверки и регулировки агрегатов и систем автомобилей. Требуется 3 уровень квалификации без опыта работы.
2. Деятельность по контролю за технологическим процессом сборки агрегатов и автомобиля. Требуется 4 уровень квалификации без опыта работы.
Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.
Особенности применения профессионального стандарта
Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:
- если об этом прямо указано в трудовом или ином законодательстве;
- если работа в определенной должности является основанием для получения каких-либо льгот и прочих преференций.
В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.
Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.
Материал подготовлен: ХАБПрофстандарт
Профстандарт по профессии слесарь по ремонту автомобилей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.