ПРОФСТАНДАРТ КОНТРОЛЕРА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2023 И ПРОФДЕКОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОСТОЯНИЕМ ТРАНСПОРТА

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре”.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 апреля 2015 г. Регистрационный N 37055

Профессиональный стандартСпециалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 марта 2015 г. N 187н)

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Определение соответствия требованиям безопасности технического состояния транспортных средств

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.1.4. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

3.2.1. Трудовая функция

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

3.2.4. Трудовая функция

3.2.5. Трудовая функция

3.2.6. Трудовая функция

3.2.7. Трудовая функция

3.2.8. Трудовая функция

3.2.9. Трудовая функция

3.2.10. Трудовая функция

3.3. Обобщенная трудовая функция

3.3.1. Трудовая функция

3.3.2. Трудовая функция

3.3.3. Трудовая функция

3.3.4. Трудовая функция

3.4. Обобщенная трудовая функция

3.4.1. Трудовая функция

3.4.2. Трудовая функция

3.4.3. Трудовая функция

3.4.4. Трудовая функция

3.4.5. Трудовая функция

3.4.6. Трудовая функция

3.4.7. Трудовая функция

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

*

Общероссийский классификатор занятий.

*

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*

Единый классификатор должностей руководителей, специалистов и других служащих.

*

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

*

Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Утвержден профессиональный стандарт специалиста по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре.

В нем дана характеристика трудовых функций в зависимости от уровня квалификации (выполняемые трудовые действия, необходимые умения и знания). Приведены требования к образованию и обучению, опыту работы. Указаны особые условия допуска к работе.

Основная цель профессиональной деятельности данного специалиста – определение соответствия требованиям безопасности технического состояния транспортных средств.

Профстандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Его также могут использовать организации профобразования при разработке профессиональных образовательных программ.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 марта 2015 г. N 187н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре”

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 5 мая 2015 г.

Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств используется работодателем как дополнение к трудовому договору, в котором раскрывается понятие «трудовая функция». Статья 57 ТК регулирует содержание трудового договора, но не прописывает порядок подробного разъяснения сотруднику его полномочий и обязанностей. Для решения этой проблемы и используют должностную инструкцию, которая сейчас входит в типовой пакет трудовой документации практически у любого работодателя.

Образец должностной инструкции контролера технического состояния автотранспортных средств

Контролер может быть привлечен к ответственности при следующих обстоятельствах:

Права

Для обеих сторон должностная инструкция позволяет повысить эффективность рабочих взаимоотношений и снизить вероятность конфликтов. Опираясь на её содержимое, стороны могут спокойно взаимодействовать, что особенно важно в больших компаниях со множеством работников.

Для нанимателя документ необходим как средство подробного разъяснения пунктов трудового договора.

Сотруднику документ позволяет яснее понять спектр его должностных обязанностей и определить права, которыми он наделен на работе.

Также нужно упомянуть, что инструкция, как правовой документ, может использоваться в юридических и трудовых баталиях.

Основные принципы составления документа

В ТК нет положений о должностной инструкции. Поэтому наниматели могут адаптировать её содержание под свои нужды, при условии, что она не противоречит разделам трудового договора. Что касается формы инструкции, то используются определённые установившиеся правила. Так, стандартный документ содержит следующие положения:

К этим типовым разделам наниматели часто добавляют:

Чем больше компания-работодатель, тем популярнее включение дополнительных частей. Причина — множество сотрудников и многообразие их функций. Проще расписать все рабочие моменты в должностной инструкции, а не объяснять их каждому сотруднику в индивидуальном порядке.

Общие положения

Начальная часть, в которой даны базовые для специалиста положения. Здесь поясняются следующие параметры:

Внимание! Если от контролера требуется доскональное знание техники определенной марки, то нужно отдельно написать об этом в списке требуемых навыков.

Функции

Эта часть посвящена перечислению обязанностей, которые возложены на специалиста. Типовые функции, которые нужны для позиции контролера, прямо прописаны в соответствующих постановлениях Минтранса. К ним можно добавить и некоторые второстепенные, при условии, что они не мешают в выполнении специалистом его основных обязанностей.

Внимание! Необходимость данной должности обусловлена Приказами Минтранса №296 от 08 августа 2018 года и №141 от 06 апреля 2017 года. А основные требования к квалификации и навыкам работника на этой позиции изложены в Приказе Минтранса №287 от 28 сентября 2015 года.

В этой части перечислены несколько основных возможных нарушений, за которые может быть наказан сотрудник. Меры наказания описывают в общей форме, поскольку конкретная ответственность может быть определена лишь в ходе судебных и досудебных разбирательств, где будут выясняться все конкретные нюансы.

В данной части для любых профильных специалистов содержатся несколько типовых прав: на получение данных, на получение условий, необходимых для нормальной работы и т.д. Для профессии контролера рекомендуется отдельно упомянуть право на принятие мер, необходимых для профилактики нарушений. Это значит, что при обнаружении нарушений в машине он может просто не выпустить её на трассу. Также лучше отдельно упомянуть право на ведение специального регистрационного журнала, где отображаются результаты предварительной проверки машины. Включение этих прав базируется на Приказе Минтранса №296 от 08 августа 2018.

Для контролера транспортных средств, чью позицию описывают специальные приказы Минтранса, очень важно составить качественную должностную инструкцию, чьи положения не противоречат рекомендуемым нормам. В противном случае компания-работодатель, если возникнет аварийная ситуация, может быть привлечена к дополнительной ответственности. Поэтому текст инструкции должен обязательно согласовываться с юристом и другими специалистами. Только после данного согласования документ можно отдавать директору компании. Далее инструкция распечатывается с соблюдением всех требуемых атрибутов официального документа, и с ней знакомится сам сотрудник в процессе приема на работу. Окончательным этапом введения должностной инструкции в действие является её подписание руководителем компании, специалистами, с которыми согласовывалось данное назначение, и самим контролером автотранспортных средств.

Профессиональный стандарт контролера технического состояния автотранспортных средств предназначен для определения его нагрузки и аспектов квалификации. Он помогает организации не только усовершенствовать кадровую документацию, но и избежать конфликтов с представителями таких контролирующих инстанций, как Роструд и ФНС.

Нормативные аспекты профстандарта

После принятия в 2015-м году Федерального закона №122-ФЗ профстандарты стали активно внедряться в госсектор и бизнес-практику. На основании данного ФЗ:

В результате опубликования вышеперечисленных актов профстандарты обязательны:

В других ситуациях они применяются в добровольном формате, обеспечивая компаниям-нанимателям следующие возможности:

Внимание! Для получения данных возможностей также можно задействовать традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС. Они сохраняют актуальность и могут применяться наряду с профстандартами.

Основные параметры профстандарта контролера технического состояния автотранспортных средств

Основные параметры деятельности контролера технического состояния автотранспортных средств описаны в профстандарте 33.005, утвержденном в 2015-м году. Он включает четыре части.

В начальном разделе идут общие сведения: вид, цели и группа профессиональной деятельности по ОКВЭД и ОКЗ.

Во второй части дана краткая характеристика четырех обобщенных трудовых функций, лежащих в основе профессии, а также 25 их составляющих – простых должностных функций.

Например, обобщенная функция по обеспечению контроля состояния транспортных единиц с помощью соответствующих средств диагностики включает 10 составляющих: их идентификация, составление документов на осуществление проверки и т.п.

Наиболее значим третий раздел, где присутствуют детальные характеристики всех функций и составляющих.

Для каждой обобщенной функции даны следующие характеристики:

Так, для функции выполнения вспомогательных операций по проверке технического состояния транспортных единиц дана следующая информация:

Для составляющих указаны:

Так, для составляющей «Подготовка к эксплуатации средств технического диагностирования» указаны:

В заключительной части документа дана информация о его организациях-разработчиках.

Внимание! Дополнительные профессиональные аспекты, не разобранные в документе, – права, льготы, параметры трудового взаимодействия – отдельно описывают в должностной инструкции.

Этапы внедрения профстандартов

Грамотное внедрение профстандартов требует соблюдения определенного порядка действий:

В результате данных преобразований руководство организации получит мощные инструменты контроля качества работы сотрудников и их уровня. Так, если контролер технического состояния автотранспортных средств не отвечает новым параметрам, прописанным в профстандарте, то его можно направить на дополнительное обучение. Также можно корректно, с правовой точки зрения, отсеивать претендентов или проводить переаттестацию работников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *